Есть ли закон о запрете взыскивать за долги сумму в размере МРОТ?. Спасибо.

• г. Орёл

Есть ли закон о запрете взыскивать за долги сумму в размере МРОТ?. Спасибо.

Ответы на вопрос (3):

К сожалению прямого запрета в законе нет.

Спросить
Пожаловаться

Всё, что Вы хотели знать, но стеснялись спросить в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ:

Подробнее ➤

Спросить
Пожаловаться

Разьясняю, что в соответствии со ст. 446 ГПК РФ к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, относятся продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.

См.

Решение № 2 А-2283/2019 2 А-2283/2019~М-2016/2019 М-2016/2019 от 19 августа 2019 г. по делу № 2 А-2283/2019

Ковровский городской суд (Владимирская область) - Гражданские и административные

Дело №2 а-2283/2019

33RS0011-01-2019-003302-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ковров 19 августа 2019 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе судьи Королева А.Н.

при секретаре Алфимовой Виктории Андреевне

с участием административного истца Левцовой Ольги Владимировны,

административного ответчика судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Ковровского района Шаховой Елены Алексеевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Левцовой Ольги Владимировны о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП Ковровского района Шаховой Е.А. в части не уменьшения размера удержаний по исполнительным производствам,

установил:

Левцова Ольга Владимировна обратилась в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП Ковровского района Шаховой Е.А. в части не уменьшения размера удержаний по исполнительным производствам.

В обоснование административного иска указала, что в производстве судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Ковровского района Шаховой Е.А. находятся исполнительные производства №40649/19/33010-ИП от 16.04.2019 и №39569/10/33010-ИП от 10.04.2019 о взыскании с нее задолженности в пользу общества с ограниченной ответственностью «МКК «Выручайка» и общества с ограниченной ответственностью «МКК «Займинвест». Указанные исполнительные производства присоединены к исполнительному производству №24872/19/33010-ИП. Из ее заработной платы удерживается 50% денежных средств. Просит снизить размер удержаний до 30%.

В судебном заседании административный истец поддержала свои требования, просила снизить размер удержаний, пояснила, что находится в тяжелом финансовом состоянии, имеющихся денежных средств у нее не хватает на питание и лечение. Размер ее заработной платы составляет 20000 рублей, а после вычета налога на доходы физических лицу нее остается только 18000 рублей. После удержания 50% у нее остается только 9000 рублей. Из этой суммы ей необходимо оплатить иные финансовые обязательства, после чего у нее только на питание и коммунальные услуги остается 3000 рублей, что явно недостаточно.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Шахова Елена Алексеевна не возражала против снижения размера удержаний, указала, что документы, подтверждающие тяжелое финансовое положение должника, ей не были представлены, поэтому каких-либо незаконных действий ею не допущено.

Представитель второго административного ответчика управления Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области, представители заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «МКК «Выручайка» и общества с ограниченной ответственностью «МКК «Займинвест» в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению административного дела.

Суд, выслушав административного истца, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Российская Федерация как правовое государство обязана обеспечивать эффективную систему гарантирования защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998 г. №9-П, от 10 февраля 2006 г. №1-П и др.).

Ввиду возможности отказа от добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений, законодателем были предусмотрены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, которые установлены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ).

Одним из принципов исполнительного производства является принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (пункт 4 статьи Глава 1. Основные положения > Статья 4. Принципы исполнительного производства" target="_blank">4 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения > Статья 68. Меры принудительного исполнения" target="_blank">68 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ к мерам принудительного исполнения относится в числе прочих обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления установлены статьей Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина > Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления" target="_blank">99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ.

Частью 2 названной статьи определено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 статьи Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина > Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления" target="_blank">99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (часть 3 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу части 2 статьи Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина > Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления" target="_blank">99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 г. №10-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 г. №1325-О-О, от 15 июля 2010 г. №1064-О-О, от 22 марта 2011 г. №350-О-О, от 17 января 2012 г. №14-О-О, от 19 июля 2016 г. №1713-О и др.).

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи Глава 5. Исполнительное производство > Статья 37. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения" target="_blank">37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ, предусматривающей, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации следует, что по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя суд вправе решить вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства. Основанием для изменения способа и порядка исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда в том порядке, который был определен ранее. К числу указанных обстоятельств может быть отнесено, в частности, тяжелое имущественное положение должника. Суд при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об изменении способа и порядка исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие таких обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленном порядке. При этом суду необходимо обеспечить соблюдение двух основополагающих положений - конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, с тем, чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.

В связи с этим при оценке указанных Хуснутдиновой М.Г. обстоятельств, затрудняющих исполнение ею судебных постановлений в том числе по причине отсутствия у нее в настоящее время в связи с нуждаемостью в приобретении дорогостоящих лекарственных препаратов денежных средств для выплаты взыскателям, судебным инстанциям надлежало исходить из необходимости соблюдения баланса интересов взыскателей и должника как участников исполнительного производства с учетом гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права Хуснутдиновой М.Г. на социальное обеспечение. Судам также следовало принять во внимание, что поскольку в силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, то защита прав и законных интересов участников исполнительного производства должна быть соразмерной, то есть при защите прав взыскателя (в данном случае юридических лиц) не должны нарушаться конституционные права гражданина-должника, и исходить из необходимости соблюдения баланса интересов взыскателя и должника как участников исполнительного производства, не затрагивая при этом гарантированных Конституцией Российской Федерации прав должника, с тем чтобы сохранить ей (Хуснутдиновой М.Г.) необходимый уровень существования.

Из материалов административного дела следует, что в производстве судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Ковровского района Шаховой Е.А. находится исполнительное производство №2472/19/33010 о взыскании задолженности с административного истца на основании судебного приказа от 26.12.2018 №2-4011/2-2018 мирового судьи судебного участка №2 города Коврова и Ковровского района о взыскании задолженности в пользу ПАО «Почта Банк» в размере 103781,09 рублей.

Также у судебного пристава-исполнителя находятся исполнительные производства №40649/19/33010-ИП от 16.04.2019 и №39569/10/33010-ИП от 10.04.2019 о взыскании с нее задолженности в пользу общества с ограниченной ответственностью «МКК «Выручайка» и общества с ограниченной ответственностью «МКК «Займинвест». Указанные исполнительные производства присоединены к исполнительному производству №24872/19/33010-ИП.

12.03.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя обращено взыскание на заработную плату административного истца в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.

Материалами административного дела подтверждается, что размер ее заработной платы составляет 20000 рублей, а после вычета налога на доходы физических лицу нее остается только 18000 рублей.

После удержания 50% у нее остается только 9000 рублей. Из этой суммы ей необходимо оплатить иные финансовые обязательства, после чего у нее только на питание и коммунальные услуги остается 3000 рублей, что явно недостаточно.

В соответствии со статьей Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" target="_blank">1 Федерального закона от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания; прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Статьей Статья 2" target="_blank">2 Федерального закона от 03.12.2012 №227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» установлена потребительская корзина в целом по Российской Федерации в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

кг

126,5

98,2

77,6

Картофель

кг

100,4

80,0

88,1

Овощи и бахчевые

кг

114,6

98,0

112,5

Фрукты свежие

кг

60,0

45,0

118,1

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

23,8

21,2

21,8

Мясопродукты

кг

58,6

54,0

44,0

Рыбопродукты

кг

18,5

16,0

18,6

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

кг

290,0

257,8

360,7

Яйца

штук

210

200

201

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

11,0

10,0

5,0

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,2

3,5.

Приказом Минтруда России от 20.02.2019 №102 н по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2018 года на душу населения 10213 рублей, для трудоспособного населения – 11069 рублей, пенсионеров – 8464 рубля, детей – 9950 рублей.

Таким образом, материалами административного дела подтверждается, что после исполнения всех обязательств административный истец получает доходы существенно ниже прожиточного минимума в Российской Федерации.

Действительно, федеральный законодатель, предусматривая в статье 99 Закона об исполнительном производстве возможность удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок исчисления размера такого удержания, в части 2 установил, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.

Исходя из буквального прочтения приведенной нормы, она не содержит запрета на установление размера удержания в максимальном пределе.

Вместе с тем при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, установленные статьей 4 поименованного закона: принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Поскольку положения части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.

