Если это так, то как найти эти документы?
В перечне специальностей в пенсионном фонде дающее право на льготную пенсию учителям нет пионервожатой, т.е. стаж пионер вожатой не защитывается как льгота на пенсию. Во 2 квартале 2007 г. прошла информация в том числе и в журнале "Директор школы", что постановлением Верховного суда стаж пионервожатой будет засчитываться как педагогический, так ли это? Если это так, то как найти эти документы?
Определение Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 г. N 87-В06-3
"Период работы в должности старшей пионервожатой подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости"
"Судья Верховного суда Российской Федерации А.В. Малышкин, рассмотрев истребованное по надзорной жалобе К. дело по заявлению К. об оспаривании решения комиссии государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Костромскому району Костромской области, установил.
К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Костромскому району Костромской области от 14.01.2002, которым из специального стажа, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, исключены периоды ее работы: с 01.09.71 по 28.08.72 в Первомайской вспомогательной школе-интернате и с 22.08.73 по 16.08.82 в Княжевской школе-интернате в должности старшей пионервожатой; с 01.09.91 по 01,01.96 в должностях старшей пионервожатой и учителя-логопеда в Чернопенской вспомогательной школе-интернате; с 01.11.99 по 15.02.2000 в Чернопенской вспомогательной школе-интернате; с 16.02.2000 по 29.10.2001 в Чернопенской специальной коррекционной школе-интернате учителем начальных классов.
Решением Костромского районного суда Костромской области от 05.10.2004 признан незаконным отказ во включении К. в льготный педагогический стаж периодов работы в должностях учителя-логопеда и старшей пионервожатой с 01.09.91 по 01.01.96 в Чернопенской вспомогательной школе-интернате и с 01.11.99 по 15.02.2000 в Чернопенской вспомогательной школе-интернате с возложением обязанности на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Костромскому району Костромской области включить перечисленные периоды работы заявительницы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В остальной части ее требования оставлены без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 10.11.2004 решение суда оставлено без изменения. При этом постановлено: первый абзац резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции: "Решение комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Костромскому району Костромской области от 14.01.2002 N 1 в части отказа во включении в выслугу лет К. периодов работы в должностях учителя-логопеда и старшей пионервожатой с 01.09.91 по 01.01.96 в Чернопенской вспомогательной школе-интернате и с 01.11.99 по 15.02.2000 в Чернопенской вспомогательной школе-интернате признать незаконным".
В надзорной жалобе К. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, периодов ее работы с 01.09.71 по 28.08.72 в Первомайской вспомогательной школе-интернате и с 22.08.73 по 16.08.82 в Княжевской школе-интернате в должности старшей пионервожатой.
Определением судьи Верховного суда РФ от 13.04.2006 дело истребовано в Верховный суд РФ.
Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Костромского областного суда.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
В надзорной жалобе К. указывает, что при рассмотрении ее заявления судом было допущено существенное нарушение норм материального права, выразившееся, по ее мнению, в следующем.
Суд, отказывая в удовлетворении части требований К., исходил из того, что на момент обращения К. в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Костромскому району Костромской области с заявлением о назначении досрочной пенсии должность старшей пионервожатой, в которой работала истица в спорный период, не включена в Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 N 463, постановлением Правительства РФ от 22.09.99 N 1067*, а следовательно, периоды работы К. с 01.09.71 по 28.08.72 в Первомайской вспомогательной школе-интернате и с 22.08.73 по 16.08.82 в Кляжевской школе-интернате в должности старшей пионервожатой не могут быть ей зачтены в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Однако К. указывает в жалобе на то, что оценку ее пенсионных прав необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент ее работы в вышеуказанной должности.
Так, в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.59 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства ", в стаж работы зрителей и других работников просвещения засчитывается в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Таким образом, как усматривается из копии трудовой книжки, работая в должности старшей пионервожатой с 01.09.71 по 28.08.72 в Первомайской вспомогательной школе-интернате и с 22.08.73 по 16.08.82 в Княжевской школе-интернате (л.д. 7-10), К. имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период работы К. в должности старшей пионервожатой подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Учитывая, что доводы надзорной жалобы указывают на существенное нарушение судом норм материального права, влекущее для заявителя негативные последствия, дело вместе с надзорной жалобой К. и настоящим определением следует направить для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 384 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации определил.
Дело по заявлению К. об оспаривании решения комиссии государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Костромскому району Костромской области передать для рассмотрения по существу в президиум Костромского областного суда.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.В. Малышкин
"
СпроситьC1982 года по 1986 год работала воспитателем в детском саду. С 1986 года по 1996 год пионерской вожатой в школе. С 1996 года работаю учителем начальных классов в школе. Стаж 26 лет. Пенсинный фонд дал отказ на начислении пенсии (льготной педагогической)объяснив, что стаж пионерской вожатой не входит в педагогический. Входит ли стаж пионерской вожатой в педагогический. Имею ли я право оформиться на пенсию по стажу (льготная пенсия педагогическим работникам).
Ольга, стаж работы пионервожатой входит в педстаж для назначения досрочной пенсии.
К сожалению, уродливая система ПФР даёт возможгность засчитать этот стаж только в судебном порядке. Бояться этого не надо, обращайтесь в суд, - закон на Вашей стороне.
Но предварительно надо подать все документы в ПФР и получить ПИСЬМЕННЫЙ отказ ("объяснив" - это не подойдёт, надо - "расписав".
Досрочное назначение пенсии педагогам:
СпроситьЯ, проработала 22 года из них пионервожатой, потом старшей вожатой в школе. Когда ставку вожатой сократили меня перевели учителем, но доплачивали 10 % к моим часам за работу вожатой. По истечении срока 25 лет стажа, я как и все учителя подала документы в пенсионный фонд на льготную пенсию. Мне отказали. Сказали, что у вожатой нет выслуги на льготную пенсию. Хотя, мне когда-то заместитель директора по учебно-воспитательной работе говорил, что вожатые имеют право на льготную пенсию и надо было директору в трудовой книжке перевести мою должность кем-то еще. Правда ли это? Или можно через суд отсудить выслугу старшей вожатой? »
Правда, действующие ныне правила по исчислению льготного стажа "досрочникам" (педагогическим и медицинским работникам) действительно не содержат такую должность в списке должностей. Однако ранее действующие правила такую должность в списки включали. И есть определение КС о том, что разрешено засчитывать работу в должностях и учреждениях, соответствующих ранее действующему зак-у, в льготный стаж. При условии, что работа осуществлялась в периоды действия этих норм.
Всё зависит от того, когда ставку вожатой (старшей вожатой) сократили и Вас перевели на должность учителя.
СпроситьЯ начала работать в школе с 16 октября 1987 года пионервожатой. С 1 января 2009 года ставку вожатой сократили, меня перевели учителем, но от 10 до 30% доплачивали за выполнение функции старшей вожатой. По истечении срока 25 лет я подала в пенсионный фонд документы на досрочную пенсию. Мне отказали. Сказали, что с 1987 года по 1993 год, и с 2009 года по настоящее время в льготный стаж входят эти годы. Это 12 лет 7 месяцев. (отказ пришел 25 сентября 2015 года). А с 1993 года когда Советский Союз распался пионервожатых не стало и я работала, как старшая вожатая. С этого времени по 2009 год все годы не вошли в льготный стаж. Но мне когда-то давно говорил заместитель директора по учебно-воспитательной работе, что вожатые имеют право на льготную пенсию и надо было директору в трудовой книжке сделать запись и перевести меня кем-то еще. Правда ли это? Можно ли исправить запись в трудовой книжке, и какой должностью? И можно через суд отсудить эти годы?
СпроситьЗдравствуйте
В судебном порядке решается данный вопрос, просите включить данный стаж работы пионервожатой в льготный стаж для назначения досрочноц пенсии по старости.
В трудовой книжке не требуется это исправлять
Удачи вам и всего самого наилучшего.
СпроситьВы ведь взрослый человек, и понимаете: то, что говорил Вам руководитель в далёком 1993 году не имеет ровно никакого правового значения. Правда?
В Постановлении Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463 (ред. от 22.09.1993) "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (оно действовало до момента принятия Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления...") уже нет Вашей должности (пионервожатая) в списке должностенй педагогических работников, работа в которых даёт право на досрочное назначение пенсии по старости.
Поэтому в Вашем случае отказ ПФР правомерен. Судиться бесполезно, к сожалению.
СпроситьМама работала пионер важатой 2 года в школе с 1996 по 1998, с 1998 стала учителем сейчас в пенсии отказывают, так как стаж вожатой не включают в стаж педагогический, а стажа учителя сейчас только 23 года. Помогите пожалуйста, стоит ли обращаться в суд для подтверждения лет вожатой к педагогическому стажу?
Екатерина, здравствуйте!
Работа в качестве пионервожатого засчитываться в стаж педагогической деятельности до 01.10.1993 при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на досрочную пенсию.
СпроситьЕкатерина, Вы можете поставить фильтр в поиске юристов "Курск" и Вам покажут какие есть юристы и адвокаты в Курске.
СпроситьЕщё одно уточнение, вы написали что до 1993 г. у нас речь идёт о двух годах стажа в период с 1996-1998, их возможно будет учесть через суд?😔
СпроситьЕкатерина, к сожалению, нет.
Работа пионервожатого входит в льготный педагогический стаж только до 01.10.1993 г., потому что с 01.10.1993 г. утратило силу постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, предоставлявшее пионервожатым такое право.
СпроситьЕсть ещё один ньюанс. В приказе по назначению у нее была указана должность-координатор детского движения. В трудовой книжке-старший вожатый. При этом по-сути мама выполняла те же функции что организатор внекласной и вне школьной воспитательной работы (должностные обязанности то одинаковые). Это можно доказать для зачёта стажа, для выхода на пенсию?
СпроситьДоказать ваша обязанность, а не право. Вы обязаны доказывать и доказать.
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021)СпроситьГПК РФ Статья 56. Обязанность доказывания
1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений
Работала в школе искусств, в 2018 г. перешла в общеобразовательную школу. В пенсионном фонде сказали, что педагогический стаж в школе искусств засчитываться не будет в льготный педагогический стаж. Правы ли они?
Данные периоды должны войти в льготный стаж, но также нужно учитывать, что у вас должна была быть полная педагогическая нагрузка. В случае отказа включении в льготный стаж, обжалуйте решение пфр.
СпроситьПишите официальное обращение в ПФР, с вопросом, на норму какого НПА они ссылаются? Далее изучить акт, в случае несоответствия, обжаловать!
СпроситьМогу ли я подать на выход на льготную пенсию, если:
С сентября 1990 по август 1991 работала пионер вожатой в г. Новосибирск (запись в трудовой).
С 27 августа 1992 г по 3 января 2022 г учителем в Казахстане в одной и той же школе (запись в трудовой).
Декрет: с 1 ребенком с апреля 2000 по сентябрь 2001, со вторым ребенком с августа 2002 по сентябрь 2003 и с января 2004 по сентябрь 2004, с третьим ребенком с декабря 2008 по сентябрь 2009.
Основной стаж в Казахстане, возможна ли льготная пенсия?
Если в Казахстане вам выдали справку о том, что заработанный вами стаж относится к педагогическому, дающему право на досрочную пенсию, то можете с документами обращаться за пенсией в ПФР.
СпроситьС 10.09.1991 г. по 30.02.1993 г. я работала в школе старшей вожатой. В пенсионном фонде мне сказали что должна быть запись старшей пионер-вожатой, а эта не подходит, так ли это?
Елена, излажите вопрос понятно, - какая эта запись и где она учинена, которая не подходит для ПФР?
СпроситьС 10.09.1991 г. по 30.02.1993 г. я работала в школе старшей вожатой, и в трудовой так записано. До сегодняшнего времени работаю преподавателем физической культуры. В пенсионном фонде мне сказали что преподаватель входит в стаж за выслугу лет, а на счет старшей вожатой вопрос, должна быть запись старшей пионер-вожатой, а эта не подходит, так ли это?
СпроситьЯ проработала 25 лет в школе. По выслуге лет мне положена пенсия, но мен отказано в связи с тем, что в первый год трудового стажа я работала пионер-вожатой, совмещая должность учителя физики с нагрузкой 10 часов в неделю. В пенсионном фонде сказали, что это неполная нагрузка. Правы ли работники Пенсионного фонда?
До 01.09.2000 года не правы.
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781
"О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
4. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 1959 г. N 1397
О ПЕНСИЯХ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2. В стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:
....
работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
СпроситьВ этом году подала заявление на льготную пенсию по выслуге лет. мне в пенсии было отказано, т.к. стаж вожатой не входит в начисление пенсии. Правда ли, что существует Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, в соответствии с которыми, в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, включались периоды работы в должности старшей пионервожатой в соответствии с п.2. Как мне найти это постановление. Помогите, пожалуйста.. И ещё мне необходима копия Постановления Конституционного суда №2-П, от 29.01.2004 г.
Правда . Я сам работал в школе в должности пионервожатого .
См. Постановление КС РФ
Р0400233 ОПУБЛИКОВАНО: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 04.02.2004, N 19, СТР. 13; СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 09.02.2004, N 6, СТ. 450; БЮЛЛЕТЕНЬ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2004, N 4, СТР. 100
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29.01.2004 N 2-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
СТАТЬИ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСАМИ ГРУПП
ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, А ТАКЖЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ
САХА (ЯКУТИЯ), ДУМЫ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
И ЖАЛОБАМИ РЯДА ГРАЖДАН
Именем Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Ю.М. Данилова, судей М.В. Баглая, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, В.О. Лучина,
с участием представителей групп депутатов Государственной Думы - депутатов Государственной Думы В.Н. Басыгысова, В.В. Лунцевича, В.Н. Пивненко, С.А. Попова, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - Председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по взаимодействию с Федеральным Собранием и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации З.А. Корниловой, представителя Думы Чукотского автономного округа - Председателя Думы Чукотского автономного округа В.Н. Назаренко, граждан В.Е. Великанова, О.А. Герасимовой, В.К. Дроздовской, А.С. Капустина, Е.В. Капустиной, М.В. Кольцовой, В.И. Куландина, В.Я. Педина, В.Ф. Скидана, В.П. Целуевского, Л.Т. Чернышовой, представителя Совета Федерации - доктора юридических наук Е.В. Виноградовой, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова,
руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2 и часть 4) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, подпунктом "а" пункта 1 части первой, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, статьями 36, 74, 84, 85, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поводом к рассмотрению дела явились запросы трех групп депутатов Государственной Думы, запросы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Думы Чукотского автономного округа, а также жалобы граждан В.И. Белоусова, С.Л. Бембеевой, Т.И. Бобарыкиной, В.В. Буданова, В.П. Васюнина, В.Е. Великанова и И.И. Ляленко, О.А. Герасимовой, И.Н. Горбань, В.К. Дроздовской, Э.А. Заворуева и В.П. Целуевского, А.С. Капустина и Е.В. Капустиной, Ф.С. Каримова, Н.Ф. Клименко и Г.Н. Полетаева, М.В. Кольцовой, Л.А. Кондратенко, А.В. Косицына, В.И. Куландина, А.А. Лелика, В.И. Лисохмары, Л.С. Майоровой, М.А. Медведевой, С.К. Мокану, З.А. Никифоровой, М.П. Никифоровой, В.Я. Педина, Р.П. Пивоварова, Л.И. Рябикиной, В.С. Сидорова, В.Ф. Скидана, Н.Ф. Старченко, А.Е. Степанова, В.Д. Ступина, Н.Г. Тимофеевой, А.А. Тихонова, Л.Т. Чернышовой, А.М. Ширинской, М.И. Ягомоста. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 оспариваемые в указанных обращениях положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 31 декабря 2002 года).
Учитывая, что все обращения касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", соединил дела по этим обращениям в одном производстве.
Заслушав сообщение судьи-докладчика С.М. Казанцева, объяснения сторон и их представителей, заключение эксперта - доктора юридических наук Э.Г. Тучковой, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства труда и социального развития Российской Федерации - Ю.В. Воронина, от Пенсионного фонда Российской Федерации - Л.И. Чижик, от Министерства юстиции Российской Федерации - И.В. Пахомова, от Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации - Е.С. Финогеновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
Как утверждают заявители - депутаты Государственной Думы, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Дума Чукотского автономного округа, пункт 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вводя календарный порядок исчисления общего трудового стажа при назначении пенсии для лиц, в отношении которых в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" действовало льготное исчисление некоторых периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж (к таковым, в частности, относились периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), нарушает право указанных лиц на пенсионное обеспечение; кроме того, содержащаяся в нем норма не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, которые ранее в него включались. По мнению заявителей, данная норма - как ухудшающая положение граждан и имеющая обратную силу - противоречит статьям 1 (часть 1), 2, 7, 17, 18, 20, 39, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.
В жалобах граждан конституционность пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " оспаривается применительно к отношениям, возникшим до введения в действие названного Федерального закона, в части установления календарного порядка учета периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и периодов прохождения военной службы по призыву вместо существовавшего ранее льготного (кратного) порядка. По мнению заявителей, поскольку правоотношения, связанные с приобретением льготного трудового стажа, закончились еще до вступления в силу нового правового регулирования, отмена льготного порядка исчисления общего трудового стажа, ухудшившая их положение, означает нарушение конституционного права на социальное обеспечение, закрепленного статьей 39 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, и противоречит ее статьям 2, 7, 15, 17, 18, 19, 35, 37, 46, 52, 53, 54 и 55 (части 2 и 3).
Кроме того, в ряде жалоб конституционность пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оспаривается в связи с тем, что в силу содержащейся в нем нормы из общего трудового стажа исключаются периоды отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, подготовки к профессиональной деятельности, нахождения на спецпоселении лиц из числа репрессированных народов.
В жалобе гражданина В.И. Куландина помимо пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оспаривается конституционность других положений данной статьи, устанавливающих правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года (пункт 1), и правила определения расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2). Доводы, представленные заявителем в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что, не оспаривая само по себе установление для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при исчислении им трудовой пенсии отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в льготном (повышенном) размере (1,4 - 1,9), он, по существу, требует, чтобы данная льгота была распространена на другие категории пенсионеров, т.е. фактически ставит вопрос о внесении изменений в действующее законодательство. Между тем разрешение такого рода вопросов к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации не относится, а потому в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 43 и статьей 68 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" производство по данной жалобе в этой части подлежит прекращению.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу является норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством.
2. Конституция Российской Федерации; НГР:Р9305853 в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
3. Конституционно-правовой смысл оспариваемых положений пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" выявляется, исходя не только из их буквального смысла и смысла, придаваемого им сложившейся правоприменительной практикой, но и из их места в системе правового регулирования пенсионных отношений, в том числе порядка назначения и исчисления трудовых пенсий, которые представляют собой, как следует из статьи 2 названного Федерального закона, ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода.
3.1. До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 89 - 92, 95). Его статья 94 предусматривала льготное (кратное) исчисление некоторых засчитываемых в этот стаж периодов (в отношении лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, аналогичную норму предусматривала и статья 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Такое льготное исчисление позволяло отдельным категориям граждан приобретать необходимый для назначения пенсии общий трудовой стаж (20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) в более короткие сроки и влияло на размер пенсии, который находился в прямой зависимости от продолжительности этого стажа.
Предпринятое в последние годы реформирование пенсионного законодательства, в основу которого положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, изменило функциональную роль общего трудового стажа в рамках обязательного пенсионного страхования. В настоящее время одним из основных условий приобретения права на трудовую пенсию является страховой стаж, т.е. суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; юридическое же значение для целей пенсионного обеспечения общего трудового стажа, в который включается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, уменьшается.
Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
3.2. В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Следовательно, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила. Кроме того, предусмотренные ею правила соответствуют действовавшим с 1 февраля 1998 года условиям и нормам (в том числе в части, касающейся календарного исчисления трудового стажа), установленным Федеральным законом от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а также статьей 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных в нее этим актом. Пенсионер - в тех случаях, когда исчисленный на их основании размер пенсии не достигал размера пенсии, уже получаемой им по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в прежней редакции, - был вправе выбрать исчисление пенсии в соответствии со старым порядком. Тем самым законодатель, вводя с 1 февраля 1998 года иные условия и нормы пенсионного обеспечения наряду с предусмотренными Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям в пенсионном законодательстве.
Что касается лиц, на которых в соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, то в отношении них законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм. Так, пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждено установленное Федеральным законом от 8 августа 2001 года "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав. Кроме того, для указанной категории граждан Федеральным законом от 29 ноября 2003 года "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено применение к размеру базовой части трудовой пенсии районного коэффициента к заработной плате, установленного для соответствующей местности.
Таким образом, регулирование, закрепленное в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не противоречит Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, в том числе ее статьям 18, 54 (часть 1), 55 (части 1 и 3) и 57, и не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения.
3.3. Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 9).
Реализуя названные нормативные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17 октября 2003 года N 70; НГР:В0303475 утвердило разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года, N 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
3.4. Таким образом, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации ", в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79, 87 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
постановил:
1. Признать содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
2. Прекратить производство по делу в части, касающейся проверки конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
3. Дела граждан-заявителей, разрешенные на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
[введено: 09.02.2004. оператор НЦПИ - Кузнецова Е.А.]
[проверено: 09.02.2004. корректор НЦПИ - Коневская М.А.]
СпроситьВ том числе 17 лет стажа работы в должности старшей пионер вожатой.
Имеет ли женщина право на досрочную пенсию, общий трудовой стаж которой составляет 27 лет, в том числе 17 лет работы в должности старшей пионер вожатой?
Нет.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ
Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии
1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
Всего доброго.
СпроситьПредлагают должность вожатой в коррекционной школе - будет ли засчитываться в пед стаж на льготную пенсию заранее благодарна.
Нет, не будет.
Читаем
1. Директор (начальник, 1.1. Общеобразовательные
заведующий); учреждения:
заместитель директора школы всех наименований;
(начальника, заведующего), лицей;
деятельность которого связана с гимназия;
образовательным центр образования;
(воспитательным) процессом; кадетская школа;
заведующий учебной частью; суворовское военное училище;
помощник директора по режиму; нахимовское военно-морское
старший дежурный по режиму; училище;
дежурный по режиму; кадетский корпус;
преподаватель; морской кадетский корпус
старший преподаватель; 1.2. Общеобразовательные
воспитатель; школы-интернаты:
старший воспитатель; школы-интернаты всех
воспитатель-методист; наименований;
организатор внеклассной и лицей-интернат;
внешкольной воспитательной гимназия-интернат;
работы с детьми; школа-интернат с
мастер производственного первоначальной летной
обучения; подготовкой;
учитель; кадетская школа-интернат;
учитель-логопед; интернаты при
логопед; общеобразовательных школах
инструктор слухового кабинета; 1.3. Образовательные
учитель-дефектолог; учреждения для детей-сирот и
руководитель физического детей, оставшихся без
воспитания; попечения родителей:
музыкальный руководитель; школа-интернат, в том числе
преподаватель-организатор специальная (коррекционная)
основ безопасности для детей с отклонениями в
жизнедеятельности развитии;
(допризывной подготовки); детский дом, в том числе
руководитель допризывной санаторный, специальный
подготовки молодежи; (коррекционный) для детей с
военный руководитель; отклонениями в развитии;
социальный педагог; детский дом-школа;
педагог-психолог; детский дом семейного типа
инструктор по труду; 1.4. Оздоровительные
педагог-воспитатель; образовательные учреждения
медсестра ясельной группы; санаторного типа для детей,
педагог; нуждающихся в длительном
родитель-воспитатель лечении:
санаторная школа-интернат;
санаторно-лесная школа
Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" {КонсультантПлюс}
Спросить