Отказ администрации в предоставлении земельного участка под сенокошение - возможность его получения вопреки наличию водоохранной зоны

• г. Пермь

Написал заявление в администрацию о предоставлении земельного участка в аренду под сенокошение, участок расположен в водоохранной зоне, на землях населенных пунктов, 20-25 метров от реки (протяженность реки от 10 до 50 км). Администрация отказала в предоставлении участка мотивиров это тем, что он расположен в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы. Есть ли шансы на получение данного участка.

Ответы на вопрос (1):

Отказ незаконный!

Прилагаю в качестве образца судебный акт.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2011 г. N 17АП-3800/2011-ГК

Дело N А71-13256/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2011 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зелениной Т.Л.

судей Паньковой Г.Л., Дюкина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель не явился,

от ответчика - Сычугов А.А., (паспорт, доверенность от 11.01.2011),

от третьих лиц - представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Администрации муниципального образования "Завьяловский район",

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 02 марта 2011 года

по делу N А71-13256/2010,

принятое судьей Буториной Г.П.,

по заявлению ООО "ЯНА" (ОГРН 1021801148709, ИНН 1831014043)

к Администрации муниципального образования "Завьяловский район"

третьи лица: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике, Федеральное агентство водных ресурсов в лице Камского бассейнового водного управления

о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

ООО "ЯНА" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в кадастровом квартале с кадастровым номером 18:08:041001, о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике, Федеральное агентство водных ресурсов в лице Камского бассейнового водного управления.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.03.2011 (резолютивная часть от 28.02.2011) заявленные требования удовлетворены частично, отказ Администрации муниципального образования "Завьяловский район" в предоставлении ООО "ЯНА" в аренду земельного участка, выраженный в письме от 20.08.2010 N 01-17/5355, признан незаконным, как не соответствующий действующему законодательству. В удовлетворении требования заявителя о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления земельного участка в аренду отказано.

Решение суда от 02.03.2011 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в части удовлетворения заявленных требований. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок расположен на острове и никогда не использовался для сенокошения. Размещение на этом земельном участке пасеки или осуществление сенокоса потребует проведение ряда мероприятий, которые могут повлечь исчезновение острова. Ответчик считает, что решение в обжалуемой части вынесено с нарушением норм материального и процессуального права и не основано на имеющихся доказательствах.

Заявитель, третьи лица возражений на апелляционную жалобу не представили.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ, только в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, 13.07.2010 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в кадастровом квартале с кадастровым номером 18:08:041001 для целей использования - для сенокоса, с приложением выкопировки с указанием местоположения испрашиваемого земельного участка.

Письмом от 20.08.2010 ответчик отказал заявителю в предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе р. Кама.

Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "Яна", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.

В силу данной нормы права органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Как установлено судом первой инстанции испрашиваемый заявителем земельный участок не относится к особо охраняемым природным территориям.

Отказывая заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, ответчик указал на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе р. Кама, предоставление земельного участка в границах прибрежной полосы водного объекта для сельскохозяйственного использования является нецелесообразным.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод для удобрения почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ).

В силу ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с указанными ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

С учетом изложенного, оснований для отказа в предоставлении в аренду для целей сенокошения земельного участка по причине его нахождения в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе, у ответчика не имелось.

Ссылка ответчика на то, что испрашиваемый земельный участок не пригоден для целей сенокошения, не подтверждена надлежащими доказательствами. Акт осмотра земельного участка от 10.08.2010 N 81, письма Администрации МО "Гольянское" от 10.12.2010, МУ "Завьяловское лесничество" от 09.12.2010 не содержат фактических обстоятельств, на основании которых сделаны выводы о невозможности осуществления сенокошения. Сведений о площади этого участка, занятой песком и кустарниками, суду не представлено.

Довод ответчика о том, что размещение сенокоса или пасеки потребует проведение мероприятий по расчистке от леса, кустарников, пней, которые могут повлечь исчезновение острова, подлежит отклонению.

В соответствии со п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами (ст. 42 ЗК РФ).

Ссылка ответчика на то, что испрашиваемый земельный участок используется, в том числе, для отдыха населения, также не может быть принята во внимание. Указанное обстоятельство не является препятствием для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для целей сенокошения.

При этом, использование береговой полосы как объекта общего пользования установлено законом (ст. 6 Водного кодекса РФ). В силу ч. 8 указанной статьи каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 02.03.2011 в обжалуемой части является законным и обоснованным.

Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика (ст. 110 АПК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 марта 2011 года по делу N А71-13256/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи

В.Ю.ДЮКИН

Г.Л.ПАНЬКОВА

Спросить
Пожаловаться

Решили сделать отвод земельного участка (оформить в собственность) под индивидуальное садоводство. Участок не оформлен. Участок расположен в водоохранной зоне ручья, в также в его прибрежной защитной полосе. 20 метров общего пользования до ручья выдержаны. Строить там ничего не планирую, только сажать. Помимо всего прочего там еще установлена рекреационная зона, но по градостроительному кодексу нашего города индивидуальное садоводство там является условно-разрешенным видом использования земельного участка. Вынесли вопрос на публичные слушания, по которым народ проголосовал за предоставление мне разрешения. Однако администрация вынесла отказ в связи с размещением в водоохранной зоне. Как я разобрался законодательно я ничего не нарушаю, по ВК и в водоохранной зоне и в прибрежно защитной полосе ограничений нет на садоводство. Что делать? Какие у меня шансы заставить администрацию через суд предоставить мне это разрешение.

Дом построен до Великой Отечественной войны на участке 10 соток не в водоохранной зоне. Однако такая зона имеется на участке - 20 метров до озера. Участок приватизирован в 2006 году. Водоохранную зону приватизировать не разрешили. На сегодняшний момент местная администрация предлагает оформить на этот кусок водоохранной зоны аренду, с дальнейшим выкупом. Правомочны ли действия администрации? Почему мы должны выкупать землю, находящеуюся в собственности не одно поколение. Возможно ли приватизация части земли, относящейся к водоохранной зоне?

Статья 65 часть 3 Водного кодекса-за пределами территорий городов и др.населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев... и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии... Вопрос-следует ли из этой фразы, что водоохранная зона устанавливается только вне населенных пунктов?

Земельный участок в собственности. Категория-земли населенных пунктов. Разрешенное использование для ИЖС. Сущ. ограничение-не зарегистрировано. Участок расположен в водоохранной зоне и в границах прибрежной защитной полосы реки (прот. Менее 10 км). Можно ли построить ж. дом 1 кв. 2-х этажный. Какие расстояния от реки и нужно ли разрешение?

В собственности находится земельный участок: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования для эксплуатации зданй и сооружений ООО ХХ.Организация ООО ХХ давно ликвидирована. Согласно ответам администрации МО, данные земельные участки распооложены в зоне Р-2 Зона парков. В настоящее время возникла необходимость перевода земли в ИЖС, так как мы хотим построить там дом. Администрация в свою очередь отказвывает в переводе земельного участка под ИЖС, мотивируя это нахождением з/у в зоне парков. Вопрос: каким образом возможно изменение зоны? И есть ли необходимость изменять зону, если в свидетельстве указано как: земли населенных пунктов. Возможно целесообразнее обратиться с исковым заявлением о признании незаконным действия администрации, выразившихся в отказе изменить вид разрешенного использования? Для справки: у всех соседей капитальные строения и земли под ижс.

Вопрос про размещение дилого дома на участке в зоне населенных пунктов, ври участка ижс, но так случилось что у него есть несовпадение с градостроительным планом и на одном участке две территориальные зоны, 85% это зона ж 1, 10% это зона о 1, остальное это сеть дорог (просто белые полосы). Вопрос что делать? Амнистия же тоже не разрешит зарегить дом который цепляет зону о 1?

Так же есть сеть белых полос посередине участка 180 соток, она эта сеть помещает если на нее попадает дом?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Администрация отказала в предоставлении в аренду земельного участка сформулировав отказ тем, что данный участок находится в шумозащитной зоне и зоне объектов дорожной инфраструктуры! Хотя рядом построены дома и размежёваны земельные участки!

Может ли Администрация муниципального образования, при переоформлении права бессрочного пользования на право собственности земельным участком, с расположенным на нем гидротехническим сооружением, причалом, изменить условия пользования для 20 метровой полосы, вдоль причала, присвоив ей статус прибрежной защитной полосы, береговой полосы водоохранной зоны бухты. На этой полосе расположены только гидротехнические сооружения действующего предприятия, которое осуществляет стивидорные работы. Причалы находятся в собственности, а земельный участок является образованной территорией, которая была отсыпана в период строительства этих причалов. А договоре аренды обязать арендатора обеспечить свободный доступ граждан на эту воохранную зону. Территория одновременно является зоной погранично-таможенного контроля, производственной зоной, складской территорией и частной собственностью. Наложение сервитута нарушает права собственника и режим пользования собственностью расположенной на земельном участке»

- Есть ли ограничения права собственности на земельный участок водоохраной зоне если на нем расположены объекты недвижимости принадлежащие на праве собственности (Причалы, крановые пути, капитальные сооружения).?

Барнаул. Мне отказали в удовлетворении запроса на аренду земельного участка для целей не связанных со строительством (под огородничество) в связи с тем, что участок расположен в ландшафтно-рекреационной зоне Р.3 и в водоохранной зоне реки Барнаулка. Для каких целей возможно оформление такого участка? Спасибо.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение