Государство не готово защитить собственников жилья от незаконного повышения тарифа - как защитить свои права?
199₽ VIP
ОМСУ со ссылкой на ч. 4 ст 158 ЖК РФ поднял тариф на содержание и ремонт жилья в 250 домах города. При этом общие собрания в указанных домах либо проводились и собственники отказали УК в повышении тарифа, либо не проводились. Таким образом в отношениях УК - собственники должен действовать тариф ранее установленный договором.
Никаких условий в договоре об индексации тарифа нет.
Действия УК, Постановление ОМСУ явно противоречит правовой позиции п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. №22 указано, что «управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату в размере, превышающем определенный заключенным договором ( (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450–453 ГК РФ))».
Для пресечения незаконных действий ряд собственников обратились в прокуратуру с соответствующим заявлением, изначально прокурор заявил, что готовит исковое в суд об отмене незаконного постановления, но потом "пропал". На вопрос "почему бездейсвуете?" получен ответ, что "мы тут подумали и решили, что собственники всех многоквартирных домов в отношении которых принято постановление о повышении тарифа, не могут являться неопределенным кругом лиц, они формально все известны поименно, поэтому у прокурора отсутствует право защитить интересы всех собственников сразу". При этом любезно посоветовали искать недееспособных граждан в домах и тогда да - прокурор согласен защитить право таких граждан, остальные - отправляйтесь в суд сами. Т.е. 250 граждан по одному от каждого дома должны самостоятельно обратиться в суд.
Вопрос - есть ли какие то варианты переложить защиту прав собственников всех домов в данном случае на государство?
Возможности переложить защиту прав собственников на государство:
1. Обращение в вышестоящую прокуратуру:
Подайте жалобу на бездействие прокурора в вышестоящую прокуратуру (например, прокуратуру региона или Генеральную прокуратуру).
Укажите, что прокурор необоснованно отказался защищать права неопределенного круга лиц, хотя закон предоставляет ему такие полномочия.
2. Обращение в суд с коллективным иском:
Организуйте коллективное обращение в суд от имени всех собственников, чьи права были нарушены.
В иске укажите, что постановление ОМСУ является незаконным, поскольку оно противоречит ЖК РФ и правовой позиции Верховного Суда РФ.
Просите суд признать постановление недействительным и обязать УК восстановить прежний тариф.
3. Обращение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС):
Подайте жалобу в ФАС на действия УК, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства.
В жалобе укажите, что УК злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке управления многоквартирными домами.
4. Обращение в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ):
Подайте жалобу в ГЖИ на действия УК и ОМСУ.
ГЖИ имеет право проводить проверки и принимать меры административного воздействия в отношении нарушителей жилищного законодательства.
Ссылки на закон:
Статья 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации": "Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований".
Статья 46 Гражданского процессуального кодекса РФ: "Граждане, объединившиеся для защиты общих прав и законных интересов, вправе обратиться в суд с коллективным иском".
Статья 10 Федерального закона "О защите конкуренции": "Запрещаются действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных полномочиями в области государственного регулирования экономической деятельности, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции".
Статья 20 Жилищного кодекса РФ: "Государственный жилищный надзор осуществляется в целях обеспечения соблюдения требований жилищного законодательства".
СпроситьНу а какие нарушения вы со стороны прокуратуры усматриваете. Формально прокурор прав.
СпроситьНет оснований переложить. Основания перечислены в ГПК РФ. Нужно самим отстаивать свои права. Обращаться в суд с иском. Можете обратиться в личку к юристу за оказанием юридической помощи ст. 779 ГК РФ.
Статья 45. Участие в деле прокурора
См. комментарии к статье 45 ГПК РФ
Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 11 января 2021 г. N 2
Об организации взаимодействия территориальных и транспортных прокуроров при реализации полномочий в гражданском и арбитражном процессе см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 октября 2007 г. N 167
О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ см. информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003
Федеральным законом от 5 апреля 2009 г. N 43-ФЗ в часть 1 статьи 45 настоящего Кодекса внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Статья 45 дополнена частью 4 с 18 октября 2022 г. - Федеральный закон от 7 октября 2022 г. N 387-ФЗ
4. В целях обеспечения законности прокурор по своей инициативе или инициативе суда вступает в дело, рассматриваемое судом, на любой стадии процесса для дачи заключения:
1) о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств;
2) при рассмотрении судом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, ходатайства о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения;
3) в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством Российской Федерации, правом Евразийского экономического союза в сфере таможенных правоотношений и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а также законодательством, устанавливающим специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в указанных целях.
СпроситьНи кто не лишат права первоначально обратится официально в прокуратуру, ГЖИ, департамет ЖКХ для проведения совместной проверки. Нужны доказательства для суда ст 56 ГПК РФ
СпроситьВ статье 45 ГПК РФ сказано:
1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд тариф
Если речь идет о повышении тарифа на содержание и ремонт жилья в 250 домах города, то нельзя говорить что речь идет о неопределенного круге лиц, потому что можно подсчитать сколько конкретно граждан проживает в этих 250 домах.
В статье 56 ГПК РФ сказано:
. В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В этой статье также речь идет о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. .
Получается что если круг лиц в 250 домах можно определить,то применительно в гражданам проживающим в 250 домах, нет вариантов переложить защиту прав собственников всех домов в данном случае на государство.
СпроситьЧто по вашему мешает обжаловать ненормативный правовой акт в административном порядке?
СпроситьВ данном случае, действия управляющей компании и постановление ОМСУ действительно противоречат правовой позиции, указанной в постановлении Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. №22. В соответствии с этим постановлением, управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату в размере, превышающем определенный заключенным договором.
В данном случае, прокурор не может защитить интересы всех собственников сразу, так как они не являются неопределенным кругом лиц, а известны поименно. В этом случае, каждый собственник должен самостоятельно обратиться в суд для защиты своих прав.
Тем не менее, еЕдомов на государство. В соответствии со статьей 46 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Если собственники всех домов объединятся и подадут коллективное заявление в прокуратуру, то прокурор может обратиться в суд в защиту их прав.
СпроситьНу прокурор уже сказал свое слово - отказ, по указанной в вопросе причине. Поясните, какие вы видите правовые основания для того, чтобы он поменял свое решение
СпроситьПопробуйте обратиться в Жилищную инспекцию
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.04.2023)
Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
1. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством
пункт 1 подпункт 5
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
пункт 12 Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
подпункт 4)
в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
пункт 8.
При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023
СпроситьОбращались. Бездействует. Ссылается на то, что лишена полномочий на обращение в суд по отмене ненормативного акта ОМСУ
СпроситьКак то читал в одном из определений ВС по оспариванию УК действия ОМСУ . Но там ОМСУ не приняла тариф предлагаемый УК. В С указывал что нормы жилищного законодательства, предусматривающие возможность установления органом МСУ платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в МКД, ориентированы на ситуацию, когда собственники помещений не выразили свою волю на установление размера платы на содержание общего имущества, на ситуацию неопределенности в отношении размера платы, а не на преодоление воли собственников;
В вашем вопросе указываете, что сами жильцы не првоодили собрания по поводу повышения тарифов. А тариф ОМСУ рассматривает экономичсески обоснованный . На практике приходилось сталкиваться что УК предлагала тариф поднчть с 15 р до 17, 4 р , тогда как экономически обоснованный был 18, 4. Жильцы голосовали за, так как если бы нет то тариф могли поднять до 18.4. Получаетрся в Вашей ситуации жильцы сами не хотели участвовать в рассмотрении вопроса по повышению тарифа в ряде домов, чем создали неопределенность в ситуации. Боюсь, что даже обжалование в суд группой жильцов не приведет к положительному результату, все завист сколько проголосовало против домов а сколько неголосовало и выяснится что ОМСУ право, так как тариф подтвержден , экономически обоснован да еще возможно на заключении экспертизы. Вам скорее всего отказывает прокуратура и Жилищный надзор как раз потому что тариф экономичски обоснован и ОМСУ убедила органы в этом.
СпроситьГосударству проблемы индейцев не всегда интересны...
В описанном случае прокурор оказался профнепригодным отчасти и неверно понимающим положения ст. 45 ГПК РФ. Подайте жалобу по линии прокуратуры - ст. 10 ФЗ о прокуратуре., требуйте от прокурора выйти с иском в суд.
Параллельно по линии полиции подайте заявления - УК явно сфабриковала бумаги - тут по сути хищение средств граждан.
и сами в суд будьте готовы подать 250 исков - не так и сложно.
СпроситьБред полный.
В данном случае Вам надо обращаться в Областную прокуратуру и оспаривать действия или бездействия прокуратуры.
По вопросу индексации тарифа необходимо подать жалобу в ГЖИ.
Также можете подать и коллективный иск в суд, советую так поступить, не надо подавать иски в отдельности, только коллективный.
На общем собрании выберите основного заявителя от всей массы либо наймите представителя.
- см. ст. 20 ЖК РФ, ст. 10 ФЗ "О прокуратуре РФ", ст. 244.20 ГПК РФ
СпроситьЗдравствуйте, уважаемый Николай!
В данном случае, с правовой точки зрения, УО однозначно не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату в размере, превышающем определенный заключенным договором (ст. 156, ч.1, 2, 3 и 8 ст.162 ЖК РФ, п. 1 ст. 310, ст. 432, ст. 450–453 ГК РФ).
Таким образом, с юридической точки зрения, ничего иного не остаётся как предъявить иск и решать в судебном порядке (ст.131-132 ГПК РФ).
А все жалобы в Прокуратуру, ГЖИ не принесут никакого толку и тем боле результат, будут одни "отписки" не более того.
*При необходимости можете обратиться к любому из юристов портала 9111 для содействия и подготовке правовых документов (ст.779 ГК РФ "оказание юр.услуг").
Всего доброго Вам!
Рад был помочь, уважаемый Николай!
СпроситьА что вы думаете о возможности обжалования ненормативного правового акта в административном порядке?
СпроситьПРАВОМОЧНО ЛИ, ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ СОБСТВЕННИКОВ МКД ТСН, ПРИНЯТЬ ПОВЫШЕННЫЙ ТАРИФ (КВ.ПЛАТУ) ДЛЯ СОБСТВЕННИКА НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ (НАХОДИТСЯ В ПОДВАЛЕ МКД), Т.К ПОМЕЩЕНИЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ (ПОД МАГАЗИН) ? на текущий момент оплачивает по тарифу кв.платы равную с собственниками жилых квартир.
Законно ли проведение в ноябре-декабре 2016 года управляющей организацией, обслуживающей МКД, общего собрания собственников, с повесткой дня о повышении тарифа на содержание общего имущества МКД, если отчет за 2016 год будет представлен не ранее начала апреля. Ведь согласно п.1 ст.45 ЖК РФ собственники принимают решение на годовом собрании, после отчета УО, решение о тарифе, с учетом мнения УО?
Возможно ли анулировать протокол подписанный жильцами о повышении тарифа на общедомовые нужды. Дело в том что мы жильцы многоквартирного дома согласились и подписали протокол, а теперь обнаружили что нам без оснований повышают тариф. Как нам нужно поступить?
Тариф на обслуживание МЖД в нашем городе установлен администрацией, общих собраний по этому поводу в нашем доме не проводилось.
Однако, управляющая домом организация выставляла в течении трёх лет счета по завышенному тарифу на обслуживание.
Жители жаловались в ЖилИнспекцию, инспекция выдала предписание на перерасчёт, но управляющая компания так и не вернула деньги.
Поскольку ЖилИнспекция признала тариф УО неверным, я оплачивал только законную часть.
Сейчас УО подало в суд на оплату остальной части.
В суде необходимо будет предоставить постановление администрации с установленными тарифами. Само постановление выложено на официальном сайте администрации города.
Вопрос следующий - каким образом нужно заверить это постановление чтобы суд принял его как доказательство?
За май платили за горячую воду по тарифу 110 р за куб. м. За июнь уже 195 р. А за июль взяли уже по тарифу 244 р за куб. м. Подскажите, насколько правомерно повышение тарифа на 120% за 2 месяца? И куда можно обратиться с жалобой?
Возможно ли проводить общее собрание собствеников дома и одновременно годовое общее собрание членов тсж. Повестки разные.
Может ли УК самостоятельно повысить тариф на содержание и ремонт жилья. Возраст нашего дома 5 лет, ни разу общее собрание собственников не проводилось.
УК не предоставляет для ознакомления копию протокола общих собраний МКД где утвержено повышение тарифа, ссылаясь на ФЗ № 152 от 27.07.06 г. О персональных данных.
На общее собрание собственников вынесен вопрос о повышение тарифа на содержание и ремонт домового имущества. Скажите, пожалуйста, какой процент голосов необходим для принятия положительного решения?
Здрвствуйтей! Протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома от 30 сентября 2015 г. принято предложение управляющей компании повысить тариф на содержание и текущий ремонт с 1 мая 2015 г. Законно ли такое повышение и как лучше поступить остальным собственникам, которые с этим не согласны? Если повышение не законно, просьба подскажите какими статьями ЖК РФ руководствоваться?
Получили квитанцию за апрель 2016 года с повышенным тарифом на содержание и ремонт (был тариф 24,14, а стал 25,81) Законно ли это? Общего собрания собственников не было,
Входит ли в понятие сведения о лицах, принявших участие в голосовании паспортные данные собственников общего собрания собственников жилья?
Управляющая компания шантажирует: не примете увеличенный "рекомендованный" тариф - поставим губернаторский. 60% собственников за прежний тариф, без повышения, но УК настаивает на своём. Куда бежать и что делать в этой ситуации, если юрист компании известный и очень грамотный человек?
Достаточно ли для того, чтобы спилить дерево, просто решения общего собрания собственников дома.
Дерево не имеет признаков каких-либо болезней, но растёт меньше, чем в 5-ти метрах от дома. Дворовая территория - собственность города.
Спасибо.
1) 4 марта 2007 года было зарегистрировано ТСЖ «Думенко-15». В марте текущего года должно было состояться годовое общее собрание собственников жилья. Однако председатель ТСЖ отказался его проводить. Какая мера ответственности предусмотрена по закону за не правомочную деятельность председателя?
2) Как грамотно оформить протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по инициативе члена ТСЖ? Указывать в протоколе общего собрания список присутствующих на собрании членов ТСЖ? Или необходимо отразить в протоколе помимо списка присутствующих членов ТСЖ их подпись? Необходимо ли указывать паспортные данные членов ТСЖ принимавших участие в общем собрании жильцов?
Проживаю в своей квартире 2 года, за это время ни разу не было проведено собрания собственников. С 1 января повысили тариф за содержания жилья. На что я написала им письмо с просьбой объяснить на основании чего было повышение, без проведения собрания.
На что они ответили, что было проведено собрание, на котором тариф утвердил председатель МКД на основании доверенности, копию мне не предоставили. На этом собрании кстати Председатель на основании этой доверенности утвердил свою должность.
Вопрос: На какой срок выдается доверенность, насколько я знаю в нашем подъезде уже многие выехали, т.е. уже лица которые указаны в доверенности не проживают уже в нашем доме.
2 Могу ли я требовать предоставить копию этой доверенности, УК ссылается на то что раз мы не присутствовали то и не имеем право ее читать.
3. Может ли Председатель МКД по доверенности себя избрать?
1) В сообщение-повестке были указанны даты внеочередного общего собрания собственников с 09.02.21 по 05.03.21. В итоге узнаем информацию с ГЖИ, что протокол оформлен 04.03.21.
2) Место проведения очной части было прописано в сообщение одно (куда никто не подошел), а в результате была встреча в подъезде дома.
Здравствуйте, наша управляющая компания инициировала собрание о пролонгации договора управления и повышении тарифа на содержание общего имущества. Собственники никак не отреагировали, т.е. кворума нет. Правомерно ли УК сама повысила тариф? Считается ли договор пролонгированным в такой ситуации? Заранее спасибо)
А если в доме выбран способ управления ТСЖ, кто утверждает тарифы, общее собрание собственников или общее собрание членов тсж?
Скажите пожалуйста, у нас прошло общее собрание членов ТСЖ. Повысили тариф. С какого момента будет перерасчет. С начала собрания или по окончании. Как законно?