Фактическое задержание и доставление лица в орган дознания или к следователю сами по себе не являются уголовно-процессуальным актами. Как мы уже отмечали выше, эти действия имеют исключительно организационно-обеспечительный характер. Следовательно, по правилам российского уголовно-процессуального законодательства с момента фактического задержания лицо еще не приобретает полноценный статус подозреваемого. Таковым оно становится лишь после вынесения полномочным органом дознания или следователем соответствующего процессуального акта - протокола задержания подозреваемого, о чем речь пойдет далее.
Однако сами по себе фактическое задержание и доставление существенным образом ограничивают его право на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому некоторые права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ, закон предоставляет ему с момента фактического задержания, а именно:
1. Право на защитника
Защитник - это участник уголовного судопроизводства, который в установленном порядке осуществляет защиту прав и интересов, подозреваемых и обвиняемых, а также оказывает им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 49 УПК РФ). Право на защитника на самом концептуальном уровне вытекает из международно-правых стандартов обеспечения прав и свобод личности 4. Ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому лицу право на получение квалифицированной юридической помощи. И наконец, право на участие в уголовном деле защитника является составляющей частью одного из принципов современного российского уголовного процесса (ст. 16 УПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 49 УПК РФ, в качестве защитника подозреваемого, в том числе задержанного по уголовному делу, допускаются исключительно адвокаты 5.
Так, адвокатами являются лица, получившие в установленном порядке соответствующий статус и имеющие право заниматься адвокатской деятельностью (ч. 1 ст. 2 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении своего адвокатского удостоверения и ордера. Удостоверение адвоката является документом, подтверждающим статус адвоката, и выдается органами юстиции РФ (ч. 1-3 ст. 15 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Тем самым государство в лице органов юстиции как бы гарантирует надлежащую квалификацию адвоката для выполнения им, в том числе функций защитника по уголовному делу. В свою очередь ордер выдается соответствующим адвокатским образованием (коллегией адвокатов, адвокатским кабинетом и т.д.) и подтверждает право адвоката на участие в данном уголовном деле (ч. 2 ст. 6 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).
Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает две формы (два порядка) обеспечения защитника:
приглашение защитника;
назначение защитника.
Приглашение подразумевает частно-правовой порядок обеспечения защитника посредством заключения с ним соответствующего соглашения об оказании юридической помощи и последующей выплаты доверителем денежного вознаграждения (ч. 1-2 ст. 25 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Поскольку данная форма обеспечения защитника является свободным волеизъявлением частных лиц, то законодатель допускает возможность приглашения одновременно нескольких защитников. В соответствии с ч. 1 ст. 50 УПК РФ правом приглашения защитника обладают: сами подозреваемые (в том числе задержанные), законные представители несовершеннолетних или недееспособных подозреваемых, а также другие лица по поручению или с согласия подозреваемых (их законных представителей).
Из смысла сказанного становится очевидным, что хотя право на защитника у задержанного появляется непосредственно с момента фактического задержания, его практическая реализация возможна лишь через определенное время. Так задержанный вначале должен известить своих близких родственников, либо каких-то иных доверенных лиц, либо непосредственно адвоката о факте задержания. В этой связи в течение 3 часов ему должно быть предоставлено право на телефонный звонок или он может попросить сделать такой звонок сотрудника правоохранительного органа 6.
Далее с адвокатом должно быть заключено соответствующее соглашение, выдан ордер. Все указанные процедуры тоже требуют определенных временных затрат. В частности, большинство граждан РФ не имеют так называемого постоянного адвоката, к которому можно безотлагательно обратиться за помощью в любое время. Поэтому, как правило, после уведомления о задержании доверенные лица начинают поиски адвоката. Процедура заключения соглашения и получения ордера также занимает определенное время. Таким образом, в реальности адвокат получает полноценную возможность прибыть к задержанному и включиться в дело минимум через несколько часов. Особенно болезненно эта проблема ощущается при задержании человека в вечернее время. В подобных ситуациях приглашенный адвокат может приступить к делу лишь на следующий день.
Возникновение данных проблем обусловлено противоречивостью российского законодательства. С одной стороны, закон предоставляет право на защитника с момента фактического задержания, а с другой - не закрепляет механизмов реализации этого права. Поэтому полностью эти проблемы, которые, к великому сожалению, приводят к ограничению конституционных прав личности, на практике исключить нельзя. Однако их можно несколько минимизировать. В частности, человек может иметь своего постоянного адвоката, чтобы обратиться к нему непосредственно после задержания. Это позволит существенным образом сократить сроки прибытия адвоката и начала осуществления им своих функций по защите задержанного.
Назначение подразумевает публично-правовой порядок обеспечения защитника-адвоката посредством государственно-властного требования дознавателя и следователя. Данная форма обеспечения участия защитника должна быть применена в тех случаях, когда задержанный самостоятельно не может или не хочет принять меры по его приглашению. Назначение защитника необходимо и тогда, когда не может явиться приглашенный защитник.
Наличие подобной процедуры обусловлено действием установленной Конституцией Российской Феде рации гарантией на получение каждым квалифицированной юридической помощи (независимо от финансовых или иных возможностей).
Поэтому назначение защитника предполагает полное освобождение задержанного (его близких) от поиска защитника и от бремени оплаты его труда. Расходы на оплату назначенного защитника компенсируются за счет средств федерального бюджета (ч. 5 ст. 50 УПК РФич.8 ст. 25 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Таким образом, данная процедура в ряде случаев оказывается более эффективной, нежели приглашение защитника.
Но, тем не менее, она также имеет ряд недостатков. Во-первых, задержанный лишается права выбора защитника; ему будет предоставлен тот адвокат, которого направит для его дела соответствующее адвокатское образование. Данный адвокат может его не устроить, у них может не возникнуть взаимопонимания и т.д.
И во-вторых, современная уголовно-процессуальная практика складывается таким образом, что вопросы назначения защитника решает уже следователь или дознаватель после составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления. Иными словами сотрудники полиции или иных правоохранительных органов до передачи задержанного следователю самостоятельно не будут предпринимать никаких действий по назначению защитника. Формально в обосновании этого лежат нормы возлагающие обязанность по назначению защитника только на дознавателя, следователя и суд, но никак не на должностных лиц, осуществляющих фактическое задержание и доставление. Таким образом, налицо еще одно законодательное противоречие. Право на защитника появляется у человека с момента фактического задержания. Более того, сотрудники, осуществляющие задержание, обязаны разъяснить ему это право 7. Однако полномочиями по реализации данного права они не наделены.
В этой связи представляется, что несовершенство российского законодательства никоим образом не должно сказываться на возможности защиты прав и свобод личности. Поэтому человек, попавший в подобную ситуацию, в любом случае после фактического задержания имеет право требовать безотлагательного предоставления ему адвоката.
Подобное требование лучше всего оформить письменно. Например, при получении первоначальных объяснений, когда задержанному будет предоставлена возможность подписать соответствующий документ, он перед подписью может собственноручно внести в него данное требование.
2. Право давать или не давать объяснения
Объяснения - сведения, сообщенные лицом сотруднику правоохранительного органа по существу заданных им вопросов. Нередко после осуществления фактического задержания, с человека требуют объяснения, например, в целях решения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела, в целях получения быстрой и оперативной информации о причинах его нахождения в данном месте, о возможных соучастниках, месте их нахождения и т.д.
Объяснения имеют предварительный характер и в большинстве случаев предшествуют аналогичным процессуальным действиям - допросам. Основное различие состоит в том, что получение объяснений в отличие от допроса не урегулировано нормами УПК РФ, проводится вне процессуальной процедуры и, следовательно, не может обуславливать формирование доказательств по уголовному делу. Тогда как допрос направлен именно на формирование доказательств - соответствующих показаний.
Следовательно, результаты объяснений не имеют юридически важного значения для разрешения уголовного дела по существу, не могут быть положены в основу обвинения и как следствие - использованы при постановлении приговора. Однако при этом их нельзя оставлять без надлежащего внимания. Так, например, на основании первоначальных объяснений в совокупности с другими предварительными материалами следователь или дознаватель решают вопросы о возбуждении уголовного дела, о необходимости составления протокола задержания лица по подозрению в совершении прес
Спросить
Пожаловаться