Вопрос о возможности оформления двух участков земли и дома в одном свидетельстве - анализ цены и объема технических работ
По наследству оформляла два участка земли и дом (на одном из участком стоит тот самый дом, второй участок земли через дорогу, для ведения личного подсобного хозяйства). Могла ли нотариус оформить всё в одном свидетельстве? Она оформила мне три свидетельства и за каждое взяла по пять тысяч за тех. работы. Дороговато как то.
Вариант, по которому оформил вам нотариус, выгодный для него. Можно было в одном все указать. 1162 ГК
СпроситьВ наследство от матери мне достался участок земли. Документом, подтверждающем ее право собственности на землю является "Свидетельство" от февраля 1993 г. В "Свидетельстве" сказано, что на основании Постановления местной администрации от ноября 1992 г. участок предоставлен в собственность "для ведения личного подсобного хозяйства". Однако, в архивной копии данного Постановления записано, что земля передана в собственность "для индивидуального жилищного строительства". Нотариус, выдавший мне Свидетельство о наследстве, указал в нем формулировку "для ведения личного подсобного хозяйства". А Зем. комитет, выдавший мне Кадастровый план зем. участка, - "для индивидуального жилищного строительства". В результате данного противоречия Регистрационная палата отказывается регистрировать полученное мной наследство. Ни нотариус, ни Зем. комитет не хотят менять формулировку. А мне то как быть? Какразрешить это противоречие.
Уважаемый Андрей!
Вы вправе обратиться в регистрационную службу для того, чтобы зарегистрировать право собственности, согласно выданному нотариусом свидетельству о праве на наследство. Если там Вам откажут, то Вы попросив письменный отказ, сами определите, как поступить дальше.
Следует указать, что приоритет имеет тот экземпляр документа, который имеется у Вас на руках, что лежит в архиве или, что туда может быть положено- Вам не может быть известно.
Однако, получив отказ, Вам нужно сходить к адвокату и обжаловать в суде действия Федеральной регистрационной службы и действия Федеральной кадастровой палаты.
Без помощи адвоката - Вам не справиться. Вы сможете устранить противоречия в документах только в судебном порядке. Действия нотариуса правомерны, так как для оформления наследства, нотариусу не требуется кадастровый план земельного участка.
Он выдал свидетельство о праве на наследство, согласно правоустанавливающему документу, которым является свидетельство о праве собственности на землю,
С Уважением
СпроситьЗемля оформлена "Для ведения личного подсобного хозяйства" есть свидетельство.
Дом и постройки на этой земле в частной собственности есть свидетельства. Как, без больших финансовых затрат переоформить землю в частную собственность.
Здравствуйте.
Вам следует обратиться в администрацию по месту нахождения земельного участка и уточнить данный вопрос У них. В администрации вам разъяснят порядок выкупа земельного участка.
СпроситьДобрый вечер! Ответ на вопрос зависит от того. Когда был предоставлен зу и на каком праве, возможен упрощенный порядок, если зу был предоставлен до 31.10.2001 г.
СпроситьИсходя из вашего вопроса, дом уже находится в собственности, никаких действий совершать не требуется. Для смены назначения земельного участка необходимо обратиться в администрацию города.
СпроситьВ 2011 году приобретен дом вместе с земельным участком на котором стоит дом. В договоре купли-продажи цена дома и земли оговорены отдельно. В свидетельсве на право собственности на землю написано для личного подсобного хозяйства. Возврат налога за дом нам вернули. А на землю возврат сделать отказались. Привильно ли это? НАЛОГОВАЯ У МЕНЯ ЗАПРОСИЛА СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, УВИДЕЛИ ЧТО УЧАСТОК ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОТКАЗАЛИ.
Обратитесь с иском в суд, согласно ст. 12 ГК РФ.
Если земля в собственности, то неправомерно
СпроситьЯ живу в двухквартирном доме в селе, у соседа земля оформлена для ведения личного подсобного хозяйства, мне отказывают в оформлении для ведения личного хозяйства т.к. землю оформили в аренду и стоит запись эксплуатация жилого помещения и обслуживание прилегающей территории с 11.01.2008 г. можно ли мне оформить землю для ведения личного подсобного хозяйства?
Вам надо оформить участок в собственность, обратиться с заявлением в администрацию с/с
СпроситьУмерли родители, в наследство остались; земельные паи и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. Нас наследников трое. Я оформил 1/3 земельного пая и 1/3 земельного участка для личного подсобного хозяйства получив свидетельство о собственности. Брат и сестра получили свидетельство о собственности по 1/3 доли на земельные паи, а на земельный участок для личного подсобного хозяйства получать у нотариуса не стали. Сестра не получив свидетельство о праве собственности на 1/3 земельного участка у нотариуса хочет отдать 1/3 мне. Можно ли оформить это каким либо образом у нотариуса или же обязательно решать в суде?
Здравствуйте, Татьяна. Вашей сестре надо обратиться к нотариусу и получить свидетельство также и на земельный участок. В суд обращаться не придется, т.к. приняв часть наследства, она приняла его целиком, надо лишь его дооформить. После получения свидетельства, ей надо будет зарегистрировать свое право в Росреестре, а после уже, можно передавать долю вам.
СпроситьСначала сестра должна оформить право собственности в Росреестре, а уже после этого может подарить или продать вам, причем сделка подлежит нотариальному удостоверению, т.к. речь идет о сделке с долями. Суд в данном случае не нужен.
СпроситьЕсли прошло шесть месяцев со дня смерти родителей, то отказаться от наследства она уже не может. Пусть получает свидетельство о праве на наследство. Потом можете заключить с ней договор дарения.
СпроситьВ 1999 г. был план в нем указано земли населенных пунктов, ведение личного подсобного хозяйства, в 2017 году человек который оформлял документацию на участок оформил кадастровую выписку, где написано земли сельхозназначения, для ведения личного подсобного хозяйства (полевой), как правомерно сделать земли населенных пунктов как в 1999 г?
Это Вам нужно обращаться в орган, компетентный решать вопрос изменения разрешенного вида использования земельного участка.
СпроситьМИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
ПИСЬМО
от 29 июня 2016 г. N 10-2688-КЛ
О НАПРАВЛЕНИИ
ПОЗИЦИИ РОСРЕЕСТРА ОТНОСИТЕЛЬНО ИЗМЕНЕНИЯ РАЗРЕШЕННОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬХОЗУГОДИЙ
ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Учреждение) направляет для сведения и учета в работе электронные образы письма Учреждения от 09.11.2015 N 10-3957-КЛ, подготовленного в том числе по результатам рассмотрения обращений филиала Учреждения по Самарской области и филиала Учреждения по Республике Татарстан и направленного в адрес Росреестра, и письма Росреестра от 10.06.2016 N 14-04671/16, содержащего позицию на поставленный в письме Учреждения вопрос относительно изменения вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
Просим ознакомить сотрудников с позицией, изложенной в вышеуказанных письмах, в порядке, предусмотренном приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21.03.2014 N П/057 "Об ознакомлении сотрудников филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" с письмами методического характера".
Органам, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных на территории Крымского федерального округа, направляется для сведения.
Заместитель директора
К.А.ЛИТВИНЦЕВПриложение
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
ПИСЬМО
от 9 ноября 2015 г. N 10-3957-КЛ
ОБ ИЗМЕНЕНИИ
РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ
В соответствии с пунктами 3 и 7 Положения о рабочей группе по обсуждению вопросов, возникающих при реализации возложенных на филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации полномочий, в том числе подготовленных ФГБУ "ФКП Росреестра" писем методического характера, направленных в Росреестр, утвержденного приказом Росреестра от 30.09.2013 N П/394, ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Учреждение) просит рассмотреть изложенные ниже вопросы на заседании указанной рабочей группы или высказать позицию по ним.
1. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса также установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, могут быть выбраны самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом с учетом части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса, согласно которой градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, положения части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса к сельскохозяйственным угодьям не применяются.
2. Вместе с тем запрет на установление градостроительных регламентов в отношении всех земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в Градостроительном кодексе отсутствует.
Учреждение обращает внимание, что согласно статьи 77 Земельного кодекса к землям сельскохозяйственного назначения кроме сельскохозяйственных угодий (пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями) также относятся земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Исходя из изложенного, допускается изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, но не относящихся к сельскохозяйственным угодьям либо иным земельным участкам, указанным в частях 4 и 6 статьи 36 Градостроительного кодекса, на вид разрешенного использования, выбранный правообладателем такого земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом.
Однако, учитывая, что содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о разрешенном использовании земельного участка могут иметь такие формулировки, как "сельскохозяйственное производство", "производство сельскохозяйственной продукции", "крестьянско-фермерское хозяйство" и т.п., возникает вопрос: каким образом определить, что земельный участок относится (не относится) к сельскохозяйственным угодьям.
Также можно отметить, что согласно Классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" включает в себя не только осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, но и размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции
3. Позиция Учреждения по вопросу отнесения земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, к сельскохозяйственным угодьям следующая.
Пунктом 5 статьи 79 Земельного кодекса установлено, что использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 27.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте).
При этом в части 1 статьи 1 Закона об обороте указано, что его действие не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Таким образом, по мнению Учреждения, к сельскохозяйственным угодьям относятся все земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, на которые распространяется действие Закона об обороте, в том числе образованные в порядке, установленном Законом об обороте, в частности, земельные участки, образованные в счет выдела доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Если из разрешенного использования земельного участка нельзя однозначно установить, распространяется на него действие Закона об обороте или нет, то, учитывая позицию Росреестра, изложенную в письмах Росреестра от 28.04.2015 N 14-исх/06064-ГЕ/15 и от 30.09.2015 N 14-09384/15@, информация об отнесении соответствующего земельного участка к сельскохозяйственным угодьям может быть представлена органом местного самоуправления либо иным уполномоченным органом, например, в виде информации о включении/невключении земельного участка в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.
Также Учреждение отмечает, что, исходя из вышеприведенных положений Земельного кодекса и Закона об обороте, к сельскохозяйственным угодьям не относятся земельные участки, занятые зданиями, сооружениями.
Таким образом, по мнению Учреждения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, на которых согласно сведениям государственного кадастра недвижимости расположены здания или сооружения, кадастровые сведения о которых имеют статус "ранее учтенные", не являются сельскохозяйственными угодьями.
4. Учреждение полагает, что орган кадастрового учета осуществляет кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании соответствующего заявления, в котором указан выбранный собственником земельного участка вид разрешенного использования, предусмотренный утвержденным градостроительным регламентом, в случае если с учетом изложенной в настоящем письме позиции Учреждения земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям (земельные участки, на которых расположены здания или сооружения; земельные участки, в отношении которых представлена информация о том, что они не включены в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий).
В случае если сведения о земельных участках, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости либо представленных заявителем документах, не позволяют однозначно установить, относятся они к сельскохозяйственным угодьям или нет, при этом заявителем по собственной инициативе не представлена информация об отсутствии земельного участка в перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, то орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие сведения в уполномоченном органе.
Если земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям в соответствии с изложенной в настоящем письме позицией Учреждения либо отсутствует информация о том, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не включен в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий (в том числе с учетом сведений, полученных в ответ на межведомственный запрос органа кадастрового учета), то орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.
5. Учреждение просит высказать позицию Росреестра относительно изложенной в настоящем письме позиции Учреждения о возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, отнесении земельных участков к сельскохозяйственным угодьям и принятии в описанной выше ситуации решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.
Кроме того, Учреждение просит сообщить, на основании каких документов и в каких органах также можно получить информацию об отнесении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения к сельскохозяйственным угодьям, возможно ли использовать для этого проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий, содержащихся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
И.о. директора
К.А.ЛИТВИНЦЕВМИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 10 июня 2016 г. N 14-04671/16
Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Росреестра, рассмотрев письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 09.11.2015 N 10-3957-КЛ, сообщает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статья 79 ЗК относит к сельскохозяйственным угодьям пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 79 ЗК особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель использование которых для других целей не допускается.
Статья 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте) устанавливает, что Закон об обороте регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения; действие Закона об обороте не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями (при этом Закон об обороте не ставит в зависимость распространение его положений на указанные земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, от наличия сведений о таких зданиях, строениях, сооружениях в государственном кадастре недвижимости).
С учетом изложенного полагаем, что к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, на которые распространяется действие Закона об обороте, наряду с сельскохозяйственными угодьями относятся в том числе земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами.
При рассмотрении документов, необходимых для кадастрового учета изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предполагающего вывод земельного участка из-под действия Закона об обороте и, соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков, органу кадастрового учета необходимо, прежде всего, удостовериться, что земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям.
Для этих целей органом кадастрового учета могут быть в том числе:
использован проект перераспределения сельскохозяйственных угодий, иные документы, включенные в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства;
направлен межведомственный запрос в орган местного самоуправления либо иной уполномоченный орган (например, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий) с целью получения информации об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям (в том числе особо ценным).
Отсутствие информации о том, что земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям, на которые градостроительный регламент не распространяется и использование которого для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, на наш взгляд, должно являться основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений такого земельного участка в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО
Я купила земельный участок, категория земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), на земле стоит дом 60 кв.м., я могу его зарегистрировать через декларацию чтобы получить свидетельство и потом в нем прописаться? Земельный участок расположен в МО.
В 2006 я купила земельный участок в деревне. В свидетельстве о гос. регистрации права категория земли обозначена как: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Что мне нужно оформить для того, чтобы на этом участке я могла построить жилой дом для постоянного проживания?
Заранее спасибо.
Вам нужно обратиться в местную администрацию, в отдел по градостроительству и архитектуре, там Вам должны разъяснить всю процедуру.
СпроситьВ 2011 году приобретен дом вместе с земельным участком на котором стоит дом. В договоре купли-продажи цена дома и земли оговорены отдельно. В свидетельсве на право собственности на землю написано для личного подсобного хозяйства. Возврат налога за дом нам вернули. А на землю возврат сделать отказались. Правильно ли это? НАЛОГОВАЯ У МЕНЯ ЗАПРОСИЛА СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, УВИДЕЛИ ЧТО УЧАСТОК ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОТКАЗАЛИ. Они сослались, что на земельный участок возврат налога делается если участок для ИЖС.
Жене по наследству достался земельный участок с домом, (категория земель: Земли населённых пунктов для ведения личного подсобного хозяйства) оформили свидетельство на дом земельный участок, получили кадастровый паспорт, по документам 15 соток в натуре 22,как оформить эти 7 соток? Можно-ли оформить их на детей?
Обратитесь в земельный комитет местной администрации. Если дадут добро - оформляйте
Спросить