Процедура передачи владения захоронением - какие документы необходимо предоставить в администрацию кладбища?
Есть захоронение, где есть два владельца так сказать. Мама и мой брат. У каждого удостоверение. Брат хочет передать все на имя матери. Какие документы для этого надо предоставить в администрацию кладбища?
Уважаемая Елена.
Вопрос заданный Вами, Вы сможете прочесть в Правилах по перерегистрации ответственности за захоронения умерших граждан. ГУП "Ритуал", г. Москва, 2008
Перерегистрация захоронений с одного ответственного лица на другое может производиться как после смерти действующего ответственного за захоронение, так и при его жизни.
Необходимо отметить, что при рассмотрении обращений граждан по вопросу переоформления захоронений в связи со смертью ответственного лица перерегистрация захоронения производится по письменному заявлению граждан на родственников захороненных.
Первостепенное право на перерегистрацию захоронения имеют: супруг (а), дети, родители, усыновленные, усыновители ответственного за захоронение. В случае отсутствия родственников первой очереди либо их письменного отказа от осуществления перерегистрации захоронений на их имя, во вторую очередь имеют право: полнородные и неполнородные братья и сестры, внуки, бабушки, дедушки, как со стороны отца, так и со стороны матери. В третью очередь имеют право:- полнородные и неполнородные братья и сестры родителей (дяди и тети). В четвертую очередь имеют право: родственники третьей степени родства - прадедушки и прабабушки. В пятую очередь имеют право: родственники четвертой степени родства — дети родных племянников и племянниц (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки. В шестую очередь имеют право: родственники пятой степени родства — дети двоюродных внуков и внучек (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети). В случае отсутствия родственников предшествующих очередей либо их письменного отказа от осуществления переоформления захоронений на их имя, в седьмую очередь имеют право: пасынки, падчерицы, отчим и мачеха.
Перерегистрацию захоронения в связи со смерть ответственного за захоронение необходимо производить при предъявлении следующих документов:
заявления родственников о перерегистрации захоронения,
свидетельства о смерти ответственного лица, на которого зарегистрировано захоронение;
документов, подтверждающих родственные отношения к захороненным, а при их отсутствии - решение суда;
удостоверения о регистрации захоронений, если оно сохранилось.
*К заявлению необходимо приложить ксерокопии вышеуказанных документов.
Перерегистрация ответственности за захоронения до архивного периода и в случае отсутствия архивных данных по захоронениям производится на основании решения комиссии ГУП «Ритуал» по письменному заявлению граждан, при наличии ухоженной могилы и на родственников захороненных по предъявлению ими:
заявления;
свидетельства о смерти захороненного;
документов, подтверждающих родственные отношения к захороненному (степень их родства и право на памятники, ограждения и другие надгробные сооружения должны быть подтверждены соответствующими документами, а при их отсутствии — решением суда).
В случае переоформления захоронения ответственным лицом при жизни необходимо предоставить письменное заявление от ответственного за захоронение, а также от лица, на которое захоронение перерегистрируется. При этом новый ответственный за захоронение должен предоставить документы, подтверждающие родственные отношения к захороненным, а в случае их отсутствия - решение суда о признании родства.
Кроме того, законодательством предусмотрена возможность разделения ответственности на могилы внутри родственного захоронения (наличие двух ответственных каждый с удостоверением на одну из двух могил на участке захоронения). Для этого необходимо обратиться в администрацию кладбища и предоставить гербовые свидетельства о смерти захороненных, документы, подтверждающие родственные отношения обоих ответственных с захороненными и друг с другом.
Если что непонятно, пишите. p_vlad70@mail.ru
СпроситьВ связи со смертью мамы, хочу переоформить за крепленное за ней место на кладбище, где похоронены наши родственники: моя двоюродная бабушка, двоюродная тетя и троюродный брат. Какие документы я должна предоставить в администрацию кладбища для переоформления свидетельства на захоронение? Спасибо.
ри рассмотрении обращений граждан по вопросу переоформления захоронений в связи со смертью ответственного лица перерегистрация захоронения производится по письменному заявлению граждан на родственников захороненных.
Первостепенное право на перерегистрацию захоронения имеют: супруг (а), дети, родители, усыновленные, усыновители ответственного за захоронение. В случае отсутствия родственников первой очереди либо их письменного отказа от осуществления перерегистрации захоронений на их имя, во вторую очередь имеют право: полнородные и неполнородные братья и сестры, внуки, бабушки, дедушки, как со стороны отца, так и со стороны матери. В третью очередь имеют право:- полнородные и неполнородные братья и сестры родителей (дяди и тети). В четвертую очередь имеют право: родственники третьей степени родства - прадедушки и прабабушки. В пятую очередь имеют право: родственники четвертой степени родства — дети родных племянников и племянниц (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки. В шестую очередь имеют право: родственники пятой степени родства — дети двоюродных внуков и внучек (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети). В случае отсутствия родственников предшествующих очередей либо их письменного отказа от осуществления переоформления захоронений на их имя, в седьмую очередь имеют право: пасынки, падчерицы, отчим и мачеха.
Перерегистрацию захоронения в связи со смерть ответственного за захоронение необходимо производить при предъявлении следующих документов:
заявления родственников о перерегистрации захоронения,
свидетельства о смерти ответственного лица, на которого зарегистрировано захоронение;
документов, подтверждающих родственные отношения к захороненным, а при их отсутствии - решение суда;
удостоверения о регистрации захоронений, если оно сохранилось.
*К заявлению необходимо приложить ксерокопии вышеуказанных документов.
Перерегистрация ответственности за захоронения до архивного периода и в случае отсутствия архивных данных по захоронениям производится на основании решения комиссии ГУП «Ритуал» по письменному заявлению граждан, при наличии ухоженной могилы и на родственников захороненных по предъявлению ими:
заявления;
свидетельства о смерти захороненного;
документов, подтверждающих родственные отношения к захороненному (степень их родства и право на памятники, ограждения и другие надгробные сооружения должны быть подтверждены соответствующими документами, а при их отсутствии — решением суда).
СпроситьВ декабре 1992 г Митинское кладбище быо закрыто для захоронения. Мной лично было получено в Департаменте письменное разрешение на захоронение моей матери через письменное обращение от госструктуры, где я служила. Оформление могилы и захоронение осуществлял мой родной брат с моими разрешительными документами. В настоящее время выяснилось, что брат оформил данную могилу (на 2 лица) на себя. Я присутствовала да похоронах. Брат не хочет выделять мне одно свободное место на данном захоронении. Могу ли я оспорить данную ситуацию. У брата и его жены есть еще одна могила на два лица на Митинском кладбище, где похоронен в 2002 г свекра моего брата.
Наталия, к сожалению, законодательно вопрос этот о спорах по правам на могилу никак не урегулирован. Имеющееся законодательство о погребении и похоронном деле содержит пробел в разделе споров о праве на захоронение, указывая, что могилой вправе распоряжаться лишь ответственный за неё.
И ещё - у Вашего брата не может быть свёкра. Может быть тесть.
СпроситьМного лет проживали в ЯНАО. Сами с мужем родом из г.Кострома. Все захоронения родственников содержим в порядке. Но на одном из старых кладбищ г.Костромы затерялись два захоронения. Обратились в Городскую службу захоронений г.Костромы. Там нам ответили, что у них данных нет. Но мы всё таки одно захоронение нашли. Должна ли указанная служба зарегистрировать данное захоронение и выдать паспорт на захоронение? На остальных кладбищах нам захоронения выдал паспорта похоронный дом г.Костромы. Но как нам пояснили, Городская служба захоронений данные паспорта не признаёт.Как быть? Должна ли Городская служба захоронений регистрировать захоронения? Спасибо.
Ответ отключен модератором
Здравствуйте Мелехова Марина Дементьевна!
Вам следует подать официальное заявление в МКУ г. Костромы "Городская служба захоронений" по вашему вопросу. Таким образом вам стоит поступить. Отметочку на 2 экземпляре пусть поставят.
МКУ г. Костромы "Городская служба захоронений" обязана вам выдать паспорт на захоронение и его регистрировать, согласно п. 3.4.2. ПОСТАНОВЛЕНИЯ
от 27 февраля 2012 г. N 299 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ГОРОДА КОСТРОМЫ
"ГОРОДСКАЯ СЛУЖБА ЗАХОРОНЕНИЙ" УСЛУГ ПО ВЫДАЧЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ВЫДЕЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ПОГРЕБЕНИЯ УМЕРШЕГО, ВЫДАЧЕ ПАСПОРТА ЗАХОРОНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПО ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА УСТАНОВКУ НАМОГИЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ОБЩЕСТВЕННЫХ КЛАДБИЩАХ ГОРОДА КОСТРОМЫ, утвержденного АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА КОСТРОМЫ
(последняя ред.).
Если вам откажут в удовлетворении ваших законных требований, вы вправе обжаловать отказ в судебном порядке.
Цитата:"Правовое регулирование отношений в сфере погребения и похоронного дела на территории города Костромы в настоящее время осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, Регламентом предоставления муниципальным казенным учреждением города Костромы «Городская служба захоронений» услуг по выдаче заключения о выделении земельного участка для погребения умершего, выдаче паспорта захоронения, а также по выдаче разрешения на установку надмогильных сооружений на общественных кладбищах города Костромы утвержденным постановлением Администрации города Костромы № 299 от 27.02.2012 г., постановлением Администрации города Костромы от 23.04.2015 г. №837 «Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы (далее Порядок), и иными нормативными правовыми актами города Костромы.
Порядок регулирует отношения, связанные с погребением умерших, захоронением и перезахоронением умерших (погибших), организацией и содержанием мест захоронения, деятельностью общественных кладбищ на территории города Костромы, устанавливает правила выделения земельного участка под захоронение, правила проведения инвентаризации захоронений, регистрации захоронений, режим работы общественных кладбищ, а также правила признания мест захоронения бесхозяйными (бесхозными) и их дальнейшего использования.
В силу ст. 12 ГПК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения."Подробнее ➤
Всего вам доброго решить ваш вопрос!
Спросить--- Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, полагаю что договор с вами не заключат, так как ранее когда были произведены захоронения действовал и другой закон, и исполняли его другие службы. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.18 Закона общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Правовое регулирование отношений в сфере погребения и похоронного дела на территории города Костромы в настоящее время осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, Регламентом предоставления муниципальным казенным учреждением города Костромы «Городская служба захоронений» услуг по выдаче заключения о выделении земельного участка для погребения умершего, выдаче паспорта захоронения, а также по выдаче разрешения на установку надмогильных сооружений на общественных кладбищах города Костромы утвержденным постановлением Администрации города Костромы № 299 от 27.02.2012 г., постановлением Администрации города Костромы от 23.04.2015 г. №837 «Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы (далее Порядок), и иными нормативными правовыми актами города Костромы.
Порядок регулирует отношения, связанные с погребением умерших, захоронением и перезахоронением умерших (погибших), организацией и содержанием мест захоронения, деятельностью общественных кладбищ на территории города Костромы, устанавливает правила выделения земельного участка под захоронение, правила проведения инвентаризации захоронений, регистрации захоронений, режим работы общественных кладбищ, а также правила признания мест захоронения бесхозяйными (бесхозными) и их дальнейшего использования.
В соответствии с п. 2.2., 2.3. Порядка, участок земли для погребения тела (останков) или урны с прахом умершего предоставляется учреждением лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего на безвозмездной основе, в размере 2,8 м х 2,2 м (6,16 кв. м) и таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли супруга или близкого родственника умершего.
В соответствии с п. 2.11 Порядка, выбор кладбища для захоронения осуществляет лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего. Статьей 21 Закона, разделом 2 Рекомендаций о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя РФ от 25 декабря 2001 г. № 01-НС-22/1) определено, что гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В настоящее время на территории г. Костромы полномочиями по предоставлению земельных участков для погребения тела умершего или урны с прахом с 2015 года наделено МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений».
В соответствии с п. 2.1. постановления № 2687 в ведении МУП «Ритуальные услуги и спецобслуживание» входили функции по ведению и хранению архива по захоронению умерших граждан, прием, регистрация и реализация волеизъявления граждан о достойном отношении к телу и памяти, оборудование и содержание мест погребения, выполнение обязанностей по организации погребения на муниципальных кладбищах, а также оказание ритуальных услуг.
Можно получить письменный отказ, на поданное письменное заявление, и пробовать обжаловать его в суде, в течении 3 месяцев.
Статья 218 КАС РФ. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению. А Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод.
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
СпроситьЗдравствуйте Марина Дементьевна
В настоящее время на территории г. Костромы полномочиями по предоставлению земельных участков для погребения тела умершего или урны с прахом с 2015 года наделено МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений».
Вам нужно письменно обратиться к ним с заявлением об оформлении паспорта захоронений и получить ответ. Если получите отказ ничего страшного - обычная практика-готовите исковое заявление в суд о признании право собственности на места захоронения
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.СпроситьСогласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее ФЗ «О погребении и похоронном деле») гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.18 Закона общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Правовое регулирование отношений в сфере погребения и похоронного дела на территории города Костромы в настоящее время осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, Регламентом предоставления муниципальным казенным учреждением города Костромы «Городская служба захоронений» услуг по выдаче заключения о выделении земельного участка для погребения умершего, выдаче паспорта захоронения, а также по выдаче разрешения на установку надмогильных сооружений на общественных кладбищах города Костромы утвержденным постановлением Администрации города Костромы № 299 от 27.02.2012 г., постановлением Администрации города Костромы от 23.04.2015 г. №837 «Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы (далее Порядок), и иными нормативными правовыми актами города Костромы.
Порядок регулирует отношения, связанные с погребением умерших, захоронением и перезахоронением умерших (погибших), организацией и содержанием мест захоронения, деятельностью общественных кладбищ на территории города Костромы, устанавливает правила выделения земельного участка под захоронение, правила проведения инвентаризации захоронений, регистрации захоронений, режим работы общественных кладбищ, а также правила признания мест захоронения бесхозяйными (бесхозными) и их дальнейшего использования.
В соответствии с п. 2.2., 2.3. Порядка, участок земли для погребения тела (останков) или урны с прахом умершего предоставляется учреждением лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего на безвозмездной основе, в размере 2,8 м х 2,2 м (6,16 кв. м) и таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли супруга или близкого родственника умершего.
В соответствии с п. 2.11 Порядка, выбор кладбища для захоронения осуществляет лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего. Для выбора участка земли для погребения умершего уполномоченный орган предоставляет лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, перечень свободных участков земли на общественном кладбище. Участки предоставляются в соответствии с последовательностью освоения свободных участков земли на территории места погребения с учетом планировки кладбища. Перечень свободных участков размещается на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статьей 21 Закона, разделом 2 Рекомендаций о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя РФ от 25 декабря 2001 г. № 01-НС-22/1) определено, что гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Мой дядя со своей женой жили одни и поэтому, когда умерла его жена паспорт захоронения был переписан на меня. Сейчас дядя умер и для его захоронения администрация кладбища требует, чтобы я доказала своё родство с ним. В могиле похоронен ещё его сын. Какие мне надо предоставить документы на захоронение.
Документы, подтверждающие родство, это могут быть свидетельства о рождении, о заключении брака. Из вопроса не понятно, между кем нужно родство подтвердить.
СпроситьНесет ли администрация кладбища ответственность за захоронение? Не получается найти захоронение отца, все документы на руках (паспорт захоронения, свидетельство о смерти), в 2008 могила была, сейчас её нет. В администрации дали сотрудника и список тех кто был захоронен до и после, но захоронение не нашли. Никаких схем, табличек захоронений нет. Как быть в подобной ситуации?
Здравствуйте. В данной ситуации вам следует обратиться в прокуратуру.
Будет проведена проверка и будут приняты меры прокурорского реагирования
СпроситьУ них раньше не было документов о месте захоронения. Если только вспомнить, кого ещё рядом хоронили, тогда вы найдёте место.
СпроситьПредыдущее захоронение (родителей) было произведено в 1977 году, удостоверений о захоронении тогда не выдавали. С другой стороны (согласно пункта 6.14 Постановления) в перечень документов необходимых для получения Разрешения на захоронение входит удостоверение о захоронении. Таким образом, отказать в произведении подзахоронения администрация кладбища легко может (при отсутствии перечисленных в п.6.14 документов, а именно удостоверения о захоронении). Получается замкнутый круг. Как поступить, что бы в подобной ситуации подзахоронить детей к родителям? Создан отличный вариант для злоупотреблений администрацией кладбища.
Закон обратной силы не имеет, поэтому можно требовать захоронения и в настоящее время. Если откажут, можно обжаловать в суд очень просто.
СпроситьУ моей семьи на кладбище есть родственное захоронение. Это место обнесено оградой, есть свободное место для захоронения. Но когда умерла двоюродная бабушка на кладбище нам отказали захоронить ее гроб в свободное место, попросив предоставить свидетельства о смерти всех захороненных людей. Этих документов у нас нет, т.к. первое захоронение в 1908. Правомерен ли этот отказ и какие документы я должна предоставить для этого?
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ
"О погребении и похоронном деле"
(с изменениями от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа 2000 г., 30 мая 2001 г., 25 июля, 11 декабря 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 апреля 2005 г.)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:
1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;
2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;
3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;
4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле
1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Погребение
Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Статья 4. Места погребения
1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти
1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:
о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;
о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;
быть погребенным на том или ином месте по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;
быть подвергнутым кремации;
о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.
2. Действия по достойному отношения к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего не возможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.
3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего
Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Глава II. Гарантии осуществления погребения
Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении
1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.
Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего
Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:
1) выдача документов необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;
2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;
3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.
Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению
1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:
Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;
бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 1000 рублей.
В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
4. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
5. Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.
Статья 10. Социальное пособие на погребение
1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 1000 рублей.
В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
органом, в котором умерший получал пенсию;
организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;
органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии).
Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны
1. Погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормы расходов на погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяются Правительством Российской Федерации.
Оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозку умершего в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); на погребение (кремацию), изготовление и установку надгробия производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).
Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с заслугами умершего (погибшего) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, сотрудника органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы имеют право ходатайствовать перед специализированной службой по вопросам похоронного дела о погребении умершего (погибшего) на поименованном месте погребения, если это не противоречит волеизъявлению умершего (погибшего), пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников умершего (погибшего).
Оплата расходов на обеспечение деятельности Федерального военного мемориального кладбища производится за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, а также иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Погребение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умерших (погибших) в период прохождения службы в военное время, в период ведения боевых действий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Погребению в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи также подлежат:
1) умершие (погибшие) граждане, уволенные с военной службы (службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать и более лет;
2) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умершие вследствие ранения, контузии, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности;
3) ветераны военной службы;
4) военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - участники войны, проходившие службу в действующей армии, и ветераны боевых действий на территориях других государств независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
Оплата расходов на погребение указанных лиц производится в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а также с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Погребение умерших (погибших), указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, осуществляется на воинских кладбищах, на воинских участках общественных кладбищ или на других местах погребения с учетом волеизъявления умершего (погибшего) либо пожелания супруга, близких родственников или иных родственников.
5. Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Статья 12. Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего
1. При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
3. Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают:
оформление документов, необходимых для погребения;
облачение тела;
предоставление гроба;
перевозку умершего на кладбище (в крематорий);
погребение.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Статья 13. Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы
Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. При отсутствии супруга, близких родственников или иных родственников либо при их отказе осуществить погребение умерший подлежит погребению в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.
Статья 14. Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни)
Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни) осуществляется в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.
Cтатья 14.1. Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции
Погребение лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения данной террористической акции, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Тела указанных лиц для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается.
Глава III. Организация места погребения
Статья 15. Предложения по созданию мест погребения
1. Предложения по созданию мест погребения вносятся:
1) Правительством Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предлагается размещение мест погребения, для создания Федерального военного мемориального кладбища;
2) министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба, служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, для создания воинских кладбищ, воинских участков на общественных кладбищах;
3) массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ;
4) собраниями (сходами) граждан, проживающих в сельских поселениях, если это предусмотрено уставом муниципального образования.
2. Решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации.
Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.
Места погребения могут быть:
по принадлежности - государственные, муниципальные;
по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские;
по историческому и культурному значению - историко- мемориальные.
Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения
1. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую природную среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
2. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Не разрешается устройство кладбищ на территориях:
1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;
2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;
3) на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;
4) со стоянием грунтовых вод более двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.
3. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
4. Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
6. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.
Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения
1. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
2. Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
3. Для выявления фактов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду и здоровье человека создается система санитарного и экологического мониторинга. Порядок ведения санитарного и экологического мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую природную среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
5. Осквернение или уничтожение мест погребения влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
6. Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества), допускаются к использованию при наличии сертификата, подтверждающего их санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность.
Статья 18. Общественные кладбища
1. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
2. На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.
3. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. На общественных кладбищах для погребения умерших (погибших), указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, могут создаваться воинские участки.
4. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
Статья 19. Вероисповедальные кладбища
1. Вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры. Вероисповедальные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
2. Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями. Деятельность вероисповедальных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
Статья 20. Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища
1. Воинские кладбища предназначены для погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы (службы), если это не противоречит волеизъявлению указанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников. Воинские кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
Федеральное военное мемориальное кладбище предназначено для погребения и увековечения памяти лиц, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, имевших особые заслуги перед государством. Перечень особых заслуг перед государством лиц, которые могут быть погребены на Федеральном военном мемориальном кладбище, определяется Правительством Российской Федерации. Федеральное военное мемориальное кладбище находится в ведении федерального органа исполнительной власти в области обороны.
Погребение на Федеральном военном мемориальном кладбище осуществляется по представлению министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы.
Погребение на Федеральном военном мемориальном кладбище лиц, не указанных в настоящей статье, осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации.
Военные мемориальные кладбища предназначены для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
На военных мемориальных кладбищах могут создаваться семейные (родовые) захоронения.
2. Порядок деятельности Федерального военного мемориального кладбища определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок деятельности воинских кладбищ и военных мемориальных кладбищ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
3. Порядок содержания отечественных воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и порядок захоронений военнослужащих иностранных государств на территории Российской Федерации определяются соответствующими международными договорами Российской Федерации.
Статья 21. Семейные (родовые) захоронения
Гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения
1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.
2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.
Статья 23. Стены скорби
Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших создаются на специально выделенных участках земли в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших могут находиться в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Статья 24. Крематории
1. Для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли в соответствии с настоящим Федеральным законом сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
2. Порядок деятельности крематориев определяется органами местного самоуправления.
Глава IV. Похоронное дело
Статья 25. Организация похоронного дела
1. Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуется путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
2. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Статья 26. Финансовое обеспечение похоронного дела
Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.
Статья 27. Попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела
Для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статья 28. Исключена
Статья 29. Специализированные службы по вопросам похоронного дела
1. Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
2. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Глава V. Заключительные и переходные положения
Статья 31. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 32. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 9 и 10, которые вводятся в действие с 1 марта 1996 года.
Статья 33. О признании утратившим силу ранее принятого правового акта
Признать утратившим силу с 1 марта 1996 года Закон Российской Федерации "О ритуальном пособии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 713; 1993, N 35, ст. 1419).
Президент
Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
12 января 1996 года
N 8-ФЗ
Прим. jurist.nm.ru:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Статья 5.41. Непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение
Непредоставление на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению, а равно невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
--------------------------------------------------------------------------------
Другие документы по этой теме:
Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации. МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя России от 25 декабря 2001 г. N 01-НС-22/1)
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 апреля 2003 г.)
Указ Президента РФ от 29 июня 1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших"
Временный порядок обеспечения социальным пособием на погребение, возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели (утв. постановлением Фонда социального страхования РФ от 22 февраля 1996 г. N 16)
Письмо Фонда социального страхования РФ от 14 мая 2002 г. N 02-18/05-3320
Инструкция о порядке погребения лиц, умерших в период отбывания уголовного наказания и содержания под стражей в учреждениях ФСИН России (утв. приказом Минюста РФ от 23 июня 2005 г. N 93)
С уважением,
СпроситьПроблемы с захоронением - нарушения со стороны администрации кладбища и двойная ответственность.
В апреле 2007 году моя мама написала заявление на перевод могилы своей мамы (моей бабушки) на мою родную сестру. С этого момента заявление находилось на руках у сестры. С декабря 2008 года мама тяжело заболела. Из дома не выходила. Имеется справка поликлиники. Моя сестра передала заявление без присутствия заявителя, в администрацию кладбища в январе 2009 г. То есть спустя почти два года со дня написания заявления администрация кладбища приняла это заявление. Сестре был выдан паспорт захоронения на ее имя. Но в администрации кладбища в книге регистрации запись сделана не была (имеется письменный ответ ГУП "Ритуал"). Когда мама умерла, в августе 2009 года при наличии старого удостоверения на имя мамы и документов, подтверждающих родство, я похоронила маму, оплатила все услуги, мне был выдан паспорт захоронения и я стала ответственной. Сестра в это время находилась в отпуске, отпуск не прервала и на похоронах не присутствовала. Спустя месяц после похорон, сестра стала предъявлять свои права на захоронение. Я обращалась в Администрацию кладбища, ГУП "Ритуал", Департамент потребительского рынка и услуг с просьбой, чтобы ответственность оставили за мной. Но ответственность за захоронение на административном уровне была оформлена на двоих. Нормативные документы и правила при "двойной" ответственности мне не представили. Я своего согласия на "двойную" ответственность не давала. Вопрос: 1. Существует нарушение со стороны администрации кладбища в части принятия заявления двухгодичной давности без присутствия заявителя? (Если бы заявитель присутствовал, то заявление можно было бы переписать в день принятия заявления). 2. "Двойная" ответственность за одно захоронение - правомерно ли такое решение?
Елена, двойная ответственность в законе не предусмотрена. Выясняйте данный вопрос путём обращения в администрацию кладбища.
СпроситьАдминистрация кладбища отказывает в самостоятельном подзахоронении и навязывает платные услуги по захоронению урны, ссылаясь на постановление правительства москвы №260. Проштудировали постановление 0 запрет на самостоятельное захоронение отсутствует. Правомерны ли действия администрации и как быть, если запрашиваемой ими суммой не располагаем?
Захоронение - предание земле (помещение в склеп) тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации, помещение урны с прахом в нишу стены скорби.
Место захоронения - могила, ниша стены скорби, склеп либо иное вместилище погребенного тела (останков) человека или урны с прахом.
Статья 12. Гарантированный перечень услуг по погребению
1. Лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение, гарантируется безвозмездное предоставление единого на территории города Москвы гарантированного перечня услуг по погребению, включающего:
- оформление документов, необходимых для погребения;
- предоставление и доставку гроба, урны для захоронения праха и других предметов, необходимых для погребения;
- перевозку тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
- погребение (кремацию с последующей выдачей урны с прахом).
Пишите жалобу в прокуратуру.
СпроситьМоя тётя подхоронила к моей бабушке (т.е её маме) своего мужа (урной). Мой отец (её брат)против. О захоронений стало известно после того как мы заметили что магила бабушки вскопана. Тетя на контакт не идёт. На похороны не позвала и на телефон не отвечала. У администрации кладбища уточнили, что официальных захоронений не было с такой фамилией.
Получается она просто прикопала мужа своего.
У меня вопрос? Можно ли так подхоранивать? Зять ведь не является близким родственником (его там не должно быть). Куда написать жалобу чтобы перенести захоронение? Мы готовы оплатить новое место захоронения.
В документе о захоронении бабушки стоит отметка, что ответственный за могилу мой отец.
Подскажите пожалуйста.