На что ссылаться при оформлении участка и этой сотки?
Здравсвуйте подскажите пожалуйста на какой закон следует ссылаться в следующей ситуации, а то в закон об упращенном оформлени участков столько поправок внесено, что я уже запутался...
Есть участок с домом, документы на дом оформлены. А на участок нет. Домовладение существует с 1937 г. По результатам межевания участок фактически оказался больше на 100 кв.м. чем указано в старом плане и записях БТИ на кадастровом учете не стоит. Соседи согласны с границами участка. Администраия предлагает только выкупать или аренду. Но ведь по закону есть возможность зарегестрировать участок по фактическим границам если он не пересекает так называемых красных линий.
Возможна ещё и ошибка межевания, делали два межевых плана в разных фирмах (один план делал судебный эксперт, другой обычная частная фирма), разница оказалась в 25 кв.м. возможно потому, что одна сторона участка это овраг. На что ссылаться при оформлении участка и этой сотки?
Вы можете зарегистрирвать получив кадастровый паспорт по межеванию (если размер прирезка - 100 м. не превышает минимально предоставляемого для данного ВРИ (например - 300 м).
Никакого разрешения администрации на то не требуется
СпроситьПроблема заключается в оформлении земельного участка. На котором находится домовладение. Документы на дом в порядке. А вот на землю к сожалению ничего нет, кроме бумаги о выделе участка от 1937 г. Участок на кадастровом учете не стоит, при межевании участка выяснилось, что он больше чем указано в документах на 100 кв м. Мы подали иск о признании права собственности на весь участок ссылаясь на дачную амнистию, закон №93. Администрация района категорически против присоединить эти 100 кв м к участку. Но ведь законе четко прописано, что участок может быть оформлен по фактическому пользованию. Эти 100 кв м представляют из себя овраг. Соседи с нашими границами согласны. Подскажите на какой закон можно ещё сослаться и пункт в этом законе?
Администрация ссылается лишь на то что это муниципальная земля, но если она не стоит на кадастровом учете как она может быть муниципальной?
фактическое пользование не может быть признано при наличии самозахвата доказывайте свидетелями что вы пользовались все годы землей именно в этих границах, но ведь землю надо еще и использовать, кроме того существуют в каждом субъекте РФ максимальные границы земельного участка, которые могут быть переданы в собственность гражданина бесплатно. (т.е. чтобы вместе с этой соткой участок не стал больше предельного размера) а вообще сотка не проблема и при обращении кюристу возможно вам бы еще и зарегистрировали право без обращения в суд. сходите ввсе-таки на очную консультацию, надо видеть документы.
а ссылка всегда по таким делам идет на Закон "О введении в действие ЗК РФ"
СпроситьВозможное решение ситуации. Четыре наследника делили участок и дом, находящийся на нём.По мировому соглашению отцу достался участок с домом. В числе документов предоставленных суду был план земельного участка (общий), поэтажный план дома, план 1/4 общего участка с домом полностью находящимся на нём.Дом не оформлен, но при межевании участков отец (как он считал) предоставил подходы к дому для смежных участков. Эти подходы, впоследствии, были оформлены как части тех участков. На настоящее время мы имеем фактически раздробленный участок. В кадастровом бюро нам пояснили, что план 1/4 участка с домом, предоставленный суду, является лишь схемой, а участок является целостным так как один из наследников предоставляет проход (один метр) через свою (условно) часть дома (дом не оформлен). На кадастровом паспорте земельного участка отца уже внесён этот проход. Второго июля состоится собрание о согласовании местоположения границы земельного участка. Кадастровый инженер, составлявший планы, предлагает оформить сервитуты через отчужденные подходы к дому. Уважаемые юристы, возможно ли вернуть границы участка до целого, если да,каким образом. Спасибо.
Уважаемая Наталья!
По общему правилу в РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента регистрации права. Вы указали на то, что было заключено мировое соглашение.
Если указанное мировое соглашение утверждено судом и на основании соглашения внесена запись в реестр прав, то в Вашей ситуации имеется единственный собственник, естественно одного (целого) земельного участка.
С уважением, Коваль С.В.
СпроситьКак сделать межевание участка в СНТ? Участок в собственности и стоит на кадастровом учете. Садоводство существует с 80-х, но нет старого плана выд. при выделении земли, есть зарегистрированный план СНТ 2009 года. Участком пользуемся с основания СНТ, с границами проблем нет. С нас требуют первоначальный план для межевания или идти в суд. Недавно делали в Ленинградской области, таких проблем не было, как в Туапсе. Куда обращаться? Помогите!
Обратитесь в Росреестр, попросите предоставить вам поконтурные карты, у них должны быть такие документы, это документ определяющий отвод земельного участка первоначально.
СпроситьОни просят план, где расчерчены участки. Поконтурную карту мы предоставили. Есть же с участками от 2009
СпроситьУчасток земли стоит на кадастровом учете, но нет кадастрового паспорта и нет согласования границ (межевания). При оформлении процедуры межевания обнаружилась ошибка (красная линия), наложение части участка одного собственника на участок другого собственника (расхождение кадастрового плана между данными кадастрового инженера, они же фактические данные). Ранее акта согласования местоположения границ собственники обеих участков не оформляли, каким образом участок одного собственника самопроизвольно разместился на плане остается загадкой. Вопрос: каким образом решить эту проблему, для того, чтобы поставить на кадастровом плане участки на свои фактические места?
Определение местоположения границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте чертежа земельного участка. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Одной из основных характеристик земельного участка является площадь. Площадь земельного участка вычисляют в основном аналитическими методами по координатам межевых знаков, полученным геодезическими и фотограмметрическими методами при выполнении. Иногда земельные участки приобретают столь причудливые формы, что определить их площадь без специальных измерений не представляется возможным.
Определение фактической площади земельного участка без формирования межевого плана земельного участка делается:
- при желании собственника земельного участка выявить точную площадь участка (множество собственников земельных участков покупали земельные участки без межевания, в лучшем случае по материалам БТИ), особенно при участках со сложной конфигурацией;
- при разногласиях со смежниками земельного участка;
- при оформлении земельного участка через суд.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта. Информация о принятых решениях, а также прилагаемые к указанным решениям схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПИСЬМО от 29 апреля 2014 г. N 14-исх/04866-ГЕ/14
СпроситьВам нужно с соседом согласовать этот вопрос - границы участка, поскольку в противном случае придется разрешать межевой спор в суде - ст. 304 ГК
СпроситьВопрос: каким образом решить эту проблему,для того, чтобы поставить на кадастровом плане участки на свои фактические места?
На это вопрос Вам ответит кадастровый инженер, который исполняет свою работу на возмездной основе по изготовлению межевого дела.
СпроситьНужно соседям провести уточнение границ согласно ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" путём заказа кадастровых работ.
Если сосед отказывается участвовать, нужно обращаться в суд и понуждать соседа к участию в межевании согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ:
"Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки".
Госпошлина 200 рублей.
СпроситьОшибками в государственном кадастре недвижимости являются:
- техническая ошибка (описка, опечатка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
- кадастровая ошибка - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В случае обнаружения в сведениях государственного кадастра недвижимости технической ошибки, заявитель может обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об исправлении выявленной ошибки.
Техническая ошибка подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления в орган кадастрового учета указанного выше заявления.
В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета направляет правообладателю объекта недвижимости решение об исправлении такой ошибки и один экземпляр кадастрового паспорта объекта недвижимости.
В случае обнаружения в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровой ошибки, в орган кадастрового учета с заявлением об исправлении выявленной ошибки может обратиться собственник земельного участка. К заявлению необходимо приложить документы, содержащие новые значения, подлежащих исправлению сведений государственного кадастра
При ведении государственного кадастра недвижимости орган кадастрового учета принимает наибольшее количество решений об отклонении в исправлении технических ошибок в связи с тем, что:
- приложенные правоустанавливающие документы не содержат сведений необходимых для идентификации земельного участка в ГКН, в сведения которого требуется внести изменения на основании заявления об исправлении технической ошибки (например: в свидетельстве о праве собственности на землю отсутствует адрес земельного участка, остальные сведения не соответствуют сведениям государственного кадастра недвижимости);
- приложенные документы не являются документами, на основании которых можно исправить техническую ошибку (например: исправление площади земельного участка на основании выписки из похозяйственной книги; исправление сведений об адресе земельного участка на основании выписки из похозяйственной книги либо акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, устанавливающих адрес земельного участка). В отдельных случаях такие документы являются основанием для осуществления учета изменений соответствующего объекта недвижимости.
В случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки, допущенной кадастровым инженером (лицом, считающимся кадастровым инженером) при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен после вступления в силу Закона о кадастре (т.е. 1 марта 2008 года), такая ошибка считается кадастровой. Порядок исправления см. выше.
В случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, такая ошибка может быть исправлена путем подготовки межевого плана, оформленного в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».
В состав межевого плана в указанном случае также включаются:
- заключение кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка;
- дополнительные сведения о местоположении такой границы в разделе «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях»;
- акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. Акт согласования местоположения границы такого земельного участка может не оформляться в случае, если в результате исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка не изменились площадь указанного земельного участка и его конфигурация (сохранились прежние значения внутренних углов и горизонтальных проложений).
В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления собственника (правообладателя) ранее учтенного земельного участка о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Ошибками в Реестровых записях являются:
- техническая ошибка (описка, опечатка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при внесении в Реестровые записи сведений об объектах учета и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в Реестровые записи, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в реестровые записи;
- реестровая ошибка - воспроизведенная в Реестровых записях ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в Реестровые записи.
В случае обнаружения технической ошибки, заявитель может обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об исправлении выявленной ошибки. В случае обнаружения в сведениях государственного кадастра недвижимости реестровой ошибки, в орган кадастрового учета с заявлением об исправлении выявленной ошибки может обратиться собственник такого объекта учета. К заявлению необходимо приложить документы, содержащие новые значения, подлежащих исправлению сведений государственного кадастра недвижимости.
Техническая ошибка подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления в орган кадастрового учета указанного выше заявления.
Реестровая ошибка подлежит исправлению в порядке учета изменений объекта учета.
СпроситьУважаемая Галина Алексеевна.
Наложение границ земельных участков происходит вследствие кадастровой ошибки. Так называется неправильно определение границ кадастровым инженером, который проводит межевание границ участка и составление межевого дела. Геодезисты называют причиной такой ошибки неправильную привязку границ, т.е. неправильно выбирается точка привязки, от которой ведется измерение.
Есть два пути решения проблемы: административный и судебный.
Административный путь предполагает совместные действия соседей по устранению ошибки. В таких случаях кадастровые инженеры вносят коррективы в границы смежного земельного участка без изменения площади этого участка. После чего составляется акт согласования границ смежными землепользователями.
Для решения проблемы в судебном порядке подается исковое заявление об установлении границ земельного участка в районный (городской) суд.
Если имеется Свидетельство о праве на земельный участок, то исковое заявление содержит требования об установлении границ земельного участка, исправлении кадастровой ошибки путем внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости. При этом в требованиях должны быть указаны координаты сформированного земельного участка на основании заключения кадастрового инженера.
Если Свидетельства о праве нет, а есть только правоустанавливающие акты, то в исковое заявление, кроме того, включается требование о признании права на земельный участок, с указанием его местоположения (адрес, координаты точек) и площади. В таком случае исковое заявление будет называться «о признании права и установлении границ земельного участка».
Ответчиками указываются правообладатель земельного участка, с которым происходит наложение границ и орган кадастрового учета (ФБУ «Земельная кадастровая палата»).
СпроситьВЫ ВПРАВЕ РЕШИТЬ ЭТОТ ВОПРОС ПО СОГЛАСОВАНИЮ С СОСЕДОМ, СОГЛАСОВАВ ГРАНИЦЫ УЧАСТКОВ И ОФОРМИВ АКТ СОГЛАСОВАНИЯ ГРАНИЦ, А ТАКЖЕ КАДАСТРОВЫЙ ИНЖЕНЕР ДОЛЖЕН ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В МЕЖЕВОЙ ПЛАН ОДНОГО ИЗ УЧАСТКОВ ИЛИ В ОБА .
НА ОСНОВАНИИ ЭТИХ ДОКУМЕНТОВ ВЫ СМОЖЕТЕ ПОСТАВИТЬ УЧАСТКИ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ, Т.К. НАЛОЖЕНИЕ ГРАНИЦ БУДЕТ В ЭТОМ СЛУЧАЕ УСТРАНЕНО.
ЕСЛИ С СОСЕДОМ ДОГОВОРИТЬСЯ НЕ УДАСТСЯ, ВЫ ПРАВЕ ПОДАТЬ ИСК В СУД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ УЧАСТКОВ. СУД В ЭТОМ СЛУЧАЕ ВПРАВЕ НАЗНАЧИТЬ СУДЕБНУЮ ЭКСПЕРТИЗУ - СТ. 79 ГПК РФ. ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ЭТОМ СЛУЧАЕ НА ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЯ СУДА.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2009 года N 4448-ИМ/Д23
Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков
В Минэкономразвития России поступают обращения по вопросу о действиях органа кадастрового учета в случаях выявления несоответствий в местоположении границ земельных участков (в том числе смежных земельных участков) в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости о таких земельных участках и сведениями, содержащимися в документах, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, в связи с чем Минэкономразвития России сообщает.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями (то есть со сведениями государственного кадастра недвижимости, которые не имеют временного характера) пересекает одну из границ другого земельного участка (далее - пересечение границ), за исключением случая, если последний из указанных земельных участков является преобразуемым.
При этом орган кадастрового учета при принятии решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером (лицом, считающимся кадастровым инженером в соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о кадастре) при выполнении кадастровых работ (территориального землеустройства) в отношении земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и т.п.).
В случае, если причиной пересечения границ является выявленная органом кадастрового учета техническая ошибка (например, сведения реестра объектов недвижимости и (или) кадастровой карты о местоположении границы земельного участка не соответствуют сведениям, содержащимся в документах кадастрового дела), такая ошибка устраняется в соответствии с пунктом 42 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20 февраля 2008 года N 35, в течение срока, предусмотренного Законом о кадастре для осуществления кадастрового учета, без принятия решения о приостановлении.
Если причиной пересечения границ является ошибка, допущенная кадастровым инженером (лицом, считающимся кадастровым инженером в соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о кадастре) при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен после вступления в силу Закона о кадастре, такая ошибка определяется как кадастровая ошибка в сведениях и подлежит исправлению в порядке, установленном статьей 28 Закона о кадастре.
Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка, допущенная лицом, выполнявшем работы по территориальному землеустройству, в отношении местоположения границы (координат характерных точек границы) ранее учтенного земельного участка (земельного участка, государственный кадастровый учет в отношении которого был осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 года, либо земельного участка (в том числе, лесного участка), государственный кадастровый учет которого не осуществлен, но право собственности на который зарегистрировано и не прекращено и которому присвоен органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условный номер в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") (далее - ошибка в местоположении границы ранее учтенного земельного участка) может быть исправлена органом кадастрового учета с использованием процедур в соответствии с частью 14 статьи 45 Закона о кадастре.
При этом до принятия ведомственных нормативных правовых актов, определяющих порядок уточнения органом кадастрового учета местоположения границ ранее учтенных земельных участков, а также требования к формам и масштабам картографической основы государственного кадастра недвижимости, по вопросу исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка необходимо отметить следующее.
В случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка (далее - дополнительные сведения).
В указанном случае, по мнению Минэкономразвития России, допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях".
В состав межевого плана в указанном случае также включаются:
заключение кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, а также включение дополнительных сведений о местоположении такой границы в раздел "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях";
акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. Акт согласования местоположения границы такого земельного участка может не оформляться в случае, если в результате исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка не изменились площадь указанного земельного участка и его конфигурация (сохранились прежние значения внутренних углов и горизонтальных проложений).
Исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка (далее - заявитель) либо представителем заявителя (части 1 и 3 статьи 20 Закона о кадастре).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В комментируемом случае постановка на учет земельного участка, учет изменений земельного участка (в том числе, ранее учтенного земельного участка, в сведениях о местоположении границы которого была выявлена ошибка) осуществляются в случае принятия органом кадастрового учета соответственно решения о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка (об учете изменений земельного участка) и решения об уточнении местоположения границы ранее учтенного земельного участка. Указанное решение может быть оформлено с использованием специального бланка, применяющегося для оформления решений о кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
В случаях, когда при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об изменившихся площади и конфигурации такого земельного участка орган кадастрового учета направляет кадастровый паспорт указанного земельного участка его правообладателю (в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), а также органу, осуществляющему государственную регистрацию прав.
Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выполняющих функции по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению государственного кадастрового учета, и отозвать с исполнения ранее изданные письма по указанному вопросу.
Заместитель министра
Минэкономразвития России
И.Е.Манылов
СпроситьЕсть две причины такого наложения: техническая ошибка или кадастровая ошибка (ст.28 Закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Технической называется ошибка, произошедшая в государственном органе кадастрового учета (описка, опечатка, арифметическая ошибка и т.п.). Такую ошибку достаточно просто исправить – необходимо направить заявление установленной формы в орган кадастрового учета. В настоящий момент он называется ФБУ «Земельная кадастровая палата».
Чаще всего наложение границ земельных участков происходит вследствие кадастровой ошибки. Так называется неправильно определение границ кадастровым инженером, который проводит межевание границ участка и составление межевого дела. Сами геодезисты называют причиной такой ошибки неправильную привязку границ, т.е. неправильно выбирается точка привязки, от которой ведется измерение. Бывает также проводится межевание по существующему между соседями забору, который был установлен в свое время неправильно. Такое происходит в случае, когда в правоустанавливающих документах на землю отсутствуют сведения о координатах границ.
Кадастровый учет земельного участка проходит две стадии (условно):
Межевание границ и составление межевого плана. Отправление межевого плана в орган кадастрового учета.
Внесение сведений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета. Сведения берутся из межевого плана. В результате выдается кадастровый паспорт со сведениями о границах участка.
Как правило, наложение границ земельных участков выявляется еще на первой стадии - межевания границ.
Есть два пути решения проблемы: административный и судебный.
Административный путь предполагает совместные действия соседей по устранению ошибки. В таких случаях кадастровые инженеры вносят коррективы в границы смежного земельного участка без изменения площади этого участка. После чего составляется акт согласования границ смежными землепользователями.
Но редко бывает, чтобы сосед согласился изменить свои границы. Каждый считает, что его границы правильные, а сосед ошибается. Поэтому чаще всего проблема решается в судебном порядке.
Для решения проблемы в судебном порядке подается исковое заявление об установлении границ земельного участка в районный (городской) суд.
Если имеется Свидетельство о праве на земельный участок, то исковое заявление содержит требования об установлении границ земельного участка, исправлении кадастровой ошибки путем внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости. При этом в требованиях должны быть указаны координаты сформированного земельного участка на основании заключения кадастрового инженера.
Если Свидетельства о праве нет, а есть только правоустанавливающие акты, то в исковое заявление, кроме того, включается требование о признании права на земельный участок, с указанием его местоположения (адрес, координаты точек) и площади. В таком случае исковое заявление будет называться «о признании права и установлении границ земельного участка». Но, заявляя такой иск, необходимо доказывать, в первую очередь, права на земельный участок. Это немного другой процесс.
Ответчиками указываются правообладатель земельного участка, с которым происходит наложение границ и орган кадастрового учета (ФБУ «Земельная кадастровая палата»).
В заявлении необходимо описать существующее положение и его причины (выявленное пересечение границ). Указать, что допущена кадастровая ошибка при кадастровом учете ранее сформированного смежного земельного участка. В кадастр включены ошибочные сведения на основе ошибок допущенных при составленного межевого плана.
Если ваш участок огорожен забором более 15 лет, то в заявлении можно указать, что при определении границ смежного участка не были учтены координаты границ земельного участка, существующего более 15 лет (п.9 ст.38 вышеуказанного Закона).
Указать, что кадастровая ошибка является препятствием в осуществлении прав и законных интересов правообладателя земельного участка, в т.ч. в оформлении кадастрового паспорта.
В судебном процессе, суд может назначить судебную экспертизу с вопросом о варианте устранения пересечения границ. Заключение эксперта (координаты границ) суд может положить в основу решения.
Копия решение суда передается кадастровому инженеру, который включает его в состав документов межевого плана. Если координаты границ участка в решении суда отличаются от координат в межевом плане, то кадастровый инженер составляет новый план границ на основе решения суда. Межевые планы отправляются кадастровым инженером в орган кадастрового учета для внесения сведений в государственный кадастр.
Возможна ситуация, когда наложение границ земельных участков выявлено на стадии проведения кадастрового учета. В таких случаях орган кадастрового учета принимает решение о приостановке кадастрового учета (ст.26 Закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Получив такое решение, предпринимаются уже описанные выше действия, т.е. административный или судебный порядок устранения накладки.
***
Материал взят из источника Подробнее ➤
СпроситьДобрый вечер.
Статья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участков
1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.
4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания "Российские автомобильные дороги".
4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. При этом границы земельного участка считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органа местного самоуправления муниципального образования о согласовании границ земельного участка с приложением согласованного проекта границ земельного участка либо при наличии в акте согласования границ земельного участка подписи уполномоченного должностного лица соответствующего органа.
(часть 4.2 введена Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ)
5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.
6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:
1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;
3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.
7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:
1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;
5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.
10. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.
11. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:
1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;
2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;
3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).
12. При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственном кадастре недвижимости).
СпроситьЗдравствуйте.
Галина Алексеевна для того, чтобы устранить вклинивание, ст.11.9 п.6 ЗК РФ рекомендую провести сравнение исходных данных и теодолитные хода кадастровыми инженерами предприятий , которыми проводились, а в отношении Вашего земельного участка проводятся, кадастровые работы.
Цель проведения сравнительной работы - выяснить причину вклинивания.
После выяснения причины кадастровыми инженерами , провести работу по устранению несоответствий в местоположении границ земельных участков в соответствии с ПИСЬМОМ Министерства экономического развития РФ от 27.03.2009 года № 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков"
Обращение в суд с заявлением в порядке ст.304 ГК РФ это отдельный вопрос, который вы можете задать после выяснения, кадастровыми инженерами, причин вклинивания
С уважением , Юрий Владимирович.
СпроситьПри составлении технического плана на дом выяснилось, что кадастровый план участка не соответствует расположению участка в натуре. На кадастровом плане участки смещены после межевания на 6-8 метров. Поэтому дом на плане попадает на соседний участок. Что делать?
Таких случаев сейчас по всей стране тысячи, если не десятки тысяч. Обычное дело - ошибки. Для устранения Вам нужен юрист и кадастровый инженер. Они выяснят, кто конкретно, в чем конкретно и когда именно допустил ошибку, как ее исправить, составят все необходимые для этого документы.
Обычно бывает два варианта: исправить без суда добровольно по согласию всех собственников смежных земельных участков или обращаться в суд (если хоть один собственник станет возражать). Первый вариант предпочтительнее, намного проще и дешевле.
СпроситьПомогите разобраться.
Есть план участка геодезии, чтобы подать документы на получение кадастрового номера участка и сделать его кадастровый план (земля досталась по наследству лет 30 назад, есть старое свидетельство на землю, но нет кадастрового номера и нового свидетельства). Участок очень кривой..
Но есть проблема: соседи уже имеют кадастровые планы (делали ранее, т.к. участки переоформлялись) !Но планы их участков сделаны по упрощенной схеме - по четырем точкам, что не соответствует действительности на местности. Т.е. площадь соответствует по соткам, а границы участков нет (разница в десятки метров: мы на их участок, они на наш..). Нам сделали правильную схему участка с учетом всех углов, но фирма, через которую мы делаем документы говорит, что кадастровый план участка нам не сделают, т.к. не сходится наложение границ с соседями. По границам участков у нас с соседями претензий нет друг к другу - забор стоит уже лет 80. Что делать? Суд с соседями? Они должны тоже делать новый кадастровый план (правильный) по границам, а если не захотят все переделывать (ведь это достаточно дорого)?
Аэрофотосъемку не делали. Куда нам идти и что предпинимать?
Большое спасибо за ответ.
Если соседи не хотятсамостоятельно переделывать, то Вам необходимо обратиться в суд или оплатить межевание за соседей
СпроситьПри покупке земельного участка необходимо заказать план межевания, а также сверить его границы с генеральным планом города, где будет уже точная информация о границах участка, назначение земель, пересечение с красными линиями и если этот участок есть в ген. плане, то он признан официально и в последствии не будет переживаний, что участок незаконен и его может отобрать государство. Скажите, всю эту информацию можно также увидеть в электронной кадастровой карте на сайте роскадастра? Там же тоже отмечены границы участков, означает ли это что эти границы также соответствуют границам ген плана города?
Мой вопрос в следующем: являются ли нанесенные границы и обозначения на электронной кадастровой карте точными и должны ли они соответствовать ген. плану? То есть информация на кадастровой карте должна соответствовать ген. плану?
Елена! Добрый день! Вы можете заказать выписку по участку в Росреестре, так же сделать данный запрос.
Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (последняя редакция) говорит о то, что вся информация в Росреестре должна быть актуальной.
Да, должна.
СпроситьПри оформлении моего участка окозалось что участок земли соседа наложился на мой, в связи с этим отказали в регистрации моего участка. Выяснилось что фирма которая делала межевой план соседу допустила ошибку в координатах, из за этого произошло наложение участка. Этой фирмы уже нет, спросить не ского. Сосед отказывается переделывать межевание. Что делать?
Добрый день! обращайтесь с исковыми требованиями к соседу с целью устранения кадастровой ошибки.
СпроситьВ нашем садоводстве индивидуальные кадастровые паспорта участков были составлены раньше чем кадастровый план всего садоводства. Границы нашего садового участка по кадастровому плану не совпадают с границами, обозначенными на кадастровом плане всего садоводства. Подпись под кадастровым планом садоводства мы не ставили. На нашем участке был инспектор государственного земельного контроля и нарушений не выявил. С его визита ещё не прошло 3-х лет. Сейчас наши соседи получают кадастровый паспорт на свой участок и делают это на основе кадастра садоводства. В связи с этим вопросы:
-- Существует ли закон, который не позволяет без согласия владельцев участка изменить его границы (с учетом того, что меньше 3-х лет назад была проверка, которая не выявила нарушений)?
-- Можно ли приостановить выдачу кадастрового паспорта соседям на их участок, с учетом того, что границы нашего участка по их кадастровому плану не соответствуют границам по нашему плану?
Доброй ночи. В первую очередь, нужно написать заявление в кадастровую палату по месту нахождения Вашего участка, приложив к нему копии всех документов. И обязательно получить входящий номер. Ну, а потом, по результатам их ответа. Удачи!
СпроситьВ СНТ сделано межевание и кадастровый паспорт на земли общего пользования, но границы СНТ по новым документам оказались меньше и не соответствуют старому ген плану и фактическим границам возможно ли изменить эти границы. Какое расстояние должно быть между границами разных СНТ.
Вопрос, как делали межевание, к чему привязывались и что с соседними участками. Вряд ли кадастровый инженер самовольно взял и уменьшил границы - скорее всего, площади на местности оказались объективно меньше, а старый генплан чертили на коленке без четких измерений. Но для точного ответа, конечно, нужно разбираться на месте, вот так по интернету ответить нереально.
Спросить