Правомерно ли изменение пунктов колдоговора без согласия работников?
Я работаю в библиотеке. В колдоговоре есть 3 дня дополнительного ОПЛАЧИВАЕМОГО отпуска, мотивированные за вредные условия труда (книжная пыль). пришли с проверкой из отдела труда с мотивацией проверить исполнение пунктов колдоговора. Специалист отдела труда обратила внимание на формулировку за вредные условия труда и запросила результаты аттестации рабочих мест, в акте аттестации раб. мест было написано, что все рабочие места соответствуют норме. Сделали замечание директору и теперь директор убирает эти дни. Правомерно ли изменение пунктов колдоговора без согласия работников? Директор говорит что это нецелевое использование бюджетных средств. Фактически происходит ухудшение условий труда работников. Как поступить профсоюзу?
Ольга, здравствуйте!
Если Вы считаете, что вредные условия труда на рабочем месте имеют место быть - докажите это! Нужно привлечь санэпидемстанцию (Роспотренадзор) и сделать соответствующую экспертизу, которая будет доказательством того, что книжная пыль оказывает вредное воздействие на работника.
После этого можно будет требовать предоставления дополнительного отпуска, путем обращения в инспекцию труда или суд.
СпроситьЯ работаю в библиотеке. В колдоговоре есть 3 дня дополнительного ОПЛАЧИВАЕМОГО отпуска, мотивированные за вредные условия труда (книжная пыль). пришли с проверкой из отдела труда с мотивацией проверить исполнение пунктов колдоговора. Специалист отдела труда обратила внимание на формулировку за вредные условия труда и запросила результаты аттестации рабочих мест, в акте аттестации раб. мест было написано, что все рабочие места соответствуют норме. Сделали замечание директору и теперь директор убирает эти дни. Правомерно ли изменение пунктов колдоговора без согласия работников, только по заключению специалиста ОТ? Директор говорит, что это не целевое использование бюджетных средств. Если работники не дадут согласие на снятие доп. оплачив. Дней, все равно эти дни должны убрать из колдоговора? Фактически происходит ухудшение условий труда работников, как поступить профсоюзу в такой ситуации.
Ольга! Не нужно задавать Ваш вопрос к юристам по нескольку раз.
Я Вам уже дважды ответила ранее.
СпроситьЯ работаю в библиотеке. В колдоговоре есть 3 дня дополнительного ОПЛАЧИВАЕМОГО отпуска, мотивированные за вредные условия труда (книжная пыль). пришли с проверкой из отдела труда с мотивацией проверить исполнение пунктов колдоговора. Специалист отдела труда обратила внимание на формулировку за вредные условия труда и запросила результаты аттестации рабочих мест, в акте аттестации раб. мест было написано, что все рабочие места соответствуют норме. Сделали замечание директору и теперь директор убирает эти дни. Профком хочет оставить эти дни, но переформулировав как «за стаж работы в организации свыше 5 лет», другие формулировки по ТКРФ нашей организации не подходят (за ненормированный рабочий день и т.д.). Правомерно ли будет так оставить в колдоговоре эти дни, оплачиваемые за счет фонда оплаты труда, а не за счет внебюджетных средств, которых нет и никогда небыло в библиотеке? Не противоречит ли данная формулировка ТК РФ и другому законодательству? Или это нецелевое использование средств?
Здравствуйте. Правомерно. Вообще, в коллективном договоре могут быть предусмотрены дополнительные, по сравнению с действующим законодательством, льготы работникам. Удачи.
СпроситьОльга, здравствуйте!
Если Вы считаете, что вредные условия труда на рабочем месте имеют место быть - докажите это! Нужно привлечь санэпидемстанцию (Роспотренадзор) и сделать соответствующую экспертизу, которая будет доказательством того, что книжная пыль оказывает вредное воздействие на работника.
После этого можно будет требовать предоставления дополнительного отпуска путем обращения в инспекцию труда или суд
СпроситьВ нашей организации в коллективном договоре было предусмотрено, что заместителям директора за ненормированный рабочий день устанавливается 14 календарных дней дополнительного отпуска и больше никаких дней дополнительного отпуска не было. Сейчас вносим изменения в коллективный договор, в связи с проведенной аттестацией рабочих мест заместителям директора положен отпуск за работу во вредных условиях труда. Хотим установить 7 дней дополнительного отпуска за вредные условия труда, а за ненормированный рабочий день снизить дополнительный отпуск с 14 до 12 календарных дней. Правомерно ли это снижение? Можем ли мы снижать дни дополнительного отпуска работникам при внесении изменений в коллективный договор? Надо ли собирать с работников заявления, что они не против такого снижения?
Нина
в соответствии с положениями статьи 119 ТК РФ продолжительностьежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в режиме ненормированного рабочего времени определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, и она не может быть менее трех календарных дней. То есть снижение до 12 дополнительных дней к отпуску Вы вправе сделать и провести изменения коллективным договором.
СпроситьРаботаю в школе учителем. Рабочее место, согласно аттестации рабочих мест, признано с вредными условиями труда. Согласно потсановлению 870 правителства РФ, положенна компенсация за вредные условия труда. Но директор отказывается платить. Как можно наказать директора?
Можно написать в прокуратуру жалобу или в трудовую инспекцию. У вас в аттестации должны быть указаны компенсации и их размер.
Но конфликта не избежать.
СпроситьЗдравствуйте Иван. Есть несколько вариантов Ваших действий - комиссия по трудовым спорая, Трудовая инспекция, вышестоящая организация, прокуратура, суд. Это все органы, куда Вы можете обратиться по Вашему вопросу. Удачи.
СпроситьРабота связана с работой за компьютером (техник по обработке полетной информации на авиаремонтном заводе). Выплачивают надбавку к окладу за вредные условия труда из расчета норм занятости во вредных условиях, принятых нормативным актом предприятия (вместо 12% ,указанных в колдоговоре, выплачивают всего 4%, ссылаясь на то что по этим нормам работаю во вредных условиях всего 50 часов из 150, хотя место работы не меняю). Дополнительный отпуск за вредные условия не предоставляют, ссылаясь на то что он не прописан в колдоговоре. Правомерно ли это в отношении надбавки за вредность и дополнительного отпуска и на какие правовые акты можно ссылаться, отстаивая свои права.
И еще один вопрос, может ли начальеик отдела кадров совмещать обязанности инженера по охране труда правомерно ли это?
Спасибо!
Правомерно ли это в отношении надбавки за вредность и дополнительного отпуска и на какие правовые акты можно ссылаться ,отстаивая свои права.
--на данный момент вредность условий работы определяется не только существующими списками работников занятых во вредных условиях труда, но и аттестацией рабочих мест. А работодателю это не выгодно. Обращайтесь в прокуратуру с жалобой.они разберутся.
СпроситьВ 2013 году проведена аттестация рабочих мест для работников военизированной охраны (охраняет складские помещения на территории воинской части), где были выявлены опасные и вредные условия труда. На основании данной аттестации работникам охраны выплачивается соответственная компенсация.
В 2015 году для этой же территории открыт новый штат для работников пожарной команды. Обязан ли работодатель выплачивать компенсационные выплаты работникам пожарной команды за опасные и вредные условия труда, основываясь на результаты аттестации рабочих мест 2013 года для работников ВОХР или сначала должна быть проведена оценка спец. Условий труда (по-старому аттестация рабочих мест) для работников пожарной команды.
Если рабочее место и должность (трудовая функция) изменились, то по идее нужно заново проводить аттестацию. Оценка условий труда проводится согласно положениям Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Об изменениях обязаны уведомить не позднее чем за 2 месяца согласно ст. 74 ТК РФ. На обжалование в инспекции труда или суде имеете право в любом случае
СпроситьВам нужно проводить специальную оценку условий труда согласно положениям Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
СпроситьВам необходимо проводить внеплановую специальную оценку условий труда, так как произошел ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда")
СпроситьПриказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 апреля 2011 г. N 342н г. Москва "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" В новом Порядке отмечено, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.Введено понятие внеплановой аттестации. Она проводится (п. п. 47 и 48 Порядка):
- при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест - в полном объеме;
- по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества процедуры аттестации;
- при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
- замене производственного оборудования;
- в случае изменения технологического процесса;
- изменения средств коллективной защиты.
СпроситьЗдравствуйте. Да, работодатель должен провести внеплановую оценку условий труда вновь созданных рабочих мест - то есть рабочих мест пожарной охраны (статья 17)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда
1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
3. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда
1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Статья 16. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах
1. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
СпроситьНет, прежние акты обследования (аттестации) рабочих мест не действуют - у Вас новый штат с новыми должностями.
После новой аттестации рабочих мест будут платить компенсации.
Пока на Вас распространяется ст. 221 ТК РФ:
"Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения."
Т. е. пока Вам положены СИЗ и спецодежда, если есть деньги на это.
СпроситьCогласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ О специальной оценке условий труда.
Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
6. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
СпроситьЯ понял, что внеплановую проверку специальной оценки условий труда надо пройти. И я с этим согласен. Мой главный вопрос может ли (или должен) работодатель выплачивать компенсацию за уже выявленные потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы до проведения спец. оценки условий труда. Ведь их идентификация в соответствии со статьёй 10 ФЗ-426 не требуется.
СпроситьПока не проведена оценка условий труда, работодатель имеет право компенсационные выплаты не производить. То есть это право работодателя.
Вредные условия труда должны быть подтверждены. Данные выплаты должны быть также отражены в трудовых договорах. Если они есть - тогда обязан выплачивать
Трудовой кодекс РФ
Статья 57. Содержание трудового договора
гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
СпроситьФедеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в дополнение к нормам ТК РФ регулирует отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и права работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ в случае, если до 1 января 2014 года была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации, за исключением возникновения обстоятельств, когда в силу закона должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.
Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест
Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда
2. Работодатель обязан:
1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
Мой главный вопрос может ли (или должен) работодатель выплачивать компенсацию за уже выявленные потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы до проведения спец. оценки условий труда?
Вообще на работодателе лежит обязанность согласно ст147 ТК РФ обеспечить минимальный размер доплаты составляет 4% тарифной ставки (оклада), .
Остальной размер и порядок выплат должен регулироваться внутренними документами организации. Исходя из того что применение результатов проведения специальной оценки условий труда порождают согласно ст7 право не обязанность работодателя по установлению гарантий и компенсаций в части превышающей 4%, не будет нарушением если работодатель будет выплачивать компенсацию за уже выявленные потенциально вредные производственные факторы до проведения внеплановой оценки условий труда
Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
Труд лиц, занятых на таких работах, оплачивается в повышенном размере. Минимальный размер доплаты составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ).
Конкретные размеры повышения оплаты труда работодатель устанавливает в трудовом, коллективном договорах или локальном акте (с учетом мнения представительного органа работников) (ст. 147, абз. 13 ч. 1, ч. 2, 3 ст. 219, ст. 372 ТК
С 1 января 2014 г. основанием для назначения надбавки служат результаты специальной оценки условий труда (п. 6 ст. 7, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ)
СпроситьРаспространяются ли на работников условия колдоговора, если колдоговор не зарегистрирован надлежащим образом? Отвечает ли работодатель перед работником по обязательствам колдоговора, если колдоговор не зарегистрирован. Спасибо.
Если в должностной инструкции прописано, что работа в данной должности является ненормированной, а в колдоговор не включена данная должность. Как подсчситать колличество дней отпуска, т.к. в колдоговоре перечислено ряд должностей с не нормируемым рабочим днем, а эта должность была введена позже принятия колдоговора.
Действуйте согласно ТК.
ТК РФ, Статья 119. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем
""Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.
СпроситьПредставляется целесообразным переговорить с работодателем по поводу внесения в трудовой договор пункта о количестве дней дополнительного отпуска за работу в условиях ненормированного рабочего дня. Вряд ли будут возражения, поскольку в должностной инструкции есть указание на ненормированный рабочий день. Параллельно предложить внести изменения в коллективный договор. При отказе обратитесь в свой профсоюз (если есть) и в гострудинспекцию.
СпроситьДополнительный отпуск определен за вредные условия --12 рабочих дней.
Как приплюсовать рабочие дни дополнительного отпуска к календарным дням основного отпуска?
12 раб. дн. = 14 календ.дн. Расчёт производится исходя из 6-дневной рабочей недели.
СпроситьОбращаюсь к Вам с просьбой дать разъяснения по следующему вопросу:
В нашей аптеке в мае 2007 года впервые была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
По результатам аттестации было аттестовано 21 рабочее место (класс условий труда-2), 5 рабочих мест условно аттестованы (степень вредности и опасности 3.1. «аэроионизация»). Однако во всех картах по условиям аттестации рабочих мест, в которых условия труда установлены как допустимые, т.е. не вредные, специалистами аттестующей организации в Строке 100 «Продолжительность рабочей недели, дополнительного отпуска» было проставлено 12 рабочих дней дополнительного отпуска на том основании, что данные профессии (фармацевт, провизор и др.) указаны в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (далее – Список). По результатам аттестации отменена доплата за вредные условия труда в размере 15% и выдача молока.
Аттестующая организация при проведении аттестации пользуется утвержденной программой, куда вносятся результаты замеров и данные по профессиям и автоматически выдается результат аттестации, описан выше.
Согласно статье 117 Трудового кодекса РФ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Порядок и условия предоставления дополнительных отпусков за работу с вредными условиями труда определяется коллективным договором. В 2008 году по результатам аттестации в коллективный договор был включен дополнительный отпуск за вредные условия труда 12 рабочих дней. Аптека открылась в октябре 1997 года. Первый коллективный договор был заключен в 1999 году и доп. отпуска в коллективный договор не включались и не предоставлялись. С 1999 года все коллективные договора заключаемые между работодателем и работниками проходили регистрацию в управлении по труду и социальной защите города и на протяжении всех лет с 1999 года по 2007 год замечаний по нарушению трудового законодательства и нарушению прав работников не было направлено в адрес аптеки. В данное время работниками подано заявление в прокуратуру с просьбой вернуть за все годы работы в аптеке, т.е. с 1997 г., дополнительные отпуска за вредные условия труда.
Как в данном случае законодательно разрешить эту ситуацию: должен ли работодатель предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные и (или) опасные условия труда на основании Списка без проведения аттестации, существуют ли у него обязательства по предоставлению отпуска работникам за последние 10 лет.
возникает вопрос, должен ли работодатель руководствоваться результатами аттестации при отсутствии вредных условий труда на аттестованном рабочем месте и не предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные и (или) опасные условия труда или все-таки работодатель обязан в любом случае предоставлять его независимо от результатов аттестации, но при наличии в Списке профессии или должности, по которым предусмотрено предоставление указанного отпуска?
Ольга, Вы явно перепутали ст.117 со ст.116 ТК РФ. Вы пишете о ст.116 ТК. В соответствии со ст.116 ТК ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Вторая часть указанной статьи говорит о том. что работодатели, исходя из своих финансовых и производственных возможностей, могут сами устанавливать дополнительные отпуска. Здесь имеется в виду не только те работники, которые перечислены в ч.1ст.116 ТК РФ, но и все другие, если иное не предусмотрено ТК либо каким-нибудь еще нормативным актом. И вот порядок и условия предоставления именно таких отпусков, которые работодатели хотят установить самостоятельно, определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.
А для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в указанном вами случае вовсе не требуется указания об этом в коллективном договоре, ну если только дней больше предоставляется, чем по закону.
Работодатель должен руководствоваться результатами аттестации, поскольку это предусмотрено в ч.2 ст.117 ТК РФ. Там говорится, что минимальная продолжительность такого отпуска, условия его предоставления устанавливаются в порядке, предусмотренным Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
А в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2008 №870 указано: установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации...и т.д.
Но коллектив может решить не проводить аттестацию, а включить в коллективный договор условие о дополнительном оплачиваемом отпуске.
Спросить