Военнослужащая с детьми в разводе - могу ли я быть на службе более 15 дней подряд во время пандемии?
Я военнослужащая, в разводе, имею 2 несовершеннолетних детей, младшему из которых 3,5 лет. Отец в воспитании участия не принимает. Могу ли я привлекаться на службу более чем на 15 суток подряд в связи с условиями пандемии.
Здравствуйте, в силу п. 9 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" , п. 3 ч.1, ст.5 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ВЫ вправе претендовать на оформление листа нетрудоспособности и освобождение от исполнения служебных обязанностей на период нерабочих дней (карантина)
СМ. Из-за эпидемии коронавируса продлили карантин в детском садике. Можно ли взять больничный, чтобы сидеть дома со здоровым ребёнком, потому что его не с кем оставить? Да!
Вашему работодателю это может не понравиться, но вы имеете право взять больничный даже если ваш дошколёнок здоров. Участковый педиатр обязан выписать одному из родителей листок нетрудоспособности по уходу за ребенком до 7 лет, если дошкольное образовательное учреждение, которое он посещает закрыто на карантин. Этот случай предусмотрен в Приказе Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 г. №624 н (ред. от 28.11.2017) «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности».
Однако надо иметь в виду, что речь идёт именно о закрытии всего детского сада на карантин, а не одной только группы - например, если контактных детей изолировали из-за единичного случая ветрянки.
Оплачиваемый больничный полагается только при карантине, который устанавливается на территории страны, региона или муниципалитета – его объявляют Правительство РФ либо местные или областные власти. Подобная мера профилактики вводится только при определённых инфекционных заболеваниях, указанных в СП 3.4.2318-08 и постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.2008 № 3. В списке 25 болезней, в их числе и новый подтип гриппа. То есть карантин из-за коронавируса 2019-nCoV отвечает данному условию.
СпроситьОтветьте пожалуйста на такой вопрос.
Мы с мужем в разводе уже более 2 х лет. Он не принимает участия в воспитании детей, алименты я не получаю. Но у меня растёт сын, с которым мне как женщине порой непросто найти общий язык (в плане воспитания) Можно ли каким либо образом обязать отца принимать участие в воспитании детей? Забирать их на выходные, проводить какие либо воспитательные процессы? И как это можно сделать?
Уважаемая Елена! Действительно ст.63 Семейного кодекса Российской Федерации обязывает родителей воспитывать своих детей. А ст.65 СК РФ дает ПРАВО родителю, проживающему отдельно от ребенка, на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.
Из систематического толкования указанных норм (увы!) вытекает, что принудить отца ребенка заниматься воспитанием невозможно ( как говорят юристы, норма носит декларативный характер). Поэтому даже суд не сможет удовлетворить Ваши пожелания, поэтому Вам необходимо с бывшим мужем решать этот вопрос по взаимному соглашению.
В качестве санкции за такое недолжное поведение отца ребенка ( уклонение от выполнения обязанностей родителя) Вы можете обратиться с иском в суд о лишении его родительских прав ( ст.69 СК РФ).
СпроситьВ браке 16 лет, есть двое несовершеннолетних детей. Алименты на детей исправно платит сам, в воспитании детей принимает активное участие. Но жена из принципа не согласна на развод. Как долго может затянуться процедура развода?
максимальный срок, который суд может предоставить супругам для примирения - 3 месяца. Если один из супругов настаивает на расторжении брака, то брак будет расторгнут.
Спроситьмировой судья должен рассмотреть гражданское дело в течение месяца со дня поступления заявления в суд. однако в случае, если один из супругов не согласен на расторжение брака, суд вправе отложить разбирательство дела, назначив срок для примирения в пределах трех месяцев
Спроситьисковой материал судья рассматривает 5 дней и выносит определение о принятии заявления (или др определение), затем назначает день судебного рассмотрения (беседа, с/заседание), этот день назначается через 30 дней со дня принятия иска. затем, если жена против развода судья может предоставить время для примирения до 3х месяцев, но это только вопрос времени. Если сторона против совместной жизни, желает развода, в итоге развод состоится.
СпроситьВ семье трое несовершеннолетних детей. Отец более двух лет не проживает (живет в другом регионе РФ), алименты не платит, участия в воспитании детей не принимает. Мать умерла. Может ли бабушка взять опекунство над детьми и лишить отца родительских прав?
Здравствуйте! Так как отец живой, и не лишен родительских прав, то нужно согласие отца на оформления опеки над несовершеннолетними детьми.
СпроситьСК РФ, Статья 69. Лишение родительских правСпроситьРодители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об опеке и попечительстве"
Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями
5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
Здравствуйте!
Бабушка может взять опекунство над детьми.
Лишить отца родительских право возможно по решению суда. Основания лишения указаны в ст 69 СК РФ,
СК РФ, Статья 69. Лишение родительских прав
Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
(в ред. Федеральных законов от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 28.03.2017 N 39-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
злоупотребляют своими родительскими правами;
жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 457-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
СпроситьМожет. Основания лишения родительских прав указаны в ст 69 ск рф, вопрос об опеке над детьми решает орган опеки и бабушка детей вправе обратится в органы опеки с соответствующим заявлением. Пока отец ребенка жив не лишен родительских прав у него преимущественное право на воспитание детей, необходимо его согласие..
СпроситьЛишение родительских прав суды рассматривают как крайнюю меру и зачастую ограничиваются ограничением прав, т.е. более мягкой мерой. Например, лишают прав именно за злостное уклонение от уплаты алиментов, т.е. когда имеются два предупреждения от судебных приставов. Ну а опеку можно оформить и без лишения прав.
СпроситьДоброго времени суток!
Вам нужно совместно с органами опеки лишать отца родительских прав и оформлять опеку на себя. Обращайтесь с заявлением в органы опеки и попечительства по месту жительства.
Всего Вам хорошего!
СпроситьОтец объявился сразу после смерти матери. Есть основания предполагать, что из корыстных целей. У детей (тройняшки) 4-х комнатная квартира.
СпроситьЕсли есть основания (задолженность по алиментам), то органы опеки и попечительства могут подать в суд иск о лишении родительских прав. Если отец будет лишен родительских прав, то только тогда сможете оформить опеку без его согласия.
СпроситьДобрый день! Да, бабушка может взять опекунство, так же если отец так себя вел, то есть основания, чтобы органы опеки обратились в суд и в порядке ст. 69 СК РФ, лишили отца родительских прав, при этом алименты он все равно будет должен платить.
СпроситьЗдравствуйте. Скорее всего, органы опеки будут решать вопрос о передаче ребенка законному отцу (. Бабушка должна обратиться в органы соц. защиты с вопросом об опеке ребенка. Так же можно обратиться в суд с иском об определении места жительства ребенка с бабушкой (но все это очень призрачно), кроме того, бывший супруг на наследство, оставшееся после смерти бывшей супруги, права не имеет.
СпроситьЗдравствуйте! Я в разводе, у меня двое детей.. после развода я поменяла себе фамилию, взяла свою девичью.. могу ли я свою фамилию дать детям? Отец никакого участия в воспитании не принимает.. алименты не платит..
Вы не указали возраст детей. Для смены фамилии детям до 14 лет необходимо разрешение органа опеки и попечительства. Обращайтесь в орган опеки.
СпроситьНормы права:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ
Статья 58. Перемена имени
3. Перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном законом.
4. Перемена имени лицу, не достигшему возраста четырнадцати лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя производится на основании решения органа опеки и попечительства в порядке, установленном статьей 59 Семейного кодекса Российской Федерации.
СпроситьВозможно ли забрать детей у матери, которая не принимает участия в воспитании, образовании детей, не следит за их жизнью, дети растут на улице, вечно болеют; мать не следит за перемещением детей; мать официально не работает, живет за счет алиментов, которые платит отец; есть свидетельство об установлении отцовства; отец в браке, оба работают официально, принимают участие в жизни детей!?
---Здравствуйте, при описанных обстоятельствах, это вполне возможно сделать, и тем более что мать не работает и сама детей не содержит. Удачи Вам, и всего хорошего.
СпроситьЗдравствуйте, Денис
Обращайтесь в суд с иском об установлении места жительства детей с отцом и доказывайте в суде все свои доводы
Желаю Вам удачи и всех благ!
СпроситьНужно подать исковое заявление об установлении места жительства детей с отцом, об отмене алиментов и взыскании алиментов с матери. Всего доброго.
СпроситьОтец может обратиться в суд для определения места жительства детей с собой. Все указанные Вами факты нужно будет суду доказывать. Если дети старше 10 лет, суд учтет их мнение.
СпроситьЗдравствуйте.
Да, возможно. Для этого отцу детей необходимо обратиться в органы опеки с заявлением, они проведут проверку. По ее результатам будет возможность обратиться в суд с иском об ограничении или лишении родительских прав и определении места жительства детей с отцом.
СпроситьЗдравствуйте! Если отец детей считает, что детям будет лучше с ним, то он имеет право подать в суд исковое заявление об определении места жительства детей по своему месту жительства.
СпроситьЗдравствуйте, Денис!
Для этого подайте исковое заявление в суд об определении места жительства детей с Вами. Для начала обратитесь в орган опеки, чтобы там проинспектировали Ваши жилищные условия, выдали заключение.
СпроситьДенис здравствуйте. В описанной Вами ситуации необходимо в судебном порядке определить место жительства детей и установлении алиментных обязательств. Далее можно поставить вопрос об ограничении или лишении родительских прав. Судебная перспектива хорошая.
СпроситьЗдравствуйте, Ольга.
Да, могут, следует обращаться с заявлением в суд и решать вопрос в судебном порядке. Вам следует обратится к юристу очно в вашем городе который поможет составить вам все необходимые документы и решить ваш вопрос.
СпроситьЗдравствуйте. Находясь в разводе с бывшим мужем, который не платит алименты и никак не принимает участие в воспитании 2-х несовершеннолетних детей, могу ли я (мать) сменить фамилию детей на свою, не обращаясь к нему (бывшему мужу) за его согласием? Спасибо.
Отец детей не платит алименты на протяжении семи лет. Никакого участия в воспитании не принимает. Могу ли я лишить его прав на детей.
Здравствуйте Наталья Вячеславовна!
Лишение родительских прав возможно только в судебном порядке и только в отношении родителей ребенка, одного или обоих (п. 1 ст. 70 СК РФ).
Основания для лишения родительских прав
Лишить родительских прав можно, если родители ребенка:
- уклоняются от выполнения родительских обязанностей, в том числе по воспитанию ребенка (например, не заботятся о его нравственном и физическом развитии, обучении), злостно уклоняются от уплаты алиментов. Однако если родители не выполняют свои родительские обязанности из-за тяжелых обстоятельств и по другим причинам, которые от них не зависят (например, по причине психического расстройства), их нельзя решить родительских прав.
Сам по себе факт наличия задолженности или незначительный размер выплачиваемых алиментных платежей не являются достаточными основаниями для лишения родительских прав вне связи с другими проявлениями виновного поведения родителя (Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011).
- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) или из другого учреждения, в котором временно находится ребенок (например, из лечебного, воспитательного, учреждения соцзащиты населения);
- злоупотребляют своими родительскими правами, то есть используют их в ущерб интересам ребенка. Например, препятствуют его обучению, склоняют к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков, наркотиков;
- жестоко обращаются с ребенком: применяют к нему физическое или психическое насилие, недопустимые способы воспитания (обращаются с ребенком грубо, пренебрежительно, оскорбляют, эксплуатируют его), покушаются на его половую неприкосновенность;
- больны хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или против жизни или здоровья супруга (ст. 69 СК РФ; п. п. 11 - 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10).
По другим основаниям лишить родительских прав нельзя.
О порядке обращения в суд, подробно проконсультирую, если Вам необходимо.
СпроситьЯ военнослужащая в разводе есть двое детей один из них инвалид нуждающийся в постоянном уходе, могу я уволиться с военной службы по семейным обстоятельством? Муж бывший непринемает никого участия в жизни детей.
Да, Вы имеете право на увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы, в том числе, по семейным обстоятельствам:
в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла абз. 5 пп. "в" п. 3 ст. 51 см. Постановление КС РФ от 27.05.2020 N 26-П.
в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2020 г. № 26-П “По делу о проверке конституционности абзаца пятого подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданки О.Н. Селиной”
Именем Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности абзаца пятого подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки О.Н. Селиной. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.Д. Рудкина, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации
установил:
1. В соответствии с абзацем пятым подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам - в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка.
1.1. Заявительница по настоящему делу гражданка О.Н. Селина, проходящая службу в Пограничном управлении Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области в звании прапорщика на должности контролера, в декабре 2018 года обратилась с рапортом об увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному приведенным законоположением. В качестве причины увольнения О.Н. Селина, бывший супруг которой в настоящее время проживает в другом населенном пункте, указала невозможность совмещать надлежащее и в полном объеме исполнение обязанностей военной службы с воспитанием часто болеющей дочери, родившейся в 2014 году. На заседании аттестационной комиссии 13 декабря 2018 года по результатам рассмотрения рапорта заявительницы принято решение не ходатайствовать перед начальником Пограничного управления о досрочном увольнении О.Н. Селиной, поскольку изложенные ею причины обращения с просьбой о досрочном прекращении служебных отношений уважительными не являются.
Решение начальника Пограничного управления об отказе в досрочном увольнении доведено до О.Н. Селиной письмом от 24 декабря 2018 года. С заявлением о его обжаловании она обратилась в Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд, который решением от 21 февраля 2019 года в удовлетворении ее требований отказал. Как указал суд, при расторжении брака место жительства ребенка судебным постановлением либо письменным соглашением родителей определено не было, а в представленных заявительницей медицинских документах не содержится вывода о том, что ребенок нуждается в постоянном уходе со стороны матери. При таких обстоятельствах суд не признал за О.Н. Селиной безусловного права на увольнение с военной службы на основании абзаца пятого подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Соответственно, у командования не возникло обязанности прекратить с ней служебные отношения.
Выводы суда первой инстанции подтверждены в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 24 апреля 2019 года, которая подчеркнула, что увольнение военнослужащего по названному основанию возможно только в случае, если второй родитель не выполняет своих обязанностей по отношению к ребенку, чего в данном случае констатировать нельзя, поскольку бывший муж О.Н. Селиной не лишен родительских прав и периодически навещает дочь.
Определением судьи того же суда от 25 июня 2019 года в передаче жалобы О.Н. Селиной для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано со ссылкой на то, что отец ребенка родительских прав не лишен и, даже проживая в другом населенном пункте, имеет возможность периодически участвовать в воспитании девочки. Судья Верховного Суда Российской Федерации определением от 17 сентября 2019 года также отказал в передаче жалобы заявительницы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отметив при этом, что наличие у О.Н. Селиной проживающего совместно с ней болезненного ребенка не может свидетельствовать о необходимости ее увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному абзацем пятым подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", поскольку на нее в полной мере распространяются социальные гарантии и компенсации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства, о чем указано в пункте 9 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
1.2. По мнению О.Н. Селиной, оспариваемое законоположение противоречит статьям 18, 19 (части 1 и 2), 38 (части 1 и 2) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, оно не предполагает прекращения военно-служебных отношений по предусмотренному им основанию в том случае, если отец ребенка не лишен родительских прав.
В силу статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", конкретизирующих статью 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобу гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, если придет к выводу, что оспариваемые законоположения затрагивают конституционные права и свободы заявителя и что имеется неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли эти законоположения Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу является абзац пятый подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в той мере, в какой на его основании решается вопрос об увольнении с военной службы военнослужащих, после расторжения брака воспитывающих детей, не достигших 18 лет, при условии, что второй родитель ребенка в силу объективных причин не имеет возможности участвовать в уходе за ним.
2. Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества - долг и обязанность гражданина России; гражданин России несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
По смыслу данной статьи Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи со статьями 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3), 60 и 71 (пункты "в", "м") особенности правового статуса военнослужащего предполагают определенные ограничения конституционных прав и свобод лиц, несущих военную службу, вводя которые федеральный законодатель должен исходить из целей конституционного предназначения военной службы как таковой и обеспечивать соразмерность (пропорциональность) вводимых ограничений этим целям с учетом характера и объективных условий ее прохождения.
Военная служба, заключая контракт о прохождении которой гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы - профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Такого рода деятельность, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанности по отношению к государству. Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Исходя из этого служба в современной российской армии - с учетом принципов ее организации и функционирования, степени ее технологической оснащенности, а также специфики деятельности лиц, несущих военную службу, обязанности которых по подготовке к вооруженной защите и по вооруженной защите Российской Федерации требуют выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, - предполагает предъявление повышенных требований к военнослужащим. Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прекращения военно-служебных отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 года N 6-П).
При этом согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" лица, проходящие военную службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. С учетом данного законоположения у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, отсутствует безусловное право на досрочное увольнение с военной службы на основании лишь своего свободного волеизъявления, что отличает военную службу как от работы по трудовому договору, так и от иных видов государственной службы и представляет собой важную особенность ее прохождения.
Такое правовое регулирование обусловлено правовой природой военной службы, ее специфическим назначением и базируется на положениях статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вместе с тем Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" допускает увольнение с военной службы досрочно при наличии определенных обстоятельств, которые перечислены в пункте 3 его статьи 51. К ним, в частности, отнесены семейные обстоятельства: невозможность проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи; изменение места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанное с необходимостью переезда семьи в другую местность; необходимость постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; необходимость осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан (подпункт "в").
В число таких семейных обстоятельств, согласно оспариваемой О.Н. Селиной норме, включается и необходимость ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка.
Помимо этого, на основании пункта 6 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин. Увольнение по данному основанию возможно лишь при условии признания названных им причин уважительными, т.е., как указано в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", объективно не позволяющими военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.
В отличие от обстоятельств, перечисленных в пункте 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", уважительность причин прекращения военно-служебных отношений оценивается аттестационной комиссией, после чего решение об увольнении принимается соответствующим воинским должностным лицом.
Таким образом, военнослужащий, воспитывающий ребенка, не лишен возможности увольнения с военной службы как при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", так и при их отсутствии, если есть уважительные причины, препятствующие прохождению военной службы.
3. Политика России как правового и социального государства направлена, кроме прочего, на обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 1, часть 1; статья 7; статья 38, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Этому корреспондируют, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 декабря 2011 года N 28-П, требования Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), которая, исходя из приоритета интересов и благополучия детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее страны использовать все законодательные и административные меры для обеспечения детям необходимых им защиты и заботы, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за них ответственность по закону (пункт 2 статьи 3), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, который требуется для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, с учетом того что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за создание в пределах своих способностей и финансовых возможностей необходимых для этого условий (пункты 1 и 2 статьи 27). Аналогичные положения содержит и Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года), провозглашающая, что дети должны, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности (принцип 6).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, как вытекает из решений Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 22 марта 2007 года N 4-П, от 15 декабря 2011 года N 28-П, от 8 июля 2014 года N 21-П и др.), имеет особую значимость. Следовательно, предполагается наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи действенную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики России, а родителям - создание условий, в том числе финансовых и организационных, для достойного выполнения такой общественно полезной функции, как воспитание детей, на основе общепринятых в социальных государствах стандартов.
Определяя формы и способы государственной поддержки, которая в силу Конституции Российской Федерации гарантируется всем имеющим детей семьям, и реализуя при этом свои полномочия, в рамках которых ему предоставлена достаточно широкая свобода усмотрения, законодатель устанавливает для военнослужащих комплексную систему социальных гарантий, предназначенную для всех проходящих военную службу лиц, имеющих детей, а также предусматривающую специальные нормы, ориентированные на защиту военнослужащих, воспитывающих детей без матери (отца).
К таким гарантиям относятся, в частности, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" положения, согласно которым военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства (пункт 9 статьи 10), а детям военнослужащих по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях (абзац второй пункта 6 статьи 19).
Целевым предназначением гарантий, связанных с материнством (отцовством), являются, с одной стороны, обеспечение военнослужащим возможности надлежащей реализации родительских прав и обязанностей, а с другой - создание для лиц, проходящих военную службу, благоприятных условий, позволяющих им эффективно выполнять обязательства, предусмотренные контрактом о прохождении военной службы.
Когда же по объективным причинам предоставление этих гарантий не позволяет достичь названных целей, у военнослужащего возникает право уволиться в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, по основанию, закрепленному абзацем пятым подпункта "в" пункта 3 либо пунктом 6 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В данном случае льготное правовое регулирование установлено не только в интересах военнослужащих, воспитывающих ребенка без матери (отца), но и в интересах прежде всего самих детей, реализация прав которых напрямую связана с возможностью их родителей осуществлять за ними надлежащий уход, потребность в котором обусловлена несовершеннолетним возрастом ребенка, и, следовательно, согласуется с целями защиты института семьи.
Будучи исключением из общего - направленного на обеспечение стабильности военно-служебных отношений и обороноспособности Российской Федерации - правила о недопустимости досрочного увольнения военнослужащего на основании лишь его собственного волеизъявления, абзац пятый подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" имеет целью соблюдение баланса публичных и частных интересов, в равной мере распространяется на всех военнослужащих, осуществляющих уход за детьми, не достигшими 18 лет, которых они воспитывают без матери (отца), и не предполагает произвольного применения.
4. Предусматривая возможность увольнения с военной службы досрочно для военнослужащих, воспитывающих несовершеннолетних детей без матери (отца), оспариваемая норма вместе с тем не устанавливает критериев, на основании которых выделяется данная категория военнослужащих, и не содержит перечня лиц, к ней относящихся.
Гражданин может быть отнесен к числу лиц, воспитывающих ребенка без матери (отца), если второй родитель его ребенка умер, а также в том случае, когда он является единственным усыновителем ребенка или когда мать, не состоящая в браке, воспитывает ребенка, отцовство в отношении которого не установлено. Кроме того, на основе положений Семейного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что родитель является воспитывающим ребенка без матери (отца), если мать или отец ребенка лишены родительских прав (статья 71) либо ограничены в них (статья 74).
Понятие "лицо, воспитывающее ребенка без матери (отца)" исторически связано с понятием "одинокая мать". К числу одиноких матерей в настоящее время, как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 года N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних", может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, т.е. воспитывающая их без отца, в частности в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях (пункт 28).
Именно для одиноких матерей, состоящих в трудовых отношениях, изначально были установлены гарантии, направленные на создание условий, позволяющих сочетать исполнение трудовых обязанностей с воспитанием детей и уходом за ними. Впоследствии эти гарантии были распространены на отцов и других родственников, работающих по трудовому договору и воспитывающих детей без матери, что послужило предпосылкой появления особой категории граждан - лица, воспитывающие ребенка без матери, - и включения соответствующих норм в законодательство о государственной службе.
В трудовых отношениях к таким лицам в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации может быть отнесен отец либо лицо, наделенное правами и обязанностями опекуна (попечителя) несовершеннолетнего, в случае, если мать ребенка умерла, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказалась взять своего ребенка из образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или аналогичной организации, в иных ситуациях (пункт 2 постановления "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних").
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих прохождение государственной службы (службы в органах внутренних дел, противопожарной службы, службы в уголовно-исполнительной системе, службы в органах принудительного исполнения), позволяет выделить категорию "сотрудник, являющийся отцом (усыновителем, опекуном, попечителем) и воспитывающий ребенка без матери (осуществляющий уход за ребенком при отсутствии материнского попечения)" (федеральные законы от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). При этом отсутствие материнского попечения обусловливается смертью матери, лишением ее родительских прав, длительным пребыванием в медицинской организации, другими объективным обстоятельствами.
Следовательно, по смыслу положений законодательства об отдельных видах государственной службы, а также разъяснений Верховного Суда Российской Федерации к лицам, воспитывающим ребенка без матери (отца), можно отнести тех, кто самостоятельно воспитывает ребенка, если другой родитель умер, безвестно отсутствует, признан недееспособным (ограниченно дееспособным), лишен родительских прав или ограничен в них, долгое время проходит лечение в медицинской организации, отбывает наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказался взять своего ребенка из оказывающей социальные услуги, медицинской, образовательной или аналогичной организации. При этом как действующие в сфере государственной службы законы, так и упомянутое постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации не содержат исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия матери (отца), допуская тем самым учет разнообразных факторов (объективных причин), препятствующих родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.
Учитывая такие факторы, необходимо исходить из целей соответствующего правового регулирования, включающих выполнение конституционных требований по обеспечению жизненно важных интересов ребенка, созданию условий, способствующих его всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию. Это означает, что, разрешая вопрос об увольнении военнослужащего по основанию, предусмотренному абзацем пятым подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", как воинские должностные лица, так и суды, рассматривающие дела данной категории, должны принимать во внимание весь комплекс конкретных обстоятельств, имеющих значение для реализации указанных целей, включая оценку состояния здоровья ребенка и зависящую от такой оценки возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие причин, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.
Иное вступало бы в противоречие с конституционными требованиями защиты семьи, материнства, отцовства и детства, их государственной поддержки и с установленными Конституцией Российской Федерации принципами социального государства, а также нарушало бы баланс публичных и частных интересов.
Таким образом, абзац пятый подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может расцениваться как противоречащий конституционным предписаниям, поскольку он направлен прежде всего на защиту интересов несовершеннолетних детей граждан, проходящих военную службу, и не предполагает произвольного - без тщательного исследования всех обстоятельств дела (включая состояние здоровья ребенка, возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним, и др.) - отказа в увольнении с военной службы военнослужащих, после расторжения брака воспитывающих детей, не достигших возраста 18 лет.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 47.1, 71, 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
постановил:
1. Признать абзац пятый подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данная норма направлена прежде всего на защиту интересов несовершеннолетних детей граждан, проходящих военную службу, и не предполагает произвольного - без тщательного исследования всех обстоятельств дела (включая состояние здоровья ребенка, возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним, и др.) - отказа в увольнении с военной службы военнослужащих, после расторжения брака воспитывающих детей, не достигших возраста 18 лет.
2. Конституционно-правовой смысл абзаца пятого подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
3. Правоприменительные решения, вынесенные в отношении гражданки Селиной Олеси Николаевны на основании абзаца пятого подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", подлежат пересмотру в установленном порядке с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если для этого нет иных препятствий.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
Обзор документа
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение в связи с необходимостью ухода за ребенком, которого военнослужащий воспитывает без второго супруга. Заявительница просила Конституционный Суд РФ проверить эту норму, поскольку ей было отказано в увольнении, несмотря на то, ребенок часто болеет, а отец ребенка работает в другой местности. Суды указали на то, что отец не лишен родительских прав и может периодически навещать дочь.
Спорная норма не противоречит Конституции РФ, поскольку не предполагает произвольного отказа в увольнении военнослужащих без тщательного исследования всех обстоятельств воспитания ребенка одним родителем. Суды должны учитывать состояние здоровья ребенка, возможность посещения им детского сада, причины, препятствующие второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним. В связи с этим судебные решения по делу заявительницы должны быть пересмотрены.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2020 г. № 26-П “По делу о проверке конституционности абзаца пятого подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданки О.Н. Селиной”
СпроситьЯ в разводе, если отец детей 7 мес никак не принимает участие в их воспитании и не помогает материально могу я лишить его родительских прав?