Возможности возмещения потери товарного вида авто после аварии - необходимость независимой экспертизы и перспективы перед ремонтом или после

• г. Омск

Авто приобретено 15.12.2012 у дилера с этим же годом выпуска.23.02.2013 эта машина повреждена ударом сзади. Составлен ЕВРОПРОТОКОЛ. Эксперт в ходе осмотра и составления документов не внес в протокол осмотра потерю товарного вида в связи с аварией. Стало быть и возмещения по данному виду потери не предвидится. Подскажите:

1)Стоит ли делать независимую экспертизу с целью определения потери?

2)До или после проведения ремонта?

3)Какие перспективы по данному виду возмещения?

Спасибо.

Ответы на вопрос (1):

1) Стоит ли проводить экспертизу решать вам.

2) Экспертизу лучше проводить до ремонта и на неё телеграммой пригласить представителя страховой компании.

3) По поводу перспектив ознакомьтесь с нижеприведенным документом:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 04.09.2012

N 3076/12 ПО ДЕЛУ N А32-9112/2011

"ПЕРЕЧЕНЬ РАСХОДОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДО СОСТОЯНИЯ, В КОТОРОМ ОНО

НАХОДИЛОСЬ ДО НАСТУПЛЕНИЯ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ, ЯВЛЯЕТСЯ

ОТКРЫТЫМ - В НЕГО МОЖЕТ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНА, НАРЯДУ

С ДРУГИМИ РАСХОДАМИ, УТРАЧЕННАЯ ТОВАРНАЯ

СТОИМОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА"

Суть спора

В дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП) был поврежден автомобиль, принадлежащий ООО "Чайка" (далее - общество). ООО "Росгосстрах" (далее - страховая компания), как компания, застраховавшая ответственность виновного лица в порядке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО), в досудебном порядке произвело обществу страховую выплату в определенной сумме.

Не согласившись с размером выплаты, общество заказало в специализированной организации техническую экспертизу поврежденного автомобиля. В отчете об оценке рыночной стоимости ремонта транспортного средства, подготовленном специалистом организации, помимо стоимости восстановительного ремонта автомобиля с учетом его износа, была также указана утраченная товарная стоимость автомобиля, возникшая в результате аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий на транспортное средство.

Основываясь на отчете об оценке рыночной стоимости ремонта транспортного средства, общество обратилось в арбитражный суд с иском к страховой компании о взыскании данных сумм.

При рассмотрении настоящего дела перед судами возник вопрос о возможности взыскания утраченной товарной стоимости транспортного средства в составе страховой выплаты по ОСАГО.

Вопрос о возможности взыскания утраченной

товарной стоимости транспортного средства

в составе страховой выплаты по ОСАГО

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены указанным Законом, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

На основании п. 1 ст. 13 Закона об ОСАГО потерпевшая сторона вправе предъявить требование о взыскании подлежащих возмещению убытков (возникших в результате причинения вреда транспортному средству) в пределах страховой суммы непосредственно страховщику, застраховавшему ответственность причинителя вреда в обязательном порядке.

В силу подп. "б" п. 2.1 ст. 12 Закона об ОСАГО убытки, подлежащие возмещению при причинении вреда имуществу потерпевшего, определяются в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

К расходам, необходимым для приведения имущества в первоначальное состояние, относятся расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, установленном Правительством РФ (п. 2.2 ст. 12 Закона об ОСАГО, п. 64 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Правила ОСАГО)).

При этом, исходя из п. п. 60, 63 Правил ОСАГО в случае причинения вреда имуществу потерпевшего, возмещению в пределах страховой суммы подлежат также расходы:

- необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая (восстановительные расходы);

- иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (эвакуация транспортного средства с места ДТП, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в лечебное учреждение и т.д.).

Как видно из приведенных норм, они не содержат указаний на то, что в перечень расходов, необходимых для восстановления транспортного средства, включается также его товарная стоимость, утраченная в связи с причинением вреда. Вместе с этим перечень вышеуказанных расходов не является закрытым, поскольку может включать и "иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом" (подп. "б" п. 60 Правил ОСАГО).

Следует обратить внимание, что Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 19.12.2006 N 9045/06 (далее - Постановление N 9045/06) была изложена позиция, согласно которой утрата товарной стоимости транспортного средства:

- "представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением внешнего вида автомобиля и его эксплуатационных качеств вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта";

- относится к реальному ущербу и возмещается в денежном выражении, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей, за счет средств ОСАГО в установленных пределах страховых сумм.

Приведенная правовая позиция полностью отвечает общим принципам возмещения убытков, закрепленным в ст. 15 ГК РФ. Исходя из положений данной нормы в состав реального (фактического) ущерба включаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

В дальнейшем, сходная правовая позиция была отражена в Решении Верховного Суда РФ от 24.07.2007 N ГКПИ07-658 (оставленном без изменений Определением Верховного Суда РФ от 06.11.2007 N КАС07-566) (далее - Решение N ГКПИ07-658).

Так, Верховный Суд РФ указал, что "утрата товарной стоимости транспортного средства, влекущая уменьшение его действительной (рыночной) стоимости вследствие снижения потребительских свойств, относится к реальному ущербу и наряду с восстановительными расходами должна учитываться при определении размера страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего". Верховный Суд РФ также обратил внимание на то, что отсутствие в законодательстве специальных норм, регулирующих вопросы, связанные с утратой товарной стоимости и определением ее величины, не может служить основанием к отказу в возмещении в рамках договора ОСАГО реального ущерба, причиненного в результате уменьшения стоимости автомобиля.

Между тем в судебной практике до сих пор отсутствует единообразный подход к решению вопроса о возможности взыскания утраченной товарной стоимости в составе страховой выплаты по ОСАГО.

При удовлетворении требования о взыскании суммы утраты товарной стоимости транспортного средства в составе страховой выплаты по ОСАГО арбитражные суды в большинстве случаев исходят из вышеприведенных позиций, содержащихся в Постановлении N 9045/06 и Решении N ГКПИ07-658 (см., к примеру, Определения ВАС РФ от 24.11.2011 N ВАС-14582/11 по делу N А40-27979/11-48-237, от 16.07.2012 N ВАС-8783/12 по делу N А40-13239/11-43-106, от 27.07.2012 N ВАС-9978/12 по делу N А40-107392/11-162-757, вопрос 5 Рекомендаций Научно-консультативного совета при ФАС Волго-Вятского округа (одобрены Президиумом ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2011 N 2), Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2011 по делу N А33-7602/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.06.2012 по делу N А03-15820/2011, ФАС Московского округа от 16.12.2011 по делу N А40-48079/11-43-271, ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2012 по делу N А13-5339/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.11.2012 по делу N А53-5784/2012, ФАС Уральского округа от 31.08.2012 N Ф09-6611/12 по делу N А07-19634/2011, ФАС Центрального округа от 12.09.2012 по делу N А54-6876/2011).

Аналогичное обоснование правомерности взыскания суммы утраты товарной стоимости в счет возмещения реального ущерба, причиненного транспортному средству, встречается также в судебных актах судов общей юрисдикции (см., к примеру, Кассационные определения Верховного суда Республики Мордовия от 21.02.2012 по делу N 33-318/31, Тюменского областного суда от 18.01.2012 по делу N 33-72/2012, Определения Кемеровского областного суда от 19.08.2011 по делу N 33-9143, Владимирского областного суда от 15.12.2011 по делу N 33-4151/2011).

Однако в некоторых случаях арбитражные суды, а также суды общей юрисдикции отказывают во взыскании суммы утраты товарной стоимости транспортного средства, основываясь на том, что в п. 2.1 ст. 12 Закона об ОСАГО содержится исчерпывающий перечень подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего и все остальные убытки, не подпадающие под данный перечень, в том числе и утрата товарной стоимости, не подлежат возмещению в рамках договора ОСАГО (см., к примеру, Постановления ФАС Центрального округа от 28.03.2011 по делу N А54-1188/2010, Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 по делу N А41-19801/11, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по делу N А68-6213/2010, Определение Московского областного суда от 25.08.2011 по делу N 33-19211).

Следует отметить, что в судебной практике позиция, изложенная в предыдущем абзаце, неоднократно ставилась под сомнение (Постановления ФАС Уральского округа от 09.08.2012 N Ф09-6162/12 по делу N А60-34299/2011, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2012 N 17АП-7246/2012-ГК по делу N А50-5234/2012, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 N 18АП-4917/2010 по делу N А47-5002/2010).

Выводы судов нижестоящих инстанций

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования общества в части взыскания суммы страхового возмещения, расходов на оценку ущерба, почтовых расходов, а также расходов на оплату услуг представителя, пропорциональных размеру удовлетворенных требований. При этом суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении иска в части страхового возмещения утраченной товарной стоимости транспортного средства, обосновав это тем, что данные расходы не входят в состав восстановительных расходов, возмещаемых в рамках договора ОСАГО.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменил, исковые требования общества удовлетворил в полном объеме, исходя из того, что утраченная товарная стоимость является реальным ущербом и взыскивается в составе страховой выплаты по ОСАГО. Данная позиция была поддержана судом кассационной инстанции.

ВАС РФ в Определении от 04.06.2012 N ВАС-3076/12 по делу N А32-9112/2011 пришел к выводу о необходимости пересмотра судебных актов нижестоящих инстанций в порядке надзора.

Правовая аргументация, содержащаяся в данном Определении, в целом была воспринята Президиумом ВАС РФ.

Обращаем внимание, что Определение ВАС РФ является процессуальным актом и не содержит правовой позиции ВАС РФ, поскольку в нем не разрешается спор по существу.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Президиум ВАС РФ постановления судов апелляционной и кассационной инстанций оставил без изменения. При этом Президиум ВАС РФ сформулировал следующие правовые позиции.

1. Президиум ВАС РФ обратил внимание на то, что включение расходов, указанных в подп. "б" п. 2.1, п. 2.2 ст. 12 Закона об ОСАГО, в перечень расходов, необходимых для восстановления транспортного средства до исходного состояния, означает лишь уточнение перечня (состава) таких расходов и не является его ограничением. К затратам на восстановление транспортного средства могут быть отнесены и другие реальные убытки потерпевшего, в частности - утраченная товарная стоимость транспортного средства (автомобиля).

2. Президиум ВАС РФ указал на то, что суды при рассмотрении вопроса о возмещении утраченной товарной стоимости транспортного средства за счет средств ОСАГО должны руководствоваться позицией, изложенной в Постановлении N 9045/06. При этом Президиум ВАС РФ отметил, что действующая редакция Закона об ОСАГО не ввела положений, влияющих на статус утраченной товарной стоимости в рамках ОСАГО и требующих установления нового судебного подхода к предъявленным после введения ее в действие требованиям о взыскании этой стоимости.

Президиум ВАС РФ указал, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, которое расходится с толкованием, содержащимся в рассматриваемом Постановлении, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

Следует отметить, что в силу п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" это указывает на придание данной правовой позиции Президиума ВАС РФ обратной силы.

В связи с этим рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ является основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.

Спросить
Пожаловаться

В результате ДТП страховая фирма выплатила потерпевшему за ремонт машины, после этого он провел экспертизу по потере товарного вида и предложил виновнику аварии оплатить за потерю товарного вида и за проведение экспертизы. Кто дожен платить - виновник аварии или страховая фирма?

Мы подали три иска, по независимой экспертизе,, по потере товарного вида, т,к,машине всего 1,5 г,и на издержки суда, нам сказали, что по потери товарного вида сумма входит в независимую экспертизу, так ли это, заранее спасибо,

Юридическое лицо обратилось к официальному дилеру по вопросу гарантийного ремонта ТС. Дилер в гарантийном ремонте отказал, сославшись на нарушение правил эксплуатации. Собственник провел независимую техническую экспертизу, не поставив дилера в известность. Дилеру была предъявлена претензия с требованием провести гарантийный ремонт и возместить затраты на проведение экспертизы. Дилер согласился провести гарантийный ремонт, но отказывается возмещать затраты на проведение экспертизы, т.к. не был уведомлен о ее проведении. Правомочен ли отказ дилера от возмещения затрат по проведению зкспкртизы?

Против меня вынесли заочное решение суда о потери товарного вида автомобиля. Действительно, ДТП было в марте 2014 года и тогда моя страховая фирма полностью восстановила авто. А в этом году пострадавший подал на меня еще и о потери товарного вида авто. Машина 2013 года. Какие я имею права в данном случае?

Зависит ли потеря товарного вида автомобили при аварии от возраста автомобиля. Автомобиль 2011 г. выпуска приобретен 2012 г. пробег 40000 км.

Меня зовут Дмитрий! Сегодня, моя машина 2011 года выпуска, пострадала при дорожно-транспортном происшествии (повреждены обе двери), страховая компания произведет ремонт, могу ли я требовать с виновника ДТП или страховой компании компенсации за потерю товарного вида машины?

На какую сумму я могу рассчитывать за потерю товарного вида авто? Автомобиль 2012 года, а куплен у дилера в 2013 в конце мая. Пробег 35000. Авто РЕНО Флюенс.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

В 2014 году произошло ДТП. Новый автомобиль был повреждён. Страховая компания возместила ущерб в виде ремонта. Была ли обязана возместить ещё ущерб от потери товарного вида?

Мне кинули камень на капот машины имею две страховки КАСКО т ОСАГО, ремонт делают бесплатно оценили в 27 тысяч, а про потерю товарного вида нечего не сообщили, полагается ли мне возмещение по потере товарного вида если да то сколько автомобиль 2013 года стоимостью 1900000?

Где можно посмотреть опредление "товарный вид" и "потеря товарного вида" , какое документальное подтверждение данных определений предлагает законодатель, спасибо.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение