Прохожденние службы в уголовно исполнительной системе" где можно взять этот закон (название сайта) очень надо

• г. Магадан

"прохожденние службы в уголовно исполнительной системе" где можно взять этот закон (название сайта) очень надо, а то до нас этого недоводят.

Ответы на вопрос (1):

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I

"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"

(с изменениями от 15 июня 1996 г., 13 апреля, 21 июля 1998 г., 20 июня 2000 г., 9 марта 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 29 июня, 22 августа 2004 г.)

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в настоящий Закон внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. Текст настоящего Закона представлен в редакции, действующей на момент выхода версии справочной правовой системы

Глава I. Общие положения (ст. 1-4)

Глава II. Организация уголовно-исполнительной системы и (ст. 5-12.1)

обеспечение ее деятельности

Глава III. Основы организации деятельности учреждений, (ст. 13-23)

исполняющих наказания

Глава IV. Права и обязанности работников уголовно-испол- (ст. 24-27)

нительной системы

Глава V. Применение физической силы, специальных средств (ст. 28-31)

и оружия

Глава VI. Правовая и социальная защита работников уголов- (ст. 32-37)

но-исполнительной системы

Глава VII. Контроль за деятельностью уголовно-исполнитель- (ст. 38)

ной системы

Постановление Верховного Совета РФ от 21 июля 1993 г. N 5474-1 "О поряд-

ке введения в действие Закона Российской Федерации "Об учреждениях и ор-

ганах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"

Настоящий Закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы

Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Статья 2. Утратила силу.

См. текст статьи 2

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 3 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 3. Правовая основа деятельности уголовно-исполнительной системы

Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 4 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 4. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий:

1) входят с предложениями или дают согласие на создание и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания;

2) оказывают содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала учреждений, исполняющих наказания (далее - персонал);

3) создают учреждениям, исполняющим наказания, условия для их деятельности и привлечения осужденных к труду, а также обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты персонала и членов семей персонала;

4) в случаях, не терпящих промедления, с уведомлением соответствующих территориальных органов уголовно-исполнительной системы привлекают для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств персонал дислоцированных в районах указанных событий учреждений, исполняющих наказания;

5) устанавливают для персонала дополнительные гарантии социальной защиты, не предусмотренные настоящим Законом, за счет соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления определяют границы территорий, прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, и устанавливают режимные требования на этих территориях, а также осуществляют полномочия, предусмотренные пунктами 2 - 5 части первой настоящей статьи.

Глава II. Организация уголовно-исполнительной системы и обеспечение ее деятельности

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 5. Организация уголовно-исполнительной системы

Уголовно-исполнительная система включает в себя:

1) учреждения, исполняющие наказания;

2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

См. Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N 89

Статья 5.1. Использование учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

На территориях учреждений, исполняющих наказания, могут оборудоваться специальные помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Перечень таких учреждений утверждается министром юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 6 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 6. Учреждения, исполняющие наказания

Виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами.

Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

См. Указ Президента РФ от 29 сентября 1995 г. N 977 "О преобразовании государственных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"

Учреждения, исполняющие наказания, участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондом Российской Федерации и дальнейшей переработке древесины в едином технологическом цикле, относятся к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности. Места их расположения определяют территориальные органы уголовно-исполнительной системы. По решению федерального органа уголовно-исполнительной системы могут создаваться объединения учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, которые имеют обязанности и права учреждений, исполняющих наказания.

Штатная численность персонала сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности осужденных в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации, условий исполнения наказаний и в других случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 7 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 7. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации.

Руководство учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности может осуществляться территориальными органами уголовно-исполнительной системы, созданными без учета административно-территориального деления, по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены указанные учреждения, и находящимися в непосредственном подчинении федерального органа уголовно-исполнительной системы.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также в управлении ими.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ статья 8 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 8. Федеральный орган уголовно-исполнительной системы

Положение о федеральном органе уголовно-исполнительной системы, его структура и предельная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 9 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 9. Финансирование уголовно-исполнительной системы

Финансирование уголовно-исполнительной системы осуществляется целевым назначением с указанием отдельной строкой в федеральном бюджете на основе нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль предприятий учреждений, исполняющих наказания, после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты используются для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания.

Федеральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать специальные внебюджетные фонды для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, из доходов от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыли предприятий учреждений, исполняющих наказания, в размере не более 30 процентов после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Положения о специальных внебюджетных фондах утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать за счет имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание учреждений, исполняющих наказания.

Выделение средств на развитие и укрепление уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе федеральных программ.

Статья 10. Предоставление льгот уголовно-исполнительной системе

Учреждения, исполняющие наказания, и предприятия учреждений, исполняющих наказания, пользуются налоговыми льготами в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Предприятия любых организационно-правовых форм, использующие труд осужденных или размещающие производственные заказы в учреждениях, исполняющих наказания, и на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, пользуются льготами, предусмотренными для указанных учреждений и предприятий в части налогообложения прибыли, полученной в результате труда осужденных.

О налоговых льготах учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности, см. постановление Правительства РФ от 26 августа 1996 г. N 1003

Для создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду, Правительство Российской Федерации обязано размещать заказы на определенные виды продукции, работ и услуг для удовлетворения государственных потребностей на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, и собственном производстве учреждений, исполняющих наказания.

См. постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 447

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 11 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 11. Имущество уголовно-исполнительной системы

Имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.

Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.

Имущество учреждений, исполняющих наказания, предприятий учреждений, исполняющих наказания, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Учреждения, исполняющие наказания, и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право использовать имущество, закрепленное за ними на праве полного хозяйственного ведения, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации.

Обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы в пределах денежных средств, находящихся на счетах специальных внебюджетных фондов.

Согласно распоряжению Правительства от 9 января 2004 г. N 22-р в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему Минюста России, применяются правила о банкротстве стратегических предприятий и организаций

Здания и сооружения всех видов собственности, расположенные на территориях учреждений, исполняющих наказания, и предприятий учреждений, исполняющих наказания, используются для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. При нежелании собственников использовать указанные объекты в этих целях они передаются учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, безвозмездно, если эти объекты находятся в федеральной собственности, и с компенсацией их остаточной стоимости, если они относятся к другим видам собственности.

Федеральным законом от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ в статью 12 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 12. Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы

Охрана объектов уголовно-исполнительной системы, предназначенных для содержания и труда осужденных, и других объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания.

См. Положение об отряде специального назначения при территориальном органе управления уголовно-исполнительной системы, утвержденное приказом МВД РФ от 12 апреля 1994 г. N 114

Конвоирование осужденных и заключенных, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осуществляется милицией, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию по плановым маршрутам, установленным соответствующим перечнем. Конвоирование подсудимых на судебные заседания Верховного Суда Российской Федерации осуществляется внутренними войсками Министерства юстиции Российской Федерации.

Порядок взаимодействия внутренних войск Министерства юстиции Российской Федерации и учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, устанавливается министром внутренних дел Российской Федерации и министром юстиции Российской Федерации.

Порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При территориальных органах уголовно-исполнительной системы могут создаваться специальные подразделения для обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Министерства юстиции Российской Федерации. Порядок деятельности этих подразделений устанавливается министром юстиции Российской Федерации.

См. постановление Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 964 "О передаче внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов"

Федеральным законом от 20 июня 2000 г. N 83-ФЗ глава II настоящего Закона дополнена статьей 12.1

Статья 12.1. Обязанности федеральных органов исполнительной власти по содействию специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию в выполнении возложенных на них задач

Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся пути сообщения, а также информация и связь, предоставляют на арендной основе специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию, выполняющим задачи, возложенные на них настоящим Законом, линии, каналы и средства связи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся пути сообщения, предоставляют в аренду учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, специальные вагоны для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, выделяют на железнодорожных станциях оборудованные места для отстоя специальных вагонов, а также места посадки в них и высадки из них осужденных и лиц, заключенных под стражу.

Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находится транспорт, оказывают содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в предоставлении им соответственно плавучих средств (судов) и воздушных судов для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу.

Федеральные органы исполнительной власти предоставляют бесплатно специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию, выполняющим возложенные на них задачи в условиях чрезвычайного положения и других чрезвычайных обстоятельств, линии, каналы и средства связи.

Глава III. Основы организации деятельности учреждений, исполняющих наказания

Статья 13. Обязанности учреждений, исполняющих наказания

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны:

1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;

2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;

3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение;

4) обеспечивать охрану здоровья осужденных;

5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы;

6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Статья 14. Права учреждений, исполняющих наказания

Учреждениям, исполняющим наказания, предоставляются следующие права:

1) осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;

2) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;

3) требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания;

См. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста РФ от 30 июля 2001 г. N 224

4) применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;

5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры;

6) производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы;

7) осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопирование;

8) при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов;

9) проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осужденных;

10) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег;

11) производить в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

12) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;

13) временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан;

14) в установленном законодательством Российской Федерации порядке вводить режим особых условий;

15) привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности;

16) осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду;

17) участвовать в создании и деятельности предприятий любых организационно-правовых форм, а также участвовать на правах учредителя, акционера или вкладчика в управлении ими в интересах развития своей социальной сферы, привлечения осужденных к труду;

18) владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах установленной компетенции;

19) принимать во владение и пользование от учреждений, организаций и предприятий любых организационно-правовых форм, а также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства и имущество;

20) обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.

Федеральным законом от 20 июня 2000 г. N 83-ФЗ настоящий Закон дополнен статьей 14.1

Статья 14.1. Права специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию

Специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию при выполнении возложенных на них задач предоставляются следующие права:

1) осуществлять контроль за соблюдением предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу;

2) требовать от осужденных и лиц, заключенных под стражу, исполнения ими обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) применять к осужденным и лицам, заключенным под стражу, допустившим правонарушения, меры воздействия и принуждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

4) составлять протоколы о нарушении осужденными и лицами, заключенными под стражу, обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для решения вопроса о применении мер взыскания и принуждения к указанным лицам;

5) производить обыск осужденных и лиц, заключенных под стражу, досмотр их вещей, а также изымать у указанных лиц запрещенные предметы;

6) осуществлять досмотр транспортных средств и проверку документов граждан при розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег, в местах, где возможно их появление;

7) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Законом.

На сотрудников специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию при проведении ими розыскных мероприятий распространяются права и гарантии правовой и социальной защиты, а также возлагаются обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим Законом.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 15 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 15. Исполнение уголовных наказаний в учреждениях, исполняющих наказания

Учреждения, исполняющие наказания, руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим исполнение уголовных наказаний. Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания, по привлечению осужденных к труду определяется настоящим Законом.

Осужденные, не имеющие заработка, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, за счет федерального бюджета. За счет заработанных средств осужденные и заключенные могут быть обеспечены дополнительным питанием и им могут быть улучшены условия содержания. Порядок предоставления указанных льгот устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации.

См. постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 833 "Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы"

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 16 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 16. Общее и профессиональное образование, профессиональное обучение осужденных

Общее и профессиональное образование, а также профессиональное обучение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

См. Положение о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах, утвержденное приказом Минюста РФ и Минобразования РФ от 9 февраля 1999 г. N 31/321

О порядке организации начального профессионального образования осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, см. Инструкцию, утвержденную приказом Минобразования РФ и МВД РФ от 22 ноября 1995 г. NN 592, 446

О порядке организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии УИС Минюста России см. Положение, утвержденное приказом Минюста РФ от 30 июня 2000 г. N 185

Образовательные учреждения в уголовно-исполнительной системе создаются, реорганизуются и ликвидируются по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

Должностные оклады работникам государственных образовательных учреждений, созданных в уголовно-исполнительной системе, повышаются за особые условия труда в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Работники государственных и других образовательных учреждений, осуществляющие свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, обязаны соблюдать режимные требования, установленные в учреждениях, исполняющих наказания, и содействовать их персоналу в соблюдении осужденными правил внутреннего распорядка.

Статья 17. Привлечение осужденных к труду

Учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду:

1) на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания;

2) на предприятиях учреждений, исполняющих наказания;

3) на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;

4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов;

5) в форме предпринимательской деятельности.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 18 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 18. Собственные производства учреждений, исполняющих наказания

Собственные производства учреждений, исполняющих наказания, представляют инициативную самостоятельную производственную деятельность, осуществляемую на свой риск и под установленную настоящим Законом ответственность.

При осуществлении собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, обязаны:

1) обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации;

2) выполнять обязательства по заключенным ими договорам;

3) нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных обязательств, прав собственности других субъектов хозяйственной деятельности, загрязнение окружающей природной среды, несоблюдение безопасных условий труда, невыполнение санитарно-гигиенических норм и требований по защите жизни и здоровья граждан;

4) вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

См. Инструкцию о порядке введения форм статистической отчетности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденную приказом Минюста РФ и МВД РФ от 14 января 2000 г. N 4/35

5) предоставлять органам государственной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложена проверка производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, информацию, входящую в их компетенцию.

Для ведения собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, имеют право:

1) осуществлять без дополнительной регистрации собственную производственную деятельность;

2) привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и имущественные права физических и юридических лиц;

3) самостоятельно выбирать поставщиков материально-технических ресурсов и потребителей выпускаемой продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и заключаемыми договорами, за исключением продукции, изготовленной по заказу для государственных нужд;

4) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для предприятий;

5) утверждать штаты рабочих и служащих, занятых в собственной производственной деятельности этих учреждений, а также принимать их на работу и увольнять с работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и ведомственными нормативными актами;

6) распоряжаться выпускаемой продукцией, за исключением продукции, изготовленной по заказу для государственных нужд, и всей полученной прибылью, оставшейся после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты и отчислений в специальные внебюджетные фонды, создаваемые федеральным органом уголовно-исполнительной системы и его территориальными органами;

7) пользоваться банковским кредитом.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, а также спроса потребителей на производимые продукцию, работы и предоставляемые услуги.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 19 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 19. Предприятия учреждений, исполняющих наказания

Предприятия учреждений, исполняющих наказания, предназначены для привлечения осужденных к труду и обучения их общественно значимым профессиям и создаются при одном учреждении, исполняющем наказания, или объединении учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности как структурные подразделения этих учреждения или объединения учреждений.

Учредителем предприятий учреждений, исполняющих наказания, является федеральный орган уголовно-исполнительной системы, который утверждает их уставы, разработанные учреждениями, исполняющими наказания, или объединениями учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и закрепляет за предприятиями учреждений, исполняющих наказания, федеральное имущество.

В соответствии со статьей 106 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ уставы унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, созданных до вступления в силу Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", подлежат приведению в соответствие с нормами указанного Федерального закона в срок до 1 января 2005 г.

Предприятия учреждений, исполняющих наказания, по своей организационно-правовой форме являются государственными унитарными предприятиями.

Предприятия учреждений, исполняющих наказания, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом следующих особенностей:

1) создание, реорганизация и ликвидация предприятий учреждений, исполняющих наказания, распоряжение их имуществом осуществляются федеральным органом уголовно-исполнительной системы и его территориальными органами;

2) руководство предприятиями учреждений, исполняющих наказания, осуществляется начальниками этих учреждений либо руководителями объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности;

3) перечни должностей в штатах предприятий учреждений, исполняющих наказания, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации;

4) предприятия учреждений, исполняющих наказания, производят обязательные отчисления из прибыли в специальные внебюджетные фонды, создаваемые федеральным органом уголовно-исполнительной системы и его территориальными органами для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, и финансирование программ развития уголовно-исполнительной системы;

5) предприятия учреждений, исполняющих наказания, самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных;

6) на предприятия учреждений, исполняющих наказания, не распространяется действие антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 20 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 20. Особенности участия учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы в деятельности предприятий смешанной формы собственности

Решение об участии учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы в деятельности предприятий смешанной формы собственности принимает федеральный орган уголовно-исполнительной системы на основании экспертизы технико-экономического обоснования такого участия и учредительных документов предприятий.

Денежные средства, необходимые для участия учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы на правах учредителя, акционера или вкладчика в деятельности предприятий смешанной формы собственности, для покупки акций, паев, долей участия этих предприятий, выделяются им из специальных внебюджетных фондов.

Участие учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы в управлении предприятиями смешанной формы собственности осуществляется посредством назначения их представителя в состав совета директоров (за исключением должностей исполнительных директоров).

Федеральный орган уголовно-исполнительной системы пользуется правами учредителей при осуществлении контроля за деятельностью предприятий, созданных при долевом участии учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 21 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 21. Особенности привлечения осужденных к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их

Привлечение осужденных к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и предприятий. Договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций федерального органа уголовно-исполнительной системы. В нем обязательно предусматриваются:

1) количество осужденных, выводимых на эти объекты;

2) заработная плата, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий;

3) специальная изоляция рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов предприятий;

4) имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и предприятиями;

5) обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 22 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 22. Особенности выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов

Штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании нормативов, утвержденных Министерством юстиции Российской Федерации.

Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, осуществляется рабочими этих учреждений, а также осужденными.

В предназначенных для содержания осужденных несовершеннолетних учреждениях, исполняющих наказания, на выполнение работ по хозяйственному обслуживанию могут привлекаться только лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста.

Осужденные привлекаются к работам по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 23 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 23. Особенности предпринимательской деятельности осужденных

Осужденные с разрешения начальника учреждения, исполняющего наказания, могут заниматься предпринимательской деятельностью в форме индивидуальной трудовой деятельности и путем создания общества с ограниченной ответственностью при соблюдении следующих условий:

1) желание осужденных заниматься такой деятельностью;

2) соответствие этой деятельности требованиям режима содержания;

3) возможность администрации учреждения, исполняющего наказания, организовать такую деятельность;

4) покрытие осужденными затрат, связанных с осуществлением этой деятельности;

5) возможность получать прибыль от такой деятельности не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Данное требование не распространяется на осужденных, которым разрешено трудиться по их желанию.

Организация предпринимательской деятельности осуществляется без открытия осужденными собственных расчетных счетов на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с учреждением, исполняющим наказания, в соответствии с типовым договором (контрактом), утверждаемым Министерством юстиции Российской Федерации.

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны оказывать платные услуги осужденным по регистрации предпринимательской деятельности, уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, проведению взаиморасчетов с другими субъектами хозяйственной деятельности и иные услуги, связанные с этой деятельностью. Размеры оплаты оказываемых услуг определяются договором (контрактом). Предельные размеры оплаты этих услуг устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.

Глава IV. Права и обязанности работников уголовно-исполнительной системы

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 24 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 24. Работники уголовно-исполнительной системы

К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Работники уголовно-исполнительной системы, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, являются персоналом учреждений, исполняющих наказания.

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации. Перечень должностей высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

См.Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений", утвержденные приказом Минюста РФ от 30 июля 2001 г. N 224

Федеральным законом РФ от 5 марта 2004 г. N 6-ФЗ настоящий Закон дополнен статьей 24.1

Статья 24.1. Гарантии сотрудникам уголовно-исполнительной системы, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, избранные (назначенные) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранные депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), депутатами представительных органов местного самоуправления или выборными должностными лицами органов местного самоуправления, на период осуществления указанных полномочий приостанавливают службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

После прекращения указанных полномочий сотрудникам уголовно-исполнительной системы предоставляется ранее занимаемая должность или с их согласия другая равноценная должность по прежнему либо иному месту службы.

Период осуществления указанных полномочий сотрудникам уголовно-исполнительной системы засчитывается в календарном исчислении в общий трудовой стаж, а также в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания, дополнительный отпуск, назначение пенсии за выслугу лет, процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания.

Статья 25. Трудовые коллективы предприятий учреждений, исполняющих наказания

Трудовые коллективы предприятий учреждений, исполняющих наказания, составляют осужденные, участвующие своим трудом в деятельности этих предприятий, и персонал.

На трудовые коллективы предприятий учреждений, исполняющих наказания, распространяются права трудовых коллективов, предусмотренные законодательством Российской Федерации, за исключением прав:

1) рассматривать и утверждать совместно с учредителями изменения и дополнения, вносимые в уставы предприятий;

2) определять совместно с учредителями предприятий условия контракта при найме руководителей;

3) принимать решения о выделении из состава предприятий одного или нескольких структурных подразделений для создания новых предприятий;

4) принимать решения о создании товариществ для перехода на аренду и выкупа предприятий.

Статья 26. Обязанности и права сотрудников уголовно-исполнительной системы

Сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуются в пределах их компетенции правами, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, которые предусмотрены настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток обязаны в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел Российской Федерации.

Статья 27. Награждение почетным знаком "За отличие в службе"

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, отличившиеся при исполнении служебных обязанностей, награждаются почетным знаком "За отличие в службе".

Положение о почетном знаке "За отличие в службе" утверждается министром юстиции Российской Федерации.

Положение о почетном знаке УИС МВД РФ "За отличие в службе" утверждено приказом МВД РФ от 20 августа 1996 г. N 460

Глава V. Применение физической силы, специальных средств и оружия

Статья 28. Общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия

Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими законами.

Сотрудники следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы могут применять физическую силу, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

См. Инструкцию о порядке постоянного ношения и хранения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы и судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности судов, Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденную приказом Минюста РФ от 10 ноября 2001 г. N 300

Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны:

1) предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным;

2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи;

3) доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники уголовно-исполнительной системы при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства.

В случае ранения или смерти осужденных, заключенных, иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники учреждений, исполняющих наказания, сообщают об этом прокурору.

Применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия с нарушением правил, предусмотренных настоящим Законом, влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Статья 29. Применение физической силы

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований.

Статья 30. Применение специальных средств и газового оружия

Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и других граждан;

2) для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу;

3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

4) при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

5) для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания.

В качестве специальных средств могут применяться:

резиновые палки - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи;

наручники - в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей статьи. При отсутствии наручников сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания;

светозвуковые средства отвлекающего воздействия - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 и 5 настоящей статьи;

средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи;

водометы и бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 настоящей статьи, и только по указанию начальника или заместителя начальника учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения;

служебные собаки - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 и 5 настоящей статьи.

Газовое оружие может применяться в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 и 5 настоящей статьи.

Виды специальных средств и газового оружия, а также интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам.

Запрещается применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

Статья 31. Применение огнестрельного оружия

Порядок ношения оружия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и предприятий учреждений, исполняющих наказания, устанавливается территориальными органами уголовно-исполнительной системы.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять огнестрельное оружие:

1) для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;

2) для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников уголовно-исполнительной системы, осужденных заключенных и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием;

3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

4) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения учреждений, исполняющих наказания, а также на транспортные средства;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных, а также для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование сотрудника уголовно-исполнительной системы о сдаче оружия.

Кроме того, огнестрельное оружие может использоваться:

1) для остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег осужденным или заключенным;

2) для предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные настоящей статьей основания для его применения.

Без предупреждения огнестрельное оружие применяется:

1) при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;

2) при побеге осужденных и заключенных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения;

3) при попытке осужденного или заключенного, а также иного лица приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником уголовно-исполнительной системы расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.

При применении огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы в течение 24 часов с момента его применения обязаны доложить непосредственному начальнику.

Администрация учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о каждом случае применения огнестрельного оружия незамедлительно уведомляет прокурора.

Глава VI. Правовая и социальная защита работников уголовно-исполнительной системы

Статья 32. Правовая защита персонала учреждений, исполняющих наказания, и членов их семей

Персонал, а также члены семей персонала находятся под защитой государства. Неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом. Законные требования персонала обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами. Неисполнение законных требований персонала, а также действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом своих обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.

Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то настоящим Законом, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 33 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 33. Гарантии личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей

Личная безопасность сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей гарантируется законодательством Российской Федерации.

В интересах обеспечения личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Сведения о прохождении службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Федеральный орган уголовно-исполнительной системы обязан обеспечивать сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

Нормы обеспечения оружием, боеприпасами к нему и специальными средствами сотрудников уголовно-исполнительной системы в целях их личной безопасности утверждены постановлением Правительства РФ от 24 января 1994 г. N 40

Статья 34. Государственное страхование и возмещение ущерба в случае смерти (гибели) или увечья рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов

На рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов распространяется порядок государственного страхования и возмещения ущерба в случае их смерти (гибели) или увечья, предусмотренный для сотрудников уголовно-исполнительной системы законодательством Российской Федерации.

О порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ см. Инструкцию, утвержденную приказом Минюста РФ от 30 августа 1999 г. N 254

Статья 35. Обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение трех лет, по установленным законодательством нормам. До предоставления жилой площади в установленный срок они обеспечиваются общежитием либо им выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) временного жилого помещения в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья, но не превышающем должностной оклад нанимателя.

Уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд, формируемый в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и проживающим в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, оплачивается за счет учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению в этих районах и местностях.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет и уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов, а также члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для постановки на квартирный учет в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

При невозможности предоставить им жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) временного жилого помещения в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органами местного самоуправления им могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 36 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 36. Предоставление льгот персоналу

Должностные оклады персонала увеличиваются:

1) в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания, характера и сложности выполняемой работы - в размере от 15 до 20 процентов, а в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности - до 50 процентов по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа уголовно-исполнительной системы;

См. приложения 1 и 2 к постановлению Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 477

2) за работу в учреждениях, исполняющих наказания, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных, устанавливается надбавка к должностным окладам в размере 25 процентов, а для содержания осужденных с пожизненным сроком - в размере 30 процентов;

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ действие пункта 3 части первой статьи 36 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ действие пункта 3 части первой статьи 36 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

3) в случае увеличения численности осужденных и заключенных сверх лимита, установленного Правительством Российской Федерации для данного вида учреждений, исполняющих наказания, с соответствующим режимом или следственного изолятора, - в размере одного процента за каждый процент превышения их численности.

Рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается:

1) мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 15 лет - на работах с осужденными;

2) женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы устанавливается льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии: два дня службы - за три, а в учреждениях, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных с пожизненным сроком, - один день службы за два при сохранении за ними ранее установленных льгот.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы полностью засчитывается в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии работа в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания.

Сотрудники, уволенные из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с правом выхода на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более (в льготном исчислении), а также члены их семей имеют право на бесплатный проезд на лечение по заключению военно-врачебной комиссии в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).

Сотрудники уголовно-исполнительной системы на всей территории Российской Федерации бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутным транспортом - в сельской местности.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, направленные в командировку, пользуются правом на приобретение вне очереди проездных документов на все виды транспорта и на размещение в гостинице по командировочному удостоверению.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы устанавливаются квартирные телефоны в течение года со дня подачи заявления.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности службы:

менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания;

от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания;

от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания;

свыше 20 лет - в размере 20 окладов денежного содержания.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, награжденным в период службы государственной наградой, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания.

Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации см. приказ Минюста РФ от 8 января 2003 г. N 2

См. приказ Минюста РФ от 12 мая 2000 г. N 150 о мерах по социальной защите личного состава уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 37 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 37. Социально-бытовое обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы

Сотрудники учреждений, исполняющих наказания, имеют право на получение из средств федерального органа уголовно-исполнительной системы выплат на первоначальное обзаведение хозяйством в виде беспроцентной ссуды в размере до 12 окладов денежного содержания на срок до трех лет в случае:

1) назначения на должность после окончания учебного заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации;

2) назначения на должность прибывших по распределению выпускников гражданских высших учебных заведений;

3) в течение трех месяцев с момента заключения первого брака.

При переезде сотрудников уголовно-исполнительной системы на новое место жительства в связи с переводом на новое место службы им производятся выплаты за счет средств федерального органа уголовно-исполнительной системы:

1) в размере двух окладов денежного содержания на сотрудника уголовно-исполнительной системы и половины оклада денежного содержания на каждого члена его семьи, переезжающего вместе с ним;

2) в размере твердой ставки (суточные), установленной Правительством Российской Федерации для командированных сотрудников за каждый день нахождения в пути, на сотрудника и на каждого члена его семьи, переезжающего вместе с ним.

Кроме того, сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на перевозку всеми видами транспорта, кроме воздушного, до 20 тонн личного имущества с прежнего места жительства на новое место жительства в связи с переводом на новое место службы и при увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации или учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с компенсацией затрат за счет средств федерального органа уголовно-исполнительной системы.

О порядке выдачи беспроцентной ссуды на первоначальное обзаведение хозяйством сотрудникам учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и о производстве выплат сотрудникам уголовно-исполнительной системы при переезде их на новое место жительства см. Инструкцию, утвержденную приказом МВД РФ от 17 декабря 1993 г. N 544

О санаторно-курортном обеспечении в санаториях и домах отдыха системы Министерства юстиции Российской Федерации см.приказ Минюста РФ от 25 января 2002 г. N 22

Глава VII. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 38 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 38. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы

Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы осуществляют:

1) Федеральное Собрание Российской Федерации;

2) Президент Российской Федерации;

3) Правительство Российской Федерации;

4) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

См. Положение об Общественном совете при Министре юстиции Российской федерации по проблемам деятельности УИС Минюста России, утвержденное приказом Минюста РФ от 30 июля 2003 г. N 184

Без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля имеют право:

1) Президент Российской Федерации;

2) Председатель Правительства Российской Федерации;

3) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека;

4) президенты, главы органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

5) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то Государственной Думой или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации;

6) Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории;

7) главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий;

8) члены общественных наблюдательных комиссий, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные лица посещают учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы по специальному разрешению руководства этих учреждений и следственных изоляторов или территориальных органов уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

Москва, Дом Советов России.

