Соблюдение нормативной базы - правомерные действия организации по закупке средств гигиены на основании счетов-заявок
Закупаем средства гигиены по рамочному договору на основании счетов-заявок. Суммы каждого счета - до 100 тыс руб. Общая сумма счетов - более 100 тыс. руб. Информацию о закупках не размещаем, считая каждый счет отдельной закупкой. Вопрос: Правильны ли действия организации, или сумма закупки по договору должна суммироваться? Возможно привлечение организации к ответственности?
Что за загадки? Вы - госучреждение? Тогда неправильно и контролирующие органы Вас не поймут
СпроситьОдин момент. Закупки до 100 тыс. руб проводятся без размещения. Если имеются договоры и счета на сумму не превыш. 100 тыс. руб. каждый, их в течение месяца несколько по одному поставщику и оплату мы проводим поставщику сразу по нескольким счетам, т.е платежка будет на сумму н-р 200 или 300 тыс. Не является ли это нарушением и не квалифицируется ли это как сделка свыше 100 тыс. руб. ? Или здесь важен договор и счет чтобы были не более 100 тыс.? Или платежное поручение тоже должно быть только на сумму одного договора?
Это нарушение. Согласно Закону N 44-ФЗ любые заказчики могут осуществить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если сумма контракта составляет не более 100 тыс. руб. и совокупный объем таких сделок не превышает 5 процентов от предусмотренных в плане-графике средств на все закупки заказчика, но не более 50 млн руб. в год. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Спросить. Если имеются договоры и счета на сумму не превыш. 100 тыс. руб. каждый, их в течение месяца несколько по одному поставщику и оплату мы проводим поставщику сразу по нескольким счетам, т.е платежка будет на сумму н-р 200 или 300 тыс. Не является ли это нарушением и не квалифицируется ли это как сделка свыше 100 тыс. руб. ?
---Ольга. здесь важно о чём договор. если вы их заключаете по одной и той же продукции (допусти канцтовары) то в одном месяце они у вас не пройдут свыше 100000 , и наоборот. если продукция разная. то пройдут.
СпроситьВ соответствии с п. 15, ст. 4 223-ФЗ Вы можете проводить закупки до 100 тыс. руб. без опубликования информации по этой закупке на общероссийском официальном сайте. Стоимость закупки по договору в таком случае не должна быть выше 100 тыс. руб.
Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. По одному счету. П.15,ст.4, 223-ФЗ.
СпроситьОльга, здравствуйте! Надеюсь, Вам это поможет. Закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя как способ определения контрагента
Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе» предусматривает целый перечень конкурентных способов осуществления закупок за государственные средства, применение которых зависит от конкретных условий и предмета закупки. Отличным, «неконкурентным», способом определения контрагента по контракту является проведение закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Именно данному варианту осуществления закупки, условиям и порядку его проведения, преимуществам и недостаткам посвящен настоящий материал.
Понятие закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя
Анализируя части 1, 2 статьи 24, статью 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе», можно прийти к выводу, что под закупкой у единственного контрагента понимается предложение заказчика о заключении контракта о приобретении товаров, работ или услуг за государственные средства, адресованное конкретному физическому или юридическому лицу. Иными словами, закупая товары, работы, услуги таким способом заказчику в отличие от проведения закупки конкурентными способами, не требуется осуществлять формальную процедуру выбора конкретного подрядчика, поставщика, исполнителя из нескольких полученных предложений, т.е. по сути, отсутствует процесс определения победителя.
Случаи проведения закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя
В первую очередь стоит отметить тот факт, что проведение закупки у единственного контрагента рассматривается действующим российским законодательством по общему правилу не как обязанность, а как право заказчика. Исключениями являются случаи, прописанные в пунктах 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе», когда закупка у единственного контрагента проводится после признания несостоявшимся проведение отдельных конкурентных способов определения поставщика, подрядчика, исполнителя (подробнее ниже).
Вообще Законом N 44-ФЗ «О контрактной системе» установлено 34 случая, когда возможно осуществление закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Наиболее актуальным и широко применимыми случаями являются ситуации, когда предполагаемая цена контракта невелика.
Так, действующее законодательство устанавливает максимально допустимую цену по такому контракту в 100 тысяч рублей.
Вместе с тем существует условие, согласно которому совокупный объем таких закупок не должен быть более 5% общего годового объема, предусмотренного соответствующим планом-графиком заказчика, а также не должен превышать 50 миллионов рублей.
Надо сказать, что названные ограничения относительно предельных назначений не распространяются, если закупка осуществляется в целях удовлетворения нужд сельских поселений. Следовательно, можно сделать вывод, что закупка у единственного участника для многих заказчиков является наиболее рациональным и удобным способом определения контрагента, если требуется закупить небольшой объем товаров, работ и услуг.
Обратите внимание, что по сравнению с редакцией Закона N 94-ФЗ, действующей до января 2014 года, в Законе № 44-ФЗ «О контрактной системе» не установлено никаких ограничений в части одноименных товаров, работ, услуг при условии их закупки у единственного контрагента. В ранее действующей редакции закона существовала норма, по которой запрещалось в течение квартала производить закупку одноименных товаров, работ или услуг на сумму более 100 тысяч рублей.
Например, в январе 2014 года заказчиком был заключен контракт на оказание услуг по ремонту компьютерной техники на 80 тысяч рублей. По Закону № 94-ФЗ он бы имел право заключить в феврале 2014 года еще один аналогичный контракт, однако на сумму, не превышающую 20 тысяч рублей. Тогда как по нормам действующего Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе» сумма контракта на оказание услуг по ремонту компьютерной техники в феврале 2014 года может быть не более 100 тысяч рублей, несмотря на то, что в январе уже закуплены одноименные услуги на 80 тысяч рублей.
Ключевым условием в данном случае является лишь соблюдение установленных ограничений по объему закупки – не более 5% от годовой «закупочной» суммы и не более 50 миллион рублей для закупки у единственного участника.
Наряду с рассмотренным выше «ценовым» условием, позволяющим произвести закупку у единственного контрагента, Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе» установлен ряд других возможностей получить требуемые товары, работы и услуги максимально упрощенным методом. Из большого перечня предусмотренных случаев закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя можно сформировать несколько основных групп.
Закупки после признания несостоявшимися отдельных конкурентных процедур:
закупка товаров, работ, услуг в случае признания несостоявшейся процедуры определения контрагента одним их закрытых способов. В таком случае заказчик должен принять решение о закупке у единственного участника, а также согласовать его с соответствующим уполномоченным органом. Контракт заключается на условиях, отраженных в закупочной документации, а его цена не должна быть выше начальной цены, указанной заказчиком в документации (пункт 24 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
закупка товаров, работ, услуг после признания несостоявшимися открытого конкурса, электронного конкурса, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, конкурса с ограниченным участием, а также запроса котировок и запроса предложений.
В зависимости от целей производимой закупки решение заказчика о заключении контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем также должно быть согласовано с уполномоченными государственными или муниципальными органами. Контракт заключается на условиях, отраженных в документации несостоявшейся закупке и по цене, не превышающей изначально предусмотренную заказчиком (пункт 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
Причем в обоих названных случаях единственным контрагентом, с которым заключается контракт, является участник несостоявшейся процедуры, чья заявка отвечает потребностям заказчика, и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Закупки в области ремонта и содержания имущества, а также строительства, приобретения и аренды недвижимости:
закупка коммуникационных услуг, в частности связанных с водоотведением и водоснабжением, поставкой тепла и газа (исключение составляет приобретение сжиженного газа), с подключением к уже имеющимся инженерно-техническим сетям по регулируемым тарифам (пункт 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
контракты о закупке услуг, связанных с проведением авторского контроля в процессе строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства, а также при разработке проектной документации. Сюда же относятся услуги по проведению авторского надзора при работах, выполнение которых направлено на сохранение памятников истории и культуры народов РФ (пункт 19 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
контракты о закупке услуг, связанных с управлением многоквартирными домами, если помещения в таких домах являются частной, государственной либо муниципальной собственностью и существует соответствующее решение собственников этих помещений или решение по результатам проведенного органом местного самоуправления конкурса (пункт 22 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
контракты о закупке услуг, направленных на содержание и ремонт нежилых помещений, которые принадлежат заказчику на праве оперативного управления или безвозмездного пользования. При этом существует дополнительное условие, согласно которому в момент заключения контракта аналогичные услуги уже должны оказываться одному или нескольким иным лицам (заказчикам). И данные лица пользуются нежилыми помещениями в том же здании, где расположены полученные заказчиком на праве оперативного управления или безвозмездного пользования помещения (пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
заключение с гарантирующим поставщиком договора купли–продажи электроэнергии или договора энергоснабжения (пункт 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
заключение контракта, по которому в целях обеспечения федеральных, муниципальных и нужд субъектов РФ осуществляется приобретение строений, сооружений и нежилых зданий, которые были определены как объекты закупки в процессе подготовки и реализации программ бюджетного инвестирования и субсидирования (пункт 31 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
заключение контрактов аренды заказчиками сооружений, строений, нежилых зданий и помещений в зданиях с целью обеспечения федеральных, муниципальных, а также нужд субъектов РФ, которые отражены в соответствующих правовых актах Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления (пункт 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»).
Закупки в области спорта, культуры, образования, науки:
закупки, осуществляемые государственными и муниципальными организациями, занимающимися образовательной деятельностью, учреждениями культуры, целью которых является сохранение и популяризация объектов культурного наследия, а также рядом других субъектов государственной и муниципальной собственности, в частности зоопарками, цирками, музеями, библиотеками, архивами, клубами, домами и дворцами культуры, заповедниками, театрами, кинотеатрами, национальными, природными и ландшафтными парками, учреждениями, занимающимися концертной, телерадиовещательной деятельностью. При этом сумма контракта по таким закупкам не должна быть более 400 тысяч рублей, а совокупный объем закупок у единственного контрагента по данным основаниям должен быть максимум 50% от предусмотренного в ежегодном плане-графике закупок объема, но при этом разрешается использовать не более 20 миллионов рублей (пункт 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
контракты о поставке культурных ценностей разнообразного характера (музейных коллекций, архивных документов, рукописей, ценных изданий и других предметов, имеющих для государства культурное, художественной, историческое значение), направляемых для пополнения государственных музеев, библиотек, архивов и различных государственных фондов (пункт 10 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
контракты о закупке произведений искусства и литературы, исполнений и фонограмм конкретных авторов, исполнителей, изготовителей у лиц, имеющих исключительные права на такие объекты интеллектуальной собственности. Исключение составляет закупка кинопроектов для их проката (пункт 13 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
научным организациям государственной и муниципальным собственности доступа к различным электронным изданиям с целью обеспечения деятельности таких учреждений и организаций. Равно как закупка непосредственно печатных или же электронных изданий конкретных авторов у издателей, имеющих исключительные права на их использование (пункт 14 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
заключение контрактов об оказании услуг посещения театров, кинотеатров, музеев, выставок, цирка, зоопарков, различных концертов или мероприятий спортивного характера (пункт 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
закупка услуг относительно предоставления образовательным учреждениям, библиотекам,
заключение образовательными, культурными, музейными, телерадиовещательными, развлекательными, природоведческими государственными и муниципальными организациями и учреждениями контрактов на создание, исполнение произведений искусства, изготовление и поставку костюмов, декораций, театрального реквизита, сценической мебели, грима и прочих вещей, необходимых для создания, исполнения произведений (пункт 17 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
закупка услуг, связанных с продажей и распространением входных билетов и абонементов, предоставляющих право посещения мероприятий театрально-зрелищного, культурно-просветительного и зрелищно-развлекательного характера, равно как реализация экскурсионных билетов и экскурсионных путевок (пункт 18 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
закупка услуг, связанных с участием в различных культурных мероприятий (фестивали, концерты, представления, гастроли и прочие) при наличии соответствующих приглашений, включая услуги по обеспечению проезда, транспортного обслуживания, обеспечения жильем и питанием (пункт 26 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
контракты на закупку экскурсоводческих и преподавательских услуг (пункт 33 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»).
Закупки в области медицины и в сфере ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций:
закупка услуг, связных с хранением и транспортировкой наркотических и психотропных препаратов (пункт 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
закупка определенных категорий товаров, работ, услуг необходимость в которых возникла ввиду случившихся природных или техногенных чрезвычайных ситуаций, а также товаров, необходимых для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи, в том числе в случаях лечения российских граждан за пределами страны. Однако закупаемые товары, работы, услуги не должны содержаться в утвержденном Правительством РФ № 1765-р от 30.09.2013 года Перечне, а также использование других вариантов закупки нецелесообразно ввиду длительности их проведения. При этом контракт заключается на то количество товаров тот объем работ, услуг, которые требуются для ликвидации имеющихся аварийных последствий (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
закупка лекарственных препаратов, предназначенных пациенту (пациентам) при наличии соответствующих медицинских показаний решением соответствующей врачебной комиссии. Закупаемого объема таких лекарств должно быть достаточно на срок, необходимый заказчику для проведения закупки остального объема таких лекарств путем запроса предложений.
При этом цена контракта, заключаемого с единственным участником по данному условию, не должна превышать 200 тысяч рублей (пункт 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
контракты, заключаемые в связи с признанием несостоявшейся закупки, приводимой путем запроса предложений согласно статье 83 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе», предметом которых является лечение российских граждан за пределами страны (пункт 34 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»).
Закупки в области государственного управления и военной сфере
контракты, предметом которых являются работы, связанные с мобилизационной подготовкой (пункт 3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
контракты о закупке работ или услуг, оказание или выполнение которых возложено соответствующими нормативно-правовыми актами исключительно на органы государственной исполнительной власти либо подведомственные им учреждения, на государственные унитарные предприятия (пункт 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
контракты о закупке военной техники и вооружения у соответствующих поставщиков, включенных в соответствующий реестр и только в случае отсутствия российских аналогов закупаемого вооружения и техники (пункт 7 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
закупка товаров, работ и услуг, направленных на реализацию визитов различных иностранных делегация, в частности глав и представителей иностранных государств, правительств, парламентов, руководителей организаций международного уровня и т.п. (пункт 20 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
закупка товаров, работ и услуг, связанных с обеспечением деятельности объектов государственной охраны, в том числе при выездных мероприятиях Президента РФ, и представителей Правительства РФ. Речь идет о транспортном, бытовом обслуживании, предоставлении жилья и безопасного питания, эксплуатации компьютерного оборудования т.п. (пункт 21 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
закупка у единственного поставщика, проводимая на основании Распоряжения Правительства РФ и направленная на приобретение бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков, необходимых для проведения выборов и референдумов (пункт 30 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»).
Закупка у единственного участника в иных случаях:
контракты на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ, заключаемые с субъектами естественных монополий, обозначенных в Законе № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (пункт 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
закупка у единственного участника, проводимая на основании специально изданного указа, распоряжения, поручения Президента РФ, когда подрядчик, исполнитель, поставщик определены правительственным постановлением или распоряжением (пункт 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
контракты, предметом которых являются услуги по участию в проводимом для нужд сразу нескольких заказчиков мероприятии в случаях, когда контрагент определен иным заказчиком в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе», который и является организатором данного мероприятия (пункт 16 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
контракты, предметом которых являются услуги, оказываемые в случаях направления работников в служебные командировки (пункт 26 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
закупка товаров работ или услуг, которые производятся, выполняются или оказываются субъектами системы уголовно-исполнительных предприятий и учреждений. Перечень таких товаров, работ и услуг утвержден Постановлением Правительства РФ № 1292 от 26.12.2013 года (пункт 11 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
закупка при определенных условиях товаров (сырье, материалы, комплектующие детали), осуществляемая учреждениями, в функции которых входит исполнение наказаний, с целью трудоустройства осужденных и производства ими иных товаров или оказания услуг (пункт 12 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»).
Таким образом, закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя разрешено проводить исключительно в предусмотренных частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе» случаях. Если же необходимо произвести закупку товаров, работ, услуг и ситуация не соответствует ни одному из 34-х случаев заключения контракта с единственным контрагентом, при этом заказчик не обязан осуществлять закупку одним из закрытых способов или иным, конкретно оговоренным в Законе № 44-ФЗ «О контрактной системе», способом, то заказчик имеет право объявить открытый конкурс или электронный аукцион. В некоторых ситуациях допускается проведение закупки путем запроса котировок или предложений.
Чтобы найти наиболее оптимальный способ закупки в конкретной ситуации, можно ориентироваться на следующие рекомендации.
Если есть право закупки у единственного участника, то необходимо выбрать данный способ.
Если ключевым аспектом при закупке является цена контракта, то целесообразно проводить электронный аукцион или запрос котировок. При этом если имеется возможность проведения запроса котировок, то целесообразно выбирать именно данный способ.
Если же выбор контрагента зависит не только от предлагаемой им цены, но и от иных критериев, в частотности квалификации, опыта, качества и прочих характеристик, то стоит проводить открытый конкурс или запрос предложений. При этом если имеется возможность проведения запроса предложений, то целесообразно выбирать именно данный способ.
Практические примеры правомерности заключения контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем
Рассмотрим несколько ситуаций касательно выбора в пользу закупки товаров, работ, услуг у единственного контрагента при необходимости устранения последствий аварий согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе» в призме правоприменительной практики Закона № 94-ФЗ.
№ п/п
Ситуация
Правильное решение
Обоснование решения
Практический аспект
1
Заказчиком заключен контракт с единственным подрядчиком для устранения последствий аварии ввиду действий непреодолимой силы на подведомственном ему объекте по истечении довольно длительного промежутка времени. Правомерны ли действия заказчика?
Действия заказчика неправомерны, если с момента аварии до момента заключения контракта было достаточно времени для проведения конкурентной процедуры закупки.
Условием заключения контракта с единственным подрядчиком на устранение последствий аварий является нецелесообразность применения иных способов ввиду длительности их проведения. В рассматриваемой ситуации требуется выполнение работ по ликвидации последствий аварии, имевшей место задолго до момента заключения контракта, значит, его заключение неправомерно.
Ключевым фактором в данном случае является срочность выполнения работ по устранению аварийных последствий. Арбитражные суды при принятии решений исходят из того, имел ли заказчик достаточно времени для проведения закупки одним из конкурентных способов.
2
Бюджетные средства для проведения закупки работ, направленных на ликвидацию аварийных последствий, выделены в конце финансового года, при этом времени для проведения «конкурентной» закупки до окончания финансового года недостаточно. Допустимо ли заключение контракта с единственным подрядчиком?
Заключение контракта с единственным подрядчиком не допускается.
Сам по себе недостаток времени для проведения закупки конкурентным способом не является основанием для заключения контракта с единственным подрядчиком, он не имеет признаков чрезвычайности и непредотвратимости. Закон предполагает возможность заключения такого контракта с единственным участником только в случае нецелесообразности проведения «конкурентной» закупки.
Контролирующими органами, в частности Минэкономразвития РФ и ФАС РФ, факт позднего поступления бюджетных средств не рассматривается в качестве обстоятельства непреодолимой силы и не принимается во внимание при проверках.
3
У заказчика имеются данные о том, что на подведомственном ему объекте возможно возникновение аварии или чрезвычайной ситуации. И во избежание таких ситуаций необходимо провести определенные работы. Можно ли рассмотреть такую ситуацию как обстоятельство непреодолимой силы и заключить контракт с единственным подрядчиком?
Заключать контракт запрещено.
Существует лишь возможность возникновения аварийной ситуации, следовательно, однозначно говорить о ее наступлении даже в будущем невозможно. При этом заключать контракт с единственным подрядчиком можно лишь для ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.
Судебная практика говорит о том, что на момент заключения контракта должно существовать обстоятельство непреодолимой силы, т.е. аварийная ситуация фактически должна произойти.
Плюсы и минусы заключения контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем
Как уже было отмечено, закупка у единственного участника является наиболее удобным, как в плане оформления, так и во временном аспекте способом закупки товаров работ и услуг, однако ее реализация возможна исключительно в предусмотренных законом случаях.
Так, основными преимуществами закупки у единственного контрагента являются следующие:
допустимо заключение контракта с физическим или юридическим лицом, которое известно заказчику;
практически полное отсутствие рисков нарушения процедуры закупки, в частности ввиду технических сбоев или несвоевременности выполнения тех или иных действий;
нет необходимости привлекать значительные кадровые и технические ресурсы для реализации закупки;
простота и высокая скорость проведения закупки товаров, работ, услуг в сравнении с конкурентными способами.
Однако существуют и некоторые негативные для заказчика стороны заключения контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, в частности:
ввиду отсутствия фактора конкуренции у заказчика минимальные возможности для снижения цены контракта и обеспечения наиболее выгодных и приемлемых условий его исполнения;
значительная степень риска возможных проверок со стороны контролирующих органов, что косвенно обусловлено предоставляемыми данным способом закупки возможностями для злоупотребления, например вариант сговора с контрагентом по определенным позициям.
Этапы проведения закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя
Процедуру закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя условно можно разделить на четыре этапа, которые рассмотрены в следующей таблице.
Номер этапа
Название этапа
Реализуемые мероприятия
Составляемые и издаваемые документы
Сроки для реализации мероприятий и составления документов
Этап № 1
Общая подготовка к проведению закупки у единственного контрагента
- организация заключения контракта с единственным контрагентом;
- поиск и выбор поставщика, подрядчика, исполнителя;
- согласование возможности проведения закупки у единственного участника (при необходимости);
- размещение извещения в единой информационной системе (в предусмотренных законом случаях).
- приказ заказчика о проведении закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя;
- обоснование о соответствии выбранного поставщика, подрядчика, исполнителя установленным законом и документацией о закупке требованиям;
- письмо о согласовании возможности проведения закупки у единственного участника.
До предполагаемой даты заключения контракта.
В случаях согласования – не позднее чем за 10 рабочих дней.
Этап № 2
Подготовка документов для проведения закупки у единственного контрагента
- разработка проекта контракта, заключаемого с единственным участником, его утверждение;
- составление отчета с обоснованием выбранного способа закупки;
- публикация извещения о закупке (при необходимости).
- проект контракта, заключаемого с единственным участником;
- расчет цены контракта, ее обоснование;
- отчет с обоснованием выбранного способа закупки;
- форма извещения о закупке у единственного контрагента (при необходимости).
До предполагаемой даты заключения контракта.
В случаях публикации извещения в единой информационной системе - не позднее чем за 5 дней.
Этап № 3
Заключение контракта с единственным контрагентом
- проведение проверки факта внесения выбранным контрагентом обеспечения исполнения контракта;
- подписание контракта с единственным подрядчиком, поставщиком, исполнителем.
- окончательный проект контракта, заключаемый с единственным подрядчиком, поставщиком, исполнителем.
Контракт подписывается в оговоренный заказчиком и выбранным контрагентом день.
Этап № 4
Уведомление о заключении контракта контролирующего органа (при необходимости)
- подготовка уведомления о проведении закупки у единственного контрагента;
- направление такого уведомления в адрес соответствующего контролирующего органа
- уведомление о проведении закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.
Уведомление должно быть направлено либо в день заключения контракта, либо в следующий рабочий день.
СпроситьПо 223-ФЗ выставили закупку как запрос котировок в электронной форме, но по старому положению о закупках было прописано что закупка не должна превышать 3 млн. руб, готовилось новое положение в итоге в извещении согласно мониторинга цен сумма превысилась на 300 т. руб, ценовые предложения были намного меньше суммы выставленной в извещении. В итоге договор заключили на сумму 2400 т.руб, теперь прокуратура усмотрела нарушение, как неправильный выбор закупки, что теперь делать.
Добрый день! Вам придется оспаривать решение Прокуратуры в суде. Штраф скорее всего она наложит. Или написать им письмо, что закупку планируете отменить и провести ее заново. Контракт расторгнуть по соглашению сторон.
С уважением.
СпроситьТема - Заключение договора на поставку канцелярских товаров Роскосмос с нарушением законодательства.
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" заключило договор на поставку канцелярских товаров.Как было установлено, закупка была совершена на основании собственного положения о закупках путем закупку у единственного поставщика (Положением предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика на сумму до 800 тыс руб). Цена договора 780 тыс руб. Антимонопольная служба посчитала такие действия нарушением Законодательства о контрактной системе, поскольку, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика может быть осуществлена на сумму, не превышающую 600 тыс руб. Кроме того, антимонопольным органом было установлено, что закупка была совершена с аффилированным юридическим лицом: руководителем организации, поставившей канцелярские товары, была супруга руководителя контрактной службы "Роскосмос".1. Выступая в роли юриста, которому поручено провести правовую экспертизу, составьте юридическое заключение по модели IRAC
В соответствии с положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ обучающийся должен самостоятельно учиться, учиться и учиться. А то постоянно будут казусы после... и неправомерные деяния...
СпроситьФедеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;
Согласно статьи 2 Семейного кодекса РФ Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет Порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
СпроситьЗдравствуйте Лилия!
Смотрим:
осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей.
Согласно the IRAC method of legal analysis, the "issue" is simply a legal question that must be answered:
Антимонопольная служба правомерно посчитала закупку из вопроса нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Что касается аффилированности, смотрим:
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
Таким образом, аффилированность из вопроса вашего по 44-ФЗ между заказчиком и участником не является препятствием для участия последнего в торгах, т.к. такое ограничение не прописано в ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Что согласуется с Письмом Министерства экономического развития РФ от 21 октября 2015 г. № Д 28 и-3099 “О разъяснениях положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ”.
Такое будет юридическое заключение по модели IRAC.
Надеюсь мой ответ вам полезен!
СпроситьЛидия, доброго дня Вам!
Юридическое заключение по модели IRAC - этот метод предполагает формулирование вопроса, далее приводится правило для ответа на него, анализируется применение выбранного правила и выносится заключение.
Вопрос - Правовой анализ сделки на поставку канцтоваров, с учетом того, что закупка произошла у аффилированного лица и оценка правовой позиции антимонопольного органа в связи с этим.
Правило-Ст. 93 п. 5 Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей;
Анализ
Федеральный Закон № 223 не ограничивает право заказчика осуществлять закупки товаров, работ, услуг у своих аффилированных лиц без проведения конкурентных процедур закупки, при этом должен быть установлен порядок закупки указанным способом.
В Письме Минэкономразвития РФ от 22.01.2016 № Д 28 и-87 указано:
что законодательство не запрещает закупки у аффилированных лиц. Нарушение антимонопольного законодательства может возникнуть только в случае, если заказчик преднамеренно ограничивает число участников закупки.
Кроме того, ФЗ N 223-ФЗ не ограничена предельная стоимость закупки у единственного поставщика. Заказчик самостоятельно определяет ее в положении о закупке в зависимости от масштаба хозяйственной деятельности, объема закупок и иных показателей.
С уважением!
СпроситьМы работаем по 223 ФЗ. Скажите пожалуйста мы приобретаем автомобиль по договору лизинга стоимостью 959000 руб. В положении о закупках у нас оговорена сумма до 1000000 руб. закупка у единственного поставщика. Должны ли мы размещать на сайте закупки гов какую либо информацию?
ст. 4 ФЗ-223
19. Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
Спроситьп. 15 ст. 4 ФЗ 223: " Не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей."
Таким образом, поскольку Ваша закупка больше указанных сумм, то размещение сведений на сайте обязательно.
СпроситьПоложили на счёт в банке под проценты определённую сумму, сейчас банк лишили лицензии, все действия со вкладами банк прекратил. На счету лежала сумма превышающая страховой взнос. Возможно ли будет вернуть всю сумму при плохом стечении обстоятельств? Что для этого необходимо сделать? " АСВ напоминает, что страховое возмещение выплачивается вкладчику в размере 100% суммы всех его счетов, но не более страховой суммы (1,4 млн. руб) в совокупности." Статья из последних новостей про Татфондбанк...
Если банк признают банкротом, то включайтесь в реестр требований кредитов и если будет имущество, то сможете получить свои деньги. Удачи Вам и всего самого наилучшего.
СпроситьВы же сами и верно ответили на вопрос. Более чем 1,4 миллиона рублей не вернете. Это называется "банковские риски". Все в пределах закона.
В Реестр Вас включат, но АСВ Вам более не выплатит. Почитайте нормы о банкротстве банков. Процедура особенная. Не такая, как у обычных предприятий.
СпроситьАвтономное учреждение, доля участия в котором субъекта РФ составляет 100%, имеет намерение заключить договор на оказание юридических услуг с индивидуальным предпринимателем на сумму 20000 рублей.
В соответствие с положением о закупках данного учреждения, закупка у единственного поставщика может осуществляться на сумму не более 5 млн. рублей, минимальную сумму закупки у единственного поставщика положение о закупках не устанавливает.
Обязательно ли учреждению при заключении указанного договора руководствоваться положениями закона 223-ФЗ от 18.07.2011 г. с соблюдением процедуры закупки у единственного поставщика, прописанной в положении о закупках?
В случае, если указанный договор будет заключен без учета требований 223-ФЗ, может ли ФАС наказать за нарушение законодательства о закупках?
СпроситьПри стоимости закупки до 100000 руб (Ваш случай, ст. 3) заключаете договор без опубликования извещения и проведения процедуры соответственно (если положение не ограничивает и не предусматривает проведение процедуры), с включением суммы в отчет. Если хотите закупить у единственного на 5 млн., то должно быть обоснование выбора способа и проведена процедура. Если нужна ЭТП - спрашивайте.
СпроситьМЫ МП. Планируем заключить договор с автостоянкой на 5 автомобилей.
Нам лучше делать договор на каждый автомобиль отдельно?
С учетом того, что данная закупка в рамках 223 фз. проводиться у единственного поставщика. Мне бы хотелось понять, если мы заключаем разные договора на стоянку автомобилей, будет ли суммироваться сумма по этим договорам как одноименная закупка. Просто если эта сумма суммируется в таком случае нам нет резона заключать договор на каждую машину.
Я понимаю что мы можем заключить договор. Я не могу понять если мы заключить пять договор с одним поставщиком на стоянку пяти автомобилей, будет ли сумма по пяти договорам суммироваться в одну как закупка у единственного поставщика.????
СпроситьХотим провести закупку по 223 фз - медосмотр работников. Цена закупки приблизительно 200 тыс. План-график не размещали, поэтому конкурентные способы закупки применять не будем. Будем осуществлять закупку у ед.поставщика. Однако, согласно положению, закупка у ед.поставщика осуществляется до 100 тыс. руб. Можем ли мы раздробить закупку на две, до 100 тыс., (провести мед. осмотр сначала половины работников) и в одном месяце заключить два договора с одним и тем же Исполнителем?
Форма работы - закупка деталей люстр, сборка люстр, доставка по торговым точкам и сдача на реализацию. Сумма закупки не превышает 100 тыс. руб. Проблема: учет расходов на бензин, реализация и возврат средств возможны после отчетного периода.
Спасибо!
Уважаемая Екатерина, для Вас выгоднее работать по упрощённой системе налогообложения. В зависимости от величины расходов выберите объект налогообложения:
если документально подтверждённые расходы превышают 60% от валовой выручки - выгоднее будет платить 15% от чистоготдохода;
если расходы меньше - выгоднее выбрать 6% от валовой выручки.
Учесть расходы вы сможете в любом случае только после их фактической оплаты и получения подтверждающих документов. А в каком это будет периоде - для выбора системы налогообложения значения не имеет.
СпроситьСитуация: Коммерческий банк на основании договора банковского счета открыл клиенту валютный счет и параллельно для обязательного зачисления поступлений в иностранной валюте, в соответствии с требованиями ЦБ РФ - транзитный валютный счет и текущий валютный счет.
Вопрос: Должен ли банк сообщать в налоговые органы об открытии трех счетов или достаточно информации только об одном валютном счете? Привлекается ли налогоплательщик к ответственности за нарушения срока предоставления информации об открытии счетов?
Уважаемая Ольга!
Считаю, что необходимо предоставить информацию о всех валютных счетах.
Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей и наложение административного штрафа на ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
_____________________
С уважением, Прасол С.Б.
Спросить