Срок эксплуатации электросчетчика и правомерность выставления счета Россетями

• г. Ярославль

1.10.2022 у меня закончился срок эксплуатации электросчетчика. А 25.10.2022 Россети приехали и сняли показания счетчика и выставили мне счет. Правомерно ли это? СПАСИБО.

Ответы на вопрос (2):

Согласно прежнему порядку, если прибор учета выходил из строя, то в первые три месяца плата за свет начислялась по среднему, а затем потребитель переводился на оплату электроэнергии по нормативу с применением повышающего коэффициента 1,5. В большинстве случае это вело к заметному росту платежек за свет. Перевод на норматив и, особенно, использование повышающего коэффициента, в данном случае выступали в качестве некоего «штрафа», с помощью которого потребителя подталкивали к как можно быстрой замене счетчика.

Теперь, поскольку за состояние счетчика отвечает энергокомпания, потребителя не «штрафуют». Платы по нормативу и повышающих коэффициентов к нему не вводят.

Действующие правила таковы:

— если счетчик сломался (неисправно табло, трещина на корпусе, не отображаются показания и т.п.), то потребитель переводится на оплату исходя из среднего потребления в предыдущие полгода до поломки прибора учета

— если у счетчика истек срок поверки, то потребитель продолжает платить за свет по его показаниям. А затем, если поверка показала, что счетчик неисправен, за период между датой окончания «старой» поверки и проведением «новой» производится перерасчет исходя из предыдущих (за полгода до истечения срока поверки) средних показаний. Если же счетчик по итогам поверки признан исправным, то никаких перерасчетов не производится.

В чем риски потребителя? Они в том, что если у счетчика истек срок поверки, и он действительно сильно «врет», то до тех пор, пока не будет проведена новая поверка, платить все равно придется по этим показаниям. Искажения, как показывает практика, могут быть достаточно сильными. В том числе и в сторону заметного завышения потребления электроэнергии.

С этим можно было мириться, если бы поверку можно было бы произвести быстро, и быстро провести перерасчет. Однако проблема в том, что бесплатную (т.е. за счет сбыта или электросетей) поверку в короткие сроки провести не получится. В момент запуска новых правил обращения с электросчетчиками условия выглядели вполне адекватными. Правительство установило, что если проблема с прибором учета не будет решена в течение шести месяцев (счетчик не будет поверен или заменен), то плата за свет для потребителя будет снижена на 20%, а если этого не пройдет и еще через четыре месяца – то на 40%.

Подразумевалось, что таким образом энергокомпании будут достаточно мотивированы к тому, чтобы не затягивать дело, проводить поверку и (или) замену счетчика в установленные законом сроки.

Однако с 1 января 2021 года эти жесткие для энергокомпаний (и справедливые для потребителя) условия были радикально смягчены. Штрафные проценты – снижены. А сам механизм «наказаний» отложен на несколько лет.

Теперь, если неисправность счетчика не будет устранена в течение шести месяцев, то «скидка» на электроэнергию для потребителя составит:

— 7% начиная с 1 января 2023 года

— 14% начиная с 1 января 2024 года

— 20% процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2025 года.

Норма, предусматривающие повышение штрафа, если счетчик остается в неисправном состоянии еще четыре месяца, осталась. В таком случае штраф увеличивается вдвое.

Но все это, повторимся, отложено на два года. Фактически система «наказаний» для энергетиков начнет действовать лишь с 1 января 2023 года. До этого времени единственным способом обеспечить адекватный учет электроэнергии в доме или квартире будет замена прибора учета за собственный счет.

Новые правила по электросчетчикам с 1 июля 2020 года. Где про все это написано официально?

Описанные выше новации были утверждены федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации». Вот ссылка на этот документ — Подробнее ➤

В то же время закон лишь задает общие рамки. Да и кроме смены ответственных за функционирование электросчетчиков там много о чем еще идет речь. В том числе, например, и про развитие интеллектуальных систем учета электроэнергии, о чем речь шла выше. Законом были внесены дополнения в десятки нормативных документов.

С позиции бытового потребителя важнейшими являются изменения в «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это главный документ, который описывает взаимоотношения населения и поставщика коммунальных услуг, в частности, электроснабжения. В нем появилось несколько новых пунктов, касающихся учета электроэнергии.

Главным из них является п. 801 и п. 802. В них, собственно, и прописано, что теперь за состояние счетчиков отвечают энергосбыты (в многоквартирных домах) и электросети (в частных домах). Что именно сети и сбыты несут ответственность за состояние приборов учета, расположенных вне пределов квартир (в многоквартирном доме) и границ участков частных домов.

Там же, а именно в п. 802 прописана обязанность энергкомпаний заменить прибор учета в течение шести месяцев. А так же описаны санкции, которые последуют, если это требование выполнено не будет.

Ссылка на нужные пункты актуальной версии правил — Подробнее ➤.

Кроме того, в обязанности электросетей по замене и проведении поверок электросчетчиков в частных домах детализированы п. 136 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» относительно индивидуальных жилых домов. Ссылка — Подробнее ➤

Вывод: в ближайшие годы электросчетчики придется менять/поверять за свой счет

Какое резюме? Приняв достаточно революционное решение переложить ответственность за состояние электросчетчиков с потребителей на энергокомпании правительство, похоже, не смогло отбиться от требований лоббистов, потребовавших отложить реформу. По сути, она заморожена.

Никаких штрафных санкций за невыполнение требований по установке/замене счетчиков энергокомпаниям в ближайшие два года не грозит. Следовательно, энергосбыты и электросети могут попросту игнорировать заявки потребителей. И как уже выше было сказано, для потребителя единственным надежным способом решить проблему с учетом электроэнергии остается поверить/установить электросчетчик за свои деньги.

Такое положение дел продлится еще пару лет. Если, конечно, сроки вступления в силу норм об ответственности энергокомпаний за состояние счетчиков не будут еще раз перенесены.

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте! Если Вы о сумме - нужно смотреть, как они считали. На практике бывает так: срок эксплуатации истек, и, естественно, РСО применяют расчетный метод. Однако суды встают на сторону потребителей, потому что действует так называемая презумпция потребления (то есть потребитель платит за объем, который он реально потребляет). Можно ориентироваться на просроченный, но исправный прибор, по которому можно определить реальный Ваш расход. Но, повторюсь, это в большинстве случаев бывает только в суде. РСО не слушают.

Спросить
Пожаловаться

С января 2021 года закончился срок поверки газового счетчика. Компания выставила счет пот нормативу в 10 раз превышающий среднее показания. Правомерно ли это?

В конце 2019 году у меня была поверка электросчетчика в ходе которой установили,что вышли сроки эксплуатации счетчика, и установили оплату по нормативу, и сказали мне за свой счет заменить счетчик, они заменили пломбы только. Но я продолжала платить за свет по показаниям электроприбора, в ходе чего к концу 2020 года у меня в квитанциях образовалась переплата за свет. Вопрос какой, если сейчас придет поверка, и по показаниям сделает перерасчет, правомерно ли это, или это считается нарушением со стороны электросетей. Потому что я понимаю так, если срок эксплуатации вышел, то счетчик считается неисправным, и его нужно просто заменить? И за чей счет должен ставится новый электросчетчик?

Платила за воду по нормативу, хотя счетчики стояли, но были неисправны. Срок поверки счетчика закончился в мае 2020 года. В декабре 2021 года поменяла счетчик, чтобы платить показания по факту. В ТСЖ сделали перерасчет по фактическим показаниям счетчика. Подскажите правомерен ли перерасчет? Ведь срок поверки счетчика закончился и он считается неисправным.

На даче установлен электросчетчик на столбе у дома. Раньше всегда платили по показаниям электросчетчика в доме, а теперь нам выставили счет как будто мы не доплаитили исходя из показаний уличного счетчика... что делать?

В квартире установлены счетчики на воду.

В ноябре 2012 года показания по счетчикам не передали.

ЖЭУ выставили счета из среднего расчета потребления воды.

В декабре 2012 года показания счетчиков были переданы.

ЖЭУ делает расчет потребления на воду из расчета: показания счетчика за декабрь-показания счетчика за октябрь и общее количество выставляет в счет, не учитывая начисленное и оплаченное потребление за ноябрь. Это правомерно?

Электросчетчик подключен в 2012 году. Оплачивали до августа 2013 по счетчику. Потом показания счетчика были утеряны в управляющей компании. Оплата производилась по нормативу. В августе 2014 года сняли полностью показания счетчика. И начисление произвели по счетчику. То есть показания счетчика с 2012 года. Перерасчет не произвели. И заставляют платить без него. Хотя на момент снятия последних показаний долга не было. Говорят что утеряны все счета. Правомерно ли это? И это все происходит в связи с тем что бывшая компания банкрот.

28.03.2020 закончился срок поверки газового счетчика,23.11.2020 счетчик был поверен. Оплата производилась по счетчику. Газпром рассчитал этот период по нормативу и выставил претензию. Правомерно ли это требование?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Поставили электросчетчик 4 года назад, после месяца эксплуатации с отслеживанием показаний не было оснований доверять этому прибору, от идеи его регистрации отказались и до сего момента платили по нормативу, неделю назад была проверка из УК, списали показания с счетчика и выставили счет за эти 4 года за минусом моих оплат по среднему, на сколько это правомерно? Документы на регистрацию прибора я не подавал, проверку счетчику не проводили.

С августа 2021 г. я не проживаю в квартире г, Анапа. Каждый месяц передавал показания за воду и электроснабжение по последним данным. Но в январе 2022 г. закончился срок эксплуатации ИПУ воды. С тех пор УК высчитывает по нормативу, хотя по электросчетчику видно, что по прежнему никто не проживает. Электросчетчик находится в подьезде и доступен для проверки. УК ссылается на закон, но это в том случае, если жильцы продолжают пользоваться водой, а в моём случае, по показанию электросчетчика видно, что проживающих нет. Как быть?

Я обнаружела самоход у электросчетчика, показание за месяц на много больше предыдущих, сообщили в ССК. Приехала старший контролер, но фиксировать самоход отказалась, хотя все было отключенно, а электросчетчик показывал что потребляет электроэнергию. Выставили огромный счет, пришлось оплатить и делать экспертизу на самоход счетчика, что бы доказать что счетчик действительно самоходит. Кто мне должен возместить затраты за экспертизу?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение