Живу в общежитии комната мне выделена как служебное жилье я там прописан должен ли я платить за кап ремонт.
Живу в общежитии комната мне выделена как служебное жилье я там прописан должен ли я платить за кап ремонт.
![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/15/30x30/c73453ba0bbb626d990ba349423753c7.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201702/26/30x30/290589.jpg)
Здравствуйте. Согласно ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
СпроситьЯ являюсь собственником жилья (квартиры). Так же у меня в собственности комната в общежитии, в которой прописан мой совершеннолетний сын. Данное общежитие идёт под снос как ветхое жильё. Вопрос: полагается ли мне как имеющей уже в собственности квартиру после сноса общежития другое жильё как собственнику и прописанному там сыну?
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/К.png)
Здравствуйте! Если Вы собственник комнаты, то Вам обязаны предоставить жилое помещение общей площадью не менее, чем было в аварийном жилье. Сыну не полагается жилье.
СпроситьЖиву в комнате в общежитие. Прописано там 3 человека. Комната не приватизирована. Площадь - 18 м. На что рассчитывать при расселение это общежития? И стоит приватизировать комнату?
![](https://u.9111s.ru/uploads/201610/03/30x30/251626.jpg)
Наталья, рассчитывать можно на предоставление равноценного по общей площади жилого помещения
СпроситьЯ прописана в Москве в общежитии. Живу с отцом в одной комнате. Комната очень маленькая. Всего по коридору 6 комнат. В другой брат с матерью. Они отдельно. И другие семьи. Хозяин общежития комнаты сдает, но слишком дорого.
Мне 19 лет, я работаю, не учусь. Жить в одной комнате с отцом не хочу, комната очень маленькая.
Могу ли я попросить комнату у хозяина общежития? И могут ли мне отказать?
![](https://u.9111s.ru/uploads/200112/29/30x30/40692.jpg)
Меня зовут Юрий я военнослужащий мне предлагают служебное жилье комнату в общежитии удобств в комноате нет только на этаже да и сама комната в убогом состоянии семья 3 челавекп как правильно отказаться от такого служебного жилья чтоб не лишили паднаема жилья.
![](https://u.9111s.ru/uploads/202103/18/30x30/59c5c5e334f0b9590b97696503fdaf28.jpg)
Указать на отсутствие возможности проживания, ввиду отсутствия ремонта какого-либо,.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Ф.png)
Здравствуйте, Вам необходимо комиссионно, с участием должностных лиц в/ч зафиксировать факт невозможности проживания в общежитии путем составления соответствующего акта, в дальнейшем, данный документ и фотоматериалы Вам пригодятся в суде.
Рекомендую ознакомиться с ниже приведенными судебными актами.
Решение № 2 А-57/2019 2 А-57/2019~М-30/2019 М-30/2019 от 12 апреля 2019 г. по делу № 2 А-46/2019~М-17/2019
224-й гарнизонный военный суд (г. Санкт-Петербург) (Город Санкт-Петербург) - Гражданские и административные
Дело №2 а-57/2019 КОПИЯ
Решение
принято в окончательной форме 12 апреля 2019 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 апреля 2019 года г. Санкт-Петербург
224 гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Чупрыны В.И.,
при секретаре судебного заседания Цымбалюке Д.В., с участием административного истца Храповицкого И.В. и представителя административных ответчиков Литовченко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2 а-57/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-Морская Академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (далее - ВУНЦ) лейтенанта Храповицкого Ильи Владимировича об оспаривании приказа начальника ВУНЦ, связанного с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Храповицкий И.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным приказ начальника ВУНЦ от ДД.ММ.ГГГГ №... с изменениями, внесенными приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №... , в части прекращения ему выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения с 1 ноября 2018 года и обязать тоже должностное лицо отменить названный приказ;
- обязать начальника ВУНЦ издать приказ о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 ноября по 31 декабря 2018 года и выплатить ее за указанный период.
В судебном заседании административный истец названные требования поддержал. В их обоснование он указал, что проходит военную службу по контракту в ВУНЦ. В январе 2017 года решением ЗРУЖО он был признан нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы с составом семьи 1 человек, однако жильем обеспечен не был, в связи с чем ВУНЦ выплачивал ему денежную компенсацию за поднаем жилого помещения. В декабре того же года в его учетные данные были внесены изменения, в состав семьи включена супруга. Сообщением ЗРУЖО от 4 июня 2018 года ему были выделены для заселения и проживания две комнаты в общежитии общей площадью 46,2 кв.м по адресу: , от вселения в которые он отказался, ссылаясь на недостатки в благоустройстве и необходимость значительного ремонта этого жилого помещения. На основании указанного выше сообщения о предоставлении служебного жилого помещения и отказа от него, ВУНЦ с 1 ноября 2018 года прекратило выплачивать ему денежную компенсацию за наем жилого помещения.
Административный ответчик начальник ВУНЦ, извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, ходатайств об отложении дела не представил.
Суд в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков начальника и ВУНЦ Литовченко М.В. требования административного истца не признал и просил суд в их удовлетворении отказать. Дал объяснения о том, что оспариваемое решение начальника ВУНЦ является законным, поскольку служебное жилое помещение, расположенное по адресу: , в установленном порядке не признавалось непригодным для проживания. В ноябре 2018 года в указанное жилое помещение вселился другой военнослужащий, в связи с чем Храповицкому И. В. была прекращена выплата за наем жилого помещения. Подтвердил, что сведений из ЗРУЖО о необоснованном отказе Храповицким И. В. от служебного жилого помещения в ВУНЦ не поступало.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца и представителя ВУНЦ, военный суд приходит к следующим выводам.
Судебная защита нарушенных прав действиями должностных лиц осуществляется в пределах трехмесячного срока, предусмотренного статьей 219 КАС РФ, пропуск которого без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказа начальника ВУНЦ от ДД.ММ.ГГГГ №... , связанного с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения, – 24 января 2019 года.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом срока, предусмотренного статьей 219 КАС РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Храповицкий И.В. проходит военную службу по контракту в ВУНЦ с ноября 2016 года в должности младший научный сотрудник и относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы подлежат обеспечению служебными жилыми помещениями (пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Согласно уведомлению ЗРУЖО от 31 января 2017 года №ЗРУЖО-04-07/78/240-17 Храповицкий И.В. с 24 января 2017 года включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в г. Санкт-Петербурге с составом семьи 1 человек.
На этом основании ВУНЦ выплачивал административному истцу денежную компенсацию за наем жилого помещения.
Решением ЗРУЖО от 11 января 2018 года №04-17/7 в учетное дело Храповицкого И. В. были внесены изменения, он приобрел право быть обеспеченным служебным жилым помещением с составом семьи 2 человека (он и его супруга).
Сообщением от 4 июня 2018 года №ЗРУЖО-78/81062-18 Храповицкому И. В. были выделены для заселения и проживания две комнаты в общежитии, общей площадью 46.2 кв.м., расположенные по адресу: .
Из корешка №2 названного выше сообщения видно, что от заселения в указанное жилое помещение административный истец отказался 28 июня 2018 года, ссылаясь на нарушения пункта 9.2 СП 2.1.2.2645-10 санитарно-эпидемиологических требований.
Как следует из объяснений административного истца, причиной отказа в заселении в распределенное ему жилое помещение явилось отсутствие на кухне электрической плиты, в самом жилом помещении требовался ремонт.
Вступившим в законную силу решением 224 гарнизонного военного суда от 19 февраля 2019 года действия Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ЗРУЖО) по распределению Храповицкому И. В. служебного жилого помещения по адресу: , были признаны законными. Согласно описательно-мотивировочной части решения судом было установлено, что в июне 2018 года на кухне указанного выше жилого помещения отсутствовала электрическая плита, так как штатные электроплиты общежития в период эксплуатации с 1992 года вышли из строя.
В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Приказом начальника ВУНЦ от ДД.ММ.ГГГГ №... с изменениями, внесенными приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №... , Храповицкому И.В. с ноября 2018 года прекращены выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения. Согласно приложению №11 к названному приказу основанием к прекращению административному истцу выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения послужило информационное сообщение ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ №... о прекращении названной компенсационной выплаты в связи с заключением договора найма на указанное выше жилое помещение с другим военнослужащим ВУНЦ.
Форма и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище установлены статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года №1455 (далее - приказ №1455) Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) определен уполномоченным органом Минобороны России по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280 (пункт 1). Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через ЗРУЖО (пункт 2).
В соответствии с пунктом 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280, (далее – Инструкция) при поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, структурное подразделение уполномоченного органа принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему, включенному в список на предоставление служебного жилого помещения, о чем структурным подразделением уполномоченного органа в трехдневный срок направляется военнослужащему сообщение о предлагаемом жилом помещении по рекомендуемому образцу.
При согласии с предоставленным служебным жилым помещением военнослужащий в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в структурное подразделение уполномоченного органа согласие с предоставлением жилого помещения, а при несогласии военнослужащего с предоставляемым жилым помещением он направляет отказ от предоставления служебного жилого помещения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделенных из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров. Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
В силу пунктов 1, 2, 4, 8 и 10 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года №303, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее – денежная компенсация) выплачивается военнослужащим и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы и включенным в целях жилищного обеспечения структурным подразделением уполномоченного органа либо специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) согласно принадлежности территорий в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, за счет и в пределах средств, предусматриваемых Минобороны России федеральным законом о федеральном бюджете на выплату денежной компенсации, в размерах, установленных договором найма (поднайма) жилья, но не выше размера, определенных в порядке, установленном пунктами 2 и 2 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».
Выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации) (далее – финансово-экономические органы), на основании приказа командира воинской части (начальника организации). В приказе указывается сумма ежемесячной денежной компенсации и период, на который устанавливается денежная компенсация.
Для осуществления выплаты денежной компенсации военнослужащим приказ командира воинской части (начальника организации) направляется в финансово-экономический орган с приложением документов, послуживших основанием для ее назначения. Одновременно копия приказа направляется командиром воинской части (начальником организации) в уполномоченный жилищный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения военнослужащих.
Уполномоченный жилищный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа направляет в финансово-экономический орган для информирования командиров воинских частей (начальников организаций) сведения о предоставлении военнослужащим, которым выплачивается денежная компенсация, жилых помещений либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе по государственным жилищным сертификатам. Сведения направляются в течение пяти рабочих дней после наступления указанных обстоятельств.
Выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине:
- предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте;
- предоставления военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно по месту прохождения военной службы;
- предоставления военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе по государственным жилищным сертификатам;
- утрата военнослужащими или членами семей погибших (умерших) военнослужащих оснований, дающих им право на предоставление специализированных жилых помещений по месту прохождения военной службы.
Выплата денежной компенсации прекращается в случаях выявления в представленных военнослужащими документах, послуживших основанием для издания командиром воинской части (начальником организации) приказа о выплате денежной компенсации, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для издания приказа о выплате денежной компенсации. Приказ о прекращении выплаты денежной компенсации должен быть издан командиром воинской части (начальником организации) не позднее пяти рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для издания приказа.
Изложенные положения законодательства, закрепляющие порядок обеспечения военнослужащих и членов их семей денежной компенсацией за наем (поднаем) жилых помещений, разграничивают ответственность по организации данного вопроса между структурными подразделениями жилищного уполномоченного органа, командованием воинской части и финансово-экономическими органами.
При этом к компетенции командования отнесено издание приказов о выплате денежной компенсации и прекращении ее выплаты, к компетенции финансово-экономических органов – фактическая выплата такой компенсации, а к компетенции структурных подразделений уполномоченного жилищного органа – решение вопроса о включении военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также информирование финансово-экономических органов и командиров воинских частей относительно наступления условий, при которых может быть решен вопрос о прекращении выплаты денежной компенсации.
Как установлено судом и подтверждается представленными сторонами доказательствами, уполномоченный жилищный орган – ЗРУЖО, информационного сообщения в ВУНЦ относительно наступления условий, при которых может быть решен вопрос о прекращении выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в отношении Храповицкого И.В. не направлял. В установленном порядке таких решений в отношении административного истца не принимал.
При этом, как следует из оспариваемого приказа начальника ВУНЦ, последний, прекращая с 1 ноября 2018 года выплату денежной компенсации за наем жилых помещений, счел причины отказа Храповицкого И. В. в заселении в предоставленное ЗРУЖО 4 июня 2017 года ему служебное жилое помещение в общежитии, необоснованным.
Между тем, такой вывод начальника ВУНЦ является ошибочным и противоречит материалам административного дела.
Согласно объяснению самого административного истца, единственной причиной отказа в заселении в распределенное ему служебное жилое помещение явилось отсутствие элементарного благоустройства этого жилья.
Данное объяснение административного истца не только не опровергнуто административными соответчиками, но и подтверждается материалами административного дела.
Так, согласно решению 224 гарнизонного военного суда от 19 февраля 2019 года в общежитии на кухне жилого помещения отсутствовала электрическая плита.
Со всей очевидностью это недостаток указывал на несоответствие предоставленного Храповицкому И.В. жилья требованиям к жилым помещениям, в частности, по техническим и санитарным нормам.
Между тем, часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно пункту 4 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений » (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №42, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилому фонду, при их предоставлении гражданам должны быть пригодными для постоянного проживания (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Каких-либо изъятий в отношении требований к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предоставляемых военнослужащим, приведенные Правила не содержат.
Пунктом 6 действующего «Примерного положения об общежитиях », утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года № 328, определено, что заселение общежитий производится после создания в них необходимых жилищно-бытовых условий для проживания. На администрацию общежития пунктом 15 данного Положения возложена обязанность обеспечить создание необходимых жилищно-бытовых условий для проживающих в общежитии.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №23 от 23 марта 2011 года утверждены СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений», независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Правила и нормативы СП 2.1.2.2844-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием строительством, реконструкцией и эксплуатацией общежитий.
Согласно пункту 4.4.3 СП 2.1.2.2844-11 на кухни должны быть оборудованы газовыми или электрическими плитами.
Из совокупности приведенных норм жилищного законодательства следует, что по договору найма специализированного жилого помещения наймодателем должно быть передано нанимателю для проживания жилое помещение, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В случаях, когда таким жилым помещением является квартира, проживающие в ней граждане должны иметь возможность для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Между тем, из материалов дела следует, что в предоставленное административному истцу жилое помещение в общежитии он не мог быть заселен по причине отсутствия элементарной благоустроенности, то есть по уважительным причинам. При этом Храповицкий И.В. на корешке №2 к уведомлению ЗРУЖО, обоснованно, следуя непосредственным указаниям ЗРУЖО, сообщил о существенных недостатках предоставленного ему жилого помещения, препятствующих вселению в него, о чем поставил в известность данный жилищный орган, направив туда указанные документы.
При этом, как указывалось выше, ЗРУЖО информационного сообщения в ВУНЦ относительно наступления условий, при которых может быть решен вопрос о прекращении выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в отношении Храповицкого И.В. не направлял, рекомендаций по прекращении названной выплаты не давал.
Поэтому предоставление административному истцу служебного жилого помещения с нарушением пункта 4.4.3 СП 2.1.2.2844-11, не может свидетельствовать об обеспечении военнослужащего надлежащим жильем специализированного жилого фонда, а отказ административного истца от заселения в такое жилье обусловлен объективными причинами, а не личными мотивами Храповицкого И.В.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у начальника ВУНЦ отсутствовали правовые основания для прекращения выплаты Храповицкому И.В. денежной компенсации за наем жилого помещения.
В связи с этим суд признает приказ начальника ВУНЦ от ДД.ММ.ГГГГ №... с изменениями, внесенными приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №... , в части прекращения ФИО 3 выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, поскольку он не соответствует приведенным выше нормативным правовым актам и нарушает право административного истца на получение названной компенсационной выплаты.
В целях устранения допущенных нарушений прав административного истца суд считает необходимым обязать начальника ВУНЦ отменить приказ того же должностного лица ДД.ММ.ГГГГ №... с изменениями, внесенными приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №... , в части прекращения Храповицкому И.В. выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения с 1 ноября 2018 года, и выплатить в установленном порядке Храповицкому И.В. положенную денежную компенсацию за наем жилого помещения с 1 ноября по 31 декабря 2018 года в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ суд взыскивает с ВУНЦ в пользу административного истца понесенные им в связи с рассмотрением данного дела судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Храповицкого Ильи Владимировича удовлетворить.
Признать приказ начальника Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-Морская Академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» от ДД.ММ.ГГГГ №... с изменениями, внесенными приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №... , в части прекращения ФИО 3 выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Обязать начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-Морская Академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» отменить приказ того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №... с изменениями, внесенными приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №... , в части прекращения ФИО 3 выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения с 1 ноября 2018 года, и выплатить в установленном порядке Храповицкому И.В. положенную денежную компенсацию за наем жилого помещения с 1 ноября по 31 декабря 2018 года в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
Взыскать с Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-Морская Академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» в пользу Храповицкого Ильи Владимировича судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через 224 гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу:
КОПИЯ ВЕРНА.
Решение № 2 А-89/2019 2 А-89/2019~М-90/2019 М-90/2019 от 7 июня 2019 г. по делу № 2 А-89/2019
Реутовский гарнизонный военный суд (Московская область) - Гражданские и административные
Административное дело № 2 а-89/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июня 2019 г. г. Реутов
Реутовский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего по делу – судьи Кошкорёва А.В., при секретаре Калайчеве С.А., с участием административного истца, представителя начальника № военного представительства Министерства обороны РФ майора Моисеева А.Н., представителя филиала № Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области» (далее филиал № «УФО МО РФ») Пигановой Л. В. в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего № военного представительства капитана Хоперского М.Б. об оспаривании действий Врио начальника № военного представительства, связанных с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения
установил:
Хоперский обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что он проходит военную службу в № военном представительстве (далее военное представительство), дислоцированном в г. Реутов Московской области. При этом с июня 2016 года он включен в списки на предоставление служебного жилого помещения и, в связи с необеспечением таким жильем, осуществляет наем жилья.
В январе 2019 г. начальником военного представительства был издан приказ о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения, которая производилась ему по март 2019 г. На основании приказа Врио начальника военного представительства от 22 марта 2019 г. № выплата указанной денежной компенсации с 1 марта 2019 г. была прекращена.
Полагая свои права нарушенными, Хоперский с учетом последующих уточнений своих требований просил суд:
-признать незаконным приказ Врио начальника военного представительства от 22 марта 2019 г №, в части прекращения выплаты ему компенсации за наем жилья с 1 марта 2019 г.;
-обязать начальника военного представительства отменить приказ Врио начальника военного представительства от 22 марта 2019 г №, в части прекращения выплаты ему компенсации за наем жилья с 1 марта 2019 г.;
-взыскать с военного представительства в его пользу судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
В суде Хоперский требования своего административного иска поддержал и пояснил, что выплата ему денежной компенсации за наем жилья прекращена на основании оспариваемого приказа Врио начальника военного представительства. При этом основанием для издания данного приказа явился его отказ от предложенной комнаты в общежитии по адресу: . Отметил, что он отказался от предложенной комнаты в общежитии, поскольку он должен быть обеспечен служебным жилым помещением в виде отдельной квартиры. Кроме этого, при осмотре вышеуказанной комнаты, было выявлено отсутствие в здании общежития кухни и сушилки. Данные недостатки, по его мнению, свидетельствуют о непригодности комнаты для проживания. В этой связи полагал, что оспариваемый приказ является незаконным.
Представители начальника военного представительства и начальника филиала № «УФО МО РФ» требования административного истца не признали и просили суд отказать в их удовлетворении. В обоснование чего пояснили, что из поступивших сведений из 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечение Министерства обороны РФ» (далее 1 отдел ЗРУЖО), стало известно о том, что Хоперскому в 2018 году предлагалась для заселения комната в общежитии. Однако он отказался от заселения в нее без уважительных причин. В связи с этим полагали, что наличие возможности обеспечения военнослужащего комнатой в общежитии, исключает необходимость выплаты такому военнослужащему компенсации за наем жилья.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 3 ст. 15 Закона военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих-граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих-граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В п. 2 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № (далее Положение), установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация.
Следовательно, денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему в случае невозможности обеспечения его и членов его семьи служебным жилым помещением, жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
Помимо этого, в силу п. 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах РФ выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 г. № (далее Инструкция), выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте.
В суде установлено, что Хоперский с 29 марта 2016 г. по настоящее время проходит военную службу по контракту в военном представительстве, расположенном в г. Реутов Московской области.
Согласно уведомлению 1 отдела ЗРУЖО от 15 июня 2016 г. №/К Хоперский с составом семьи один человек включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту его службы. При этом согласно объяснениям Хоперского состав его семьи в настоящее время не изменился.
Из договора найма жилого помещения от 25 ноября 2018 г. и объяснений Хоперского в суде следует, что он осуществляет наем жилого помещения по адресу: .
Приказом начальника военного представительства от 16 января 2019 г. № Хоперскому установлена к выплате компенсация за наем жилого помещения на период с 1 января по 25 ноября 2019 г. по вышеуказанному договору найма жилого помещения. Из объяснений представителя военного представительства указанный приказ ранее был согласован с филиалом № «УФО МО РФ» и на его основании административному истцу до 1 марта 2019 г. осуществлялась выплата компенсации. При этом данный приказ в настоящее не отменен.
Приказом Врио начальника представительства от 22 марта 2019 года № административному истцу с 1 марта 2019 г. прекращена выплата компенсации за наем жилья. Основанием для издания этого приказа явились сообщения 1 отдела ЗРУЖО от 23.01.2019 № и филиала № «УФО МО РФ» от 18.02.2019 №.
Из сообщения 1 отдела ЗРУЖО от 23.01.2019 № следует, что Хоперскому в 2018 году дважды предлагалась (25.08.2018 и 25.10.2018) для заселения общежитие по адресу: .
Из рапорта Хоперского от 19 марта 2019 г. и его объяснений в суде следует, что он не получал уведомления 1 отдела ЗРУЖО от 28.08.2018 и 25.10.2018 о предложении ему общежития по адресу: , общей площадью 17,02 кв. м. Однако он получил уведомление 1 отдела ЗРУЖО от 30.08.2018 № о предложении ему общежития по вышеуказанному адресу 24 сентября 2018 г. Одновременно в этом же рапорте указал, что он отказался от предложенного общежития, поскольку ему должно быть предоставлено служебное жилое помещение в виде отдельной квартиры. Отметил, что в предложенном общежитии отсутствовала кухня, санитарный узел не соответствовал нормам действующего законодательства, а также в комнате присутствовали следы проживания людей. Данные обстоятельства, по его мнению, свидетельствовали о непригодности предложенного жилого помещения для проживания.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктами 7, 47 и 49 вышеназванного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
По результатам работы комиссия принимает решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о признании жилого помещения непригодным для проживания, с составлением акта обследования помещения по установленной форме.
Однако, материалы дела не содержат и суду не представлено сведений о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: , установленном порядке было признано непригодным для проживания. При этом представленные суду фотоснимки, не позволяют идентифицировать помещение, в котором они были сделаны, а также не свидетельствуют о непригодности жилого помещения для проживания.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у воинских должностных лиц с августа 2018 года имелась возможность обеспечить административного истца комнатой в общежитии. Однако Хоперский отказался от предложенного ему жилого помещения по личным мотивам. В этой связи, с учетом п. 8 Положения, после предложения административному истцу для заселения жилого помещения им были утрачены основания для выплаты компенсации за наем жилья.
При этом, с учетом вышеуказанных норм действующего законодательства, мнение административного истца о том, что он должен быть обеспечен только служебным жилым помещением в виде отдельной квартиры, является несостоятельным.
Вместе с тем, суд учитывает иные установленные по делу обстоятельства.
Так, из сообщения 1 отдела ЗРУЖО от 6 июня 2019 г. №/ю, следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: , от которого отказался административный истец, 23 января 2019 г. предложено другому военнослужащему, с которым 28 февраля 2019 г. заключен договор найма специализированного жилого помещения.
Одновременно, как следует из материалов дела и объяснений административного истца, иных жилых помещений, кроме жилого помещения, расположенного по адресу: , до момента издания оспариваемого приказа Врио начальника военного представительства ему не предлагалось.
При таких обстоятельствах следует прийти к выводу о том, что после распределения служебного жилого помещения, от которого отказался Хоперский, другому военнослужащему и заселения в него, препятствий для выплаты административному истцу денежной компенсации не имелось.
Таким образом приказ Врио начальника военного представительства от 22 марта 2019 г. №, в части прекращения выплаты Хоперскому компенсации за наем жилья с 1 марта 2019 г., на момент его издания являлся незаконным и нарушающим права административного истца. В связи с чем с целью восстановления нарушенных прав Хоперского на начальника военного представительства следует возложить обязанность отменить приказ Врио начальника военного представительства от 22 марта 2019 г. №, в части касающейся Хоперского.
Согласно объяснениям сторон и материалам делам сообщение 1 отдела ЗРУЖО от 14 марта 2019 г. №/ТС о предложении административному истцу для заселения иного жилого помещения по адресу: , поступило в адрес военного представительства 10 апреля 2019 г., а 16 апреля 2019 г. административный истец отказался от этого жилья, после его осмотра.
Однако с учетом положений абз. 3 п. 2 Положения и п. 8 Инструкции, вышеуказанные обстоятельства не могут влиять на выводы суда о незаконности оспариваемого приказа.
Более того из сообщения 1 отдела ЗРУЖО от 6 июня 2019 г. №/ю, следует, что жилое помещение по адресу: , предложенное административному истцу с 30 мая 2019 г. распределено иному военнослужащему.
В соответствии с ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ.
Согласно квитанции Банка ВТБ (ПАО) дополнительного офиса «Реутовский» филиала № от 22 мая 2019 г., Хоперским оплачена государственная пошлина в размере 300 руб., в связи с его обращением в суд с административным исковым заявлением.
Таким образом, суд считает необходимым взыскать с военного представительства в пользу Хоперского судебные расходы, связанные с оплатой им государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 175-180, 227, 297, 298 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Хоперского М.Б. – удовлетворить.
Признать приказ Врио начальника № военного представительства Министерства обороны РФ от 22 марта 2019 г. №, в части касающейся прекращения выплаты Хоперскому М.Б. компенсации за наем жилья с 1 марта 2019 г. – незаконным.
Обязать начальника № военного представительства Министерства обороны РФ отменить приказ Врио начальника № военного представительства Министерства обороны РФ от 22 марта 2019 г. №, в части касающейся прекращения выплаты Хоперскому М.Б. компенсации за наем жилья с 1 марта 2019 г.
Взыскать с № военного представительства Министерства обороны РФ в пользу Хоперского М.Б. понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Административному ответчику необходимо сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Реутовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.В. Кошкорёв
СпроситьУ меня есть ордер на комнату в общежитии, которое принадлежит АО. Комната выдавалась как служебное жилье. Я там прописан. Имею ли право на приватизацию? Другого жилого помещения у меня нет.
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202308/21/30x30/8acfc28310ebdbdf64b92299ffaffdb8.jpg)
Здравствуйте. Служебным является жилье, предоставляемое не в собственность, и не по договору соцнайма, а на время работы (трудового договора) в организации, которой это жилье принадлежит. Если работник уволен/уволился, он и его семья обязаны освободить помещение (за исключением прямо перечисленных в законе случаев, связанных со смертью нанимателя, его профессиональным увечьем, болезнью, наличием детей-сирот и т. д).
Как известно, приватизация представляет собой передачу занимаемого жилья бесплатно в собственность граждан. Регулируют ее Закон № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», и Жилищный кодекс РФ.
Согласно им, любой гражданин однократно может воспользоваться правом на приватизацию. Однако, приватизация ведомственного/служебного жилья запрещена законом (ст.4 Закона о приватизации) и возможна только в ряде случаев.
В отличие от приватизации муниципального жилья, приватизация служебной квартиры проводится только в разрешительном порядке, то есть с согласия собственника. Подав заявление руководству организации, которой принадлежит жилое помещение, можно надеяться на положительное решение. Возможны случаи, когда: На предприятии/в организации действует система поощрения сотрудников, проработавших определенное количество времени; Работодатель заинтересован в привлечении ценных сотрудников таким образом; Предприятие стремится снять с себя бремя содержания жилого фонда, передавая его со своего баланса. Если согласие собственника получено, приватизация осуществляется в общем порядке (с небольшими отличиями).
При этом с заявлением к собственнику жилья обращается как правило, лицо, связанное с ним трудовыми отношениями, а приватизация осуществляется при условии согласия всех членов семьи.
Если собственник помещения отказывается передавать его, возможен только путь судебного разрешения вопроса.
СпроситьЯ с ребенком (4 года) прописана в комнате общежития. В общежитии я не живу, т.к. живу с родителями. Мне сказали, что лишат меня комнаты, т.к. я там не проживаю или выделят комнату меньше, чем моя. Могут ли так сделать? Общежитие сейчас передаётся городу, до этого оно принадлежало Балтийскому заводу, я до сих пор работаю на этом заводе.
![](https://u.9111s.ru/uploads/200007/13/30x30/40674.jpg)
Выселить женщину с ребёнком при том,что Вы работаете в организации, предоставившей Вам общежитие невозможно.Если у Вас был внутренний ордер на комнатув общежитии, то переселить Вас в другую без Вашего согласия нельзя.Большинство общежитий передаётся сейчас Департаменту по содержанию общежитий, а затем, если это возможно, будут выдаваться муниципальные ордера на комнатыв коммунальных квартирах, что даст право приватизации жилплощади.
СпроситьМой муж и сын прописаны в общежитии больше 15 лет. Комната 17 м. Общежите передано в муниципальную собственность. За комнату регулярно оплачиваем и коммунальные услуги тоже. Статус имеет общежития. Может ли мой муж и сын приватизировать комнату? Какаие документы нужны для подачи в суд? Можем ли рассчитывать на положительный результат, если подадим в суд? В администрации отвечают, что о приватизации не может быть и речи, так как в общежитии людей прописано гораздо больше, чем комнат в общежитии. Но в нашей комнате прописан только мой муж и сын. С уважением Елена.
![](https://u.9111s.ru/uploads/200707/27/30x30/40914.jpg)
Уважаемая Елена!
С Вашим мужем должен быть заключен договор социальногог найма, если здание общежития передано в жилищные муниципальный фонд.
Без договора социального найма комнату приватизировать не возможно.В суд надо обращаться, если Вашему мужу откажут в заключении договора социального найма.
Есть ли у мужа и сына внутренний ордер на право занятия комнаты в общежитии?
Удачи Вам!
СпроситьЯ живу и прописана в комнате в общежитии, которая оформлена на сына. Общежитие подлежит сносу. При сносе будет ли мне выделена какая-то жилплощадь?
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Л.png)
Я живу и прописана в комнате в общежитии, которая оформлена на сына. Общежитие подлежит сносу. При сносе будет ли мне выделена какая-то жилплощадь?
---вам не будет выделена (если не стоите в очереди на улучшение жилищных условий) а сыну будет выделена
СпроситьПрописаны с дочерью в служебном общежитии, которое является специализированным жильем и находиться в г.Магадане. Проживаю в двух комнатах общежития вместе с дочерью 16 лет с 2001 года. В настоящее время нахожусь в отпуске в ЦРС. Сегодня мне сообщили, что наше общежитие будут уплотнять и отбирать комнаты. Могут ли в мое отсутствие кто-либо войти в мои комнаты и перенести мои вещи в одну комнату? Приватезировать данное общежитие мне не дают, ссылаясь на то, что оно является специализированным жильем. Подскажите, что делать?
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Д.png)
ВЫСЕЛИТЬ МОГУТ ТОЛЬКО В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ.
Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений
1. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
3. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.
4. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.
5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
(часть 5 введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ)
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"
42. В соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (часть 3 статьи 103 ЖК РФ), отвечать санитарным и техническим требованиям (часть 2 статья 15 ЖК РФ) и, как следует из содержания части 2 статьи 103 ЖК РФ, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.
43. Судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
44. В связи с принятием настоящего Постановления признать утратившим силу пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в редакции Постановлений Пленума от 21 декабря 1993 г. N 11 и от 25 октября 1996 г. N 10, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. N 6.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.ДОРОШКОВ
СпроситьЖивем в общежитии в служебной комнате 26 м, мы многодетная семья, комната не в собственности. Что ждать при расселении, если признают общежитие непригодным для жилья. И если только подлежащим капитальному ремонту?
![](https://u.9111s.ru/uploads/200707/27/30x30/40914.jpg)
Здания общежитий относятся к специализированному жилищному фонду. При признании такого здания непригодным к проживанию или подлежащим капитальномсу ремонту, Вашу семью должны переселить в другое общежитие. А при капремонте зданий из общежитий обычно переселяют и в маневренный фонд.
В общежитиях нет никаких "служебных" комнат. Если статус здания - общежитие, то и все комнаты являются специализированными жилыми помещениями. В собственности граждан никакие помещения в зданиях общежитий находиться не могут. (ст. 92 ЖК РФ)
Спросить