Если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, как неоднократно констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным (постановления от 6 июня 1995 г. №7-П, от 13 июня 1996 г. №14-П, от 28 октября 1999 г. №14-П, от 22 ноября 2000 г. №14-П, от 14 июля 2003 г. №12-П, от 12 июля 2007 г. №10-П, определение от 5 марта 2004 г. №82-О).

Левцова О.В. является государственным служащим, исполняет установленные ограничения о недопустимости заниматься какой-либо иной оплачиваемой деятельностью, иных доходов не имеет.

С учетом изложенного, суд полагает возможным снизить размер удержания из заработной платы до 30%, находя такое снижение разумным и достаточным.

Снижение удержаний не повлечет какого-либо ущемления прав взыскателей. Снижение размера удержаний не лишит взыскателей права на полное возмещение кредита и процентов по нему, а только незначительно увеличит срок получения. При этом они на основании статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеют право на индексацию присужденных денежных сумм, что нивелирует их инфляционные потери от увеличения срока исполнения судебных актов.

Позиция о возможности снижения размера удержаний из заработной платы должника изложена в пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.01.2017 № 45-КГ 16-27, определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.01.2019 №44-КГ 18-25.

Удовлетворение административного искового заявления не свидетельствует о каких-либо незаконных действиях (бездействии) судебного пристава-исполнителя и не дает права административному истцу требовать возмещения судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Левцовой Ольги Владимировны удовлетворить.

Уменьшить размер удержаний с Левцовой Ольги Владимировны по исполнительным производствам №40649/19/33010-ИП и №39569/10/33010-ИП до 30%.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.Н. Королев.

Спросить
Пожаловаться

Племянник работает не оформлен по месту работы (нет и договора!) сожительница подала на алименты на ребенка. В каком размере будут взыскиваться алименты? Возможно ли в сумме конкретной (какой?) выплачивать алименты на ребенка? Суд будет взыскивать с МРОТ полностью по МРОТу? (9000?) какой МРОТ?

А если взыскивать алименты в размере 1 МРОТа то МРОТ будет региональным или федеральным? В кемеровской области Мрот составляет чуть больше 9 тыс рублей а по федеральным нормам около 5 тыс рублей, если напишу в размере 1 МРОТа то какой территории будут придкрживаться и сможет ли БМ понизить до федерального? Юлия. Кемерово.

По решению суда выплачиваются алименты в твердой денежной сумме р размере 1,2 МРОТ. Судебные приставы для расчета используют МРОТ "для всех бюджетников", т.е. 7800 руб. Есть еще одна сумма (11280 руб.) МРОТа. Она помечается как " базовое значение, для всех". Чем отличаются эти два МРОТа и правильно ли расчитывать алименты исходя из первого значения МРОТа?

Здравствуйте! Может ли Управляющая организация в рамках Закона о защите прав потребителей взыскивать долги с жителей, включая неустойку, штраф 50 % от суммы взыскиваемого долга? Спасибо.

я подала исковое заявление в суд о начислении алиментов на ребенка в твердой денежной сумме в размере 40 МРОТ, исходя из того, что размер МРОТ в данной ситуации - 100 рублей.

Но судья сказала, что я запросила огромную сумму, т.к. МРОТ - 4500 руб.

Подскажите, пожалуйста, в каком законе указывается, как надо рассчитывать МРОТ в случае начисления алиментов.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Новый закон о запрете взыскания долга с пенсии здравствуйте с какой пенсии нельзя будет взыскать долг или с любой пенсии запрет взыскать долг по кредиту.

Есть кредитный долг. Исполнительный лист у судебных приставов. Они арестовали мой зарплатный счет. Можно ли полностью снять арест со счета, если на иждивении 2 детей и зп меньше мрот. Вроде есть закон что нельзя трогать деньги не превышающие размер МРОТ. Правда ли это? Можно ли ссылку на закон? Спасибо!

Здравствуйте.

Подскажите пожалуйста, какой срок по закону (просьба дать ссылку на закон), установлен для взыскания судебными приставами, долга с физ. лица?

И могут ли приставы, используя какие то лазейки в законе, взыскивать долг, свыше установленного законом срока?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение