Проблемы при регистрации земель общего пользования СНТ - пересечение границ ЗОП и причины отказа. Возможность проведения независимой экспертизы
Проводим регистрацию земель общего пользования СНТ. Очередной раз получили отказ, одна из причин в том, что границы ЗОП пересекаются с несколькими участками членов нашего СНТ. Кадастровый инженер утверждает, что этих пересечений в поданных документах не было. Кроме этого, есть еще 2 пункта, которые уже не первый раз указываются в качестве причин отказа.
Мы хотим разобраться, то ли кадастровый инженер недостаточно квалифицирован, то ли регистратор лукавит и указывает мнимые причины. Можем ли мы провести независимую экспертизу и если да, то какие организации ее осуществляют?
Добрый вечер!
Специализированных государственных образований для проведения такой экспертизы нет, однако, есть хорошо зарекоменловавшие себя организации и кадастровые инженеры, а так же юристы, специализирующиеся на земельных отношениях, способные провести качественный аудит.
Могу помочь с таким аудитом, обращайтесь.
СпроситьВ 2012 году заказали межевое дело, провели кадастровые работы. В 2013 году Росреестр отказал в государственной постановке нашего земельного участка по причине пересечения с другими. Землеотводное дело смежного собственника был сделано в 2004 году по действовавшим в то время координатам. Другой земельный участок, с которым идет пересечение относится к государственной собственности. Как решить спор в судебном порядке-можно ли обязать инженера смежного собственника пересчитать координаты по новой системе координат. И поскольку идет пересечение с несколькими участками, которые и не проходили кадастровый учет, как их обязать устранить так называемую Росреестром кадастровую ошибку? Можно обойтись без экспертизы?
Здравствуйте, Юлия.
Обращаясь в суд, необходимо правильно сформулировать требования. Самым оптимальным будет требование об устранении кадастровой ошибки. Возможны и другие варианты. Например, о признании кадастрового учета недействительным; об устранении препятствий пользованию имуществом; об установлении границ земельного участка.
В заявлении необходимо указать возможные причины возникновения такой ошибки.
Для вынесения судом исполнимого решения, вообще необходимо произвести землеустроительную экспертизу. Судебная экспертиза назначается судом и производится в соответствии с процессуальным законодательством.
Более дешевый вариант, заранее обратиться к кадастровому инженеру, выполнявшему подготовку межевого плана и выявившему кадастровую накладку, с просьбой подготовить заключение о возможности устранения кадастровой накладки.
В случае положительного судебного решения, суд может признать факт кадастровой ошибки, исправить кадастровую ошибку путем корректировки координат, обязать орган, осуществляющий кадастровый учет произвести кадастровый учет вновь образуемого земельного участка.
СпроситьКупили заброшенный, заросший участок 15 соток под ИЖС в полузаброшенной деревне в Тверской области. На местности есть фундамент, но границ (забор, межи) нет, так как участком не пользовались лет 40. Есть кадастровый паспорт с номером. Кадастровый инженер отказал в межевании по причине того, что по факту, по участку проходит граница населенного пункта, согласно современной кадастровой карте. И только процентов 20 входит в фактические границы. Как пояснил инженер - это 100% отказ в кадастре. Как объяснили соседи, границы провели формально, по фактически существующим участкам, а старые, выданные давно, видимо не учли. Такая же ситуация еще у нескольких владельцев в данной деревне, которые не делали межевание. Вопросы. Как нам поступить, чтобы законно оформить участок (провести межевание)? Существует ли какая-нибудь существующая практика исправления границ населенного пункта?
Добрый день! Границы теоретически исправить можно. Надо написать заявление в местную администрацию с просьбой изменить границы населенного пункта, но перед этим взять у кадастрового инженера заключение от том, что по территории земельного участка проходит граница населенного пункта. У меня сейчас есть подобное дело в Московской области, но там были поставлены границы земельного участка на кадастр, а потом обнаружилось пересечение. Вам еще необходимо приложить если имеется схема земельного участка, которая выдавалась при его приватизации, старые технические паспорта.
СпроситьВ нашем СНТ часть Земель Общего Пользования была самовольно захвачена некоторыми членами товарищества, благодаря чему количество Земель ОП резко отличается от количества ЗОП, заложенных генпланом. Собственники захваченных Земель утверждают, что после того, что они владеют Землями более 15 лет, они могут на законных основаниях присоединить их к своим участкам. И с 1 го июля 2022 года это стало законно. А СНТ не может платить налог на ЗОП (налоговая уже 2 года его не принимает), так нет кадастрового плана Земель Общего Пользования по причине того, что фактическое их количество меньше более чем на 1/3 от количества ЗОП по генплану. Что могут предпринять законопослушные члены СНТ и обоснованы ли утверждения тех, кто прихватил Земли ОП?
Спасибо.
СНТ надо подавать иск в суд об изъятии земель общего пользования из чужого незаконного владения.
СпроситьЗдравствуйте
Алевтина Даниловна
ЗОП могут быть переданы в общедолевую собственность членам СНТ исключительно по решению общего собрания пропорционально площади этих участков.
Законопослушные члены СНТ вправе потребовать у членов самовольно захвативших ЗОП об их возврате на основании ч.3 ст.25 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
___
При отказе, члены СНТ вправе обратиться в суд с иском об истребовании имущества (земельных участков) самовольно занятых данными членами снт
Статья 25. Право собственности на имущество общего пользованияСпросить1. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
2. Право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
3. В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии принятия такого решения общим собранием членов товарищества в соответствии с требованиями статьи 17 настоящего Федерального закона. Передача указанного имущества в соответствии с настоящей частью не является дарением
1.Являются необоснованными утверждения этих членов о том, что с 1 го июля 2022 года это стало законно.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В статье 3 данного закона дано следующее определение земельных участков общего пользования
6) земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования;
Как видите целевое назначение таких участков - для общего использования всеми правообладателями земельных участков.
Я Вам дал ссылку на нормы данного закона в редакции от 14 июля 2022 года, так что ничего принципиального не изменилось в законодательстве относительно земель общего пользования.
2.Спрашиваете, что делать законопослушным членам СНТ?
Им нужно ставить вопрос перед председателем СНТ о предъявлении иска стст 131-132 ГПК РФ к этим членам СНТ об истребовании данных участков из чужого незаконного владения (ст 301 ГК РФ).
По закону состав земельных участков общего пользования определяется документацией по планировке территории, то есть генеральным планом. А после изъятия у этих членов СНТ самовольно захваченных участков делать кадастровый план, чтобы он соответствовал количеству ЗОП по генплану.
СпроситьЗдравствуйте Алевтина Даниловна!
Это общая проблема практически всех СНТ!
Утверждения собственников о распространении на них права приобретательной давности в соответствии со ст. 234. Приобретательная давность ГК РФ с точки зрения юриста смешны и нелепы
Приобретательная давность распространяется только на то имущество, которое стало бесхозным и которое не имеет владельца
В Вашем случае, то, что они самовольно захватили является землей общего пользования, т.е не является бесхозной и имеют владельца в лице СНТ
В Вашем случае Правлению СНТ надо инициировать судебные иски в отношении этих собственников по ст.301. Истребование имущества из чужого незаконного владения ГК РФ
Шансы у Вас максимальные!
СпроситьАлевтина Даниловна, здравствуйте.
Вас такие члены СНТ вводят в заблуждение.
1) Они не могут ссылаться на приобретательную давность (15 лет,), поскольку это земля всех членов СНТ, а не бесхозяйная.
2) Согласно статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования
3) Нужно подавать иски от СНТ об изъятии земли общего пользования из чужого незаконного владения.
Положительная практика есть.
В иске ссылаться на статью 301 ГК РФ
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а также положения Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
_________
Исковое заявление должно соответствовать требованиям статей 131-132 ГПК РФ
_________
Желаю Вам удачи!
С уважением.
СпроситьСНТ в данном случае необходимо подавать иск в суд по поводу изъятия земель общего пользования из чужого незаконного владения.
По сути здесь самозахват земли или самоуправство.
Присоединить другие участки даже при наличии 15 лет можно в судебном порядке только.
земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования
- см. ст. 56, 131-132 ГПК РФ, ст. 3 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 234, 301 ГК РФ.
СпроситьВ 2012 году приобретен в собственность земельный участок 9.3 сотки в СНТ. При приобретении предыдущий владелец передал членскую книжку садовода, выданную в 1993 году, в которой также указан размер садового участка 9.3 сотки (он первый и единственный владелец). Межевание участка сделано не было. Участок угловой. 2-е соседей и пересечение 2-х дорог. Дороги являются землями общего пользования. По границам участка с 4-х сторон проходят канавы, которые отделяют участок от соседей и дорог. Границы в виде канав сделаны по всему садоводству. Я начала делать межевание. После проведения кадастровой съемки оказалось, что границы с соседями совпадают (у них уже сделано межевание), а граница одной из дорог проходит по середине моего участка. Таким образом в соответствии с границами земель общего пользования мой участок оказался размером 6 соток. Председатель СНТ сказал, что ничего сделать не может, т.к. межевание земель общего пользования было произведено в 2008 году предыдущим председателем. Кадастровый инженер проводивший в 2008 году межевание земель общего пользования сказал, что это межевание проводилось зимой и он ошибся, но повторное межевание земель общего пользования он проводить не будет, т.к. только я являюсь пострадавшей. Как добиться внесения изменений в кадастровый план земель общего пользования СНТ, чтобы я могла провести межевание своего участка по итогам которого у меня будет 9.3 сотки.
По суду или заявлением.
Статья 61. Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
1. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
2. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
3. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
4. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
5. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
6. Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
7. По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов.
8. В течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, орган регистрации прав обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
9. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
СпроситьПолучила отказ в учете и регистрации Земельного участка в СНТ Чеховского района МО
Кадастровый инженер подготовил пакет документов, межевой план, свидетельство на право собственности на земельный участок старого образца (розовое свидетельство), он ранее учтённый, есть кадастровый номер.
Заключила договор с КИ
Получили отказ по следующей причине
Чеховская палата — регистратор
Требует
1. Постановление о выделении земельного участка под СНТ
2. Список членов.
Не понятно кто готовит список, председатель СНТ оформляет?
Постановление запрашивается из архива в МФЦ?
Вопрос.
Зачем нужны эти документы, если у меня право собственности, я решила получить новое свидетельство и внести изменения в Площадь путём проведения межевания на ранее учтённый земельный участок, который находится у меня в собственности с 1997 г.
Объясните, пожалуйста, эти требования правомерны?
Почему я не могу учесть уже год свой земельный участок, все находят какие то причины и пишут в итоге отказ.
Eсли есть правоудрстоверяющий документ и межевой план, я могу учесть земельный участок и зарегестрировать.
Зачем ещё нужны правоустанавливающих документы, когда у меня правоудрстоверяющий документ.
1.Если ранее право собственности на индивидуальные участки уже регистрировалось, то требование предоставления этих сведений не правомерно.
2.Тогда надо подать амд иск о признании отказа незаконным и обязать провести регистрацию...
СпроситьПолучил отказ в регистрации земельного участка. Основание регистратора для отказа: - назначение земельного участка по постановлению главы администрации (ноябрь 1992 г)-садоводство;-назначение по данным кадастрового паспорта (март 2014 г)-ведение личного подсобного хозяйства. Была выполнена процедура приостановки регистрации. На запрос регистратора в росреестр актуальный кадастровый паспорт на земельный участок не поступил. Данные на земельный участок в росреестре имеются. На публичной кадастровой карте есть. Кадастровый номер 47:03:0214001:147. Формально - отказ. Предложение обжаловать действия регистратора в суде. Не хотелось бы через суд. Подскажите какой документ необходимо предоставить регистратору для устранения причин препятствующих регистрации прав на земельный участок по вышеперечисленным причинам.
Интересует вопрос по регистрации права собственности на недвижимость (многоквартирный жилой дом, новострой, долевое строительство).
Полученная приостановка регистрации права собственности, в ней указан перечень недостающих документов. Я сделал приостановку на 3 месяца. После общения с регистратором удалось выяснить, что все документы приносить не требуется, т.к. большая часть есть в архиве. Недостающие документы я принес и возобновил регистрацию.
Сейчас получаю отказ на регистрацию. Причина отказа: наличие факсимильной подписи на документах которые я приносил в первом пакете.
Можно ли оспорить (продлить регистрацию) на основании того, что в решении о приостановке не были указаны те же причины, что и в отказе, хотя документы находились у регистратора с первого дня, и поэтому не было возможности устранить эти причины?
Пользуюсь участком земли из земель общего пользования (ЗОП) в СНТ с 1993 года. Общим собранием членов СНТ дано согласие на присоединение этого участка. Участок из ЗОП смежный к участку, выделенному в собственность по правоустанавливающему документу и находится в границах очерченных единым забором в 1993 году. Границы участка не внесены в Кадастр. ЗОП в бессрочном пользовании и не проходили кадастровый учёт. Мне отказывают в регистрации с из-за недостаточного обосновании права в соответствии с ФЗ-221 от 24.07.2007, а по тексту из-за нарушения п.12.70.1, где в Заключении кадастрового инженера отсутствует обоснование уточнения границ земельного участка при использовании сведений ч.9 ст.38.
В дачном СНТ появился конфликт по точному местонахождению границы между двумя участками. Было проведено обоюдное межевание и на его основе обе стороны имели свое видение по прохождению границы, согласовать границы не удалось. Двум кадастровым инженерам с двух сторон были взаимно выдвинуты письменные возражения по предложенным границам. В результате одна из сторон смогла зарегистрировать свои границы в кадастровой палате. У второй стороны есть письменный экземпляр возражения, полученного кадастровым инженером оппонентов. Возражение было написано лично, имел место визит в офис кадастрового инженера. Можно ли опротестовать регистрацию границ в кадастровой палате и попытаться привлечь кадастрового инженера к ответственности по вопросу неправомерной регистрации границ?
В судебном порядке заявленные два межевых плана об установлении границ земельных участков. Причина, отказ соседей и соседям подписывать согласование границ.
Заявленные исковые требования мной и соседями установить границы участков.
Суд назначил землеустроительную экспертизу по результату которой установил границы обоих участков в решение суда приведены координатные точки установленные для внесение границ на кадастровый учет.
В суде судья задала вопрос-представителю кадастра и картографии;
Какие документы необходимы для внесения границ на кадастровый учет по мимо решения суда?
Представитель - Только решение суда.
В результате оборотился с заявлением внести границы на кадастровый учет на оснований решения суда приложив заверенную копию решения.
Государственный регистратор приостановил регистрацию границ земельного участка так, как отсутствует межевой плана в форме электронного документа, заверенный усиленной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
Мне предложил в уведомление регистратор - обжаловать в суде отказ вносить границы на кадастровый учет.
Скажите пожалуйста правомерные требования регистратора об изготовление межевого плана на земельный участок согласно решения суда?
Как при такой ситуации правильно поступить, что мне отделять с решением суда дальше?
Здравствуйте, Елена. Решение суда является основанием для государственной регистрации земельного участка, но не является основанием для постановки такого земельного участка на кадастровый учет. Вам необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проводил межевание вашего земельного участка и готовил межевой план, попросить у него диск (межевой план в электронном виде) и повторно вместе с диском и решением суда обратиться в Росреестр.
Всего хорошего!
Спросить