Разрешено ли строительство частного дома вблизи Братской могилы? От захоронения до участка 30 метров.
Разрешено ли строительство частного дома вблизи Братской могилы? От захоронения до участка 30 метров.
Добрый день!
Вам следует обратиться в местную администрацию, в полномочия которой входит решение вопросов об установлении охранных зон.
Закон РФ от 14.01.1993 N 4292-1
(ред. от 01.04.2020)
"Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"
Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений
В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.
Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.
СпроситьНедалеко от нашего поселка (п.Искра, Владимирская обл.) есть небольшое кладбище, где захоронена наша бабушка (территория между бывшими деревнями Татариново и Толмачево, Александровский район). В настоящее время на той территории планируется строительство то ли мусорного полигона, то ли завода, то ли просто свалки (официальных данных пока нет). Запрос в органы местной власти дали неутешительный результат: «В документах /,,,/ отсутствует информация о расположении кладбища в бывшей деревне Татариново». К тому же местные власти сообщают о том, что в настоящее время "не предусмотрено размещение полигона в указанном вами месте". В первую очередь волнует судьба захоронений (последнему захоронению нет 50 лет): можно ли как-то доказать наличие кладбища (захоронений) с занесением в официальные документы (ведь при текущем ответе местных властей выходит, что при строительстве любого объекта наличие кладбище учитываться не будет и в худшем случае будет просто уничтожено)? И как можно узнать, строительство какого именно объекта планируется (ведется) на данной территории (ведь, в первую очередь пострадает качество жизни близлежащих деревень)?
Уважаемая Юлия!
В соответствии со статья 14 часть 1 п.22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения соответствующих муниципальных районов.
Согласно статья 4 часть 1 ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Согласно ч. 6 ст.16 ФЗ «О погребении и похоронном деле» использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.
Инструкция о порядке устройства, закрытия и ликвидации кладбищ и о порядке сноса надмогильных памятников, утвержденная Постоянной комиссией при Президиуме ВЦИК по вопросу культов от 16.10.1931 г., действующая по сегодняшний день, предусматривает порядок отведения под кладбища особых участков земли, а также порядок закрытия и ликвидации кладбищ. Согласно с разделом 1, подпунктом 1 под кладбища отводятся особые участки земли: в городах и селениях городского типа - по постановлению горсовета, в сельских местностях - по постановлению райисполкома. Отвод производится в городах - органами коммунального хозяйства, в сельских местностях - райисполкомами по согласованию с органами санитарного надзора.
В соответствии с разделом 4, подпунктами 15 и 16 данной Инструкции после закрытия кладбищ остаются в полном неприкосновенности как земельный покров, так и все надмогильные насыпи, ограды, памятники и ограды кладбищ, вплоть до полной ликвидации кладбищ. Использование под застройку или для каких-либо других надобностей участков земли, закрытых для новых захоронений и занятых под могилы кладбищ, не допускается до полной их ликвидации.
Из содержания раздела 5 Инструкции следует, что полная ликвидация закрытых кладбищ и использование занятых ими участков земли под другие общественные нужды (застройка и проч.) разрешаются лишь по истечении ---20 лет после последнего захоронения - для кладбищ, имеющих сухие почвы, и по истечении 30 лет после последнего захоронения - для кладбищ, имеющих сырые почвы. Досрочная ликвидация частично или полностью закрытых, а равно действующих кладбищ допускается в случаях государственной или местной надобности (новое плановое строительство, прокладка новых линий путей и проч.). При досрочной ликвидации допускается по ходатайству родственников или других заинтересованных лиц перенос тел умерших для захоронения на другом участке (пункт 17).
В соответствии с п.18 раздела 5 Инструкции о порядке устройства, закрытия и ликвидации кладбищ и о порядке сноса надмогильных памятников полная ликвидация кладбищ во всех указанных выше случаях производится по мотивированному постановлению горсовета или райисполкома, после соответствующего заключения со стороны местных органов санитарного надзора. Постановление о ликвидации кладбища может быть объявлено в двухдекадный срок в вышестоящий исполком.
В части Вашего вопроса о том, как доказать наличие кладбища, разъясняю.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», архивными документами, относящимися к муниципальной собственности, являются документы:
1) органов местного самоуправления и муниципальных организаций;
2) хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность).
Обязанность по обеспечению сохранности муниципального архива возложена на орган местного самоуправления.
Согласно ст. 23 Закона «Об архивном деле в РФ» при изменении структуры органов местного самоуправления архивные документы в упорядоченном состоянии передаются вновь формируемым органам местного самоуправления.
Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, в который включены, в частности, постановления, принятые органом местного самоуправления (ранее - райисполкомами) и копии которых можно получить, обратившись в муниципальный архив в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Таким образом, архивная копия постановления райисполкома об отведении земельного участка под кладбище послужит доказательством расположения на этом участке захоронений.
В части второго вопроса Вашего обращения сообщаю, что в случае небезосновательности Ваших предположений о возведении строительства на земельном участке, где расположено кладбище, администрацией муниципального района прежде всего должны были быть приняты постановления о переносе, либо о ликвидации кладбища, без которых какое-либо строительство на данном земельном участке недопустимо. В соответствии со ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты должны быть официально опубликованы (обнародованы).
В соответствии со статья 251 часть 1 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Таким образом, за защитой Ваших прав и свобод Вы можете обратиться в прокуратуру и/или в суд.
По вопросу сохранения качества жизни близлежащих деревень сообщаю следующее.
Согласно статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Исходя из изложенного, в целях защиты Ваших прав на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, Вы можете обратиться с заявлением в районную прокуратуру.
СпроситьМожно ли построить складской комплекс (логистика) на участке, который частично попадает в санитарно защитную зону кладбища? По проекту строительства часть зданий расположена в этой зоне. В нашем случае СЗЗ-300 метров, но она не установлена, т.е. на кадастре ее нет. Но очевидно, что часть участка все таки попадает в эту зону, так как кладбище идёт прямо по границе участка. Откуда в данном случае нужно отсчитывать эти 300 метров? Кадастровых границ у участка под кладбищем также не установлено. Каким НПА руководствуются?
Построить в данном случае не сможете, потому что не получите разрешение на стриоительство (ст. 51 ГрСК РФ). В данном случае санитарно-защитная зона кладбища помешает строительству. Пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрены размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от класса: для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га, относящихся к объектам класса II - установлена санитарно-защитная зона 500 м.; для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га, относящихся к классу III-300 м; для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га, относящихся к IV классу – 100 м.; для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к классу V-санитарно-защитная зона 50 м.
СпроситьЗдравствуйте. Действительно обрадовать автора вопроса нечем...
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (п. 1); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила (п. 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу положений пункта 2 статьи 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с пунктом 2.5 СанПиН 2.12882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г. № 84, кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии - от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. №74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Пунктом 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предписано, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебнопрофилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (пункт 2.1 СанПиН).
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрены размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от класса: для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га, относящихся к объектам класса II - установлена санитарно-защитная зона 500 м.; для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га, относящихся к классу III-300 м; для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га, относящихся к IV классу – 100 м.; для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к классу V-санитарно-защитная зона 50 м.
Если совсем просто: договаривайтесь...
Спросить---Здравствуйте уважаемый посетитель, что касается откуда в данном случае нужно отсчитывать эти 300 метров?-то ваши документы и смотрите, в них всё должно быть обозначено, также ориентируйтесь на эти СанПиН.
См. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция)
7.1 12.Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг.
КЛАСС I - санитарно-защитная зона 1000 м.
6. Крематории, при количестве печей более одной.
КЛАСС II - санитарно-защитная зона 500 м.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га.
Примечание: Размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается.
6. Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью.
КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300 м.
2. Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га.
КЛАСС IV - санитарно-защитная зона 100 м.
15. Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га.
КЛАСС V - санитарно-защитная зона 50 м.
3. Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
СпроситьА где конкретно написано, что СЗЗ помешает строительству?
А смысл у защитной зоны такой - ничего не строить и не вести никакой деятельности в ее пределах.
СпроситьВ пункте 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 есть перечень объектов, строительство которых в СЗЗ запрещено. Логистический (складской) комплекс туда не входит.
СпроситьЗдравствуйте!
Вы можете написать мне на почту ruspravdas-kl@mail.ru 8-991-372-37-72
Я Вам помогу в решении данного вопроса, так как, скорее всего, есть возможность получить разрешение. Эта консультация будет платная.
СпроситьДобрый вечер. Интересующий Вас вопрос, в том числе, регулируется следующим документом:
МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации
15.2. Санитарно-защитные зоны кладбищ следует назначать исходя из преимущественных направлений распространения вредностей и с учетом: розы ветров, направлений сброса грунтовых вод, наличия геологических разломов и неоднородности грунтов, рельефа и направлений сброса ливневых вод, зон распространения электромагнитных, энергоинформационных и других видов опасных для жизни и здоровья излучений, но не менее 500 м для кладбищ традиционного и смешанного способов захоронения, а для крематориев - 1000 м от жилой застройки.
15.3. В санитарно-защитных зонах кладбищ не допускается устройство зданий и сооружений с длительным пребыванием (свыше 50 ч в месяц) людей, гаражей и хозпостроек, водозаборов и колодцев для хозяйственно-питьевых нужд, детских игровых и спортивных площадок и сооружений.
СпроситьКакая защитная зона у кладбища? И на каком расстоянии от кладбища можно строить дом? и если вдруг получил разрешение на строительство, а после этого защитная зона увеличилась и мой участок попал в защитную зону, то запретят строительство?
Учитывая санитарно-эпидемиологические нормы, рекомендованные САНПином, где оговаривается расстояние от границы кладбища и предполагаемого огорода, сада, жилого дома, участка, того же картофельного, составляет не менее 500 метров. На деле же, никто даже и дальше 500 метров не строи дома, не сажает огород, так как по поверьям - нельзя тревожить покой мертвых.
СпроситьНет. не можете. Т.к. не получите разрешение на строительство (ст. 51 ГрК РФ). Потому что зона не позволяет там строить. Такой объект в дальнейшем могут снести как самовольный (ст. 222 ГК РФ)
СпроситьОлег!
Если это санитарная зона, то по закону не имеете право строить и не оформите её, ст. 51 ГрК РФ.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью
1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Удачи!
СпроситьНет нельзя.
Согласно пункту 2.5 Санитарных правил и норм 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84, кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.СпроситьНа территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (пункт 2.8 названных правил). В соответствии с пунктами 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Пунктом 7.1.12 главы VII указанных правил установлены размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от класса. Для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к классу V, санитарно-защитная зона составляет 50 м. В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункты 5.1 и 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Вообще, нельзя. В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов").
СпроситьБаню нельзя, а вот например здание связанное с ритуальными услугами можно. Санитарно-защитные зоны кладбищ устанавливаются для обеспечения нормативного расстояния до жилых, общественно-деловых и рекреационных зон, а также для соблюдения требований санитарной охраны водных источников, почв. Классификация размеров санитарно-защитных зон для кладбищ установлена СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (новая редакция): 1) закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища - 50 м; 2) кладбища смешанного и традиционного
Так в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» указывается, что для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 гасанитарно-защитная зона – расстояние до жилых домов должно быть не менее 500 метров. Для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью менее 20 га –300 м, а закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища –50 м. При этом в СНиП 2.07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», указывается, что расстояния от стен жилых домов до кладбища традиционного захоронения и после кремации (смешанного типа) следует принимать не менее 300 метров. Кладбища для погребения после кремации не менее 100 метров.
СпроситьЗдравствуйте, уважаемая Олег! Давайте по порядку. Если это баня, то разрешение на строительство не получают для такого строительства согласно требованиям ст.51-51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ. Вы направляете уведомление о начале строительства, но само строительство до получения обратной связи от администрации не начинайте. Т.к. это санитарная зона, то строительство там не допускается, а постройки могут быть снесены по решению суда на основании ст.222 ГК РФ. Однако если в судебном порядке Вам получится доказать основания, предусмотренный пунктом 3 этой статьи, то баня может и не быть снесена. Согласно ст.222 ГК РФ
Статья 222. Самовольная постройкаСпросить1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Абзац утратил силу с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 339-ФЗ
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
3.1. Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
3.2. Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.
Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.
Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.
4. Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.
Здравствуйте!
Согласно п.п. 2-3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется разрешение для
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
3) строительства на земельном участке строений и сооружений ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО использования.
Верховный суд РФ об этом указал, что по закону, единственным критерием отнесения строений к вспомогательным, является наличие на участке основного здания. По отношению к которому новое сооружение выполняет вспомогательную, обслуживающую функцию.
То есть, если Вы хотите построить баню на участке, где уже есть основное здание, то разрешений брать не нужно.
Однако, согласно СанПиНу 2.1.2882-112.8. На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.
При планировании и возведении бани необходимо руководствоваться строительными, санитарными нормами, противопожарными правилами. В противном случае эксплуатация объекта будет небезопасной. Основные правила оговорены в СНиП 30-02-97 с изменениями в 2019 году.
Если на участке будет незарегистрированная постройка или процесс возведения бани начнется без уведомления местной администрации, объект приравнивается к самовольной постройке.
Таким образом, Вам для начала необходимо обратиться муниципальный орган за разрешением на строительство.
В случае отказа, Вы имеете право обратиться в суд.
С уважением,
СпроситьНа кладбище похоронены 3 человека (родственники). Третьего похоронили 1 год назад, и стало совсем не подойти к могиле. Расширили ограду до соседних захоронений (по шире). Теперь администрация Сельского совета прислала предписание-убрать новую ограду, вернув прежний размер. Скажите: какова норма на 3 могилы, и имеется ли такой термин? Наши границы не заходят ни на чье чужое захоронение.
Здравствуйте, Оксана.
1. Отвод участка под кладбище и его устройство
1.1. Согласно Строительным нормам и правилам (СНиП II-60-75) "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов" кладбища и крематории должны размещаться в пригородной зоне города или другого населенного пункта, на расстоянии не менее 300 метров от жилых и общественных зданий и зоны отдыха (п. 6.30 и таблица N 31).
1.2. Площадь участка, отводимого под кладбища, рассчитывается исходя из норм СНиП II-60-75 (табл. N 31) - 0,01 га на 1000 человек (на первую очередь и на расчетный срок).
1.3. Отвод земельного участка под кладбище, проекты устройства новых кладбищ, расширения и реконструкции действующих подлежат согласованию с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
1.4. Месторасположение кладбищенского участка и его размеры предусматриваются в проекте планировки и застройки населенного пункта с учетом возможности использования территории кладбища после его закрытия под устройство парка или сада для общественного использования населением. При отсутствии проекта планировки и застройки участок для кладбища отводится с учетом местных условий при соблюдении указанного в п. 1.1 разрыва от жилой застройки.
1.5. В сельских населенных пунктах, где источником водоснабжения являются колодцы, каптажи и другие устройства для децентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, при расположении кладбища выше по потоку грунтовых вод, питающих эти источники, размер санитарно-защитной зоны между кладбищем и населенным пунктом при санитарно-гигиеническом обосновании может быть увеличен до 500 метров. В сельских населенных пунктах, пользующихся колодцами и другими источниками грунтовых вод, при расположении кладбищ ниже по грунтовому потоку санитарно-защитная зона между кладбищем и населенным пунктом может быть уменьшена до 100 метров.
На территории санитарно-защитной зоны от проектируемых и действующих кладбищ запрещается строительство жилых и общественных зданий.
1.6. Прокладка городской (поселковой) сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения по территории кладбища запрещается. Кладбище должно иметь самостоятельную систему водоснабжения для поливочных целей.
1.7. Не разрешается устройство кладбищ на территориях:
первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, минеральных источников, первой и второй зоны округа санитарной охраны курорта;
с выходами на поверхность закарстованных, сильно трещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;
на берегах морей, озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и других культурно-оздоровительных целей.
1.8. Участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям:
а) иметь уклон в противоположную сторону от населенного пункта и открытых водоемов, используемых для хозяйственно-бытовых целей;
б) не быть подверженным оползням и обвалам;
в) не затопляться при паводках;
г) грунтовые воды на участке должны быть не менее чем в двух метрах от поверхности почвы при наиболее высоком их стоянии.
Примечание. При отсутствии участков, удовлетворяющих этому требованию, отводимый под кладбище участок должен дренироваться;
д) иметь сухую пористую почву (песчаную, супесчаную, слабоглинистую и т.п.), обеспечивающую достаточную воздухопроницаемость и быстрое просыхание. Необходимо избегать участков торфянистых и с тяжелыми глинами;
е) иметь удобные, благоустроенные, озелененные подъезды.
1.9. При определении размера участка под кладбище следует исходить из установленного Строительными нормами и правилами (глава II-60-75) норматива 0,01 га на 1000 человек. Общую площадь мест захоронения следует принимать из расчета 65 - 70% от общей площади кладбища.
1.10. Устройство кладбища должно осуществляться по утвержденному в установленном порядке проекту, в котором, в частности, должно быть предусмотрено:
а) выделение участков (кварталов) для захоронения и очередность их использования;
б) направление, размеры и благоустройство проездов и пешеходных дорожек;
в) размещение и характер зеленых насаждений;
г) строительство необходимых для правильного функционирования кладбища зданий и сооружений (контора, сторожка, водопровод, специальные здания для предпохоронного сохранения трупов с траурным залом, цветочный магазин, общественные туалеты, ограждение и др.);
д) озеленение кладбища (создание защитных посадок по периметру кладбища и декоративных насаждений по основным аллеям и местам захоронения с учетом обеспечения достаточного проветривания и инсоляции). Площадь зеленых насаждений должна составлять не менее 20% общей площади кладбища.
При устройстве сельского кладбища обязательно выполнение требований подпунктов "а", "б", "в", "д", а также подпункта "г" в части строительства общественного туалета и ограждения территории кладбища.
1.11. Территория кладбища должна быть огорожена по периметру и спланирована таким образом, чтобы обеспечить быстрое удаление поверхностных вод.
1.12. Перед въездом на кладбище в городах, промышленных центрах и других крупных населенных пунктах должны предусматриваться площадки для стоянки автомобильного транспорта.
2. Эксплуатация и содержание кладбищ. Захоронение и перевозка трупов умерших
2.1. Ввод кладбища в эксплуатацию производится по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы.
2.2. Захоронение производится в отдельных могилах на каждого умершего. На каждую могилу отводится участок 5 кв. м. Расстояние между могилами по длинным сторонам должно быть не менее 1 метра, по коротким - не менее 0,5 метра.
2.3. Длина могилы должна быть не менее 2 метров, ширина - 1 метр, глубина - 1,5 метра с учетом местных почвенно-климатических условий. При захоронении умерших детей размеры могил могут быть соответственно уменьшены. От дна могилы до уровня стояния грунтовых вод должно быть не менее 0,5 м. Над каждой могилой должна быть земляная насыпь высотой 0,5 м от поверхности земли или надмогильная плита. Насыпь должна выступать за края могилы для защиты ее от поверхностных вод. Ограждение могил нежелательно.
Примечания. 1. При захоронении тела умершего в сидячем положении слой земли над трупом, считая с надмогильной насыпью, должен быть не менее 1 метра.
2. В городах, имеющих крематорий, на кладбищах, в случаях необходимости, должны предусматриваться места для захоронения урн в специальных нишах в ограде кладбища из расчета 1 - 1,2 кв. м на одну урну, а для захоронения урн в земле - 2 кв. м.
3. Захоронение трупов умерших в семейных склепах нежелательно. В отдельных случаях, когда по местным традициям допускается устройство семейных склепов, захоронение умерших должно производиться в металлических (оцинкованных), герметично запаянных гробах.
2.4. Устройство братских могил, как правило, не разрешается. В исключительных случаях захоронение в братских могилах может быть допущено по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы при соблюдении следующих правил:
а) расстояние между гробами в братских могилах должно быть не менее 0,5 м;
б) при захоронении в два ряда верхний ряд должен отстоять от нижнего не менее чем на 0,5 м;
в) гробы верхнего ряда должны быть расположены над промежутками между гробами нижнего ряда;
г) глубина братских могил при захоронении в два ряда должна быть не менее 2,5 м и дно могилы выше уровня стояния грунтовых вод - не менее чем на 0,5 м.
2.5. Захоронение производится при предъявлении соответствующего документа из местного ЗАГСа.
2.6. Перевозка или переноска умерших к местам захоронения совершается, как правило, в гробах.
Примечание. При захоронении трупов умерших в сидячем положении переноска их к месту погребения совершается на специальных носилках, а перевозка трупов вдали от предполагаемых мест погребения - в гробах.
2.7. Процесс погребения умерших в лечебных учреждениях или поступивших в патологоанатомическое отделение для вскрытия (в том числе погибших в результате несчастных случаев) совершается, как правило, непосредственно из патологоанатомического отделения, без завоза тела умершего домой.
Примечания. 1. В случае смерти, последовавшей в лечебном учреждении, труп умершего из патологоанатомического отделения может по желанию родственников завозиться (не более чем на одни сутки) домой для прощания с покойным. В этих случаях труп должен быть предварительно забальзамирован (формалин, спирт и другие вещества, пригодные для этой цели) и охлажден. Охлаждение, по возможности, целесообразно продолжить и в домашних условиях.
2. Перевоз трупа умершего должен производится в гробу, на дно которого необходимо положить вещества, хорошо впитывающие влагу (сухие опилки, мелкая деревянная стружка, торф и др.).
3. Запрещается завозить трупы умерших домой, если причиной смерти явились особо опасные инфекции (чума, холера, натуральная оспа, сибирская язва), а также когда условия запрещения устанавливаются патологоанатомами (сильное разложение трупа, смерть, последовавшая в результате транспортных аварий и др.).
4. Порядок погребения умерших от особо опасных инфекций определяется специальными правилами Министерства здравоохранения СССР.
2.8. Захоронение умерших производится не ранее чем через 24 часа после наступления смерти.
Примечание. Захоронение умерших допускается и в более ранние сроки, если труп подвергся патологоанатомическому вскрытию или судебно-медицинскому исследованию.
2.9. Перевозка трупов умерших к месту погребения (в случаях, когда смерть последовала не по месту жительства покойного) разрешается любыми транспортными средствами (железнодорожный, авиационный, автомобильный и др.) по получении специального разрешения на перевоз от соответствующего транспортного ведомства.
Для оформления перевозки трупа умершего с места, где последовала смерть, к месту погребения в другом районе или городе страны необходимо получить справку-разрешение на перевоз от местной санитарно-эпидемиологической станции (по месту смерти) по предъявлении заключения лечебного учреждения о причине смерти.
2.10. Перед перевозкой труп должен быть забальзамирован для длительного хранения. От момента наступления смерти до погребения в этих случаях должно пройти не более пяти суток.
2.11. При перевозке умершего железнодорожным или авиационным транспортом труп должен быть помещен в оцинкованный, герметично запаянный гроб, изнутри заполненный веществом, впитывающим влагу. Металлический гроб помещается в деревянный плотно сколоченный ящик для транспортировки в багажном отделении.
2.12. При перевозке трупов умерших от особо опасных инфекций не разрешается открывать гроб для прощания.
2.13. Для ускорения процессов разложения и минерализации захоронения трупов умерших целесообразно производить в деревянных гробах, за исключением случаев, связанных с перевозкой и перезахоронением трупов и останков умерших.
2.14. Перезахоронение останков умерших допускается не ранее одного года с момента погребения в песчаных грунтах и не ранее трех лет в сырых грунтах, где процессы разложения и минерализации замедлены. Эксгумацию (извлечение) останков из могилы желательно производить в зимнее (холодное) время года, днем, в присутствии представителей органов коммунального хозяйства, милиции и местного учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
Разрешение на извлечение останков из могилы и перенос их на другое место захоронения оформляется исполкомами местных Советов депутатов трудящихся.
Районная санитарно-эпидемиологическая станция дает заключение о возможности эксгумации останков по предъявлении соответствующих документов, разрешающих эксгумацию и перевоз останков на другое место захоронения, и справки лечебного учреждения о причине смерти эксгумируемого.
Перевоз останков осуществляется с соблюдением требований, изложенных в п. п. 2.9 и 2.11 настоящих Правил.
Примечание. Исключение из вышеуказанных Правил допускается в особых случаях, в частности, когда эксгумация останков производится по требованию следственных органов и прокуратуры и др.
2.15. Могила после извлечения останков должна быть немедленно засыпана и поверхность почвы спланирована.
2.16. Извлечение останков умершего из братской могилы для перезахоронения не разрешается. Исключение может быть допущено лишь в случаях извлечения для перезахоронения останков всех захороненных в братской могиле по согласованию с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
2.17. Территория кладбища (проезды, дорожки, другие места общественного пользования) должна регулярно поливаться в летнее время, посыпаться песком зимой, регулярно убираться (очищаться от мусора и опавших листьев), а зеленые насаждения поддерживаться в хорошем состоянии.
Могилы должны содержаться в порядке (исправление провалов почвы, подсыпка грунта, озеленение и т.п.).
2.18. Использование закрытого кладбища или отдельного участка на действующем кладбище для вторичного погребения может быть допущено не ранее чем через 20 лет после последнего захоронения (кладбищенский период).
Примечание. В отдельных случаях, если кладбище размещено в благоприятных почвенных условиях, этот срок по согласованию с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы может быть уменьшен до 15 лет.
Вопрос об использовании закрытого кладбища для вторичного погребения должен быть согласован с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
2.19. Территория ликвидируемого кладбища (по истечении кладбищенского периода) должна использоваться в качестве зеленого массива для общественного пользования. Ликвидация могил в этом случае, как правило, производится без вырытия останков захороненных, путем снятия надгробий.
В отдельных случаях, по прошествии полного кладбищенского периода, территория ликвидируемого кладбища по согласованию с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы может быть использована для других целей.
В случае необходимости ликвидации действующего кладбища необходимо вырытие всех останков и перезахоронение из на другое кладбище, с соблюдением правил по эксгумации и перезахоронению, изложенных в настоящем документе.
2.20. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на органы, в ведении которых находятся кладбища.
2.21. Настоящие Санитарные правила устройства и содержания кладбищ изданы взамен отмененных "Санитарных правил устройства и содержания кладбищ" N 343-60.
СпроситьРядом с могилами родителей построена площадка для сбора мусора. Расстояние до оградки 0.5 м, причем эта площадка стоит с фасадной стороны участка, т.е. заслоняет собой вид на памятники с дорожки. Санпиновских норм в профильном документе не указано. Чем можно руководствоваться в жалобе упирая на нарушения морального порядка. Я, к примеру, не видел чтобы мусорники стояли вблизи памятников общественного значения. Может для кого то кладбище - захоронение отработанного материала, для меня-это память и я расцениваю описанный факт как моральное насилие. Комунальщики отписались, что по их нормативам ничего не нарушено. Надеюсь на помощь. Спасибо.
Перерыла все санпиновский и сниповские нормы нашла только что контейнеры на кладбищах должны быть, что они должна быть ограждены с 3 сторон и должны стоять на твердом покрытии и то что контейнеры должны быть металлические и что к ним должен быть обеспечен подъезд. Вот и все. ничего другого не нашла ни про сроки ни про расстояние от могил. Сроки как я поняла из документов устанавливаются муниципальным образованием. Потому что домовые мусорки вывозятся по срокам установленным УК
Напишите жалобу (заявление) в Роспотребнадзор и прокуратуру и Управление по административно техническому надзору с просьбой проверить правомерность установки мусорных баков изложив в произвольной форме обстоятельства дела и сообщить результаты проверки в письменном виде. В течении месяца обязаны проверить и дать ответ. Если спорный вопрос в суд.
СпроситьДоброго! Расстояние между участками для захоронения в ряду по длинным сторонам могил устанавливается в размере не менее 0,5 м, по коротким — не менее 1 м. Глубина могилы на участке для захоронения должна быть не менее 1,5 м с учетом местных почвенно-климатических условий. Расстояние от дна могилы до уровня стояния грунтовых вод должно быть не менее 0,5 м. Сразу после захоронения над могилой должен быть устроен надмогильный холмик высотой 0,5 м от поверхности земли. Ограды на кладбище должны быть высотой до 40 см, максимальная высота надмогильных сооружений не должна превышать 1,8 м.
Спросить