Может возбудить дело по 315 (кажется) УК РФ за неисполнение судебного акта?

• г. Вологда

С войсковой части (Чечня) взысканы деньги. Исполнительный лист почти три года находится в Минфине РФ. На запросы - ни ответа, ни денег нет. Как можно получить деньги? Может возбудить дело по 315 (кажется) УК РФ за неисполнение судебного акта? Насколько это реально?

Ответы на вопрос (1):

Рассмотрим какие нормативные акты регулируют обязательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЗЫСКАНИЯ НА ОСНОВАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛИСТОВ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ СРЕДСТВ ПО ДЕНЕЖНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» утверждены «Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета» (далее Правила).

Правила устанавливают порядок взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (далее именуется - должник) с лицевых счетов, открытых им в органах федерального казначейства для учета бюджетных средств, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

2. Исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника.

3. Одновременно с исполнительным листом взыскателем представляется копия решения суда и заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

4. При нарушении сроков предъявления исполнительного листа к исполнению, несоответствии его требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к исполнительным листам, либо несоответствии наименования должника по исполнительному листу, имеющего соответствующий лицевой счет, наименованию получателя средств федерального бюджета орган федерального казначейства возвращает исполнительный лист взыскателю без исполнения в течение 3 рабочих дней со дня его поступления с указанием причины возврата.

5. Орган федерального казначейства в течение 3 рабочих дней со дня получения исполнительного листа исполняет требование о взыскании средств должника в пределах остатков объемов финансирования, полученных от вышестоящего распорядителя средств федерального бюджета, в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации.

6. При отсутствии или недостаточности средств, необходимых для удовлетворения требований, предъявленных к должнику в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, выплата по исполнительному листу производится в порядке субсидиарной ответственности за счет средств, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности должника.

В этом случае орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника возвращает взыскателю исполнительный лист и другие документы, представленные в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, с уведомлением о невозможности полного или частичного исполнения в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном листе, и возможности направления исполнительного листа и других необходимых документов в Министерство финансов Российской Федерации для взыскания средств с главного распорядителя средств федерального бюджета.

7. Министерство финансов Российской Федерации на основании поступивших исполнительного листа, документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, и копии уведомления органа федерального казначейства, указанного в пункте 6 настоящих Правил, уведомляет главного распорядителя средств федерального бюджета о необходимости погашения задолженности, указанной в исполнительном листе, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При их недостаточности Министерство финансов Российской Федерации осуществляет перемещение бюджетных ассигнований и изменение лимитов бюджетных обязательств путем внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.

8. Министерство финансов Российской Федерации на основании реестра финансирования расходов, представленного главным распорядителем средств федерального бюджета, доводит сведения о соответствующем размере финансирования до органа федерального казначейства по месту открытия лицевого счета главному распорядителю бюджетных средств. При этом в реестре финансирования расходов указывается номер исполнительного листа и дата его выдачи.

Министерство финансов Российской Федерации направляет в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета главному распорядителю средств федерального бюджета реестр финансирования расходов, документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, и копию уведомления органа федерального казначейства, указанного в пункте 6 настоящих Правил.

9. Главный распорядитель средств федерального бюджета одновременно с представлением в Министерство финансов Российской Федерации реестра финансирования расходов представляет в орган федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета уведомление о лимитах бюджетных обязательств.

10. Орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета главному распорядителю средств федерального бюджета не позднее операционного дня, следующего за днем поступления уведомления о лимитах бюджетных обязательств и сведений об установленном размере финансирования, исполняет содержащиеся в исполнительном листе требования в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящих Правил.

11. Органы федерального казначейства запрашивают у должников информацию о структуре расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, связанных с исполнением требований, содержащихся в исполнительных листах, в случае если из содержания судебных решений, на основании которых были составлены исполнительные листы, это нельзя установить.

Указанная информация должна быть направлена должником не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса органа федерального казначейства.

При нарушении указанного срока органы федерального казначейства имеют право приостанавливать осуществление операций по расходованию средств с лицевых счетов должников до получения необходимой информации.

12. В случае наличия у должника лицевых счетов по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, либо открытия в органе федерального казначейства лицевого счета для учета указанных средств орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника имеет право запросить у должника документы, подтверждающие, что предъявленная к взысканию задолженность образовалась в результате основной деятельности должника, финансируемой из федерального бюджета.

Указанные документы должны быть отправлены должником не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса.

При нарушении указанного срока орган федерального казначейства имеет право приостанавливать осуществление операций по расходованию средств с лицевого счета должника до получения необходимых документов.

13. В случае образования задолженности, по которой производится взыскание, в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности орган федерального казначейства исполняет в течение 3 рабочих дней со дня получения исполнительного листа требование о взыскании средств с лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, при наличии у должника такого счета в органе федерального казначейства.

При наличии у должника лицевых счетов по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, орган федерального казначейства возвращает взыскателю исполнительный лист без исполнения и уведомляет его о возможности направления исполнительного листа в учреждение Центрального банка Российской Федерации или кредитную организацию по месту открытия указанных счетов должника.

14. Исполнительные листы, поступившие в орган федерального казначейства, регистрируются в течение операционного дня в журнале регистрации с указанием даты предъявления и исполнения исполнительного листа, номера лицевого счета должника, номера исполнительного листа, суммы, подлежащей взысканию, даты и причины возврата.

15. Министерство финансов Российской Федерации и соответствующий орган федерального казначейства имеют право приостанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление главным распорядителем средств федерального бюджета операций со средствами федерального бюджета в случае невыполнения им требований, установленных настоящими Правилами.

Приказом Минфина России от 15 мая 2001 г. N 36н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЗЫСКАНИЮ НА ОСНОВАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛИСТОВ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ СРЕДСТВ ПО ДЕНЕЖНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» утверждены «Правила организации работы Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета».

Правила распространяются на получателей средств федерального бюджета, которым для учета операций с указанными средствами открыты лицевые счета в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

По заключению Минюста России от 23 мая 2001 г. N 07/5069-ЮД указанный Приказ не нуждается в государственной регистрации.

Правила определяют порядок организации работы Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (далее - органы федерального казначейства) по исполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143 "Об утверждении Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета".

Согласно данных Правил исполнительный лист судебного органа (далее - исполнительный лист) по денежному обязательству получателя средств федерального бюджета (далее - должник) предъявляется взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств (далее - лицевой счет должника).

Одновременно с исполнительным листом представляются заверенная надлежащим образом копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист (далее - решение суда), и заявление по форме согласно приложению 1 (для юридических лиц) и приложению 2 (для физических лиц) к настоящим Правилам.

2. Орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника в течение рабочего дня регистрирует исполнительный лист в журнале регистрации исполнительных листов по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

3. Орган федерального казначейства в день предъявления исполнительного листа проверяет его на соответствие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к исполнительным документам, соответствие полного и краткого наименования должника по исполнительному листу, его наименованию как получателя средств федерального бюджета, имеющего лицевой счет в данном органе федерального казначейства.

4. Орган федерального казначейства в трехдневный срок со дня предъявления взыскателем исполнительного листа и копии решения суда возвращает указанные документы взыскателю без исполнения в случае выявления нарушений требований, указанных в пункте 3 настоящих Правил.

Возврат исполнительного листа, принятого к исполнению, производится в случаях:

а) наличия у должника в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации (далее - учреждение банка) счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил;

б) недостаточности или отсутствия средств на лицевом счете должника в порядке, определенном пунктом 10 настоящих Правил.

При возврате взыскателю исполнительного листа и копии судебного решения без исполнения в случаях, указанных в абзаце первом, подпункте "а" данного пункта, орган федерального казначейства направляет взыскателю уведомление о возврате исполнительного листа по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

Заявления взыскателей с копией указанного уведомления остаются в органе федерального казначейства и брошюруются в отдельное дело.

5. В случае принятия исполнительного листа к исполнению орган федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после предъявления исполнительного листа передает должнику под расписку или по факсимильной связи уведомление о поступлении исполнительного листа по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам, а также копию исполнительного листа с приложениями.

Должник в течение двух рабочих дней со дня получения данного уведомления представляет в орган федерального казначейства:

письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (деятельность, финансируемая за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательская и иная приносящая доход деятельность) и показателях бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном листе, применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года;

платежное поручение для полного или в случае недостаточности на лицевом счете должника остатка объема финансирования по соответствующим показателям бюджетной классификации Российской Федерации частичного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе.

При нарушении должником срока представления вышеуказанной информации орган федерального казначейства приостанавливает осуществление операций по расходованию средств с лицевого счета должника до получения необходимой информации.

6. Операции не приостанавливаются при представлении должником в указанный срок в орган федерального казначейства документов, подтверждающих исполнение решения суда или судебного акта (акта иного органа, отменяющего или приостанавливающего исполнение решения суда).

При представлении должником в орган федерального казначейства:

документов, подтверждающих исполнение должником своих обязательств по данному решению суда о взыскании денежных средств, орган федерального казначейства не позднее следующего дня после получения указанных документов возвращает исполнительный лист в судебный орган, выдавший его, с отметкой об исполнении;

судебного акта, отменяющего решение суда, на основании которого выдан исполнительный лист, орган федерального казначейства в те же сроки возвращает исполнительный лист в судебный орган, выдавший его, с указанием причины возврата в сопроводительном письме;

судебного акта (акта иного органа), приостанавливающего исполнение решения суда, выдавшего исполнительный лист, орган федерального казначейства приостанавливает исполнение решения суда и оставляет документы, указанные в пункте 1 настоящих Правил, в делах органа федерального казначейства до устранения оснований по приостановлению исполнения решения суда.

Документы, подтверждающие, отменяющие или приостанавливающие исполнение судебного решения, регистрируются органом федерального казначейства в журнале регистрации исполнительных листов. Копии указанных документов остаются в делах органов федерального казначейства.

7. Орган федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после поступления от должника информации об образовании задолженности, по которой производится взыскание, в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности:

исполняет содержащиеся в исполнительном листе требования на основании платежного поручения должника с отражением данной операции на лицевом счете по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытом должнику в органе федерального казначейства, в пределах остатка средств, отраженных на указанном лицевом счете;

возвращает взыскателю исполнительный лист и решение суда в порядке, установленном пунктом 10 настоящих Правил, в случае недостаточности средств на указанном лицевом счете для полного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, для взыскания средств с главного распорядителя средств федерального бюджета (далее - главный распорядитель средств), в ведении которого находится должник, в порядке субсидиарной ответственности;

возвращает взыскателю исполнительный лист без исполнения при отсутствии у должника лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органе федерального казначейства в порядке, установленном в пункте 4 настоящих Правил, и уведомляет его о возможности направления исполнительного листа в учреждение банка по месту открытия счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

8. В случае образования задолженности, указанной в исполнительном листе, в результате осуществления должником деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, орган федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после поступления от должника информации, указанной в пункте 5 настоящих Правил, исполняет судебное решение на основании платежного поручения, оформленного должником в установленном порядке, в пределах остатка объема финансирования на лицевом счете должника, соответствующего целям, указанным в исполнительном листе.

9. При полном исполнении органом федерального казначейства требований, содержащихся в исполнительном листе, заявление взыскателя, а также копии исполнительного листа и судебного решения подшиваются органом федерального казначейства вместе с экземпляром платежного поручения, на основании которого было осуществлено полное исполнение указанных требований, к документам операционного дня органа федерального казначейства.

В журнале регистрации исполнительных листов органом федерального казначейства производится отметка об исполнении требований исполнительного листа. Исполнительный лист с отметкой органа федерального казначейства о полном исполнении требований исполнительного листа, с указанием номера и даты платежного поручения, суммы взысканных средств, оформленной подписями руководителя и главного бухгалтера (их заместителей) и печатью органа федерального казначейства, возвращается органом федерального казначейства в суд, выдавший указанный исполнительный лист.

10. В случае отсутствия на лицевом счете должника остатка объема финансирования, необходимого для полного или частичного взыскания по соответствующим показателям бюджетной классификации Российской Федерации, орган федерального казначейства в течение срока, указанного в пункте 4 настоящих Правил, возвращает взыскателю исполнительный лист и решение суда с уведомлением о полном или частичном неисполнении требований исполнительного листа по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам с указанием о невозможности исполнения в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном листе, и возможности направления взыскателем исполнительного листа и документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, в Министерство финансов Российской Федерации для взыскания средств с главного распорядителя средств в порядке субсидиарной ответственности.

При частичном исполнении требований, содержащихся в исполнительном листе, орган федерального казначейства на исполнительном листе производит отметку о частичном исполнении с указанием номера и даты платежного поручения, суммы взысканных средств, оформленную подписями руководителя и главного бухгалтера (их заместителей) и печатью органа федерального казначейства.

11. Взыскатель для взыскания средств с главного распорядителя средств в порядке субсидиарной ответственности направляет в Министерство финансов Российской Федерации следующие документы:

заявление взыскателя по форме согласно приложениям 7 (для юридических лиц) и 8 (для физических лиц) к настоящим Правилам;

уведомление органа федерального казначейства о полном или частичном неисполнении требований исполнительного листа;

исполнительный лист;

копию решения суда, заверенную надлежащим образом (далее - исполнительный лист с приложениями).

12. Поступившие в Министерство финансов Российской Федерации исполнительные листы с приложениями не позднее следующего рабочего дня со дня их предъявления в Министерство регистрируются Департаментом управления делами и кадров в установленном порядке и передаются в подлиннике в Главное управление федерального казначейства.

Главное управление федерального казначейства регистрирует поступившие исполнительные листы с приложениями в журнале регистрации исполнительных листов по форме согласно приложению 9 к настоящим Правилам и проставляет регистрационный номер на исполнительном листе. При несоответствии предъявленных документов пункту 11 настоящих Правил Главное управление федерального казначейства возвращает взыскателю исполнительный лист с приложениями без исполнения с указанием причин неисполнения.

В случае возникновения ситуации, требующей квалифицированной юридической консультации, Главное управление федерального казначейства обращается с письменным запросом в Юридический департамент и направляет копии необходимых документов.

13. Юридический департамент в десятидневный срок дает письменное разъяснение по запросу Главного управления федерального казначейства.

Главное управление федерального казначейства возвращает взыскателю исполнительный лист с приложением без исполнения на основании разъяснения Юридического департамента о выявленных нарушениях с указанием причин возврата в уведомлении по форме, аналогичной приложению 4 к настоящим Правилам.

14. Главное управление федерального казначейства по форме согласно приложению 12 к настоящим Правилам передает копию исполнительного листа с приложениями под расписку представителю главного распорядителя средств федерального бюджета для представления последним в Министерство финансов Российской Федерации не позднее десяти рабочих дней, реестра финансирования расходов в размере суммы, необходимой для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, в пределах лимитов бюджетных обязательств и выделенных объемов финансирования на соответствующий период.

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета (далее - главный распорядитель средств) в срок, указанный в пункте 14 настоящих Правил, оформляет и представляет в Главное управление федерального казначейства в установленном порядке реестр финансирования расходов на сумму, необходимую для полного погашения задолженности, подлежащую взысканию в соответствии с исполнительным листом, с учетом суммы, ранее взысканной с должника по данному исполнительному листу, для доведения соответствующих объемов финансирования до органа федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств лицевого счета получателя средств.

Главный распорядитель средств при необходимости представляет реестр финансирования расходов для доведения соответствующих объемов финансирования до органа федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника.

В реестре финансирования расходов в поле "Примечание" указывается номер исполнительного листа, дата его выдачи и наименование судебного органа, а также регистрационный номер Главного управления федерального казначейства, присвоенный исполнительному листу в соответствии с журналом регистрации исполнительных листов. Реестр финансирования расходов формируется отдельно по каждому исполнительному листу.

17. Главный распорядитель средств в сроки, указанные в пункте 15 настоящих Правил, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, утвержденных ему на цели, соответствующие указанным в исполнительном листе, представляет в Министерство финансов Российской Федерации необходимые документы для осуществления перемещения бюджетных ассигнований и изменения лимитов бюджетных обязательств путем внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в общеустановленном порядке.

Курирующий департамент уведомляет Главное управление федерального казначейства о получении документов для внесения указанных изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.

Главное управление федерального казначейства на основании реестра финансирования расходов, представленного главным распорядителем средств, доводит в установленном порядке соответствующий объем финансирования и направляет оригинал исполнительного листа с приложениями в орган федерального казначейства. Копии исполнительных листов с приложениями остаются в Главном управлении федерального казначейства и формируются в отдельное дело.

19. Орган федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств лицевого счета получателя средств либо по месту открытия лицевого счета должника не позднее операционного дня, следующего за днем поступления реестра финансирования и исполнительного листа с приложениями, отражает соответствующие операции на указанном лицевом счете, уведомляет получателя средств федерального бюджета о поступивших объемах финансирования на оплату исполнительного листа и исполняет содержащиеся в исполнительном листе требования путем перечисления средств на счет взыскателя, указанный в его заявлении, на основании соответствующих документов получателя средств федерального бюджета.

Орган федерального казначейства в порядке, установленном пунктом 9 настоящих Правил, проставляет на исполнительном листе отметку об исполнении и направляет его в судебный орган, выдавший исполнительный лист.

20. Главный распорядитель средств, распорядитель или получатель средств федерального бюджета не позднее 2 рабочих дней с момента получения уведомления о поступивших объемах финансирования на оплату исполнительного листа представляет в орган федерального казначейства по месту открытия его лицевого счета получателя средств платежное поручение для перечисления средств взыскателю.

21. Управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации еженедельно в установленном порядке на основании выписок банков, подтверждающих произведенные операции о перечислении средств взыскателям, уведомляют об этом Главное управление федерального казначейства по форме согласно приложению 11 к настоящим Правилам в электронном виде и на бумажном носителе.

Главное управление федерального казначейства производит соответствующую запись в журнале регистрации исполнительных листов.

22. В случае, если главный распорядитель средств до истечения срока, установленного в пункте 14 настоящих Правил, произвел перечисление денежных средств по исполнительному листу за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, им в Главное управление федерального казначейства представляется с сопроводительным письмом копия платежного поручения, на основании которого было осуществлено исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе, с отметкой учреждения банка или органа федерального казначейства.

Главное управление федерального казначейства производит соответствующую запись в журнале регистрации исполнительных листов.

24. В случае представления главным распорядителем средств в Главное управление федерального казначейства судебного акта (акта иного органа), отменяющего или приостанавливающего исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе, Главное управление федерального казначейства в тот же день направляет их в Юридический департамент для оформления справки о возможности приостановления или прекращения исполнения на основании указанных документов.

Главное управление федерального казначейства на основании справки Юридического департамента действует в порядке, установленном пунктом 6 настоящих Правил.

25. В случае непредставления в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации и соответствующие органы федерального казначейства документов, необходимых для исполнения требований, содержащихся в исполнительных листах, или документов, указанных в пункте 24 Правил, Министерство финансов Российской Федерации, органы федерального казначейства имеют право приостанавливать осуществление главными распорядителями, распорядителями, получателями средств операций со средствами федерального бюджета, с информированием об этом решении курирующего департамента Минфина России.

Операции по финансированию не приостанавливаются в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящих Правил, до внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.

26. Документы, поступившие для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации и органы федерального казначейства с нарушением пункта 1 настоящих Правил, подлежат возврату взыскателю для приведения их в соответствие с установленными правилами.

27. Министерство финансов Российской Федерации, органы федерального казначейства осуществляют возврат взыскателю исполнительных листов с приложениями заказными письмами с уведомлением о доставке или лично.

Необходимо также обратить внимание на письмо Минфина России от 01.12.2003 № 3-12-22/44.

Данным письмом Министерство финансов Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями о взыскании в 2003 году недополученных пенсий лицам, проходившим военную службу в органах внутренних дел и федеральной службы безопасности, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах, органах прокуратуры, и членам их семей (далее - военнослужащие, получатели пенсии) на основании исполнительных листов судебных органов сообщило.

Статьей 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что пенсии, назначаемые военнослужащим, получателям пенсий, выплачиваются по месту жительства военнослужащих, получателей пенсий пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы безопасности (далее - пенсионный орган), через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом.

В целях реализации положений указанного Закона и в соответствии со статьей 132 Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" Министерством финансов Российской Федерации со Сберегательным банком Российской Федерации заключено Соглашение от 31 декабря 2002 г. N 01-01-06/03-1710 (с изменениями и дополнениями на 01.08.2003), в соответствии с которым денежные средства на выплату пенсий перечисляются Минфином России в установленном порядке на счета Сбербанка России (минуя счета территориальных органов федерального казначейства) на основании заявок Сбербанка России о размере средств, необходимых для обеспечения выплат пенсий военнослужащим, получателям пенсий, с учетом сумм, необходимых для непредвиденных выплат, составленных на основании данных пенсионных органов.

Учитывая, что назначение пенсий, пособий и компенсаций рассматриваемым получателям пенсий, в том числе правомерность их выплаты входит в исключительную компетенцию пенсионных органов, Министерство финансов Российской Федерации сообщает, что исполнительные листы судебных органов об обязанности выплатить недополученные пенсии в пользу военнослужащих, получателей пенсий подлежат исполнению пенсионными органами в соответствии с вышеуказанным Законом Российской Федерации (статья 56) и Соглашением (подпункт 2.2.2), путем предоставления ими в Сбербанк России дополнительных данных и документов, подтверждающих необходимость осуществления непредвиденной выплаты.

Одновременно обращаем внимание, что порядок взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателя средств федерального бюджета, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143, регулирующий порядок взыскания исключительно по денежным обязательствам получателей средств, возникшим в результате осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с учтенными на их лицевых счетах лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования расходов, на отношения, связанные с взысканием недополученных пенсий на основании исполнительных листов судебных органов, не распространяется.

Вами в запросе ставится вопрос о возможности возбуждения уголовного дела по ст.315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта».

Диспозиция статьи предусматривает уголовную ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению.

Объектом анализируемого преступления является нормальная деятельность по осуществлению правосудия. Закон исходит из того, что решение, приговор, иной акт, принятый судом общей юрисдикции, арбитражным судом, Конституционным Судом РФ, обязательны к исполнению всеми гражданами, организациями, государственными органами, органами местного самоуправления, а также их работниками и всеми другими участниками правоотношений. В период становления в нашей стране основ рыночной экономики, грамотное функционирование судебной власти становится одним из важнейших факторов, влияющих на реализацию предпринимателями их прав и защиту интересов от незаконных действий, и со стороны других участников рыночных отношений, и со стороны отдельных недобросовестных чиновников. Поэтому преступление, предусмотренное в комментируемой статье, посягает также на интересы предпринимателей, ибо существенно затрудняет возможность цивилизованного разрешения споров, возникающих между ними, а также между налоговыми органами, сотрудниками налоговой полиции, таможенных органов и т.п., с одной стороны, и гражданами, ООО, ЗАО, кооперативами, другими коммерческими организациями, с другой стороны.

Объективная сторона деяния, предусмотренного в ст. 315 УК, состоит в том, что виновный:

а) не исполняет указанные в комментируемой статье судебные акты. Характерно, что "ненадлежащее исполнение" объективной стороной ст. 315 УК не охватывается (в последнем случае виновный предпринимает хоть какие-то шаги, направленные на исполнение судебного акта). В отличие от ненадлежащего исполнения, неисполнение судебного акта состоит в том, что виновный даже не создает видимости того, что подчиняется предписаниям органов правосудия. При этом он или сам (лично) не исполняет судебный акт (например, не отменяет свое решение, признанное судом незаконным, не отзывает свое предписание об аресте банковского счета предпринимателя, не возвращает предпринимателю незаконно изъятое имущество) либо не отдает необходимых распоряжений, чтобы подчиненные ему должностные лица и служащие государственных органов, органов местного самоуправления либо служащие и работники коммерческих организаций исполнили решение, приговор суда;

б) воспрепятствует исполнению судебных актов, указанных в ст. 315 УК. Это может выражаться в том, что:

виновный дает обязательные для своих подчиненных указания, распоряжения и т.п., запрещающие последним исполнить предписания, содержащиеся в судебном акте;

создает всяческие помехи в деятельности судебного пристава - исполнителя, других уполномоченных для исполнения судебных актов лиц;

не передает необходимые для исполнения судебного акта документы, информацию и т.п.;

дезинформирует лиц, уполномоченных на исполнение судебного акта, о фактическом местонахождении организации, о банковских счетах и т.п.;

совершает любые иные действия, направленные на то, чтобы затруднить или сделать невозможным реальное исполнение судебного акта.

Следует обратить внимание на то, что если неисполнение судебного акта чаще всего выражается в бездействии виновного, то воспрепятствование, наоборот, предполагает совершение активных действий, направленных на срыв исполнения судебного акта (например, начальник таможенного органа прямо запрещает своим подчиненным исполнить решение суда прекращением действий, примененных к предпринимателю).

Анализируя объективную сторону деяния, предусмотренного в ст. 315 УК, нужно также обратить внимание на ряд обстоятельств:

а) уголовную ответственность по комментируемой статье лицо несет именно за злостное неисполнение судебного акта, а не за то, что оно, например, несвоевременно исполнило предписание этого акта либо не в состоянии было исполнить. Например, один предприниматель должен возместить другому убытки, однако их сумма столь значительна, что превышает весь объем имущества, или возникает ситуация, предусмотренная в ст. 416 ГК РФ, см. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000, с. 664 - 668;

б) злостным считается такое неисполнение решения судебного акта, которое продолжается после письменного предупреждения суда (о недопустимости неисполнения судебного акта) либо предложения судебного пристава - исполнителя добровольно исполнить требование, содержащееся в исполнительном документе (ст. 9 Закона об исполнительном производстве);

в) анализируемое деяние считается оконченным с момента реального, фактического неисполнения судебного акта в установленные законом (а иногда самим судебным актом) сроки либо с момента фактического воспрепятствования исполнению судебного акта. Каких-либо дополнительных последствий для наступления уголовной ответственности по ст. 315 УК не требуется.

Субъект - специальный. При этом следует учесть, что к уголовной ответственности по ст. 315 УК могут быть привлечены лица, являющиеся:

а) представителями власти, например, руководители районных инспекций МНС, подразделений ФСНП, ГТК, управлений, органов внутренних дел, различных государственных органов, контролирующих деятельность предпринимателей в той или иной сфере (санитарных инспекций, противопожарной службы, всевозможных инспекций и т.п.). См. о должностных лицах, относящихся к представителям государственной власти, подробный коммент. к ст. 285 УК;

б) государственными служащими, независимо от категории (А, Б, В). В частности, к последним относятся служащие налоговых органов, налоговой полиции, таможни, различных инспекций, контролирующих и проверяющих деятельность предпринимателей и участвующих как в привлечении предпринимателя к ответственности, так и в исполнении судебных актов;

в) служащими органов местного самоуправления. Это работники различных (например, городских, районных) администраций (департаментов, комитетов, управлений, отделов и т.п.), в той или иной степени участвующих в исполнении судебного акта и допустивших при этом деяние, указанное в ст. 315 УК;

г) служащими государственных или муниципальных учреждений (например, больниц, школ, учреждений культуры, науки, спорта). Чаще всего эта категория лиц не исполняет судебные решения о восстановлении на работе, о выплате зарплаты и т.п. Однако не столь уж редки случаи, когда они не исполняют решения судов (например, арбитражных), принятые по искам предпринимателей о неуплате этими учреждениями денег за выполненные по договорам строительные, ремонтные и т.п. работы, за поставленные товары, оказанные услуги;

д) служащими коммерческой или иной организации. К коммерческим организациям, упомянутым в ст. 315 УК, относятся полные и коммандитные товарищества, хозяйственные общества (АО, ООО), производственные кооперативы, унитарные предприятия. См. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000, с. 94 - 248. К иным организациям относятся, в частности, некоммерческие организации (например, фонды, союзы, ассоциации и т.п.), а также организации, не наделенные статусом ЮЛ (например, профсоюзная организация, которая не пожелала зарегистрироваться в качестве ЮЛ). Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что не исполняет (либо препятствует исполнению) судебный акт, предвидит возможность или неизбежность наступления таких последствий, как нарушение деятельности органов правосудия, ущемление прав, интересов граждан, ЮЛ, государства и общества, и желает этого (ст. 25 УК).

Для привлечения к ответственности по ст. 315 УК ни мотив, ни цели, которыми виновный руководствовался, - не играют роли. Анализ мер наказания, предусмотренных в ст. 315 УК, показывает, что предусмотренное в ней деяние относится к преступлениям небольшой тяжести (ст. 15 УК).

В заключении хотелось бы отметить следующее.

При вынесении судами решений о взыскании денежных средств исполнение по которым осуществляет Минфин России или его структурные подразделения не учитывается наличие/отсутствие в Федеральном бюджете Российской Федерации, выделяемых на погашение соответствующей задолженности.

На практике это выглядит следующим образом.

Суд выносит решение. Исполнительный лист самостоятельно лицом через подразделения Минфина России (Федеральное казначейство) или службу судебных приставов направляется в Минфин России. Далее, исполнительный лист будет находится там до момента выделения денежных средств для погашения задолженности (данным момент отражается в Федеральном Законе Российской Федерации «О Федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год».

Спросить
Пожаловаться

Мне человек должен сумму денег по исполнительным листам, исполнительные листы находятся в ССП, взять с него не чего. Можно ли лишить его водительского удостоверения за неисполнение судебного решения?

Если должник - юридическое лицо, то уголовное дело по ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта» возбуждается в отношении кого? Данная статья подразумевает штраф до 200 тысяч руб. Эти деньги будут взысканы с юр.лица или непосредственно с руководителя как с физ. лица?

Исполнительный лист находится у пристава с 20 сентября 2010 года сдвига нет. Денег не поступило

Как можно оказать влияние на судебного пристава по исполнительному листу?

Здравстввуйте. Нас двое потерпевших по уголовному делу. Мы, двое сдали в канцелярию судебных приставов четыре исполнительных листа о возмещении морального и материального вреда 23 мая 2013 года. Судебные приставы отправили один исполнительный лист в исправительную колонию поселения осужденному-должнику. Нами был сделан запрос в бухгалтерию поселения о наличии этих четырёх исполнительных листов. Мы получили ответ, и выясняется что у них только один исполнительный лист, который они получили его 26 февраля 2014 года. Также нами были получены копия этого исполнительного листа и постановление о направлении копии исполнительного документа для исполнения по листу получение дохода должника, составленного 6 декабря 2013 года. Это получается прошло 7 месяцев после того как мы сдали исполнительные листы. Мы обратились к приставам где эти листы. Они нашли три исполнительных листа, которые они не отправили, а один так и не нашли. Что имеет смысл, судебный пристав заинтересованное лицо о непродвижении исполнительного производства. Как нам быть? Складывается впечатление что приставу грозит уголовное дело. Дайте пожалуста ответ на такой вопрос.

По моему исполнительному листу и заявлению, было открыто в отношении организации исполнительное производство. Организация должна денег, но решение суда не исполняет. В отношении этой организации открыто еще около 10 исполнительных производств, среди них и мое. Приставы исполнители посылали запросы на движимое-недвижимое имущество, на счетах организации денег нет и имущества тоже, но организация работает. А вопрос такой:

1. Может ли пристав-исполнитель, или начальник отдела возбудить уголовное дело по статье 315 У.К. Р.Ф. в связи с неисполнением решения суда.

2. К статье 315 привлекается руководитель организации?

3. Какие признаки нужны для привлечения по статье 315?

Выдали исполнительный лист с неверной датой принятия судебного акта - в нем указана дата 31 окт 2010 года тогда когда судебный акт дотирован 2014 года

за ответ заранее спасибо.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Исполнительный лист о взыскании моей заработной платы находится в исполнительном производстве у судебного пристава почти два месяца. Результат нулевой. Объясняется это тем, что исполнительных производств к данному работодателю много, поэтому выплаты будут после реализации имущества. Причём деньги, полученные от реализации, будут делится между всеми истцами. Вопрос-могут ли исполнительные листы от разных заявителей объединятся в одно исполнительное производство.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение