В какой срок нужно освободить жилую площадь по переселению из санитарно-защитной зоны?
Здравствуйте! в какой срок нужно освободить жилую площадь по переселению из санитарно-защитной зоны?
Наш дом находится в непосредственной близости от промышленного предприятия. Считается, что мы живём в санитарно-защитной зоне. Но границы СЗЗ до сих пор не определены. Предприятию более 50 лет. Кто должен нести ответственность за отсутствие согласованного Проекта организации и благоустройства санитарно-защитной зоны? Как добиться переселения из санитарно-защитной зоны предприятия? Кто должен отселять людей: муниципалитет или предприятие? Спасибо.
Уважаемая Татьяна :
Первое что Вам необходимо сделать это определить к какому классу опасности относится это предприятие и установить точно Ваш жилой дом попадает в СЗЗ ...
Второе если Вы знаете точно что предприятие работает более 50 лет Вам необходимо знать когда точно был построен Ваш дом это можно узнать в ЖЭУ ...
Третье Вам необходимо узнать не была ли уменьшена СЗЗ Роспотребнадзором для этого предприятия это можно узнать в Роспотребнадзоре или на предприятии ...
Имея на руках обоснованные доказательства того факта, что нарушаются требования законодательства Вам необходимо составить заявление в Роспотребнадзор и также один экземпляр отправить в прокуратуру ...
Затем Все будет зависеть от того факто кто построил Ваш дом в СЗЗ предприятия ..., а так же от желания предприятия работать дальше ...
Возможны 2 варианта:
Если дом был построен после того как построили предприятие то в этом случаи виновата Администрация и Роспотребнадзор которые дали и утвердили разрешение на строительство ... и Администрация должна принять меры для расселения жильцов ...
Если же дом был построен до строительства завода то в этом случаи виновные будут те же но заводу и Администрации придется однозначно устранить нарушения закона и расселить жильцов ...
Если из практики то скорее всего Вы столкнетесь с тем фактом что СЗЗ у предприятия окажется сокращена на 50 % ... и Вам придется искать правды в суде и доказывать тот факт что это предприятие причинило вред Вашему здоровью ...
СпроситьЯ живу в доме, который находится в 2-километровой санитарно-защитной зоне, а также находился на очереди на переселение (имеется решение от 1989 г), также имеется архивная справка от 2013 г. о том, что сведений о снятии санитарно-защитной зоны с территории, на которой находится наш дом не значится. Вопрос: какие нужно собрать документы и куда обратиться, чтобы свершилось это самое переселение или по каким причина нам могут отказать в этом переселении.
Либо в прокуратуру с обращением (в надежде, что будут разбираться в Вашем вопросе), либо в суд.
СпроситьЖивем с рождения на санитарно-защитной зоне г. Новокузнецка т.е. более 30 лет, администрация района отправила на КЗФ, атам в свою очередь отправляют в администрацию. Вопрос: кто должен отвечать за переселение жителей и сан. защитной зоны? Администрация или предприятие, к которому относится данная сан. зона?
Отказано в разрешении на строительство из-за санитарно-защитной зоны (закрытое кладбище, 50 м зона). Проекта и границ санитарно-защитной зоны для данного кладбища не существует. Правомерен ли отказ?
Сделайте письменный запрос по данному отказу и попросите мотивированный отказ на основании норм и статей в законодательстве, возможно это специализированное кладбище для дополнительных захоронений, возможно это связано еще с подведением коммуникаций которые смогут затронут зону кладбища и иметь непредсказуемые последствия.
СпроситьПравомерен. Неважно, что нет проекта границ СЗЗ для кладбища. У Вас проблемы будут в суде. Почитайте вот этот документ: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74
"О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"
С изменениями и дополнениями от:
10 апреля 2008 г., 6 октября 2009 г., 9 сентября 2010 г., 25 апреля 2014 г.
Спросить---ответ дан со ссылкой на источник. Согласно ЗК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 87) включенные в состав охранных или защитных зон земельные участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в границах этих участков может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Такой режим является ограничением прав на землю (подп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ) и подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке. С момента регистрации ограничения права на земельный участок оно считается принадлежностью данного земельного участка, следует его судьбе и не может отчуждаться отдельно от него.
Лица, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон, влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, обязаны возместить убытки собственникам земельных участков в полном объеме (включая упущенную выгоду). При этом убытки определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об ограничении прав в виде установления охранных и защитных зон (ст. 56 ЗК РФ).
Принятие такого решения может быть оформлено в виде акта исполнительных органов государственной власти, акта органов местного самоуправления или решения суда.
В целях установления единого порядка возмещения убытков Правительство постановлением N 262 от 7 мая 2003 г. утвердило "Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц".
Согласно п. 8 этих правил при определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ограничением их прав, учитываются:
убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода;
расходы, связанные с ограничением прав.
При определении размеров убытков собственников земельных участков помимо вышеназванных сумм должна учитываться также разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений.
СпроситьИмею в деревне домик рыбака в собственности, назначение-нежилое, хотели перевести в жилое-отказ, т.к дом находится в зоне-ж 1 с наложением санитарно-защитной зоны (cанитарной полосы отчуждения) от дороги регионального значения попадает десятая часть дома.
Судя по всему отказ обоснован в связи с ограничениями, связанными с зонированием земель по функциональному назначению.
СпроситьНаш дом подлежит сносу, т.е переселению из санитарно-защитной зоны железнодорожных путей. По результату оценки, насчитали смешную сумму возмещения, которая нас не устраивает! В связи с этим ж.д. компания настаивают на подписании документа отказа от возмещения ущерба. Точная цитата: От получения возмещения вреда с целью переселения из санитарно-защитной зоны отказываюсь. Имеют ли право заставлять подписывать такой документ, если нас не устраивает сумма возмещения, но как от какового переселения мы не отказываемся. Чем грозит подписание такого документа? Могут ли потом не разрешить проводить постройки на данном участке, аргументируя тем, что сан зона, а от возмещения вреда мы отказались... т.е. останемся ни с чем!?
вопрос не понятен - с одной стороны вас сносят и возмещают мат.издержки с другой стороны вы собираетесь там что-то строить...
СпроситьСтроить, так как заставляют писать отказ от возмещения из-за того, что не устраивает сумма выделяемая на снос и продолжать там жить. А конкретно, что дальше будет при отказе от сноса не понятно.
Спроситьсоветую обратиться с таким вопросом очно к местному адвокату - нужно на месте разбираться...
СпроситьОбластной центр гигиены утвердил незаконное экспертное заключение проекта санитарно-защитной зоны об уменьшении санитарно-защитной зоны завода.
В какой суд заводу подавать иск о признании ненормативного правового акта - заключения недействительным - арбитраж (АПК) или сою (КАС)?
Здравствуйте.
Рассматриваемый вопрос следует относить к экономическим спорам, поэтому направлять иск следует в арбитражный суд.
СпроситьДоброго времени суток, уважаемый посетитель сайта. В данном случае Вам необходимо направить исковое заявление в арбитражный суд. Всего Вам хорошего.
СпроситьНам прислали информацию с роспотребнадзора о необходимости установления границ санитерно-защитной зоны. Как ответить им что нам не требуется установление санитерно защитной зоны, какой закон написать? Мы среднее сельхоз. Предприятие у нас есть мтф и мтм, гсм.
Так и следует написать и ссылаться на Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (с изменениями и дополнениями)
СпроситьПо какому закону проходит переселение из санитарно-защитной зоны карьера жителей частных домов за счет собственника карьера? В моей собственности дом. земля.
Галина Дмитриевна! Читайте: "Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц".
Методические рекомендации опубликованы Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 19, ст. 1843; 2015, N 14, ст. 2140 Министерство Экономического Развития РФ Приказ от 14 января 2016 г. N 10 Об утверждении методических рекомендаций по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лицСпроситьВ соответствии с пунктом 5 Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 19, ст. 1843; 2015, N 14, ст. 2140), приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.
Министр
А.В. Улюкаев
Методические рекомендации
по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 14 января 2016 г. N 10)
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации используются при расчете размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков (далее также - правообладатели земельных участков) временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (далее также - рекомендации, убытки).
1.2. Расчет размера убытков может быть осуществлен посредством сложения размера реального ущерба и размера упущенной выгоды, которые несут правообладатели земельных участков.
1.3. При расчете размера убытков правообладателей земельных участков такой размер может быть определен с учетом стоимости имущества правообладателей земельных участков на день, предшествующий дню принятия решения государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав правообладателей земельных участков, заключения соглашения о временном занятии земельного участка, или на день, предшествующий дню наступления обстоятельств, которые повлекли ухудшение качества земель в результате деятельности других лиц, который определяется по соглашению заинтересованных сторон, либо предшествующий дню вступления в силу соответствующего решения суда (далее - день причинения убытков).
1.4. При расчете размера убытков рекомендуется исходить из необходимости их расчета в размере, позволяющем восстановить нарушенное право правообладателя земельного участка, восстановить уничтоженное или поврежденное имущество, а также учитывать неполученные доходы правообладателя земельного участка, которые он получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено обстоятельствами, указанными в пункте 1.1 рекомендаций, исходя из добросовестности поведения правообладателя земельного участка и лица, в результате деятельности которого правообладателю земельного участка причинены убытки.
1.5. Размер убытков, возникших вследствие ограничения прав и (или) временного занятия части земельного участка, рекомендуется рассчитывать как размер убытков, исчисленный в отношении такого земельного участка пропорционально его части, права на которую ограничиваются и (или) которая временно занимается лицом, в результате деятельности которого правообладателю земельного участка причинены убытки.
1.6. При наличии права общей собственности или права аренды со множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка размер убытков для каждого из участников долевой собственности или арендаторов рекомендуется рассчитывать пропорционально их доле в праве собственности (в праве аренды) на земельный участок.
1.7. Обстоятельства, влияющие на расчет размера убытков, учитываются при таком расчете однократно.
1.8. В случае если в результате временного занятия земельного участка рыночная стоимость такого земельного участка увеличилась, то такое увеличение рыночной стоимости не рекомендуется принимать во внимание при расчете размера иных убытков.
1.9. При расчете размера убытков, причиненных арендатору земельного участка, рекомендуется учитывать срок, остающийся до даты окончания действия договора аренды такого земельного участка, и право арендатора на возобновление договора аренды, предусмотренное законом.
1.10. При расчете размера убытков, причиненных правообладателям земельных участков временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков (пункт 7 Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 * (далее - Правила).
1.11. При расчете размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются: рыночная стоимость земельного участка без учета ограничений прав и рыночная стоимость земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав (абзац первый пункта 8 Правил).
1.12. При расчете размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав (абзац второй пункта 8 Правил).
1.13. При расчете размера убытков, причиненных правообладателям земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель (пункт 9 Правил).
1.14. Стоимость лесных и сельскохозяйственных насаждений, которые были повреждены или иным образом стали недоступны для обращения в собственность правообладателя земельного участка, рекомендуется учитывать при расчете размера убытков, а стоимость иных улучшений земельного участка - при определении его рыночной стоимости.
1.15. Размер убытков, основанный на уменьшении рыночной стоимости объектов недвижимости вследствие обременения земельного участка, ограничения прав на земельный участок либо на расчете рыночной стоимости указанных объектов с учетом обременения земельного участка, ограничения прав на земельный участок, может быть определен в отчете об оценке.
1.16. Размер убытков, вызванных уничтожением насаждений, зданий, сооружений, а также размер убытков, причиненных досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, могут быть определены на основании документов бухгалтерской отчетности, соглашений заинтересованных лиц и документов соответствующих экспертиз.
1.17. Размер убытков, вызванных ухудшением качества земель, может быть определен на основании проекта рекультивации земельного участка.
1.18. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, расчет размера убытков может быть осуществлен любым лицом.
1.19. В расчет размера убытков рекомендуется включать следующую информацию:
правовые основания для возникновения отношений между заинтересованными лицами по поводу возмещения убытков, в том числе правовые основания владения недвижимостью, правообладателю которой причинены убытки, правовые основания для обстоятельств, причинивших убытки, и правовые основания для возмещения убытков;
дату составления расчета убытков;
сведения о лице, подготовившем расчет убытков;
описание объектов недвижимости и ограничений по их использованию после причинения убытков;
предусмотренный пунктом 1.22 рекомендаций способ расчета размера убытков, если такой способ выбран в целях расчета размера убытков;
обоснование расчета размера убытков, в том числе ссылку на подтверждающие документы;
порядок и результат расчета размера убытков;
расчет размера убытков, которые могут быть возмещены в соответствии с пунктом 1.21 рекомендаций, а также порядок и сроки проведения соответствующих мероприятий.
1.20. При расчете размера убытков рекомендуется применять, если иное не предусмотрено рекомендациями, действующую на день причинения убытков рыночную стоимость оборудования, товаров, материалов и работ, которая должна быть подтверждена документами органов, осуществляющих статистический учет, торгово-промышленных объединений, предпринимательских союзов либо двусторонними актами между заинтересованными лицами (далее в целях рекомендаций - стоимость).
1.21. По соглашению между заинтересованными лицами убытки могут быть полностью или частично возмещены путем предоставления имущества взамен поврежденного или уничтоженного, проведения мелиоративных работ, проведения работ по рекультивации земель, осуществления строительных работ, в том числе направленных на снижение вредного воздействия ограничений прав на земельные участки, предоставления удобрений или строительных материалов или в иной натуральной форме.
1.22. По соглашению между заинтересованными лицами убытки (за исключением убытков, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 рекомендаций) могут быть рассчитаны в упрощенном порядке, без учета положений пунктов 1.10-1.17 и разделов II и III рекомендаций.
При этом размер таких убытков рекомендуется принимать равным:
2% кадастровой стоимости части земельного участка, полностью выбывающей из пользования правообладателя земельного участка на срок до шести месяцев или на очередной полевой сезон, при обеспечении возможности уборки полученного урожая;
5% кадастровой стоимости части земельного участка, полностью выбывающей из пользования правообладателя земельного участка на срок от шести до двенадцати месяцев или на весь полевой сезон без возможности уборки урожая;
3% кадастровой стоимости части земельного участка, полностью выбывающей из пользования правообладателя земельного участка за каждый полный год выбытия;
0,01% кадастровой стоимости части земельного участка, в отношении которой установлены ограничения (обременения) прав, не связанные с лишением прав владения или пользования правообладателя земельного участка.
1.23. При расчете размера убытков, предусмотренных пунктами 2.11 и 3.5 рекомендаций, не рекомендуется принимать во внимание ответственность правообладателя земельного участка перед третьими лицами по сделкам, которые согласно документам бухгалтерской отчетности и иным подтверждающим документам не могли быть исполнены имеющимися у правообладателя земельного участка силами и средствами.
II. Расчет размера реального ущерба
2.1. Размер реального ущерба, причиненного собственникам земельных участков, а также собственникам зданий, сооружений, расположенных на таком земельном участке, может быть рассчитан как совокупность размеров убытков, перечисленных в настоящем разделе.
2.2. Размер реального ущерба рекомендуется принимать равным рыночной стоимости земельного участка при расчете размера убытков, причиненных:
существенным нарушением почвенного слоя, то есть таким, вследствие которого становится невозможным использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием после проведения рекультивации земельного участка либо рекультивация данного земельного участка в соответствии с проектом рекультивации земель предполагается на протяжении более пяти лет;
существенным загрязнением или заражением земельного участка, то есть загрязнением или заражением земельного участка до состояния, требующего его консервации, либо до состояния, при котором рекультивация такого земельного участка для устранения последствий загрязнения или заражения предполагается в соответствии с проектом рекультивации на протяжении более пяти лет;
существенным ограничением прав на земельный участок, то есть таким, вследствие которого правообладатель земельного участка лишается возможности вести хозяйственную деятельность в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, приносящую доход от использования земельного участка, превышающий размер земельного налога за него и размер средств, необходимых для подготовки такой деятельности на земельном участке.
2.3. Размер реального ущерба рекомендуется принимать равным рыночной стоимости здания или сооружения при расчете размера убытков, причиненных:
разрушением здания или сооружения вследствие деятельности лица, в интересах которого осуществлено ограничение прав на земельный участок, и (или) деятельности лица на чужом земельном участке на условиях сервитута, временного занятия или по иному соглашению с владельцем земельного участка;
невозможностью использования в соответствии с установленным разрешенным использованием здания или сооружения, расположенного на земельном участке, в связи с установлением ограничений прав в отношении такого земельного участка, с учетом того, что их использование в связи с установлением таких ограничений недопустимо, а реконструкция в целях приведения их разрешенного использования в соответствие с установленными ограничениями прав невозможна либо ее стоимость превышает стоимость указных здания или сооружения.
2.4. При отсутствии оснований для применения пунктов 2.2 и 2.3 рекомендаций размер реального ущерба может быть определен как разница между рыночной стоимостью земельного участка до и после причинения убытков при расчете размера убытков, причиненных нарушением почвенного слоя земельного участка, загрязнением или заражением земельного участка, ограничением прав на земельный участок.
2.5. Определение рыночной стоимости для целей, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 рекомендаций, может осуществляться в порядке, установленном для определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
2.6. При расчете размера убытков, при отсутствии оснований для применения пунктов 2.2 и 2.3 рекомендаций реальный ущерб рекомендуется определять путем сложения:
стоимости лесных или сельскохозяйственных насаждений, которые были повреждены или иным образом стали недоступны для обращения в собственность правообладателя земельного участка;
стоимости переезда на новое место в случае, если земельный участок, здание, сооружение, указанные в пунктах 2.2 и 2.3 рекомендаций, не могут быть использованы в соответствии с установленным разрешенным использованием (указанные расходы не учитываются, если земельный участок, здание, сооружение не использовались (и это подтверждается документами государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля) либо были выставлены на продажу не позднее, чем за шесть месяцев до дня причинения убытков;
стоимости строительных материалов и стоимости строительства разрушенных оросительных, осушительных и защитных сооружений, дорог, мостов и переездов, объектов незавершенного строительства, а в случае их повреждения - стоимости строительных материалов, необходимых для их восстановления, и стоимости строительства;
стоимости вынужденного простоя, включая выплату заработной платы и страховых платежей в отношении тех работников собственников, указанных в пункте 2.3 рекомендаций объектов недвижимости, работа которых была приостановлена в связи с причинением убытков, предусмотренных указанным пунктом;
прочих расходов, которые правообладатели земельных участков понесли до дня причинения убытков с целью получения дохода от правомерного использования земельных участков, которые в связи с наступлением обстоятельств, указанных в пункте 1.1 рекомендаций, не могут быть получены.
2.7. Стоимость насаждений, указанных в абзаце втором пункта 2.6 рекомендаций, может быть рассчитан исходя из:
средней стоимости спелых, то есть готовых к уборке в течение одного месяца до дня их повреждения, однолетних насаждений за вычетом расходов на их уборку. Указанная стоимость определяется как средняя за последние три года стоимость урожая данной культуры, сложившаяся в субъекте Российской Федерации по месту нахождения участка;
средней стоимости спелых многолетних лесных насаждений, сложившейся в субъекте Российской Федерации по месту нахождения участка, за вычетом расходов на их рубку и вывоз до ближайшего населенного пункта, если их рубка предусмотрена проектом освоения лесного участка. Стоимость лесных насаждений не учитывается, если полученная от их вырубки древесина не является собственностью правообладателя земельного участка;
стоимости рассады (саженцев), удобрений, необходимых сельскохозяйственных, лесохозяйственных и мелиоративных работ, осуществляемых до полной спелости (для однолетних сельскохозяйственных и многолетних лесных культур), а также стоимости выращивания ягодников, виноградников, хмельников, чайных плантаций или плодовых садов до начала плодоношения, но не менее трех лет со дня их закладки, в том числе стоимости необходимых и обычных для их выращивания сельскохозяйственных работ (амортизация сельскохозяйственной техники, оплата горюче-смазочных материалов, оплата труда сельскохозяйственных работников) и стоимости удобрений, применяемых для их выращивания.
2.8. Стоимость насаждений, предусмотренных абзацами вторым и четвертым пункта 2.7 рекомендаций, может не учитываться, если документами государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля подтверждается неиспользование в течение одного и трех лет соответственно таких земельных участков на день причинения убытков.
2.9. Размер реального ущерба, связанного с ухудшением качества земель, рекомендуется определять путем сложения расходов на агрохимические и почвенные обследования, обеззараживание земель, рекультивацию земель (включая стоимость работ на выравнивание, террасирование земель, приобретение почв, внесение удобрений, приобретение семян для биологической рекультивации), и стоимости иных работ, обеспечивающих восстановление качества земель в соответствии с проектом рекультивации, существовавшего до дня причинения убытков. В случае если расчет размера убытков осуществляется в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 2.2 рекомендаций, такой размер рекомендуется определять с учетом убытков, предусмотренных настоящим пунктом.
2.10. Если качество земель ухудшилось в связи с наступлением обстоятельств, указанных в пункте 1.1 рекомендаций, и отсутствуют основания для применения абзацев второго и третьего пункта 2.2 рекомендаций, то размер реального ущерба, причиненного правообладателям земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, может быть определен как разница между рыночной стоимостью такого земельного участка до и после ухудшения его качества в результате деятельности третьих лиц.
2.11. Размер реального ущерба, который причинен правообладателям земельных участков в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, в связи с наступлением обстоятельств, указанных в пункте 1.1 рекомендаций, рекомендуется определять путем сложения сумм расходов, которые понесли или должны понести правообладатели земельных участков в соответствии с установленной законом и (или) договором ответственностью перед третьими лицами, возникающей в связи с досрочным прекращением обязательств, в том числе расходов по выплате третьим лицам штрафов, неустоек, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами, потерь сумм задатка, а также расходов по выплате третьим лицам сумм понесенных ими убытков в связи с досрочным прекращением обязательств в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
III. Определение размера упущенной выгоды
3.1. В целях настоящего раздела убытками в виде упущенной выгоды следует считать неполучение правообладателем земельного участка доходов, которые он получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено, в расчете на срок, необходимый для восстановления его нарушенного правового положения, вычисляемый в соответствии с пунктом 3.7 рекомендаций.
3.2. Под доходом для целей настоящего раздела следует понимать разницу между денежными поступлениями и денежными выплатами (далее - денежный поток) в связи с использованием данного земельного участка.
3.3. Под неполученным доходом в целях настоящего раздела следует понимать разницу между денежными потоками правообладателя земельного участка в связи с использованием данного земельного участка до и после наступления обстоятельств, указанных в пункте 1.1 рекомендаций.
3.4. Размер упущенной выгоды рекомендуется определять в виде приведенного неполученного дохода на момент окончания срока, предусмотренного пунктом 3.7 рекомендаций, по ставке, предусмотренной пунктом 3.6 рекомендаций (далее - ставка дисконтирования).
3.5. Размер упущенной выгоды правообладателей земельных участков в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, в связи с наступлением обстоятельств, указанных в пункте 1.1 рекомендаций, рекомендуется определять путем сложения сумм неполученных доходов правообладателей земельных участков в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, которые правообладатели земельных участков получили бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы их право не было нарушено.
3.6. При определении ставки дисконтирования рекомендуется учитывать доходность капитала и риски в отрасли предпринимательской деятельности, осуществляемой на данном земельном участке в соответствии с обычаями делового оборота, существующие на день причинения убытков, которая, однако, не может быть меньше доходности по государственным облигациям.
3.7. Сроком восстановления правового положения для целей настоящего раздела, за исключением случаев, указанных в пункте 3.8 рекомендаций, рекомендуется считать срок, в течение которого правообладатели земельного участка смогут достичь прежних условий использования земельного участка (видов и размеров выгод, рисков и времени получения денежного потока).
3.8. В случае если восстановление правового положения зависит от наличия (восстановления) сооружений, являющихся объектами государственного или муниципального значения (дорог, мостов, защитных сооружений, линий электропередач, газопроводов и т.п.), то срок восстановления правового положения рекомендуется считать равным пяти годам со дня причинения убытков.
3.9. При определении величины денежного потока в соответствии с обычными условиями гражданского оборота рекомендуется учитывать в том числе следующие обстоятельства:
Установленный (установленные) вид (виды) разрешенного использования земельного участка и (или) фактический вид использования земельного участка, если такое использование разрешено законом;
существующие ограничения прав на земельный участок;
соответствие обычным условиям рынка;
отсутствие воздействий непредвиденных обстоятельств или обстоятельств непреодолимой силы.
3.10. В случае если размер упущенной выгоды за один год рассчитывается в отношении земельного участка, используемого в сельскохозяйственном производстве для выращивания однолетних культур, то данный размер может быть рассчитан в упрощенном порядке - как произведение площади земельного участка, с которой урожай не может быть получен, на урожайность последней, предшествующей дню причинения убытков сельскохозяйственной культуры, и стоимость указанной культуры в текущем году за вычетом стоимости необходимых и обычных для их выращивания сельскохозяйственных работ (амортизация сельскохозяйственной техники, оплата горюче-смазочных материалов, оплата труда сельскохозяйственных работников) и стоимости удобрений, применяемых для их выращивания.