21 июля 1993 года.

N 5473-I

Спросить
Пожаловаться

Хочу устроиться в УИС, но по классификации, приведённой в проекте Приказа Федеральной службы исполнения наказаний "Об утверждении Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в уголовно-исполнительную систему, сотрудников уголовно-исполнительной системы, Требований к состоянию здоровья отдельных категорий граждан, поступающих на службу в уголовно-исполнительную систему, сотрудников уголовно-исполнительной системы, прохождение службы которых связано с особыми условиями, и перечней дополнительных обязательных диагностических исследований" (подготовлен ФСИН России 04.12.2017) у меня категория В. Меня возьмут на работу?

С 2001 по 2012 проходила службу вФедеральной службе судебных приставов, с 2012 прохожу службу в уголовно-исполнительной системе. Будет ли мне засчитат срок службы в ФССП в выслугу лет для выхода на пенсию в соответствии с внесенными изменениями в ч.4 ст. 38 ФЗ 197 от 2018 "О службе в УИС" и ст. 18 ФЗ "Оипенсионном обеспечении военнослужащих..., сотрудников уголовно-исполнительной системы", а также в связи с изменениями в ст. 5 ФЗ " Об исполнительном производстве"

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 17 февраля 2021 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений в статью 91 Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"за сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сохраняется право на увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации на основаниях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Вопрос: завтра мне исполняется 50 лет имею специальное звание подполковник, могу ли я уволиться на пенсия при достижении предельного возраста? Спасибо.

Служил в уголовно-исполнительной системе, выслуга лет составляет 27 календарных лет, в льготном исчислении 34 года. Имею правительственные, ведомственные награды, награжден медалью "Ветеран уголовно-исполнительной системы" "За отличие в службе в уголовно-исполнительной системе II степени", являюсь ли Я "Ветераном труда".

Мой муж 6 лет проработал в уголовно-исполнительной системе.

Есть ли такой закон, который говорит о том, что граждане проработавшие в уголовно-исполнительной системе 4 года освобождаются от службы в армии.

Скажите, пожалуйста, учитывается ли при выходе на пенсию аттестованного сотрудника Уголовно исполнительный системы, стаж работы по вольному найму, который также получен в уголовно исполнительной системе?

Считается ли службой в армии, служба в уголовно-исполнительной системе более 2 лет? В звании сержант, кинолог. Где 1 год службы идёт 1,5 г.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Служил срочную службу с 1990-1992 в заполярье г.Тикси, сейчас сейчас работаю в уголовно исполнительной системе, считается ли срок службы в армии год за два и какой закон определяет.

Меня уволили из органов уголовно-исполнительной системы, не хватило года до льготной пенсии. Мне 53 года, живу в районе приравненном к крайнему северу (выход на гражданскую пенсию в 55 лет). У меня есть более 25 лет общего трудового стажа, из которых 13 лет 02 мес. (в календарном исчислении из которых 10 лет в погонах + 2,5 года институт + 0,9 мес. гражданская работа в уголовно исполнительной системе) выслуга в органах уголовно-исполнительной системы, и увольнение СО СЛУЖБЫ происходит по достижении предельного возраста.

Подскажите:

Имею ли право на пенсию по выслуге лет согласно ст.13 п. б

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I

О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Если ВЫ считаете, что ответ положительный прошу Вас составить, исковое заявление в суд, официальный отказ от ПФ получен, исходные материалы могу выслать на Ваш электронный адрес. Оплату гарантирую. С уважением Евгений Житков.

Имею ли право воспользоваться безвозмездной финансовой помощью по оплате стоимости кооперативного жилья (50%) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1153 Из ВС РФ уволился по окончанию контракта и в течении 2 месяцев устроился в уголовно-исполнительную систему.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение