Правомочность запроса выписки по расчетному счету клиента в другом банке
Имеет ли право обслуживающий банк запрашивать у своего клиента выписку по расчетному счету, открытому в другом кредитном учреждении в рамках закона № 115-ФЗ? Спасибо!
Доброго времени суток! Нет, не имеют такого права, поскольку в другой кредитной организации имеется свой фин.. мониторинг, который и должен все отслеживать.
СпроситьХотелось бы ссылку на нормативные документы, чтобы отказать обслуживающему банку в предоставлении этой информации.
СпроситьУстав банка.А вообще это не обязанность,а одна из услуг предоставляемая банком зачастую на платной основе.
Спроситьэто прописано в условиях любого договора
обращайтесь к операционистам и они обязаны выдать вам выписку
СпроситьСКОРЕЕ ВСЕГО ОБЯЗАННОСТЬ БАНКА УКАЗАН В ВАШЕМ ДОГОВОРЕ С БАНКОМ.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 28.12.2013)
Статья 834. Договор банковского вклада
1. По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
Статья 845. Договор банковского счета
1. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
СпроситьПравила предоставления клиентам выписок по счетам установлены п. 2.1 разд. 2 ч. III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 18 июня 1997 г. N 61 (с последующими изменениями и дополнениями). Подробнее:
СпроситьЕсли у вас нет сберегательной книжки фиксирующей каждую операцию, . как в Сбербанке, то вы в любое время можете требовать выписку со счета об операциях по вкладу.
Это прописано в вашем договоре с банком . Посмотрите внимательно.
СпроситьСогласно ст.26 ФЗ О банках и банковской деятельности:
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
СпроситьЛюбые отношения между банком и клиентом регламентируются в первую очередь договором.
Спроситьможет попросить, но выдавать ее никто не обязан. Представитель банка может запросить такие сведения только в порядке судебного производства у суда
СпроситьВправе ли банк требовать у клиента-физлица на основании 115-ФЗ предоставить налоговую декларацию и платежные поручения на уплату налогов.
Смотря какая операция была. В принципе у банка есть такое право.
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016) позволяет запрашивать документы. См. гл. 2 закона.
СпроситьВправе, за исключением - если:
1) безналичные расчеты, осуществляемые кредитной организацией по банковским счетам на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей;
2) безналичные расчеты по банковским счетам, открытым в одной кредитной организации;
3) безналичные расчеты, осуществляемые с использованием платежных карт;
4) безналичные расчеты, осуществляемые между кредитными организациями либо между кредитной организацией и иностранным банком от своего имени и за свой счет;
5) переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, осуществляемые кредитными организациями на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
(ст.7.2. ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма")
Спросить---Здравствуйте, (на моё мнение) требование незаконно. НО ознакомьтесь с данным письмом.
Письмо ФНС РФ от 11.10.2007 N ШТ-6-06/774@ "Об истребовании у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 11 октября 2007 г. N ШТ-6-06/774@
ОБ ИСТРЕБОВАНИИ У БАНКОВ ДОКУМЕНТОВ
И ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
В связи с многочисленными запросами территориальных налоговых органов и кредитных организаций в отношении порядка истребования налоговыми органами у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля, Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
1. При определении порядка направления налоговыми органами предусмотренных статьей 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) запросов в адрес банков необходимо учитывать следующее.
КонсультантПлюс: примечание.
Актуальные положения об обязанности банков выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, выписки по операциям на счетах организаций, см. в действующей редакции Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 86 Кодекса установлена обязанность банков выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
При этом, согласно пункту 3 статьи 86 Кодекса, форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В целях реализации пункта 3 статьи 86 Кодекса ФНС России издан "Приказ" ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@ "Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов" (далее - Приказ N 829).
Учитывая изложенное, запросы о предоставлении справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) направляются налоговыми органами в банк в порядке, предусмотренном статьей 86 Кодекса и "Приказом" N 829.
Таким образом, предусмотренное статьей 93.1 Кодекса истребование налоговыми органами у контрагентов или у иных лиц документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках является самостоятельным мероприятием налогового контроля и не связано с установленной пунктом 2 статьи 86 Кодекса обязанностью банков предоставлять соответствующие справки и выписки по счетам их клиентов.
При этом Кодексом и "Приказом" N 829 не предусматривается обязанности налоговых органов направлять предусмотренные пунктом 2 статьи 86 Кодекса запросы через налоговый орган по месту учета банка.
2. По вопросу истребования налоговыми органами у банков документов и информации в порядке статьи 93.1 Кодекса необходимо отметить следующее.
Согласно положениям статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитные организации (в том числе и банки) определены как юридические лица.
Таким образом, банки в данном случае относятся к категории иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), и налоговые органы при истребовании документов (информации) в предусмотренном статьей 93.1 Кодекса порядке вправе истребовать такие документы (информацию) в том числе и у банков как юридических лиц. Отдельного законодательного закрепления права налоговых органов истребовать такие документы (информацию) у банков не требуется. Следует при этом учитывать, что, в отличие от статьи 86 Кодекса, перечень таких документов (информации) не ограничен.
Кроме того, истребование документов, в том числе связанных с открытием и ведением счетов клиентов (договор, карточки образцов подписей), по ведению паспортов сделок, а также иных документов, может осуществляться в порядке, установленном статьей 93.1 Кодекса, поскольку, открывая счет в конкретном банке, организация вступает в договорные отношения с этим банком на возмездной основе и, соответственно, является не только клиентом банка, но и контрагентом по расчетно-кассовым операциям.
3. По вопросу исполнения банками запросов налоговых органов, направленных в адрес банка в соответствии со статьей 86 Кодекса, но представленных не по формам, утвержденным "Приказом" N 829.
Соответствующие формы направляемых налоговыми органами в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Кодекса запросов в банки утверждены "Приказом" N 829. Следовательно, запросы о предоставлении справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах должны направляться налоговыми органами в банки исключительно по формам, утвержденным "Приказом" N 829.
В случае предоставления налоговым органом запросов в банк по форме, отличной от утвержденной "Приказом" N 829, такой запрос в силу положений статьи 86 Кодекса не может быть признан запросом о наличии счетов в банке (запросом об остатках денежных средств на счетах, запросом о предоставлении выписок по операциям на счетах) и, соответственно, исполнению банком не подлежит.
Кроме того, следует отметить, что пунктом 3 статьи 86 Кодекса установлено, что форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов утверждены "Приказом" ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@ "Об утверждении Порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки" (далее - Приказ N 178).
Таким образом, банки обязаны предоставлять соответствующую информацию в налоговые органы по форме и в порядке, установленными "Приказом" N 178. В случае предоставления банком в налоговый орган информации по форме, отличной от установленной "Приказом" N 178, соответствующий запрос налогового органа не может считаться исполненным.
4. В отношении порядка заполнения мотивировочной части форм запросов, утвержденных "Приказом" N 829, сообщаем следующее.
Согласно абзацам 2 и 3 пункта 2 статьи 86 Кодекса справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Указанная в пункте 2 статьи 86 Кодекса информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Таким образом, пунктом 2 статьи 86 Кодекса установлены три самостоятельных случая, когда указанная информация может быть запрошена налоговым органом, а именно:
1) в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей);
2) после вынесения решения о взыскании налога;
3) в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Формами соответствующих запросов, утвержденных "Приказом" N 829, предусмотрено наличие в запросах мотивировочной части, в которой указывается одно или несколько из оснований, примерный перечень которых приведен в приложениях к соответствующим формам запросов.
Таким образом, при составлении запросов мотивировочная часть заполняется в строгом соответствии с пунктом 2 статьи 86 Кодекса и "Приказом" N 829.
При этом следует отметить, что в мотивировочной части запросов недопустимо указание таких оснований, как отсутствие налогоплательщика по месту нахождения (месту жительства), непредставление налоговой декларации, невыполнение требования об уплате налога и иных обстоятельств, не предусмотренных пунктом 2 статьи 86 Кодекса и "Приказом" N 829.
5. По вопросу обоснованности направления налоговым органом запросов в банк о предоставлении предусмотренных пунктом 2 статьи 86 Кодекса справок и выписок по счетам налогоплательщика, не состоящего на учете в этом налоговом органе, необходимо отметить следующее.
Пунктом 2 статьи 86 Кодекса установлено, что справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Ряд мероприятий налогового контроля (например, истребование документов и информации у контрагентов и у иных лиц в порядке статьи 93.1 Кодекса) могут проводиться налоговым органом у налогоплательщиков, не состоящих на учете в этом налоговом органе.
Таким образом, направление налоговым органом в соответствии со статьей 86 запросов по счетам налогоплательщиков, не состоящих на учете в данном налоговом органе, в случае проведения у них мероприятий налогового контроля является правомерным.
6. В случае, когда основанием для направления запросов в банк являются вынесение решения о взыскании налога (сбора, пени, штрафа), а также принятие решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщиков, банки в отдельных случаях требуют направления копий таких решений вместе с соответствующими запросами с целью подтверждения указанной в мотивировочной части запросов информации.
Вместе с тем статьей 86 Кодекса, а также "Приказом" N 829 не предусмотрено предоставление налоговыми органами банкам копий соответствующих решений налоговых органов.
Таким образом, при направлении запросов заполняется мотивировочная часть запроса, в которой указывается информация о принятых решениях, при этом копии соответствующих решений к запросам не прилагаются.
7. Пунктом 2 статьи 86 Кодекса установлено, что соответствующие справки и выписки по счетам клиентов должны быть представлены в налоговый орган в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. В этой связи возникает вопрос о порядке исчисления сроков исполнения таких запросов налоговых органов в случае их представления филиалу банка.
Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса для целей Налогового кодекса Российской Федерации и иных актов законодательства о налогах и сборах под банками (банком) понимаются коммерческие банки и иные кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 48, 50), Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 11), банковским законодательством Российской Федерации (статьи 1, 22 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", "Приказом" Центрального банка Российской Федерации от 11.09.1997 N 02-394 "О введении в действие инструкции "О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы", "Инструкцией" Банка России от 14.01.2004 N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций") кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. При этом филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Таким образом, филиалом кредитной организации (банка) является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.
Учитывая вышеизложенное, филиалы кредитной организации (банка), открытые на территории Российской Федерации, в целом образуют юридическое лицо - кредитную организацию (банк), понятие которого определено статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", статьей 11 Кодекса.
Таким образом, в случае направления предусмотренных статьей 86 Кодекса запросов непосредственно филиалу банка такие документы считаются полученными банком как юридическим лицом и подлежат исполнению в порядке и сроки, установленные Кодексом. При этом законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено особого порядка исполнения таких документов в случае их получения непосредственно филиалом банка. Соответственно сроки исполнения запроса налогового органа в таком случае исчисляются в общем порядке в соответствии со статьями 6.1 и 86 Кодекса.
При этом, в целях повышения эффективности проводимой работы по истребованию у банков необходимой для осуществления налогового контроля информации, налоговым органам рекомендуется направлять запросы именно в тот филиал банка, который располагает необходимой налоговому органу информацией по счетам налогоплательщиков.
8. Одним из вопросов, связанных с истребованием налоговыми органами у банков необходимых для осуществления налогового контроля документов и информации, является правомерность истребования налоговыми органами информации по счетам налогоплательщиков - клиентов банка в соответствии со статьей 86 Кодекса при проведении выездной налоговой проверки в отношении самого банка.
По мнению ряда банков, проверяемых налоговыми органами в качестве налогоплательщиков, обязанность предоставлять выписки о движении денежных средств по счетам клиентов связана только с соблюдением положений статьи 86 Кодекса и лишь в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении клиентов банка, при этом в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика-банка выписки по счетам клиентов не могут быть истребованы в соответствии со статьей 93 Кодекса, так как проводимые клиентами расчетные операции не влияют на налогообложение банка.
В этой связи необходимо отметить, что предусмотренная пунктом 2 статьи 86 Кодекса обязанность банков выдавать соответствующие справки и выписки по счетам их клиентов является отдельным правовым институтом, не связанным с институтом истребования у налогоплательщиков (в том числе банков) документов при проведении в их отношении мероприятий налогового контроля.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2013 года кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации, осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с Положением, утвержденным Банком России 16.07.2012 N 385-П.
При этом также необходимо учитывать, что в соответствии с "Положением" "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", утвержденным Приказом ЦБ РФ от 05.12.2002 N 205-П (далее - Положение), рассматриваемые клиентские счета являются балансовыми счетами второго порядка. Расчетные счета организаций учитываются в "разделе 4" "Операции с клиентами" баланса банка, в том числе:
"N 40701" "Счета негосударственных финансовых организаций";
"N 40702" "Счета негосударственных коммерческих организаций";
"N 40703" "Счета некоммерческих организаций".
Открытые в банке корреспондентские счета кредитных организаций учитываются в "разделе 3" "Межбанковские операции" баланса банка, в том числе:
"N 30109" "Корреспондентские счета кредитных организаций корреспондентов", "N 30111" "Корреспондентские счета банков-нерезидентов".
Наличие расчетных счетов организаций говорит о том, что банком заключены договоры на расчетно-кассовое обслуживание. Открытие корреспондентского счета кредитной организации также осуществляется на основании заключенного банком договора об открытии и ведении корреспондентского счета. Данные договоры возмездные, за осуществление операций по ним взимается плата. При этом договором банковского счета может быть предусмотрено начисление повышенных процентов за поддержание на счете неснижаемого остатка.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 291 Кодекса проценты за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах, относятся к расходам банков от осуществления банковской деятельности и учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли. Правильность исчисления налога на прибыль является предметом выездной налоговой проверки.
На основании изложенного банковские счета клиентов банков и корреспондентские счета банков являются счетами бухгалтерского учета банка. Счета пассивные, то есть отражают обязательства банка перед клиентами. Выписки по указанным счетам являются регистрами бухгалтерского учета и, следовательно, в соответствии со статьей 93 Кодекса могут быть истребованы у проверяемого Банка при проведении выездной налоговой проверки.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 331 Кодекса аналитический налоговый учет доходов и расходов, полученных (понесенных) банком в виде процентов по долговым обязательствам, ведется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 328 Кодекса.
В пункте 2 статьи 328 Кодекса указано, что проценты, уплачиваемые банком по договору банковского счета, включаются налогоплательщиком в налоговую базу на основании выписки о движении денежных средств по банковскому счету налогоплательщика. Следовательно, требование о представлении для выездной налоговой проверки выписок о движении денежных средств по счетам клиентов банка основано на прямом указании Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выписки о движении денежных средств по расчетным счетам клиентов и корреспондентским счетам кредитных организаций могут быть истребованы при проведении выездной налоговой проверки в соответствии со статьей 93 Кодекса в целях получения информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях банка.
При этом следует отметить, что истребование выписок при проведении выездной налоговой проверки банка осуществляется на основании и в порядке статьи 93 Кодекса, а следовательно, нормы статьи 86 Кодекса и Приказов "N 829" и "N 178" в данном случае неприменимы.
Следует отметить, что, не располагая выписками по клиентским счетам, тем самым предоставив возможность проверяемой организации самостоятельно определять объем подлежащих проверке документов, свидетельствующих о финансово-хозяйственных отношениях банка и клиента, в ходе выездной налоговой проверки невозможно определить полноту и правомерность учета в целях налогообложения доходов и расходов банка от осуществления банковской деятельности.
Правомерность истребования в рамках выездной налоговой проверки банка выписок о движении денежных средств по клиентским счетам подтверждается, в частности, Постановлением Федерального суда Волго-Вятского округа от 07.11.2006 по делу N А29-3812/2006А.
9. Также необходимо отметить, что согласно Федеральному "закону" от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и "разделу III" Положения кредитная организация разрабатывает правила документооборота и технологию обработки учетной информации. Учет и обработка бухгалтерской документации, составление выходных форм производятся с использованием ЭВМ. При совершении бухгалтерских операций на ЭВМ должно автоматически обеспечиваться одновременное отражение сумм по дебету и кредиту (принцип двойной записи) лицевых счетов и во всех взаимосвязанных регистрах. Под регистрами понимаются документы, в которых систематизируется и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. Операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Таким образом, следует отметить возможность получения налоговыми органами выписок по операциям на счетах налогоплательщиков в банках в электронном виде как при истребовании такой информации в порядке статьи 86 Кодекса, так и в порядке статьи 93 Кодекса при проведении в отношении банка выездной налоговой проверки.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до сведения нижестоящих налоговых органов.
Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
Т.В.ШЕВЦОВА
СпроситьНет, физлицо ничего не должно банку, кроме своего паспорта.
Ст. 865 ГК РФ обязывает банк принять поручение и перечислить сумму.
"Банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя средств для ее зачисления на счет лица, указанного в поручении, в срок, установленный пунктом 1 статьи 863 настоящего Кодекса."
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
1) до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, установив следующие сведения:
в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
СпроситьДа, вправе, с целью удостоверения законности происхождения денежных средств клиента
7 августа 2001 года N 115-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом
1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
1.1) при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов;
СпроситьОбэп просит предоставить выписку по движению расчетного счета без письменного запроса всвязи с проверкой договора по страхованию сельхозкультур.
Без письменного запроса с указанием номера проверочного материала или уголовного дела- вы ничего представлять не обязаны
СпроситьВыписка по расчетному счету любого клиента считается финансовым документом, содержащим банковскую тайну. Поэтому банк не может предоставлять выписки по чужим счетам. Данный документ может получить лишь владелец счета по соответствующему запросу.
В силу ст.26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном статьей 9 ФЗ от 12.08.95 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
СпроситьИмеет ли право Банк запрашивать копии договоров, сч фактур и иные документы подтверждающие сделку ссылаясь на Письмо ЦБ №236-Т и п 11 ст 7 115 ФЗ.
Да. Имеет такое право. Банка России от 31.12.2014 N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" позволяет это делать, также как и требования закона.
Банк должен контролировать сомнительные операции. Тем более на фоне последних отзывов банковских лицензий. Не делать этого он просто не может. Если хочет и дальше работать.
СпроситьДа,имеет право запросить первичные бухгалтерские документыдоговоры,накладные,счет-фактуры и платежные документы.
Письмо ЦБ №236-Т и п 11 ст7 ФЗ -115 от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
СпроситьДействия банка правомерны в случае, если операции:
1) попадают под контроль
либо
2) являются подозрительными согласно правилам внутреннего контроля банка.
Перечень операций, подлежащих обязательному контролю, приведен в статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
А примерный перечень обстоятельств, дающих основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, приведен в пункте 2 статьи 7 указанного закона (в частности, такими обстоятельствами могут быть запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; а также несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации).
Пункт 1 статьи 7 возлагает на банки обязанность получать определенную информацию до приема клиента на обслуживание, при приеме на обслуживание, а также при обслуживании (в частности, фиксировать вид операции и основания ее совершения).
В силу подпункта 4 пункта 1, а также пункта 14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ клиент банка, дающий указание на проведение операции с денежными средствами, должен предоставить банку:
— документы, подтверждающие основания осуществления платежа и законность совершенной сделки, в том числе экземпляр договора;
— сведения, необходимые для идентификации сторон договора, и документы, подтверждающие достоверность этих сведений;
— сведения о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах сторон договора.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
1. ПИСЬМО ЦБ РФ#/a# ОТ 03.09.2008 № 111-Т
«Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями выявлено, что в последнее время резко возросли объемы денежных средств, переводимых юридическими лицами — резидентами со своих счетов в уполномоченных банках на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации* (в банковской отчетности такие операции отражаются по коду вида операции 61150).Во многих случаях денежные средства юридическими лицами — резидентами переводились на свои счета, открытые в банках Республики Казахстан, Республики Молдова, Эстонской Республики, Латвийской Республики, Республики Кипр.Характерными особенностями таких операций являются следующие:
1. Плательщиками денежных средств являются юридические лица — резиденты, имеющие крайне незначительный по сравнению с объемами переводимых за границу средств уставный капитал. Месячный объем операций по переводу денежных средств на счета, открытые за пределами территории Российской Федерации, как правило, более чем в 100 раз превышает размеры уставного капитала юридического лица — резидента.
2. Операции по счетам юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках в большинстве случаев носят транзитный характер. При этом поступившие денежные средства в полном объеме (либо в их значительной части) переводятся на счета, открытые за пределами территории Российской Федерации.
3. Со счетов, используемых для указанных целей, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в крайне незначительных размерах. Как правило, такие платежи составляют менее двух процентов от объема денежных средств, переводимых с данного счета на счета, открытые за пределами территории Российской Федерации.
Возрастающие масштабы этих операций позволяют предполагать, что в большинстве случаев действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата «серого» импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем.
Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям особое внимание уделять указанным выше операциям и при выявлении таких операций в деятельности юридических лиц — резидентов запрашивать у них документы, подтверждающие источники поступления денежных средств на их счета в уполномоченных банках, а также иные документы, подтверждающие вещные права юридических лиц — резидентов на реализуемые ими на территории Российской Федерации товары либо иные активы*.
При выявлении таких операций, проводимых по счетам юридических лиц — резидентов, кредитным организациям рекомендуется применять меры, изложенные в письме Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)» («Вестник Банка России» от 8 мая 2007 года N 25).В случае признания кредитными организациями таких операций подозрительными кредитные организации направляют сведения об указанных операциях в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3418; 2002, N 30, ст.3029; N 44, ст.4296; 2004, N 31, ст.3224; 2005, N 47, ст.4828; 2006, N 31, ст.3446, ст.3452; 2007, N 16, ст.1831; N 31, ст.3993, ст.4011).Территориальным учреждениям при осуществлении деятельности по надзору за кредитными организациями, в том числе при проведении инспекционных проверок кредитных организаций, рекомендуем особое внимание уделять выявлению указанных выше операций в деятельности кредитных организаций.При выявлении фактов проведения кредитными организациями таких операций систематически и(или) в значительных объемах рекомендуем территориальным учреждениям проводить встречи с руководителями и владельцами таких кредитных организаций в целях уточнения экономического содержания проводимых по поручению клиентов операций, обстоятельств их совершения, оценки рисков для кредитной организации и для банковской системы в связи с совершением таких операций, возможной разработки плана действий по их прекращению.Территориальным учреждениям рекомендуем информацию о фактах проведения кредитными организациями по поручению клиентов указанных операций систематически и(или) в значительных объемах, а также о работе территориального учреждения с кредитными организациями и ее результатах направлять письмом на имя Председателя Банка России.
2. Постановление Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 #a#№ 3173/13#/a# по делу #a#№ А40-32140/12-58-295#/a#
"Обязанность по документальному фиксированию информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом возложена на кредитные организации пунктом 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, согласно которому кредитные организации должны разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. При этом Закон не устанавливает перечень данных, подлежащих обязательному фиксированию, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений.
Основаниями для документального фиксирования информации о соответствующих операциях и сделках являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента представления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента, что согласуется с разъяснениями Центрального банка Российской Федерации*, изложенными в письме от 03.09.2008 № 111 -Т, и Сорока рекомендациями ФАТФ.
СпроситьДа, такое право есть у банка согласно
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
11. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
СпроситьДобрый день.
К сожалению имеют такое право.
Пункт 11 ст. 7 указанного ФЗ определяет, что Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При этом фактически не существует ограничения перечня документов, которые банк вправе запросить в целях контроля. А перечень операций, которые банк может посчитать сомнительным фактически открытый.
Абсолютное большинство судебной практики в пользу банков.
СпроситьДобрый день. Согласно п.7 ФЗ №115-ФЗ, в случае возникноваения сомнений в легальности операций, банк вправе запросить все документы, подтверждающие происхождение денежных средств. Клиенту же необходимо предоставить обычный договор ГПХ.Иначе информация может уйти в РосФинмониторинг
СпроситьСтатьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" достаточно для отказа в выполнении поручения:
"Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма."
А вот документы по сделке не предоставляются.
В случае непредставления клиентом документов (надлежащим образом заверенных копий), подтверждающих уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документов (надлежащим образом заверенных копий) (сведений), подтверждающих отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации, по истечении одного месяца после окончания налогового (отчетного) периода, в котором такие документы (сведения) были запрошены, Банк России рекомендует кредитным организациям реализовывать в отношении такого клиента право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Потому требовать копии договоров,сч фактур и иные документы у банка нет полномочий.
Вам в суд или в прокуратуру о самоуправстве сотрудников кредитного учреждения.
СпроситьИмеет право, если операции отвечают признакам, установленным законом и приведенным Письмом.
Если же этим признакам операции не отвечают, то нет оснований и запрашивать документы - об этом и идет речь в Письме.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 декабря 2014 г. №236-Т
О ПОВЫШЕНИИ ВНИМАНИЯ
КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОТДЕЛЬНЫМ ОПЕРАЦИЯМ КЛИЕНТОВ
В результате осуществления Центральным банком Российской Федерации надзорной деятельности за кредитными организациями продолжают выявляться случаи регулярного совершения их клиентами — юридическими лицами (резидентами) транзитных операций*.
————————————-
* Коды вида признака 1414 и 1813 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2012 года № 23744 и опубликовано в «Вестнике Банка России» от 18 апреля 2012 года № 20) (далее — Положение № 375-П).
————————————-
Возрастающие масштабы данных операций позволяют предполагать, что возможными действительными целями таких операций могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.
Транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:
• зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием;
• списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
• проводятся регулярно (как правило, ежедневно); проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
• деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
• с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.
По оценке Банка России, деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций.
Учитывая изложенное, при выявлении кредитными организациями в деятельности клиентов операций, соответствующих указанным выше признакам[[u][/u]/b], Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:
• запрашивать у клиента в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма документы (надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документы (надлежащим образом заверенные копии) (сведения), подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации;
• обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;
• направлять в уполномоченный орган информацию об операциях такого клиента, соответствующих указанным выше признакам, на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) с использованием кодов вида признака 1414 и 1813 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении к Положению № 375-П.
В случае непредставления клиентом документов (надлежащим образом заверенных копий), подтверждающих уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документов (надлежащим образом заверенных копий) (сведений), подтверждающих отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации, по истечении одного месяца после окончания налогового (отчетного) периода, в котором такие документы (сведения) были запрошены, Банк России рекомендует кредитным организациям реализовывать в отношении такого клиента право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.
Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.
Д.Г. Скобелки
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом
11. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены [b]документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
СпроситьБанк у меня как у физлица запрашивает выписку по юр счёту (открытым в другом банке) компании, где я являюсь руководителем и учредителем, правомерны ли такие действия со стороны банка?
Доброе времени суток. Всё зависит от того, для каких целей банк требует информацию. . Можете эту информацию не предоставляет, если считаете что банк нарушает ваши права земля и такие требования о предоставлении выписки по расчетному счету юридического лица.
СпроситьДобрый день.
Банк не имеет право у вас требовать выписку из других банков, тем более если вы просто являетесь там директором. Пусть обоснуют требование.
СпроситьЗдравствуйте,
Банку вы ничем не обязаны и никаких выписок можете не предоставлять, тем более по юридическому лицу
У Вас всегда есть возможность подробно обсудить вашу проблему с любым юристом (адвокатом) сайта, в личных сообщениях, на платной консультации.
Желаю Вам удачи и всех благ!
Спросить