Офицер вынужден бороться за право на жилье в г. Хабаровске после увольнения из армии
₽ VIP

• г. Советская Гавань

Общая выслуга лет в офицерских должностях - 28 лет. Увольняюсь по достижении предельного возраста. Стою на компьютерном учете для получения жилья по вновь избранному месту жительльства в городе Хабаровске. Семья - 3 человека. В СовГавани имею маниципальное жилье, площадью превышающей установленные законодательством нормы. Командование посчитало, что это (имеемое жилье) является основанием для исключения из списков части, без предьявления жилой площиди по избранному месту жительства (г.Хабаровск). Законно ли это? Если нет, то что делать?

Ответы на вопрос (1):

Сергей, к сожалению судебная практика сложилась не в пользу в/сл, но всё индивидуально, так что на ваша вопрос ответит только военный суд. Обращайтесь и судитесь обязательно не смотря на то что есть такое:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Королева Л.А.,

при секретаре - капитане юстиции Никитине В.А.,

с участием начальника отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Титова Н.П., представителя заинтересованного лица - Президента Российской Федерации старшего офицера юридической службы Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации майора юстиции Рузина А.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлениям Р. представителя заявителей С., М. и К. о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и недействующим в этой части,

установил:

Р. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанными заявлениями от имени представляемых С., М. и К., в которых в обоснование своих требований приводит следующие доводы.

С., М. и К., имея общую продолжительность военной службы более 10 лет, обжаловали в гарнизонный военный суд действия соответствующего воинского должностного лица, связанные с изданием приказов о досрочном увольнении их с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без обеспечения жильем по избранному ими постоянному месту жительства, отличному от их последнего места военной службы.

Решениями суда первой инстанции, оставленными без изменения судом кассационной инстанции, требования С., М. и К. оставлены без удовлетворения. При этом гарнизонный военный суд и флотский военный суд в своем решении и определении сослались на пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы).

Р. утверждает, что данный пункт в той части, в которой позволяет увольнять военнослужащих с военной службы без их согласия до обеспечения жильем в случае выражения ими желания быть обеспеченными жильем не по месту прохождения военной службы, противоречит статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, в связи с чем просит признать его в этой части недействующим.

По его мнению, статья 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ запрещает увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем и, в отличие от пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, не разделяет способы такого обеспечения, предусмотренные статьей 15 названного закона, а именно путем получения жилья по месту военной службы, с помощью жилищного сертификата либо в избранном постоянном месте жительства.

Кроме того, в заявлении указывается, что оспариваемый пункт Положения о порядке прохождения военной службы был принят до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122 изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ. Во время действия предыдущей редакции данного закона обязанность по обеспечению жильем военнослужащих по избранному постоянному месту жительства была возложена на органы местного самоуправления. В ныне действующей редакции Федерального закона "О статусе военнослужащих" такая обязанность возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Заявители С., М. и К., а также их представитель Р., своевременно извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли и просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель заинтересованного лица - Президента Российской Федерации майор юстиции Рузин А.В. требования заявителей и их представителя не признал и просил отказать в их удовлетворении. При этом он привел доводы, изложенные в его отзыве на заявления Р.

Выслушав объяснения представителя Президента Российской Федерации майора юстиции Рузина А.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение начальника отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Титова Н.П., полагавшего необходимым отказать представителю Р. в удовлетворении его требований, Верховный Суд Российской Федерации находит заявления Р. от имени представляемых С., М. и К. не подлежащими удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения военной службы.

На основании и во исполнение вышеуказанной нормы Федерального закона "Об обороне" Президентом Российской Федерации в рамках предоставленных ему этим законом полномочий издан Указ от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", которым утверждено Положение о порядке прохождения военной службы.

Этот Указ официально опубликован 28 и 29 сентября 1999 года в установленном действующим законодательством порядке в Российской газете N N 191, 192.

Таким образом, Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 издан должностным лицом - Президентом Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.

Вопреки доводам Р., оснований утверждать, что оспариваемый им пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречит статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и нарушает какие-либо права и свободы военнослужащих, в том числе и заявителей, не имеется.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Статьей 36 названного Закона определено, что порядок прохождения военной службы определяется этим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.

При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.

Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает.

Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.

В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Данная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по месту военной службы.

С учетом изложенного следует признать, что абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, т.е. в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть.

Положениями этой же нормы закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.

Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подпункта "и" пункта 7 раздела II Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 6 сентября 1998 года), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абзаце 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы.

Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.

О правильности приведенной выше позиции свидетельствуют и положения пункта 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, устанавливающие основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такими основаниями, свидетельствующими о предоставлении жилья, являются, в частности, улучшение жилищных условий по общим основаниям и получение служебного жилья.

Возникновение в связи с увольнением специального основания для повторного признания нуждающимися в улучшении жилищных условий - выбор места жительства после увольнения порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обеспечить гражданина жильем в этом месте, но не является, как указано выше, по смыслу абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", препятствием для увольнения, поскольку в нем содержится запрет на увольнение без предоставления жилья, а таким военнослужащим жилье предоставлено ранее, по месту прохождения военной службы.

С учетом изложенного следует признать, что оспариваемое заявителем последнее предложение пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, устанавливающее, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, не входит в противоречие с абзацем 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и не нарушает права и охраняемые законом интересы военнослужащих, в том числе и С., М. и К., которые обеспечены по месту прохождения военной службы служебными жилыми помещениями.

Что касается доводов Р. о том, что в соответствии с действующей в настоящее время редакцией Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, лежит только на федеральных органах исполнительной власти, а не как ранее на органах местного самоуправления, то они не могут служить основанием для удовлетворения его заявления. Указанные изменения имели цель приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Реализация социальной гарантии, установленной абзацем 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не зависит от смены органа, на который возложена обязанность обеспечения жильем.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку оспариваемый Р. пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, соответствует нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права и охраняемые законом интересы военнослужащих, а Указ, утвердивший Положение о порядке прохождения военной службы, принят в пределах компетенции Президента Российской Федерации и официально опубликован для всеобщего сведения, заявление Р. в части названных требований не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

отказать представителю Р. в удовлетворении его заявлений от имени представляемых С., М. и К. о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и недействующим в этой части.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий

Спросить
Пожаловаться

Увольняюсь по предельному возрасту имею служебное жильё на Камчатке, законно ли увольнение и исключение из списков части без предоставления жилья по избранному месту жительства?

Я военнослужащий увольняюсь по достижению предельного возраста выслуга 23 календарных года имею по месту прохождения службы муниципальное жильё 62 и 3 десятых метра семья 5 человек учетная норма в регионе 12 с половиной метра имею ли я право на получения жилья по выбранному месту жительства.

Имею выслугу 20 лет в календарном исчеслении. Состою в очереди на получение жилья по избранному месту жительства путем реализации жилищной субсидии (не по месту прохождения военной службы). В настоящее время проживаю в служебной квартире расположенной в закрытом военном городке по договору служебного найма. Планируюсь к увольнению по достижению предельного возраста. Заключать контракт на прохождение службы сверх предельного возраста я не хочу. Руководство говорит так как я обеспечен служебным жильем, то буду уволен и исключен из списков части с оставлением в очереди на жильё. Законно ли это, учитывая, что жильё находится в закрытом военном городке?

Я военнослужащий увольняюсь по достижению предельного возраста выслуга 23 календарных года имею жильё по договору социального наима общая площадь 63 квадратных метра проживает 5 человек имеют ли право отказать в жилье по перемене места жительства.

Мне 50 лет. 14 лет выслуги. Увольняют по причине достижения предельного возраста. Имею служебную квартиру. Рапорт писала на продление контракта, на нем стоит резолюция об увольнении. Сейчас настаивают, чтобы я переписала рапорт на увольнение, иначе не получу жилье. Правы ли они? Имеют ли право уволить меня по достижению предельного возраста без предоставления жилья по избранному месту жительства?

Я явлюсь военнослужащим, общая продолжительность выслуги лет составляет 24 календарных года. Жилищной комиссией признан нуждающимся в жилых помещениях в собственность, но только по достижению предельного возраста нахождения на военной службе (мне 42 года до предельного возраста осталось 3 года). Сейчас предлагают получить служебное жилье. У меня вопрос: если я получу служебное жилье как это может отразиться в дальнейшем на получение жилья в собственность по избранному месту жительства.

Есть информация, что если имеешь служебное жилье, то могут уволить без предоставления жилья в собственность по избранному месту жительства, и ждать нужно в общей очереди многие годы, так как обеспечен жильем по последнему месту службы.

Увольняюсь по достижении предельного возраста, выслуга лет 32 календарных лет. Признан нуждающимся в получении постоянного жилья (жилищная субсидия), сейчас проживаю по месту службы по договору соцнайма. Количество квадратных метров на члннов семей хвотает. Вопрос "могут ли уволить военнослужащего без предоставления постоянного места жительства поизбранному месту жительства?"

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Я военнослужащий, выслуга лет в календарном исчислении 27 лет, в льготном более 41 года. Увольняюсь по достижении предельного возраста. Признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства. Могу ли я продолжить службу до получения жилья или выделения денежной субсидии.

Имеет ли право командование части исключить меня из списков в/части до получения денежной субсидии на приобретение жилья

Прохожу службу по контракту (офицер) на территории ЗАТО г. Вилючинск. Обеспечен на период прохождения службы служебным жильем площадью 88 кв.м. на 4-х человек. Календарная выслуга 32 года. В январе 2015 года приказом МО РФ уволен по достижению предельного возраста пребывания на воленной службе. Сосотою на учете в департаменте МО РФ как нуждающийся в жилье по избранному месту жительства в форме обеспечения - денежной субсидией на приобретение жилья. Сейчас командование планирует исключить меня из списков части с оставлением в очереди на получение субсидии и обязуют в течение 4-х месяцев освободить занимаемую мною и моей семьей служебную квартиру, оформленную по договору наймаслужебного жилья на период прохождения службы в ВС РФ.

Вопросы: 1. Имеет ли право командование исключить меня из списков в/части в служебную жилплощадь на территории ЗАТО, какими правовыми актами это установлено?

2. Имеет ли право командование части исключить меня из списков в/части до получения денежной субсидии на приобретение жилья?

3. Имеет ли право командование и руководство отдела жилищного обеспечения МО РФ после исключения меня из списков в/части требовать освобождения занимаемого служебного жилья без предоставления другого жилья или получения жилищной субсидии?

Заранее благодарен.

Я являюсь военнослужащим ВС РФ собираюсь увольняться из ВС по достижению предельного возраста. Состою в очереди на получение жилья по избранному месту жительства. Семья состоит из 4-х человек. Общая выслуга лет на Сентябрь 2014 года составит 27 лет в календарном исчисление. Воинское звание старший мичман. Имею ли я право на дополнительные квадратные метры?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение