Как накладывается арест на договор аренды земли в виде обеспечительной меры?

• г. Брянск

Как накладывается арест на договор аренды земли в виде обеспечительной меры?

Ответы на вопрос (7):

Только по решению суда.

Спросить
Пожаловаться

Это понятно. Но какова процедура, механизм осуществления, нужна ли оценка. Ведь суд не может просто так наложить арест. С уважением...

Спросить
Пожаловаться

Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества. Оценка не нужна, это же обеспечительная мера. Судья принимает решение в течении суток с момента поступления заявления по обеспечительным мерам.

Спросить
Пожаловаться

Юлия Сергеевна уточнюсь. У меня такая ситуация. Взыскиваю долг по договору займа. Судом уже в качестве обеспечения наложен арест на объект недвижимости (правда незавершенный строительством!). Но он находится на арендованной у горвластей земле. Поскольку фактически объект сравняли с землёй (т.е. вроде его и нет , хотя по документам он зарегистрирован), встаёт вопрос надо ли накладывать арест на договор аренды земли (а решение по взысканию уже вынесено). Кроме того непонятно как объект будут оценивать приставы. Да и вообще как теперь поступить. С уважением..

Спросить
Пожаловаться

На договор аренды арест наложен быть не может, только на объект недвижимости или землю. Приставы не устанавливают стоимость объекта, если его рыночная стоимость свыше 30 000 рублей. Для этого они привлекают организацию-оценщика, которая составляет отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости (земли) и только после установлении рыночной стоимости приставы передают данный объект на реализацию, т. е выставляют на торги.

Спросить
Пожаловаться

Спасибо большое. Правильно ли я понял что в моей ситуации не имеет смысла просить суд наложить запрет на передачу прав по договору аренды земли под объектом. И ещё. Если арестованный незавершённый строительством объект недвижимости сровняли с землёй - что будут оценивать оценщики (но на участке есть незарегистрированные объекты недвижимости).Заранее признателен.

Спросить
Пожаловаться

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11.05.2004 N 209-О рекомендовал судам при рассмотрении споров, касающихся установления платы за пользование земельными участками в городе, выявлять, проводились ли при принятии оспариваемого нормативного акта, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть, осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Если вам будет полезно, то я могу Вам скинуть судебную практику, где ситуация похожа на Вашу. Возможно Вам это будет полезно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2013 г. по делу N А54-2046/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2013

Постановление изготовлено в полном объеме 26.11.2013

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Смолко С.И.

судей Ключниковой Н.В., Шелудяева В.Н.

при участии в заседании:

от заявителя - первого заместителя прокурора Рязанской области, г. Рязань Моисеевой Н.Г. - старшего прокурора отдела, поруч. от 18.11.2013 N 38-6-13

от заинтересованного лица - Скопинской районной Думы Рязанской области, г. Скопин Рязанской области, ОГРН 1026200780033 не явились

от третьих лиц - правительства Рязанской области, г. Рязань, ОГРН 1026201259480 не явились

ООО "Мосбасуголь", Рязанская обл., р.п. Побединка, ОГРН 1076219001077 не явились

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Скопинской районной Думы Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.08.2013 (судья Котлова Л.И., Стрельникова И.А., Шуман И.В.) по делу N А54-2046/2013,

установил:

первый заместитель прокурора Рязанской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Скопинской районной Думы от 24.04.2008 N 20 "Об утверждении Положения об аренде земельных участков и порядке расчета арендной платы на территории муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области в новой редакции" (в редакции, изложенной в решении Скопинской районной Думы от 25.02.2011 N 488) в части нормы, устанавливающей коэффициент К1 для предприятий по добыче полезных ископаемых, используемых земельный участок под размещение карьеров для разработки полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических равному 30, а также повышающего коэффициента К1 равного 60 для предприятий по добыче полезных ископаемых, используемых земельный участок под размещение карьеров для разработки топливно-энергетических ископаемых.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Рязанской области и ООО "Мосбасуголь".

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.08.2013 постановление Скопинской районной Думы от 24.04.2008 N 20 (с учетом изменений, внесенных решением Скопинской районной Думы от 25.02.2011 N 488) "Об утверждении Положения об аренде земельных участков и порядке расчета арендной платы на территории муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области в новой редакции" в части нормы, устанавливающей коэффициент К1 для предприятий по добыче полезных ископаемых, использующих земельный участок под размещение карьеров для разработки полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических равному 30, а также повышающего коэффициента К1 равного 60 для предприятий по добыче полезных ископаемых, использующих земельный участок под размещение карьеров для разработки топливно-энергетических ископаемых, признано не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ), Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации " и не действующим.

В кассационной жалобе Скопинская районная Дума просит отменить принятое судебное решение в связи с неправильным применением судом норм материального права.

В отзыве на жалобу прокуратура Рязанской области просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.

В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы отзыва на жалобу.

Иные участвующие в деле лица надлежаще уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились.

Скопинская районная Дума ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Думы. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Скопинской районной Думы от 24.04.2008 N 20 утверждено Положение об аренде земельных участков и порядке расчета арендной платы на территории муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области в новой редакции (далее - Положение об аренде).

Положение об аренде опубликовано в Информационном бюллетене муниципальных правовых актов Скопинской районной Думы и администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области от 24.08.2008 N 31.

Пунктом 1.1 Положения об аренде предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области, юридическим и физическим лицам и регулирует порядок расчетов арендной платы.

Пункт 3.11 Положения устанавливает формулу, по которой рассчитывается размер арендной платы за земельные участки: АП = Сб x S x K1 x K2, где K1 - коэффициент вида функционального использования и целевого назначения земельных участков по категориям арендаторов (приложение N 1).

В приложении N 1 утверждены значения коэффициентов, дифференцированные по категориям арендаторов и видам функционального использования земельных участков. При этом K1 для предприятий по добыче полезных ископаемых:

- под размещение карьеров для разработки полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, равен 30;

- под размещение карьеров для разработки топливно-энергетических полезных ископаемых - 1.

Решением Скопинской районной Думы от 25.02.2011 N 488 "О внесении изменений в Положение об аренде земельных участков и порядке расчета арендной платы на территории муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области в новой редакции, утвержденное постановлением Скопинской районной Думы от 24.04.2008 N 20 (с изменениями от 24.06.2010)" для предприятий по добыче полезных ископаемых, использующих земельный участок под размещение карьеров для разработки топливно-энергетических полезных ископаемых, коэффициент K1 увеличен с 1 до 60. При этом коэффициент K1 для предприятий по добыче полезных ископаемых, использующих земельный участок под размещение карьеров для разработки полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, оставлен без изменения и равен 30.

Полагая, что постановление Скопинской районной Думы от 24.04.2008 N 20 (с учетом изменений, внесенных решением Скопинской районной Думы от 25.02.2011 N 488) противоречит действующему законодательству в части нормы, устанавливающей коэффициент К1 для предприятий по добыче полезных ископаемых, использующих земельный участок под размещение карьеров для разработки полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических равному 30, а также повышающего коэффициента К1 равного 60 для предприятий по добыче полезных ископаемых, использующих земельный участок под размещение карьеров для разработки топливно-энергетических ископаемых, первый заместитель прокурора Рязанской области обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленного требования.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; создание дискриминационных условий.

Согласно п. 3 ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В силу п. 4 ст. 22 ЗК РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

16 июля 2009 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 582).

В соответствии с пп. "д" п. 3 Правил, утвержденных названным Постановлением, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах, в частности 2 процента в отношении земельного участка, предоставленного в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 17.04.2012 по делу N 15837/11, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства РФ N 582 для земель федеральной собственности.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Постановлением правительства Рязанской области от 26.02.2008 N 45 утвержден "Порядок определения размера арендной платы, порядка, условий и срока внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Рязанской области" (далее - Порядок определения размера арендной платы). Настоящий Порядок разработан в целях единообразного определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Рязанской области.

В силу п. 2 названного Порядка, размер арендной платы за земельные участки рассчитывается по формуле: АП = Сб x S х К1 x К2, где: АП - размер годовой арендной платы (руб.); Сб - базовая ставка арендной платы за один квадратный метр площади земельного участка в расчете на год, устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от территориальности и градостроительной ценности земельного участка (руб./кв. м); S - площадь земельного участка; К1 - коэффициент, устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от вида функционального использования и целевого назначения земельных участков по категориям арендаторов; К2 - коэффициент, устанавливается органами местного самоуправления в случае возобновления договора на неопределенный срок, продления срока действия договора аренды земельного участка, переданного под объекты строительства.

Постановлением Правительства РФ N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таким принципам относятся принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета размера арендной платы, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11.05.2004 N 209-О рекомендовал судам при рассмотрении споров, касающихся установления платы за пользование земельными участками в городе, выявлять, проводились ли при принятии оспариваемого нормативного акта, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть, осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Суд первой инстанции, установив, что Скопинская районная Дума без всякого экономического обоснования увеличила в 60 раз коэффициент К1 для предприятий по добыче полезных ископаемых, использующих земельный участок под размещение карьеров для разработки топливно-энергетических ископаемых, что привело к значительному увеличению и размера арендной платы, что установление размера арендной платы, отличного от размера арендной платы, установленного Постановлением Правительства РФ N 582 для федеральной собственности, создает неравные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке (разведка и добыча полезных ископаемых) в зависимости от разграничения уровней собственности на арендуемые земельные участки, пришел к правильному выводу о признании оспариваемого постановления Скопинской районной Думы в оспариваемой части не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 и не действующим.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что согласно утвержденному постановлением правительства Рязанской области от 26.02.2008 N 45 Порядку определения размера арендной платы коэффициент К1 устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от вида функционального использования и целевого назначения земельных участков по категориям арендаторов, каких-либо законодательных ограничений воли органов местного самоуправления при установлении величины указанного коэффициента названным постановлением не установлено, не заслуживает внимания, так как противоречит всему вышеизложенному.

Оснований для отмены обжалуемого судебного решения не усматривается.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.08.2013 по делу N А54-2046/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Спросить
Пожаловаться

Есть пай земли, он в аренде у агрофирмы. Условия договора не известны. Есть желание выкупить пай и выделить землю. У пая обременение в виде договора аренда.

Реально ли выкупить пай, расторгнуть договор аренды и выделить землю?

Если написан обеспечительный иск, арест накладывается сразу или нет. и есть ли данные об аресте у приставов? Если нет ареста какие мои действия могут быть по отношению к суду.?

Возможна ли долгосрочная аренда земельного участка сельхозназначения между физ. лицами на 49 лет, если на участок наложено обременение в виде ареста всего имущества хозяина, как обеспечительной меры по гражданскому иску?

В определении арбитражного суда в качестве обеспечительной меры наложен арест на недвижимое имущество (земельный участок). Какие ограничения прав собственности эта мера подразумевает? Можно ли участок сдать в краткосрочную аренду?

Куплен гараж в 2000 году но договор аренды земли не зарегистрирован, плата за аренду земли приходит новому владельцу, а земля числится в аренде на 49 лет за старым владельцем. Как зарегистрировать аренду земли.

Зравствуйте! Внесла обеспечительный платеж по договору арены, в размере месячного платежа за аренду. В договоре указано, что в случае досрочного расторжения договора по инициативе Арендатора обеспечительный платеж не возвращается. Написала заявление администрации ТК с просьбой засчитать обеспечительный платеж в счет арендной платы за последний месяц аренды. Мне отказали, объяснив, что я теряю в данном случае обеспечительный платеж и требуют оплатить арендную плату за последний месяц аренды. Что делать в данной ситуации? Могу ли я обратиться в суд об истребовании неосновательного обогащения в виде обеспечения согласно ст 1102 ГК РФ?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Хотим заключить договор аренды земли и помещения, хотим прописать не арендная плата, а обеспечительный платеж, который составляет всю сумму за аренду за 11 месяцев, а также хотим прописать что при досрочном расторжении договора Арендатору не возвращается обеспечительный платеж. Правомерно ли это?

В нашем городе на участке земли в аренде строится завод в месте плотной застройки населения. Жители требуют от администрации отказа в аренде этой земли. Администрация сказала, что расторгла договор аренды. Но завод строится. Спросила в местной регпалате, по компьютеру посмотрели и сказали, аренда не снята, на землю наложен арест.. Если арест на землю наложен, имеет ли право там дпльше строиться предприятие?

У нас такая ситуация: я снимала в аренду помещение у сбербанка, сбербанк продал помещение новому собственнику, мы с ним не смогли договориться по аренде и съехали, при этом мы, когда снимали помещение в аренду у сбербанка, вносили обеспечительный платеж. По договору со сбербанком (договор остался прежним при смене собственника) При расторжении договора аренды, обеспечительный платёж засчитывается в счёт последнего месяца аренды. При расторжении договора аренды обеспечительной платёж засчитывается счёт последнего месяца аренды, собственник помещения должен сделать возврат денежных средств не позднее 14 дней со дня подписания акта-приема передачи помещения и МОП. Акт приема передачи у нас подписан 20 апреля 2019 г. а возврат я не получила до сих пор. Собственник отказывается возвращать часть обеспечительного платежа. Что делать в такой ситуации?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение