Не проводилась аттестация рабочих мест более 12 лет - работник просит сократить рабочий день. Как должен ответить работодатель?
На рабочих местах более 12 лет не проводилась аттестация рабочих мест. Считаю, что работаю во вредных условиях. Уведомил руководство о сокращении рабочего дня. как должен отреагировать работодатель? Надо ли ждать ответа? Спасибо.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201306/30/30x30/44000.jpg)
Уведомил руководство о сокращении рабочего дняУ Вас нет полномочий уведомлять работодателя в таком случае. Если считаете, что работаете во вредных условиях, то обращайтесь в суд и проводите судебную экспертизу для оценки условий труда (ст. 79 ГПК РФ)Спросить
Добрый день. Мой муж много лет работает машинистом автомобильного крана. Сейчас его перевели на другое место работы посредством увольнения. После заключения нового трудового договора я заметила, что там появился такой пункт:"условия труда не являются тяжелыми, вредными или опасными." Я так понимаю, что эта пометка сделана для того, чтоб не доплачивать работникам компенсации за данные условия труда, которые являются тяжелыми и опасными. Подскажите, как быть в такой ситуации? Как можно добиться оценки условий труда и возможно ли вообще требовать пересмотра условий трудового договора? Спасибо.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201712/11/30x30/370514.jpg)
Уважаемая Наталья!
Поскольку обязанность по проведению спецоценки возникает в отношении разных категорий рабочих мест в разное время (ч. 6 ст. 10, ст. 17, ч. 4, 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), до 01.01.2019 работодателя к административной ответственности за непроведение спецоценки могут привлечь в случаях:
1) условия труда на рабочих местах которых относятся к потенциально опасным и (или) вредным (т.е. указаны в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), в следующих случаях:
- аттестация на этих рабочих местах никогда не проводилась;
- эти рабочие места были аттестованы, но срок действия аттестации истек, а спецоценка в соответствии с требованиями Закона N 426-ФЗ на этих рабочих местах не проводилась;
2) на рабочих местах которых необходимо провести внеплановую спецоценку в связи с возникновением следующих обстоятельств (ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ):
- введены в эксплуатацию новые рабочие места;
- получено предписание ГИТ о проведении спецоценки;
- изменился технологический процесс, заменено производственное оборудование, изменен состав применяемых материалов и (или) сырья, изменены средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов и др. Подавайте жалобу в Государственную инспекцию труда, Прокуратуру. Если есть вопросы, уточняйте!
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202306/30/30x30/890b60aff690a3d4e3ea3e7cf66f5d47.jpg)
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О специальной оценке условий труда"""Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда
""1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
""2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
""3. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
""4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
5. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.10.2017)""ТК РФ Статья 57. Содержание трудового договора
""В трудовом договоре указываются:
гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
В данном случае необходимо смотреть документы какая должность, инструкции по ОТ и ТБ,
результатами аттестации рабочих мест.
В трудовой договор нельзя включать условия, которые ограничивают права или снижают уровень гарантий работнику по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если их все же включили, они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
СпроситьСкажите, пожалуйста, что конкретно должно значится в инструкции по ТБ, чтоб стало понятно, что данный вид работ неправомерно отнесли к не опасным и не тяжелым? Спасибо.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202306/30/30x30/890b60aff690a3d4e3ea3e7cf66f5d47.jpg)
Здравствуйте уважаемый посетитель сайта!
Рассматривая вашу ситуацию необходимо знать должность и смотреть документы, для точной консультации вы можете обратиться в личные сообщения к любому юристу сайта.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201612/26/30x30/270349.jpg)
Здравствуйте! Для каждой профессии свои критерии инструкции по ТБ. Смотрите примерную инструкцию по охране труда к конкретной должности, которая интересует.
Запросите у работодателя результаты СОУТ, чтобы понять верно ли отражены в трудовом договоре условия труда.
СпроситьРаботадатель не провел аттестацию рабочих мест. Как доказать вредные условия труда?
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202405/08/30x30/89a083426f4bcb71ee0612889841ff8d.jpg)
Сначала года сужусь с ПФР по поводу отказа в назначении досрочной трудовой пенсии. Проиграла суд и апелляцию. Несправедливо!
Проработала машинистом крана на одном заводе по изготовлению железобетонных изделий (с 2003 г. по настоящее время). В 2017 г. Завод распался на множество ИП. Не проведена аттестация рабочих мест, отсутствует код. ПФР не признает этот период в спец. Стаж.
Суд: нет доказательств льготного характера работы. Как доказать правду? Есть трудовые договора, подтверждающие полный рабочий день, должность, показания свидетелей. Все тщетно. Что делать?
Телефон:89097647592-Трущелева Надежда Петровна (08.01.1966 г. р.)
Спросить
Споры о прохождении аттестации на предприятии - как оспорить ее и восстановить права работников?
На предприятии прошла аттестация рабочих мест. После ознакомления рабочих с аттестацией у многих возникли вопросы. После аттестации у многих Работников убрали дополнительный отпуск. Есть мнение что аттестация прошла с нарушениями. Как и где можно оспорить аттестацию? Какие документы и в какие государственные органы надо обратиться?
![](https://u.9111s.ru/uploads/201610/04/30x30/252561.jpg)
Согласно ч.12 ст.209, ст.212 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В силу п.п.1, 2, 4, 6, 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.04.2011 года № 342н, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Обращайтесь в суд с исковым заявлением об оспаривании итогов аттестации рабочих мест.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201912/19/30x30/f248cab4e4681192bed47250fee86a26.jpg)
Необходимо обращаться в суд. С 1 сентября 2011 года действует Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201709/25/30x30/345582.jpg)
ст.361 ТК РФ. Обжалование решений государственных инспекторов труда.
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов
1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
2. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
3. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
5. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
6. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
7. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
8. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.
Статья 252. Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов
1. Лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания.
2. Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 128-ФЗ)
3. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201609/30/30x30/251314.jpg)
Уважаемая Марина, г. Жигулевск !
Для начала вам необходимо определиться, что вы хотите обжаловать:
- ДЕЙСТВИЯ по проведению аттестации ???
- либо само письменное ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Акт) по аттестации рабочих мест ???
Т.К.:
Согласно ст.209 Трудового кодекса РФ
АТТЕСТАЦИЯ рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Желаю вам удачи Владимир Николаевич
г.Уфа 21.03.2013г
14:42 моск.
СпроситьРаботодатель убрал вредность с 01.01.2019 г. Подписи с ознакомлением еще не собирали. В середине ноября только было собрание, что проводили СОУТ и изменились условия труда. Сказали что мы должны подписать "задним" числом. Правомерны ли эти действия? Как быть?
![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/19/30x30/bccd9bbd56df943ce6b04a91de08c837.jpg)
Ознакомление сам по себе ни на что не влияет.
Задним числом ничего не подписывайте.
Можете в суд обжаловать действия работодателя (ст. 392 Т КРФ)
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202311/10/30x30/b09de2882525583da88b8e3920e8c06c.jpg)
Уважаемый Рафик!
Писать задним числом - такие действия работодателя не правомерны. Должно быть ваше согласие по ситуации, ст. 72 ТК РФ, можете обратиться в трудовую инспекцию или в суд.
Цитата:
"ТК РФ Статья 72. Изменение определенных сторонами условий трудового договора
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 72 ТК РФ
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме."
См.Подробнее ➤
ВСего вам доброго в решении вопроса!
СпроситьЗдравствуйте.
Не рекомендую соглашаться что-либо подписывать "задним" числом.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О специальной оценке условий труда", статья 15:
5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Поэтому лучше расписаться реальной текущей датой и обратиться в трудовую инспекцию и / или прокуратуру.
По общему правилу, работникам, осуществляющим трудовую функцию на рабочих местах, на которых в результате специальной оценки условий труда установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.2 - 3.4) и (или) опасные (класс 4) условия труда, полагаются следующие гарантии и компенсации (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ):
- увеличение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда;
- дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней;
- сокращённая рабочая неделя не более 36 часов.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201811/12/30x30/548899.jpg)
И работник, коллектив работников имеет право обжаловать решение спецоценки условий труда в судебном порядке (ст.26 Закона "О специальной оценке условий труда").
В соответствии со ст.5 ФЗ РФ от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"
Работник вправе:
- обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Обжалуется результат спецоценки труда в соответствии со ст.26 Закона:
Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте:
- рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.
Подавайте заявление в ГИТ о несогласие с результатами решения спецоценки условий труда.
Заявление в инстанции можете подавать через Инет на сайт этих организаций (кроме суда), ответ в этом случае в течение 30 дней.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202010/07/30x30/e886ba7a806ebd474dbb5eb062501899.jpg)
Задним числом ни в коем случае ничего не надо подписывать. Это незаконно. Работники имеют право обжаловать результаты СОУТ в суд. В статье 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации" установлены права работников в связи со специальной оценкой труда:
1. Работник вправе:
1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также - эксперт), с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
2. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
СпроситьНе важно когда Вас ознакомят с приказом, важно когда будет издан приказ о применении данного СОУТ, ознакомить могут и путем вывешивания приказа на доске обьявлений, а затем собрать подписи, но вот то что Вы имееете право в судебном порядке оспорить заключение данного СОУТ, это уже другой вопрос.
Соответствующий приказ вступит в силу 8 декабря (приказ Минтруда России от 5 декабря 2016 г. № 709 н). Он определяет, в каком порядке Роструд будет рассматривать разногласия по вопросам спецоценки, несогласие работника с ее результатами, а также жалобы работодателей на действия (бездействие) организаций, проводящих спецоценку. Последние также смогут защитить свои права с помощью этой госуслуги. Обратиться в Роструд по поводу спецоценки вправе кроме того профсоюзы и объединения работодателей.
Государственная услуга оказывается без взимания платы. Направить жалобу или заявление можно как на бумаге (в том числе почтой, через МФЦ или при личном приеме в ведомстве), так и в электронном виде с помощью Единого портала госуслуг (https://www.gosuslugi.ru) либо сайта Роструда.
По итогам рассмотрения обращений Роструд может:
назначить государственную экспертизу качества проведенной спецоценки;
вынести представление организации, которая провела спецоценку;
информировать заявителя о том, что госуслуга не может быть предоставлена, с указанием причин.
Заявление или жалоба, в том числе поданные в электронном виде, будут зарегистрированы в течение одного рабочего дня после их поступления. На рассмотрение заявления отведено по общему правилу не более 30 дней, но этот срок могут продлить не более чем на 20 дней. Такое произойдет, если Роструд будет проводить оценку обоснованности изложенных в обращении фактов – это случится в ситуации, когда отсутствуют основания для оказания госуслуги. Сотрудники службы в таком случае вправе провести документарную либо внеплановую проверку деятельности работодателя или компании, занимающейся проведением спецоценки.
По итогам работы Роструд обязан будет направить заявителю извещение о результатах предоставленной госуслуги. При этом если ведомство выявило какие-то нарушения в ходе проведения спецоценки, они должны быть подробно описаны с указанием нарушенных норм правовых актов.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202311/16/30x30/6ddb0353937d5232cad95a56fa4ce1fa.jpg)
Формально убрать вредность имели право, если действительно изменились условия труда. НО подписывать "задним" числом никто ничего не обязан и такое требование является незаконным.
Так что как бы две проблемы в одной.
Ну а если не согласны с решением работодателя об изменении условий труда, то можно оспорить в судебном порядке (ст.392 ТК РФ).
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Ш.png)
Уважаемый Рафик, если вы не согласны с результатами спец. Оценки обжалуйте их, в порядке ст.218 КАС РФ, либо путем обращение в государственную трудовую инспекцию. Мой опыт, говорит о том что оценка условий труда, носит далеко не объективный характер.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201909/07/30x30/f8b648e802384030c56b65707030f52e.jpg)
Добрый день! Работодатель согласно статьи 4 части 2 пункта 4 ФЗ "О СОУТ" от 28.12.13 номер 426-ФЗ обязан ознакомить в письменной форме работников с результатами проведенной спецоценки в срок не позднее 30 календарных дней с даты утверждения отчёта (ст. 15 часть 5 ФЗ). Возможно работодатель ещё не утвердил отчёт и сроки ознакомления работников не нарушены, так что задним числом Вас подписывать карты никто "просить" не будет. Если не согласны с результатами СОУТ можете обжаловать заключения результата СОУТ экспертной организации (НЕ РАБОТОДАТЕЛЯ) в судебном порядке. Добивайтесь проведения внеочередной СОУТ.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201910/11/30x30/3b11e7938d829ab2ce48a47eb01b7001.jpg)
Задним числом подписывать нельзя.
Стороны трудовых отношений могут вносить изменения в трудовой договор в течение всего срока его действия. Глава 12 ТК РФ содержит правовые основания для внесения таких изменений.
По общему правилу изменения в условия трудового договора вносятся путем заключения дополнительного соглашения между работником и работодателем, являющегося в дальнейшем неотъемлемой частью трудового договора (ст. 72 ТК РФ).
Практика показывает, что чаще всего по инициативе работодателя изменяется одно или несколько обязательных условий трудового договора, предусмотренных ст. 57 ТК РФ, а также иных дополнительных условий, включенных в договор согласно требованиям Трудового кодекса РФ, а именно:
1) условие, определяющее место работы работника (в том числе с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения);
2) условие, определяющее порученную работнику трудовую функцию (работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации) либо конкретный вид поручаемой работнику работы;
Работодатель, усматривающий необходимость в изменении условий трудового договора с работником (изменение подчиненности, структурного подразделения, должности, режима работы, перевода на другую постоянную работу к другому работодателю, переезд в другую местность вместе с работодателем и пр.), направляет работнику мотивированное предложение изменить ранее оговоренные в трудовом договоре условия. Целесообразно делать такое предложение работнику письменно с указанием срока, в течение которого работник должен принять решение по этому вопросу. Оказание давления на работника со стороны работодателя недопустимо. При отказе работника условия трудового договора остаются прежними. Исключение составляет изменение условий трудового договора в одностороннем порядке по инициативе работодателя вследствие изменения организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ).
При возникновении необходимости изменения трудового договора с работником вследствие организационных или технологических изменений условий труда работодателю следует действовать в соответствии со ст. 74 ТК РФ. Требования, указанные в ней, обязательны для исполнения работодателем. Так, о вступлении в действие соответствующих изменений работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца до предполагаемой даты их введения, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами. В частности, работодатель - физическое лицо обязан направить работнику соответствующее предупреждение не менее чем за две недели - 14 дней (ст. 306 ТК РФ), а работодатель - религиозная организация не менее чем за семь календарных дней (ст. 344 ТК РФ).
На практике достаточно часто возникает вопрос исчисления двухмесячного срока предупреждения об изменении условий трудового договора. Для ответа на него необходимо обратиться к ст. 14 ТК РФ. Согласно указанной статье течение сроков, с которыми Трудовой кодекс РФ связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. Например, если работодатель предупредил работника об изменении трудового договора 10 мая, соответственно, исчисление двухмесячного срока началось со следующего дня, т.е. с 11 мая, следовательно, уволить работника можно будет не ранее 10 июля.
Если работник по каким-либо причинам не согласен продолжать работу в новых условиях, работодатель обязан незамедлительно предложить ему (в письменной форме и под подпись) иную имеющуюся в данной местности работу (вакантную должность), соответствующую состоянию здоровья работника, которую он может выполнять с учетом квалификации, а при ее отсутствии - любую нижестоящую или нижеоплачиваемую должность. Такие предложения могут быть направлены в форме списка вакантных должностей, в котором должны быть указаны условия труда по ним (оплата, режим рабочего времени и др.). Данный вывод следует из системного толкования абз. 7 ч. 1 ст. 21, ст. ст. 57, 74 ТК РФ.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/С.png)
Здравствуйте, уважаемый Рафик! Возможно отвечу не так быстро, но возможно мой ответ будет Вам полезен. Давайте по порядку. Неправомерны! Конечно же не подписывать ничего задним числом. Изменение условий труда и трудового договора не может осуществляться в одностороннем порядке. Это допускается по соглашению сторон. Согласно статье 72 Трудового кодекса РФ
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Так что у Вас есть все основания для того, чтобы подать жалобу в Государственную инспекцию труда. Также Вы вправе разрешить спор в порядке, предусмотренном статьями 391-392 Трудового кодекса РФ, подав исковое заявление в районный суд для разрешения возникшего спора судом. Удачи Вам в разрешении Вашего вопроса!
СпроситьВ конце октября 2020 г. нас добровольно-принудительно попросили подписать дополнительное соглашение к трудовым договорам, об отмене с 01.01.2021 г. ранее предоставляемого нам ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 7 календарных дней (сверх 28 календарных дней) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
В случае нашего отказа, в связи с тяжелым положением предприятия и отсутствии свободных вакантных мест договор с нами будет прекращен 31.12.2020 г. Об этом говорится в уведомление об изменении гарантий и компенсаций от 26.10.2020 г.
До проведения специальной оценки условий труда в 2019 году мы имели класс вредности 3.2 и имели все гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, соответствующие данному классу вредности. После проведения специальной оценки условий труда класс вредности мастерам участка понизили до 3.1, что в свою очередь лишает нас дополнительного оплачиваемого отпуска.
Снижение подкласса вредности возможно если сотрудники, которые трудятся на рабочих местах с признанно вредными условиями, используют средства индивидуальной защиты (СИЗ), сертифицированные в установленном техническим регламентом порядке. Однако, СИЗ которые используем мы не претерпели изменений с периода до 2019 года, а значит условия труда не изменились. Помимо этого использование средств индивидуальной защиты не в состоянии полностью нивелировать урон, который наносят здоровью и работоспособности людей вредные и опасные производственные факторы, а значит, и само снижение класса условий труда при использовании СИЗ становится попросту бессмысленным.
Также стоить помнить о том, что должностная инструкция мастера участка предполагает участие мастера в проведении технологического процесса, контролируя ход процесса, взвешивание и загрузку компонентов, чистоту и работоспособность оборудования, участие в проведении газоопасных работ, прием и отгрузка сырья и готовой продукции. Таким образом мастер участка находится в контакте с вредными веществами практически наравне с аппаратчиками. Также мастер несет ответственность за работу всей смены и находится в мастерской большую часть своего рабочего времени.
Для примера хотелось бы разобрать основное сырье, используемое в нашем производстве на зд. 3011:
1) Терефталоилхлорид – II класс вредности (вещество высокоопасное);
2) Изофталоилхлорид – II класс вредности (вещество высокоопасное);
3) Тетрагидрофуран – 1 класс опасности;
Помимо прочего на зд. 3015 используется масса других вредных и опасных веществ, такие как сильные кислоты (серная, азотная кислоты), сложные эфиры (петролейный эфир, этилацетат), толуол, а также взрывчатые вещества.
Имеет ли право работодатель снизить доплату за вредность и дни отпуска, если специальная оценка труда не проводилась? На сегодняшний день еще действительна аттестация от 2013-го года.
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Г.png)
Нет, Иван Юрьевич, такого права работодатель не имеет.
В конце 2013 г. были приняты два закона, существенно изменившие действующее трудовое законодательство:
1) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон о спецоценке) и
2) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 421-ФЗ). Этим законом внесены изменения в Трудовой кодекс РФ (ТК РФ).
Согласно этим законам с 1 января 2014 года вступили в силу изменения, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда, то есть на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда:
Законом № 421-ФЗ внесены изменения в ст. 219 ТК РФ, согласно которой теперь гарантии «вредникам» прописываются в ТК РФ, а не устанавливаются Правительством, как было раньше.
В ст. 117 ТК РФ в редакции Закона № 421-ФЗ закреплено следующее:
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (абз.1 ст. 117 ТК РФ).
Таким образом, законодатель «привязал» возникновение права работников с вредными и опасными условиями труда на дополнительный отпуск к результатам специальной оценки условий труда.
Теперь право на дополнительный отпуск имеют только работники, условия труда которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным 2, 3 и 4 степени либо к опасным.
При этом надо иметь в виду:
С результатами спецоценки условий труда на рабочем месте работодатель обязан ознакомить сотрудника под роспись в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 ст. 15 Закона о спецоценке).
Свою подпись работник ставит в карте спецоценки условий труда на его рабочем месте в реквизите «С результатами специальной оценки условий труда ознакомлен (ы):» строки 050.
Однако согласно с ч. 4 ст. 27 Закона о спецоценке в случае, если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.
Таким образом, срок проведения спецоценки исчисляется со дня проведения аттестации и спецоценка может не проводиться в течение 5 лет с даты проведения аттестации. Но по истечении этого срока, если оценка условий труда на рабочих местах не будет проведена, работодатель не вправе будет назначать никакие доп. компенсации, в т.ч. доп. отпуска.
Статьей 117 ТК РФ установлен минимальный размер дополнительного отпуска для работников с вредными и опасными условиями труда в размере 7 календарных дней.
При этом обращаю внимание, что согласно ст. 117 ТК РФ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается с учетом результатов специальной оценки условий труда трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора.
Важно знать, что согласно п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ не должен снижаться уровень гарантий тех работников, которые на момент принятия вышеуказанных изменений законодательства уже трудились в организации.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202002/12/30x30/3a97d59cd71535cd49e46cce538b5440.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/С.png)
Здравствуйте, уважаемая Ольга! Незаконно. В одностороннем порядке менять условия трудового договора не имеет права. Это допускается по соглашению сторон. Согласно статье 72 Трудового кодекса РФ
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Можно подать жалобу в Государственную инспекцию труда. Вы также вправе разрешить спор в порядке, предусмотренном статьями 391-392 Трудового кодекса РФ, подав исковое заявление в районный суд для разрешения возникшего спора судом.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/19/30x30/bccd9bbd56df943ce6b04a91de08c837.jpg)
Здравствуйте Ольга!
Незаконно.
Потому что он должен провести оценку условий труда.
И исходя из этого уже определить вредность. И производить доплаты (ст. 8, 135 ТК РФ)
То что он уклоняется от оценки еще не означает, что он поступает правильно.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/14/30x30/2114280023a50a764c70b810f376ddb1.jpg)
Ольга, это незаконно. Следует оспорить данные действия работодателя в трудовой инспекции. Ст. 256 ТК РФ - полномочий у инспекторов предостаточно. Выйдут с проверкой, проверят у него все. В жалобе, конечно, укажите, в чем Вы видите нарушение своих прав.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202312/18/30x30/f7444cc03e6d2527b8efff138ff066af.jpg)
Незаконно. Потому что работодатель не проводил специальную оценку условий труда. А просто так отменил. А у Вас возможно есть вредность и должны быть и доплата, и дополнительный отпуск. Тут только писать жалобу на трудовую инспекцию. Пусть проводят проверку и привлекают работодателя к административной ответственности Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О специальной оценке условий труда"
Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201305/23/30x30/43891.jpg)
Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (ст. 147 ТК РФ).
Конкретные перечни рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, а также размеры доплат определяются по результатам специальной оценки условий труда.
Условия труда на рабочем месте нужно взять из карты оценки условий труда. Ее оформляет эксперт, проводивший спецоценку. Информация о классе (подклассе) указана в строке 030 "Оценка условий труда по вредным (опасным) факторам" в графе "Итоговый класс (подкласс) условий труда" карты спецоценки.
Таким образом, если новый работодатель не проводил СОУТ - специальную оценку условий труда, то он не имел права отменить доплату за вредность и дополнительный отпуск с связи с вредными условиями труда ст 117 тК РФ
В данной ситуации следует жаловаться в инспекцию труда.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202302/11/30x30/a43a64afd61b54d9cafa4a40d21a909f.jpg)
Здравствуйте Ольга!
Классификация сложности условий работы приведена в статье 14 закона № 426-ФЗ от 28.12.13. Данный нормативный акт регулирует правила установления вредности и опасности на производстве. Проводится мероприятие по следующей логике:
1. Работодатель заключает договор с оценочной комиссией и передает ее сотрудникам документацию;
2. Специалисты организуют оценку каждого трудового места и делают выводы о степени опасности или тяжести, в том числе в разрезе этапов работы;
3. Итоги деятельности специалистов оформляются в виде акта. Внимание: акт оценки является основанием для внесения изменений в контракт служащего, занимающего указанное в документе трудовое место.
Работодатель незаконно отменил доплату за вредность и дополнительный отпуск.
Советую Вам обратиться в Трудовую инспекцию.
Источник: Подробнее ➤
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202401/15/30x30/e28156ef5ce1bac27ca9037bebc57a20.jpg)
Здравствуйте Ольга
Работодатель должен провести аттестацию рабочих мест согласно
Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О специальной оценке условий труда"
Вы можете подать жалобу в трудовую инспекцию по привлечению работодателя по ст.5.27 КоАП за отсутствие аттестации рабочих мест и вернуть вредность со всеми вытекающими
Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
1. Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
15) оценки уровней профессиональных рисков;
16) иных целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/09/30x30/fa226001608a4e18251b1c55aac13ebb.jpg)
Согласно ст.72 ТК РФ работодатель немодет в одностороннем порядке отменять данную доплату и отменять доп. отпуск. Это прописывается в труд. Договоре. Обо всех изменениях работодатель должен Вас известить и в случае Вашего согласия, заключить с Вами доп. соглашение.
Проводить аттестацию сам руководитель не имеет права, на это имеются соответствующие органы.
Аттестация рабочих мест проводится в соответствии с ФЗ N 426 от 28.12.2013 г. "О специальной оценке условий труда."
СпроситьВ 2015 году наше предприятие прошло аттестацию рабочих мест, которая не выявила вредных условий труда на рабочих местах. После чего нам перестали платить за вредность.
Работаем мы в Энергетике с высоким и сверхвысоким напряжением, так же мы эксплуатируем сосуды под давлением, еще имеется ряд опасных факторов связанных с подъемом на высоту, грузоподъемными машинами и механизмами.
Должен ли работодатель доплачивать за опасные условия труда если нет вредных факторов?
![](https://u.9111s.ru/uploads/201612/05/30x30/264431.jpg)
Добрый день!!! Каждый работающий гражданин имеет право на осуществление своей трудовой деятельности в безопасных условиях труда. Под такими условиями подразумевается рабочая обстановка, при которой на человека минимально воздействуют вредные вещества, а риск получения травмы практически отсутствует.
Если же воздействие опасных веществ выше допустимого, условия труда уже становятся вредными — в подобном случае сотрудник вправе претендовать на получение определенной компенсации. В зависимости от различных факторов предоставляемые работнику компенсации могут иметь разную форму — денежную, материальную или нематериальную.
Вредные условия относятся к третьему классу условий труда (до них идут оптимальные и допустимые, после — опасные). Отнесение рабочей обстановки к конкретному классу условий происходит на основании установленных нормативов.
В общих случаях вредными считаются такие условия труда, при которых влияние на работника негативных факторов превышает максимально допустимое значение. По группам такие условия могут классифицироваться как химические, биологические и физиологические. Примером вредных условий могут быть следующие ситуации:
— повышенная или пониженная температура;
— высокий уровень влажности;
— неправильное освещение (слишком яркое, тусклое, неравномерное или пульсирующее);
— продолжительное воздействие вибрации;
— высокий уровень шума;
— воздействие ультразвука;
— повышенный уровень пыли;
— работа с патогенными микроорганизмами и микробами;
— наличие инфекционных бактерий или возбудителей каких-либо заболеваний;
— большая физическая нагрузка на работника (например, поднятие тяжестей);
— выполнение однообразных и монотонных движений;
— наличие вредных химических веществ;
— высокая напряженность труда (эмоциональная, интеллектуальная и т. п.);
— воздействие электрического или магнитного поля;
— высокая нагрузка на жизненно важные системы человека (на дыхательную, сердечно-сосудистую и т. п.).
Это далеко не полный перечень условий, которые могут присутствовать на рабочем месте и негативно влиять на работника. Стоит учитывать, что основанием для получения компенсации является тот факт, что указанные условия не просто присутствуют, но и превышают законодательно допустимый предел.
Как правило, доплата за вредность назначается по аттестации рабочих мест. В ходе ее проведения выявляется наличие вредного или опасного воздействия на работников, а также его тяжесть и продолжительность. Полученные результаты сравниваются с нормативами и на основании этого делаются выводы об отнесении условий труда к конкретной группе.
Сроки и длительность аттестации определяются каждым работодателем индивидуально. Что касается периодичности, то аттестация должна проходить не реже одного раза в пять лет или при вводе нового рабочего места в эксплуатацию.
Кроме аттестации, основанием для применения компенсаций за вредные условия труда является их наличие в специальных списках профессий, рабочих мест, производств и цехов. Однако такой способ является несколько устаревшим и в этом случае все равно понадобится вывод аттестационной комиссии с конкретной характеристикой условий труда.
Основным (но не единственным) компенсационным фактором при работе во вредных условиях выступает более высокий размер оплаты труда. При этом от его установленной тарифной ставки или оклада высчитывается определенный процент, который и будет являться доплатой.
Кроме этого, по инициативе работодателя сотруднику может быть назначено получение дополнительных компенсационных выплат — их размер и порядок получения устанавливается внутренними документами конкретного предприятия (например, коллективным договором). Также сотрудник имеет право на получение следующих видов компенсаций:
Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность составляет семь календарных дней, которые оплачиваются работодателем. Для получения данного отпуска нужно не только трудиться во вредных условиях, но и иметь определенный стаж работы на данной должности. Если имеющийся стаж ниже установленного, дополнительные дни отдыха будут предоставляться пропорционально отработанному времени.
Бесплатная выдача определенных вещей: средств индивидуальной защиты, а также лечебно-профилактического питания. Чаще всего выдаются такие продукты, употребление которых позволяет минимизировать или частично компенсировать воздействие вредных факторов на организм человека, а также восполнить нанесенный урон его организму. Наиболее известный продукт, который выдается в таких случаях — это молоко.
Право на досрочный выход на пенсию. В отличие от обычных условий, в этом случае гражданин имеет право на применение пенсионных льгот — закончить свою трудовую деятельность и получать выплаты от государства он может на несколько лет раньше, чем все остальные.
Работодателям следует помнить, что некоторых категорий граждан вообще нельзя привлекать к работе во вредных условиях труда, даже при условии повышенной оплаты. Например, к ним относятся работники, которым такие условия противопоказаны по состоянию здоровью. Кроме этого, без письменного согласия во вредных условиях не могут работать беременные женщины, матери и отцы, которые имеют маленьких детей, несовершеннолетние лица и т. д.
Одним из средств законодательно установленной гарантии сотрудникам при работе во вредных условиях труда является повышенный размер заработной платы. При этом на уровне государства размер такой доплаты определен в виде 4% от тарифной ставки или оклада. Ниже этого значения надбавка устанавливаться не может, а вот возможность ее увеличения вполне допустима.
Определение конкретного размера доплаты является обязанностью работодателя. В некоторых случаях в этом принимает участие профсоюзный орган (если он есть на предприятии) — это делается с целью максимального соблюдения интересов всех работников. Установленный размер фиксируется во внутренних документах предприятия и трудовом договоре с работником (если он заключается).
Чаще всего более высокие размеры доплат установлены на государственных предприятиях, поскольку почти все они имеют действующий профсоюзный орган. Частные компании не спешат устанавливать повышенный размер зарплаты и в основном назначают минимальную ставку.
Для определения суммы доплаты работнику необходимо знать его установленный размер заработной платы. Процент доплаты за вредные условия труда зависит от утвержденного для конкретной должности оклада или действующей тарифной ставки. Установление и порядок расчета доплаты за вредные условия труда, а также итоговой суммы к получению стоит рассмотреть на небольшом примере:
Работник Ковальчук Т.В. работает поваром в столовой металлургического предприятия с окладом в 20 000 руб. По результатам проведенной аттестации рабочего места было определено, что должность повара на данном предприятии относится к работе с вредными условиями труда. Конкретным фактором, который оказывает негативное воздействие, является работа в помещении с высокой температурой (у горячей плиты).
Минимальный размер доплаты за вредные условия труда должен составлять: 20 000 * 4% = 800 руб. Однако по решению руководителя этот показатель был увеличен до 10% от оклада. Поэтому сумма доплаты, которую получит повар, составит:
Д = 20 000 * 10% = 2000 руб.
Итоговая сумма расчета доплат за вредность составит 22 000 руб. (20 000 + 2000). При этом стоит помнить, что от суммы доплаты НДФЛ и ЕСВ отчисляются в общем порядке, то есть так же, как и с основной величины заработной платы.
Работа для активных пенсионеровЧто делать, если не хочется сидеть сложа руки на заслуженном отдыхе: работа для активных пенсионеров.
Вкладываем безопасно: про выгодные депозиты пенсионерам читайте в нашем материале.
Должны ли пенсионеры платить земельный налог: Подробнее ➤
Работники, которые трудятся во вредных условиях, должны помнить о нескольких важных моментах:
За работу в таких условиях гражданам полагается целый ряд различных компенсаций, в том числе доплаты в денежной форме.
Минимальный размер доплаты составляет 4% от оклада или тарифной ставки, которая установлена работнику. Итоговый размер устанавливается конкретным работодателем на основании множества факторов.
Отнесение условий труда к вредным и определение целесообразности доплаты происходит в ходе проведения аттестации рабочего места. Проводиться эта процедура должна минимум раз в пять лет.
Если нужна помощь юриста обращайтесь.
Спросить