Процедура признания земельного участка для садоводства жилым - когда сменить ври до или после строительства дома?
Последовательность процедуры признания дома жилым на земельном участке предназначенном для садоводства? И когда сменить ври до строительства дома или после? Спасибо.
По данной статье.
ГрК РФ, Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ часть 1 статьи 55 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции.
1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
(в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Не требуется предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие настоящего Кодекса, а также в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ. При этом правила пункта 2 части 6 статьи 55 настоящего Кодекса не применяются (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ в пункт 2 части 3 статьи 55 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) разрешение на строительство;
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 июля 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ в пункт 4 части 3 статьи 55 вносятся изменения.
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 июля 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ в пункт 6 части 3 статьи 55 вносятся изменения.
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 июля 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ в пункт 8 части 3 статьи 55 вносятся изменения.
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
(п. 10 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 226-ФЗ)
11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
(п. 11 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в пункт 12 части 3 статьи 55 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
(п. 12 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 252-ФЗ)
(часть 3 в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 252-ФЗ с 1 января 2018 года часть 3 статьи 55 будет дополнена пунктом 13. Действие положений пункта 13 части 3 статьи 55 (в ред. федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ) не распространяется на заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поданные до указанной даты.
3.1. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
3.3. Документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7, 8, 12 и 13 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
(часть 3.3 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.4. По межведомственным запросам органов, указанных в части 2 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), предусмотренные частью 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся эти документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.
(часть 3.4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 370-ФЗ)
4. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.
4.1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы. Документы, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи, в которых направление указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи документов осуществляется исключительно в электронной форме.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 370-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ в часть 5 статьи 55 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
5. Орган или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекте планировки территории и проекте межевания территории, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 143-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 198-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ в пункт 2 части 6 статьи 55 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
(в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ часть 6 статьи 55 дополняется пунктом 5. См. текст в будущей редакции.
6.1. Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2015 N 459-ФЗ с 1 января 2017 года в часть 7 статьи 55 будут внесены изменения.
7. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 143-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в часть 10.1 статьи 55 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
10.1. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
(часть 10.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 252-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 252-ФЗ с 1 января 2018 года статья 55 будет дополнена частью 10.2. Действие положений части 10.2 статьи 55 (в ред. федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ) не распространяется на заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поданные до указанной даты.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в часть 11 статьи 55 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.
(часть 11 в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11.1. После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.
(часть 11.1 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
11.2. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия разрешение на ввод в эксплуатацию такого объекта выдается с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
(часть 11.2 введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.
(часть 13 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
СпроситьНужно ли разрешение на строительство дома на земельном участке категории-земли населённых пунктов, ври-для индивидуального садоводства? Как его зарегистрировать после строительства? Спасибо.
Здравствуйте, Ирина!
Разрешение нужно вне зависимости от категории земельного участка.
Если уже построено, то признавать право на самовольную постройку.
В силу ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
СпроситьМожно ли вернуть ндфл за строительство жилого дома на земельном участке предназначенном для ведения индивидуального садоводства? При условии что после окончания строительства дом будет зарегистрирован как жилой с возможностью прописки.
Приобрела земельный участок категории-земли населённых пунктов, ври-для индивидуального садоводства в собственность. Хочу построить дом и в дальнейшем прописаться в нём. Для этого нужно перевести ври на ижс, когда это нужно сделать до строительства дома или после? И нужно ли разрешение на строительства дома на этом земельном участке?
С какими трудностями я могу столкнуться при строительстве дома и дальнейшей регистрации на земельном участке земли населённых пунктов ври для садоводства? Могу ли я прописаться в доме? Спасибо.
Здравствуйте! Не сможете прописаться,пока дом не будет признан жилым.Желательно сменить назначение земельного участка на ИЖС.
СпроситьДоброе утро, Ирина!
Дом сможете зарегистрировать как жилой в упрощенном порядке по декларации, но право регистрации в нем доказывать только в судебном порядке.
СпроситьЕсть ли необходимость получения разрешения на строительство жилого дома на участке предназначеном для ведения садоводства.
Ответьте можно ли вести строительство дома на участке предназначенном для садоводства?
Требуется ли разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или расположенного в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства?
Дом был построен в 2011 году, сейчас банк требует разрешение на строительство. Якобы есть риски сноса дома, как незаконно построенного. Дом на кадастре стоит, тех паспорт есть, свидетельство получено.
Возможно ли строительство жилого дома на земельном участке предназначенном по договору аренды для строительства производственного здания (цеха). А также зарегистрировать право собственности на недострой этого дома в ФРС.
Можно что угодно . Но это будет самовольная постройка .И ее нужно узаконить через суд . Но если собственник земли будет возражать - то результат трудно предугадать . Вообще когда требуются рекомендации по очень глобальным и дорогим проектам - лучше бы не искать консультаций на бесплатных сайтах . Для дачи рекомендаций надо посмотреть всю документацию
СпроситьВладею земельным участком. В свидетельстве на собственность земельного участка указано: категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования (ВРИ): «Для ведения гражданами садоводства и огородничества».
На этом участке я построил индивидуальный жилой дом. Для регистрации дома (по дачной амнистии) обратился в БТИ с целью получения технического, а затем, кадастрового паспортов. НО! БТИ отказывается регистрировать дом как «жилой дом», ссылаясь на дачное назначение участка.
Вопросы:
1.Правомерно ли требование БТИ?
2.Можно ли требовать оформление жилого дома на участке, предназначенном для садоводства и огородничества?
3.Если вопрос решиться положительно, смогу ли я прописаться в доме на садовом участке?
4.Если все же придется изменять ВРИ, возрастет ли кадастровая стоимость участка (сейчас у соседей кадастровая стоимость земли в два раза дороже, чем у меня).
БТИ шлите лесом и идите в Росреестр.
Зарегистрировать дом по «дачной амнистии» можно, подав в территориальный орган Росреестра Декларацию об объекте недвижимого имущества по данному дому.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Статья 25.3. Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества
...3. Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества...
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ
Статья 51. Разрешение на строительство
... 17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) ... строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
...
СпроситьГражданский кодекс РФ] [Глава 14] [Статья 222]
1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 2 ст. 271 ГК РФ и п. 1 ст. 35 Земельного Кодекса, а также ч. 1 ст. 36 Земельного Кодекса и п. 4 и п. 9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» № 137 — ФЗ, земельный участок в Вашей собственности.
Я полагаю, что в силу ст. 25.3 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» у Вас не имеется каких-либо препятствий для регистрации объекта
Вам нужны , документы на землю,постановление администрации о разрешении проектирования и строительства.градостроительное заключение - при отсутствии градостроительной документации, топосъемка участка с прилегающей территорией в масштабе 1:500, результаты инженерно-геологических изысканий , задание на проектирование жилого дома и хозяйственных построек, проектная документация.
Спросить1. Нет.
2. Можно требовать на основании ст. 25.3 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
3. Если присвоен почтовый адрес, можете прописаться.
4. Да, возрастёт кадастровая стоимость ЗУ.
Спросить1. ПРИЗНАНИЕ ДОМА ЖИЛЫМ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ДОМ ОТВЕЧАЕТ ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ, БТИ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО ДОМ ЖИЛОЙ СДЕЛАТЬ НЕ МОЖЕТ. ПОЭТОМУ И ОТКАЗЫВАЕТ.
ВЫ ВПРАВЕ ПРИЗНАТЬ ДОМ ЖИЛЫМ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ И НА ОСНОВАНИИ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ ПОЛУЧИТЬ ТЕХ. И КАД. ПАСПОРТА.
2. ДА ВЫ ИМЕЕТЕ ТАКОЙ ПРАВО - ОБ ЭТОМ ЕСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СУД. ПРАКТИКА. ПРИВЕДЕНА НИЖЕ.
3. СМОЖЕТЕ ПРОПИСАТЬСЯ НА ЭТОТ СЧЕТ ЕСТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, КОТОРЫЙ ПОДТВЕРДИЛ ПРАВО ПРОПИСЫВАТЬСЯ В ДОМЕ НА САДОВОМ УЧАСТКЕ .
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 13-П
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П
4. ВРИ ДЛЯ ЭТОГО МЕНЯТЬ НЕ НУЖНО. СВЕДЕНИЯ О КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКЕ ЗЕМЕЛЬ ЕСТЬ В РОСРЕЕСТРЕ. ОНИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ СПРАВКУ О ТАКОЙ СТОИМОСТИ.
Дело № 2-197/11 17 марта 2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красносельский Федеральный районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Мазурова Н.Е.
при секретаре Борониной И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Александровой Н.А. о признании садового дома жилым помещением пригодным для проживания
У С Т А Н О В И Л:
Александрова Н.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать садовый домик, расположенный на принадлежащим ей земельном участке в Садоводческом товариществе «***» жилым домом, пригодным для постоянного проживания. В обосновании своих требований указала, что является членом этого некоммерческого садового товарищества, в 2002 году на земельном участке был построен дом, 30 июля 2008 года данному строению присвоен адрес: Садоводство «***», ***. Построенный дом отвечает всем санитарным и техническим требованиям, в нем имеется отопление, водоснабжение, электроосвещение, газоснабжение. Дом пригоден для постоянного проживания в нем, является для неё единственно возможным местом проживания.
По инициативе заявительницы по определению суда от 28 октября 2010 года по делу проведена строительно-техническая экспертиза для определения относится ли построенное строение к жилому дому, возможности постоянного проживания в нем. На время проведения экспертизы производство по делу было приостановлено, а затем возобновлено по определению Красносельского районного суда от 19 января 2011 года.
В судебном заседании представитель Александровой Н.А., ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Красносельского района просил отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь, что она не является собственником построенного дома.
Представитель Садового некоммерческого товарищества «***», зная о времени рассмотрения дела, не явился в судебное заседание.
Представитель Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просил рассмотреть дело без их участия. Представил в суд письменный отзыв, в котором указал, что до принятия соответствующих нормативных актов, регулирующих порядок признание жилых строений на садовых земельных участков пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение, если строение располагается на садовом земельном участке, который находится в черте населенного пункта и оно должно быть признано жилым строением, пригодным для постоянного проживания.
Представитель Санкт-Петербурского государственного унитарного предприятия «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» просил рассмотреть дело без их участия, направил в суд письменный отзыв, в нем он сообщил, что в случае подтверждения Александровой Н.А. своих требований после её обращения будет изготовлена на жилой дом соответствующая техническая документация.
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав собранные доказательства, суд считает заявление Александровой Н.А. обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, имеющих юридическое значение.
Согласно ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации.
Как видно из материалов дела и установлено судом Александрова Н.А. с 1995 года является членом Садоводческого некоммерческого товарищества «***», на праве собственности владеет земельным участком № 1 площадью 1037 кв. метров кадастровый номер *** в этом садоводстве, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю, выданному ей 25.09.1996 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 (л.д.15-18). Построенному на этом земельном участке, относящемуся к категории земель населенных пунктов, жилому дому присвоен адрес: г. Санкт-Петербург, ***, садоводство «***», ***, он имеет кадастровый номер - *** (л.д. 19-28).
Собственник земельного участка в соответствии со ст. 263 ГК РФ может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
По заключению эксперта ООО «Центр независимой профессиональной экспертизы» от 09.12.2010 г. следует, что садовый дом, расположенный по вышеназванному адресу по своему объемно - планировочному и конструктивному исполнению, по состоянию строительных конструкций, по уровню эксплуатационной и противопожарной безопасности, по внутреннему благоустройству и обеспеченности инженерными коммуникациями, по санитарно эпидемиологическим условиям, по размещению относительно соседних зданий и границ участка, ответствует установленным строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам, предъявляемым к помещениям, пригодным для постоянного проживания. Он пригоден для дальнейшей эксплуатации в качестве жилого дома и постоянного проживания (л.д. 81-99).
Конституционный Суд Российской Федерации, признавая в своем Постановлении от 14 апреля 2008 года № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац 2 статьи 1 названного выше закона в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, указал в п.3.2, что в отличии от прежнего порядка государственного учета жилищного фонда, основанного на критерии функционального назначения строения, действующая в настоящее время система государственного учета жилищного фонда, исходя из нового гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, в качестве критерия называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания и тем самым не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.
До принятия, в том числе и субъектами Российской Федерации соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации).
Удовлетворяя требования заявительницы, суд учитывает, что построенное ей строение относится к жилому дому, является для неё единственно возможным местом проживания. Жилой дом расположен на принадлежащем ей земельном участке, который относится к категории земель населенных пунктов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить факт и признать, что построенный Александровой Н.А. садовый дом, расположенный на принадлежащем ей земельном участке площадью 1037 кв. метров по адресу: Санкт-Петербург, ***, садоводство «***», ***, является жилым домом пригодным для постоянного проживания.
Решение суда может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Судья
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. по делу N 33-3449/13
Судья: Абрамова Л.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кондаковой Т.А.
судей: Кулаевой Е.В. и Кочетковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Н. Новгорода
на решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 13.09.2012 года
по делу по иску О.Т.А. к администрации города Нижнего Новгорода о признании нежилого садового домика жилым строением, пригодным для постоянного проживания
заслушав доклад судьи Кулаевой Е.В., с участием представителя истца , действующей на основании доверенности,
судебная коллегия Нижегородского областного суда
установила:
Истец О.Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации города Нижнего Новгорода о признании нежилого садового домика жилым строением, пригодным для постоянного проживания.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником земельного участка, находящегося по адресу: , общей площадью кв. м в границах кадастрового плана, кадастровый номер , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. На данном земельном участке расположено жилое строение без права регистрации проживания (садовый домик) общей площадью кв. м двухэтажный. Садовый домик принадлежит истцу на праве собственности. Истец указывает, что постоянно с 2007 года проживает в данном садовом домике со своей семьей из шести человек. Другого жилья истец не имеет. Данный садовый домик является единственным местом жительства истца и членов ее семьи. Поскольку до настоящего времени в Нижегородской области нет нормативно-правового акта, который определял бы порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, истец не имеет возможности признать принадлежащий ей садовый домик пригодным для постоянного проживания. Признание садового домика жилым, пригодным для постоянного проживания необходимо истцу для регистрации по месту ее проживания. С учетом измененных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, просила признать садовый дом - жилое строение без права регистрации проживания общей площадью кв. м, общей площадью с учетом балкона кв. м, двухэтажный, расположенный на садовом земельном участке, назначение - нежилое, по адресу: жилым домом, пригодным для постоянного проживания (л.д. 66-67).
Решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 13.09.2012 исковые требования О.Т.А. удовлетворены, признан садовый дом - жилым строением без права регистрации проживания общей площадью кв. м, общей площадью с учетом балкона кв. м, двухэтажный, расположенный на садовом земельном участке, назначение - нежилое, по адресу: - жилым домом, пригодным для постоянного проживания.
В апелляционной жалобе представителем администрации г. Н. Новгорода , действующей на основании доверенности, поставлен вопрос об отмене данного решения как незаконного, необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Считают, что суд вопрос о признании жилого помещения пригодным для проживания может быть решен только созданной органом исполнительной власти субъекта РФ межведомственной комиссией; не представлено доказательств соблюдения строительных норм и правил
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ответчика, 3-и лицо не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
В силу ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит основания для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
При этом ст. 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, О.Т.А., является собственником земельного участка, находящегося по адресу: , общей площадью кв. м в границах кадастрового плана, кадастровый номер , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия , выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области 05.05.2010 года и кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 7-9, 72-73).
На данном земельном участке расположено жилое строение без права регистрации проживания (садовый домик) общей площадью кв. м, двухэтажный, что подтверждается инвентаризационным планом по состоянию на 23.07.2007 года, выданным Нижегородским филиалом ФГУП . Садовый домик принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия , выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области 05.05.2010 года (л.д. 12-17).
Ранее указанные земельный участок и садовый домик принадлежали дочери истца, что подтверждается договором дарения земельного участка и жилого строения без права проживания от 30 марта 2010 года (л.д. 10-11). Из материалов дела, объяснений представителя истца следует, что истец с 2007 года постоянно проживает в данном садовом домике со своей семьей (л.д. 46-55).
Истец, указывая, что данный садовый домик является для него единственным местом жительства, отвечающим всем установленным санитарным нормам и требованиям, просит признать его жилым строением. Суд первой инстанции, разрешая исковые требования О.Т.А. пришел к верному выводу об их обоснованности, с чем соглашается судебная коллегия.
Местом жительства на основании п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статья 2 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" при этом предусматривает, что место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом проживание гражданина в принадлежащем ему на праве собственности помещении, не являющемся жилым, не может умалять его конституционное право на жилище только ввиду того, что у него отсутствует законное право на проживание и пользование любым другим жилым помещением и имеются все правомочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом - нежилым строением или иным помещением. Как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 14.04.2008 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан", возможность постоянного проживания в жилом строении, предназначенном для отдыха, которое может быть местом пребывания, не предусматривается, но и не исключается.
Одновременно с тем, прямого запрета на возведение жилых строений на садовых земельных участках действующее законодательство не содержит. Гражданское законодательство не предполагает введение ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации), которые унифицированно регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и СП 11-106-97 "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан").
Часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ определяет понятие жилого помещения - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" устанавливает требования, которым должно отвечать жилое помещение. При этом запретов на расположение жилых домов на садовых земельных участках данное Положение также не содержит.
Кроме того, Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 35) позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.
При таких обстоятельствах, учитывая, что экспертным заключением строительно-технической экспертизы, выполненного ИЦ государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет" (ННГАСУ) установлено, что спорный садовый домик является капитальным строением соответствует установленным и действующим на территории Российской Федерации экологическим, строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам, предъявляемым к помещениям, пригодным для постоянного проживания и пригоден к дальнейшей эксплуатации в качестве жилого дома и постоянного проживания, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью, Согласно градостроительных норм - сложившаяся ситуация уличной застройки не ухудшена, как со стороны с/т , так и по его границе (л.д. 18-45), судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований Х. о признании садового домика жилым помещением. Довод жалобы об отсутствии доказательств соблюдения строительных норм и правил несостоятелен, доказательств опровергающих данное заключение в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено.
Оценив довод апелляционной жалобы о том, что была нарушена процедура признания жилого помещения пригодным для проживания, не может послужить основанием для отмены решения, поскольку несоблюдение установленного Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции порядка не может являться основанием для отказа в удовлетворении требования истца о защите его конституционных прав и их реализации.
Кроме того, является несостоятельным довод кассационной жалобы о том, что данный спор должен быть рассмотрен в порядке особого производства, поскольку в силу положений ст. ст. 9, 12 ГК РФ истец самостоятельно определяет способ защиты нарушенного права.
Довод истца, содержащее в апелляционной жалобе, о том, что судом не были проверены сведения о том, что садовый домик является единственным местом жительства истца, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку указанные доказательства истцом не были представлены в суд первой инстанции, а действующим законодательством не предусмотрена обязанность суда по предоставлению доказательств по делу. Суд лишь оценивает предоставленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Вместе с тем, в силу ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не являлись предметом исследования суда первой инстанции и не получили его оценки. По существу апелляционная жалоба сводится к несогласию с оценкой доказательств, данной судом, что не является основанием к отмене решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, повлекших вынесения незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
определила:
решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 13.09.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
СпроситьПрошу разъяснить: возможно ли получение материнского капитала для приобретениия земельноного участка для строительства частного дома?
Возможно ли получение материноского капитала для строительсва частного дома на земельном участке (категория земли для садоводства), или требуется перевести участок в категорию ИЖС?
С уважением, Валентин Харитонович.
Спасибо.
Здравствуйте! Строительство возможно только на участке ИЖС или ЛПХ. Можно взять только ипотеку по залог земельного участка под строительство жилого дома. Далее погасить ее средствами МСК.
СпроситьЗемельный участок вы не можете приобрести на МК.На строительство жилья СВОИМИ СИЛАМИ Вы можете использовать мат.капитал,но вначале нужно перевести ЗУ в категорию ИЖС
Спросить