Отказ в приеме кочегара на работу без объяснения причин - нарушение трудовых прав или возможное право на жалобу в прокуратуру?
Мой муж проработал 8 лет кочегаром в котельной, на этот отопительный сезон его не взяли, без обьяснения причин (взяли другого человека) может ли он подать жалобу в прокуратуру?
С вашим мужем заключались срочные трудовые договора ст 59 тК РФ нав работу на отопительный сезон У руководителя в данном случае нет обязанности ст 22 тК РФ принимать на работу вашего мужа, поэтому жалоба в прокуратуру ни чем не поможет.
СпроситьМуж работает в школе кочегаром. По окончанию отопительного сезона выполняют ремонтные работы в котельной и школе, затем уходят в отпуск. Администрация района заставляет директора увольнять кочегаров и вновь принимать на начало отопительного сезона. В Забайкалье отопительный сезон почти 9 месяцев. Законно ли это?
Если это сопровождается изменениями в штатном расписании и сокращением с выплатой соответствующих компенсаций, а равно если увольнение происходит в силу выявленного проступка или по соглашению сторон - да, законно.
СпроситьИзменений в штатном расписании нет, также как и сокращений, увольняют просто из экономии средств
СпроситьЕсли с работником заключают срочный трудовой договор, то всё это законно.
Если работник сам пишет заявление на увольнение, то этот тоже законно.
- Не выкручивали же ему руки?
Если выкручивали, тогда жалобу прокурору, или иск в суд.
СпроситьЭто понятно, что увольняют из экономии средств, но если увольнение происходит по соглашению сторон или по инициативе работника (если работник пишет заявление по собственному желанию) - нарушения закона нет. Можно не увольняться, но нужно понимать перспективу развития событий. Обычно, несговорчивых работников вынуждают увольняться создавая невыносимые условия труда либо находят основание для увольнения по инициативе работодателя (находятся какие-то недочеты в работе, нарушения трудовой дисциплины и прочее). Очевидно, что человек ожидающий на протяжении летнего сезона возврата на работу испытывает сложности в трудоустройстве на иные, более стабильные, вакансии. Потому, принимая решение об отстаивании своего права на труд, следует учитывать то обстоятельство, что в случае поражения, вероятно, на это место вернуться уже не удастся. Возможно, имеет смысл обратиться к руководству школы с просьбой о переводе на иную работу на летний период (зачастую, в школах летом производят текущий ремонт помещений, например) - возможно, это могло бы стать решением, устраивающим обе стороны.
СпроситьМуж работает кочегаром в котельной, сейчас отопительный сезон окончен и их с 25 числа отправляют в административный отпуск до начала след. Отопительного сезона, но с сегодняшнего дня у него больничный лист, оплатят ли его ему и когда его отправят в административный отпуск?
Больничный конечно должны оплатить, ведь ваш же муж не уволен, а будет находиться в отпуске ст 128 ТК РФ А нахождение в неоплачиваемом отпуске-не лишает вашего мужа права на оплату больничного.
СпроситьМой муж заключал договор о трудоустройстве качегаром, сейчас он находится на больничном. Могут ли его уволить без его ведома, основываясь на то что отопительный сезон окончен?
Здравствуйте, нет увольнение на больничном будет признано не законным и запрещено ТК РФ
СпроситьРаботаю кочегаром в котельной. Отопительный сезон не закончен. Предложили двум кочегаром уволиться в связи с потеплением. Я прошу чтобы в трудовой отметили по сокращению, но мне отказали. Правомерно ли это?
Телефон горячей линии Государственной инспекции по труду в Алтайском крае (3852)36-72-33.
СпроситьПроработал в школьной кательной 7 лет, по истечению отопительного сезона уволии на следущий отопительный сезон не приняли, мотивировали тем что был ранее судим, судимость у меня погашена в 1989 году. Прав ли директор школы?
Здравствуйте!Федеральным законом от 23.12.2010 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 387-ФЗ) внесены важные изменения в Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ), касающиеся особенностей труда педагогических работников, в т. ч.:
в статью 65 "Документы, предъявляемые при заключении трудового договора";
статью 83 "Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон";
статью 84 "Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора";
статью 331 "Право на занятие педагогической деятельностью".
Глава 55 ТК РФ "Особенности регулирования труда других категорий работников" дополнена ст. 351.1 "Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних".
Указанные изменения и дополнения в ТК РФ вступили в силу с 7 января 2011 г. И уже появились данные о том, что от руководителей образовательных учреждений (далее – ОУ) стали требовать представления определенной информации о работниках различных категорий и принимать меры по проверке состояния психического здоровья педагогических работников.
В связи с этим работников ОУ принуждают предоставлять справки о наличии (отсутствии) у них судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении их уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее – справка судебного характера).
Учитывая эти и другие возникающие проблемы, руководителям ОУ совместно с профсоюзными организациями необходимо обращать особое внимание на указанные факты и оперативно разрешать возникающие конфликтные ситуации, руководствуясь следующими основаниями.
Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
Частью первой ст. 65 ТК РФ (в ред. Закона № 387-ФЗ) предусмотрен перечень документов, которые лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
справка судебного характера (в порядке и по форме, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел) – при поступлении на работу, к которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
При этом в соответствии в ч. 2 ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях (для установления наличия (отсутствия) законодательных ограничений на занятие определенными видами деятельности, в т. ч. педагогической деятельностью) федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ при заключении трудового договора может предусматриваться представление дополнительных документов.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В этой связи важно также учитывать новации, внесенные в гл. 55 ТК РФ, которая дополнена ст. 351.1, устанавливающей ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и других связанных с работой с несовершеннолетними сферах. Указанной статьей определено, что к такой трудовой деятельности не допускаются лица, которые имеют или имели судимость, подвергались или подвергаются уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против: жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности; семьи и несовершеннолетних; здоровья населения и общественной нравственности; общественной безопасности.
Таким образом, законодательно установлены ограничения на занятие любым трудом в определенных федеральным законом сферах деятельности, связанных с несовершеннолетними, при наличии конкретных оснований, т. е., по сути, предусмотрен общий запрет на любую трудовую деятельность в этих сферах в особых случаях.
Следовательно, учитывая, что на работу в ОУ принимаются лица для занятия должностей и выполнения работ по различным профессиям, необходимо исходить из того, что любое лицо,поступающее на работу в ОУ,начиная с 7 января 2011 г.,должно предъявлять работодателю наряду с другими необходимыми документами и справку судебного (уголовного) характера.
Обратная сила закона в данной ситуации неприменима, поскольку прямо не предусмотрена федеральным законом. Поэтому неправомерными являются в настоящее время требования к работникам, состоящим в трудовых отношениях с ОУ, о предъявлении справки уголовного характера, за исключением необходимости подтверждения работником отсутствия у него оснований, запрещающих заниматься трудовой, в т. ч. педагогической, деятельностью в ОУ. Однако следует учитывать, что практическая реализация данного положения в настоящее время невозможна, поскольку форма такой справки не утверждена МВД России(действует только документ, утвердивший форму справки о наличии (отсутствии) у граждан судимости, которая выдается им по их заявлениям).
В правоприменительной практике нередко возникает ситуация, когда механизм реализации законодательных норм в форме подзаконных нормативных правовых актов появляется значительно позже. Учитывая, что невыполнение требований федерального закона не связано с виновным поведением работодателя, работника и лица, поступающего на работу, негативные правовые последствия для них не должны возникать до того момента, пока нормативно и реально не появится такая возможность. В то же время в соответствии с ч. 5 ст. 12 ТК РФ в отношениях, возникших до введения в действие закона или иного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, т. е. действует принцип прямого применения вновь установленных правовых норм (в трудовых правоотношениях стороны должны реализовывать новые права и выполнять новые обязанности, которые не были предусмотрены ранее).
Поскольку законодательно с 7 января 2011 г. введены ограничения на ведение трудовой деятельности с несовершеннолетними, затрагивающие права и обязанности и работников, и работодателей, последние, по нашему мнению, вправе (при возникновении сомнений) проверить наличие таких ограничений у своих сотрудников, для чего, как возможный вариант, предложить им представить соответствующий документ – справку уголовного характера.
С учетом складывающейся неопределенности по этому вопросу, прежде всего касающейся механизмов реализации нововведений (порядка получения и обмена соответствующей информацией), представляется необходимым учитывать соответствующие положения Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" (далее – Закон о полиции), вступившего в силу с 1 марта 2011 г. Согласно ч. 1 ст. 12 этого Закона на полицию возлагаются обязанности, в т. ч.:
передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 ч заявителя;
информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и их должностных лиц о ставших известными полиции фактах, требующих оперативного реагирования;
осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений.
Для выполнения возложенных на нее обязанностей полиция вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе (по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц) от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии) и иную необходимую информацию, в т. ч. персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации (ч. 1 ст. 13).
Таким образом, для обеспечения законности действий и решений всех заинтересованных лиц в этой сфере требуется согласованное, прежде всего непротиворечивое, правовое регулирование механизмов реализации законодательно установленных правовых норм, предусматривающих ограничение на занятие трудовой, в т. ч. педагогической, деятельностью.
наверх
Правовые последствия для работников изменений и дополнений, внесенных в ТК РФ
Статьей 77 ТК РФ предусмотрены такие общие основания прекращения трудового договора, как:
"10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса);
11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 настоящего Кодекса)".
Теперь к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, для расторжения трудового договора с работником ОУ относится также (п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Такая ситуация может возникнуть, когда работодатель получит информацию о наличии (появлении) у работников ограничений для занятия трудовой деятельностью с несовершеннолетними.
Что касается изменений, внесенных в ч. 2 ст. 83 ТК РФ, то в силу общего ограничения на занятие любой трудовой деятельностью, связанной с несовершеннолетними, работодатель при наличии таких ограничений не вправе осуществлять перевод таких сотрудников на другую работу в том же ОУ.
Для расторжения трудового договора с работником ОУ по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ абзацем шестым, введенным в ч. 1 ст. 84 ТК РФ, предусмотрен случай заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Такая ситуация возможна, если работодателем 7 января 2011 г. и позднее был заключен трудовой договор с работником без предъявления справки уголовного характера (но с учетом реальной возможности ее получения), а также в нарушение требований об ограничении занятием трудовой деятельностью в сферах работы с несовершеннолетними. Например, при приеме на работу: принимаемое лицо скрыло наличие приговора суда о лишении его права занимать педагогические должности или заниматься педагогической деятельностью, постановление суда о дисквалификации, наличии неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления; работодатель проигнорировал необходимость проверки и предъявления обязательных документов и др.
Необходимо учитывать, что по данному конкретному основанию прекращения трудового договора норма гарантийного характера, установленная ч. 2 ст. 84 ТК РФ, неприменима, поскольку в силу общего ограничения на занятие любым трудом в сферах деятельности, связанных с несовершеннолетними, при наличии конкретных оснований работник не может быть переведен на другую имеющуюся у работодателя работу.
Применение положений ч. 3 ст. 84 ТК РФ к данному основанию возможно, если нарушение установленных правил заключения трудового договора по данному конкретному основанию допущено по вине работодателя. В этом случае работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
наверх
Право на занятие педагогической деятельностью. Образовательный ценз педагогических работников
В гл. 52 ТК РФ определяются особенности регулирования труда педагогических работников, т. е. лиц, которые в силу положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации относятся к категории работников, осуществляющих на основе трудовых договоров педагогическую деятельность в образовательных и иных учреждениях, реализующих образовательные программы.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" ОУ самостоятельно в подборе и расстановке кадров в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом учреждения. В компетенцию ОУ входят вопросы подбора, приема на работу и расстановки кадров, а также ответственность за уровень их квалификации. Согласно ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (далее – типовые положения).
Под образовательным цензом следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом.
Типовые положения содержат, к примеру, следующие требования к образованию лиц, допускаемых к педагогической деятельности:
к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666);
на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196);
на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждена документами об образовании (п. 64 Типового положения оспециальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 № 420);
к педагогической деятельности в образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 521);
к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71).
Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации работника, в т. ч. к стажу работы, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС). При этом под квалификацией работника следует понимать степень его профессиональной обученности: уровень подготовки; опыт работы; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы. Квалификация работника устанавливается в виде разряда, категории и др.
Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н утвержден Раздел ЕКС "Квалификационные характеристики должностей работников образования", которые предусматривают не только наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и определенные требования к профилю полученной специальности по образованию.
Так, лицо, занимающее должность учителя, должно иметь: либо высшее или среднее профессиональное образование соответствующего уровня по направлению подготовки "Образование и педагогика"; либо высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.
Высшее профессиональное образование в области дефектологии является обязательным для лиц, принимаемых на должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда.
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы необходимы для занятия должности музыкального руководителя.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"(далее – Закон № 125-ФЗ)в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" – бакалавриат;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) или "специалист", или "магистр" – подготовка специалиста или магистратура.
При этом согласно п. 7 ст. 6 Закона № 125-ФЗ квалификации "бакалавр", "специалист" или "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами. То есть указанные уровни высшего профессионального образования являются равнозначными при оценке имеющегося у работника уровня образования.
Уровень образования и квалификация работников ОУ определяется на основании документов об образовании государственного образца: дипломов, аттестатов и др.
Таким образом, установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на занятие педагогической деятельностью, документа об образовании, квалификации или о наличии специальных знаний при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 84 ТК РФ заключение трудового договора при отсутствии у лица, поступающего на педагогическую работу, документа об образовании является нарушением правил заключения трудового договора, установленных ТК РФ, и может служить основанием для прекращения трудового договора по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Если же правила заключения трудового договора были нарушены по вине работника вследствие представления им подложных документов об образовании, то трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
наверх
Ограничения на занятие педагогической деятельностью
В связи со спецификой содержания и особенностями выполнения педагогической деятельности (ее социально-общественной важностью, необходимостью повышенной ответственности и значительными психоэмоциональными нагрузками) законодательно установлены дополнительные требования, которым должны соответствовать лица, допускаемые к педагогической работе, а также связанные с этим необходимые ограничения.
Предъявляемые требования и исчерпывающий перечень ограничений (всего пять позиций) установлены ст. 331 ТК РФ. Несоответствие этим условиям является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу в ОУ и в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК РФ не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда.
Согласно ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься ею в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Часть 2 ст. 331 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) дополнена новым по содержанию абзацем третьим, в котором определены основания для ограничения на занятие педагогической деятельностью в соответствии с установленными уголовным законодательством видами (группами) преступлений, о которых подробно речь пойдет ниже. Для более четкого понимания сути законодательно установленных ограничений необходимо рассмотреть их с учетом норм Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее – УК РФ), Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) и других нормативных правовых актов.
Первое ограничение – лишение права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
В соответствии со ст. 44 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является одним из видов наказаний за совершение преступления. Причем согласно ч. 2 ст. 45 УК РФ оно применяется в качестве, как основного, так и дополнительного наказания.
Статья 47 УК РФ подробно регламентирует этот вид наказания. Она предусматривает в т. ч., что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания (ст. 131, 132, 134, 135 УК РФ).
Необходимо учитывать, что руководители ОУ в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ за нарушение трудового законодательства и по другим основаниям могут быть подвергнуты дисквалификации, которая заключается в лишении физического лица права осуществлять управление юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации назначает судья, оно устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Таким образом, при приеме на работу руководителя ОУ должно учитываться ограничение на занятие указанных должностей лицами, дисквалифицированными судом в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с п. 19 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 "О трудовых книжках") лицам, лишенным приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и не отбывшим наказание, при прекращении трудового договора по соответствующему основанию в трудовую книжку вносится запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность они лишены права занимать (какой деятельностью лишены права заниматься).
Второе ограничение – наличие судимости, уголовного преследования (за исключением прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям) за определенные виды преступлений.
В соответствии со ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. Следовательно, сам факт наличия судимости за определенные виды преступлений у лица независимо от ее погашения или снятия является квалифицирующим признаком при установлении наличия основания для запрета педагогической деятельности.
Под уголовным преследованием в ст. 5 УПК РФ понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Согласно ч. 1 ст. 27 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по определенным основаниям, в т. ч. реабилитирующим, к числу которых в соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ относятся основания, предусмотренные пп. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и пп. 1 и 4–6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ:
отсутствие события преступления (п. 1 ст. 24);
отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ст. 24);
отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ (п. 5 ст. 24);
отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пп. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пп. 1 и 3–5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (п. 6 ст. 24);
непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ст. 27);
наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п. 4 ст. 27);
наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ст. 27).
К видам преступлений относятся предусмотренные Особенной частью УК РФ преступления против личности (гл. 16–18, 20) и преступления против общественной безопасности и общественного порядка (гл. 24 и 25), которые группируются по шести категориям:
против жизни и здоровья (предусмотрены в гл. 16 УК РФ, ст. 105–125: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, побои, заражение ВИЧ-инфекцией и др.);
против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления) (гл. 17 УК РФ, ст. 126–127.2: похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда);
против половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18 УК РФ, ст. 131–135: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, развратные действия и др.);
против семьи и несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ, ст. 150–157: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей и др.);
против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ, ст. 228–245: нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ и др.);
против общественной безопасности (гл. 24 УК РФ, ст. 205–227: террористический акт, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство, вандализм, нарушение требований пожарной безопасности, небрежное хранение огнестрельного оружия и др.).
Третье ограничение – наличие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Согласно ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкими преступлениями – умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
В соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных:
к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении шести лет после отбытия наказания;
за особо тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения (ч. 5 ст. 86 УК РФ*).
Подтвердить факт отсутствия судимости, ее снятия или погашения гражданин может соответствующей справкой. При этом следует учитывать, что данное ограничение следует применять с учетом положений, о которых указано выше.
В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости (утв. приказом МВД России от 01.11.2001 № 965) такие справки предоставляют Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ МВД России) и информационные центры МВД, ГУВД и УВД субъектов РФ. При этом п. 5 указанной инструкции предусматривает возможность выдачи такой справки уполномоченному гражданином лицу при наличии доверенности или ее копии, выданной в установленном законодательством РФ порядке.
Четвертое ограничение – признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке.
Ограничение на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, признанных судом недееспособными. В соответствии со ст. 29 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним в этом случае устанавливается опека. Основания и порядок признания судом лиц недееспособными установлены в гл. 31 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ).
Согласно ст. 283 ГПК РФ судья в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.
Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека (ст. 286 ГПК РФ).
Пятое ограничение – наличие заболевания, предусмотренного перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Несмотря на то, что это положение было предусмотрено в ТК РФ с 2006 г. (внесено Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ), Минздравсоцразвития России до настоящего времени не утвердило указанный перечень заболеваний.
Поскольку упорядочивание ведомственных нормативных правовых актов еще не завершилось, на практике следует руководствоваться действующими нормативными правовыми актами по отдельным вопросам в этой сфере, в т. ч. актами бывшего Союза ССР, к числу которых относятся следующие основные документы.
1. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (далее – Перечень психиатрических противопоказаний), утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"».
В разделе "Медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности" Перечня психиатрических противопоказаний определено, что общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (эпилепсия отнесена к дополнительным медицинским психиатрическим противопоказаниям). Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.
Периодичность таких освидетельствований установлена не реже одного раза в пять лет для работников учебно-воспитательных и дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и интернатов при школах и других учреждений для детей.
2. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности", которым утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в пять лет с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем психиатрических противопоказаний.
3. Инструкция Министерства здравоохранения СССР от 27.12.1973 № 1142 "а"-73 "О проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом" относит к числу таких заболеваний открытую форму туберкулеза. (К числу заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью, относятся также острые и хронические заразные заболевания.)
4. Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" (действует в определенной части). Этим документом утвержден Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда. О работниках системы образования, периодичности их осмотров и дополнительных к общим медицинских противопоказаниях говорится в подп. 13.5–13.7 данного Перечня.
5. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (в ред. приказа Минздравсоцразвития России от 16.05.2005 № 338) определяет порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в соответствии с утвержденным им Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов и работ.
Педагогические работники обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, которые осуществляются за счет средств учредителя (ст. 69, 213 ТК РФ, ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1"Об образовании").
Так, к примеру, в п. 4.3 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), к числу вредных и (или) опасных производственных факторов трудового процесса отнесено перенапряжение голосового аппарата, обусловленное профессиональной деятельностью.
Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) включает в себя:
работы в образовательных организациях всех типов и видов (п. 22);
работы в дошкольных образовательных организациях, домах ребенка, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), образовательных организациях интернатного типа, оздоровительных образовательных организациях, в т. ч. санаторного типа, детских санаториях, круглогодичных лагерях отдыха (п. 24).
Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются в результате медицинского осмотра (обследования). В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" данные о прохождении медицинских осмотров (обследований) вносятся в личные медицинские книжки.
Подводя итоги, необходимо отметить, что рассмотренные в настоящем комментарии вопросы и проблемы в силу их важности и сложности нуждаются в пристальном и особом внимании со стороны руководителей образовательных организаций с целью предупреждения и своевременного устранения нарушений трудовых прав работников, а также для обеспечения установленных законодательством ограничений на занятие педагогической и иной трудовой деятельностью в организациях, занимающихся работой с несовершеннолетними.
Удачи Вам!
СпроситьОтопительный сезон на котельной продолжался с 22.09.2003 по 01.06.2004 г. В мае 2004 г., когда отопительный сезон еще не окончился, мужчина был уволен в связи с сокращением. Войдет ли в льготный стаж период его работы кочегаром с начала отопительного сезона (с 22.09.2003 г.) до дня сокращения (до 02.05.2004 г.).? Ведь стаж считается календарно, и эти 223 дня должны учитываться при подсчете льготного стажа.
По тексту - войдет, сезонность и неполная отработка сезона здесь не причем.
Правила
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516)
5. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.СпроситьПри этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Сколько нужно делать записей в трудовую, если работник оформлен рабочим по ремонту. А когда начинается отопительный сезон его переводят в машиниста кочегара котельной. Сейчас он числится машинистом кочегаром котельной. Работник написал заявление на увольнение.
Мой муж проработал кочегаром школьной котельной 20 лет, ему сейчас 48 лет. Может ли он сейчас начать оформлять документы за выслугу, или надо ждать достижения определенного возраста?
Разделом XXXII «Общие профессии» данного Списка предусмотрены машинисты (кочегары), занятые на обслуживании производственных котельных и производственных печей.
При определении права на льготное пенсионное обеспечение машинистов (кочегаров) котельной необходимо иметь в виду следующее. Машинист (кочегар) котельной — это полное наименование профессии (ЕТКС; выпуск 1). В соответствии с ЕТКС машинист (кочегар) котельной обслуживает водогрейные и паровые котлы, как в котельной, так и отдельно находящиеся (в т. ч. на паровых железнодорожных кранах), а также теплосетевые бойлерные установки или станции мятого пара, расположенные в зоне обслуживания основных агрегатов. Все эти работы дают право на пенсионные льготы. Обязательным условием для назначения пенсии по Списку No 2 машинисту (кочегару) котельной является обслуживание котлов, работающих на твердом топливе (угле и сланце) в том числе занятые на удалении золы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев (мужчины) и 10 лет (женщины) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет) на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. Работа котельной (котлов), как правило, носит сезонный характер. Тот период, когда котельная (котел) не работает, а машинисты (кочегары) занимаются ремонтными работами, не засчитывается в специальный трудовой стаж. Машинисты (кочегары) котельных, которые наряду с обслуживанием водогрейных и паровых котлов производят работы по удалению золы или только занимаются удалением золы из топок и бункеров котлов, также пользуются правом на пенсию по Списку No 2. Наряду с машинистами (кочегарами) котельных в Списке No 2 (разд. ХХХIII) предусмотрены кочегары технологических печей. Трудовая пенсия по старости им назначается досрочно при условии, если они заняты в производствах, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение.
СпроситьЗаканчивается отопительный сезон, как перевести кочегаров, которые работают по срочному договору, на время ремонта отопительной системы и заключить допсоглашение о продлении срочного договора?
Добрый день! Текст доп. соглашения состоит из преамбулы, которая копируется из договора, и текста изменений. Изменения строятся по следующей схеме: сначала - фраза "изложить пункт ... в следующей редакции:", затем - новая редакция пункта трудового договора. Данное дополнительное соглашение подписывают и работник, и работодатель. Оно хранится вместе с трудовым договором и является его неотъемлемой частью.
СпроситьМуж работает по договору качегаром на отопительный сезон, до 15.05.2016. С 3 мая на больничном. На прием 17.05.У них заканчивается отопительный сезон 15.05.Ему должны 15 отдать трудовую или по окончанию больничного, и когда он может стать на биржу? Спасибо.
Статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет. Статья 234 Трудового кодекса Российской Федерации. Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу; отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе; задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника. Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации. Возмещение морального вреда, причиненного работнику Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Статья 391 Трудового кодекса Российской Федерации. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям: работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника; работодателя - о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами. Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. Статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Статья 393 Трудового кодекса Российской Федерации. Освобождение работников от судебных расходов При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
Спросить