Военнослужащая с выслугой 15 лет отправлена на пенсию без жилья - что делать?

• г. Анапа

Моя мать военнослужащая, 15 лет выслуги. Пенсионный возраст наступил 6 лет назад, но все это время находилась в распоряжении, так как не обеспечена жильем. В очереди стоим с 2001 года. В данный момент насильно отправляют на пенсию без предоставления жилья. Проживает в ведомственном общежитии на территории в/ч. Законно ли это и что делать в данной ситуации?

Ответы на вопрос (2):

Статья 23-яя Федерального Закона «О статусе военнослужащих» устанавливает, что военнослужащие, чей срок непрерывной службы составляет не менее 10 полных календарных лет, и чье жилищное положение требует улучшения, не могут быть уволены по ОШМ без их согласия без предоставления им жилого помещения. Однако даже в случае указания в рапорте требования уволить себя по ОШМ после того как будет предоставлено жилье, военнослужащие все равно рискуют остаться без этого самого жилья. Такая ситуация возможна, поскольку основной закон имеет ряд хитроумных дополнений, в которых увольняющиеся военнослужащие обычно не считают нужным вовремя разобраться, и которыми успешно пользуются военные чиновники для отказа в предоставлении жилья увольняющимся по ОШМ.

Спросить
Пожаловаться

Статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – Закон о статусе военнослужащих) предусматривает, что право на жилье имеют все военнослужащие-контрактники.

Но, кто-то приобретает право на получение квартиры по истечении первых 5 лет военной службы, кто-то – после 20 лет или после увольнения с военной службы по уважительным основаниям. А некоторые могут воспользоваться только государственными жилищными сертификатами или ипотечным кредитом.

Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной (предоставление квартиры) в денежную форму расширило возможности военнослужащих самостоятельно принимать решение по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья. Возможность приобретения жилья в собственность с помощью ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, даже до окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья является одной из новых форм реализации военнослужащим права на жилище.

Наряду с военнослужащим право на получение жилых помещений имеют также члены их семей. К ним, согласно пункту 5 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих, отнесены:

– супруга (супруг);

– несовершеннолетние дети;

– дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

– дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

– лица, находящиеся на иждивении военнослужащих;

– иные члены семьи согласно федеральным законам и иным нормативно-правовым. Согласно статье 69 Жилищного кодекса РФ при предоставлении жилого помещения по договору социального найма к членам семьи относятся проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители – граждане РФ. А другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, только если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях членами семьи нанимателя в судебном порядке могут быть признаны и другие лица.

Положения статьи 69 ЖК РФ и должны применяться при определении права семьи военнослужащего на предоставление того или иного жилого помещения. Об этом сказано в пункте 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее – Постановление N 9).

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем, наряду с нормами Закона о статусе военнослужащих, регулируются жилищным законодательством.

Согласно действующему законодательству любой из военнослужащих по контракту должен быть обеспечен жильем в трехмесячный срок со дня прибытия на новое место службы. Здесь, конечно, говорится о служебных жилых помещениях. А военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и совместно проживающие с ними члены семей, на первые пять лет службы могут быть размещены в служебных жилых помещениях или общежитиях. Такие помещения закрепляются за учреждениями соответствующих силовых министерств и ведомств.

С военнослужащим, которому предоставляется такое жилье, заключается договор найма служебного помещения, в котором определяется порядок предоставления жилья, его содержания и освобождения. Типовая форма договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба".

После увольнения с военной службы гражданин в некоторых случаях может приобрести право на свое жилье. Но если этого не произошло и (или) военнослужащего обеспечили другим жилым помещением, он должен в трехмесячный срок освободить предоставленное служебное помещение.

Нельзя выселить из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории таких граждан устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ (статья 98 ЖК РФ):

– членов семьи военнослужащих (должностных лиц органов внутренних дел, органов государственной безопасности, таможенных органов), погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

– пенсионеров по возрасту;

– инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I и II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на военной службе.

Предоставление жилых помещений военнослужащим-гражданам РФ должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством РФ, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и НПА субъектов РФ, на территории которых дислоцирована воинская часть. При этом военнослужащим-гражданам РФ, имеющим право не первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.

При предоставлении военнослужащему-гражданину РФ жилого помещения по договору социального найма учитывать действия и гражданско-правовые сделки, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или их отчуждению. Указанные сделки и действия необходимо учитывать за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению военнослужащему-гражданину РФ жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Перечень документов, которые прилагаются к заявлению

военнослужащего о признании его нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма

(в соответствии с п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280)

а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации (далее именуются - члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

г) документы с мест жительства военнослужащих и членов их семей с 1991 года:

выписки из домовых книг;

справки (сообщения) бюро технической инвентаризации до 31 января 1998 г.;

д) копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;

е) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г.;

ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи.

В случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подпунктах "г" и "д" , не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.

Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае отсутствия жилых помещений по месту прохождения военной службы им по желанию ежемесячно выплачивают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 909.

Выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации.

Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.

Порядок признания

нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, имеющих общую продолжительность военной службы более 20 лет, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более:

Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; - по состоянию здоровья; - в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;

в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:

а) отсутствие жилой площади;

б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку.

Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Спросить
Пожаловаться

Я-военнослужащая, выслуга 12 лет. В приватизированной квартире имею 1/5 долю (жилая пощадь 40,7 кв.м, общая 68,8). Попыталась стать на служебное жилье, но мне отказала, т.к. жильем обеспечена. У меня дети-близнецы, 6 лет. Муж жильем не обеспечен. Все мы проживаем на моей 1/5 (8,14 м).В этой же квартире проживают мои родители. Прописаны сестра и племянница. Что можно предпринять в этой ситуации? Спасибо.

Как нам быть в данной ситуации? Мой муж военнослужащий, находится в распоряжении, сократили по оргштатным мероприятиям в 2009 году. С 2008 года стоим в очереди на получение постоянного жилья, но в 2007 году, муж оформил дарственную на мать на 1\2 дома, т.е. ухудшил свои жилищные условия. Законно ли нас поставили в очередь?

Проживаем с 1995 г. уже 20 лет в общежитии 23 кв. м. прописаны мать, сын, его новорожденный и его жена без прописки.

Общежитее относится к собственности РФ. Проживаем по договору найма, договор 2010 г. который лангируется. Платим исправно, добросовестные. Общежитие относилось всегда к одному учебному заведению, а с июля 2015 года стало относится к другому учебному заведению, а точнее они объединились.

Новое руководство пытается нас выгнать или пересилить из общежития в общежитие и еще хотят сделать свой договор если мы подпишем то нас просто выселят на улицу без предоставления жилья с грудным ребенком. Законно ли все это? есть ли в конституции закон защищающие наши права? Какая статья? Можно ли приватизировать это жилье? Стою в администрации на очереди нуждающейся в жилье с 2001 года, как мать одиночка. Трудового соглашения с данной организацией не имею, в данное время по уходу за инвалидом 1 гр. В общежитии с 1995 года.

Заселена по ходатайству от моего бывшего производства где отработала 15 лет.

2001-2012 гг служба в МЧС. Пенсию не дали уволили по достижению предельного возраста. За 11 лет службы пенсионных отчислений 0 рублей. Пенсионный возраст не наступил, поэтому работаю. За время службы налоги с з.п. высчитывались. Что можно предпринять в данной ситуации. Заранее спасибо за ответ.

Мой муж является военнослужащим по контракту, выслуга состовляет 12 лет. За все прохождение службы нам не было предоставлено жилье. На данный момент мой муж хочет расторгнуть контракт. Однако прослужив в принципе не маленький срок, все-таки хочется быть обеспечеными жильем. На очереди стоим первые, жилье в части тоже есть. Все что говорят Мы можем предоставить жилье, но при уволнении мы его заберем, хотя за это время можно попытаться приватиировать его.

Военнослужащий, выслуга 15 лет, возраст 46 лет. жильём не обеспечен вообще. Нахожусь в распоряжении. Получил жилищный сертификат, но хочу отказаться так-как квартиру на него не купить. Могут ли меня уволить без предоставления жилья и по истечении 6 мес. находясь в распоряжении?

Ситуация следующая. При обращении в Департамент городского имущества города Москвы с целью заключения договора социального найма на жилье, пришел ответ, в котором написали, что ЗАО "...", который произвел предоставление жилья в 2006 году, сделал это не законно, т.к. в 2005 году данный дом был передан городу Москва. Регистрация так же была не законна и помещение подлежит освобождению. Что можно сделать в данной ситуации?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Я пенсионер МВД, на пенсии с 2011 года, до 2005 года стоял в очереди на жилье, при выходе на пенсию, узнал, что с очереди снят, так как не обновлялись документы. На данный момент никакого жилья не имею, на что могу надеяться.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение