Кассир отказалась пробивать просроченный товар, возник спор с потребителем - какие аргументы правильны?
995₽ VIP

• г. Магадан

Кассир в магазине отказалась пробивать просроченный товар, сославшись на Ст. 41 Конституции РФ "...охрана здоровья..." , ФЗ №29 и ст.5 п.5 ФЗ №2300. Потребитель, ссылаясь на ст.426 и 437 ГК РФ, настаивал, чтобы кассирша пробила товар, потому что взял его с полки. Кассирша возразила, что эти статьи не императивные, а диспозитивные и, вообще, договор не имеет юридической силы, потому что заключён на товары, реализация которых запрещена законом.

Для меня понятно, что магазин в любом случае несёт ответственность за предложение просрочки. Однако, полагаю, здесь не должен работать принцип "Начал нарушать - продолжай нарушение" . Помогите разобраться, правильно ли аргументировали свои доводы кассир и потребитель.

Ответы на вопрос (13):

Здравствуйте, Петр Петрович! Неправильно аргументировала. Судя по всему их юридический отдел их так научил говорить. Простой кассир не знает таких терминов. Статьи 426 и 437 ГК РФ обязывает продавать товар, который выложен на прилавки магазина. А проверка срока годности товара не входит в обязанности кассира на кассе. Этот товар должен быть изъят с полок и вообще не должен предлагаться. Если кассир, ссылаясь на пункт 5 статьи 5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" отказывается его пробивать, то борцы с просрочкой поступают следующим образом: предлагают оформить участковому уполномоченному просрочку, составив акт и передав дело в РПН, а если этот вариант не проходит (участковый долго едет, не едет вообще), то просто физически портят товар, проявив готовность его купить, если он качественный либо купить, чтобы потребовать деньги назад, имея на руках документальное подтверждение продажи товара ненадлежащего качества. Ну и лайтовый вариант: потребовать заведующую или директора магазина обеспечить уничтожение продукции через нарушение упаковки.

Иными словами потребитель вправе требовать продать товар, магазин в целом не вправе его продавать. Возникает правовая коллизия, которая разрешается либо с привлечением должностных лиц для возбуждения дела об административном правонарушении за продажу просроченной продукции, либо возникает конфликтная ситуация.

Спросить
Пожаловаться

Прав кассир! Просроченный товар продавать нельзя! И нормы правильные привел такой прошаренный кассир! Ст. 41 Конституции РФ "...охрана здоровья..." , ФЗ №29 и ст.5 п.5 ФЗ №2300. Учился на юриста сам, видимо!

Потребитель непонятно где взял товар! Он не имеет право требовать продать ему просроченный товар! Может требовать наказать магазин за наличие просрочки на полке - не более того! А кассиру - медаль За спасение потребителя!

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Добрый день. Кассирша права. Если бы она пробила чек, то произошла бы продажа просроченного товара, что нарушало бы права потребителя в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) "О защите прав потребителей, но она обязана продать данный товар. Если не продаст, то состав правонарушения не будет окончен. Вот и прикрывают магазин.

Спросить
Пожаловаться

Оба подхода имеют право на существование - это правовая коллизия. Только здесь применима 426 ГК РФ, а не 437 ГК РФ, т.к. это публичный договор а не оферта.

Суть в том, что магаз нарушил закон выставив на продажу просрочку. И логическое последствие этому нарушение либо 426 ГК РФ, либо Ст. 41 Конституции РФ "...охрана здоровья..." , ФЗ №29 и ст.5 п.5 ФЗ №2300.

Но здесь не надо сходить с ума как многие блогеры вынуждая магазин продать просрочку и устраивая скандал. Спокойно фиксируете отказ продать товар на камеру и идете в суд.

Я ради интереса выиграл похожее дело у одной известной сети за отказ продать товар ввиду отсутствия сдачи. Тоже нарушение 426 ГК РФ. Вот ссылка на материалы дела: Подробнее ➤

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Пётр Петрович, доброго вечера!

Статьи 426, 437 ГК РФ обязывает продать товар, который выложен на прилавки магазина.

Кассир прав, что не продал товар с просрочкой. Поскольку, если бы продал товар, возникла бы ответственность за продажу просроченного товара по Закону "О защите прав потребителя".

Кассира не привлекут к ответственности за продажу товара с просрочкой, она не обязана смотреть просрочку на кассе, её цель по должностной инструкции продать товар, задача выкинуть просрочку - это задача мерчендайзера/товароведа.

А вот Юридическое лицо - привлекут. Есть состав административного правонарушения.

С уважением!

Спросить
Пожаловаться

Добрый вечер!

В данной ситуации конечно права кассир.

Сославшись на ст.41 Конституции РФ в интересах охраны здоровья покупателя отказалась пробивать просроченный товар.

Так как согласно ст.15 Конституции РФ нормы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу.

Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу...

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

При этом касир исключила возможную гражданскую ответственность из причинения вреда здоровью ст.14 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) "О защите прав потребителей".1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. 2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Всего доброго!

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ

Вопрос хороший, формально все что вы увидели в магазинах является офертой, иными словами это публичный договор,cогласно ст 426 пункту 1

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Однако тут вот какая штука, согласно ст 469 ГК РФ

Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи

Согласно пункту 4 вышеназванной статьи

Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.

Так как качество товара который продает продавец и требует покупатель не соответсвует качеству товара который бы продал продавец при иных условиях, то данный товар к публичному договору не имеет никакого отношения так как не устанавливает одинаковые условия для всех (в данном случае по качеству товара), поэтому продавец вправе не продавать такой товар сославшись на вышеназванные статьи.

Спросить
Пожаловаться

Нет, в этом случае прав продавец, так как

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

Статья 5 пункт 5

Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

То есть если находится такой товар, то продавец обязан списать товар, уж точно не продавать, так как если продавец после обнаружения товара с истекшим сроком годности не уберёт и не спишет товар, то он может быть привлеченин к административной ответственности (14.4 КоАП РФ за нарушение санитарных правил)

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ

Пётр Петрович, доброго вечера!

Вам "5" за такой интересный вопрос с правовой коллизией.

С одной стороны магазин должен выполнить требование покупателя и продать товар с полки. Так как это публичный договор. С другой стороны кассир не может продавать просроченный товар. И совершенно правильно она здесь ссылается на ст.41 Конституции РФ,Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ, ч.5 ст.5 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) "О защите прав потребителей" .Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Здесь был бы выходом из положения продажа этого же или аналогичного товара, но с нормальным сроком годности при условии, конечно, наличия такого товара и безусловно - согласия покупателя. Но если покупатель против и настаивает на продаже определенного товара с истекшим сроком годности, то кассир правильно отказывает. В действиях покупателя усматривается злоупотребление правом.

В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В таких ситуациях у покупателя есть право вызывать администратора, директора магазина, написать в книге жалоб жалобу, отправить обращение в органы Роспотребнадзора. Предварительно нужно сфотографировать просроченный товар.

Спросить
Пожаловаться

Пётр Петрович, здравствуйте!

В данном случае имеются разногласия между несколькими нормативно-правовыми актами, регулирующими один и тот же спор, а именно юридическая (правовая) коллизия.

1. Если покупатель взял товар с полки, то действует ст. 426 ГК РФ, а также 437 ГК РФ.

Товар находился на полке, соответственно покупатель имеет право его приобрести.

2. ОДНАКО, продавец может утверждать, что товар взят с полки например не для продажи, и они не успели его убрать, списать.

3. Вместе с тем, кассир абсолютно верно указал на статью 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) "О защите прав потребителей", согласно которой

Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Поэтому, кассир очень грамотно вышел из данной ситуации, ссылаясь на ст. 5 Закона о защите прав потребителей, а также на ст. 41 Конституции РФ, так как ответственность за продажу просроченной продукции куда серьезней, чем отказ от заключения договора.

Всех Благ Вам!

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте Пётр Петрович!

Однозначно Ваш вопрос требует внимания юриста и пройти мимо не возможно!

Познания права со стороны касира безусловна восхищает, и трактования нормы права на Ст. 41 Конституции РФ "...охрана здоровья..." , ФЗ №29 и ст.5 п.5 ФЗ №2300. полностью соответствуют. Так как она если продаст, проведет через кассу просроченный продукт, она нарушит закон. Поэтому вовремя отговорить покупателя от покупки просроченного товара, сейчас можно назвать "подвигом", тем самым она не нарушила закон о продажи и можно сказать спасла жизнь гражданину!

Со стороны Потребителя, и ссылки на ст.426 и 437 ГК РФ, так же имеют место и тут возникает коллизия права! Юридическая коллизия столкновение, разногласия или противоречие между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения.

Всего Вам наилучшего!

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ

В соответствии с п.1 ст.500 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Поэтому можно селать вывод, что моментом заключения договора розничной купли-продажи является выдача кассового чека покупателю,

В описанной вами ситуации кассовый чек не выдан в связи с обнаружением кассиром истечения срока годности.

Продажа товаров по истечении установленного срока годности запрещена п. 5 ст. 5 Закона от 07.02.1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей", поэтому ссылка кассира на этот закон верная.

Пунктом 4 ст.20 закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлена обязанность продавцов по изъятию продуктов из обращения, их утилизации или уничтожения в случае допущения ими нарушения, приведшего к утрате пищевыми продуктами качества и приобретению ими опасных свойств.

Касссир обоснованно сослался на эту статью, поскольку она регулирует основания изъятия товаров из обращения.

Ссылка покупателя на ст. 437 ГК РФ, ч.1 которой устанавливает, что содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой, корректна только частично.

Выставление товара в торговом зале с ценником подтверждает тот факт, что товар предлагается к продаже и может быть приобретен любым желающим.

Вместе с тем, эта норма недостаточна для того, чтобы требовать продажи товара, если для совершения слелки найдутся другие препятствия.

Потребитель необоснованно сослался на ст.426 ГК РФ о правилах публичного договора, настаивая на обязательности его заключения Обязательность заключения договора в данном случае вступает в противоречие с обязанностью продавца изъять продукт из продажи, установленную другим законом.

Кроме того, п.3 ст.492 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. А п. 5 ст. 5 такого закона (от 07.02.1992 г. № 2300-I), как показано выше, однозначно запрещает продажу товаров с истекшим сроком годности.

Ссылка продавца на ст.41 Конституции РФ должна помочь сделать выбор из двух норм, находящихся в правовой коллизии.

Поскольку конституционные права (право на охрану здоровья и

поощрение деятельности, способствующей санитарно-эпидемиологическому благополучию) должны быть приоритетнее норм об обязательности заключения публичного договора.

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте Петр Петрович.

Давайте разберемся. Продавец правильно ссылается п 5 ст 5 ЗоЗПП РФ от 07.02.1992 N 2300-1. А вот в ст 426 ГК РФ

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

Кассир должен заменить просроченный товар на товар надлежащего качества, а основной аргументацией тут является ст 435 ГК РФ.

Спросить
Пожаловаться

Я хотел преобрессти товар в магазине "Пятерочка", я взял его с полки, пошел к кассе, положил товар на ленту, чтобы кассир его пробил, но кассир отказалась пробить мне товар ссылаясь на то, что товар просрочен, и она не имеет право пробивать товар, позвонив на горячую линию магазина, они также сказали, что кассир не имеет право продать просроченный товар, ссылаясь на статью 5, пункт 5 о защите прав потребителя, но также существует статья 445 ГК РФ, с помощью которой я имею право обратиться в суд. Кто прав в данной ситуации, я, то, что кассир не продает мне товар, или же кассир, который не имеет право продавать просроченный товар?

Сегодня я пришла в магазин купить печенье. На линии касс я поставила свои личные вещи на специальное место для упаковки товара. Кассир увидела в моем пакете лежащую сверху в скрытую упаковку хлебцев, достала её и начала обвинять меня в том, что я могла украсть данный товар в этом магазине, хотя в ассортименте этого магазина такого товара нет и никогда не было. После моего утверждения, что кассир не имеет права досматривать мои личные вещи, она ответила, что воровства в их магазине хватает и что кассир должна досматривать вещи покупателей, чтобы те ничего не украли. Пишу жалобу в магазин на кассира. Какие статьи законов закрепляют порядок урегулирования данного вопроса? В магазине охраны нет, поэтому ФЗ о ЧОПах не подходит.

На основании письма от администрации по соблюдению закона О правах потребителя по соблюдению сроков годности реализуемого товара. Кассиры-консультанты, маркировщики обязаны предоставлять информацию о товаре менеджеру, за три месяца до окончания срока годности, регистрировать проверку в журнале учета. При нарушения алгоритма, материальную ответственность несет кассир-консультант. Имеют ли право директор попросить заплатить за просроченный товар кассира законно и это?

Я нашла в продуктовом магазине просроченный товар. На кассе мне отказались его пробивать, сославшись на то, что не могут мне продать товар ненадлежащего качества. Законно ли это? имеет ли право кассир не пробивать товар?

В магазине на камере видно что был взят товар, после похода по магазину некоторые товары были выложены на полки, магазин обвиняет в краже.

Я бы хотел узнать на счет просроченного товара. Я работаю в продуктовом магазине если управляющий по магазину нашел просроченный товар, имеет ли право она пробить этот товар на кассе, и чтобы потом оплачивал этот просроченный товар персонал магазина?

Я являюсь индивидуальным предпринимателем. В прокуратуру поступило обращение, что якобы в моем магазине был куплен товар, которым отравились дети. И.о. прокурора сама лично пришла в магазин предъявила удостоверение и начала проверку магазина на наличие просроченного товара. При проверке был найден другой просроченный товар в присутствии понятых. А товаром, которым отравились якобы дети никогда не было в продаже в моем магазине. Имела ли право прокурор проводить проверку, какие документы должна была составить. В трудовом договоре указано что за просроченный товар несет ответственность продавец, но прокурор направила заявление о привлечении к административной ответственности меня как индивидуального предпринимателя.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Здравстввуйте! Подскажите пожалуйста, я нашла в магазине просроченный товар, но дойдя до кассы кассир отказалась мне его пробивать! Имеет ли она на это право? И обязательно ли пробивать просроченный товар?

Хочу приобрести товар в магазине, но на ценнике весового товара (фрукты) нанесён штрих код который не несёт информации о товаре. Сотрудники магазина утверждают, что эти штрих коды для внутреннего пользования магазина. Законно ли это?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение