Обучение в неаккредитованном вузе - как вернуть уплаченные деньги и разрешить проблемы с налоговым вычетом?

• г. Москва

Обучаюсь в институте с 2017 г по 2021 год. Оплатила всю учебу сразу. В этом году подала налоговый вычет за образование. В июле сообщили, что вуз не прошёл аккредитацию, забирайте денежные средства за оставшиеся годы обучения, в моем случае это полтора года. Но как быть с налоговой? Нужно как-то сообщить, что вуз закрыли? Ведь получается, что услуга мне не оказана со стороны вуза, а на налоговый вычет я подала.

Ответы на вопрос (1):

Сообщать нужно или могут подать на Вас в суд, спустя года 3

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 4 апреля 2017 г. N СА-4-7/6265@ Федеральная налоговая служба сообщает, что Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.03.2017 по делам N N 12458/15-01/2016, 11749/15-01/2016, 12451/15-01/2016 рассмотрен вопрос, связанный с наличием у налоговых органов права в случае ошибочного предоставления имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) обратиться в суд общей юрисдикции с требованием о взыскании задолженности по НДФЛ в качестве неосновательного обогащения без учета установленного Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) порядка взыскания налогов и сборов, в том числе без соблюдения досудебного порядка урегулирования налогового спора и за пределами установленных НК РФ сроков обращения в суд. Поводом к рассмотрению данного вопроса Конституционным Судом Российской Федерации явились жалобы граждан Е.Н. Беспутина, А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова (далее — Заявители). Заявителям по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДФЛ были ошибочно предоставлены имущественные налоговые вычеты в связи с приобретением ими квартир за счет целевого жилищного займа, предоставленного им как участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. По факту выявления случаев ошибочного предоставления имущественных налоговых вычетов налоговые органы обратились в суды общей юрисдикции с требованием о взыскании с заявителей неосновательного обогащения на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Суды заявленные налоговыми органами требования удовлетворили. Обращаясь в Конституционный Суд Российской Федерации, заявители просили признать статьи 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ, а также статьи 2, 9, 196, 199, 200, 980 и 1102 ГК РФ не соответствующими Конституции Российской Федерации. По мнению заявителей, действующее правовое регулирование выявления недоимки по налогу и ее взыскания в достаточной степени является определенным, и взыскание недоимки по налогу должно осуществляться с соблюдением строго регламентированной НК РФ процедуры, которая в рассматриваемом случае налоговыми органами не была соблюдена: акт налоговой проверки не составлялся, решение по ее результатам не было вынесено, требование об уплате налога налогоплательщикам не направлялось. В обоснование вывода о невозможности квалификации суммы незаконно предоставленных им имущественных налоговых вычетов по НДФЛ в качестве неосновательного обогащения заявители ссылались на пункт 3 статьи 2 ГК РФ, которым установлен прямой запрет на применение к налоговым отношениям гражданского законодательства. Также заявители оспаривали само право налоговых органов на обращение в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения. Конституционный Суд Российской Федерации с доводами заявителей не согласился: производство в части проверки конституционности положений статей 9, 196, 199, 200 и 980 ГК РФ было прекращено, а положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ и пункта 3 статьи 2 и статьи 1102 ГК РФ были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации. Федеральная налоговая служба обращает внимание налоговых органов на необходимость при выявлении фактов незаконного (ошибочного) предоставления имущественных налоговых вычетов по НДФЛ и обращении в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения руководствоваться позицией Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу. С учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 24.03.2017 по указанным делам, Федеральная налоговая служба обращает внимание налоговых органов на следующее. В случае выявления фактов неправомерного (ошибочного) предоставления налогоплательщикам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ налоговые органы вправе без проведения налоговых проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки (статьи 31, 48, 69, 70 и 101 НК РФ) обратиться в суды общей юрисдикции с исками о взыскании с указанных лиц сумм неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета в качестве неосновательного обогащения по правилам статьи 1102 ГК РФ. Данное право налоговых органов обусловлено отсутствием в НК РФ каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему имущественного налогового вычета по НДФЛ. При этом налоговым органам следует учитывать, что обращение в суды с такими исками не должно носить произвольный характер и возможно только в том случае, когда данная мера оказывается единственно возможным способом защиты интересов бюджета. Налоговым органам необходимо оперативно реагировать на допущенные нарушения и предпринимать меры по своевременному предъявлению в суды исков о взыскании с налогоплательщика сумм неосновательного обогащения. Федеральная налоговая служба указывает налоговым органам на недопустимость пропуска срока на обращение в суд по данной категории споров, а также обращает внимание на то, что предметом судебного разбирательства в рамках споров о взыскании с налогоплательщиков сумм имущественного вычета в качестве неосновательного обогащения является, в том числе, законность и обоснованность действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику имущественного налогового вычета. Общее правило о том, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), применительно к данной категории судебных споров не применяется. Это означает, что суды при рассмотрении исков налоговых органов о взыскании неосновательного обогащения в любом случае осуществляют проверку соблюдения налоговыми органами сроков на обращение в суд с исками по данной категории дел, то есть вне зависимости от того, заявляет ли налогоплательщик о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд. При исчислении сроков на обращение в суд налоговым органам необходимо исходить из следующего. В случае, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, соответствующее требование о взыскании неосновательного обогащения может быть заявлено налоговым органом в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета (в случае, если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов, — с момента принятия первого решения о предоставлении вычета). Если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика (например, представление налогоплательщиком подложных документов), налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета. Налоговым органам при обращении в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения следует, прежде всего, учитывать интересы каждого конкретного налогоплательщика, которому такой вычет был предоставлен неправомерно, и не допускать его чрезмерного обременения, в том числе выходящего за рамки, определенные для подобных случаев в законодательстве о налогах и сборах. Это означает, что налоговый орган вправе требовать в судебном порядке взыскания с налогоплательщика, которому имущественный вычет предоставлен ошибочно, только сумму неосновательного обогащения, которая равна сумме ошибочно (неправомерно) предоставленного имущественного вычета. Федеральная налоговая служба указывает на недопустимость применения в отношении налогоплательщика, с которого взысканы денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, иных правовых последствий, то есть взыскание с него сумм, превышающих размер денежных средств, полученных налогоплательщиком неправомерно. Исключение составляют ситуации, когда в распоряжении налогового органа имеются исчерпывающие доказательства того, что неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика. В этом случае применение иных правовых последствий к такому недобросовестному налогоплательщику должно осуществляться налоговым органом строго в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Ответственность за исполнение настоящего письма возлагается персонально на руководителей (исполняющих обязанности руководителей) УФНС России по субъектам Российской Федерации.

Спросить
Пожаловаться

Я проходил обучение в ВУЗе с 2017 по 2019 год (полностью доучился 2 курс), после чего нам сообщили, что институт потерял аккредитацию. ВУЗ помог с переводом в другой университет, но вопрос в другом. Могу ли я получить налоговый вычет за 2 года обучения (2017-2019), если в 2019 мой ВУЗ потерял аккредитацию?

Обучалась в магистратуре с 2011 по 2014 годы. В 2014 году хочу получить налоговый вычет за обучение. В течение всего срока обучения затрачено 78 т.р. на оплату обучения. Получается, что вычет могу получить 10,14 т.р. Удержанный налог НДФЛ по справке за 2013 год превышает данную сумму, т.е. дохода за этот год достаточно для получения полного вычета за 3 года. При этом в налоговой затребовали декларации 3 НДФЛ за 2 прошлых года, правомерно ли это?

Я пенсионер с 2003 года уволилась с работы с сентября 2012 года. Купила квартиру в октябре 2012 года. В 2013 году подала на налоговый вычет за 2012, 2011, 2010 годы. Получила за эти годы налоговый вычет. Могу я сейчас подать документы на возврат налогового вычета за 2009 год.

Я вышла на пенсию в августе 2013 года, приобрела квартиру в октябре 2013 года. Подала заявление на получение налогового вычета за 2013-2011 годы. Налоговый вычет поступил только за 2013 год. Положены ли мне налоговые вычеты за 2012, 2011 годы.

За 2011 год я получила налоговый вычет за лечение.

В 2012 году купила квартиру. Получила налоговые вычеты за 2012 и 2013 годы. Сейчас вышло положение, что работающие пенсионеры могут получить налоговые вычеты, связанные с покупкой квартиры, за предыдущие 3 года от момента покупки квартиры. Т.е. я могу получить налоговый вычет на квартиру в 2009, 2010 и 2011 году. Как это оформить в декларации?

Я обучался ВУЗе с 2007 по 2012 год, параллельно с этим с 2011 по 2012 год я работал, после чего меня забрали в армию, с 2013 года я работаю в организации.

За какой период возможно оформить налоговый вычет за обучения?

Можно ли в 2014 году подать декларацию за 2011-12 года, когда я платил за обучение и работал?

Можно ли в 2014 году подать декларацию за 2013, если учебу закончил в 2012 году?

Большое спасибо, за ответы!

Можно ли получить налоговый вычет за 2014 и 2015 учебный год, если в марте 2016 года ВУЗ лишили аккредитации. Соответственно, в 2014 и 2015 году аккредитация была. Но подавать документы готовы только сейчас. Обучается и оплачивает обучение Дмитрий. Он же будет получать вычет.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

В 2015 году оплатила обучение сына в июне, а в июле ВУЗ лишили аккредитации. Могу ли я получить налоговый вычет за обучение. Лицензию гос. образца ВУЗ имеет.

Учусь в негосударственном вузе. Поступала у вуза была аккредитация сейчас вуз лишили аккредитации. Но вуз говорит что через год вернут ее.могу ли я продолжать учебу в этом вузе а перед дипломом перевестись в другой вуз если все же им аккредитацию не вернут.

В 2021 году работающий пенсионер купил квартиру. Он в этом же году может подать на налоговый вычет за 2018, 2019, 2020 год? Или Ему всё равно нужно ждать 2022 года, чтобы первый раз подать на налоговый вычет уже за 2021, и только после этого за 2019, 2020, 2021 годы?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение