Можно ли работать учителем истории в школе без педагогического образования?
Скажите, пожалуйста, может ли работать в школе человек учителем истории, если нет педагогического образования, а только закончив в этом году юридическое?
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Лицо, не имеющее педагогического образования, вправе преподавать, если его основное образование относится к области, соответствующей преподаваемому предмету, либо при наличии дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.
СпроситьБез дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации работать учителем истории не представляется возможным.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544 н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Требования к образованию и обучению. Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;
СпроситьМожет ли директор школы принять меня на работу, без педагогического образования, учителем истории и обществознания, у меня высшее юридическое образование.
Может ли человек без педагогического образования (колледжа или вуза) пройти курсы переподготовки любого учителя и работать в школе с юридической точки зрения?! Этот человек закончил "Колледж Знаний" в г. Лесосибирске, но педагогического образования нет, а уже 2 диплома переквалификации учителя имеет (учитель истории и обществознания, учитель технологии) - эти дипломы имеют вес?!
Добрый день. На занятие педагогической деятельностью имеют права лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Требование профстандарта о наличии высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности учитель.
СпроситьМожет ли человек без педагогического образования работать в школе учителем?
Проработал в школе 25 лет учителем технологии, прошел аттестацию на соответствие занимаемой должности, в этом году был отмечен министерской грамотой, но при этом не имею педагогического образования. Школа, в которой работаю, в этом году проходит аккредитацию и директор увольняет меня, объясняя тем. что человек без педагогического образования не может работать в школе. Правомочно ли это? Если нет, но на какие документы могу сослаться.
Нет, неправомочно. Ссылайтесь на ст.46 ФЗ "Об образовании в РФ":
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Как видите, закон не содержит требований в виде обязательного наличия именно педагогического образования.
СпроситьЯ закончила бакалавриат по специальности "история" (т.е без педагогического образования), теперь хочу работать в школе учителем истории и обществознания. Мне нужна профессиональная переподготовка или повышения квалификации достаточно?
Добрый день.
Вам вполне будет достаточно пройти курс повышения квалификации при условии, что работодатель сочтет, что этого будет достаточным и прохождение переподготовки не требуется. В частности, по Вашему вопросу стоит обратиться к требованиям ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. В свою очередь, Письмо Минобрнауки России от 10.08.2015 N 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования» дало разъяснения, что применение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544 н, в соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. N 1115 н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544 н „Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» предусмотрено только с 1 января 2017 года, то при решении вопросов, связанных с квалификационными требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам, следует руководствоваться: Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761 н, с изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. N 448 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) (далее — квалификационные характеристики должностей работников образования); пунктом 23 приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — Порядок аттестации). Согласно разделу III «Требования к квалификации» квалификационных характеристик должностей работников образования лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы. Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации — «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности — «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д. Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Департамент также обращает внимание на то, что пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», учителя технологии, имеющие квалификацию «Инженер-технолог» (независимо от специальности), и т.д. Критериями соответствия данных педагогических работников занимаемым ими должностям, прежде всего, являются не только квалификации, указанные в документах о профессиональном образовании, но и результаты их профессиональной деятельности, практический опыт, компетентность, а также выполнение качественно и в полном объеме возложенных на них должностных обязанностей. Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации вынесение рекомендаций работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, относится к компетенции аттестационных комиссий организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Департамент просит довести данную информацию до руководителей и педагогических коллективов организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования.
С уважением,
Александр Васильев.
СпроситьУчитель получил в 1992 году высшее образование в университете по специальности история с квалификацией "историк. Преподаватель истории и обществоведения".Должен ли он проходить профессиональную переподготовку с 01.01.2017 как не имеющий педагогического образования (т.к. закончил университет, а не пединститут)
Может ли работать в школе учителем человек без высшего педагогического образования. У работника высшее техническое.
Могу ли я работать учителем истории в школе имея высшее юридическое образование? И что необходимо если это недостаточно. Спасибо!
Можно ли работать учителем технологиии не имея педагогического образования?
Имею среднее профессиональное непедагогическое образование стаж работы в школе 22 года как учитель награжден министерской грамотой регулярно прохожу курсы переподготовки учителей, последние в 2014