Приватизация и отсутствие обещанного ремонта - как жильцы борются с ужасным состоянием дома

• г. Ростов-на-Дону

В 90 годы жильцов нашего дома просили приватизировать свои квартиры и слезно обещали сделать ремонт дома мы повелись на их обещания, но прошли годы менялась власть, местная тоже, за все время мы обращались от нач. жу и до президента, но так и ничего не добились, дом с 1917 года постройки как был в ужасном состоянии, так и стоит как трущеба! Что нам делать?

Ответы на вопрос (1):

Вправе обратиться с заявлением в администрацию с требованием создать межведомственную комиссию по признанию дома аварийным.

Справка по вопросам, возникшим в судебной практике по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае непригодности жилого помещения для проживания, признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

версия для печати

С П Р А В К А

по вопросам, возникшим в судебной практике по

спорам, связанным с обеспечением жилищных прав

граждан в случае непригодности жилого помещения

для проживания, признания жилого дома аварийным

и подлежащим сносу или реконструкции

По заданию Верховного Суда Российской Федерации Приморским краевым судом изучена сложившаяся апелляционная и кассационная практика по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае непригодности жилого помещения для проживания, признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В 2012 году судебной коллегией по гражданским делам Приморского краевого суда в апелляционном порядке отменено и изменено 9 решений по делам данной категории, по 1 делу судебные постановления изменены в кассационном порядке президиумом краевого суда.

ОСП-Е РЕШЕНИЯ, ЧТО ДОМ ПРИГОДЕН, КОГДА ЭТО НЕ ТАК

По другому делу (Партизанский городской суд) в апелляционном порядке частично отменено решение по иску Б. в интересах несовершеннолетней Е. к администрации Партизанского городского округа об оспаривании решения межведомственной комиссии, признании жилого помещения непригодным для проживания и взыскании выкупной цены.

Иск заявлен по тем основаниям, что принадлежащая несовершеннолетней Е. квартира 4, расположенная в одноэтажном неблагоустроенном многоквартирном доме по ул. Кирова, 17-а в п. Авангард города Партизанска, не может использоваться для проживания, так как дом, 1959 года постройки, находится в ветхом состоянии, наполовину разрушен и ремонту не подлежит. Проживать в доме опасно, что подтверждается актом управляющей компании от 28.12.2011 года. Однако заключением межведомственной комиссии от 14.03.2012 года жилое помещение признано пригодным для проживания, с чем истица не согласна, так как обследование проведено с нарушением действующего законодательства. Просила признать заключение межведомственной комиссии незаконным, жилой дом – аварийным и подлежащим сносу, взыскать с местной администрации в пользу собственника выкупную цену квартиры в размере 250 000 руб. и судебные расходы.

Решением суда первой инстанции от 22 июня 2012 года в удовлетворении иска отказано.

Определением судебной коллегии от 29 августа 2012 года решение суда в части оспаривания заключения межведомственной комиссии отменено и принято новое решение о признании заключения незаконным. На межведомственную комиссию возложена обязанность провести оценку пригодности жилого дома в соответствии с требованиями законодательства. В остальной части решение оставлено без изменения.

Оставляя без удовлетворения требования о признании принадлежащей на праве собственности квартиры непригодной для проживания, судебные инстанции правильно исходили из того, что данные действия относятся к полномочиям межведомственной комиссии муниципального образования и должны производиться в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Суд не наделен компетенцией в вопросах пригодности жилого помещения для проживания, в связи с чем не вправе принимать решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

Заключением межведомственной комиссии от 14 марта 2012 года спорная квартира признана пригодной для проживания. Вместе с тем, как установлено судом, комиссией не дана оценка техническому состоянию строительных конструкций жилого дома, за основу взяты результаты инвентаризации 2011 года, осмотр квартиры проведен без обследования жилого дома в целом, что не согласуется с требованиями вышеуказанного Положения, которыми установлены технические параметры проведения оценки соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям, в частности, предусмотрена проверка фактического состояния многоквартирного дома, оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом.

Судебная коллегия признала заключение межведомственной комиссии незаконным, отменила его и возложила на комиссию обязанность повторно провести оценку жилого дома в соответствии с требованиями Положения.

Исковые требования о взыскании с администрации Партизанского городского округа в пользу собственника жилого помещения выкупной цены за непригодную квартиру суды оставили без удовлетворения, указав, что решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры по признанию дома аварийным, направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о его сносе либо реконструкции и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции (ст. 32 ЖК РФ).

ИСК О ВЫКУПЕ БЕЗД Е

Вместе с тем в практике судов возникают вопросы о возможности предъявления собственниками жилых помещений исков о выкупе квартир в тех случаях, когда орган местного самоуправления не принимает меры к обследованию многоквартирного жилого дома, признанию его аварийным или подлежащим реконструкции, проявляет бездействие.

Такая ситуация имеет место в отношении фактически разрушенных многоквартирных домов, квартиры в которых не используются для проживания, но зарегистрированные в них граждане не выселены в установленном порядке. Органы местного самоуправления (местная администрация) не принимают мер к оценке пригодности квартир для проживания, признанию дома аварийным и подлежащим сносу, не направляют собственникам требования о сносе, а в дальнейшем – о выкупе жилых помещений.

Вопрос: может ли в такой ситуации собственник квартиры в судебном порядке требовать возложения на местную администрацию обязанности по выкупу жилого помещения, находящегося в разрушенном доме. В каких пределах должна проводиться судебная проверка заявления гражданина в случае оспаривания заключения межведомственной комиссии? Может ли суд проверять по существу правильность выводов межведомственной комиссии, назначать судебную экспертизу или заслушивать мнение специалистов для оценки обоснованности принятого ею решения в отношении конкретного жилого помещения, жилого дома?

Полагаем, что суд вправе проверить лишь соблюдение межведомственной комиссией процедуры проведения оценки соответствия жилого помещения установленным требованиям (п. 44 Положения). При этом не должна назначаться судебная экспертиза или заслушиваться мнение специалиста для оценки соответствия выводов комиссии требованиям действующего законодательства.

Процедурой проведения оценки (п. 44 Положения) предусмотрено рассмотрение комиссией документов, в том числе дополнительных в виде заключений органов государственного контроля и надзора, заключений проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов и несущих конструкций жилого помещения, актов жилищной инспекции, что предполагает учет комиссией мнения лиц, обладающих специальной компетенцией и познаниями в данной области. По нашему мнению, переоценка этих выводов путем проведения экспертизы по гражданскому делу представляется недопустимой.

Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

УТВЕРЖДЕН

Президиумом Верховного Суда

Российской Федерации

29 апреля 2014 года

Некоторые вопросы рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и межведомственных комиссий, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определением сроков расселения таких домов

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Так, Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта, о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма.

Определением городского суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, в принятии искового заявления Г. в части требований о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта отказано. В остальной части исковое заявление принято к производству суда первой инстанции.

Отказывая Г. на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ в принятии искового заявления в части требования о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта, судебные инстанции правомерно исходили из того, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и не входит в полномочия судебных органов.

Одновременно Г. было разъяснено, что в целях защиты своих законных прав и интересов она вправе оспорить бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания, обратившись в суд в порядке, предусмотренном статьей 254 ГПК РФ.

При рассмотрении другого дела апелляционным определением областного суда отменено решение районного суда по иску Д. и других к администрации городского округа о признании жилого здания аварийным, жилых помещений непригодными для проживания и предоставлении жилых помещений, которым были частично удовлетворены исковые требования граждан, признаны непригодными для проживания жилые помещения, на администрацию городского округа возложена обязанность предоставить истцам в черте городского округа по договору социального найма благоустроенные жилые помещения.

Отменяя решение суда в части удовлетворения заявленных требований, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что в силу части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, принятие решения производится в порядке, установленном Положением.

Поскольку решения по вопросу о соответствии занимаемых истцами помещений установленным требованиям не принималось, действия (бездействие) органов местного самоуправления при разрешении постановленного вопроса не обжалованы и незаконными не признаны, судебная коллегия по гражданским делам областного суда пришла к обоснованному выводу, что судом разрешен вопрос, относящийся к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заявленное требование о признании жилого помещения непригодным для проживания не может быть разрешено в порядке искового производства и производство по делу в указанной части подлежит прекращению на основании статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.

При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.

Как показывает анализ судебной практики, чаще всего граждане обжалуют заключения межведомственных комиссий с целью признания незаконным заключения комиссии, возложения на нее обязанности составить заключение в соответствии с установленными законом требованиями.

При рассмотрении данной категории дел судами, в частности, проверялось, вынесено ли заключение компетентным составом межведомственной комиссии, включались ли в ее состав лица, указанные в пункте 7 Положения, - представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских организаций. Кроме того, судами выяснялось, производилась ли оценка фактического состояния жилого помещения на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением, для чего в необходимых случаях назначались экспертизы.

Распределяя бремя доказывания, суды руководствовались положениями части 1 статьи 249 ГПК РФ, согласно которым обязанность по доказыванию законности оспариваемого заключения возлагается на принявший его орган.

Например, решением районного суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда, удовлетворено заявление П. и других лиц о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением мэра города, о признании многоквартирного жилого дома пригодным для проживания и подлежащим ремонту. На межведомственную комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом установлено, что заявители являются как нанимателями, так и собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме.

Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением мэра города, по результатам обследования помещений дома установлена возможность проведения капитального ремонта дома.

Удовлетворяя требования заявителей о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, судебные инстанции исходили из того, что оно не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

Комиссия, произведя визуальную осмотр конструкции дома, сочла, что требуется ремонт свайного основания, стен (частично замена бруса, пораженного гнилью), цокольного перекрытия, чердачного перекрытия (частичный ремонт в местах протечек), межэтажного перекрытия; лестниц (укрепление перил и окраска), кровли, крыши, системы электрооборудования, текущий ремонт печей, ремонт окон, падовых стояков, покрытия пола.

Судом установлено, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют форме, установленной приложениями N 1 и 2 к Положению.

Кроме того, заявители в обоснование требований ссылались на заключение эксперта, согласно которому отдельные конструкции и помещения многоквартирного жилого дома (в частности, помещения техподполья, чердака, подъездов, коридоров, общих кухонь и туалетов, жилых комнат) не отвечают требованиям, указанным в разделе II Положения.

При этом экспертом дополнительно выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в указанном доме гражданам вследствие ухудшения технического состояния дома в связи с физическим износом (обрушение цокольного перекрытия, уменьшение рабочего диаметра свай из-за разрушения оголовков тела свай и поражения гнилью, повреждение инженерно-технических систем отопления и электроснабжения), изменения параметров среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяют обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований (несоответствие санитарным нормам параметров влажности древесины забирки, древесины свай, древесины прогонов крыши, влажности воздуха жилых помещений; наличие плесневелых грибков, гнили на деревянных конструкциях несущих стен; распространение фекальных масс по затопленному помещению техподполья и придомовой территории; высыпание утеплителя цокольного перекрытия).

Комиссией, располагавшей указанным заключением эксперта на момент проведения обследования жилого дома, указанные выводы эксперта о наличии вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в этом доме граждан, в том числе заявителей, опровергнуты не были.

К материалам дела не были приобщены документы, в том числе заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), из которых было бы видно, что деформации конструкции цоколя дома, а также фундамента соответствуют требованиям СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты", техническое состояние наружных стен и перегородок соответствует требованиям СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции", что выявленные факты поражения плесневелым грибком несущих стен, распространения фекальных масс по затопленному помещению подполья и придомовой территории соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.

Установив, что осмотр жилого дома проводился только визуально, без применения вообще каких-либо измерительных приборов и приспособлений, суд пришел к правильному выводу о нарушении процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в пункте 44 Положения требованиям. Также суд признал необоснованным вывод комиссии о возможности проведения капитального ремонта, поскольку он не подтверждался ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным документом.

Удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.

Как показало изучение судебной практики, при рассмотрении дел по заявлениям граждан об оспаривании заключений межведомственных комиссий суды в целом правильно применяют положения части 1 статьи 258 ГПК РФ и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

Последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.

При принятии решения о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности (непригодности) для проживания суды возлагали на межведомственную комиссию обязанность провести обследование жилого помещения (жилого дома) на предмет соответствия требованиям, установленным Положением, а также, как правило, устанавливали определенный срок для такого обследования, исчисляемый с момента вступления решения суда в законную силу.

Возлагая на межведомственную комиссию такую обязанность, суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято.

Например, решением городского суда были частично удовлетворены исковые требования П.С. и П.В., признаны незаконными заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания и постановление главы администрации городского округа в части необходимости проведения капитального ремонта. На администрацию городского округа была возложена обязанность признать жилое помещение непригодным для проживания.

Отменяя решение городского суда и направляя дело на новое рассмотрение, судебная коллегия областного суда пришла к следующим выводам.

Согласно оспариваемому акту обследования помещения межведомственной комиссии жилое помещение, занимаемое истцами, было признано пригодным для проживания, вместе с тем признана необходимость капитального ремонта данного жилья.

В ходе рассмотрения гражданского дела была проведена судебная строительно-техническая экспертиза, согласно результатам которой спорное жилье не является пригодным для проживания, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, при этом капитальный ремонт не сможет исправить существующую ситуацию, а реконструкция в данной ситуации нецелесообразна ввиду несоразмерности затрат стоимости жилого помещения.

С учетом совокупности исследованных доказательств судебная коллегия правомерно согласилась с выводами суда первой инстанции о незаконности заключения межведомственной комиссии и постановления главы администрации городского округа в части необходимости проведения капитального ремонта.

Вместе с тем судебная коллегия обоснованно указала, что, возлагая на орган местного самоуправления обязанность признать спорное жилье непригодным для проживания, суд первой инстанции не учел, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.

Апелляционным определением областного суда было отменено решение районного суда об отказе в удовлетворении заявления Р. о возложении обязанности на администрацию муниципального образования делегировать комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда города непригодными для проживания полномочия по признанию непригодным для проживания жилого дома, находящегося в его собственности.

Судом установлено, что Р., являющийся собственником жилого дома, обратился в администрацию муниципального образования с заявлением о создании комиссии для признания указанного жилого дома аварийным.

Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования отказано в удовлетворении заявления Р. с указанием на то, что принятие решения по признанию частных домов пригодными (непригодными) для проживания является правом органа местного самоуправления, но не обязанностью.

С учетом части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 2, 5, 8 Положения суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.

При таких обстоятельствах, установив бездействие администрации муниципального образования по рассмотрению заявления Р., суд апелляционной инстанции обоснованно принял новое решение о возложении на администрацию муниципального образования обязанности произвести обследование жилого дома, принадлежащего на праве собственности Р.

Спросить
Пожаловаться

Как действовать дальше? Написала заявление в УК с просьбой заменить в нашей квартире стояки водоснабжения и канализации, т.к. они в ужасном состоянии и покрываются плесень.. Пришел письменный ответ, что на замену стояков во всем доме нужно примерно 270 тыс. руб., а у нашего дома нет денег на счету и по плану замена в 2023 году. Дом 1987 года постройки, за это время стояки не менялись, а из кап. ремонта только обшивку дома провели. Вопрос: почему в письме ответили про замену стояков во всем доме, если в заявлении указывалась только одна квартира? Как дальше действовать, не тянуть же пока разорвет стояки?

В 2007 году жильцы нашего дома добились через суд ремонта кровли. Управляющая компания заменила кровлю и элементы чердачных перекрытий, но записала на наш дом долг равный сумме ремонта по статье содержание и текущий ремонт. С тех пор любые работы по содержанию и текущему ремонту нам отказываются выполнять, ссылаясь на этот долг. Дом наш 1931 года постройки в плачевном состоянии. Ремонт требуется везде.

Дом четвёртой категории (недопустимое состояние) местная власть настаивает приватизироватьжильцов. Ремонта нет. по закону они действуют?

Вкратце. Наш дом 1934 года постройки, со смешанными перекрытиями, коммуналка. Практически сгнил. Районные власти и Правительство Москвы пишет отписки, ссылаясь на последнюю комиссию, которая поставила износ дома в 56,4 %, что дом стоит на капитальный ремонт. Все жители считают, что это будут напрасно истраченные деньги. У нас есть справка от 2004 года, где другая организация ставит износ дома в 69%. Дом признали ветхим еще в 1997 году. Куда бы мы не обращались всюду отписки и объяснение, что дом стоит на капитальный ремонт. Но что там ремонтировать? Не проще ли расселить и дом снести? Куда нам обратиться с просьбой расселить дом, а не делать в нем капитальный ремонт?

У меня в квартире завелись крысы. Два года назад купили квартиру, был капитальный ремонт дома. Дом кирпичный двухэтажный. Моя квартира на 1 этаже 3-комнатная. В прошлом году просила чтоб сделали дератизацию, обещали, но ничего не было, это я обращалась в ООДом. В этом году обещали опять к концу этого месяца и опять тишина. У меня маленький ребенок 2,6 года. Хочу уже обратиться в прокуратуру, вот только грамотно не знаю как. Помогите, пожалуйста!

Что делать? Если многодетная семья купила по мат капиталу квартиру в двухквартирном доме (так как, жить было негде).. квартира и дом в ужасном состоянии (скоро рухнет), местная администрация дом аварийным не признает. Как быть?

Два дома один постройки 1840 года (до 1917 года) второй дом 1987 года постройки. Плана застройки и проектно-сметной документации на дом 1987 года нет. Земельный участок не выделялся под строительство. Но дом построен, какие отступы между домами должны были быть в 1987 году году.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Я имею приватизированную квартиру, в этом году в нашем поселке было наводнение и квартира очень пострадала. Местные власти обещали помочь отремонтировать полы в квартире, но потом отказали в ремонте, ссылаясь на то, что квартира в собственности. При стихийном бедствии ведь должны помочь и собственникам квартир? Если да то подскажите какой это закон и что вообще делать, как получить помощь в ремонте от администрации поселка. (Страхование квартир не возможно, местные власти приняли постановление о том, что страхованию не подлежат дома постройки до 1975 года, мой дом 1970 года постройки)

Наш дом, ПОСТРОЕННЫЙ В 1977 г, находится в аварийном состоянии. Облицовка дома из кирпича нависает над окнами, того и гляди обвалится. Коммуникации не менялись со дня постройки. Дом двух подъездный на 16 квартир. Во втором подъезде есть щель которая делит дом, и ещё много недостатков которые не ремонтировались давно. На данный момент наш дом подводят во вступление в ТСЖ. В доме живут в основном пенсионеры которые не в состоянии делить бремя по ремонту и по оплате ремонта но и вступать в ТСЖ боятся. На сомнения местное ЖКХ за невступление в ТСЖ денежные средсва заложенные на капитальный ремонт нашего дома перевести на другие объекты. Что нам делать?

Квартира требует срочный кап ремонт, брусовой дом, ремонт не производился с постройки дома, есть ли организации которые обязаны в этом помочь? 23 года квартира досталось по наследсву в ужасном состоянии.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение