Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изменениями от 22 августа 2004 г.)
" Статья 28. Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом
1. Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, публикуются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации. Тираж официального издания, периодичность и срок опубликования указанных сведений, порядок финансирования оказываемых услуг и цены на такие услуги устанавливаются Правительством Российской Федерации и не должны быть препятствием для быстрого и свободного доступа к указанным сведениям любого заинтересованного лица. Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, публикуются также в электронных средствах массовой информации в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
До определения Правительством РФ официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения по вопросам, связанным с банкротством, указанные сведения подлежат опубликованию в "Российской газете"
2. Возмещение расходов, связанных с опубликованием указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, осуществляется за счет имущества должника, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или собранием кредиторов.
В случае отсутствия у должника имущества, достаточного для возмещения расходов на опубликование, оно осуществляется за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве.
3. При проведении процедур банкротства обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае, если количество кредиторов должника превышает сто или их количество не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат также сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника.
4. На основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов сведения, подлежащие обязательному опубликованию, могут быть опубликованы также в иных средствах массовой информации.
5. В случае, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, опубликованные сведения должны содержать:
наименование должника и его адрес;
наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование введенной процедуры банкротства, а также номер дела о банкротстве должника;
фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего и адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации и ее адрес;
установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
иную информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом".
Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)"
(журнальный вариант)
"Статья 28. Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Комментируемая статья определяет порядок опубликования определенной информации, связанной с конкурсным процессом. Отметим, что круг подлежащей опубликованию информации значительно расширился по сравнению с тем, каким он был установлен Законом 1998г.
Так, подлежат опубликованию сведения о введении наблюдения, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а если кредиторов более 100 либо их количество не может быть определено (например, в силу характера деятельности должника), публикуется информация о введении любой процедуры (Закон 1998г. не предусматривал каких-либо обязательных сообщений до публикации объявления о признании должника банкротом, за исключением объявления о признании недействительным мирового соглашения - независимо от стадии, на которой оно заключалось).
Кроме того, некоторые положения Закона предусматривают (несмотря на то, что нормы п.3 комментируемой статьи являются императивными) иные случаи опубликования информации, в частности в соответствии с п.2 ст.13 Закона опубликование информации о собрании кредиторов является надлежащим уведомлением его участников, если их (конкурсных кредиторов и уполномоченных органов) более 500 либо если невозможно выявить сведения, необходимые для личного уведомления лиц, имеющих право участвовать в собрании кредиторов.
Обратим внимание, что в ст.54 Закона говорится об опубликовании сведений о судебных актах, которыми вводится любая процедура (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство); прекращается производство по делу о банкротстве; утверждается, отстраняется либо освобождается арбитражный управляющий; отменяются либо изменяются указанные акты.
Информация о конкурсном процессе должна быть опубликована в официальном издании, которое определяется Правительством РФ. Оно же должно установить тираж издания; периодичность и срок опубликования указанных сведений; порядок финансирования услуг и цены на эти услуги, причем таким образом, чтобы не было препятствий для быстрого и свободного доступа к указанным сведениям любого субъекта. Правительство РФ также определяет порядок опубликования указанных сведений в электронных средствах массовой информации.
Сейчас официальный источник опубликования не установлен, поэтому в силу п.6 ст.231 Закона до его установления Правительством информация о конкурсном процессе публикуется в "Российской газете". Кроме того, в силу п.4 комментируемой статьи возможно опубликование этой информации в любых иных средствах массовой информации, которые определяются решением собрания или комитета кредиторов.
Возмещение расходов, связанных с опубликованием информации о банкротстве, осуществляется, по общему правилу, из имущества должника. Таким образом, данная обязанность должника (оплатить публикации) возникает на основании указания Закона.
Из этого правила существуют исключения. Во-первых, иной источник оплаты может быть предусмотрен решением собрания кредиторов (это решение принимается обычным порядком- большинством голосов от числа голосов кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании). Во-вторых, иной источник оплаты может быть предусмотрен Законом о банкротстве, в частности это сделано ч.2. п.2 комментируемой статьи, которая устанавливает, что если у должника отсутствует имущество, достаточное для возмещения расходов на опубликование, оно осуществляется за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом.
Названная норма ч.2 п.2 вызывает интерес, в частности своей непоследовательностью. Прежде всего следствием ее применения станет то, что при очевидно малом количестве имущества у должника кредиторы не станут обращаться в суд с заявлением о банкротстве.
Кроме того, указанная норма не дает ответа на вопрос: что делать, если у должника недостаточно имущества для оплаты публикаций? Путем толкования с точки зрения критерия разумности можно прийти к выводу о том, что за счет кредитора-заявителя будет оплачена публикация в части, в которой ее стоимость не покрывает имущество должника (это толкование очевидно, но не буквально, т.е. не следует из текста нормы ч.2 п.2 комментируемой статьи, поэтому кредитору-заявителю, сложно будет что-то ответить управляющему на требование полной оплаты публикаций на том основании, что кредитор не обладает достаточным для этого количеством средств).
Следующая проблема нормы ч.2 п.2 состоит в том, что в ней назван именно кредитор. А если заявителем был уполномоченный орган?
Кроме того (и это самое главное), ч.2 п.2 комментируемой статьи не учитывает, что имущество у должника может появиться впоследствии. Обладает ли кредитор, оплативший публикацию, правом на компенсацию этих расходов из имущества должника? Четкого ответа Закон не дает; с теоретической точки зрения при отсутствии иного указания в Законе следует сделать вывод, что кредитор, оплачивая публикацию выполнял свою обязанность (а не обязанность должника), поэтому на какие-либо компенсации не имеет права. Безусловно, логичнее противоположное толкование, но для того, чтобы оно было бесспорным, в Закон необходимо внести изменения.
Интересно, что ст.54 Закона, в которой говорится об опубликовании сведений о судебных актах, вынесенных судом по делу о банкротстве, в ч.2 п.1 устанавливает, что в случае отсутствия денежных средств у должника оплату производит арбитражный управляющий с последующим возмещением указанных средств за счет должника. Таким образом, на практике будет иметь определяющее значение производится публикация в соответствии со ст.28 либо в соответствии со ст.54 Закона. Чтобы связанных с толкованием проблем было меньше, целесообразно объединить эти две статьи, поскольку по смыслу они весьма близки, более того, их нормы в некоторой степени перекрывают друг друга.
Пункт 5 комментируемой статьи определяет конкретные параметры публикации - в ней должна содержаться следующая информация: наименование должника и его адрес; наименование арбитражного суда, принявшего определенный акт; дата его принятия; указание на введенную процедуру банкротства и номер дела о банкротстве должника; информация об арбитражном управляющем (фамилия, имя, отчество; адрес для направления ему корреспонденции; наименование саморегулируемой организации, членом которой он является, и ее адрес; дата следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве (если это необходимо в силу Закона)). Закон о банкротстве может предусматривать и другую информацию, подлежащую опубликованию.
Обратим внимание, что комментируемая статья не устанавливает какие-либо сроки опубликования, в то время как это сделано в ст.54 Закона (о возможных проблемах толкования этих норм говорилось раньше)информация о судебных актах публикуется в течение 10 дней с момента получения ее от арбитражного управляющего, который обязан направить соответствующую информацию для опубликования в течение трех дней с даты получения судебного акта (подробнее об этом в комментарии к ст.54 Закона)".
М.В. Телюкина,
кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", N 3 - 12, март - декабрь 2003 г.
Спросить
Пожаловаться