Страхование банковских карт / Страхование - 379 советов адвокатов и юристов
Какие документы нужны, что бы поехать на машине на украину?
Спасибо заранее... :)
Уважаемый Никита.
С 15.06.03 в пунктах пропуска через государственную границу Украины установлен упрощенный порядок пограничного и таможенного контроля транспортных средств, зарегистрированных соответствующими органами иностранных государств при условии что эти транспортные средства не осуществляют перевозку внешнеэкономических грузов.
Учет (регистрация) транспортных средств осуществляется должностными лицами подразделения пограничного контроля в пунктах пропуска во время паспортного контроля. В паспорте гражданина рядом с датоштампом и/или иммиграционной карточке проставляется отметка "ТЗ регистрационный N", которая удостоверяет дату ввоза гражданином-нерезидентом транспортного средства личного пользования, которое находится на постоянном учете в регистрационных органах иностранных государств.
При вывозе за границы Украины временно ввезенного транспортного средства должностным лицом органа охраны государственной границы отметка "ТЗ регистрационный N" аннулируется.
Таким образом, для беспрепятственного пропуска, Вам необходимо иметь технический паспорт на транспортное средство, нотариально удостоверенную доверенность на управление транспортным средством, в случае если Вы не являетесь его владельцем, а также общегражданский и/или заграничный паспорт.
Пересекаем границу Украины
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 16.01.1997 между правительствами России и Украины о безвизовых поездках граждан, граждане РФ вправе въезжать, выезжать и передвигаться по территории Украины без виз, с соблюдением действующих там правил пребывания и регистрации, по удостоверяющим личность и гражданство документам. К таким документам, в частности, относятся «внутренний» либо заграничный паспорт гражданина РФ, удостоверение личности офицера (а также генерала, адмирала, прапорщика, мичмана) или военный билет военнослужащего вооруженных сил РФ (Приложение 1 к Соглашению).
Что касается детей, то в Приложении 1 к Соглашению упомянуто, что дети, не достигшие возраста 16 лет могут въезжать на территорию Украины со свидетельством о рождении. Однако, Соглашение было заключено еще в начале 1997 года, а потому не учитывает произошедших в законодательстве РФ изменений.
Сейчас, как известно, «внутренний» паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста (п.1 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828). В результате, если Вашему ребенку до поездки в Крым исполнилось 14 лет и у него нет собственного заграничного паспорта, желательно отложить путешествие до тех пор, пока он не получит «внутренний» паспорт. Напомню, что «заграничный» паспорт Ваш ребенок вправе получить хоть на следующий день после своего рождения, при наличии заявления на то хотя бы от одного родителя (п.1.6 Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов для выезда из РФ и въезда в РФ, утв. Приказом МВД РФ от 26.05.1997 N 310). Если же Вы предпочли вписать ребенка в свой загранпаспорт, то помните, что такая запись производится лишь в отношении детей, не достигших возраста 14 лет (п.1.6 Инструкции, утв. Приказом МВД РФ от 26.05.1997 N 310).
Для малышей тоже не все так просто. В соответствии с действующим законодательством РФ свидетельство о рождении само по себе не подтверждает наличие российского гражданства у ребенка, независимо от того, что родился он на территории РФ, а оба его родителя – россияне. Глупость, но что поделаешь. То есть Приложение 1 к Соглашению в этом случае не работает – свидетельства о рождении ребенка, не достигшего возраста 14 лет для въезда в Украину будет недостаточно. Российское гражданство ребенка в настоящее время подтверждается вкладышем в свидетельство о рождении (п.40 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утв. Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325), выдачей которых занимаются подразделения паспортно-визовой службы МВД РФ (п.2 Приказа МВД РФ от 18.04.2003 N 257). Поэтому если вкладыша у ребенка нет – обратитесь в свой паспортный стол за информацией, где его получить и что для этого нужно.
Если один из родителей ребенка остается дома, то на всякий случай, обзаведитесь его нотариально заверенным согласием на пересечение ребенком границы РФ. Правда, должен сказать, что прямо ничего подобного в Федеральном законе от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» не предусмотрено (обязательность наличия согласия установлена только для случаев, когда ребенок едет за пределы России один без родителей с сопровождающим – ст.20 Федерального закона от «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»). Однако, статьей 21 указанного Закона закреплено, что в ситуации, когда остающийся в РФ родитель против выезда ребенка, он имеет право запретить такой выезд в судебном порядке, подав предварительно соответствующее заявления в органы МВД (Правила подачи заявления о несогласии на выезд…, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.05.2003 N 273). Лучшим доказательством того, что такое заявление вторым родителем не подавалось будет являться его нотариально заверенное согласие на выезд ребенка. Но, повторюсь, это мое личное мнение и прямо в Федеральном законе от «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» обязанность родителя, следующего через границу с ребенком, получать нотариально заверенное согласие второго родителя, оставшегося дома, не предусмотрена.
Будем считать, что с документами пассажиров Вашего автомобиля мы разобрались. Теперь давайте посмотрим, какие «бумажки» должны быть при пересечении границы Украины на сам автомобиль.
Начнем со свидетельства о регистрации транспортного средства. Привыкайте к тому, что здесь на границе и далее в Украине этот документ представители власти и просто люди часто называют техпаспортом. Название это неофициальное, официально же данный документ называется также как и у нас – свидетельство о регистрации ТС. Тот же техпаспорт, к которому привыкли все мы, никому не интересен и никто его никогда не спрашивает. Это особенно актуально для владельцев машин, приобретенных в кредит, ведь у них техпаспорт обычно находится в залоге в банке, предоставившем кредит. Такие автовладельцы могут ехать в Крым безбоязненно, у меня у самого «кредитная» машина, проблем не возникает.
С доверенностями ситуация следующая. Сразу скажу, что не очень приятная.
В период действия «старого» Таможенного кодекса Украины (до 01.01.2004), его статья 71 разрешала временно ввозить ТС на территорию страны только его собственнику или членам его семьи по доверенности, полученной от собственника. Однако, «старый» Таможенный кодекс от 12.12.1991 N 1970-XII в настоящее время утратил силу, а «новый» от 11.07.2002 N 92-IV ничего подобного не содержит. Кроме того, Законом от 24.03.2004 N 1661-IV Украина присоединилась к Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990. Из содержания пп. «b» ст.5 Приложения С к данной Конвенции можно сделать вывод о том, что основным условием для временного ввоза автомобиля на территорию Украины является его регистрация в Российской Федерации на имя российского же гражданина, независимо от того, кто осуществляет временный ввоз: собственник автомобиля, члены его семьи или иные доверенные лица.
На основании этого я было хотел обрадовать всех россиян, управляющих автомобилем на основании доверенности, что никаких проблем с посещением Украины у них не будет. Но меня вовремя предупредили, что Закон Украины от 16.07.1999 N 986-XIV с невыразительным названием «О внесении изменений в некоторые законы Украины, касающиеся финансирования дорожного хозяйства» содержит норму, согласно которой с 01.01.2000 управление и эксплуатация автомобилей, временно ввезенных на территорию Украины допускается только лицами, являющимися на момент пересечения границы собственниками данных автомобилей или близкими родственниками собственника (жена, муж, дети, родители) (ст.2 части II Закона).
Получается, что согласно действующему украинскому законодательству временно ввезти ТС может любой, а вот эксплуатировать его в Украине вправе только перечисленные выше лица. Однако, относительная неизвестность упомянутого мной Закона Украины от 16.07.1999 N 986-XIV может сыграть на руку российским водителям, управляющим автомобилем на основании доверенности, выданной собственником, не являющимся одновременно его близким родственником. «Обычный» инспектор ДПС может попросту не знать о нем. По крайней мере на официальном форуме Департамента ГАИ МВД Украины мне объясняли, что сотрудники ГАИ не чинят никаких препятствия для движения российским водителям, «оснащенным» доверенностью.
Тем не менее, при принятии решения ехать в Крым на автомобиле, к примеру, «купленном» по генеральной доверенности, нужно оценивать все последствия такого шага, в том числе неблагоприятные. Ведь если Вас остановит грамотный инспектор ДПС, который сможет с уверенностью воспроизвести норму Закона Украины от 16.07.1999 N 986-XIV, то у него появятся основания для того, чтобы отстранить Вас от управления, приравняв этот случай к ситуации с отсутствием документов, подтверждающих право на владение и управление автомобилем (ч.21 ст.11 Закона Украины от 20.12.1990 N 565-XII «О милиции»). Если же по памяти воспроизвести норму Закона он не сможет, то у Вас появится шанс избежать отстранения от управления, объяснив инспектору, что таможенное законодательство Украины не запрещает въезжать на ее территорию на «доверенном» автомобиле и умолчав при этом о Законе Украины от 16.07.1999 N 986-XIV.
В общем, решать Вам.
Следующим по значимости документом для пересечения границы на автомобиле является, естественно, действительное водительское удостоверение. Подойдут оба варианта российских национальных «прав», поскольку каждый из них соответствует требованиям, установленным в Приложении 9 к Конвенции о дорожном движении от 19.09.1949, участницей которой является и Украина (п.32 Положения о порядке…допуска граждан к управлению ТС, утв. Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.05.1993 N 340).
Напомню также, что помимо национального, Вы можете получить в своем отделе ГИБДД международное водительское удостоверение (его форма утверждена Приказом МВД РФ от 28.09.1998 N 603), подтверждающее Ваше право на управление автомобилем только за пределами России, в том числе в Украине. Международные «права» выдаются на основании национальных «прав» без сдачи дополнительных экзаменов (п.53 Инструкции о… выдаче водительских удостоверений…, утв. Приказом МВД РФ от 20.07.2000 N 782). Выгоды от их получения очевидны – если по дороге к границе Вас угораздит совершить нарушение наших ПДД, влекущее за собой лишение права управления, то в отсутствие национальных «прав» Вы сможете ездить по Украине с международными (п.32 Положения, утв. Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.05.1993 N 340) и прерывать путешествие не придется.
Помните, что с недавних пор в приграничных районах сотрудники Госпогранслужбы и члены общественных объединений граждан по охране госграницы Украины наделены правом остановки транспортных средств, проверки документов водителя и пассажиров, осмотра автомобиля и сверки номеров его агрегатов (Постановление Кабмина Украины от 29.06.2004 N 821). Никакие иные права (например, по проверке содержания CO/CH в отработавших газах автомобиля) данным лицам не предоставлены. Остановка производится с помощью диска с красным световозвращателем либо рукой, указывающей на автомобиль. При этом, нельзя не отметить, что соответствующие изменения в ПДД Украины и Закон «О дорожном движении» внесены не были, согласно этим документам, правом остановки автомобилей по прежнему обладают только сотрудники милиции. Не внесены изменения и в КоАП Украины, вследствие чего карается только не остановка по требованию сотрудника милиции (ст.122-2 КоАП Украины). Тем не менее, во избежание лишних споров, лучше выполнить предписание к остановке со стороны пограничника или общественного охранника границы. Однако, активно сопротивляйтесь, если предъявляемые Вам претензии или действия выходят за рамки полномочий указанных лиц.
Талон государственного технического осмотра. Не берусь судить об обязательности его наличия в момент пересечения границы, однако без него Вам вряд ли удастся до нее доехать. А если даже удастся, то помните, что согласно статье 37 Закона Украины от 30.06.1993 N 3353-XII «О дорожном движении» эксплуатация автомобилей, не имеющих талон ГТО запрещается со всеми вытекающими из этого факта неприятными последствиями вплоть до изъятия номеров Вашего авто. Правда, КоАП Украины подобную меру не предусматривает, но в споре с сотрудником украинской ГАИ относительно конкуренции юридических норм Вы будете в однозначно невыгодном положении: Закон о ДД говорит, что можно изъять, значит изымем. Так что перед поездкой проверьте – не приходится ли срок окончания действия имеющегося у Вас талона ГТО на период путешествия. Если да – пройдите техосмотр, так оно спокойнее будет.
Итак, как с документами на себя, так и с документами на машину у Вас порядок. Теперь давайте посмотрим, что можно ввозить в Украину без губительных последствий для Вашего кошелька и Ваших нервов.
Перво-наперво это автомобиль, на котором Вы передвигаетесь. Пошлинам и налогами такой временный ввоз не облагается (пп. «а» ст.1, п.1 ст.2 Конвенции о временном ввозе). Однако помните, что если Вы задержитесь в Украине на срок более 2-х месяцев, то придется временно регистрировать автомобиль в ГАИ (п.29.2 Правил дорожного движения Украины, утв. Постановлением Кабмина от 10.10.2001 N 1306). При пересечении границы Вы не заполняете какие-либо бумаги, связанные с Вашим клятвенным обещанием вывезти временно ввезенный автомобиль за территорию Украины – в миграционную карту (о ней позднее) дополнительно к штампу о дате въезда просто будет поставлен штамп «ТС регистрационный N» (п.4.2 Технологии приграничного и таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу, утв. Совместным Приказом Администрации Госпогранслужбы Украины и Гостаможслужбы Украины от 24.11.2003 N 297/793).
Не облагаются ввозными пошлинами и налогами также личные вещи автопутешественников: одежда, фотоаппарат, видеокамера, сотовые телефоны, детская коляска и т.п. (ст.3 Приложения В.6 Конвенции о временном ввозе и Дополнение I к нему, ст.252 ТК Украины). Разрешение на ввоз сотовых телефонов в количестве не более двух штук на одного человека не требуется (Приказ Госкомсвязи Украины от 21.09.2000 N 133). С собой, без уплаты пошлин и налогов, Вы можете захватить: 2 литра вина или 1 литр чего-то более крепкого, плюс 200 сигарет (ст.253 ТК Украины). Проследите, чтобы стоимость подарков родственникам или знакомым не превышала сумму эквивалентную 200 евро на каждого путешественника (ст.252 ТК Украины) и на всякий случай захватите чеки, подтверждающие стоимость подарков.
--------------------------------------------------------------------------------
Примечание.
Порядок ввоза физическими лицами на территорию Украины личных вещей, товаров и транспортных средств содержится также в действующем Законе Украины с профильным названием от 13.09.2001 N 2681-III. Но проблема в том, что он был принят до «нового» Таможенного кодекса, установившего свои правила игры в этой области, которых совершенно недостаточно для регулирования такого ввоза. Именно поэтому по тексту статьи я ссылался на Конвенцию о временном ввозе, а не на Закон от 13.09.2001 N 2681-III, текст которого, впрочем, во многом основан на содержании указанной Конвенции.
--------------------------------------------------------------------------------
Денежный вопрос решается следующим образом. Иностранную валюту (к которой относятся и российские рубли) без письменного декларирования можно ввозить в сумме, эквивалентной 1 000 долларов США на одно лицо. Сумма до 10 000 долларов подлежит обязательному декларированию в письменной форме (п.3.1 Инструкции о перемещении валюты Украины, иностранной валюты… через таможенную границу Украины, утв. Постановлением Правления Национального банка от 12.07.2000 N 283). Вы можете ввезти и украинские гривны, но не более 1 000 грн. на одно лицо (независимо от возраста) с обязательным письменным декларированием (пп. «б» п.2.1 раздела 2 указанной Инструкции,). Не играйте с этим, лучше задекларировать даже 25 украинских копеек, оставшихся после прошлой поездки, чем иметь долгую и неприятную беседу с таможенниками о последствиях незаконного ввоза валюты.
При этом Инструкция не предусматривает ограничений на ввоз банковских карточек: «ввозимая» на них сумма может быть любой, а сам факт ввоза карточки достаточно устно задекларировать (п.2 раздела 4 Инструкции). Банкоматов в крупных и не очень городах Украины в настоящее время вполне достаточно, чтобы не иметь проблем со снятием наличных, а удобство налицо – никакой головной боли на границе.
С момента введения в действие Закона Украины от 04.11.1999 N 1212-XIV «О едином сборе, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины» и утверждения Кабмином Порядка его взимания (Постановление Кабмина от 24.10.2002 N 1569) все существовавшие до этого, обязательные платежи на границе отменены. Более того, упомянутый единый сбор с владельцев легковых автомобилей не взимается, а установление любых иных подобных платежей является незаконным (ст.ст.1, 2, 5 Закона о едином сборе, п.4 Порядка взимания сбора).
Не предусмотрен украинским законодательством и экологический контроль легковых автомобилей, пересекающих границу Украины (п.1 Постановления Кабмина от 20.03.1995 N 198 «Об осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу» с учетом изменений, внесенных Постановлением того же Кабмина от 28.12.2001 N 1788). О правомерности экологического контроля непосредственно на территории Украины мы поговорим чуть позже в разделе «Борцы за экологию».
Процедура пересечения границы Украины будет выглядеть примерно так. Пишу на основании личного опыта неоднократного пересечения границы в районе г. Шебекино Белгородской области. Настоятельно рекомендую ехать в Крым именно через этот пропускной пункт, там гораздо меньше автомобилей, чем в той же Гоптивке.
После прохождения паспортного и таможенного контроля с российской стороны пропускного пункта Вашу машину допустят к шлагбауму, предваряющему въезд на его украинскую часть. В будочке рядом со шлагбаумом находится пограничник, у которого можно взять чистый бланк миграционной карты (прим. для редакции – образец бланка миграционной карты есть здесь: Подробнее ➤. Не ждите, пока до Вас дойдет «машинная» очередь, покиньте свой уютный автомобиль и прогуляйтесь к будке за бланками карточки. На детей в возрасте до 18 лет карточку можете не брать – они регистрации на территории Украины не подлежат (п.п.1.3, 2.2 Инструкции о порядке регистрации иностранцев и их паспортных документов в пунктах пропуска через государственную границу, утв. Приказом Администрации Госпогранслужбы от 24.12.2001 N 773).
Там же, около обители пограничника, размещен большой стенд с примерным образцом заполнения карточки. Учтите, что информацию об адресе принимающей Вас стороны, госномере Вашей машины пограничники требуют продублировать и на половинке «Выбытие» миграционной карточки, не смотря на то, что соответствующих полей для этого там нет, так что придется помельчить. К тому же, обычно просят указать марку машины – впишите ее в свободное место на обеих частях карточки, специального поля для этой информации в них тоже нет. Уточните у пограничника что писать об адресе принимающей стороны в случае, если Вы едете «дикарем» и заранее не знаете, где осядете.
После того, как подойдет Ваша «машинная» очередь, отдайте пограничнику документы на себя, своих пассажиров и машину вместе с заполненными миграционными карточками. Он сверит их с документами, что-то запишет у себя в журнале и вернет все вам с предложением проезжать дальше. Предварительный фильтр пройден. У следующей будки, гораздо более внушительного размера, снова отдайте всю кипу документов в окошко. Пока пограничники будут все оформлять, Вами и Вашим автомобилем должен заняться таможенник. Обычно он ограничивается визуальным осмотром содержимого багажника и стандартными вопросами насчет запрещенных вещей и предметов, сумме ввозимой валюты и т.п. Но не стоит по этому поводу обольщаться и надеяться на «авось» — соблюдайте таможенное законодательство Украины для Вашего же блага.
По завершению сверки и оформления пограничники должны отдать Вам часть миграционной карты «Выбытие» со штампом с датой въезда (п.2.4 Инструкции о порядке регистрации иностранцев…). Перепроверьте цифры, это очень важно. Все потому, что от этой даты начнет исчисляться срок Вашего пребывания на территории Украины без дополнительной регистрации – он составляет 90 суток (п.1.5 Инструкции о порядке регистрации иностранцев…). Собственно, эта отметка и будет Вашей регистрацией на это время, действующей, кстати, на всей территории Республики (п.1.6 Инструкции о порядке регистрации иностранцев…). Берегите карточку, при ее утере Вам сложно будет доказать на выезде законность своего пребывания в Украине, а штраф за это немаленький, в пересчете на доллары – от 60 до 130 (ст.203 КоАП Украины). К тому же помните, что от даты штампа отсчитывается и срок временного ввоза автомобиля так что в отсутствие штампа Вам вполне могут предъявить уже целый букет претензий.
--------------------------------------------------------------------------------
Примечание.
Выше я упоминал о существовании Технологии приграничного и таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу, утв. Совместным Приказом Администрации Госпогранслужбы и Гостаможслужбы Украины от 24.11.2003 N 297/793. Согласно п.4.1 Технологии пассажиры и водитель автомобиля, по идее, могут его не покидать, все оформление должно производиться двумя инспекторами приграничного контроля снаружи, а осмотр содержимого багажника автомобиля является исключительной мерой. К сожалению, на практике требования столь лояльной к туристам Технологии не соблюдаются.
--------------------------------------------------------------------------------
Путь свободен? Свободен, да не совсем. На выезде вам наверняка предложат зайти в вагончик, где представительный дядечка с ходу попросит у Вас техпаспорт (напоминаю – в Украине так зачастую называют свидетельство о регистрации ТС) с целью оформить полис ОСАГО. Знайте, что Вы не обязаны на это соглашаться и условием для пропуска через границу страховка не является. Вас будут стращать злобными милиционерами и прочими напастями — не поддавайтесь. Законодательство Украины таково, что страховка ГО является обязательно необязательной. Обязательность ее наличия установлена статьей 7 Закона Украины от 07.03.96 г. № 85/96-ВР «О страховании», а необязательность – Правилами дорожного движения Украины, согласно которым, водитель обязан иметь при себе полис ОСАГО только в случае заключения соответствующего договора со страховой компанией (пп.«е» п.2.1 ПДД Украины). Соответственно, нет договора – нет и обязанности возить полис. Наказание за отсутствие полиса ОСАГО действующим украинским законодательством не установлено.
Правда, должен заметить, что совсем недавно Верховная Рада приняла Закон об ОСАГО, вступление которого в силу планируется с 2005-го года и тогда наличие украинского или международного полиса ОСАГО для въезда в Украину и движения по ее территории станет обязательным. Ну а в этом году пока можно обойтись и без страховки. И… добро пожаловать в Украину!
--------------------------------------------------------------------------------
Примечание.
Важно! Необходимо отметить, что пункт пропуска через госграницу в районе Шебекино имеет статус межгосударственного, вследствие чего, путешественники, не являющиеся гражданами России либо Украины пересекать границу в этом месте не могут. Если уж такие иностранцы оказались в районе Белгорода, то им придется ехать в Крым через Нехотеевку (она же Гоптивка)
Помните, что с недавних пор в приграничных районах сотрудники Госпогранслужбы и члены общественных объединений граждан по охране госграницы Украины наделены правом остановки транспортных средств, проверки документов водителя и пассажиров, осмотра автомобиля и сверки номеров его агрегатов (Постановление Кабмина Украины от 29.06.2004 N 821). Никакие иные права (например, по проверке содержания CO/CH в отработавших газах автомобиля) данным лицам не предоставлены. Остановка производится с помощью диска с красным световозвращателем либо рукой, указывающей на автомобиль.
При этом, нельзя не отметить, что соответствующие изменения в ПДД Украины и Закон «О дорожном движении» внесены не были, согласно этим документам, правом остановки автомобилей по прежнему обладают только сотрудники милиции. Не внесены изменения и в КоАП Украины, вследствие чего карается только не остановка по требованию сотрудника милиции (ст.122-2 КоАП Украины). Тем не менее, во избежание лишних споров, лучше выполнить предписание к остановке со стороны пограничника или общественного охранника границы. Однако, активно сопротивляйтесь, если предъявляемые Вам претензии или действия выходят за рамки полномочий указанных лиц .
Успехов.
СпроситьОтветственность за неуплату налогов от доходов по аренде.
Ходят слухи о принятии «Закона об ответственности за неуплату налогов от доходов по аренде», по которому, якобы, Налоговая инспекция может обязать агентства по недвижимости предоставлять им сведения об арендодателях. Действительно ли это так и если да, то где можно этот закон почитать.
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"(принят ГД ФС РФ 13.07.2001), который направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установлена система мер, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Названный закон действует с 1 февраля 2002 года. В этот закон внесены изменения Федеральным законом от 28.07.2004 № 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004), которые были опубликованы в "Российской газете", № 162 от 31.07.2004г. и вступили в действие с 31 августа 2004г. В соответствии с названными изменениями к числу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (ст.5 названного закона), стали относится организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. В соответствии со ст.6 названного закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
1) операции с денежными средствами в наличной форме:
снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;
3) операции по банковским счетам (вкладам):
размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
4) иные сделки с движимым имуществом:
помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения организации или физического лица в указанный перечень являются:
вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности;
вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера;
решение Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора о приостановлении деятельности организации в связи с его обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность;
постановление следователя или прокурора о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера;
составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;
признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.
В соответствии со ст.7 названного закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить следующие сведения:
в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения;
2) предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей;
3) систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях;
4) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган (таковым является Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу - КФМ России, который Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу) не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом:
вид операции и основания ее совершения;
дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;
сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;
наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;
сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;
сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;
5) представлять в уполномоченный орган по его письменным запросам информацию, указанную в подпункте 4 как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении операций, указанных выше. Порядок направления уполномоченным органом указанных запросов определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Уполномоченный орган не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением документов и информации, которые представляются на основании соответствующего международного договора Российской Федерации. Согласно ст.7.1 названного закона требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
сделки с недвижимым имуществом;
управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
Адвокат и нотариус вправе передать такую информацию как самостоятельно, так и через соответственно адвокатскую и нотариальную палаты при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с уполномоченным органом.
Приведённые положения не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны.
Таким образом, нет пока оснований считать, что обычная сдача по договору коммерческого найма небольшой квартиры приведёт по действующему законодательству РФ посредника-агентство недвижимости, либо других лиц к обязанности сообщать сведения об арендодателе (наймодателе). Других законодательных актов в сфере налогового контроля пока не принималось.
СпроситьКак получить карту москвича. Кто имеет право на получение (какая категория граждан)?
Уважаемая Наталья, Соцаильная карта выдается гражданам проживающим в городе Москве и получающим пенсии по линии министерств и ведомств в Пенсионном Фонде района, а так же получающим городские выплаты к пенсии по линии социальной защиты населения, а также родителям детей-инвалидов. Получить ее можно в Управлении социальной защиты населения Вашего района.
Как правило, из документов требуют паспорт, фоторографию 3 на 4 черное -белую и медицинский полис, а непосредственно в УСЗН Вашего района нужно еще заполнить анкету. Если еще что-то потребуют, то это уже инициатива Вашего района.
Эта информация из ПРАЙМ-ТАСС [http://erussia.prime-tass.ru/] :
"Каждый московский пенсионер до конца 2004 года сможет получить социальную карту москвича.
В 2004 году планируется удвоить количество выпущенных карт в 2002-2003 гг в рамках проекта "Социальная карта москвича". Их общее количество в настоящее время составляет 1,4 млн штук.
Проект "Социальная карта москвича" реализуется в рамках городской целевой программы "Электронная Москва". Основными целями проекта является упрощение и упорядочение предоставления льгот, обеспечение полного их учета и адресности, введение единой идентификации льготников на основе чиповой карты, а также создание единого электронного регистра льготников.
В настоящее время карту можно использовать для проезда в московском транспорте и в электропоездах пригородного сообщения Московской железной дороги в качестве льготного проездного билета. В дальнейшем предполагается реализовать дополнительные приложения. Уже в этом году карту можно будет использовать при оплате покупок лекарственных средств по льготным ценам, а также при оплате покупок в специализированных магазинах для социально незащищенных граждан".
Статус социальных карт, как своеобразного "дубликата" удостоверений, дающих право на льготы, обеспечит их использование для автоматизированного обслуживания льготников во всех организациях - участниках проекта "Социальная карта москвича".
В рамках совершенствования механизмов предоставления субсидий и льгот на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства предусматривается создание системы персонифицированных социальных счетов граждан. Внедрение такой системы позволит обеспечить прием платежей населения за жилищно-коммунальные услуги с использованием социальной карты, которая в данном случае выполняет функцию идентификации владельца для банковских приложений. В перспективе использование карты также позволит упорядочить оказание услуг в рамках системы государственного медицинского страхования. "
С уважением и удачи,
СпроситьЯ хочу поехать из Украины в Россию на автомобиле. Необходимо ли мне оформлять полис страхования ГО на границе, если у меня есть страховка ГО по месту жительства на Украине. Если необходимо, то сколько это стоит.
Спасибо.
С 01.07.2003 вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 № 40-ФЗ (опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», 06.05.2002, 18, ст.1720))с изменениями и дополнениями – Федеральный Закон Российской Федерации от 24.12.2003 № 176-ФЗ, Федеральный Закон Российской Федерации от 23.06.2003 № 77-ФЗ)(далее Закон). Глава III и статья 27 Закона вступают в силу с 01.07.2004.
В соответствии с Законом приняты следующие акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.05.2003 N 263
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.05.2003 N 264
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.05.2003 N 265
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.04.2003 N 238
ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.06.2003 N 690 (ред. 20.08.2003)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.05.2003 N 263
Согласно Закона, владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Законом и в соответствии с ним, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств.
Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками (страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке) договоров обязательного страхования.
Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 утверждены «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (опубликовано в «Собрании законодательства Российской Федерации», 19.05.2003, № 20, ст.1997) (далее Правила).
Согласно Правил, договор обязательного страхования заключается на 1 год и ежегодно продлевается, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договор обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 15 календарных дней.
Для заключения договора обязательного страхования страхователь-нерезидент представляет страховщику следующие документы:
а) паспорт или иное удостоверение личности (если страхователем является физическое лицо);
б) паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации указанного в заявлении о заключении договора обязательного страхования транспортного средства;
в) водительское удостоверение (или его копия) лица, допущенного к управлению транспортным средством, а также документы, подтверждающие право водителя на управление транспортным средством (в случае если договор обязательного страхования заключается с условием, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 264 утверждены «Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии» (опубликовано в «Собрании законодательства Российской Федерации», 19.05.2003, № 20, ст.1898).
Базовые ставки страховых тарифов
┌─────────────────────────────────────┬──────────────┬───────────┐
│ Тип транспортного средства │ Базовая │ Базовая │
│ │ ставка │ ставка │
│ │ страхового │страхового │
│ │ тарифа в │тарифа (ТБ)│
│ │ процентах от │ в рублях │
│ │ страховой │ │
│ │ суммы │ │
│ │ (400 тыс. │ │
│ │ рублей) │ │
└─────────────────────────────────────┴──────────────┴───────────┘
Легковые автомобили:
юридических лиц 0,59375 2375
физических лиц 0,495 1980
Прицепы к легковым автомобилям 0,09875 395
Такси (в том числе маршрутные) 0,74125 2965
Грузовые автомобили:
грузоподъемностью до 10 т 0,50625 2025
грузоподъемностью свыше 10 т 0,81 3240
Прицепы к грузовым автомобилям 0,2025 810
Автобусы с числом мест сидения 0,405 1620
до 20
Автобусы с числом мест сидения 0,50625 2025
свыше 20
Троллейбусы 0,405 1620
Трамваи 0,2525 1010
Тракторы, самоходные дорожно- 0,30375 1215
строительные и иные машины
Прицепы к тракторам, самоходным 0,07625 305
дорожно-строительным и иным
машинам
Мотоциклы и мотороллеры 0,30375 1215
В постановлении Правительства Российской Федерации предусмотрены следующие виды коэффициентов:
Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства
Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя
Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством
Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля, такси (в том числе маршрутного)
Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства
Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от срока страхования
┌────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ │ Коэффициент (КП) │
└────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
Срок страхования:
15 дней 0,2
1 месяц 0,3
2 месяца 0,4
3 месяца 0,5
4 месяца 0,6
5 месяцев 0,65
6 месяцев 0,7
Структура страхового тарифа
┌────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ │ (процентов) │
└────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
Брутто-ставка (ставка страховой премии с 100
единицы страховой суммы)
Нетто-ставка (часть брутто-ставки, 77
предназначенная для обеспечения текущих
страховых выплат по договорам
обязательного страхования)
Резервы компенсационных выплат - всего 3
в том числе:
резерв гарантий 1
резерв текущих компенсационных выплат 2
Расходы на осуществление обязательного 20
страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств
Принимая во внимание сложность расчета страховых платежей возможно обращение к одному из электронных страховых калькуляторов, размещенных на web-сайтах страховых компаний в Интернете.
При въезде транспортных средств на территорию Российской Федерации, контроль за исполнением, их владельцами установленной Законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности осуществляется таможенными органами Российской Федерации.
24.06.2003 ГТК России издан приказ № 690 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции приказа ГТК России от 20.08.2003 № 907) (публикован в «Таможенном вестнике», № 13, 2003) (далее Приказ).
Согласно Приказа, региональным таможенным управлениям и таможням Российской Федерации, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, предписано обеспечить:
а) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств, указанных в пункте 1.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утвержденных Приказом ГТК России от 02.03.95 N 137 (зарегистрирован Минюстом России 18.04.1995, рег. N 836), при представлении лицами, их перемещающими, страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установленного образца, оформленных страховыми организациями, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;
б) указание на свободном месте в правом верхнем углу документа контроля доставки товаров, или документа контроля доставки транспортного средства, или удостоверения ввоза транспортного средства, или обложки книжки МДП номера и даты выдачи страхового полиса с проставлением оттиска личной номерной печати и подписи должностного лица таможенного органа.
ГТК России в срок до 01.01.2004 с момента опубликования Приказа приказано разработать, с учетом требований статьи 30 Закона, порядок контроля достоверности сведений, содержащихся в представляемых таможенным органам страховых полисах.
Действие Приказа не распространяется на транспортные средства,
а) транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
б) транспортные средства, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
в) транспортные средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; (пп. "в" в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 77-ФЗ)
г) транспортные средства, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.
д) транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации железнодорожным, автомобильным или водным видами транспорта.
Действие Приказа распространяется на правоотношения, возникшие с момента вступления в силу Закона.
Перечень страховых организаций, имеющих право на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, доведен до сведения таможенных органов Российской Федерации письмом ГТК России от 09.09.2003 № 06-11/34478 «О направлении списка страховых компаний».
Как уже было отмечено ранее, обязательное государственное страхование не осуществляется в отношении транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.
Какие же международные системы обязательного страхования существуют?
Организация, в которую входят все Национальные страховые Бюро стран участников, всего 44 страны: Молдавия, Украина, Беларусь, большинство европейских, ряд стран Северной Африки и Средиземноморья. Во главе организации стоит Совет Бюро, который отвечает за управление и текущую деятельность международной страховой системы, известной под названием "Зелёная карта".
Система Зелёной карты введена в действие 1 января 1953 года и за 50 лет существования прошла серьёзную эволюцию. При этом её главной задачей было и остаётся: содействие для беспрепятственного передвижения средств автотранспорта через государственные границы стран участников системы.
При наступлении дорожных аварий, совершённых въехавшими в страну иностранными автомобилистами, максимально быстрое урегулирование претензий пострадавших и получение ими причинённого ущерба в соответствии с требованиями национального законодательства.
Вступление России в международную страховую систему "Зелёная карта" с 1 июля 2003 года, в связи с введением в действие Закона создает необходимые правовые условия для вступления России в систему "Зелёной карты".
Следующим по важности этапом для вступления в систему "Зелёной карты" является создание в стране Национального страхового Бюро (в некоторых странах его называют Транспортным или Моторным Бюро) с соответствующими внутренними и международными полномочиями и функциями.
Согласно приложению № 2 Объединённой резолюции по дорожному транспорту (Женевские Рекомендации № 5, принципиальный документ по системе "Зелёной карты"), в каждой стране государство официально признаёт только одну организацию, созданную уполномоченными страховщиками в качестве Национального Бюро. Только страховщики, уполномоченные заниматься обязательным страхованием автогражданской ответственности, могут быть членами Бюро этой страны и официально выдавать сертификаты - Зелёная карта. Все они должны войти в Бюро и обязаны участвовать в финансировании фонда, чтобы Бюро могло надлежащим образом выполнять обязательства перед другими Национальными Бюро и Советом Бюро.
В соответствии с Законом в августе 2002 года создано профессиональное объединение страховщиков - Российский Союз Автостраховщиков (РСА), в который вошли ведущие страховые компании страны, занимающиеся автострахованием. На РСА возложен весь комплекс мер по введению страхования автогражданской ответственности, в том числе функции, связанные с участием страны в международных системах обязательного страхования владельцев транспортных средств. В этой сфере одной из важнейших функций РСА является представление страны и её страхового сообщества в качестве Национального Страхового Бюро "Зелёной карты".
Для практического осуществления необходимых мероприятий по вступлению в международную систему, в составе РСА создана структура, названная Комитетом Национального Бюро "Зелёной карты", на который возложена координация усилий заинтересованных страховых компаний и осуществление необходимых действий для решения вопросов по вступлению.
В настоящее время решение вопросов по срокам вступления целиком зависит от страховщиков. Согласно руководящим документам Совета Бюро любое из европейских Бюро, которое обращается в отношении членства, после завершения необходимых формальностей, получает статус "предварительного" члена.
Будучи в этом статусе Бюро может выдавать Зелёные карты на средства транспорта, зарегистрированные в своей стране(на средства транспорта с иностранными регистрационными номерами выдача сертификатов "предварительным" членам не разрешается) , в остальном , за исключением голосования по ключевым вопросам и участия в некоторых профильных комитетах Совета Бюро права "предварительного" и полного члена , в принципе, не отличаются.
Период предварительного членства может длиться от 5 до 10 лет, но, в любом случае, не менее 4 лет. На период предварительного(особого) статуса деятельность нового члена Бюро находится под тщательным наблюдением руководящих органов Совета Бюро и новичок должен строго выполнять определённые Советом Бюро финансовые гарантии. Величина суммы гарантии определена в документе Совета Бюро "Финансовые критерии" и напрямую зависит от количества всех видов средств автотранспорта, зарегистрированных в стране. При российском количестве средств транспорта превышающем 20 млн. единиц сумма депозита должна составлять 8 млн. Евро (за первые 20 млн.) плюс 0,2 Евро за каждое средство транспорта, превышающее 20 млн. На всё время "предварительного" членства собранный гарантийный депозит должен содержаться на банковском счёте солидного западного банка.
Банковский процент начисляется "предварительному" члену. Гарантийный депозит носит исключительно целевой характер и использовать эти средства Совет Бюро может в строго обусловленных случаях, а именно : если страна (Национальное Бюро или уполномоченные конкретные страховщики) имеют задолженность или не оплачивают: убытки своих страхователей; перестраховочную премию; членских взносов на содержание Совета Бюро. Ни на какие другие цели средства депозита использоваться не могут. По мере использования, средства фонда должны быть восстановлены соответствующим Национальным Бюро. Если страховщики решатся на "быстрое" вступление, то российскому Национальному Бюро, то есть РСА предстоит осуществлять и координировать организационно-оперативную деятельность по широкому комплексу вопросов в том числе: выпуск (печатание) и передача страховым компаниям на реализацию страховых сертификатов Зелёных карт; организация процесса и/или непосредственное урегулирование претензий потерпевших в своей стране; взаимодействие с зарубежными Национальными Бюро для урегулирования страховых претензий, возникших в их странах по вине российских страхователей; сотрудничество с Советом Бюро; организация совместного перестрахования портфеля "Зелёной карты"; формирование фондов (вступительного, текущего) и т.д.
Де-юре "Зелёная карта" означает международный сертификат страхования гражданской ответственности владельцев средств автотранспорта в любой из форм, одобренной Советом Бюро, г. Лондон.
Де-факто, то это страховой полис, бланк которого выполнен на бумаге зелёного цвета (отсюда название), который после надлежащего заполнения и оформления подтверждает наличие обязательного страхования автогражданской ответственности на территории всех стран, входящих в систему "Зелёной карты". Более подробную информацию по «зеленой карте» можно получить на web-сайте «Российского Союза Автостраховщиков» по адресу в Интернете: www.autions.ru/green_card/index.html.
В настоящий момент Российской Федерации де-юре не входит ни в одну международную систему обязательного страхования транспортных средств.
Действующим законодательством Российской Федерации не определена категория лиц, имеющих льготы по обязательному государственному страхованию транспортных средств.
Условия и порядок оформления временного ввоза транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, физическими лицами, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, в упрощенном , льготном порядке определены приказом ГТК России от 24.11.1999 № 814 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации».
Сроки оформления временного ввоза транспортных средств не зависят от сроков, на которые оформляются страховые полисы.
В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на обязательный характер осуществления страхования транспортных средств данные действия имеют в своей основе Гражданский кодекс Российской Федерации, а следовательно отношения между ними возникают, регулируются, прекращаются вследствие договорных отношений, с исключениями , предусмотренными законодательством Российской Федерации. А значит, рассмотрение вопроса о размере взимаемых страхователями денежных средств не входит в компетенцию таможенных органов Российской Федерации, несмотря на осуществляемый ими контроль.
Женевские Рекомендации № 5
Приложение № 2 Объединённой резолюции по дорожному транспорту
(94 сессия рабочей группы по дорожному движению Экономической
комиссии ООН для Европы 2000 года )
В каждой стране правительство официально признаёт только одну
организацию, созданную уполномоченными страховщиками в качестве
Национального страхового Бюро. Только страховщики, уполномоченные
на проведение страхование автогражданской ответственности, могут
быть членами Бюро этой страны и официально выдавать страховые
сертификаты, упомянутые в ст.3 настоящего приложения. Все они
должны войти в Бюро и все обязаны участвовать в финансировании
фонда, чтобы Национальное Бюро было в состоянии выполнять принятые
обязательства.
Национальное Бюро, организованное в соответствии со ст.1, должно
войти и финансово поддерживать международную организацию,
известную как Совет Бюро. Совет Бюро является руководящей
организацией для международной системы страхования автогражданской
ответственности (система Зелёной карты) и действует под эгидой
Главной рабочей группы по автомобильному транспорту Экономической
комиссии ООН для Европы. Совет формирует условия для нормального
функционирования унифицированных соглашений, заключённых между
Национальными Бюро и по урегулированию проблем взаимного интереса
для членов Совета.
Национальное Бюро должно снабжать своих членов страховыми
сертификатами "международная карта страхования автогражданской
ответственности" - "Зелёная карта", действительными для одной или
нескольких стран, или официально разрешать своим членам печатать
свои собственные сертификаты и выдавать клиентам для страхования
рисков автогражданской ответственности. В любом случае должна быть
использована одна из форм сертификата, о которой говорится в п.п.
1-4 настоящего Приложения.
"Зелёная карта", действительная для посещения одной страны или
нескольких стран, удостоверяет наличие страхового покрытия
автогражданской ответственности по дорожным авариям, вызванных
въехавшими в страну (страны) водителями автотранспортных средств,
для которых страхование является обязательным.
Признание "Зелёной карты" страхователя уполномочивает Бюро,
которое её выдавало и Бюро любой из стран, которым были
делегированы необходимые полномочия, согласиться с действиями по
проведению юридической процедуры в отношении любого убытка,
относящегося к делу.
Если против лица, имеющего "Зелёную карту" заявлен убыток, Бюро
страны, где этот убыток произошёл, действуя согласно предписаний
п.5 настоящего Приложения, должно одобрить порядок юридических
действий против этого лица. Бюро должно урегулировать и при
необходимости оплатить убыток от имени Бюро, которое выдало
Зелёную карту.
Однако насколько это может позволить законодательство, между Бюро
стран должна быть заключена договорённость, позволяющая
страховщику, уполномоченному вести дела в стране, где произошла
авария, заниматься урегулированием убытков против своего
собственного страхователя.
Бюро страны, где случился убыток, должно уважительно относиться к
условиям и лимитам, указанным в страховом полисе, если они
соответствуют законодательству об обязательном страховании
автогражданской ответственности данной страны.
Договоры между Бюро должны подтверждать возмещение полной
стоимости убытка, а также платежи расходов и вознаграждений,
которые должны быть согласованы.
Насколько это возможно, государства - участники должны ставить
целью исключение проверок наличия "Зелёных карт" на границах,
оформляя для этого специальные соглашения с другими Бюро.
Многосторонние соглашения о гарантиях или "преемственные"
соглашения, подготовленные Советом Бюро или аналогичные
двухсторонние соглашения между Бюро являются примерами таких
соглашений.
В каждой из стран, правительства которых одобрили настоящие
Рекомендации, "Зелёные карты", изготовленные согласно п.3
настоящего Приложения, в качестве подтверждения страхования,
должны приниматься без дополнительных формальностей и расходов, в
соответствии с законодательством об обязательном страховании
автогражданской ответственности в отношении тех средств
транспорта, для которых карты выданы.
Водителям, въехавшим на средстве транспорта, но без действующей
"Зелёной карты" одобренного типа, в страну, где страхование
является обязательным или в страну, Бюро которой не подписало
многостороннее гарантийное соглашение (или "преемственное"
соглашение, подготовленное Советом Бюро или подобное соглашение,
заключённое между этим Бюро и Бюро, откуда прибыло средство
транспорта) надлежит:
приобрести пограничное страхование или, насколько позволяет
законодательство страны въезда,
приобрести обычный полис обязательного страхования для этой
страны, или
внести средства в денежный фонд в целях гарантирования оплаты
вреда для пострадавших в авариях.
В странах, где страхование не является обязательным в отношении
категории транспортного средства въехавшего автомобилиста,
подтверждение наличия страхования не требуется.
"Зелёная карта" по цвету, компоновке и содержанию должна
соответствовать образцу, приведённому в п.3 настоящего Приложения.
Размеры карт могут отличаться, при условии, что формат в целом не
меняется, но в любом случае общий размер документа не может
превышать А 4. "Зелёная карта" выписывается на языке Национального
Бюро, но её название даётся также на английском и французском
языках. Вся информация на "Зелёной карте" записывается буквами
латинского алфавита с альтернативой, по желанию, дополнительно
записать те же сведения другими буквами.
Правительства стран, где действует обязательное страхование
гражданской ответственности и которые и которые намерены одобрить
Рекомендации, должны уведомить Секретариат главной рабочей группы
том, что:
страховщики автогражданской ответственности организовали или
намерены организовать Бюро "Зелёной карты" с целью выдачи
сертификатов для выезжающих за границу
Бюро "Зелёной карты" уже готово или будет готово регулировать
убытки по гражданской ответственности на основе "Зелёных карт",
въезжающих водителей
Бюро "Зелёной карты" имеет необходимые средства для выполнения
финансовых обязательств
Бюро готово признать "Зелёные карты" въезжающих в качестве
подтверждения, что такие водители застрахованы до необходимых
размеров лимитов, требуемых обязательным страхованием страны
въезда
Одобрение этих Рекомендаций указывает, что правительство не будет
препятствовать переводу валютных средств для выполнения
международных обязательств по Соглашению системы "Зелёная карта".
В этой связи Правительства должны направить в Экономическую
комиссию для Европы письменное обязательство.
Секретариат должен без промедления информировать Правительства
всех заинтересованных стран и Совет Бюро о всех уведомлениях,
полученных в соответствии с п.п. 15 и 16 настоящего Приложения.
В соответствии со сложившейся практикой, о любых изменениях в
системе "Зелёной карты" или формате карты, которые могут
рассматриваться участвующими Правительствами или Советом Бюро,
должен уведомляться Секретариат (Совета Бюро). Далее Секретариат
передаёт предложения об изменениях в Главную рабочую группу для
принятия решения.
Спросить