Проблемы с больничным листом - как правильно оформить отсутствие с работы через службу занятости?

• г. Находка

Мой муж работает на общественных работах через службу занятости. В июле он ушел на больничный и пробыл там 2 недели. По истечении срока он явился на работу. Ему сказали, что больничный лист нужно отнести в службу занятости, что он и сделал. Теперь на работе проблемы, говорят, что надо было нести больничный туда, где он работает. Писал кучу объяснительных. Подскажите, пожалуйста, как с точки зрения законности нужно было все сделать?

Ответы на вопрос (1):

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИменем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕот 25 апреля 2014 г. N АКПИ14-105

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. об оспаривании абзаца второго пункта 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н,

установил:

пункт 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н (далее - Порядок), закрепляет, что листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным членом семьи, в том числе ребенком в возрасте до 7 лет: при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении - на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания (абзац второй).

Данный пункт также имеет сноску , согласно которой особенности выплаты пособий по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи установлены частью 5 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Л. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим данного нормативного положения, ссылаясь на то, что оспариваемая норма предусматривает выдачу листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком только за период острого заболевания или обострения хронического заболевания и ограничивает таким образом ее право на получение пособия по временной нетрудоспособности по всем случаям ухода за больным ребенком. Считает, что абзац второй пункта 35 Порядка не соответствует пункту 1 части 5 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", который не содержит таких ограничений.

Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемая норма не противоречит действующему федеральному законодательству и не является препятствием для выдачи листка нетрудоспособности и выплаты застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за ребенком в возрасте до 7 лет в случае наличия у данного ребенка заболевания, требующего оказания ему медицинской помощи в стационарных условиях.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) против удовлетворения заявления не возражали и поддержали изложенные в нем доводы.

Л., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав объяснения представителя Минтруда России С., представителя Минздрава России А., представителя Минюста России Б., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит требования подлежащими удовлетворению.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации во исполнение части 5 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ), а также на основании пунктов 1, 5.2.100.82 ранее действовавшего Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, утвердило оспариваемый в части Порядок. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 7 июля 2011 г., регистрационный N 21286, опубликован в "Российской газете", 2011 г., 11 июля.

Согласно действующей редакции части 5 статьи 13 названного выше федерального закона для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в том числе по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, которым в силу пункта I Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, является Минтруд России.

В силу статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, перечисленные в части 1 статьи 2 этого закона, в том числе лица, работающие по трудовым договорам, которые являются застрахованными лицами (часть 2 статьи 2). Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи (пункт 2 части 1 статьи 5). Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет выплачивается застрахованному лицу за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием (пункт 1 части 5 статьи 6).

Таким образом, федеральный законодатель связывает необходимость осуществления ухода за больным ребенком с периодом лечения этого ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании медицинской помощи в стационарных условиях.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Основы охраны здоровья), раскрывая содержание используемых в нем понятий, определяет понятие "лечение" как комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента (т.е. изменений организма, возникающих в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующих оказания медицинской помощи), восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункты 8 и 17 статьи 2). Лечение и круглосуточное медицинское наблюдение обеспечивается и при оказании медицинской помощи в условиях стационара (пункт 4 части 3 статьи 32).

Из содержания приведенных законоположений следует, что комплекс медицинских вмешательств, выполняемых медицинским работником по отношению к пациенту при проведении лечения, осуществляется в том числе в целях устранения или облегчения проявлений заболевания или заболеваний, а также состояний пациента.

Следовательно, необходимость осуществления ухода за больным ребенком может быть обусловлена лечением заболевания (заболеваний) либо устранением, облегчением состояний пациента или медицинским вмешательством, выполняемым по назначению медицинского работника в целях восстановления или улучшения здоровья ребенка, а также в иных целях, предусмотренных пунктом 8 статьи 2 Основ охраны здоровья.

Пункт 35 Порядка, связывая выдачу листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет с периодом лечения острого заболевания или обострения хронического заболевания, вступает в противоречие с пунктом 1 части 5 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", поскольку ограничивает право заявителя на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности в иных случаях ухода за ребенком при его лечении в амбулаторных условиях или при оказании медицинской помощи в условиях стационара при совместном пребывании с ребенком.

На основании изложенного абзац второй пункта 35 Порядка в части, не допускающей выдачи листка нетрудоспособности по всем случаям ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Л. удовлетворить частично.

Признать недействующим абзац второй пункта 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н, в части, не допускающей выдачу листка нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях по всем случаям ухода за этим ребенком, со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Спросить
Пожаловаться

Как поступить с больничным, если работаю на двух работах?

Суть в том, что я работаю на одной работе на 1,0 и на второй работе на 0,5, я так понимаю, что мне в поликлинике дадут больничный лист и мне необходимо отнести его на работу где я работаю на полную ставку, а также заверить копию больничного листа (по основному месту работы) и отнести на второе место работы?

У мужа был долг по алиментам, назначили общественные работы - 20 часов. Долг по алиментам муж закрыл, но времени на общественные работы нет, так как постоянно работает. Что может грозить за уклонение от общественных работ?

После декретного отпуска, вышла на своё место работы, проработав пол года пришлось уволиться по собственному желанию (часто болела дочка, больничный лист не приветствовался) , не работаю уже 6 мес. Подскажите поставят меня на учёт в службу занятости? И будут ли какие то выплаты от службы занятости? Все сроки упущены, или надо было сразу вставать на учёт в службу занятости? (пыталась своими силами устроиться на работу, бухгалтер) Как быть? Спасибо заранее.

Мой муж состоит на учёте в центре занятости, срок истекает 28 июля 2015 года, ушёл на больничный примерно на полгода, будет ли ему оплачиваться больничный по истечении срока? Спасибо.

Суд вынес исполнительное производство по алиментам на 2 их детей, и сказали отнести приставам, так и сделали, через месяц пришло обоканчании производства, так как известно место работы. Что сейчас мне нужно сделать, самостоятельно обратиться к приставам и забрать лист и отнести мужу на работу или приставы должны самостоятельно отправить мужу на работу?

Я сделала операцию по увеличению груди, в клинике, где не оформляют больничные листы. Взяла отпуск на 2 недели, но по истечению этого времени, не могу выйти на работу, так как работа связана с физическими нагрузками. Могу ли я оформить больничный лист в обычной городской поликлинике, если я на данный момент не трудоспособна?

Мне пожалуйста в моей ситуации как правильно поступить. Я работаю официально и одновременно по совместительству. Сейчас я на 6 месяце беременности. 6 сентября я ухожу на больничный в связи с беременностью и родами. Получается на официальную работу я отнесу больничный лист, а на работе по совместительству мне говорят что им всё равно на мои больничные, т.к. это работа по совместительству и я должна ходить на работу. Что мне делать? Увольняться?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Работаб к частника официально, ушел в отпуск заевление не писал, через 2 недели вышел на работу попросил написать по собственноиу так как ему не чем платить? Что делать.

Я работник кадровой службы предприятия. По квоте к нам с центра занятости прислали инвалида. У инвалида один глаз, а работа предусматривает работу с документами. В противопоказаниях из справки было написано - противопоказана работа, где требуется бинокулярное зрение. Инвалиду было отказано в связи с тем, что работа с документами требует зрения. Сам инвалид также говорил, что работать на этой должности ему будет невозможно, так как он плохо видит. Теперь нам грозит штраф, как от него уйти? И второе, если все же штрафа не избежать можно его переложить с руководителя на работника кадровой службы?

Я официально не оформлен на работе. Сломал палец на рабочем месте. Директор попросил не говорить в больнице, что травма получена на производстве. Сказал, что полностью оплатит больничный. Я так и сделал. Больничный лист мне не дали, так как медицинский полис оформлен на безработного. На словах сказали, что срок больничного две недели. А спустя неделю после травмы, позвонили с работы, и сказали, что если я не выйду на работу на следующий день меня уволят. А палец всё ещё сломан.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение