Может ли мне отказать в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, если моя жена уже приобрела квартиру через накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих?
Ответьте пожалуйста на такой вопрос. Моя жена военнослужащая и реализовала право участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, приобрела квартиру общей площадью 54 кв.м. У меня выслуга лет 20 календарей наступает в декабре т.г. и я собираюсь подать документы для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении (жилье в собственность в г. Москва). Мы воспитываем несовершеннолетнего сына. Могут ли мне отказать в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении?
![](https://u.9111s.ru/uploads/200112/29/30x30/40692.jpg)
Судя по тексту - вполне могут. Вряд ли в г. Москве норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий более 18-и кв.м.
СпроситьЯ военнослужащий, выслуга 20 лет, семья состоит из 4 человек, из них супруга военнослужащая включена в реестр Накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих имеет право воспользоваться денежными средствами на преобретение жилья только через 2 года. Какого размера площадь жилья положена мужу?
![](https://u.9111s.ru/uploads/202211/02/30x30/78b77edf6669a3b3fa404d0d5c01cb2d.jpg)
Здравствуйте. Если нет площади, находящейся в собственности у всех членов семьи, или нет права пользования чьей-то жилой площадью, то по 18 кв.м на каждого члена семьи. Если с женой расторгните брак, сможете получить две разные.
Спасибо, что выбрали наш сайт. Всего доброго.
Спросить, при увольнении по состоянию здоровья при выслуге 10 лет и более.
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/П.png)
Я военнослужащий и участник НИС. В соответствии с Правилами предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 370 «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в редакции от 16 декабря 2010 г. № 1028 (далее – Правила) участник НИС, который участвует в системе не менее трех лет, имеет право получить целевой жилищный заем (далее – ЦЖЗ) и использовать его, в том числе на приобретение жилого помещения (жилых помещений) под залог приобретаемого жилого помещения (ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ). Таким образом, я имеею возможность приобрести 2 квартиры в рамках одного целевого жилищного займа, выбрав соответствующую кредитующую организацию.
Вопрос в том, почему банки мне отказывают в предоставлении целевого жилищного займа на приобретение 2 ух квартир и правомерно ли это с их стороны?
![](https://u.9111s.ru/uploads/201306/01/30x30/43917.jpg)
В предоставлении целевого жилищного займа на приобретение 2- х квартир правомерно. См. положение о НИС
СпроситьЯ участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Выслуга составляет менее 10 лет. Сейчас увольняюсь по ОШМ. Имею ли я право на получение накопленых денежных средств. Какие документы это описывают?
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/К.png)
Уважаемый Александр!
В соответствие со ст.10. ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих":
Статья 10. Возникновение права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника
Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с настоящим Федеральным законом является:
1) общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более;
2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более:
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;
3) исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;
4) увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
СпроситьОбеспечение жильем военнослужащих. Я военнослужащий, имею календарную выслугу более 20 лет, обеспечиваюсь на весь срок службы служебным жилым помещением. Супруга в 2006 году в возрасте 22 лет участвовала в приватизации жилья, ранее полученного её отцом-военнослужащим (получила в собственность 20 кв.м - 1\3 доля квартиры площадью 60 кв.м). В 2010 году свою долю в квартире подарила своей матери. Собираюсь подавать документы для признания нуждающимися в жилом помещении на себя, жену и детей. Положено ли предоставление жилого помещения по договору социального найма или в собственность на мою супругу? Положена ли субсидия на приобретение жилого помещения на мою супругу в случае выбора такого способа жилищного обеспечения?
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202312/18/30x30/f7444cc03e6d2527b8efff138ff066af.jpg)
Да,Вы имеете право на получение жилья. Если будете получать субсидию, то она также будет рассчитываться с учетом детей и супруги. Тот факт, что в 2010 году жена подарила долю не будет иметь значение, так как прошло более 5 лет, ст.53 ЖК РФ.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция), ст.15
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201305/23/30x30/43891.jpg)
С 2010 прошло более пяти лет поэтому исходя из ст 53 ЖК РФ факт дарения доли не будет иметь значения Вам же при вашей выслуге лет согласно ст 15 ФЗ О статусе военнослужащих положено либо жилье либо субсидия на приобретение жилья с учетом супруги.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201810/20/30x30/540938.jpg)
Евгений, да вы имеете прав, на предоставлении субсидии, на приобретении жилья. Связи с тем. что ваша супруга, произвела отчуждение имущества, более 5 лет, то она также будет включена в расчет субсидии.
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О статусе военнослужащих"
Статья 15. Право на жилище
1. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
ЖК РФ Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202311/30/30x30/1e21e804e3f175eb8855b60339b1fbfb.jpg)
Здравствуйте, Евгений, не все так просто. Самый основной момент это то, что ваша супруга была обеспечена по линии министерства обороны, по этому расчитывать лишь на то, что согласно статьи 53 жк рф прошло пять лет, я бы не стала. Вероятность того, что с ружо возникнут проблемы, велика. Скорее всего, без суда вы не сможете обойтись.
Удачи вам и всего наилучшего.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202008/03/30x30/56c2bb0b79d5d2dd07ecd73bdd7bf151.jpg)
Здравствуйте! Да, вам положена субсидия, согласно Приказ Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 510 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы"
Участие в приватизации никак не влияет на признание вашей семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий. Это другое. Тем более прошло более пяти лет, следовательно, ухудшения намеренного жилищных условий вами не было. Вставайте на учёт и получайте субсидию.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Ф.png)
Здравствуйте, поскольку Вашей супругой как членом семьи военнослужащего ранее было реализовано право на жилище в порядке приватизации, а также принимая во внимание, что последняя в настоящее время не имеет реальной возможность сдать полученную ей долю в жилом помещении, то учитывая, предусмотренный действующим законодательством принцип однократности обеспечения граждан жильем, она не вправе повторно претендовать на предоставление такового. Тем более, что доля в жилом помещении, которой она распорядилась превышает норму предоставления жилья (18 кв.м).
При этом, истечение сока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ значения не имеет.
Указанные выше выводы находят свое отражение в правоприменительной практике, в том числе ВС РФ.
СпроситьХотелось бы получить ответ с учётом положений ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определяющей возможность только однократной приватизации в совершеннолетнем возрасте.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202312/18/30x30/f7444cc03e6d2527b8efff138ff066af.jpg)
Тот факт, что жена использовала право приватизации жилого помещения не повлияет на получение субсидии на жилье, которая может быть предоставлена в том числе и на неё. Использование права однократно приватизировать жилье просто не дает ей право повторной приватизации жилья, находящегося в статусе социального найма. Ст. 2, 11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О статусе военнослужащих"
Статья 15. Право на жилище.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202311/30/30x30/1e21e804e3f175eb8855b60339b1fbfb.jpg)
Вы не на том акцентируете внимание. Самый важный момент это ее обеспечение по линии министерства обороны в качестве члена семьи военнослужащего. Проблемы могут возникнуть только с этой стороны.
Удачи вам и всего наилучшего.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202401/15/30x30/e28156ef5ce1bac27ca9037bebc57a20.jpg)
Т.к. ваша супруга принимала участие в приватизации то размер субсидии уменьшится на размер площади принадлежащей супруге.
Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 N 76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
3. Норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере:
33 кв. метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего военнослужащего;
42 кв. метра общей площади жилого помещения - на семью из 2 человек;
18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
4. Норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается:
на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок
"Названные предписания Правил соответствуют положениям ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
СпроситьЯ военнослужащий, контракт до 98 года жена военнослужащая, контракт после 2005 года. Стояли на учете нуждающихся в жильё. Жену собираются исключить из списков нуждающихся но основании того что она военнослужащая на неё не действует 15 статья о статусе и она включена в реестр (автоматически) участников накопительной ипотечной систему обеспечения жильем. На сколько правомерно исключение?
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/А.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201610/04/30x30/252465.jpg)
Основания для снятия с учета нуждающихся прописаны как ЖК РФ, так и в ведомственных актах. Такого основания для исключения, как участие в НИС не имеется.
Следовательно снятие с учета нуждающихся не является правомерным.
СпроситьДень добрый. Вопрос таков. Я военнослужащий контракт заключен в 1999 году, календарная выслуго 20 лет севера семья 4 человека. Хотел подать документы на постановку в очередь на жильё мне в этом отказали сказали что, моя жена ухудшила свои жилищные условия. Брак заключён в ноябре 2014 года, у жены свой ребёнок 10 лет и до брака была квартира у жены в июне 2014 года она её продала. Родился свместный сын в ноябре 2012 года я в этом жилье прописан небыл прописан по части отношения к этой квартире ни какого не имею так как небыли женаты жили гражданским браком. В жилищной службе говорят надо ждать 5 лет и заново подавать документы о постановке на учёт нуждающимся в жилье. На данный момент от администрации выдана квартира в комерческий найм до окончания моей службы до 2019 года. Право ли командование отказав мне в постановке на учёт нуждающимся в жилом помешении после увольнения. Спасибо.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201611/01/30x30/257027.jpg)
Вы имеете право обратиться по вопросу признания вас и вашего сына нуждающимися в жилых помещениях, супругу не признают нуждающейся пока не истечет пятилетний срок с даты ухудшения жилищных условий. Ее ребенка нужно в судебном порядке признавать иждивенцем или членом вашей семьи, чтобы включить наравне с вами в число нуждающихся либо усыновлять.
СпроситьУмер военнослужащий. Выслуга лет составляла более 20 лет. Имел договор социального найма служебного помещения. Год назад до смерти развелся с женой. От брака имеет сына, 18 лет. Сын подал заявление для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении в Востокрегионжилье. Ему отказали, ссылаясь на то, что он проживает с матерью. Мать ребенка бывшая военнослужащая, и тоже ожидает субсидию на всех членов семьи. Подскажите, пожалуйста, причем здесь субсидия матери, когда умерший его отец имел право на жилье в собственность от МО РФ. Как оспорить в суде.
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202310/03/30x30/abbd5095cd86b4df3b42fc655e8d4cea.webp)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Ф.png)
См.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2020 г. N 88-6636/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.
судей Кожевниковой Л.П., Шефер И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N (N 2-5658/2019) по иску С.Т.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего Г.Г.И., к 4-му отделу Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечение Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу" о признании решения незаконным, понуждении к действиям,
по кассационной жалобе представителя С.Т.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего Г.Г.И., - Т.В.В., действующего на основании доверенности, на решение Центрального районного суда г. Читы от 8 октября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26 ноября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., объяснения С.Т.Н., ее представителя Т.В.В. поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - Д.Л.А., действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.Т.Н., действуя в интересах несовершеннолетнего сына Г.Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с административным исковым заявлением 4-му отделу Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 4-й отдел ФГКУ "Востокрегионжилье"), Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечение Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по ВВО") о признании решения незаконным, понуждении к действиям, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Истец состояла в браке с Г.И.П., который проходил военную службу в войсковой части, дислоцированной в п.Горный Улетовского района Забайкальского края.
Брак между С.Т.Н. и Г.И.П. был расторгнут 3 октября 2009 г., в браке, 21 апреля 2004 года, был рожден Г.Г.И..
14 октября 2018 г. Г.И.П. погиб.
Реализуя право сына на получение жилья, истец обратилась в 4 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением, в котором просила признать Г.Г.И. нуждающимся в предоставлении жилья как члену семьи погибшего военнослужащего в форме выделения ему жилищной субсидии.
Решением начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на отсутствие доказательств совместного проживания Г.Г.И. с погибшим отцом.
Считает, что данный отказ является незаконным, поскольку Г.Г.И. являлся членом семьи погибшего военнослужащего Г.И.П.
Просила суд признать незаконным отказ начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" в признании своего сына Г.Г.И. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания по условиям договора социального найма; обязать начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" повторно рассмотреть вопрос о признании Г.Г.И. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Протокольным определением суда первой инстанции от 19 сентября 2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ "УФО МО РФ по ВВО", в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Г.Е.Г. и ее несовершеннолетняя дочь Г.В.И.
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 8 октября 2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26 ноября 2019 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 8 октября 2019 г. оставлено без изменения.
Представитель истца Т.В.В., действующий на основании доверенности, обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Читы от 8 октября 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26 ноября 2019 г. как незаконных. В обоснование жалобы указывает, что несовершеннолетний Г.Г.И., сын погибшего военнослужащего Г.И.П., является членом семьи последнего, имеет право на признание нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания на условиях договора социального найма жилья без установления факта совместного проживания. Отказ должностного лица считает незаконным. Считает, что дело незаконно рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судами установлено и следует из материалов дела, что С.Т.Н. (Г.Т.Н.) Т.Н. и Г.И.П. состояли в брак, который был расторгнут решением мирового судьи судебного участка N 35 Улетовского района Забайкальского края от 3 октября 2009 г.
Повторным свидетельством о рождении серии ГСП N от 8 декабря 2011 г., выданным администрацией ЗАТО п.Горный Читинской области подтверждается, что Г.Т.Н. и Г.И.П. являются родителями несовершеннолетнего Г.Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В связи с вступлением в брак Г.Т.Н. присвоена фамилия С.Т.Н., что подтверждается повторным свидетельством о заключении брака.
Согласно выписке из послужного списка личного дела в период 8 октября 2015 г. по 14 октября 2018 г. Г.И.П. проходил военную службы в должности войсковой части N .
14 октября 2018 г. Г.И.П. умер, что подтверждается повторным свидетельством о смерти.
Выпиской из приказа командующего 11 армией ВВС и ПВО Восточного военного округа по личному составу от 27 ноября 2018 г. N подтверждается, что смерть военнослужащего Г.И.П. наступила в период прохождения военной службы, не связана с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N по строевой части от 24 октября 2018 г. N - к выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации на момент смерти Г.И.П. составила в календарном исчислении - 14 лет 14 лет 10 месяцев 11 дней, в льготном - 21 год 10 месяцев 19 дней.
С.Т.Н. обратилась в 4-й отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ее сына Г.Г.И., как члена семьи погибшего военнослужащего.
Решением временно исполняющего обязанности начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 25 июня 2019 г. N Г.Г.И. отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Мотивом для отказа послужило непредоставление документов подтверждающих факт совместного проживания сына Г.И.П. на момент смерти его отца.
При этом, документами учетного дела вдовы военнослужащего Г.И.П. - Г.Е.Г. подтверждается, что военнослужащий на момент смерти проживал с другой семьей по адресу: на условиях поднайма.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания незаконным решения об отказе в признании Г.Г.И. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания по условиям договора социального найма жилья как члену семьи военнослужащего, умершему в период прохождения военной службы, поскольку стороной истца не было представлено доказательств совместного проживания Г.Г.И. со своим отцом. При этом, материалами дела подтверждается, что несовершеннолетний Г.Г.И. постоянно проживал со своей матерью по иному месту жительства.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда дополнительно указала, что факт родства с умершим Г.И.П. со ссылкой на семейное законодательство правового значения для признания Г.Г.И. членом семьи военнослужащего не имеет, поскольку Семейный кодекс Российской Федерации имеет иной предмет правового регулирования, к рассматриваемым правоотношениям не применим. Ссылки на то, что Г.И.П. не утратил близких отношений с сыном Г.Г.И., выделение денежных средств на приобретение жилья Министерством обороны Российской Федерации для Г.Г.И. никоим образом не умалит права иных членов семьи погибшего военнослужащего на получение причитающихся им денежных средств, не свидетельствуют о возможности иного толкования норм права, регулирующих указанные правоотношения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды при разрешении спора нормы материального права применили правильно.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ), согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с указанным федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18, и 19 статьи 15 и статьей 15.1 названного федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Г.И.П. проживал с другой семьей, его сын Г.Г.И., в качестве члена его семьи в жилое помещение, где проживал военнослужащий, не вселялся и не проживал совместно с ним.
Следовательно, по смыслу действующего жилищного законодательства, в частности, ст. ст. 31 и 69 ЖК РФ в их взаимосвязи с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ оснований для вывода о том, что сын Г.И.П. являлся членом его семьи и мог претендовать на получение жилья в рамках указанного Федерального закона, в том числе и после его смерти, не имелось.
Доводы кассатора о том, что предоставление указанной льготы не зависит от совместного проживания военнослужащего с членами его семьи, что сын в любом случае является членом семьи своего отца, основаны на субъективном толковании указанных норм права, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Доводы кассатора о незаконном рассмотрении дела в порядке гражданского судопроизводства, что повлекло нарушение прав истца, в том числе, в части распределения бремени доказывания, также были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что в данном случае имеет место жилищный спор, связанный с исследованием вопроса о наличии у Г.Г.И. права на признание нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания по условиям договора социального найма Министерством обороны Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену по существу правильного решения, поскольку выражают несогласие с выводами судов, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения ст. 390 ГПК Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами при рассмотрении дела, повлиявших на исход дела, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 8 октября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя С.Т.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего Г.Г.И. - Т.В.В. без удовлетворения.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201411/18/30x30/106494.jpg)
Добрый день. В данном случае право на постановку на жилищный учет имеют право СОВМЕСТНОпроживающие с военнослужащим на момент его смерти, члены семьи. При этом нужно детально ознакомиться с ситуацией, а именно возможно сын и супруг были зарегистрированы по одному адресу и в договоре найма служебного жилья, был указан сын.
При этом при подаче документов и в дальнейшем необходимо ссылатся на то, что сын проживал на момент смерти военнослужащего. Вообщем нужно разбираться.
Кроме этого, в зависимости от ситуации сыну могут быть положены следующие выплаты:
В данном случае соответствующие выплаты разграничиваются на случае:
Смерть произошла при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие военной травмы.
В данном случае членам семьи положено:
единовременное пособие в случае смерти военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее — военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), в 2020 г. выплачивается в размере 4 128 677 руб. 45 коп.
ежемесячная денежная компенсация, которая составляет: одному члену семьи – 9 352,99 руб., двум членам семьи – 6 235,32 руб. (каждому), трем членам семьи – 4 676,49 руб. (каждому), четырем членам семьи – 3 741,19 руб. (каждому), пяти членам семьи – 3 117,66 руб. (каждому).
ежемесячное пособие детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которое составляет 2 402,31 руб.;
выплаты на проведение оздоровительного отдыха детям школьного возраста, которое составляет 25 196,9 руб – раз в год.
Обращаем внимание: Члены семьи имеют право на вышеуказанные меры поддержки, если смерть военнослужащего наступила в случаях:
а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, а также участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации;
б) исполнения должностных обязанностей;
в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;
г) участия в учениях или походах кораблей;
д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);
е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
ж) нахождения в служебной командировке;
з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;
и) следования к месту военной службы и обратно;
к) прохождения военных сборов;
л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
м) безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Зачастую органы военного управления отказываются признавать военнослужащих, погибших при указанных обстоятельствах.
Смерти военнослужащего не при исполнении служенных обязанностей.
Страховая выплата, которая в 2020 г. составляет 2 672 283 рубля 15 копеек;
ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца.
Спросить
Возможность получения военной ипотеки после обеспечения жильем - права военнослужащего и его супруги
Я офицер запаса, жена военнослужащая и дочь 18 лет. При увольнении я был обеспечен жильем полностью по нормам. Жена с 2010 года была включена в реестр накопительно-ипотечной системы обеспечения жильем военнослужащих. После обеспечения жильем имеет ли право моя жена на военную ипотеку?
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/А.png)
Возможно ли по ипотечно-накопиельной системе для военнослужащих приобрести жильё с рук (б\у) либо вложить средства в строящееся жильё?
![](https://u.9111s.ru/uploads/200112/29/30x30/40692.jpg)
Да, ограничений не установлено.
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ
"О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
(с изменениями от 2 февраля 2006 г., 4 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г.)
"Статья 14. Право участника накопительно-ипотечной системы на получение целевого жилищного займа
1. Каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях:
1) приобретения жилого помещения или жилых помещений под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений;
2) погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по такому кредиту (займу);
3) приобретения жилого помещения (жилых помещений) по договору участия в долевом строительстве.
2. Типовой договор целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы, а также порядок оформления ипотеки утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы и является беспроцентным в этот период.
4. Предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа.
5. Целевой жилищный заем на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) предоставляется в соответствии с графиком погашения этого кредита (займа), определенного соответствующим договором, но не чаще одного раза в месяц, при этом объем предоставляемых средств не должен превышать фактический объем средств, учтенных на именном накопительном счете участника на конец месяца, предшествующего осуществлению очередной выплаты.
6. Источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
7. Со дня предоставления целевого жилищного займа учет дохода на именном накопительном счете участника осуществляется, исходя из остатка накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
8. Целевой жилищный заем для участия в долевом строительстве предоставляется в случае представления участником накопительно-ипотечной системы договора участия в долевом строительстве, а в случае использования кредитных (заемных) средств также кредитного договора (договора займа). Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к объекту долевого строительства и (или) застройщику, осуществляющему долевое строительство с использованием средств целевого жилищного займа.
9. Средства целевого жилищного займа могут быть использованы участником накопительно-ипотечной системы для оплаты расходов, связанных с оформлением сделки по приобретению жилого помещения (жилых помещений) и (или) оформлению кредитного договора (договора займа), в том числе удостоверенного закладной, включая выплаты кредитору, связанные с выдачей кредита (займа), оплату услуг по подбору и оформлению жилого помещения (жилых помещений), оценщика, а также расходы по страхованию рисков в соответствии с условиями указанных договоров или закладной. Оплата услуг и работ, указанных в настоящей статье, может быть произведена за счет средств целевого жилищного займа при условии соответствия оказываемых услуг и работ требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом".
Спросить