Как требовать возмещение морального ущерба от госучреждения за травму?
Суд признал незаконными действия суд приставов, можем ли требовать возмещение морального ущерба, как его обосновать в суде?
Мы хотим подать заявление в суд на возмещение из гос. казны ущерба из-за бездействие судебными приставами, суд признал действие приставов незаконными 10 месяцев назад, приставы так и не выполнили предписание суда, только вернули исполнительный лист, прокуратура так же признала действие приставов не законными, но сейчас заведено уголовное дело против должника по факту мошенничество. Можем ли мы сейчас подать гражданский иск на возмещение из гос. казны ущерба? Наталья.
Год судилась с нотариусом об оспаривании незаконных нотариальных действий, суд удовлетворил мою жалобу признав действия нотариуса незаконными. Нотариус умерла, как быть? С кого требовать компенсацию о возмещении морального и материального вреда?
В районном суде признали действия судебного пристава-исполнителя незаконными из-за того что 2 месяца подряд он у меня снимал 100% зарплаты! Я подал в районный Суд на него о возмещении морального ущерба, но мне вернули иск говорят что надо через другой Суд подавать! Подскажите пожалйуста через какой Суд мне подать заявление о моральном ущербе?
Николай, читайте внимательно определение о возврате искового заявления. Судья должен был разъяснить Вам, в каком порядке и в какой суд необходимо подавать это исковое заявление
СпроситьСобираюсь подать иск в суд о взыскании морального вреда с отдела суд приставов за неисполнение решения суда на протяжении 2-3 лет. обязательно ли для этого нужно решение суда о признании действий (бездействия) суд.пристава незаконными? И в своём иске тоже надо требовать признать бездействие суд. пристава незаконным?
Здравствуйте. Подавайте иск по правилам ст.ст. 4, 22, 24 КАС РФ. Это административное судопроизводство. Для этого другого решения суда не надо. Признавать надо бездействие незаконным
СпроситьЗдравствуйте! обязательно - так как сначала вы должны доказать бездействие судебных приставов либо их виновные действия
СпроситьПравление содоводческого товарищества исключило мою жену из членов товарищества, изъяло участок предоставленный на праве бессрочного пользования и передало его другому лицу.
Действия правления признали незаконными. По каким действиям суд, признал это незаконным?
Спасибо.
Уважаемый Андрей! Я советовал бы получить решение суда, в котором и изложены основания. С уважением, Дмитрий Константинович.
СпроситьКассационный суд отправил на пересмотр не все мои исковые требования. В частности о возмещении морального ущерба. Значит ли, что в первичном суде по пересмотру не будет рассматриваться возмещение морального ущерба и я в свою очередь не смогу на заседании эффективно добиться возмещения морального ущерба?
Нужно смотреть судебный акт. Но если пересмотрено решение/постановление суда в части, значит по возмещению вреда оставили положения решения суда в силе.
С возмещением морального время судебная практика складывается не очень успешная. Судьи стараются его не взыскивать, или взыскивают в маленьком размере. А обосновывать его нужно медицинскими документами.
СпроситьЯ попала в ДТП с велосипедистом, у него была сломана ключица. Виновным признали велосипедиста. Теперь он подал в суд на возмещение материального и морального ущерба. Могу я отказаться от возмещения материального ущерба, так как он был признан виновным? С возмещением морального ущерба я согласна (как владелец источника повышенной опасности). Какую сумму может присудить суд, был легкий вред здоровью. Я мать-одиночка и нахожусь в декрете, выплачиваю кредит и декретные мне будут платить еще 2 месяца и все. Мой доход составляет 5500.
Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение)
Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
Так что, Анастасия, суд будет учитывать и виновность потерпевшего и ваше материальное положение...
СпроситьОн мог быть признан виновным в административном правонарушении (из-за нарушения ПДД), эти правоотношения регулируются кодексом об административных правонарушениях, степень же виновности в причинении материального и морального вреда сторонами друг другу будет определять суд в соответствии с гражданским кодексом РФ, это несколько разные правоотношения, хотя, обычно, из виновности по административке вытекает виновность в причинении вреда, но есть и исключения, как ваше - источник повышенной опасности, здесь уже вам придется доказывать не свою невиновность в нарушении ПДД, а невозможность предотвратить столкновение. В свою очередь, если вашей машине был причинен материальный ущерб вы можете в суде выдвинуть встречный иск к нему.
СпроситьПосле уголовного суда о взломе автомобиля. Потерпевший остался недоволен, что его просьбы о возмещении морального ущерба были отклонены, может ли он требовать возмещения в гражданском суде и в размере какой суммы, если автомобиль полностью восстановлен по каско.
Здравствуйте! да . он может обращаться в суд в порядке гражданского судопроизводства . если в уголовном деле его иск оставлен без рассмотрения (совсем отклонен он не мог быть)
СпроситьСобираюсь подавать иск к ФССП (приставы) о возмещении ущерба и морального вреда. Действия пристава признали незаконными. Как правильнее написать: Прошу Взыскать с казны Российской Федерации лице Федеральной службы судебных приставов... или дополнительно привлечь Министерство финансов РФ или Министерство финансов региона?
Прошу Взыскать с казны Российской Федерации лице Федеральной службы судебных приставов... или дополнительно привлечь Министерство финансов РФ или Министерство финансов региона???
---абсолютно верно. с небольшими уточнениями. но это на платной основе
СпроситьПостановление Пленума Верховного Суда РФ
и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
12. В случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16 ГК) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган.
При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
СпроситьСогласно ГК РФ:
Статья 1071. Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
СпроситьПРАВИЛЬНЕЕ - МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.05.2014 по делу N 33-6560/2014 Дело о взыскании с Министерства финансов РФ ущерба в пользу гражданина передано по подсудности правомерно, поскольку в силу закона участие Министерства финансов РФ по делам, в которых оно выступает стороной по делу, осуществляется посредством представления его интересов через орган Федерального казначейства в субъекте РФ, исходя из цены иска дело подлежит рассмотрению мировым судьей по месту нахождения органа Федерального казначейства в субъекте РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2005 года Дело N А11-13944/2004-К1-5/890/45
[Суд, руководствуясь статьями 16, 1069 и 1071 ГК РФ, взыскал с Министерства финансов РФ в пользу общества убытки за счет казны Российской Федерации, уменьшив исковые требования на сумму налога на добавленную стоимость, в иске к остальным ответчикам отказал]
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Отдельной Л.И., судей Прониной С.А., Терешиной Н.М. при участии представителей от истца: Виноградовой С.Н., доверенность от 01.07.2004, N с-ю-433, Глухова А.Е., доверенность от 01.07.2004 N с-ю-432, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области, г. Владимир, на решение от 15.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.09.2005 по делу N А11-13944/2004-К1-5/890/45 Арбитражного суда Владимирской области, принятые судьями Холминой И.Ю., Казаковой Н.А., Александровой О.Ю., Аксеновой Г.А., по иску открытого акционерного общества "ЦентрТелеком" в лице Суздальского РУЭС, г. Суздаль Владимирской области, к Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области, г. Владимир, Главному финансовому управлению администрации Владимирской области, г. Владимир, Управлению федерального казначейства по Владимирской области, г. Владимир, Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, г. Москва, 3-е лицо - отдел социальной защиты населения администрации города Суздаля Владимирской области, о взыскании 105 175 рублей и установил:
открытое акционерное общество "ЦентрТелеком" в лице Суздальсокого РУЭС (ОАО "ЦентрТелеком") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Владимирской области, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Главному финансовому управлению администрации Владимирской области и Департаменту социальной защиты администрации Владимирской области о взыскании 105 175 рублей расходов по предоставлению отдельным категориям граждан льгот по абонентской плате за телефон в период с 01.04 по 31.10.2004 в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (далее - Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации")
По ходатайству истца об отказе от иска к Департаменту социальной защиты администрации Владимирской области и Управлению федерального казначейства по Владимирской области в порядке, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу в отношении указанных лиц прекращено.
До принятия решения судом в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец изменил исковые требования, увеличив период предоставления льгот до декабря 2004 года и размер понесенных расходов до 145 445 рублей.
Суд, руководствуясь статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением от 15.06.2005 взыскал с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО "ЦентрТелеком" 123 258 рублей 39 копеек убытков за счет казны Российской Федерации, уменьшив исковые требования на сумму налога на добавленную стоимость. В иске к остальным ответчикам отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.09.2005 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.
Судебные акты мотивированы тем, что причиной возникновения убытков у истца явилось недостаточное выделение из федерального бюджета средств на возмещение расходов по предоставлению льгот, предусмотренных Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а Министерство финансов Российской Федерации, как главный распорядитель средств, выделенных для реализации названного закона, является органом, осуществляющим обеспечение исполнения федерального бюджета.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области (далее Министерство финансов) обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает неправомерным применение статей 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку Министерство финансов и ОАО "ЦентрТелеком" не состоят в каких-либо правоотношениях, которые предусматривали бы возмещение убытков, понесенных последним, по предоставлению льгот в соответствии с Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Оплата понесенных истцом расходов производится непосредственно органом местного самоуправления.
Заявленная истцом сумма не является убытками, поскольку для возложения ответственности за причинение вреда требуется наличие совокупности всех условий, в том числе вины должностного лица, причинившего вред. Вина Министерства финансов судом не установлена, так как обязанности по перечислению субсидий в полном объеме из федерального бюджета в бюджет Владимирской области на реализацию названного закона были исполнены. То обстоятельство, что выделенных средств оказалось недостаточно для компенсации истцу недополученных доходов, само по себе не свидетельствует о нарушении государством (казной Российской Федерации) своего обязательства. Вывод суда о причинении вреда истцу в результате бездействия со стороны казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, выразившегося в недофинансировании средств на покрытие соответствующих расходов, является несостоятельным и не основанным на нормах закона, так как понятие "недофинансирование" неразрывно связано с внесением органами представительной власти изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год".
По утверждению заявителя, применение к спорным правоотношениям статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации незаконно, поскольку Министерство финансов Российской Федерации при отсутствии средств в бюджете не может рассматриваться как причинитель вреда, а удовлетворение такой категории исков приведет к систематическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц.
Кроме того, при принятии судебных актов не учтено, что, согласно статьям 83 (пункту 5) и 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта не предусмотрены законом и бюджетом либо предусмотрены частично (не в полной мере), применяется закон о бюджете.
Главное финансовое управление администрации Владимирской области в отзыве отклонило жалобу, посчитав решение и постановление законными и обоснованными.
Представители ОАО "ЦентрТелеком" отзывом на жалобу и в судебном заседании отклонили доводы заявителя и просили оставить жалобу без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в суд округа не обеспечили.
Законность решения от 15.06.2005 и постановления апелляционной инстанции от 21.09.2005 Арбитражного суда Владимирской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы кассационной жалобы и материалы дела, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, ОАО "ЦентрТелеком" в 2004 году в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставило гражданам за счет собственных средств льготы в размере 50 процентов по оплате услуг телефонной связи. Невозмещение названных затрат в сумме 145 445 рублей явилось основанием для обращения предприятия связи в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи" отдельным группам граждан при пользовании электрической и почтовой связью могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности, порядка пользования и размера оплаты услуг связи. Перечень таких льгот, а также категории должностных лиц и граждан, которые имеют право на льготы, определяются законодательством Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации. Возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок возмещения предприятиям связи недополученных в результате применения льгот доходов определяется соответственно Правительством Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 29.12.2004), инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Согласно пункту 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства от 15.12.2000 N 963, финансирование расходов операторам связи, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи инвалидам, имеющим льготы в соответствии с Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", производится за счет средств федерального бюджета.
Порядок предоставления и расходования Фонда компенсаций на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536. Его действие продлено на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80, в котором предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Как установлено судебными инстанциями, выделенные на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Владимирской области в 2004 году субсидии в размере 152 169 000 рублей, были распределены в полном объеме по получателям, в том числе по Суздальскому району. Однако представленные в дело документы свидетельствуют о недостаточности средств субсидий, выделенных на указанные цели, в связи с чем невозмещенные истцу расходы составили 145 445 рублей за минусом НДС - 123 258 рублей 39 копеек.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что убытки у истца возникли в результате недостаточного финансирования расходов на реализацию установленных льгот из средств федерального бюджета.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По правилам статьи 1071 в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В пункте 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.
Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (пункт 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемой ситуации Министерство финансов Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных на реализацию льгот инвалидам, согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2004 года (приложение 7 к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год"), поэтому суд первой инстанции обоснованно взыскал убытки с данного ответчика.
Доводы заявителя жалобы о нарушении судом пункта 5 статьи 83 и статьи 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассационная инстанция нашла ошибочными.
Как указано в пункте 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 173-О, федеральный закон о федеральном бюджете должен создавать надлежащее финансирование условий для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, и не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, лишать их юридической силы.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права судом округа не установлено. В силу изложенного кассационная жалоба Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области удовлетворению не подлежит.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 1 000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 15.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.09.2005 Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-13944/2004-К1-5/890/45 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области, г. Владимир, - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области, г. Владимир, в доход Российской Федерации 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Владимирской области в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист на взыскание с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области, г. Владимир, расходов по государственной пошлине.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.И. Отдельная
Судьи
С.А. Пронина
Н.М. Терешина
Спросить