Как оформить электричество, канализацию и отопление в частном доме в СНТ через компанию?
Мы строим дачу (дом) в СНТ. Можем ли мы использовать МК на то, чтобы сделать в нём электричество, канализацию, отопление? Через компанию, фирму официально. И если да, то какие документы необходимо предоставить? Дом должен быть официально оформлен, так как пока оформлен только участок? Заранее спасибо за ответ!
Если ребенку исполнилось три года, Вы можете использовать мат. кап. на строительство, туда входит и подключение коммуникаций.
СпроситьУ меня такой вопрос. Купил дом в ипотеку. Но пока там не прописан. Есть только электричество. Должен ли сельсовет провести до моего дома питьевую центральную воду, и бесплатно ли это. Что необходимо сделать? Какие документы нужны? И какими ещё коммуникации должен предоставить сельсовет? Обязательна ли прописка в данном доме? По ипотеке дом оформлен как жилой. Заранее спасибо.
Здравствуйте,
Сельсовет не обязан проводить до Вашего дома или домой, питьевую воду, тем более бесплатно.
Дом - Ваша собственность, а не государственная. Все необходимые расходы несете самостоятельно.
Регистрация в доме не обязательна, на Ваше усмотрение.
Желаю Вам удачи и всех благ!
СпроситьКто должен обеспечить водоснабжение, отопление и канализацию на участке земли населенного пункта
Земельный участок относится к категории земли населенных пунктов. Строим дом. Электричество провели бесплатно электросети. Кто должен проводить водоснабжение, отопление и канализацию? Должны ли это сделать бесплатно и в каком законе это прописано?
В тексте вопроса оснований для бесплатного подключения коммуникаций не усматривается. Но можете уточнить данное обстоятельство в органе местного самоуправления. Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации":
1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в "части 1.1" настоящей статьи.
1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 "статьи 10" настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
СпроситьВы должны проводить свои сети согласно ст. 210 ГК РФ: "Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором".
СпроситьНет коммуникацию бесплатно не проведут. Если земля ваша собственность и строите дом за свой счет. Статья 210. Бремя содержания имущества
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 13] [Статья 210]
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
СпроситьЗдравствуйте!
Согласно статье 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к компетенции органов местного самоуправления.
За сельскими поселениями в соответствии с настоящей статьей, уставом муниципального района и уставами сельских поселений закрепляются следующие вопросы местного значения городских поселений:
Закон Камчатского края № 472 от 1 июля 2014 г.:
1) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
СпроситьЗемельный участок относится к категории земли населенных пунктов.
---это практически ни о чём. что у вас ИЖС или ЛПХ ? -если ЛПХ, то вы и должны проводить коммуникации. Если участок выделен под ЛПХ, то администрация не несет ответственности за подвод коммуникации. Если под под ИЖС, несёт но, подвод коммуникаций ложится так же на собственников земельных участков из-за дефицита бюджета.(но с этим уже можно поспорить в суде).
Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Статья 14. Вопросы местного значения поселения
1. К вопросам местного значения поселения относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
СпроситьЭто решается ТОЛЬКО И ТОЛЬКО в рамках местной инвестиционной программы водоснабжения и водоотведения.
СпроситьДолжны ли это сделать бесплатно и в каком законе это прописано?
Это указано в законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 14
Поскольку вопросы водоснабжения, водоотведения и отопления - обязанность администрации - подводка труб до вашего участка - за счет администрации муниципального образования.
Советую вам привлечь к рассмотрению вашего вопроса прокуратуру. Обратитесь с жалобой в порядке ст. 22 Закона о прокуратуре. Проведут проверку и дадут ответ.
По результатам проверки прокуратуры сможете обратиться в суд и обязать администрацию провести трубы к участку
СпроситьПлата за подключение определяется тарифами ОМС, при согласовании подключения будет предоставлена информация о размере платы.
Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83
"Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения
"11. Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:
данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);
дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).
Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, определяется в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
17. В случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, определяется в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
18. При смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться этими техническими условиями, уведомив организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, о смене правообладателя.
СпроситьПлата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей (сетевой) организации.
Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (с изменениями и дополнениями)
Спросить---это зависит от назначения вашего земельного участка. см. ответ выше.Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Статья 14.
СпроситьЕсли до границ участка нет готовых коммуникаций, то оплачиваете по тарифам ОМС, их Вам предоставят при согласовании подключения.
Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83
"Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения"
11. Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:
данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);
дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).
Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, определяется в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
17. В случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, определяется в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
18. При смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться этими техническими условиями, уведомив организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, о смене правообладателя.
СпроситьСогласно п 4 ст 14 ФЗ №131 Должна ли сельская администрация заниматься водоотведением, а то они говорят, что только организуют. Спасибо.
Спросить1. Представительный орган поселения осуществляет следующие полномочия по организации водоснабжения и водоотведения в границах поселения:
а) утверждает планы водоснабжения и водоотведения;
б) утверждает инвестиционные программы организаций водоснабжения и водоотведения по развитию систем водоснабжения и водоотведения.
2. Администрация поселения осуществляет следующие полномочия по организации водоснабжения и водоотведения:
а) организует разработку планов водоснабжения и водоотведения и создает условия для их реализации;
б) организует проведение конкурсов по выбору организации, осуществляющей разработку и сопровождение схем водоснабжения и водоотведения поселения;
в) выдает организациям водоснабжения и водоотведения технические задания на разработку инвестиционных программ и производит проверку их проектов на соответствие выданному техническому заданию;
г) утверждает нормативы водопотребления и водоотведения для населения;
д) утверждает размеры платы, взимаемой с населения за услуги водоснабжения и водоотведения;
е) утверждает порядок установки индивидуальных приборов учета потребления воды;
ж) утверждает нормативы количественного и качественного состава сточных вод и условия приема этих стоков в систему водоотведения;
з) организует обеспечение питьевой водой населения, проживающего в жилищном фонде, не подключенном к системе водоснабжения;
и) осуществляет мониторинг экономического и технического характера относительно функционирования всех участников процессов водоснабжения и водоотведения;
к) организует реализацию планов водоснабжения и водоотведения;
л) организует реализацию инвестиционных программ организаций водоснабжения и водоотведения;
м) представляет сводную отчетность о деятельности организаций водоснабжения и водоотведения в уполномоченные органы;
н) публикует информацию о тарифах и надбавках, инвестиционных программах организаций водоснабжения и водоотведения, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ;
о) проводит конкурс по отбору управляющей организации в случаях, предусмотренных жилищным законодательством;
п) принимает долевое участие в строительстве магистральных сетей кооперативов по водоснабжению индивидуальных частных домовладений на территории поселения.
3. В рамках осуществления вышеназванных полномочий администрация поселения имеет право:
а) запрашивать и получать от организаций водоснабжения и водоотведения информацию, необходимую для осуществления администрацией своих полномочий в соответствии с настоящим Положением;
б) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4. Управляющая организация осуществляет следующие функции по организации водоснабжения и водоотведения:
а) участвует в разработке планов водоснабжения и водоотведения;
б) заключает с населением договоры на управление жилыми домами, включая обеспечение его водоснабжением и водоотведением;
в) заключает от имени собственников договоры с организациями водоснабжения и водоотведения на услуги по водоснабжению и водоотведению потребителей;
г) заключает от имени собственников договоры с расчетной организацией на начисление, обработку и сбор платежей с населения за услуги водоснабжения и водоотведения;
д) контролирует предоставление населению услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с установленными параметрами качества;
е) разрабатывает и направляет в администрацию поселения предложения о порядке установки индивидуальных приборов учета потребления питьевой воды.
5. Организации водоснабжения и водоотведения осуществляют следующие функции по организации водоснабжения и водоотведения на территории поселения:
а) участвуют в разработке планов водоснабжения и водоотведения;
б) разрабатывают на основе утвержденного технического задания и представляют на проверку в администрацию поселения и на утверждение в представительный орган поселения инвестиционные программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения, в том числе выполненные с привлечением на договорной основе проектными организациями;
в) разрабатывают и представляют в регулирующий орган расчетные материалы на согласование и утверждение экономически обоснованных тарифов на водоснабжение и водоотведение;
г) разрабатывают и представляют на утверждение в администрацию поселения лимиты водопотребления;
д) представляют на утверждение в администрацию поселения нормативы количественного и качественного состава сточных вод и условия приема этих стоков в систему водоотведения;
е) осуществляют водоснабжение населения и водоотведение согласно договорам с управляющей организацией и иными потребителями в соответствии с заключенными с ними договорами;
ж) представляют в уполномоченные органы в установленном порядке отчетность о деятельности в области водоснабжения и водоотведения.
СпроситьВ какие инстанции необходимо обратиться, чтобы официально зарегистрировать на своей жилплощади гражданина РФ, какие необходимы документы для этого и кто это должен сделать (квартира оформлена на отца). Может ли это сделать его сын или жена? Заранее спасибо.
1. В паспортный стол по месту регистрации.
2. Заявление о регистрации, паспорт, правовое основание на вселение.
3. Только собственник или любое другое лицо, действующее на основании его доверенности.
СпроситьКупили с мужем участок СНТ оформлен на меня. Строим дом жилой. Хотим вернуть после оформления дома 13%.На кого должен быть оформлен дом, чтоб вернуть налог на участок и на дом?
Добрый день! В рассматриваемом случае Вы вправе вернуть налог за приобретенный земельный участок и построенный жилой дом.
СпроситьЗдравствуйте Наталья
Не имеет значения на чье имя оформлен жилой дом, покупка строительных материалов и наём бригады, также должны подтверждаться платежными документами.
СпроситьДобрый день.
Прежде всего следует уточнить, что любой налоговый вычет за дачу в СНТ возможен лишь в случае наличия на нем жилого дома. Как такового налогового вычета за покупку участка в СНТ, самого по себе, не существует. Вы можете включить расходы на покупку земли в налоговый вычет, но пока на участке в СНТ не будет построен жилой дом, оформить вычет за него вам не удастся. Сделать возврат подоходного налога при покупке недвижимости возможно, но эта недвижимость должна быть куплена на то лицо, которое уплачивает подоходный налог. Если платежей нет и не было, то и возврата быть не может. Поэтому оформить возврат 13 процентов подоходного налога может тот супруг который этот налог уплачивает или уплачивал и который приобрел недвижимость.
СпроситьКаким образом можно юридически оформить следующую ситуацию. Совместно с родственником я купил дачу. Оформлена по зеленке она только на меня. Это удобно с позиции каких либо работ на даче (подключение электричества, разборки с СНТ и так далее). Но нужно как-то оформить право совладельца на дачу. При этом хотелось бы чтобы выступал в качестве распорядителя кто-то один.
Заранее спасибо.
Евгений можете договор безвозмездного найма оформить, он никаких прав, кроме пользования не дает. Дарение вам не подойдет, если вы хотите оставаться единоличным собственником.
СпроситьВопрос: я хочу купить дачу. У продавца дачи имеется документ только на землю, дача не приватизирована, чтобы налоги он не платил, долгов по электричеству нет. я могу купить такую дачу и какие нужны документы для приватизации? Спасибо.
Официально такую дачу купит нельзя и оформить на нее право собственности будет очень сложно.
СпроситьПо такому вопросу. Хочу купить дачу (и оформить там постоянную прописку).
Скажите, пожалуйста, какие документы нужно проверить при покупке дачи, чтобы меня не обманули.
А также интересует, смогу ли я оформить прописку в этой даче.
Или с каким статусом должен быть дом, чтобы можно было оформить в нем постоянную прописку.
Спасибо, заранее, за ответы.
Анна!
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008г. № 7-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27 часть 1).
Федеральным законодательством определено место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.к. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
При осуществлении правового регулирования в указанной сфере законодатель связан также требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство обязано гарантировать каждому равенство прав и свобод перед законом независимо от места жительства, и ее статьи 55 (часть 3), согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям.
Предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем садовом участке другим лицам, пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации одновременно обязывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования пункта 2 статьи 260 данного Кодекса об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Между тем согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности, жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования (пункт 1), причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых, как указано в статье 77, для нужд сельского хозяйства) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11).
С учетом того, что Градостроительный кодекс Российской Федерации позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.
Одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и иные акты земельного законодательства, является принцип единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Одновременно в земельном законодательстве и в законодательстве о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан сохранен принцип целевого использования садового земельного участка, при том, что гражданским и жилищным законодательством возможность использования жилых строений в иных, помимо отдыха граждан, целях, в том числе для постоянного или преимущественного проживания, не исключается.
Таким образом, строение, имеющее статус жилого и в установленном порядке зарегистрированное, предполагает возможность не только временного, но и постоянного проживания в нем.
Одним из элементов правового статуса гражданина является его право на выбор места жительства.
Местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает; граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.
Как указал в своем Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации от 14.04.2008г. № 7-П, в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, также как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
С учетом изменения правового статуса садовых домиков, отражающего изменение их потребительского назначения в связи с отменой жестких нормативов в отношении возводимых жилых строений и означающего возможность постоянного проживания в них, норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не предусматривающая в отличие от нормы абзаца четвертого той же статьи право регистрации проживания в жилом доме, каковым фактически может являться жилое строение, расположенное на садовом земельном участке, т.е. вводящая дифференциацию граждан по признаку членства в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, равно определяемых названным Федеральным законом как некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства и дачного хозяйства, противоречат конституционному принципу равенства, нарушает этот принцип, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, и тем самым противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008г. № 7-П, место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью не только в целях административного учета во избежание осложнения деятельности органов публичной власти, которые должны располагать достоверной информацией о том, где фактически проживает гражданин, а не где он формально зарегистрирован в силу невозможности регистрации по фактическому месту проживания, но и в целях использования такого правового средства, как регистрация, в качестве юридического факта, встроенного в механизмы правового регулирования в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. Кроме того, поскольку право на свободу выбора места жительства не исключает выбор постоянного места жительства, находящегося за пределами населенных пунктов, и поскольку понятия "место пребывания" и "место жительства" определены в Законе Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вне привязки к населенному пункту, регистрация граждан, при том что она носит обязательный характер, должна осуществляться независимо от места нахождения соответствующего жилого строения (при условии, что оно пригодно для постоянного проживания). Отсутствие регистрации по фактическому месту жительства хотя и не является непреодолимым препятствием для реализации гражданином принадлежащих ему прав, но - применительно к конкретным правам и конкретным обстоятельствам - может, с одной стороны, создать такие неудобства в процессе правопользования, требующие дополнительных усилий, которые повлекут ограничения этих прав, несоразмерные конституционно значимым целям, а с другой стороны - привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, и в конечном счете воспрепятствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на которое направлена политика Российской Федерации как социального государства (статья 7 часть 1 Конституции Российской Федерации).
Запрет на регистрацию в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, вынуждает их либо регистрироваться не по месту фактического проживания, либо вообще лишает их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства, что может повлечь привлечение к административной ответственности и, по сути, прямо противоречит основной публичной цели института регистрации - информирования гражданином государства, в том числе в законных интересах других лиц, о своем реальном месте жительства.
Такой запрет, вытекающий из абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", существенным образом затрагивает права граждан.
В связи с чем, нормативное положение абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в части, исключающей возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землях сельскохозяйственного назначения, был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что собственникам земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта, и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина; в связи с чем, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.
На практике данный вопрос регулируется в судебном порядке. Не все требования удовлетворяют. В данном вопросе необходима помощь адвоката.
СпроситьЕсли вы сомневаетесь в продавце дачи, то желательно обратиться к юристу, который окажет вам помощь в сопровождении сделки по приобретению недвижимости. А отвечая на поставленные вопросы скажу, что как минимум необходимо, подчеркну - как минимум, запросить у продавца копию свидетельства о собственности на участок и строение, его паспорт, запросить выписки из Единого реестра прав, государственного кадастра недвижимости ( в них вы найдёте информацию о собственнике, о наличии или отсутствии споров, обременений (т.е. арестов, залогов и т.п.), о границах участка). Договор купли-продажи желательно подписывать в присутствии вашего юриста, который проведёт его анализ. относительно регистрации, если строение (здание) расположенное на земельном участке будет иметь статус "жилой дом", то вы сможете там зарегистрироваться, если нет, то нет.
СпроситьЗдравствуйте.
При покупке нужно проверить правоустанавливающие документы на дом и землю, проследить историю этого объекта недвижимости, можно обратиться к юристу или в агентство недвижимости.
Зарегистрироваться в дачном доме можно, если это капитальное строение, а не "холодный" дом, то есть в нем можно проживать и летом, и зимой.
СпроситьЯ родила второго ребёнка 02.11.2017. С начала 2017 года мы с мужем строим свой дом, кредит на это мероприятие не оформляли, большая часть работ уже проведена, но необходима внутренняя и наружная отделка, канализация, благоустройство придомовой территории. Можем ли мы использовать мат. кап. на строительство дома, и если да, то можем ли мы его использовать раньше, чем через 3 года и какие документы для этого нужны? Спасибо за ответ.
Ответ отключен модератором
Не сможете. Т.к. в ипотеку можно взять готовое жилье, либо строящееся кем-то.
Вы же строите свое. Фактически планируете использовать денежные средства на отделку.
Потому согласно статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не сможете использовать.
СпроситьОтвет отключен модератором
Здравствуйте, Юлия!
Средства материнского капитала сможете использовать как на улучшение, но только по истечении ребенком трех лет.
Поскольку использовать капитал до трех лет можно только при заключении кредитного договора, что эта сумма уйдет на погашение кредита на приобретение жилого помещения.
Ст. 10 Закона № 256-ФЗ предусматривает несколько способов направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий:
приобретение квартиры или иного жилья посредством заключения сделок либо участия в различных жилищных кооперативах;
строительство либо реконструкция жилого дома;
погашение кредита, полученного на приобретение или строительство жилья.
Получить средства господдержки на строительство (реконструкцию) дома можно при соблюдении всех требований законодательства. Можно выделить основные требования, такие как:
строительство дома должно осуществляться на территории РФ;
земельный участок находится в собственности владельца МК (его супруга) или на ином законном основании (право аренды, безвозмездного пользования и др.) и имеет определенный вид разрешенного использования (ВРИ) — для индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
наличие разрешительной документации на строительство, полученной в органах местного самоуправления;
после реконструкции дома общая площадь увеличилась не менее чем одну учетную норму жилплощади, установленную субъектом РФ.
СпроситьЗдравствуйте, посетитель сайта в вашей ситуации да вы можете использовать средства мат. капитала на строительство дома. Для этого вы предоставляете
1. договор купли-продажи или аренды земельного участка;
2. разрешение на строительство
3. проект, предусматривающий возведение дома
4. если есть договор с бригадой, которая будет осуществлять строительство.
5. обязательство, подтвержденное у нотариуса, на выделение в дальнейшем доли другим членам семьи.
6.номер банковского счёта для перевода денежных средств.
ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
СпроситьКаким образом можно направлять средства маткапитала на улучшение жилищных условий отражено в статье 10 данного закона
В частности в статье 10 сказано, что средства маткапитала можно направлять: на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Закон не запрещает использовать средства маткапитала на отделку дома.
Если вы возводите дом своими силами, деньги будут перечислены двумя частями на счет. В течение двух месяцев после одобрения Пенсионным фондом направляется 50% от суммы маткапитала. Через полгода можно получить вторую часть, если семья подтвердит выполнение основных строительных работ.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Статья 10. Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий
1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:
1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;
2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:
1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге);
3) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) письменного обязательства лица (лиц), на которое (которых) оформлено разрешение на строительство, в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.07.2010 N 241-ФЗ)
1.1-1. Документы, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 1.1 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно.
(часть 1.1-1 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
1.2. Часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 28.07.2010 N 241-ФЗ)
1.3. Средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:
1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществлено строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства - независимо от даты возникновения указанного права;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) письменного обязательства лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала - в случае, если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).
(часть 1.3 введена Федеральным законом от 28.07.2010 N 241-ФЗ)
1.4. Документы, указанные в пунктах 1 и 2 части 1.3 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно.
(часть 1.4 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.
3. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.
4. Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
(часть шестая введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 288-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2010 N 440-ФЗ, от 23.05.2015 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Ч. 7 ст. 10 (в ред. от 08.03.2015 N 54-ФЗ) не распространяется на лиц, заключивших договор займа с микрофинансовыми организациями и кредитными потребительскими кооперативами до 20.03.2015.
7. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:
(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
2) утратил силу. - Федеральный закон от 08.03.2015 N 54-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 54-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.
(часть 7 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 128-ФЗ)
8. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения при условии предоставления лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) документа, подтверждающего получение им займа путем безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации.
(часть 8 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 128-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
СпроситьЗдравствуйте, если есть разрешение на строительство дома, полученное в администрации согласно ст. 51 ГрСК РФ, а также правоустанавливающие документы на земельный участок (отведение только под индивидуальное жилищное строительство), то средства МК сможете получить и на отделку вашего дома.
СпроситьМы купили участок с домом в снт, провели канализацию в дом, отопление, можем ли мы оформить себе пмж, если да, то подскажите пожалуйста, в какие инстанции надо обращаться и какие документы надо предъявить, участок находится в пгс Воровского СНТ Якорь.
КС признал несоответствующими Конституции РФ положения закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», запрещающие регистрацию граждан в домах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Теперь прописаться можно в любом строении, признанном пригодным для жизни, где бы оно ни находилось. Решение КС значительно расширяет рамки «дачной прописки», которой раньше могли воспользоваться только те, чья дача построена в границах какого-либо населенного пункта.
«Это решение касается не только садоводов, но и тех российских граждан, которые выбирают для себя образ жизни современных анахоретов, удаляясь от цивилизации в леса и поля, – пояснил судья КС Гадис Гаджиев. – Также это дает права прописки кочевым народам. Все они имеют право на регистрацию, если у них имеется дом. Если же нет, то тогда уже им придется искать своеобразный «порт приписки» в каком-нибудь муниципалитете».
В тексте решения КС достаточно много внимания уделено толкованию сути института прописки как такового. В частности, судьи отметили, что «регистрация по месту жительства является способом учета граждан в пределах РФ и лишь удостоверяет акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства. Поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера». Также суд констатировал, что права и свободы граждан не могут ограничиваться «ради одной только рациональной организации деятельности органов власти».
Судьи особо отметили, что прописка граждан не приводит к автоматическому изменению целевого назначения земель.
Таким образом, земли сельхозназначения не станут населенным пунктом, даже если в расположенном на них садоводстве пропишутся десятки людей. Это также означает и то, что на местную власть не возлагается обязанностей по благоустройству территории, созданию на ней инфраструктуры и т. д. Как подчеркивается в решении КС, «граждане должны осознанно принимать те неудобства, которые связаны с проживанием вне границ населенных пунктов».
Гаджиев назвал принятое решение «очередной главой в саге, которую мы пишем с 1995 года». Он признался, что уже сбился со счету, сколько решений, касающихся различных нюансов, связанных с институтом прописки, было принято КС.
СпроситьУ меня есть вопрос по услугам ЖКХ - отопление.
Живу в многоквартином доме, сантехники которые обслуживают наш дом говорят, что на вводе стоит общий учет по отоплению.
Управляющая компания предъявлет тепло по лимитам.
Вопросы:
1.Как офицально узнать стоит счетчик или нет, Упраляющая компания отказывается отвечать на данный вопрос?
2. Если счетчик установлен, возможен ли расчет отпления по фактическому расходу? Какие документы необходимо оформить с Уравляющей компаний?.
Думаю ответ на данный вопрос заитересует многих читателей, т.к. основной платеж в зимний период это отопление.
Здравствуйте, Андрей! Как собственник жилого помещения в МКД вы имеете право потребовать у управляющей компании доступ к узлу учета тепловой энергии, который, как правило, устанавливается в подвальном помещении дома, на вводе. Также имеете право на истребование распечаток из архива данного узла, причем за весь период отопительного сезона, проверить на правильность исчисления платежей. Поскольку теплосчетчик уже установлен в МКД, расчет за тепло должен производиться исключительно по фактическим данным. Истребуйте документацию на теплосчетчик, проверьте, проведена ли его поверка, которая должна быть проводиться раз в 4 года.
Спросить