Как юридически доказать работодателю сохранение силы сертификата фельдшера при работе в военкомате?
Работаю фельдшером на полную ставку в военкомате, медицинский стаж не идет, сертификат фельдшера не потеряю. Но на какой закон, протокол, либо приказ я могу ссылаться, чтобы юридически доказать работодателю о том, что сертификат не утеряет свою силу?
Здравствуйте уважаемая Екатерина! Вам необходимо знать, что согласно приказа Минздрава РФ от 29.11.2012 N 982 н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" и в соответствии с пунктом 5.2.119 Положения о Минздраве РФ, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608, утверждаются условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам согласно приложению N 1; форма сертификата специалиста согласно приложению N 2; технические требования к бланку сертификата специалиста согласно приложению N 3. Сертификат специалиста свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности. Сертификат действует пять лет на территории РФ. Лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское или фармацевтическое образование в РФ, а также лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах и получающим сертификат повторно, сертификат выдаётся образовательными или научными организациями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. Лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах и получающим сертификат впервые в рамках прохождения процедуры допуска к медицинской или фармацевтической деятельности на территории РФ, сертификат выдаётся Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Экзамен по специальности проводится в соответствии с порядком сдачи экзамена по специальности лицами, получившими медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, для допуска к медицинской или фармацевтической деятельности, утверждаемым Минздравом РФ. Для организации и проведения сертификационного экзамена организациями создаются экзаменационные комиссии, в состав которых включаются специалисты в области здравоохранения и медицинской науки. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается руководителем организации, который является председателем экзаменационной комиссии. Состав экзаменационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые решения. Регламент работы экзаменационной комиссии и сроки проведения и сдачи сертификационного экзамена определяются организацией и утверждаются её руководителем. Сертификат выдаётся лицам, сдавшим сертификационный экзамен, экзамен по специальности или прошедшим государственную итоговую аттестацию по предъявлении документов, удостоверяющих их личность, либо представителям указанных лиц по доверенности, оформленной в установленном порядке, либо высылается по почте ценным отправлением с уведомлением о вручении. Сертификат выдаётся в течение 10 календарных дней с момента сдачи сертификационного экзамена, экзамена по специальности, прохождения государственной итоговой аттестации. Для регистрации выданных сертификатов в организации (Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения) заводится книга учёта выданных сертификатов, в том числе в электронном виде. Желаю удачи и успехов Вам. С уважением, А.А. Боголюбов.
СпроситьДоброе время суток. Нет, полученный вами сертификат фельдшера, выданный в установленном законом порядке при осуществлении трудовой деятельности фельдшера на полную ставку в военкомате были не потеряется.
СпроситьПо тому, как написано - не укажете. Военкомат - не является лечебным учреждением, работа в котором может свидетельствовать о работе по медицинской специальности.
СпроситьБолее 20 лет работал врачом в сельской местности, последние 9 лет врачом-терапевтом (по штатному расписанию) в военкомате, общий медицинский стаж более 30 лет. При начислении пенсии в ФПР отказано в учете этих 9 лет в общий медицинский стаж. С учетом этих лет я мог бы иметь право на досрочную льготную пенсию как врача работавшего в сельской местности?
Есть ли какие-нибудь правовые документы по врачам военкоматов?
На федеральном уровне нет.
"Трудовой стаж работы на медицинских должностях в военных комиссариатах должен засчитываться в льготный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии
В ранее действовавшем пенсионном законодательстве право на досрочное назначение трудовой пенсии называли правом на льготную пенсию. В настоящее время если трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях) (мужчины - 60 лет, а женщины - 55 лет), то ее называют досрочной.
С 1 января 2002 г. в России началась полномасштабная пенсионная реформа. С этой даты вступили в силу новые пенсионные законы, в соответствии с которыми производится назначение пенсий.
В пенсионной системе Российской Федерации можно выделить два типа пенсий. Первый из них - это пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Они предоставляются вне системы обязательного пенсионного страхования и выплачиваются за счет средств федерального бюджета.
Второй, основной, тип пенсий - это трудовые пенсии. Право на получение трудовой пенсии возникает в связи с уплатой в течение определенного периода времени страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования.
Установление трудовых пенсий производится в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Трудовые пенсии за выслугу лет, согласно прежнему пенсионному законодательству, могли устанавливаться различным категориям работников, в частности работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Указанные пенсии предусматривались ст. 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Формальная отмена с 1 января 2002 г. пенсий за выслугу лет как института трудовых пенсий не означает, что указанные работники лишились особенностей в пенсионном обеспечении. В новом пенсионном законодательстве эти пенсии трансформировались в трудовые пенсии по старости, назначаемые досрочно (т.е. ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин).
Соответственно и упомянутым работникам, занимавшимся лечебной деятельностью, Законом о трудовых пенсиях предоставлено право на досрочные трудовые пенсии по старости. При этом, для назначения такой пенсии, как и ранее для установления пенсии за выслугу лет, возраст гражданина значения не имеет, а требуется лишь выработать медицинский стаж определенной продолжительности.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью (ранее - правом на пенсию за выслугу лет) пользуются не все работники, которые такой деятельностью занимаются.
Условия назначения досрочных трудовых пенсий по старости медицинским работникам указаны в ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 пенсия по старости досрочно назначается лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости (в том числе в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, как и в период действия Закона о государственных пенсиях, новое пенсионное законодательство делегировало Правительству Российской Федерации полномочия принимать очень важные документы по вопросам досрочного пенсионного обеспечения.
С момента вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (1 января 2002 г.) при назначении досрочных пенсий медицинским работникам применялись нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, принятые в период действия прежнего пенсионного законодательства: Список профессий и должностей, Список должностей и Правила исчисления сроков выслуги, соответственно утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066. Установление досрочных пенсий по старости медицинским работникам с применением указанных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации производилось на основании п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 21 января 2002 г. N 30, согласно которому нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов, могли применяться в части, не противоречащей этим федеральным законам.
С 14 ноября 2002 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Постановление от 29 октября 2002 г.). Постановление от 29 октября 2002 г., наряду с решением других вопросов пенсионного обеспечения различных категорий граждан, утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список, утвержденный Постановлением от 29 октября 2002 г.), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила, утвержденные Постановлением от 29 октября 2002 г.).
Соответственно прежние нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления пенсий за выслугу лет медицинским работникам, которые применялись при назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения до вступления в силу Постановления от 29 октября 2002 г., при определении права на указанную пенсию в настоящее время не применяются.
Как и по прежнему законодательству, право на льготы в пенсионном обеспечении имеют только врачи и соответствующие медицинские работники, относящиеся к среднему медицинскому персоналу.
Среди врачей правом на рассматриваемую пенсию пользуются все врачи-специалисты, независимо от наименования (на что специально указано в Списке; в Списке, утвержденном Постановлением от 22 сентября 1999 г., такого уточнения не было), кроме врачей-статистиков, в том числе врачи - руководители учреждений и их структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность. Соответственно правом на "медицинскую" пенсию как руководитель учреждения имеет главный врач, но, естественно, при том условии, что он занимается врачебной деятельностью; это, как правило, подтверждается приказом по учреждению. Аналогично решается вопрос и в отношении заместителя главного врача.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения осуществляется по нормам подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. В соответствии с ним, как уже указывалось, право на досрочную пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Право выхода на трудовую пенсию по старости независимо от возраста и требование к стажу работы сохранились из предыдущего законодательства. Причем в новом законодательстве не дается четкой формулировки понятия "стаж на соответствующих видах работ". Исходя из правового смысла данной формулировки стаж на соответствующих видах работ - это суммарная продолжительность периодов профессиональной трудовой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следует указать, что до 1 января 2009 г. ст. 28 Закона о трудовых пенсиях содержала условие о работе медицинских работников только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Норма подп. 11 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях была признана Конституционным Судом Российской Федерации (постановление от 3 июня 2004 г. N 11-П) противоречащей Конституции Российской Федерации. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ в Закон о трудовых пенсиях были внесены соответствующие изменения, действие которых в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяется на правоотношения, возникшие с 3 июня 2004 г.
Как было указано выше, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, регулируют Правила, утвержденные Постановлением от 29 октября 2002 г., которые по своей структуре трансформированы, но в целом по существу принципиальных изменений не претерпели.
Работа в любой должности, поименованной в разделе "Наименование должностей", включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в учреждениях, предусмотренных в разделе "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением от 29 октября 2002 г.
В соответствии с п. 4 Правил в стаж работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются только те периоды, когда медицинский работник выполнял норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, по занимаемой им должности. Данное правило распространяется на периоды работы после 1 ноября 1999 г. Однако для медицинских работников, занятых в должности "главная медицинская сестра", это требование применяется ко всем периодам работы в этой должности.
Периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном Постановлением от 29 октября 2002 г., засчитываются с 1 ноября 1999 г. в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Согласно ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Что касается сокращенной продолжительности рабочего дня, установленной для отдельных должностей, то согласно ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности" от 14 февраля 2003 г. N 101 утверждены Перечни должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов, условий труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю. Данными Перечнями установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности, характера и условий труда продолжительность рабочего времени может составлять 36, 33, 30 и 24 часа в неделю.
Если работа выполнялась в нескольких должностях и учреждениях, указанных в Списке, на условиях неполного рабочего дня, то производится суммирование объема работы работника в должностях, предусмотренных Списком, по всем местам работы.
Действующими Правилами, так же как и ранее, сохранена возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, периодов работы в определенных структурных подразделениях организаций (воинских частей) независимо от их наименования и ведомственной принадлежности (п. 6 Правил, утвержденных Постановлением от 29 октября 2002 г. N 781). Однако в отличие от ранее действовавших Правил в указанный п. 6 включены лечебно-профилактические структурные подразделения территориальных медицинских объединений, а также группы медицинского обеспечения, медицинские службы, медицинские группы, военно-медицинские службы, стационары.
Наиболее характерные проблемные ситуации при назначении пенсий медицинским работникам заключаются в следующем:
Разрешая вопрос о возможности включения в специальный стаж периодов работы до 1 ноября 1999 г., работники территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР) зачастую неправомерно пользуются "Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения", полагая, что отсутствие в ней определенной должности является основанием для отказа в назначении пенсии. Между тем эта "Номенклатура" принята в 1999 г., и в нее не включено большое количество должностей, существовавших в 70, 80 и 90 гг.;
Территориальный орган ПФР в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан применяет несколько вариантов подсчета пенсии. Распространенный вариант: "в рамках постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 года" и "без учета этого постановления". В результате в каждом из вариантов какие-то периоды включаются, какие-то - нет, и в итоге ни один из вариантов не дает права на назначение досрочной пенсии. На самом деле вариант может быть только один - на основании закона, с учетом правовых позиций, изложенных в этом и других постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Работники территориального органа ПФР нередко произвольно применяют разные Правила и Списки к различным периодам, нарушая правила действия нормативных правовых актов во времени.
Это, конечно же, самые распространенные препятствия на пути к назначению досрочной пенсии. Есть и другие: например, отсутствие статуса юридического лица у медицинского учреждения в какой-то период времени или трудность правильного подсчета стажа медикам, которые какое-то время проходили военную службу на медицинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации или на гражданских должностях в различных подразделениях военно-медицинской службы Вооруженных Силах Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам автор хотел бы в качестве примера привести решение по делу N 2-334/10, рассмотренное в судебном заседании 12 августа 2010 г. в Комаричском районном суде Брянской области*(1), который, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии периодов работы в должности диетсестры, фельдшера и медицинской сестры, установил буквально следующее:
"Заявительница обратилась в суд с заявлением об установлении периода ее работы в должности диетсестры пищеблока Керченской городской больницы N 2 с 28 марта 1986 г. по 5 августа 1986 г., фельдшера военного комиссариата Комаричского района Брянской области с 26 января 2000 г. по 1 марта 2001 г., медицинской сестры МОУ Комаричской средней школы N 2 со 2 марта 2001 г. по 9 января 2006 г., указывая на то, что на данных должностях ее деятельность была направлена на охрану здоровья населения, в связи с чем данные периоды работы должны быть включены в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. В судебном заседании заявительница поддержала свои требования и просила их удовлетворить.
Представители Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Комаричском муниципальном районе Н. и С. заявленные требования не поддержали и просили их оставить без удовлетворения, так как должность диетической сестры пищеблока не поименована Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, работа в должности фельдшера военного комиссариата Комаричского района не может быть включена в стаж, так как учреждение "военный комиссариат" не поименовано в Списках учреждений здравоохранения, работа в должности медицинской сестры МОУ Комаричская средняя школа N 2 также не поименована в списках учреждений здравоохранения.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, судом установлено.
К. работала в период с 28 марта 1986 г. по 5 августа 1986 г. в должности диетсестры пищеблока Керченской городской больницы N 2, с 26 января 2000 г. по 1 марта 2001 г. - в должности фельдшера военного комиссариата Комаричского района, со 2 марта 2001 г. по 9 января 2006 г. - в должности медсестры МОУ Комаричской средней школы N 2, что подтверждается копией трудовой книжки и другими материалами дела.
Согласно должностным обязанностям фельдшера военкомата К. осуществляла работу по обследованию граждан, проходящих службу в ВС Российской Федерации, подготовку и проведение диспансерных осмотров, планирование и проведение лабораторных исследований и профилактических прививок всем гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, производила контрольные осмотры призывников и осуществляла другие мероприятия, направленные на организацию профилактики и лечения призывников.
Согласно должностным обязанностям медицинской сестры МОУ Комаричская средняя школа N 21 К. обеспечивала соблюдение правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в школе, оказывала неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях с последующим вызовом врача к больному или направлением его в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, принимала участие в медицинских осмотрах школьников, проводя ежедневно амбулаторный прием заболевших учеников и сотрудников школы, оказывала неотложную доврачебную помощь, проводила осмотр детей на педикулез, инфекционные заболевания, участвовала в обследовании детей на туберкулез, осуществляла контроль за соблюдением санитарно-эпидемического режима школы и пищеблока, выполнением санитарных требований к технологии приготовления пищи, проводила плановые профилактические прививки учащимся, а также выполняла другие мероприятия, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни в школе.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г., и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным тем же постановлением, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном указанными Правилами, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке.
В судебном заседании установлено, что заявительница, работая в Комаричской средней школе N 2 медицинской сестрой и военном комиссариате Комаричского района фельдшером, непосредственно занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указанные должности предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г. В данном списке должность "диетсестра" не предусмотрена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд решил: заявленные требования К. удовлетворить частично. Включить в льготный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии периоды работы К. с 26.01.2000 года по 01.03.2001 года в должности фельдшера военного комиссариата Комаричского района Брянской области, с 02.03.2001 года по 09.01.2006 года - в должности медсестры МОУ Комаричской средней школы N 2 Брянской области. В остальной части иска отказать".
Таким образом, рассматривая основные причины серьезных затруднений в назначении медицинским работникам досрочных трудовых пенсий по старости за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на то, что они связаны с тем, что претерпели изменения не только законодательство, регулирующее пенсионные вопросы, но и отраслевые нормативные правовые акты. В силу различных причин произошедшие изменения не учитываются работодателем. Вследствие этого наименования должностей медицинских работников и учреждений здравоохранения (их структурных подразделений) не соответствуют Спискам должностей и учреждений, а также Перечню структурных подразделений, поименованных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. А ведь именно в соответствии с ними назначается досрочная трудовая пенсия по старости (в том числе с применением правил льготного исчисления стажа).
Еще одно важное обстоятельство, на которое автору настоящей статьи хотелось бы обратить внимание читателей: в Закон о трудовых пенсиях и в подзаконные акты внесены некоторые изменения, ограничивающие право медицинских работников на досрочные трудовые пенсии по старости. Между тем органы ПФР при рассмотрении заявлений медицинских работников о назначении им досрочных пенсий занимают нередко ошибочную позицию. Нередко они руководствуются лишь новым пенсионным законодательством о порядке и условиях назначения пенсий на льготных условиях и правилах исчисления "специального" стажа работы.
По мнению автора, такая их позиция противоречит законодательству, поскольку законы не имеют обратной силы.
Так, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П было определено, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение (включая размер пенсии и ее досрочное получение), на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования. Указанным документом Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что при решении вопроса о праве на досрочную трудовую пенсию и зачете некоторых периодов профессиональной деятельности по охране здоровья населения могут рассматриваться нормы ранее действовавшего законодательства.
А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения
военного комиссариата Чувашской Республики
"Право в Вооруженных Силах", N 4, апрель 2011 г."
СпроситьРаботаю фельдшером в военкомате почти 4 года. Войдёт ли этот период в льготный медицинский стаж? Чем регламентируется? На что ссылаться?
Списки учреждений и должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение медицинским работникам, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.
Фельдшеры указанным Списком предусмотрены. А вот с учреждением проблема. Прочтите сами этот документ. Возможно вы указали организацию, а надо указать структурное подразделение этой организации.
СпроситьЗдравствуйте. Да.Если работая фельдшером, непосредственно занимались лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения (что в случае необходимости должно быть подтверждено Вашей должностной инструкцией), то эта работа с 2002 года должна быть включена в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Сложившаяся судебная практика по данному вопросу есть (см., например, решение по делу N 2-334/10, рассмотренное в судебном заседании 12 августа 2010 г. в Комаричском районном суде Брянской области).
Исходя из п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась:
1) не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях;
2) но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в п. 6 Правил, а именно в:
а) клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
б) в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в) в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
г) в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). Ссылка http://народныйвопрос. Рф/Home/Question/8217
Желаю удачи. В.
СпроситьИдет ли медицинский стаж у фельдшера в военкомате? Если идет на основании какого закона?
--- если фельдшер занимается лечебной деятельностью то конечно идет . на основании закона О трудовых пенсиях в РФ
СпроситьУважаемая Людмила!
В связи с принятием ФЗ "О страховых пенсиях РФ", не прекратило действие Постановление Правительства РФ №781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанный нормативный акт не предусматривает включение в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости фельдшеру военкомата (должность соответствует Списку, место работы военкомат - не указано в Списке). Таким образом, медицинский стаж (для получения досрочной трудовой пенсии) Вам не идёт, так же как и медицинскому персоналу школ и детских садов, например.
СпроситьЗдравствуйте. Я работаю фельдшером в военкомате на полную ставку, но узнала, что мне не будет идти медицинский стаж. Потеряю ли я в этом случае сертификат фельдшера?
Доброго времени суток! Сертификат фельдшера Вы не утратите.
Право на досрочную пенсию имеют медицинские работники, осуществляющие лечебную и другую деятельность, направленную на охрану здоровья граждан в течение 25 лет в сельской местности и 30 лет в городах.
СпроситьЗдравствуйте! Сертификат остается действительным, действует он 5 лет, а затем надо вновь проходить обучение и получать новый сертификат.
СпроситьДоброго времени суток. Нет, Если вы будете осуществлять трудовые обязанности в должности фельдшера в военкомате на полную ставку, сертификат фельдшера вы не утратить.
СпроситьИдет ли медицинский стаж у военнослужащего медика (фельдшер батальона)
Здравствуйте. Порядок определения и подсчета медицинского стажа установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Указанное постановление имеет списки учреждений и должностей, работа в которых учитывается в медицинский стаж.
Поскольку в вашем вопросе отсутствует наименование медицинского учреждения, в котором работал фельдшер, не имеется возможности определить право на включение этого периода работы в медицинский стаж.
СпроситьКак восстановить врачебную категорию, если медицинский стаж прерывался на полгода (было переобучение на другую мед. специальность по собственной инициативе). За эти полгода закончился срок переаттестации. В результате вернулся к работе по прежней мед. специальности, но в другой клинике. Общий стаж 14 лет. Но в новой клинике работаю всего несколько месяцев. Могу ли я сейчас подать заявление на получение прежней категории? Большое спасибо!
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ не предусматривает возможности подачи на прежнюю категорию.
Надо пройти аттестацию для этого.
Соответствовать требованиям.
СпроситьЗдравствуйте.
В соответствии с "Порядком и сроками прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории", утверждённым Приказом Минздрава России от 23.04.2013 N 240 н:
4. Аттестация является добровольной и проводится аттестационными комиссиями по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.5. Аттестация проводится один раз в пять лет. Присвоенная квалификационная категория действительна на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет со дня издания распорядительного акта о присвоении.
Так что если срок действия квалификационной категории истёк, при желании пройти аттестацию для получения квалификационной категории, необходимо представить в аттестационную комиссию документы, перечисленные в пункте 20 указанного Порядка.
СпроситьЗдравствуйте Татьяна Михайловна
Вы можете подать заявление для получение категории путем прохождения аттестации согласно
Приказа " О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками аттестации для получения квалификационной категории"
от 23 апреля 2013 г. N 240 н - в соответствии с графиком приема документов
Документы, которые вам потребуется предоставить указаны ниже
В соответствии с подпунктом 5.2.116 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608
III. Проведение аттестации
20. Специалисты, изъявившие желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, представляют в аттестационную комиссию следующие документы:
заявление на имя председателя аттестационной комиссии, в котором указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) специалиста, квалификационная категория, на которую он претендует, наличие или отсутствие ранее присвоенной квалификационной категории, дата ее присвоения, согласие на получение и обработку персональных данных с целью оценки квалификации, личная подпись специалиста и дата;
заполненный в печатном виде аттестационный лист, заверенный отделом кадров организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист, по форме согласно рекомендуемому образцу (приложение N 1 к настоящему Порядку)
отчет о профессиональной деятельности (далее - отчет), лично подписанный специалистом, согласованный с руководителем и заверенный печатью организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист (отчет должен содержать анализ профессиональной деятельности за последние три года работы - для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год работы - для специалистов со средним профессиональным образованием, включая описание выполненных работ, данные о рационализаторских предложениях и патентах, выводы специалиста о своей профессиональной деятельности, предложения по ее совершенствованию);
копии документов об образовании (диплом, удостоверения, свидетельства, сертификаты специалиста), трудовой книжки, заверенные в установленном порядке
в случае изменения фамилии, имени, отчества - копия документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени, отчества;
копия документа о присвоении имеющейся квалификационной категории (при наличии).
СпроситьСреди документов на аттестацию должен быть отчет. "Отчет должен содержать анализ профессиональной деятельности за последние ТРИ ГОДА РАБОТЫ" (так сказано в документах, на которые вы ссылаетесь в ответе). Причем, отчет, заверенный печатью организации. Мой КОНКРЕТНЫЙ СЛУЧАЙ: стаж прерван на полгода для повышения квалификации. После учебы всего несколько месяцев работаю в новой клинике. У кого мне заверять свой отчет? И будет ли он принят в аттестационной комиссии, даже если я свяжусь с прежним местом работы? Или, прервав стаж и поступив на работу в новую клинику, я на три года теряю возможность обращаться в аттестационную комиссию с заявлением на получение категории (даже той, которая у меня была раньше)?
СпроситьДействительно, в пункте 20 "Порядка и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории", утверждённых Приказом Минздрава России от 23.04.2013 N 240 н, указано на обязательное предоставление отчёта.
Есть Письмо Минздрава России от 21.05.2015 N 16-5/2028692
, которое может дать ответ на Ваш вопрос:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСпроситьПИСЬМО
от 21 мая 2015 г. N 16-5/2028692
Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на прохождение аттестации для получения квалификационной категории. Принятые аттестационной комиссией процедуры, методы, порядок не должны прямо или косвенно ограничивать право медицинских и фармацевтических работников на получение квалификационной категории.
В соответствии с пунктом 12 Порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационных категорий (далее - Порядок), утвержденных приказом Минздрава России от 23.04.2013 N 240 н, для проведения аттестации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, создается центральная аттестационная комиссия; федеральными органами исполнительной власти, государственными академиями, иными организациями - ведомственные аттестационные комиссии: органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - территориальные аттестационные комиссии.
Медицинский или фармацевтический работник может получить квалификационную категорию в любой аттестационной комиссии, созданной в соответствии с указанным Порядком, в том числе в аттестационной комиссии, созданной Министерством здравоохранения Пермского края.
В соответствии с пунктом 20 Порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории работник должен направить в аттестационную комиссию документы, предусмотренные пунктом 20 Порядка, в том числе отчет о профессиональной деятельности, включающий анализ профессиональной деятельности за последние три года работы (для специалистов с высшим образованием) и за один год (для специалистов со средним образованием), согласованный с руководителем медицинской организации.
Таким образом, приказ не запрещает представить отчет о профессиональной деятельности за 3 года работы на предыдущем месте работы, при условии, что будут соблюдены указанные в пункте 20 требования: согласовать отчет с руководителем организации и заверить печатью организации, в которой ранее осуществляли профессиональную деятельность, включать описание выполненных работ, данные о рационализаторских предложениях и патентах, выводы специалиста о своей профессиональной деятельности, предложения по ее совершенствованию.
В соответствии с пунктом 6 Порядка специалисты могут претендовать на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее чем через три года со дня издания распорядительного акта о присвоении квалификационной категории.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761 н, предусмотрены должности "учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)" с общей квалификационной характеристикой. При этом указано, что наименование "логопед" в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения.
Следует отметить, что Порядок распространяется на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, а также с высшим профессиональным образованием, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность.
Пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" четко определяет понятие "медицинский работник", как физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
В соответствии с пунктом 3 Порядка аттестация специалистов, не имеющих высшего медицинского или фармацевтического образования, проводится по должностям.
Таким образом, лица, занимающие в медицинских организациях должность "логопед" и иные должности, не требующие высшего медицинского образования, могут пройти аттестацию для получения квалификационной категории по занимаемой должности в порядке и в сроки, установленные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. N 240 н.
Врио директора Департамента
И.А.КУПЕЕВА