В тоже время в этой же статье указаного закона говориться

• г. Москва

Возникла ситуация, требующая Вашего разъяснения. В соответсвии с ст. 133 заработная плата не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда 600 руб. Руководствуясь указанной нормой наша фирма установила для неквалифицированных работников (уборщица и т.п.) оклады в размере 600 руб. с возможностью их премирования в соотвествии с положением о премировании, действующим в нашей фирме. Недавно мы узнали, что в Москве трехсторонним соглашением, заключенным 22.12.2003 г. между Правительством Москвы, Профсоюзом и объединением Предпринимателей, с 01.01.2004 г. установлена миниамальная заработная плата в размере 2000 руб.. При этом в ст. 9 Закона г. Москвы " О социальном партнерстве" предусмотрено, что - указанное трехстороннее соглашение распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени. Наша организация не направляла своих полномочных представителей для заключения соглашения от ее имени, также наша фирма в объеднении предпринимателей не состоит и ее работники не являются членами профсоюза. В тоже время в этой же статье указаного закона говориться, что Действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования (т.е. с 15.01.2004 г.).

1. Нет ли противоречий между этими двумя положениями одной статьи Закона?

2. Правомерно ли поступает наша организация, установив месячную заработную плату для отдельных категорий работников в размере мере 600 рублей, или мы обязаны выплачивать указанным работникам не ниже минимума, предусмотренного в трехстороннем соглашении?

Заранее благодарны за Ваш ответ.

Ильгияев Станислав.

Ответы на вопрос (1):

Уважаемый Станислав! Если говорить по существу, то приведенная ст. 133 ТК РФ определяет, что МРОТ может быть установлен только Федеральным законом и не предусматривает возможности субъекту федерации, в том числе и городу федерального значения Москве, устанавливать свой размер МРОТа. Кроме того, имеется соответствующее постановление Верховного Суда РФ, в котором говорится то же самое, в связи с чем указанное трехсторонее соглашение в этой части является недействительным. Таким образом, чтобы г. Москва имела возможность устанавливать свой, повышенный по сравнению с общефедеральным размер МРОТа, должны быть внесены соответствующие изменения в законодательство, допускающие изменение размера МРОт субъектами РФ. С другой стороны, та же ст. 133 ТК РФ привязывает уровень МРОТ к прожиточному минимуму. Однако до сих пор данная норма существует лишь на бумаге, поскольку в настоящее время прожит. минимум остается в несколько раз больше МРОТ.

Спросить
Пожаловаться

При обсуждении проекта коллективного договора между членами комиссии по его подготовке возникли разногласия по вопросу о гарантированном минимуме оплаты труда работников. Представители работодателя настаивали на том, чтобы он был равен минимуму, определенному законодательством. Представители трудового коллектива утверждали, что он должен быть не ниже полуторного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, поскольку именно такая гарантия была предусмотрена соглашением между администрацией, федерацией профсоюзов и объединением работодателей области в прошлом году. Представители администрации в ответ заявили, что начался новый год, нового соглашения нет, а у бывшего истек срок.

В ПРОГРАММе ПОЭТАПНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ НА 2012 - 2018 ГОДЫ сказано: Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений. Реализация Программы осуществляется:… в отношении муниципальных учреждений - в порядке, установленном решениями органов местного самоуправления..

В свою очередь, ТК РФ гл 5, ст 35, ст 35' предполагает образование трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Ст 45 дает трехсторонним комиссиям полномочия заключать соглашения, содержащие обязательства за счет соответствующих бюджетов. Пользуясь полномочиями, предоставленными ТК РФ, 30.12.2013 Администрацией города Новочеркасска, Общественным советом по координации деятельности первичных профсоюзных организаций города и Новочеркасским территориальным объединением работодателей заключили трехстороннее соглашение на 2014-2016 годы, в котором берут на себя обязательства, которые оформляются в виде приложения к Соглашению. В соглашении сказано: 2.4. Работодатели:

2.4.4. Заключают коллективные договоры в организациях, предусматривая в них включение вопросов, рекомендованных Приложением № 2 к настоящему Соглашению.

А в Приложении №2 к Соглашению даны РЕКОМЕНДАЦИИ ПО … СОДЕРЖАНИЮ И СТРУКТУРЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ: В целях повышения роли и значения коллективных договоров в организациях и соглашений, заключаемых на всех уровнях социального партнерства в городе Новочеркасске, городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых соглашений рекомендует в ходе коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений включать взаимные обязательства работников и работодателя в лице их представителей по следующим вопросам….

1.18. Невключение в размер минимальной заработной платы оплаты труда за работу в ночное время (статья 154 Трудового кодекса Российской Федерации).

ВОПРОС: как в Программе, так и в Трехстороннем соглашении используются слова «рекомендуются» и «рекомендации». Хотя, в соглашении сказано также, что стороны берут на себя обязательства, которые оформляются в виде приложения к Соглашению. Так, является ли положение о Невключении в размер минимальной заработной платы оплаты труда за работу в ночное время обязательным или, всё-таки, носит рекомендательный характер?

В региональном соглашении, заключенном между правительством, объединением работодателей и объединением профсоюзов субъекта федерации, предусмотрен размер минимальной оплаты труда, равный 4100 рублей, в то время как по РФ он установлен в размере 1100 рублей. Вправе ли субъект федерации принимать подобные решения?

Можно ли написать в трудовом договоре так: Работнику устанавливается доплата до минимального размера оплаты труда, если месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с федеральным законом?

ОТПРАВЛЯЮ ВАМ РЕШЕНИЕ СУДА. ПОЖАЛУЙСТА, ПРОСМОТРИТЕ И ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ. И ЕЩЕ ХОЧУ СПРОСИТЬ, ЕСЛИ БЫ Я ПРИЕХАЛА В УСТЬ-ЦИЛЬМУ, НАПРИМЕР, ИЗ ЛИПЕЦКА - КАКОЙ БЫ У МЕНЯ БЫЛ ОКЛАД, ВЕДЬ СЕВЕРНУЮ НАДБАВКУ (80%) НУЖНО ЗАРАБАТЫВАТЬ - 10% ЗА 1 ГОД.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усть-Цилемский районный суд Республики Коми под председательством судьи Михеева Ф.С. при секретаре Муравьевой Ю.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Усть-Цильма

30 июля 2010 г. дело по заявлению Вязниковой О. П. к Муниципальному образовательному учреждению «Новоборская средняя общеобразовательная школа», администрации МО МР «Усть-Цилемский», администрации сельского поселения «Новый Бор» о незаконных действиях работодателя.

УСТАНОВИЛ:

Вязникова О.П. обратилась в суд с заявлением к Муниципальному образовательному учреждению «Новоборская средняя общеобразовательная школа», администрации МО МР «Усть-Цилемский» о незаконных действиях работодателя, просит обязать ответчика устранить нарушения трудового законодательства, регулирующего оплату труда работников образования, т.е. установить ей оклад не ниже МРОТ, произвести перерасчет заработной платы, включая дни пребывания в очередном трудовом отпуске, больничном, командировках и взыскать недоплату по заработной плате с 01.09.2007 г. по 01.05.2010 г., с уплатой денежной компенсации в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченных сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, проиндексировать перерасчет с учетом инфляции. В обоснование исковых требований указывает, что с 2004 года состоит в трудовых отношениях с МОУ «Новоборская средняя общеобразовательная школа» в должности... При установлении должностного оклада учтена стимулирующая надбавка за работу в сельской местности. По действующему законодательству должностной оклад без компенсационных и стимулирующих надбавок должен быть не ниже установленного минимального размера оплаты труда.

В судебное заседание Вязникова О.П. не явилась. В заявлении имеется ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

МОУ «Новоборская средняя общеобразовательная школа», администрация МО МР «Усть-Цилемский», администрация сельского поселения «Новый Бор», привлеченная в качестве соответчика, представителей в судебное заседание не направили.

Администрация МО МР «Усть-Цилемский» в письменных отзывах указывает на то, что исковые требования истицы основаны на неправильном понимании действующего законодательства. Помимо этого просит применить последствия пропуска срока обращения в суд.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело без участия сторон по имеющимся материалам.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Вязникова О.П. с 15.09.1999 г. работает...

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст.133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (ч.1) и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. (ч.3).Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно ст.129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады) представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда.

В соответствии с положениями ст. 392 Трудового кодекса РФ установлен трехмесячный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Так как срок обращения в суд с иском о взыскании соответствующих выплат с 1 сентября 2007 г. по май 2010 г. истица пропустила, а представители ответчиков заявили ходатайство о применении срока исковой давности, суд проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения в суд.

В соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ с 1 сентября 2007 г. минимальный размер оплаты труда установлен 2300 руб., а с 1 января 2009 г.-4330 руб.

Согласно представленным суду карточкам-справкам на 2010 г. заработная плата Вязниковой О.П. состоит из оклада 4113 руб., надбавок за выслугу лет 616,95 руб., выплат стимулирующего характера 1067,21 руб. С учетом надбавок за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента заработная плата составляет 12174 руб. Фактические начисления за рассматриваемый период превышают 14000 руб.

Доводы истицы о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда и надбавки компенсационного характера могут устанавливаться работниками лишь свыше минимального размера оплаты труда предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч.2 ст.129 ТК РФ в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же ч.2 ст.129 ТК РФ в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда. (ч.4 ст.133 ТК РФ в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации из ст.129 Трудового кодекса исключена ч.2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ), установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Анализ вышеизложенного свидетельствует о том, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного и стимулирующего характера в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами заработной платы, её составной частью.

Таким образом, действующее законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.

Данный вывод также нашел отражение в позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в определении от 01.10.2009 г. № 1160-0-0, который основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Поэтому в иске Вязниковой Ольге Петровне следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Вязниковой О. П. в иске к МОУ «Новоборская средняя общеобразовательная школа», администрации МО МР «Усть-Цилемский», администрации сельского поселения «Новый Бор» о незаконных действиях работодателя о возложении обязанности установить должностной оклад не ниже минимального размера оплаты труда, произвести перерасчет начисленной заработной платы за период с 1 сентября 2007 г. с уплатой денежной компенсации, индексации произведенного перерасчета заработной платы, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд в течение 10 дней, по 13 августа 2010 г.

Судья Ф.С. Михеев.

ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.

Добрый вечер! Сумма страховых взносов за 2002 г-10866, за 2003-12007, за 2004-11432, 2005-19052, 2006-31628, 2007-41132, 2008-68500, 2009-68500,2010-55400 с учетом индексации сумма капитала. Спасибо.

Трудовой договор:

6.1.1. оклад 2500 руб.

6.1.2. надбавка к окладу 250 руб.

6.2. Работнику выплачиваются премии, материальная помощь в соответствии с действующим законодательством РФ и положениями, утверждаемыми Работодателем.

Вопрос: Можно ли пунктом 6.1.3. написать в трудовом договоре так: Работнику устанавливается доплата до минимального размера оплаты труда, если месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с федеральным законом? Или надо это писать пунктом 6.3. Или указывать конкретную сумму в договоре (но это сложнее, так как каждый месяц может быть разная сумма; ежемесячно издаем приказ на доплату). Или это вообще не надо писать: тогда у работников может возникнуть вопрос, что их зарплата ниже МРОТ!

Помогите, пожалуйста, разобраться в этом вопросе, как лучше отразить данный пункт в трудовых договорах работников. Спасибо.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Скажите пожалуйста, срок давности по статье 199 ч 2-10 лет? А за какой срок ОБЭП сможет проверить финансовые документы компании, получив так называемый тревожный звонок, только за последние шесть лет 2010, 2009, 2008, 2007, 2006 и 2005 годы? То есть о неуплате налогов в 2004, 2003, 2002 и 2001 годы можно просто напросто забыть?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за 5 минут
спросить
Администратор печатает сообщение