В какой срок подать документацию на согласование в контролирующий орган по 44-ФЗ с единственным поставщиком.
В какой срок подать документацию на согласование в контролирующий орган по 44-фз с единственным поставщиком
Аукцион признан несостоявшимся, обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком было направлено на согласование в контролирующий орган с нарушением сроков. В согласовании нам было отказано. Какие наши действия? Отправить отказ от заключения контракта на основании письма контролирующего органа с протоколом об отказе? На какую статью 44-ФЗ при этом ссылаться?
Мы провели аукцион на закупку продуктов питания. Аукцион признан не состоявшимся поскольку на сам аукцион вышел только один участник из допущенных трёх. Документация передана на согласование в местный контролирующий орган, где нашли недочёты в нашей аукционной документации в связи с изменениями 44-ФЗ. и нам отказали в заключении договора с единственным поставщиком.
Инна Сергеевна, здравствуйте,
ФАС, по идее, должен вынести предписание - в нем будет расписан дальнейший порядок Ваших действий. Вероятно, в предписании будет содержаться требование устранить нарушения в документации и провести аукцион повторно.
Удачи Вам!
СпроситьЭлектронный аукцион признан несостоявшимся (единственная заявка, соответствует документации и ФЗ№44). Направили документы на согласование на заключение контракта с единственным поставщиком, участник и заявка которого соответствуют ФЗ №44 и документации об аукционе. Направили проект контракта. Поставщик уклоняется от всяческого общения с нами. Каковы наши дальнейшие действия?
Согласно ст. 309 ГК РФ, Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) обращайтесь в суд.
СпроситьОрганизация нового аукциона в порядке ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Спросить26 октября 2007
Разъяснения ФАС России по
ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок фактов
уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению
внеплановых проверок
Всвязи многочисленными вопросами, поступающими от территориальных органов, ФАС
России разъясняет порядок применения приказа ФАС России от 27.08.2007 № 267 «О
ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений
из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения
участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального
контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о
недобросовестных поставщиках» (далее - Приказ).
1. Вопрос: Каков порядок регистрации сведений о недобросовестных поставщиках
(исполнителях, подрядчиках) (далее - сведения о недобросовестных поставщиках),
представленных заказчиками в ФАС России (территориальный орган ФАС России) ?
Ответ: Сведения о недобросовестных поставщиках, представленные заказчиками в
ФАС России (территориальный орган ФАС России), регистрируются в общем порядке,
установленном инструкцией по делопроизводству.
Кроме того, Центральный аппарат ФАС России осуществляет ведение отдельного
журнала регистрации сведений о недобросовестных поставщиках (далее - Журнал).
Журнал ведется в электронном виде и содержит следующие строки заголовка:
1) входящий номер;
2) дата поступления в ФАС России;
3) заказчик;
4) поставщик (исполнитель, подрядчик);
5) ответственный исполнитель;
6) № и дата приказа;
7) № и дата решения;
8) существо решения Комиссии;
9) сведения о выдаче предложения (предписания);
10) срок исполнения предложения (предписания);
11) сведения об исполнении решения комиссии об обращении суд;
12) сведения об исполнении решения комиссии о возбуждении дела об
административном правонарушении;
13) сведения об исполнении предложения (предписания);
14) сведения о включении в Реестр (№ реестровой записи, дата размещения
сведений на официальном сайте).
В целях систематизации сведений о недобросовестных поставщиках ФАС России
полагает целесообразным ведение аналогичного журнала в территориальных органах
ФАС России.
2. Вопрос: Каким образом разграничена компетенция между ФАС России и
территориальным органом ФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных
поставщиках ?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) и
постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 «О
федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление
контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для федеральных государственных нужд» и от 15.05.2007 № 292 «Об
утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о
требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и
организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных
поставщиков» (далее - Положение о ведении реестра), ведение реестра
недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) осуществляется ФАС России.
Согласно пункту 5.7 Положения о территориальном органе Федеральной
антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324
(в редакции Приказов ФАС РФ от 27.06.2007 № 194 и от 01.08.2007 № 243)
территориальный орган, в пределах компетенции, вправе принимать решения о
включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных
поставщиков (исключении из реестра).
Согласно пункту 11 Приказа, территориальные органы ФАС России наделены
функциями по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению
проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального
контракта при размещении заказов на территории осуществления деятельности
территориальных органов ФАС России:
- для федеральных нужд территориальными подразделениями федеральных органов
государственной власти, а также уполномоченными ими получателями бюджетных
средств;
- для нужд субъектов Российской Федерации;
- для муниципальных нужд.
Под функциями по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках,
понимаются полномочия территориальных органов ФАС России по включению и
исключению сведений о недобросовестных поставщиках в Реестр, а также по
возврату таких сведений заказчику.
ФАС России вправе принять к рассмотрению сведения о недобросовестных
поставщиках, подлежащие рассмотрению в территориальном органе. При этом
территориальному органу после получения соответствующего уведомления ФАС России
в течение одного рабочего дня направляет копии документов в ФАС России по факсу
и/или на адрес электронной почты, указанные в уведомлении, а оригиналы
указанных документов - по почте.
При поступлении в ФАС России (территориальный орган ФАС России) сведений о
недобросовестных поставщиках при размещении заказа на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу ФАС
России (территориальный орган ФАС России) не позднее рабочего дня, следующего
за днем их поступления, направляет такие сведения по подведомственности в
Федеральную службу по оборонному заказу.
При поступлении в ФАС России сведений о недобросовестных поставщиках,
подлежащих рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такие
сведения для рассмотрения по существу в соответствующий территориальный орган.
При поступлении в территориальный орган ФАС России сведений о недобросовестных
поставщиках, подлежащих рассмотрению ФАС России или другим территориальным
органом, такие сведения необходимо передавать для рассмотрения по существу
соответственно в ФАС России или соответствующий территориальный орган.
При передаче по подведомственности сведений о недобросовестном поставщике ФАС
России (территориальный орган ФАС России) направляет копии таких сведений
факсимильной связью или электронной почтой не позднее рабочего дня, следующего
за днем их поступления, а оригиналы указанных документов - по почте.
В случаях, если сведения имеют гриф секретности, то направление указанных
документов должно осуществляться с учетом порядка пересылки секретных
документов, установленного в ФАС России.
Сроки, в течение которых следует осуществлять передачу сведений о
недобросовестном поставщике по подведомственности, обоснованы необходимостью
соблюдения сроков, установленных Законом о размещении заказов для рассмотрения
сведений о недобросовестных поставщиках, и признаются ФАС России наиболее
разумными.
3. Вопрос: В каких случаях следует проводить проверки фактов уклонений участников
размещения заказа от заключения государственных (муниципальных) контрактов?
Ответ: Исходя из статьи 19 Закона о размещении заказов, пункта 12 Положения о
ведении реестра и пункта 1 Приказа, проверка фактов уклонения участников
размещения заказа от заключения государственных или муниципальных контрактов не
проводится при расторжении контракта в связи с существенным нарушением
поставщиком (исполнителем, подрядчиком) его условий и при представлении
заказчиком документов, из которых прямо следует, что участник размещения заказа
отказывается заключить государственный (муниципальный) контракт.
Под документами, из
которых прямо следует отказ участника размещения заказа заключить
государственный (муниципальный) контракт, ФАС России понимает следующие документы:
1) копию решения суда, арбитражного суда о понуждении участника размещения
заказа заключить контракт;
2) копию уведомления победителя конкурса (аукциона), победителя в проведении
запроса котировок, единственного участника размещения заказа об отказе от
заключения контракта.
Под уведомлением об отказе от заключения контракта следует понимать
документ, в тексте которого прямо указано, что участник размещения заказа
отказывается заключить государственный (муниципальный) контракт.
Наиболее распространенными причинами отказа от заключения контракта, на
основании которых сведения об участнике размещения заказа подлежат включению в
Реестр, являются причины, указывающие на наступление у участника размещения
заказа обстоятельств (за исключением форс-мажорных), влекущих невозможность
заключения им контракта, например:
- невозможность заключения контракта в связи с поломкой оборудования,
повреждением (обнаружившимся дефектом) поставляемого товара, или его
отсутствием;
- повышение рыночной цены товара (работ, услуг), на поставку (выполнение,
оказание) которого должен быть заключен контракт;
- невозможность поставить товары (выполнить работы, оказать услуги) в срок,
указанный в конкурсной документации (документации об аукционе), проекте
контракта и в заявке на участие конкурсе (аукционе) участника размещения
заказа;
Как правило, в случае наступления у участника размещения заказа обстоятельств,
влекущих невозможность заключения им контракта на условиях, указанных в проекте
контракта, составленного в соответствии с условиями торгов (запроса котировок),
такой участник предлагает заказчику заключить контракт на других условиях.
Представление участником размещения заказа предложения о заключении
контракта на условиях, отличающихся от тех, которые указаны в проекте
контракта, составленного в соответствии с условиями торгов (запроса
котировок), также следует расценивать как отказ от заключения контракта и
безусловное основание для включения сведений о таком участнике размещения
заказа в Реестр.
Также, например, в составе сведений о недобросовестном поставщике может быть представлен
протокол разногласий, содержащий предложение участника размещения заказа
заключить контракт на условиях, отличных от содержащихся в конкурсной
документации (документации об аукционе, извещении о запросе котировок),
проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (заявке на участие в аукционе,
котировочной заявке). В таком случае протокол разногласий следует рассматривать
в качестве документа, свидетельствующего об отказе от заключения контракта,
если он подписан законным представителем или доверенным лицом участника
размещения заказа.
Уведомление об отказе от заключения контракта должно быть представлено в виде
письменного документа, или электронного документа, подписанных законным
представителем или доверенным лицом участника размещения заказа, отказавшегося
от заключения контракта.
При представлении заказчиком в ФАС России уведомления, в тексте которого прямо
указано об отказе участника размещения заказа заключить контракт, и
подписанного законным представителем или доверенным лицом участника размещения
заказа, отказавшегося от заключения контракта, ФАС России принимает решение о
включении сведений в Реестр без проведения проверки факта уклонения участника
размещения заказа от заключения контракта.
Уведомление об отказе от заключения контракта не подписанное, или подписанное
лицом, не являющимся законным представителем или доверенным лицом участника
размещения заказа, не может являться основанием для включения сведений о таком
участнике размещения заказа в Реестр.
Также не может являться
основанием для включения сведений в Реестр уведомление, из которого следует,
что участник размещения заказа отказался от заключения контракта в связи с
неправомерными действиями заказчика, такими как:
- требованием заказчика заключить контракт на условиях, отличающихся от
условий, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, запросе
котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (заявке на участие
в аукционе, котировочной заявке);
- требованием заказчика предоставить обеспечение исполнения контракта в
размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации
об аукционе);
- допуском к участию в процедурах размещения заказа участника размещения
заказа, представившего заявку на участие в торгах (котировочную заявку), в
которой содержатся условия исполнения контракта, не соответствующие конкурсной
документации, документации об аукционе (извещению о запросе котировок)
(например, при проведении конкурса на поставку столов участник представил
заявку с предложением на поставку стульев). В данном случае сведения об
участнике размещения заказа не подлежат включению в Реестр, а в отношении лиц,
нарушивших порядок отбора такого участника размещения заказа, рассматривается
вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
В случае, если в документах, представленных заказчиком, не содержится
уведомление участника размещения заказа об отказе от заключения контракта ФАС
России считает целесообразным проведение проверки факта уклонения участника
размещения заказа от заключения контракта. Проверку фактов уклонения участника
размещения заказа от заключения контракта целесообразно проводить в следующих
случаях:
- если в уведомлении об отказе заключить контракт не указана причина такого
отказа;
- уведомление подписано лицом не являющимся законным представителем и ли
доверенным лицом участника размещения заказа;
- участник размещения заказа указывает о неполучении им проекта контракта от
заказчика или получении проекта контракта, составленного не по условиям торгов
(запроса котировок), заявке такого участника.
ФАС России считает целесообразным соблюдение территориальными органами ФАС
России указанного порядка действий при решении вопроса о необходимости
проведения проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения
контракта.
4. Вопрос: В каких случаях следует проводить внеплановую проверку соблюдения
законодательства Российской Федерации о размещении заказов ?
Ответ: В соответствии с пунктом 4 Приказа и на основании части 5 статьи 17
Закона о размещении заказов, внеплановая проверка соблюдения законодательства о
размещении заказов осуществляется всегда при проведении проверки фактов
уклонения участников размещения заказа от заключения государственного
(муниципального) контракта.
Внеплановая проверка соблюдения заказчиком, уполномоченным органом или
специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной
комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется в отношении
размещения заказа, по которому представлены сведения о недобросовестном
поставщике.
5. Вопрос: Каким образом принимается решение руководителя ФАС России о
включении сведений о недобросовестных поставщиках в Реестр ?
Ответ: В соответствии с пунктом 6 Приказа, в случаях, когда проверка фактов
уклонения участников размещения заказа от заключения государственного контракта
не проводится, сведения о недобросовестных поставщиках включаются в Реестр на
основании приказа руководителя ФАС России.
В ФАС России, в случаях, когда проверка фактов уклонения участников размещения
заказа от заключения государственного контракта не проводится, рассмотрение
сведений о недобросовестных поставщиках осуществляется следующим образом.
Исполнитель ответственного структурного подразделения ФАС России (далее -
ответственный исполнитель) в течение двух рабочих дней, следующих за днем
поступления сведений, готовит докладную записку на имя Руководителя ФАС России
(далее - докладная записка) и проект приказа Руководителя ФАС России о
включении сведений о недобросовестном поставщике в Реестр.
Докладная записка содержит:
- данные о составе и существе представленных заказчиком сведений о
недобросовестном поставщике;
- выводы о включении сведений о недобросовестном поставщике в Реестр.
Докладная записка подписывается руководителем соответствующего подразделения,
визируется заместителем руководителя ФАС России и с проектом приказа
направляется на утверждение Руководителю ФАС России.
Сведения о недобросовестном поставщике в день принятия приказа Руководителя ФАС
России размещаются ответственным исполнителем в части сервера ФАС России по
средствам защищенной сети «VipNet» путем формирования заявки АС РНП в портале,
расположенном по адресу: portal/systems/default.aspx.
Размещение сведений по заявкам на официальном сайте Российской Федерации в сети
Интернет для размещения информации о размещении заказов (http://www.zakupki.gov.ru)
(далее - официальный сайт) осуществляется непосредственно в день ее формирования
ответственным исполнителем ФАС России, осуществляющим администрирование
поступающих заявок.
В соответствии со статьей 19 Закона о размещении заказов срок для размещения
сведений о недобросовестном поставщике на официальном сайте не должен превышать
трех рабочих дней со дня их поступления.
Аналогичный порядок рассмотрения сведений о недобросовестных поставщиках в
случаях, когда проверка фактов уклонения участников размещения заказа от
заключения государственного (муниципального) контракта не проводится, ФАС
России предлагает к использованию в территориальных органах ФАС России.
6. Вопрос: Каким образом Комиссия ФАС России принимает решение о включении
сведений о недобросовестных поставщиках в Реестр ?
Ответ: При проведении проверок фактов уклонения участников размещения заказа от
заключения государственного контракта, ФАС России осуществляет следующие
действия.
Ответственный исполнитель в течение двух рабочих дней, следующих за днем
поступления сведений о недобросовестном поставщике, направляет заказчику и
лицу, в отношении которого поданы такие сведения (далее - Стороны), уведомления
о месте и времени рассмотрения таких сведений Комиссией ФАС России (далее -
уведомления).
Уведомления направляются телеграммой либо иным способом, позволяющим подтвердить
надлежащее уведомление Сторон. При этом уведомления направляются Сторонам по
юридическому адресу в случае, если не указан или неизвестен адрес для получения
почтовой корреспонденции. Уведомления направляются по почтовому (фактическому)
адресу, если таковой содержится в сведениях о недобросовестном поставщике,
представленных заказчиком, документации по торгам (запросу котировок) на
официальном сайте, или на сайте поставщика (подрядчика, исполнителя) в сети
Интернет.
В уведомлениях ФАС России указывает, что полномочия представителей Сторон
должны быть подтверждены соответствующими документами, а полномочия участника
размещения заказа, в отношении которого поданы сведения, должны включать и
право представителя подписать государственный контракт.
Уведомления содержат указания о необходимости Сторон представить все документы
и информацию, касающиеся размещения заказа, по которому поданы сведения, в том
числе необходимость заказчика представить соответствующий законодательству о
размещении заказов государственный контракт, подготовленный к заключению по
итогам размещения данного заказа (в случаях, если государственный контракт по
данному размещению заказа не заключен).
Рассмотрение сведений о недобросовестных поставщиках Комиссией осуществляется в
порядке, предусмотренном методическими рекомендациями ФАС России по
рассмотрению жалоб. При этом рассмотрение сведений по существу начинается с
доклада ответственного исполнителя о составе представленных сведений и существе
рассматриваемого вопроса.
7. Вопрос: Какие обстоятельства подлежат выяснению при проведении проверок
фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного
(муниципального) контракта ?
Ответ: Комиссия ФАС России, при проведении проверок фактов уклонения участников
размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта,
выясняет следующие обстоятельства:
1) соответствие условиям,
изложенным в проекте государственного (муниципального) контракта требованиям,
предъявляемым Законом о размещении заказов и условиям, установленным в
конкурсной (аукционной) документации (извещении о запросе котировок), а также
заявке участника размещения заказа;
2) факт надлежащего направления (передачи) заказчиком проекта государственного
(муниципального) контракта, в т.ч. соблюдение сроков направления (передачи)
проекта контракта участнику размещения заказа;
Направление проекта контракта ФАС России признает надлежащим, если оно
осуществлено заказчиком в сроки, предусмотренные частью 10 статьи 28, частью 7
статьи 37 и частью 4 статьи 47 Закона о размещении заказов, через почтовые или
курьерские организации, а также иным способом, позволяющим удостоверить
получение проекта контракта участником размещения заказа по указанному им в
заявке на участие в конкурсе (аукционе, запросе котировок) адресу, включая
непосредственное вручение проекта контра
СпроситьМинэкономразвития России N 27687-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45189/14 от 10.11.2014
"О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам проведения электронного аукциона"
Разъяснен порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком при признании электронного аукциона несостоявшимся
В случае признания электронного аукциона несостоявшимся контракт заключается при наличии согласования контрольного органа в сфере закупок. Для получения согласования заказчик (уполномоченный орган, уполномоченное учреждение) направляет письменное обращение в соответствующий орган (ФАС России, Рособоронзаказ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок).
Контрольным органом осуществляется рассмотрение обращения заказчика о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе на предмет соответствия проведенных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
В случае выявления признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при рассмотрении обращения о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании признания электронного аукциона несостоявшимся органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района или органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, направляют информацию об указанных признаках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, для проведения контрольных мероприятий.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд принимается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 14 мая 2014 г. N Д28и-801О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 Г. N 44-ФЗ"О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение Росгидромета по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с частью 8 статьи 96 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются.
Таким образом, если учреждение является бюджетным, то положения вышеуказанной статьи на него не распространяются, а также указанное учреждение обязано будет предоставить обеспечение исполнения контракта в случае определения его поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и если такое требование будет установлено в документации о закупке.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
© КонсультантПлюс, 1992-2014
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 июня 2014 г. N АЦ/26237/14
РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела обращение Санкт-Петербургского УФАС России от 03.06.2014 N 11/11059 о разъяснении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 50, частью 2 статьи 65, частью 2 статьи 74 Закона о контрактной системе документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Кроме того, пунктом 3 Положений установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Пунктом 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Следовательно, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Таким образом, по мнению ФАС России, если документация о закупке, размещенная заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, то данное действие нарушает часть 4 статьи 4, часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
СпроситьЛюдмила Николаевна, здравствуйте!
Действия заказчика в такой ситуации подробно регламентированы частями 13 и 14 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно вышеуказанным нормам, победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
СпроситьЕсли по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка или только один участник закупки допущен к аукциону, электронный аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67 Закона N 44-ФЗ).
Несмотря на признание электронного аукциона несостоявшимся, заказчик должен рассмотреть единственную заявку в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, и заключить контракт с подавшим ее участником как с единственным поставщиком на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
При этом: В ходе заключения контракта заказчик может выявить несоответствие участника закупки требованиям Закона N 44-ФЗ и (или) аукционной документации, установить которое на этапе рассмотрения заявок не представлялось возможным ввиду ограниченных сроков, недостоверности сведений, представленных участником, и других причин.
В таком случае заказчик отказывается от заключения контракта в любой момент до заключения контракта, если заказчик или аукционная комиссия выявили следующее (ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ):
1) участник закупки не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам закупки Законом N 44-ФЗ;
2) участник закупки предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, предъявляемым к участникам закупки Законом N 44-ФЗ.
Частью 10 названной статьи установлены дополнительные основания для отказа от заключения контракта при закупке лекарственных средств, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
1. Предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником, не зарегистрирована.
2. Предлагаемая участником цена лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник отказывается.
В 2014 г. применяется перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 г. (Распоряжение Правительства РФ от 19.12.2013 N 2427-р).
В случае отказа от заключения контракта необходимо:
1) оформить протокол;
2) вернуть участнику закупки денежные средства, которые были перечислены в качестве обеспечения исполнения контракта.
Если вышеуказанные основания для отказа в заключении с вами контракта отсутствуют, вы вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключения контракта.
СпроситьВы вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков и должны будете проводить новый аукцион.
Закон о контрактной системе (закон о госзакупках). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Статья 70. Заключение контракта по результатам электронного аукциона
13. Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
14. В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе
СпроситьВЫ ВПРАВЕ ОСТАВИТЬ ВНЕСЕННЫЙ ЗАДАТОК, А ЕСЛИ ЕГО НЕДОСТАТОЧНО ДЛЯ ПОКРЫТИЯ УБЫТКОВ, ТО ВПРАВЕ ПОДАТЬ ИСК В СУД ДЛЯ ИХ ВОЗМЕЩЕНИЯ . СТ. 4 АПК РФ.
ВПРАВЕ СДЕЛАТЬ ЗАПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА, Т.К. В ЭТОМ СЛУЧАЕ АУКЦИОН СЧИТАЕТСЯ НЕ СОСТОЯВШИМСЯ ТАКОЙ ВЫВОД СЛЕДУЕТ ИЗ СИСТЕМНОГО ТОЛКОВАНИЯ П. 14 И 15 СТ. 70 И П. 4 СТ. 71 ФЗ 44..
ФЗ 44
Статья 71. Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся
Путеводитель по контрактной системе. Вопросы применения ст. 71
1. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем:
1) оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также документы подавшего ее участника такого аукциона, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 настоящего Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;
2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомление участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в таком аукционе;
3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:
а) решение о соответствии участника такого аукциона, подавшего единственную заявку на участие в таком аукционе, и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии данного участника и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует единственная заявка на участие в таком аукционе;
б) решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии участника такого аукциона и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии указанного участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе;
4) контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона.
4. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 70. Заключение контракта по результатам электронного аукциона
13. Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
14. В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
Статья 448. Организация и порядок проведения торгов
5. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
15. Участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.
СпроситьНаправили проект газификации на согласование в ГРО (горгаз) на соответствие техническим условиям. Два месяца пролежал проект, представили замечания. В договоре срок согласования - не указан. Есть ли какой нормативный или законодательный акт, который ограничивает срок рассмотрения направленной документации?
Возможно есть такой срок, нужно искать, навряд ли какой-либо юрист навскидку даст вам ссылку на такой акт. Обращайтесь к любому юристу нашего сайта в личном порядке, это платная услуга. Удачи.
СпроситьУ нас прошел аукцион, он признан несостоявшимся, готовим документы в контролирующий орган. Можем ли просить у контролирующего органа разрешения изменить срок поставки указанный в аук. документации или это не допустимо по 44 ФЗ? В аук. документации срок поставки с момента заключения до 31.12.14 г., а нам нужно поставлять этотот товар с 01.01.15 по 30.06.15 г. Поставщик согласен на такие условия.
В соответствии с п. 25 ч. 3 ст. 93 Закона 44-ФЗ контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке
СпроситьОрганизатор торгов направил в ФАС документы на согласование закупки с единственным оставщиков. Прошел уже месяц. Согласование до сих пор не получено. Что должен делать единственный поставщик в таком случае? Может ли он тоже написать в ФАС с просьбой дать ответ?
Здравствуйте, Зоя Викторовна!
Вам нужно уточнить почему нет ответа в ФАС. Успехов Вам.
СпроситьПроведен электронный аукцион, был допущен один участник. Аукцион признан несостоявшимся. Была проведена процедура согласования заключения контракта с единственным поставщиком. Пока все подписали время на исполнение контракта осталось 2 дня. Вопрос можно ли изменить срок выполнения работ из-за того что время было потеряно на согласовании с контролирующем органом.
Сергей, добрый вечер!
В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством РФ (при этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком новых условий контракта).
(Федеральный "закон" от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
СпроситьНа организацию наложены штрафы по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ, контролирующим органом отправлено постановления об адм. правонарушениях почтой, однако, они не дошли (отметка почты отсутствует). Прошло 11 месяцев и сейчас контролирующий орган заставляет получить эти постановления. Имеет ли право контролирующий орган вручить эти постановления сейчас, спустя 11 месяцев?
Марина, факт "вручения" постановлений не имеет юридического значения, можете не получать, а можете получить. Пусть по почте направляют. Если Вы знали или должны были знать о постановлении, то сроки обжалования и/или исполнения все равно уже тикают. Но, как я понимаю, по этому правонарушению есть много нюансов, и Вы могли бы легко оспорить это постановление. Обратитесь к грамотному адвокату
СпроситьРазъясните пожалуйста, должен ли контролирующий орган возмещать расходы по оплате услуг адвоката (за участие в арбитраже) юридическому лицу, в отношении которого контролирующим органом наложено административное взыскание, отмененное арбитражным судом.
Да.
"Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 июля 2003 г. N А56-1969/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Корабухиной Л.И., Троицкой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Эктив Эдженси" адвоката Ильина Д.В. (доверенность от 02.12.02),
рассмотрев 22.07.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на определение от 18.02.03 (судья Масенкова И.В.) и постановление апелляционной инстанции от 21.04.03 (судьи Петренко Т.Н., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1969/03, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эктив Эдженси" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 17.10.02 N 136/28 об отказе Обществу в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Общество также просило взыскать с Инспекции расходы на оплату услуг адвоката в сумме 23 838 руб.
Решением арбитражного суда от 18.02.03 заявленные Обществом требования удовлетворены, а определением от 18.02.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.04.03, с Инспекции взыскано 5000 руб. в счет компенсации заявителю расходов на оплату услуг адвоката.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить определение от 18.02.03 и постановление апелляционной инстанции от 21.04.03 и отказать в возмещении расходов на оплату услуг адвоката. По мнению подателя жалобы, суд не применил подлежащие применению нормы: подпункт 6 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон "О пошлине"), подпункт 14 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 13, пункт 1 статьи 268 и статью 110).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в ходе камеральной проверки представленной Обществом декларации по НДС по ставке 0% за август 2002 года и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекция сделала вывод о том, что налогоплательщик неправомерно заявил к возмещению из бюджета 1 167 918 руб. НДС в связи с отсутствием результатов встречных проверок. Результаты камеральной проверки отражены в акте от 09.10.02 N 162/28.
Решением от 17.10.02 N 136/28 Инспекция отказала Обществу в возмещении названной суммы НДС за август 2002 года.
Общество не согласилось с принятым налоговым органом решением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением арбитражного суда по настоящему делу, вступившим в законную силу, решение Инспекции от 17.10.02 N 136/28 признано недействительным. Отдельным судебным актом - определением от 18.02.03 с Инспекции в пользу Общества взыскано 5000 руб. расходов на оплату услуг адвоката. При взыскании судебных расходов с налогового органа суд учел характер заявленного спора и степень сложности дела. В частности, суд сослался на наличие достаточной и доступной единообразной судебной практики по аналогичным делам, детальную регламентацию в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации условий и порядка возмещения НДС. С учетом этих обстоятельств суд посчитал, что дело не является сложным, а подготовка заявления в суд и участие в судебном заседании не требовали больших затрат времени представителя Общества.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В статье 101 АПК РФ указано, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 1 Закона "О пошлине" под государственной пошлиной понимается установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, является платой за рассмотрение дела в суде и подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), статьей 106 АПК РФ отнесены к судебным издержкам. При этом право на возмещение таких расходов возникает при условии фактически понесенных стороной затрат, получателем которых является лицо (организация), оказывающее юридические услуги. Процессуальным законодательством не предусматривается освобождение налоговых органов от возмещения судебных издержек.
Таким образом, правовая сущность расходов на оплату услуг представителя и государственной пошлины является различной, а следовательно, доводы налогового органа о необходимости применения в данном случае положений подпункта 6 пункта 3 статьи 5 Закона "О пошлине" являются несостоятельными.
Судебные инстанции правомерно отклонили и довод Инспекции о том, что в силу подпункта 14 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации расходы на оказание юридических услуг подлежат включению в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. Как указала апелляционная инстанция, порядок определения и состав судебных расходов регулируются Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Нормы, на которые ссылается Инспекция, используются для целей налогообложения, в связи с чем не подлежат применению в настоящем деле.
Поскольку процессуальным законодательством предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, суд первой инстанции правомерно взыскал их с ответчика по настоящему делу - Инспекции. При этом судом не нарушен принцип разумности при определении размера расходов.
В жалобе налоговый орган просит разъяснить порядок исполнения определения суда от 18.02.03. Однако кассационная инстанция не вправе разъяснять порядок исполнения судебного акта, вынесенного другим арбитражным судом.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение от 18.02.03 и постановление апелляционной инстанции от 21.04.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1969/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г.Кирейкова
Судьи Л.И.Корабухина
Н.В.Троицкая"
СпроситьНужна Ваша помощь-если электронный аукцион закупки у субъектов МП не состоялся в соотв. С ч.16 ст.66 44-ФЗ. Нужно ли согласование Уполномоченного органа для заключение муниципального контракта с единственным поставщиком?
Заказчик обязан согласовать с уполномоченным органом власти возможность заключения контракта с единственным поставщиком, если конкурентные процедуры (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и др.) признаны несостоявшимися (п.п. 24, 25 ч.1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В остальных случаях согласовывать заключение контракта не требуется.
Для согласования необходимо подготовить и направить в уполномоченный орган (п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ):
- обращение о согласовании заключения контракта - если несостоявшейся признана процедура определения поставщика, проведенная открытым способом;
- обращение о согласовании возможности заключения контракта - если несостоявшейся признана процедура определения поставщика, проведенная закрытым способом.
Правила согласования заключения (возможности заключения) контракта с единственным поставщиком определены Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 г. №537 (далее - Порядок).
На практике для получения согласования целесообразно предварительно:
1) запросить у единственного участника несостоявшейся конкурентной закупки документ о том, что он согласен заключить контракт на тех условиях, которые указаны в документации о закупке, по цене не выше начальной цены контракта;
2) подготовить письменное обоснование, что этот поставщик соответствует требованиям Закона №44-ФЗ и документации о закупке.
Перечисленные документы следует приложить к обращению.
Срок: срок направления обращения в уполномоченный орган Законом не установлен. Целесообразно направить такое обращение сразу после принятия решения о заключении контракта с участником несостоявшейся процедуры, учитывая, что для ответа уполномоченному органу выделено 10 рабочих дней, а заключить контракт необходимо в срок, указанный в документации о закупке, которая признана несостоявшейся (п.п. 24, 25 ч.1 ст. 93, ч.5 ст. 104 Закона №44-ФЗ).
Спросить