Управляющая компания производила неверные начисления по воде по моим счётчикам в течение 6 лет - законность перерасчета начислений
597₽ VIP

• г. Ярославль

Позвольте задать вопрос:

Более 6 лет Управляющая компания производила неверные начисления по воде по моим счётчикам, стоявшяим у неё на учёте в связи с тем, что Поверка ИПУ закончилась 6 лет назад, и начисления УК должна была производить по тарифу.

В связи с утерей паспортов на ИПУ я не могла контролировать дату очередной Поверки, да и не ставила перед собой эту задачу, так как в мои планы потребление воды по счётчикам в дальнейшем, после истечения срока поверки, не входили из-за того, что изменился состав семьи. Ранее, со счётчиками, проживало 4 чел, а теперь 1, и я решила, что платить по тарифу за 1-го будет выгодней.

Управляющая компания, имея сведения о моих счётчиках, спохватилась только сейчас, спустя 6 лет после окончания поверки, (а может быть специально "растила" мой долг (разницу в оплате) между счётчиками и тарифом, чтобы отжать у меня теперь 50 тысяч?), и предъявила мне начисления с перерасчётом за 3 года.

Вопрос: законно ли это?

Ответы на вопрос (11):

Здравствуйте, Татьяна! Есть шансы от этого отбиться: читайте ответ до конца. А в общем случае правомерно, ведь срок исковой давности 3 года, а после истечения срока поверки имели право на перерасчет. Поясню почему. В силу пункта 42 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

А перед этим сначала 3 месяца начисляют по среднему потреблению. Согласно пункту 59 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354

59. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42.1 настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42.1 настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;

в) в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям), до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.

В силу пункта 60 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Т.к. речь идет о начисления за последние 3 года, то они должны были производиться по нормативу, а не по ИПУ, срок поверки которого истек. Контролировать это в т.ч. обязанность собственника. Так что в случае подачи иска в суд могут вполне взыскать, если не будет установлено, что прибор учета исправен.

Так согласно п.61 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" если будет установлено, что прибор исправен, должны сделать перерасчет и платить по нормативу не придется:

61. Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ

1. Если дело ещё не в суде, то рекомендую Вам сделать свой расчет, частично согласиться с позицией УК (она всё же не совсем неправомерная) и предложить решить дело во внесудебном порядке, Вы заплатите, скажем не 50 000. а 5 000.

2. Если ни Вы, ни УК не согласны мирно решить, то готовьтесь к суду. Получив иск Вы подадите в соответствии с положениями ст. 35, ст. 149 ГПК РФ возражения относительно исковых требований, в которых будете опровергать позицию УК. Основное - поверку УК сама должна была делать, потребителя информировать о смене начислений. В квитанциях отражать начисления, соответствующие расчетам - иначе нарушения требований и жилищного законодательства (в Постановлениях правительства РФ про оплату коммунальных услуг) и отчасти положений Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) "О защите прав потребителей" -

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах).

Вы приведёте свой расчет для суда, что всё Вы платили как надо или пусть по нормативу за 1 человека, никак не 50 000.

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ

Согласно требованиям законодательства осуществлять поверку общедомовых приборов учета в рамках установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения обязана управляющая компания.

Поскольку ОДПУ входят в категорию общедомового имущества, их установка и поверка осуществляется управляющей компанией многоквартирного дома за счет собственников помещений, в рамках платы по статье «Содержание жилья».

Право потребителя передавать исполнителю коммунальных услуг показания индивидуальных приборов учёта подтверждено определением Верховного Cуда РФ от 19.03.2013 № АПЛ 13-82 и закреплено в пп. к (1) п. 33 ПП РФ № 354. В п. 31 ПП РФ № 354 зафиксирована обязанность ИКУ принимать показания счётчиков, использовать их при расчёте размера платы за КУ в том расчётном периоде, когда они были сняты, а также проводить проверки состояния ИПУ и достоверности предоставляемых сведений.

Согласно п. 42 ПП РФ № 354, исполнитель коммунальных услуг обязан делать расчёт платы за КУ на основании показаний счётчиков в случае их предоставления потребителем. В ином случае, расчёт платы производится в течение трёх месяцев – исходя из среднемесячного объёма потребления, а затем – исходя из установленных нормативов без применения повышающих коэффициентов (пп. «б» п. 59, п. 60 ПП РФ № 354).

УК обязана рассчитывать плату за КУ по показаниям ИПУ только в том случае, когда потребитель их передаёт. То, что в спорный период исполнитель коммунальных услуг не проводил проверки приборов учёта, не является основанием для перерасчёта или не оплаты выставленных счетов.

Следовательно, вам нужно в суде по иску о перерасчёте за спорный период предоставить документы, подтверждающие то что вы указывали в квитанции свой расчет, если такие документы не сохранились суд истребует их у поставщика услуг, т.е. если вы подавали квитанцию в которой указывали свой расчет то вам иск могут удовлетворить, т.к. ВС РФ пояснил если такой расчет потребитель не предоставлял то поставщик в силу п. п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354. производит расчет по нормативу.

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ

При отсутствии приборов учета (а именно так расценивается потребление по истечение срока поверки ИПУ)расчет производитьсяпо нормативу потребления по количеству проживающих жильцов. (Не по "тарифу..." как Вы пишите).

Тариф (цена) само собой умножается на количество кубов - объем.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 02.03.2021, с изм. от 31.05.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления...

VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги...

42. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2013 N 344, от 14.02.2015 N 129)

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.

Вам предлагают к оплате потребление за 3 года с учетом Вашей оплаты (перерасчет), но почему же сумма такая круглая 50 тысяч?

Вам стоит переговорить с УК и полюбовно договариться, выйти на более менее приемлемую сумму. Тогда и не отрежут воду.

Или остается Вам дожидаться суда, а в случае отключения инициировать судебный процесс ВАМ самой.

Тогда в суде можно просить и подключить воду, и уменьшить размер взыскания, обосновываая тем, что один человек не мог столько расходовать воды, ведь не огород же поливали.

Суд рассматривает спор в пределах срока исковой давности в соответствии со ст.196 ГК РФ, который составляет 3 года.

Спросить
Пожаловаться

Татьяна, доброго дня Вам!

Законно.

К сожалению или счастью, согласно со ст.210 ГК РФ

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В связи с чем, за счетчиками необходимо следить, это ответственность потребителя.

Если у потребителя коммунальной услуги не установлены счетчики, в том числе, если истекло время поверки счетчика-то расчет идет по нормативу потребления.

Правовое основание Вашего вопроса это:

п.42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в последней редакции "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"

42. ...

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.

Ваша задача - нужно прийти к мировому соглашению с УК.

Иначе только судебный процесс, и там уже попробовать заявить встречные требования об уменьшении суммы взыскания.

С уважением!

Спросить
Пожаловаться

По нормативу пересчитали, Вы правы, спасибо за поправку. А раньше они считали по счётчикам, с давно просроченной поверкой. Я подавала показания регулярно, оплачивала квитанции регулярно, не подозревая в связи с утерей паспортов на ИПУ, что Поверка просрочена. Однако УК, в отличие от меня, сведения такие имела и хранила, и сама ошибалась в расчётах. Теперь свои ошибки хочет вешать на меня и хочет взыскать разницу в своих неверных начислениях.

Спросить
Пожаловаться

Не совсем правильно перекладывать полностью вину на УК. Ответственность с собственника ведь никто не снимал, и чтобы учитывали показания прибора учета согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", прибор учета должен быть поверен. Если в УК это не отследили, это не отменяет требований данного постановления (п.42, 59-60), и право на перерасчет есть. У Вас же есть право на проверку и поверку прибора учета, и если он исправен, то потребовать принять его показания (п.61 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"). См. более подробный ответ выше.

Спросить
Пожаловаться

Это не единичный случай, вся страна простите козлы отпущения! Вам следует написать претензию о перерасчете и сослаться на то что вы подавали квитанции в которых указывали показания, в случае неудовлетворения вы обратитесь в суд и Прокуратуру. Главное понимать - это очень важно - что судья (суд) и УК это звенья одной цепи, и в 80% случаев суд просто прикрывает погрешности УК, предупреждаю заранее что вы можете с этим столкнуться, так что в суде будет предельно внимательны и аккуратны, настаивайте на своем, обязательно в первой инстанции подайте ходатайство на истребование ваших документов с показаниями счетчика за спорный период, проверка счетчиков плановое занятие обязанность УК, это не ваша вина.

Спросить
Пожаловаться

Я Вам выше написал, что Вам нужно делать. Настаивайте, что вина УК имеется, она не следила и не проводила мероприятия. И расчеты УК не верны отчасти.

Спросить
Пожаловаться

В соответствии со ст.210 ГК РФ

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Счетчик Ваш. и граница ответственности - на счетчике.

Допустим УК знала, но не сказала. Так это им выгодно. УК-частная лавочка.

За копейку удавяться. Что ж поделаешь, в каком государстве живем. Отдали ЖКХ в частные руки. И вот греют руки капиталисты.

Спросить
Пожаловаться

По нормативу пересчитали, Вы правы, спасибо за поправку. А раньше они считали по счётчикам, с давно просроченной поверкой. Я подавала показания регулярно, оплачивала квитанции регулярно, не подозревая в связи с утерей паспортов на ИПУ, что Поверка просрочена. Однако УК, в отличие от меня, сведения такие имела и хранила, и сама ошибалась в расчётах. Теперь свои ошибки хочет вешать на меня и хочет взыскать разницу в своих неверных начислениях.

Спросить
Пожаловаться

12 февраля должна была быть поверка счетчика, пропустила. 17 марта наступила пандемия.

06.20 распространяется только на случай окончания сроки поверки после 06.04.20.

Сейчас начисляют бешеные деньги по тарифу, то по 3000, то 6000. Сделали поверку в сентябре, однако пересчет делать отказываются. Типа постановление касается только тех, у кого поверка должна была быть после 6 апреля. И поэтому до поверки обязана платить по тарифу. Подскажите, что делать, это реально так?

Должна ли управляющая компания провести перерасчет воды, указанно в квитанции по нормативу, если провели поверку счетчиков спустя 3 мес после окончания срока поверки? Поверка прошла, документы подали в ук, но перерасчет пока не произведен. Спасибо!

Я не проживал в квартире с сентября месяца 2014 года, до этого времени оплата воды производилась по счетчикам. С сентября месяца 2014 г. управляющая компания рассчитывала расход воды по нормативу, в марте месяце этого года срок поверки счетчиков горячей воды истек, я провел поверку счетчиков и предоставил в УК протоколы поверки. Счетчики остались те же самые. УК сказала что перерасчет горячей воды делать не будет ссылается на 354 постановление. Обязана ли управляющая компания сделать перерасчет по воде с сентября 2014 г. по июнь 2015 г. если счетчики остались те же самые, по поверке в исправном состоянии и чем им это можно аргументировать?965

О поверке счётчиков воды узнала, только после того как не смогла передать показания через ЛК. При звонке организации, оказывающей услугу выяснилось, что поверка счётчиков закончилась в марте 2021 года. Должны ли меня были уведомить о сроке поверки?

В августе 2021 года обнаружили, что своевременно не произвели поверку счетчика воды, записались на поверку только на ноябрь, нам начисляли потребление воды по среднему расходу, теперь управляющая компания утверждает, что мне начислят еще разницу с последних показаний за июль и текущие показания за ноябрь при поверке. То есть получается оплата в двойном размере за воду за этот период... Вопрос: Считается ли действия управляющей компании законными?

По сроку сделал поверку счетчиков воды, поверка производилась со снятием счетчиков, соответственно была нарушена пломба. В УК сказали что опломбирование счетчиков после поверки будет платно. Законно ли взымание платы?

Закончился срок поверки ИПУ на горячую воду. Управляющая компания без оповещения об изменении оплаты производит начисления по нормативу потребления. Насколько это законно? Возможен ли перерасчет? И что для этого нужно сделать?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Вопрос по ЖКХ. Мой бывший муж умер, проживал отдельно, есть совместные дети (1-совершеннолетний и 1-несовершеннолетний). В течении 3 лет по счетчикам горячей и холодной воды показания не передавались, хотя и счетчики стоят. Сделала после смерти мужа поверку счетчиков и попросила сделать УК перерасчет только по холодной воде, т.к. по горячей воде вышел срок по поверке. В итоге УК посчитали так: взяли сумму начислений за все 3 года поставили её за минусом в оплату и потом взяли уже кубические метры за 3 года и умножили на тариф уже действующий на данный момент, в связи с этим перерасчетом вылезла по коммуналке большая недоплата, т.к. тарифы были разные. Скажите, пожалуйста, это правильно?

Сделала поверку счетчика горячей воды (в соотвествии со сроками) Специалист сказал, что счетчик неисправен, надо заменить. Одновременно сказал, что неисправен и счетчик холодной воды (поверка через 2 года). При этом поверка осуществлялась визуально, без приборов подключения к потоку воды.

Акт был выписан только на горячую воду (мой экземпляр).

Я заменила только счетчик горячей воды. Обслуживающая компания обещает начислять по холодной воде по общедомовым объемам, т.к. "специалист" рекомендовал заменить оба. Срок эксплуатации моих счетчиков уже 12 лет. (МС 15) счетчика. Как поступить?

Прохлопали период поверки счетчиков. В течении 2 х месяцев тсж выставляло счет по нормативу. Могу ли я потребовать перерасчета показателей после поверки счетчиков. Потребление по нормативу выше чем среднемесячное потребление в 3-4 раза. Речь о счетчиках воды. Показания неповеренных счетчиков направлялись в ТСЖ своевременно и ТСЖ не сообщало о том, что поверка закончилась и необходимо провести повторную поверку.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение