Может ли запретиться ношение хиджаба в школах Свердловской области - анализ Постановления Правительства

• г. Екатеринбург

Могут ли запретить ходить в школу в хиджабе, т.к. Постановлением Правительства Свердловской области были утверждены Типовые требования к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях и муниципальных общеобразовательных организациях Свердловской области согласно которым ношение головных уборов запрещено? На основании какого закона?

Ответы на вопрос (1):

Здравствуйте, да, могут.

См.Определение от 10 июля 2013 г.

Верховный Суд Российской Федерации - Гражданское

Суть спора: о признании недействующими и неподлежащими применению подпунктов 2, 3 пункта 9 постановления Правительства Ставропольского края от 31.10.2012 года № 422-п "Об утверждении основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Ставропольского края" в части, исключающей право граждан женского пола мусульманского вероисповедания одеваться в соответствии с их религиозными убеждениями: покрывать все части тела, кроме лица и кистей рук

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 19-АПГ 13-2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 10 июля 2013 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Хаменкова В.Б. и Ерёменко Т.И.

при секретаре Строилове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Мусаева М.А., действующего в интересах Сулейманова М.Б., Сулеймановой А.М., Сулеймановой Р.М., Амангазиевой К.Х., Амангазиева Х.М., Аджиманбетова А.К., Аджиманбетовой З.А., Тангатова АД. и Тангатовой Р.А., на решение Ставропольского краевого суда от 22 марта 2013 года, которым отказано в удовлетворении требований заявителей о признании недействующими подпунктов 2 и 3 пункта 9 Основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Ставропольского края и муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Ставропольского края, утверждённых постановлением правительства Ставропольского края от 31 октября 2012 г. № 422-п.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя заявителей Мусаева М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя губернатора и правительства Ставропольского края Молчанова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

31 октября 2012 года правительством Ставропольского края принято постановление № 422-п «Об утверждении основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Ставропольского края и муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Ставропольского края», которое было опубликовано в издании «Ставропольская правда» 13 ноября 2012 г., № 292.

Пунктом 1 названного постановления утверждены Основные требования к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Ставропольского края и муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Ставропольского края (далее - Основные требования).

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 9 Основных требований обучающимся запрещается ношение в образовательных учреждениях: религиозной одежды, одежды с религиозными атрибутами и (или) религиозной символикой; головных уборов в помещениях образовательных учреждений.

Сулейманов М.Б., Сулейманова А.М., Сулейманова Р.М., Амангазиева К.Х., Амангазиев Х.М., Аджиманбетов А.К., Аджиманбетова ЗА., Тангатов А.Д. и Тангатова Р.А. обратились в суд с заявлением о признании недействующими подпунктов 2 и 3 пункта 9 Основных требований, утвержденных постановлением правительства Ставропольского края от 31 октября 2012 г. № 422-п в части, исключающей право граждан женского пола мусульманского вероисповедания одеваться в соответствии с их религиозными убеждениями, а именно покрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. В обоснование заявленных требований указали, что в результате принятия оспариваемого акта лица, религиозные убеждения которых не позволяют появляться перед посторонними с непокрытой головой, не могут находиться в помещении образовательного учреждения в головных уборах.

По мнению заявителей, оспариваемые положения противоречат статье 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которой право человека и гражданина на свободу вероисповедания может быть ограничено только федеральным законом.

Решением Ставропольского краевого суда от 22 марта 2013 года в удовлетворении требований заявителей отказано.

В апелляционной жалобе представитель заявителей Мусаев М.А. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Согласно пункту «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», принимаемые в соответствии с данным законом другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Статьёй 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено в том числе принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области образования.

При этом в силу статьи 4 этого же закона одной из задач законодательства Российской Федерации в области образования является определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании» установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся также является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

По мнению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ношение детьми и подростками головных уборов в помещении образовательных учреждений во время учебных занятий и занятий физкультурой, не сопряжённое по своему функциональному предназначению с оптимальными параметрами окружающей среды и микроклимата, является причиной различных заболеваний, а школьная форма - залогом сохранения здоровья учащихся (письмо от 9 ноября 2012 г. № 01/12662-12-23 «О совершенствовании федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в образовательных учреждениях »).

Следовательно, утверждая оспариваемым актом основные требования к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Ставропольского края, правительство Ставропольского края действовало в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

Возможность подобного правового регулирования трансформирована и в принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступающий в силу с 1 сентября 2013 года), пунктом 18 части 3 статьи 28 которого к компетенции образовательной организации в указанной сфере деятельности отнесено установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено данным Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Отношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания урегулированы Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», пунктами 1 и 2 статьи 4 которого установлено, что Российская Федерация - светское государство, которое обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемым актом установлены требования к школьной одежде и внешнему виду обучающихся независимо от их вероисповедания, в целях обеспечения светского характера государственных и муниципальных образовательных учреждений, поддержания в них религиозного нейтралитета.

Подобное правовое регулирование полностью соответствует провозглашённому в статье 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» принципу равенства граждан Российской Федерации перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности и направлено на обеспечение равенства прав граждан исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

Доводы заявителей о том, что оспариваемые нормы обязывают граждан действовать в противоречие своим религиозным убеждениям и нарушают их право на свободу вероисповедания, суд признал несостоятельными, правомерно указав, что в демократическом обществе светское государство имеет право устанавливать единые для всех граждан независимо от их отношения к религии правила поведения в государственных образовательных учреждениях.

Обоснованность указанной правовой позиции подтверждается и сложившейся практикой Европейского Суда по правам человека, например, решениями по делу Лейла Шахин против Турции (44774/98), Куртулмуш против Турции (№ 65500/01), Керванджи против Франции (№ 31645/04), Дотру против Франции (№ 27058/05).

При этом суд обоснованно принял во внимание доводы заинтересованного лица о том, что право граждан действовать в соответствии со своим вероисповеданием, на нарушении которого настаивали заявители, в частности право носить в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозную одежду, не может рассматриваться избирательно, в отрыве от права верующих на соблюдение иных религиозных канонов, обрядов и церемоний (совершение молитв, постов и т.п.). В связи с этим суд правильно посчитал, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят органом государственной власти субъекта Российской Федерации во исполнение требований федерального законодательства об обеспечении государством принципа секуляризма и религиозной нейтральности системы государственного образования в целях исключения конфликта прав и интересов представителей различных религиозных конфессий, а также уважения плюрализма и свободы других лиц, не исповедующих никакой религии, или атеистов.

В то же время статьёй 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрено беспрепятственное совершение богослужения, других религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях, установлено право религиозных организаций проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что единые для всех обучающихся в светском образовательном учреждении правила ношения одежды не могут рассматриваться в качестве ограничений свободы совести и вероисповедания, следует признать правильным.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с суждениями суда первой инстанции и о том, что установленные оспариваемым актом требования к школьной одежде обучающихся, в частности запрет на ношение религиозной одежды, головных уборов в помещении образовательного учреждения, не препятствуют получению заявителями образования.

Ввиду этого суд правомерно отметил, что в соответствии с положениями статей 10 и 12 Закона РФ «Об образовании», статьи 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» каждому предоставлена возможность получения образования не только в образовательных учреждениях религиозных организаций, процесс обучения в которых организуется в соответствии с канонами того или иного вероисповедания, но и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях по формам освоения образовательных программ, избранных с учётом потребностей и возможностей личности.

Как установлено судом, некоторые из заявителей с учётом их потребностей в ношении религиозной одежды избрали получение государственного образования в форме экстерната, другие - поступили в образовательное учреждение религиозного объединения, то есть воспользовались правом на образование, предусмотренное федеральным законом.

При таком положении дела решение суда об оставлении без удовлетворения заявления Сулейманова М.Б., Сулеймановой А.М., Сулеймановой Р.М., Амангазиевой К.Х., Амангазиева Х.М., Аджиманбетова А.К., Аджиманбетовой З.А., Тангатова А.Д. и Тангатовой РА. является законным и обоснованным.

Довод апелляционной жалобы о том, что ограничение свободы вероисповедания входит в исключительную компетенцию федерального законодателя, является обоснованным, однако на правильность выводов суда не влияет, поскольку оспариваемый акт в качестве акта, ограничивающего такие свободы, по изложенным выше мотивам не рассматривается. Как правомерно указано в решении суда, светский характер образования является принципом государственной политики в области образования и установлен Законом РФ «Об образовании» (подпункт 4 пункта 2 статьи 2).

Право граждан исповедовать ту или иную религию, действовать сообразно своему вероисповеданию в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» не предусмотрено. Напротив, согласно пункту 2 статьи 4 названного закона на государство возложена обязанность в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства обеспечить светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт, принятый органом государственной власти субъекта Российской Федерации во исполнение указанных выше предписаний, не может нарушать право, осуществление которого из правоотношений в области образования уже исключено федеральным законом.

По этим же мотивам не может быть признана обоснованной ссылка в апелляционной жалобе на то, что вопрос светскости образования не относим к предмету настоящего спора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ставропольского краевого суда, от 22 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу \ представителя заявителей Мусаева М.А. - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи.

Спросить
Пожаловаться

В школе есть параллель классов, наполняемость которых 22, 19, 23 человек. Администрация принимает решение укомплектовать классы и оставить в параллели два класса с количеством 32 обучающихся в классе.

В связи с принятием закона Закон Московской области № 211/2019-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов» уменьшился фонд заработной платы.

Какие нормативные документы, законодательные акты может использовать администрация для обоснования решения.

Могут ли в школе запретить носение хиджаба, или же плотка и если да то на основании чего.

Спасибо.

В школе принято положение о внешнем виде. После проверки было вынесено замечание, что школа не вправе предъявлять требования к макияжу, прическе и маникюру. Только к внешнему виду. Но разве внешний вид не подразумевает макияж и проч.? Спасибо.

, утвержденные Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.07.2013 г. №307 обязательными для исполнения гражданами, если в моем населенном пункте (Нижегор. Области) соответствующие правила не приняты, а в тексте Постановления указано: п.2: Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области: п.2.1: При разработке нормативных правовых актов, регламентирующих правила благоустройства территории городских округов и поселений, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), к внешнему виду фасадов соответствующих зданий и сооружений, руководствоваться Правилами, утвержденными настоящим постановлением. По моему мнению это указывает на рекомендательный характер Типовых правил. Вместе с тем, согласно п.1.2.1 Типовых правил, Правила обязательны для исполнения всеми физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при содержании, ремонте, восстановлении и окраске фасадов зданий и сооружений в населенных пунктах. Должен ли суд руководствоваться этими Типовыми правилами?

У меня вопрос по введению так называемой школьной формы. Школы Ставропольского края руководствуются вот этим постановлением: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW077;n=52923 Министр образования края И.Кувалдина поясняет журналистам, что постановление носит рамочный характер. Вот материал о её выступлении:

В ходе брифинга министр образования СК И. Кувалдина познакомила журналистов с основными аспектами принятого документа. Он носит рамочный характер, определяя, что одежда учащихся общеобразовательных учреждений должна быть светской, выдержанной в деловом стиле. Школа не может быть площадкой для демонстрации тех или иных религиозных обычаев. Точно так же не должно быть в одежде школьников и атрибутов неформальных молодежных движений. Запрещено ношение в школе головных уборов.

Министр подчеркнула, что речь идет именно о деловом стиле школьной формы, а не о том, что она должна быть единообразной для всех. Свой вариант может выбрать каждое учебное заведение, утвердив его постановлением управляющего органа, каким в образовательных учреждениях являются управляющие и попечительские советы, родительские комитеты, общешкольные собрания и т.д. Форма вводится в новом году, с начала третьей учебной четверти. Это не означает, что родителям сейчас же придется тратиться на новую одежду для детей. Вещи делового, классического стиля найдутся в гардеробе каждого ребенка или подростка. Взято здесь: http://stavropol.bezformata.ru/listnews/stavropolskom-krae-irina-kuvaldina/7899482/

А в наших школах вопрос ставят ребром: преподносят так, что Постановление гласит о необходимости ввести школьную форму единого образца в каждой школе. В Постановлении я не нашла слов обязаны. Должны, единый фасон, единая модель. Мой главный вопрос: на Ваш взгляд, есть в этом Постановлении требование к каждой школе утвердить единую форму конкретного фасона или нет. Заранее спасибо.

В школе специализированный класс, математики. Распространяется ли на нас Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

Согласно п. 10.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

8 класс, планируют для нас вторую смену.

В школе уставом принято требование к ношению блуз и кофт только голубого или черного цвета. Одежда была приобретена заранее и в другой цветовой гамме серая, бордовая, белая. Правомерно ли требование школы приобрести установленную уставом школы цветовую гамму одежды. И что влечет за собой не исполнение требований с моей стороны.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Какая ответственность предусмотрена за нарушение п.7 статьи 112 Федерального закона 44-фз? - Заказчик не использовал типовые условия, разработанные и утвержденные исполнительным органом (департаментом государственных закупок Свердловской области)..

Я работаю 8 лет в бюджетной организации собственного жилья нет, только прописана 2 года, могу ли я встать на очередь. И какие документы необходимыВ соответствии с постановление Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года № 1296-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года», Постановлением Правительства Свердловской области № 228-ПП от 26.03.2014 года, в целях улучшения жилищных условий работников областных государственных учреждений.

Мой сын идет осенью в первый класс. Известно, что в уставе школы о форме одежды указано официально-деловой стиль. Преподаватель требует ношения школьной формы в едином цвете для всех учеников, сказала, что на школу пришла бумага, хотя никакой бумаги родителям для ознакомления предоставлено не было, также было сказано, что правительством РФ было введено обязательное ношение единой формы одежды для учеников. Родители не возражают против формы одежды в деловом стиле, но против единого цвета. Имеет ли право преподаватель и дальше настаивать на своих требованиях?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение