Родитель попытался записать учителя на диктофон, но был пойман. Нарушила ли учитель закон?
Одна родительница из нашего класса захотела записать учителя на диктофон, подсунула его ребёнкув портфель, а учитель увидела и забрала, после уроков вернула. Она (учитель) нарушила закон?
Как защитить учителя? В нашем классе одна мама положила ребенку в портфель диктофон (видимо он ходил с ним постоянно). После того как учитель случайно обнаружила у него диктофон, родители этого ребенка начали писать жалобы директору школу, что учитель угнетает детей. Мы с этим учителем не первый год, и из 28 человек, только 3-их не устраивает учитель. Эти родители не хотят перейти в другой класс, а вынуждают учителя уволиться.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201303/08/30x30/43613.jpg)
Здравствуйте, Ольга!
Защитить права учителя поможет конституция РФ, Уголовный, Гражданский и Трудовой кодекс РФ. Вы легко будете противостоять незаконным действиям, как руководства, так и родителей, если будете знать свои права.
Мягко и тактично, опираясь на трудовое законодательство, пресекайте любые попытки навязать вам дополнительные обязанности. Старайтесь избегать устных решений и обещаний, оформляйте все свои решения письменно, по возможности оставляйте у себя их копии. Если директор или завуч вынуждает вас взять классное руководство, обратите внимание начальство на то, что постановление № 854 Правительства РФ от 30.12.2005 дает вам право отказаться от него как по личным, так и по профессиональным причинам.
Если вас оскорбил кто-то из учеников или родителей учащихся, то вы, руководствуясь статьей 130 УК РФ, имеете право подать иск о защите чести и достоинства. Как компромисс в этой ситуации вы можете принять публичные извинения обидчика.
В случае если родители ваших учеников распространяют о вас заведомо ложную или крайне искаженную, пророчащую вас информацию, то вы можете отстаивать свои права в суде. Закон (а именно статья 129 УК РФ) на вашей стороне.
Но помните, что перед подачей искового заявления стоит попытайться мирно решить проблему. Если это вам не удалось, предупредите потенциального ответчика о том, что собираетесь подать на него суд. На патологически неуравновешенных личностей это вряд ли подействует, а вот человек, дорожащий своей карьерой и репутацией, может пойти на мировую.
Учитывайте также возможность подачи встречного иска о неправомерности ваших действий. Наиболее распространенной причиной является ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (необъективное выставление оценок, нарушение прав ребенка и т.д..
Рассмотрим несколько типичных ситуаций.
Провокация. Ученик или группа учеников вызывающе ведут себя на уроке или на перемене, демонстративно не выполняют законных требований учи¬теля. Поддавшись на провокацию, учитель срывается и сам нарушает закон: грубо кричит, оскорбляет, бьет ученика. Родители пострадавшего ребенка пи¬шут заявления директору и в прокуратуру. В качестве доказательств они часто приносят аудио- или видеозапись.
Самое грустное здесь то, что учитель иногда искренне не видит своей вины: «Они меня ос-корбляют, а я должен молчать?!» Он путает две принципиально разные ситуации: конфликт двух равных по статусу людей (и тогда все опре¬деляется только общим уровнем цивилизованности участников) и конфликт начальника-учителя с подчиненным-учеником. На уроке учитель имеет право использовать только педагогические методы воздействия. В этом отношении учитель ни-чем не отличается от любого облеченного властными полномочия¬ми человека: никакой чиновник «при исполнении» не имеет права на личную приязнь или неприязнь, его полномочия четко огра-ничены законом.
Основная линия защиты в этой ситуации - не отрицая самого факта, дока¬зать провокацион-ный характер случившегося. Вряд ли все остальные ученики поддерживают провокатора - скорее они смотрят на все как на интересный спектакль. Детям просто не приходит в голову, что учитель (для многих из них - авторитетнейший Взрослый) может серьезно пострадать от ученичес¬кой «шутки». Поэтому обвиняемому учителю следует рассказать классу о возможных правовых последствиях провокации. Это не должно выглядеть как давление на детей, чтобы они дали нужные учителю показания, - нуж¬но просто информировать. Скорее всего большинство детей (и что еще важ¬нее – родителей) правильно оценят ситуацию и поддержат своего учителя.
Клевета.(ст. 128.1 УК РФ) Многие обвинения учителей в жестоком обращении просто ни на чем не основаны, это классическая клевета. Особенно часто ее жер¬твами становятся учителя-мужчины, которых обвиняют в рукоприкладс¬тве, в сексуальном насилии. Подобным обвинениям, как правило, верят родители и коллеги, их с удовольствием подхватывает широкая публика. Доказать свою невиновность бывает очень трудно. Поскольку каждый учи¬тель примерно знает, от каких учеников он может ожидать любой гадости, ему следует именно с ними быть максимально осторожным: не оставаться наедине, спрашивать только в присутствии других учеников или учителей,
оценивать максимально объективно, не вступать в какие-либо неформаль¬ные отношения.
Если же заявление о жестоком обращении передано директору, следует тре¬бовать офици-ального расследования. Ни в коем случае нельзя соглашаться на то, что администрация школы замнет дело: тогда учитель окажется в двойной зависимости - от «спасшего» его директора и от родителей «жертвы», согла¬сившихся не поднимать шума.
2.1.2. Обвинения в профессиональной некомпетентности
Гоголевский смотритель училищ Лука Лукич Хлопов недаром говорил: «Не приведи Господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». В самом деле, многие родители убеждены в своих глубоких педагогических познаниях и предъявля¬ют совершенно произвольные требования как к содержанию образования, так и к воспитательной работе учителя. «Нас учили по-другому, и хорошо выучи¬ли» - такие упреки слышали все авторы оригинальных учебных программ и методик. «На наших детей рукой махнули, никакого индивидуального подхода нет», - вздыхают родители, не посещая при этом родительские собрания и не тратя свое время на беседы с учителем.
Лучшая защита в данном случае - нормативные акты, регулирующие ра¬боту учителя. Ни в одном законе нет (и не может быть в принципе!) никаких точных требований к качеству педагоги-ческой деятельности. От учителя мож¬но требовать выполнения учебной программы (знания и умения детей прове¬ряются на выпускных экзаменах в 9 и 11 классах). Но ни одна инструкция - не говоря уже о Законе «Об образовании» - не предписывает учителю какие-ли¬бо обязательные методики преподавания. В государственном стандарте есть минимум, но не запрещено расширять этот минимум, предлагать учащимся различные научные теории и гипотезы, альтернативные точки зрения. Более того, несмотря на реальное сокращение за последние 5 лет количества реко¬мендованных и допущенных учебников, у учителя все еще остается выбор .
Значит, чтобы родители не могли жаловаться на «неправильное преподавание» и «опасные для детской психики учебники» , учителю следует с самого начала, на первом же родительском собрании, подробно рассказать родителям о своей методи¬ке и о выбранных им учебных пособи-ях. И разумеется, у учителя, работающего не только по одному рекомендованному учебнику, должна быть какая-то поддержка «сверху». Кто-то (районный методист, автор оригинальной ме-тодики, редактор «профильного» педагогического СМИ) должен быть готов его защитить.
В должностной инструкции классного руководителя может быть указано количество вне-классных мероприятий. Но большую часть работы описать невозможно: педагогика все еще остается искусством, а не технологией. Тре¬бовать от любого работника можно только того, на что он дал письменное со¬гласие, за что он получает зарплату. Да, многие учителя выполняют большую часть работы бесплатно, работая «не за страх, а за совесть», но это не обязан¬ность, а их добрая воля и личное желание. И родители должны понимать, что работа в школе - это во многом благотворительность со стороны учителя.
Удачи.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/200603/26/30x30/40838.jpg)
Да уж, Вам просто статью из интернета скинули, которая и отношения к вопросу не имеет.
Ольга! Вопрос непростой, на самом деле. Но, на мой взгляд, если учитель добросовестно выполняет свои обязанности, то особенных и поводов для беспокойства быть не должно. Я не увидела ничего страшного в том, что у ребенка был диктофон. Возможно, ребенок жаловался на учителя, и родители не нашли другого способа проверить его слова.
Если факты, указанные родителями, не подтвердятся, то и санкций никаких к учителю не должно быть принято. Остальные родители, со своей стороны, могут благодарственное письмо учителю написать. И дирекции школы, и в департамент образования.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202007/13/30x30/7a6b32e7d0c0607fb49727c6d19951d2.jpg)
Первый ответ вообще не по теме. Носить диктофон ребенок имеет право. Наоборот, учителю это должно быть выгодно, так как всегда будет независимое доказательство того, что он должным образом выполняет свою работу. Если жалобы необоснованы и ничем не подтвердены, учитель может обратиться в мировой суд с заявлением о клевете в порядке частного обвинения.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Е.png)
Вот вы все 28 и напишите раньше чем будут провокации письмо директору школы и в гороно в защиту учителя
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/200609/05/30x30/40864.jpg)
Хотим вернуть учителя, который вел у нашего класса предмет со второго класса, а сейчас, в 7 классе, его у нас забрали, поставили на другие классы. Новый учитель совершенно не устраивает.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201901/22/30x30/573991.jpg)
Добрый день.
Обратитесь с этим вопросом к директору школы. Закон такие вопросы не регулирует: это в компетенции начальника (директора) учебного учреждения.
СпроситьОдна из родительниц нашего класса написала заявление на учителя и обвиняет ее в сборе денег. Наш учитель ничего такого не делает. Просто ребенок учится плохо и мама решила таким образом мстить учителю. Такой вопрос можем ли мы написать директору письмо от остальных родителей что никаких поборов не было и что мы, каждый из нас довольны работой учителя. И поможет ли это нашему учителю?
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Л.png)
--- Здравствуйте, с этим вопросом и разберётся та инстанция в которую мать обратилась, вы ничем помочь не сможете. Удачи Вам и всего хорошего.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201705/28/30x30/316338.jpg)
Здравствуйте. Разбираться в этой ситуации будет уполномоченная организация, в которую обратилась мама этого ученика. Вы можете составить коллективное обращение и ходатайство, в котором охарактеризовать преподавателя. Существенный это не поможет, Но может быть учтено При рассмотрении жалобы.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202105/25/30x30/8ddfc475defe4cbb9268b39a029b6791.jpg)
Здравствуйте, Ксения.
В этом случае, родители могут написать коллективное обращение директору школы, в котором так и изложить, что работой учителя Вы довольны и что сбором денежных средств он не занимается.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201705/28/30x30/316338.jpg)
Ну и подавайте ваше ходатайство директору школы. При этом директор сама заинтересована оправдать своего коллегу преподавателя.
СпроситьРодительница забрала ребенка из школы в 19.30, а учитель закончил работу в 18.30.Подождав маму 20 минут, оставила на охране. Родительница обвиняет учителя в том, что та не подождала ее.Что сделать учителю в свою защиту?
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202309/05/30x30/315968ef9a06b7b6c8e2de3379998959.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/20/30x30/5a86a9dcdab1a3295ab42eafc31b8582.jpg)
Светлана, Вы шутите, что ли?
Ваша работа окончена в 18-30, соответственно никаких обязанностей, связанных с Вашей работой у Вас быть не может по окончании.
И нужды в защите нет.
Это называется "с больной головы на здоровую"...
Пусть родительница вовремя приходит за ребенком.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/200809/22/30x30/41146.jpg)
В следующий раз забрать ребенка к себе домой или отвести ребенка в близлежащий отдел полиции.
СпроситьЗаранее благодарна.
У нас одна не совсем нормальная родительница постоянно придирается к учителю, ежедневно посещает школу, создает конфликтную ситуацию в классе. Показывает свою личную неприязнь, написала заявление в управление образования. Четкой цели сформулированной нетю Учитель написал заявление на увольнение. Директор бездействует.3 класс остался без учителя в начале учебного года.
А учитель у нас классная! Мамаша неадекватная...
![](https://u.9111s.ru/uploads/201503/12/30x30/114298.jpg)
Пишите на "мамашу" коллективную жалобу в РОНО, о бездействии директора, о самом учителе, в ее поддрежку
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201406/23/30x30/92400.jpg)
вы всеми родителями из класса встаньте на ее защиту и в департамент образования обращайтесь и мамашу оформите, с ребенком на другой класс,это возможно
СпроситьЯ родительница. Сын учится в первом классе. После уроков пожаловался что учитель его обозвала и весь класс смеялся над ним. При аудио сообщении НЕЧАЯННО сматерилась. Не учителя, а просто вылетело матершинное слово. Вызывают к директору, я думаю по этому поводу. Ну и по поводу моей притензии, что учитель занимается не обучающим процессом, а обсуждением какой мой сын.
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Б.png)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202403/22/30x30/e8165b976cf4a0d4e697aee28db57330.jpg)
Вера, я бы рекомендовал Вам заранее написать с помощью любого из нас, юристов, написав в личное сообщение, для начала юридически грамотное требование Директору школы о недопустимости оскорблений в адрес Вашего сына. Ведь, помимо прочего, он по закону еще является малолетним учащимся!
И у Вас есть право подать Жалобу в Департамент образования, причем сделать это можно в электронном виде в целях ускорения решения вопроса и привлечения преподавателя к ответственности.
На Вашей стороне много норм права, вот одна из них:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2021)
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся[u][/u] и других участников образовательных отношений.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202010/07/30x30/e886ba7a806ebd474dbb5eb062501899.jpg)
Скорее всего, именно по поводу Вашей жалобы, директор Вас вызывает. Учащийся имеет право на защиту от любого физического и психологического насилия. На это указывает ст. 34 ФЗ РФ "Об образовании"
СпроситьЕсли учитель начальных классов выпустил 4 класс, обязан ли деректор дать ему набор именно 1 класса? У нас 3 учителя выпустили 4 класс, а набор детей на 2 класса. На 1 сентября есть еще 3 класс, который остался без учителя (учитель уволился). Директор хочет дать этот 3 класс учителю с сохранением учебной нагрузки вместо первоклассников, но учитель против и хочет жаловаться в вышестоящие организации.
![](https://u.9111s.ru/uploads/200112/29/30x30/40692.jpg)
Законом - это не регламентируется. Может регламентироваться правилами собственника учреждения либо внутренними документами школы.
СпроситьЗдравствуйте. У меня внучка учится в первом классе. До родителей стали доходить слухи, что её учитель относится к ней плохо, на уроке может обозвать её, сбросить учебники на пол. Скажите пожалуйста законно или нет, если родители положат диктофон, в портфель, чтобы записать отношение учителя к ученику? Спасибо.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201801/11/30x30/378890.jpg)
Не совсем этично, но законно. Иначе нельзя установить правду. Видеозапись и аудиозапись прилагаются к документам при исках в судах.
СпроситьЯ - учитель химии и биологии, обучаю детей химии 23 года, но в августе из школы уходит учитель биологии, уроки биологии в 9-11 классах передают мне, а часть уроков химии отдают учителю географии (по квалификации она учитель химии и географии, стаж преподавания химии 3-4 года). У обоих категория одинаковая, первая. На место учителя биологии на 5-8 классы директор переводит учителя, работавшую на ставку организатора по воспитательной работе, по квалификации учитель географии. Могу ли я сохранить свою учебную нагрузку по часам химии?
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/А.png)
Могу ли я сохранить свою учебную нагрузку по часам химии? - да, можете. (Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69)
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202310/18/30x30/9ae568a04b7a6823c1e7dccf4a5c21ad.jpg)
Здравствуйте!
Это их взаимоотношения и Вам лучше не вмешиваться, а то и Вас до слез доведет.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202309/26/30x30/9b02d7964d48da8b13ddf4ace01a4070.jpg)
Учитель должна написать докладную на имя зауча та должна пообщаться с родителем на тему оценок и рвения.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/20/30x30/5a86a9dcdab1a3295ab42eafc31b8582.jpg)
Светлана, неужели учитель сам не может послать ее (в более или менее корректной форме) куда подальше?...
Спросить