Материнский капитал - положен ли он женщине, у которой был случай мертворождения ребенка?
В 1997 г. у меня родился мертвый ребенок 36 недель. В ЗАГСЕ дали только справку. В 2011 г. родила ребенка, успешно. Положен ли мне материнский капиталл?
Увы.
"Определение Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2010 г. N 1439-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кислицыной Весты Анатольевны на нарушение ее конституционных прав статьей 4 и пунктом 1 части 6 статьи 5 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки В.А. Кислицыной, установил:
1. Гражданка В.А. Кислицына в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", устанавливающей общие правила ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и предусматривающей, что указанный регистр содержит сведения о детях каждого такого лица (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления) гражданство), а также пункта 1 части 6 его статьи 5, в соответствии с которым одним из оснований отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с данным Федеральным законом.
Как следует из представленных материалов, 25 ноября 2005 года В.А. Кислицына родила мертвого ребенка, что было подтверждено справкой о рождении, выданной отделом записи актов гражданского состояния администрации города Йошкар-Олы (форма N 26, приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния"). После рождения 20 мая 2007 года второго ребенка она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Йошкар-Оле с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, к которому в качестве документа, подтверждающего рождение первого ребенка, была приложена указанная справка о рождении. В выдаче сертификата В.А. Кислицыной было отказано на том основании, что она для подтверждения факта рождения первого ребенка не представила свидетельство о его рождении.
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл решением от 11 декабря 2009 года удовлетворил иск заявительницы об обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Йошкар-Оле выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Однако судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл решение суда первой инстанции отменила и вынесла новое решение, которым со ссылкой на положения статей 4 и 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по государственной поддержке семей, имеющих детей" в удовлетворении иска заявительницы отказала (определение от 26 января 2010 года). Определением судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 14 мая 2010 года В.А. Кислицыной было отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
По мнению заявительницы, примененные при разрешении ее дела положения статей 4 и 5 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2) и 38 (части 1 и 2), поскольку в силу своей неопределенности допускают такое их истолкование в правоприменительной практике, которое приводит к неправомерному ограничению ее права на получение мер государственной поддержки, государственных пособий и иных гарантий социальной защиты, предоставляемых в связи с материнством.
Заявительница также утверждает, что истолкование названных законоположений правоприменительными органами как исключающих возможность подтверждения факта рождения ребенка справкой о рождении при обращении за выдачей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является произвольным и противоречит иным предписаниям данного Федерального закона, из содержания которых, как полагает заявительница, подобный запрет не вытекает.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; вместе с тем соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.
2.2. Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, призванная обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и включает в себя пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел для таких семей возможность получения государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, средства которого могут направляться на улучшение жилищных условий семьи, получение образования детьми, а также повышение уровня пенсионного обеспечения матерей. Согласно Федеральному закону "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на эти дополнительные меры возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года (часть 1 статьи 3).
В соответствии с названным Федеральным законом для реализации права на дополнительные меры государственной поддержки указанные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения данного права путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (часть 1 статьи 5); при этом в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации ими этого права предусматривается ведение соответствующего федерального регистра, который должен содержать информацию о каждом таком лице, в том числе сведения о его детях (статья 4).
2.3. Закрепляя в статье 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право женщин, родивших второго ребенка или последующих детей после 1 января 2007 года, на дополнительные меры государственной поддержки, законодатель не уточняет, является ли основанием возникновения этого права лишь сам факт рождения двоих или более детей вне зависимости от того, родились они живыми или мертвыми. Это, однако, не свидетельствует о неопределенности правового регулирования в указанной части, его противоречивости. Анализ положений части 1 статьи 3 названного Федерального закона в системной связи с иными его предписаниями (в частности, преамбулой, частью 2 статьи 3, пунктом 3 части 1.3 и частью 4 статьи 10, частью 3 статьи 11), а также ряда других нормативных актов, позволяет прийти к выводу, что законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (т.е. связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).
Этот вывод подтверждается и содержанием оспариваемой заявительницей статьи 4 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также пункта 14 приложения к Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 873), которые устанавливают, что при обращении за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал должны быть представлены реквизиты свидетельств о рождении детей. В соответствии же с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается; по просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка, следовательно, требование о предоставлении реквизитов свидетельства о рождении может быть выполнено только в случае рождения живого ребенка.
Признание факта рождения ребенка живым необходимым условием возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки согласуется с установленными законодателем условиями предоставления основных мер социальной защиты гражданам, имеющим детей, - право на получение соответствующих денежных выплат (государственных пособий), предоставляемых в связи с рождением детей и обеспечивающих гарантируемую государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, граждане приобретают лишь при рождении ребенка живым. Так, согласно Федеральному закону "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" единовременное пособие, полагающееся при рождении ребенка, не выплачивается в случае рождения мертвого ребенка (часть третья статьи 11).
2.4. Придание законодателем факту рождения ребенка живым значения необходимого условия для приобретения права на меры социальной защиты, предоставляемые в связи с рождением и воспитанием детей, не может быть признано произвольным, - оно обусловлено как положениями Конституции Российской Федерации, так и целями принятия федеральных законов "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Отношения по государственной поддержке и социальной защите материнства, отцовства и детства, осуществление которой является конституционной обязанностью органов публичной власти, - применительно к предоставлению соответствующих мер материальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей - возникают только тогда, когда существует (появляется) ребенок, которому в первую очередь и адресованы защита и забота со стороны государства.
В обоснование своей позиции о неправомерности и недопустимости лишения женщин, у которых первый ребенок родился мертвым, права на получение при рождении второго ребенка государственного сертификата на материнский (семейный) капитал заявительница указывает, в частности, на то, что реализация права на дополнительные меры государственной поддержки не ставится законодателем в зависимость от того, жив ли к моменту рождения второго ребенка первый ребенок и какова была продолжительность его жизни, а потому отсутствие у женщины свидетельства о рождении ребенка в связи с тем, что он родился мертвым, не может служить основанием для отказа в предоставлении дополнительных мер государственной поддержки.
Однако то обстоятельство, что смерть ребенка после его рождения законодатель не рассматривает как основание для отказа в признании права на дополнительные меры государственной поддержки, само по себе не свидетельствует о нарушении прав тех матерей, у которых дети родились мертвыми, поскольку в случае мертворождения не возникает даже потенциальной возможности формирования отношений по предоставлению мер социальной защиты, предусмотренных для граждан, имеющих детей.
Отсутствие у женщин, чей первый ребенок родился мертвым, возможности получения при рождении второго ребенка дополнительных мер государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала - при том что женщинам, у которых и первый и второй ребенок родились живыми, такая возможность законодателем предоставлена, - не может расцениваться как несовместимое с гарантированными Конституцией Российской Федерации равенством всех перед законом и судом и равенством прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2). Принцип равенства, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем (определения от 20 октября 2005 года N 392-О, от 24 января 2008 года N 40-О-О, от 15 апреля 2008 года N 263-О-О и др.).
2.5. Таким образом, оспариваемые заявительницей положения статьи 4 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в силу которой при обращении с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал необходимо представление реквизитов свидетельств о рождении детей, а также пункта 1 части 6 статьи 5 данного Федерального закона не могут рассматриваться как противоречащие Конституции Российской Федерации и нарушающие конституционные права заявительницы.
Разрешение же вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением детей, на чем фактически настаивает заявительница, в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит, а относится к компетенции законодателя, который вправе в процессе совершенствования действующего законодательства предусмотреть дополнительные меры государственной поддержки при рождении второго ребенка и для тех женщин, чей первый ребенок родился мертвым.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кислицыной Весты Анатольевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации В.Д. Зорькин"
СпроситьВ 2011 г. у меня родился мертвый ребенок 37 недель. В ЗАГСЕ дали справку о рождении. В 2013 г.родила ребенка, успешно. Положен мне материнский капитал? Я слышала, вышел новый закон?
У нас родился ребенок второй мертвый дали справку в заксе что ребенок родился мертвым.. можно ли получить МК если указана что это Материнский К.
Нет, не можете, поскольку у Вас ребенок родился мертвым, Вы не сможете получить свидетельство о рождении.
СпроситьВ 2013 году я была беременная, на 27 неделе у меня были преждевременные роды, я родила сама, но ребенок родился мертвым. В 2015 году я родила второго ребенка, слава богу все хорошо. Вопрос такой, мне положен материнский капитал за второго ребенка?
Здравствуйте! Положен сертификат, но УПФР может отказать. Главное подтвердить, что первый ребенок родился. В органе ЗАГС регистрировали факт рождения мертвого ребенка. Нужна будет справка из ЗАГС. Если справки нет, то нужно будет доказывать медицинскими выписками. Судебная практика Челябинского областного суда Подробнее ➤
Спросить1989-963,32
1990-2706,6
1991-4850,1
1992-40198,95
1993-586924,84
1994-2082907
1995-4930695
1996-10623475
1997-10425150
1998-8978,93
1999-11693,36
2000-13245,09
2001-23251
Обращаться следует в ПФ, больше с таким вопросом некуда.
В первую очередь поинтересоваться какой коэффициент к заработной плате применен. Если 1,2, максимальный по закону, то представление любой справки, за любые годы ничего не изменит.
Если меньше 1,2, то отдать документы с этими цифрами и Вам выберут максимально возможный вариант, но не свыше 1,2.
Что такое 1,2 в ответе на вопрос 483908
СпроситьОтвет отключен модератором
В 2013 году на 40 недели родился мёртвый ребенок есть копия справки о рождении. Через страх. Комп. выяснили что частичная вина врачей. В 2014 году родила второго ребёнка все нормально положен ли мат. капитал?
Анна, к сожалению материнский капитал вам не полагается.
вы его получили бы при рождении живого ребенка, но умершего допустим на первой неделе жизни.
вот пример из судебной практики:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от
№ 33а-1974/2016
г. Вологда
06 апреля 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Охапкиной Г.А.
судей Жидковой О.В., Коничевой А.А.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Накрошаевой О.В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 17.12.2015, которым Накрошаевой О.В. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя административного истца Накрошаевой О.В. по доверенности Накрошаева А.Н. судебная коллегия
установила:
решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области (далее ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области) от 09.11.2015 Накрошаевой О.В. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей », поскольку не представлено свидетельство на умершего ребенка (л.д. 10).
26.11.2015 Накрошаева О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области об оспаривании решения.
В обоснование требований указала на незаконность отказа в выдаче ей сертификата на материнский (семейный) капитал , поскольку является гражданкой Российской Федерации и родила второго ребенка после 01.01.2007. Полагала, что отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка и факт рождения его мертвым не являются обстоятельствами, препятствующими в получении сертификата на материнский капитал .
Просила суд признать незаконным решение ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области от 09.11.2015 №... об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ; обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал .
Административный истец Накрошаева О.В. и ее представитель по устному ходатайству Накрошаев А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В представленном суду отзыве с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на законность оспариваемого решения.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Накрошаева О.В., не приводя новых доводов, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, не находит оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Совокупности таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей » под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей , подразумеваются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей -инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки).
Пунктом 1 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка ( детей ), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, являющихся гражданами Российской Федерации, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка ( детей ), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей (часть 7 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей »).
В силу пункта 1 части 6 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей » отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки является основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата.
В соответствии с Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал , утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 873, заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал подается, в том числе, с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном порядке), подтверждающих рождение (усыновление) детей .
В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд (часть 7 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей »).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Смирнова (Накрошаева) О.В. родила мертвого ребенка , о чем территориальным отделом ЗАГС г. Вологды Управления ЗАГС Вологодской области выдана справка формы №... о рождении №... (л.д. 11).
Накрошаева О.В. родила второго ребенка (л.д. 13).
09.11.2015 Накрошаева О.В. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал , в удовлетворении которого решением ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области от 09.11.2015 было отказано в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей », поскольку не представлено свидетельство о рождении умершего ребенка .
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, обоснованно исходил из того, что требования закона при принятии решения об отказе в выдаче административному истцу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал соблюдены, поскольку у Смирновой (Накрошаевой) О.В., родившей первого ребенка мертвым , не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки после рождения второго ребенка , в связи с чем, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом судом правомерно принята во внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная им в определении от 09.11.2010 № 1441-О-О, согласно которой анализ положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей » в системной связи с иными его предписаниями (в частности, преамбулой, частью 2 статьи 3, пунктом 3 части 1.3 и частью 4 статьи 10, частью 3 статьи 11), а также ряда других нормативных актов позволяет прийти к выводу, что законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей », признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (т.е. связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка ).
Придание законодателем факту рождения ребенка живым значения необходимого условия для приобретения права на меры социальной защиты, предоставляемые в связи с рождением и воспитанием детей , не может быть признано произвольным, - оно обусловлено как положениями Конституции Российской Федерации, так и целями принятия федеральных законов «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей » и «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей ». Отношения по государственной поддержке и социальной защите материнства , отцовства и детства , осуществление которой является конституционной обязанностью органов публичной власти, - применительно к предоставлению соответствующих мер материальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей - возникают только тогда, когда существует (появляется) ребенок , которому в первую очередь и адресованы защита и забота со стороны государства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ограничение права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в зависимости от продолжительности жизни ребенка и наличия свидетельства о рождении ребенка , законом не предусмотрено, а также о возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с фактом рождения двоих детей , судебная коллегия признает несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» свидетельство о рождении ребенка , родившегося мертвым , не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка .
То обстоятельство, что смерть ребенка после его рождения законодатель не рассматривает как основание для отказа в признании права на дополнительные меры государственной поддержки, само по себе не свидетельствует о нарушении прав тех матерей , у которых дети родились мертвыми , поскольку в случае мертворождения не возникает даже потенциальной возможности формирования отношений по предоставлению мер социальной защиты, предусмотренных для граждан, имеющих детей . Право на получение соответствующих денежных выплат (государственных пособий), предоставляемых в связи с рождением детей и обеспечивающих гарантируемую государством материальную поддержку материнства , отцовства и детства , граждане приобретают лишь при рождении ребенка живым.
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 17.12.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Накрошаевой О.В. – без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
А.А. Коничев
СпроситьВ 1997 году родился ребенок, на первой недели жизни-умер, свидетельство о рождении ребенка не дали, только свидетельство о смерти.
Сейчас в семье двое детей, 1998 и 2015 года рождения.
Подскажите, положен ли материнский капитал на умершего ребенка?
Спасибо.
Материнский капитал дается на ребенка рожденного после 1 января 2007 года. Ребенок должен быть второй, или третий, или четвертый....
Так что у Вас безусловное право на материнский капитал.
СпроситьВ 2010 году дочь родила мертвого ребенка, сейчас беременна, положен ли ей материнский капитал как на второго ребенка? Свидетельства о смерти нет, но есть справка из роддома, что ребенок родился доношенным, но мертвым.
Нет не положен. На мертвого ребенка свид.о рождении не дается следовательно рожденным он не считается. Новый ребенок считается первым!
СпроситьУ меня на 33 й неделе родился мертвый ребёнок, в загсе я получила справку о мертворождении, могу ли я получить пособие единовременное за роды, или материнский капитал, какие вообще в таком случае положены выплаты?
Вы можете получить только пособие на погребение
Выплата денежного пособия на похороны осуществляется, если родители подали заявление в течение полугода со дня смерти. Его размер в среднем равен 5 562 рублей 25 копеек.
СпроситьМеня интересует вопрос по поводу материнского капитала. Моя дочь родила мертвого ребенка, в справке о рождении указано, что ребенок родился мертвым. Сейчас она родила второго ребенка, имеет ли она право на материнский капитал?
Если у матери на каждого из рожденных детей — первого и второго, даже в случае их смерти к моменту обращения в Пенсионный фонд, — имеются соответствующие свидетельства о рождении, выданные органами ЗАГС в предусмотренном законом порядке, то работники ПФР не вправе отказать в удовлетворении заявления на выдачу государственного сертификата при соблюдении остальных условий.
СпроситьЗдравствуйте! Если первый ребенок родился мертвым по медицинским критериям, то его правоспособность не возникла. В этом случае прав на сертификат на имеет.
СпроситьДобрый день!
Увы, но пока что нет.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"СпроситьСтатья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки
1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
5. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.
6. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.
7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
К сожалению в случае рождения мертвого ребенка право на материнский капитал не возникает, так как свидетельство о рождении не выдается в данном случае.
СпроситьСкажите пожалуйста, в декабре 2005 году я родила первого ребенка. Ребенок прожил 2 часа и умер, в 2009 году я родила второго ребенка. На первого ребенка у меня на руках только справка о рождении формы №26 в которой указано что мой ребенок родился мертвым, скажите положен ли мне материнский капитал?
В любом случае вам необходимо обращаться в суд и доказывать факт рождения первого ребенка (живым). Сначала можете обратиться в ПФР и получить официальный отказ.
Если в суде докажете, что ребенок родился живым, то есть очень большая вероятность на положительный исход дела.
Спросить