Какое мне грозит наказание - и является ли направление дела в прокуратуру - поводом для отказа мне выдать военный билет?
Пытаюсь получить ответ уже давно. 04 августа 2009 года мне будет 28 лет. В армии я не служил, но и не уклонялся, так как повестку не получал и нигде за неё не расписывался. Сначала жил в Тамбове до 2005 года, потом переехал во Всеволожск. И там и там регистрировался официально, законно. Ни от кого не скрывался, двери открывал всем. Ко мне просто не приходили. Сейчас настал такой момент, что мне нужен военный билет. В Военкомате по месту регистрации я прошёл медицинскую комиссию, заплатил штраф в размере 400 руб, написал 2 объяснительных, почему не приходил сам в военкомат. Но военный билет до сих пор получить не могу. Последнее моё посещение военкомата - военком сказал, что билета не даст, так как направляет дело в прокуратуру. Законно ли это? Какое мне грозит наказание - и является ли направление дела в прокуратуру - поводом для отказа мне выдать военный билет? Большое спасибо заранее.
Добрый день Алексей, Вам нечего переживать, в ваших действиях нет состава преступления так как вы не скрывались. Дело военком действительно мог передать в прокуратуру, для того что бы проверить это Вам самому необходимо обратиться в прокуратуру, если же дело на самом деле в прокуратуре военком не в праве выдать Вам военный билет до принятия решения прокуратурой.
СпроситьПытаюсь получить ответ уже давно. Неужели на него нет ответа? 04 августа 2009 года мне будет 28 лет. В армии я не служил, но и не уклонялся, так как повестку не получал и нигде за неё не расписывался. Сначала жил в Тамбове до 2005 года, потом переехал во Всеволожск. И там и там регистрировался официально, законно. Ни от кого не скрывался, двери открывал всем. Ко мне просто не приходили. Сейчас настал такой момент, что мне нужен военный билет. В Военкомате по месту регистрации я прошёл медицинскую комиссию, заплатил штраф в размере 400 руб, написал 2 объяснительных, почему не приходил сам в военкомат. Но военный билет до сих пор получить не могу. Последнее моё посещение военкомата - военком сказал, что билета не даст, так как направляет дело в прокуратуру. Законно ли это? Какое мне грозит наказание - и является ли направление дела в прокуратуру - поводом для отказа мне выдать военный билет? Большое спасибо заранее.
Уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной службы предусмотрена ст.328 УК РФ. Максимальное наказание - 2 года лишния свободы. При этом правоохранительные органы должны доказать, что Вы действительно уклонялись от призыва в армию. Если Вы ни от кого не скрывались, регистрировались, то опасаться Вам нечего, так какв пропуске срока для призыва в армию виноват военкомат. В свою очередь также пишите жалобу в прокуратуру на военкомат, требуйте выдачи военного билета.
СпроситьНикаких усилий в доказывании Вашей виновности в совершении преступления, предусмотренного ст. 328 УК РФ от органов предварительного следствия не потребуется. Написание различного рода жалоб считаю бессмысленным занятием. Вы впервые совершили преступление небольшой тяжести, по месту жительства и по месту работы характеризуетесь явно положительно, в ближайшие дни самостоятельно явитесь в прокуратуру и в соответствии со статьей 75 УК РФ можете быть освобождены от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Иного варианта решения Вашей проблемы, я лично, не вижу. Успехов!
СпроситьМужу 25 лет, ниразу не приходила повестка из военкомата. До 12 лет жил в Узбекистане, потом переехали в Россию, гражданство получил в 18 лет, за все время ни разу ни комиссию не проходил ни не был в военкомате. За это что то грозит? Хотим идти сами в военкомат, так как нужен военный билет.
Здравствуйте. После получения гражданства, муж должен был явиться в военкомат для постановки на учет. Больше не тяните с этим вопросом, обратитесь в военкомат
СпроситьУ меня с детства диагноз бронхиальная астма. В 2012 году (в 17 лет) при первом посещении военкомата, меня направили в больницу для подтверждения диагноза. Прошёл обследование, диагноз подтвердили, принёс акт с диагнозом в военкомат, сказали ждать повестки, и что скорее всего поставят категорию В и выдадут военный билет. Спустя полгода явился по повестке в военкомат, меня снова отправили в больницу подтверждать диагноз. Подтвердил! Опять сказали ждать повестки. Через полгода все по новой, и так до 2015 года. После 2015 года в военкомате я не был. Получается, что в армию меня не забрали, но и военный билет не выдали.
Сейчас мне 27 лет. Пришел в военкомат, для оформления военного билета, врач-терапевт на мед. комиссии мне снова выдал направление, подтверждать диагноз бронхиальная астма. Хотя в самом военкомате сказали, что я оформляю военный билет как уклонист.
В медицинской карте диагноз стоит. В личном деле в военкомате тоже есть диагноз.
Скажите, можно ли мне получить военный билет, либо справку уклониста не проходя обследование в больнице по направлению военкомата, так как просто нет на это времени?
Добрый день
------------
Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», которым прямо отмечено, что ст.
84. Граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Организация освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (далее — граждане, ограниченно годные к военной службе), возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.
------------
Придется подтвердить состояние здоровья.
СпроситьПо идее Вы не обязаны проходить дообследование после 27 лет. На службу уже не призовут, а остальные действия это больше формальность.
Но дело в том, что ВВК, если найдет какие-либо октлонения по здоровью, може выдать направление, если не исполнить, могут привлечь по ст. 21.5 КоАП РФ.
При этом Вам обязаны выдать военный билет, но никак не справку.
У Вас подтвержденный диагноз. От армии не уклонялись. Если что, жалуйтесь в военную прокуратуру.
- см. Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 г. N 700, Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565
СпроситьЗдравствуйте.
Нужно пройти обследование по направлению военкомата.
Вопрос регулируется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. В силу с 25.07.2022)
Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
1. Граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Билет военный вам должны выдать.
С уважением.
СпроситьЗдравствуйте Алексей
Вас как я поняла не признала комиссия ограниченно годным к службе, не выдали вам в/б в результате требуют пройти заново ввк согласно
Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» для подтверждения или опровержения заболевания.
Рекомендую пройти ВВК, чтобы не забрали в армию
Справку уклониста вам не выдадут пока 27 лет еще. Призыв до 27 лет.
СпроситьЗдраствуйте!
Обследование по направлению надо пройти обязательно.
Граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. В силу с 25.07.2022)
Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
СпроситьВо первых: призыву подлежат граждане до достижения ими 27 лет. то есть по достижении 27 лет граждане призыву не подлежат.
СпроситьВо вторых: направлять на обследование могут только в случае, если изменилось Ваше состояние здоровья согласно медицинских документов, но так как вам уже 27 лет, то - в третьих: оснований для направления Вас на обследование нет. Вам необходимо подать в военкомат заявление о выдаче военного билета в связи с достижением 27 лет и в случае отказа в его выдаче или направлении на обследование перед его выдачей обжаловать действия призывной комиссии и военкомата в судебном порядке. То что Вам не выдавали повесток о явке в военкомат не означает что Вы уклонист. Явка в военкомат обязательна только по повестке за которую Вы расписались лично.
СпроситьМоему мужу 30 лет и до сих пор он не может получить военный билет. Военкомат отказывает в выдаче билета. В 28 лет он пришел получать билет, но ему отказали, указав причину - отсутствие его дела в военкомате. Получается дело было утеряно. Военкомат не мог признать, что дело было утеряно по их вине. Сейчас дело вдруг у них появилось, но все записи в нем заканчиваются 2001 годом. И по этой же причине снова отказывают в выдаче билета. Повестки ему тоже не приходили с 2001 года. Как поступить и что нужно предпринять, чтобы получить военный билет?
Для начала письменно обратитесь с заявление к военкому, а по результатам рассмотрения станет понятно, как поступать дальше. На письменное заявление Вам обязаны дать мотивированный письменный ответ. Желаю удачи!
СпроситьЯ сейчас делаю военный билет, прохожу медкомиссию, личного дела нет в военкомате, мне 32 года, гражданство получил не давно. Сейчас устраиваюсь на работу, просят хоть какую нибудь справку с военкомата, что он делается, дает ли военкомат такие справки? Личное дело только заводиться, прохожу только комиссию в военкомате.
Мне 28 лет, я не служил никаких повесток не приходило, никаких штрафов не оплачивал в военкомате в розыске небыл в 27 лет обратился в военкомат по месту жительства прошел все комиссии и собрал документы для получения военного билета. Работаю в государственной структуре требуют военный билет, который мне не выдают в военкомате ссылаясь на то что нет каких то бланков так как для граждан родившихся 1987 года новые военные билеты. Прошло больше года неоднакратно обращался в военкомат на что 1 ответ:-Нет бланков.
Мне 30 лет. Работал всегда официально. Сменил работу в 29 лет, попросили военное удостоверение. Подал заявление на получение военного билета. Ранее, в 24 года, получал повестку, проходил мед. комиссию, приходил в военкомат, сказали ждать призыва и повестку в армию. Больше ни кого из военкомата не слышал и не видел, повесток не было. Сам, конечно, не ходил после этого в военеомат. Теперь потребовался жокумент, т.к. приписное не действует. Прошла призывная комиссия, сказали, что выдадут справку. Могу ли я как-то получить именно военный билет. Или оно того не стоит. Я не уклонялся от службы.
Здравствуйте, Вы вправе оспорить решение должностных лиц военного комиссариата (далее - ВК) о выдаче Вам справки вместо военного билета в городском (районном) суде по месту нахождения ВК.
Так, имеется правовая позиция КС РФ и ВС РФ, согласно которой признаются незаконными подобные решения в случае, если гражданину ВК не направлялись повестки, что исключало возможность его явки в ВК для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу (см. Определение ВС РФ от 02.03.2018 номер 85-КГ-39, Определение Конституционного суда от 17.04.2018 номер 15-П).
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 марта 2018 г. N 85-КГ 17-39 суд признал незаконным решение призывной комиссии городского округа об отказе в выдаче истцу военного билета, поскольку в спорный период времени призывной комиссией не совершалось действий, направленных на проведение мероприятий по призыву истца на военную службу, повестки о необходимости его явки в отдел военного комиссариата ему не направлялись, таким образом, истец не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 марта 2018 г. N 85-КГ 17-39
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела административное дело по административному исковому заявлению Конычева Игоря Николаевича о признании незаконным решения призывной комиссии городского округа "Город Обнинск" от 22 ноября 2016 года N 25, возложении на отдел военного комиссариата Калужской области по городу Обнинску обязанности выдать Конычеву И.Н. военный билет по кассационной жалобе Конычева И.Н. на решение Обнинского городского суда Калужской области от 13 февраля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 3 мая 2017 года, заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения Конычева И.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Конычев И.Н. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии городского округа "Город Обнинск" от 22 ноября 2016 года об отказе в выдаче военного билета и о выдаче справки с записью о том, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, а также о возложении обязанности выдать военный билет.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что от службы в армии он не уклонялся, по достижении 27-летнего возраста обратился в призывную комиссию с требованием о выдаче военного билета, в чем отказано оспариваемым решением, Конычев И.Н. зачислен в запас в связи с достижением предельного возраста, как не проходивший военную службу, не имея на то законных оснований.
Административный истец полагал, что отказ в выдаче военного билета нарушает его права, поскольку он, являясь ученым в области физики и математики, занимается научной деятельностью, для которой требуется допуск к информации, содержащей государственную тайну, а при отсутствии военного билета в данном допуске может быть отказано.
Решением Обнинского городского суда Калужской области от 13 февраля 2017 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 3 мая 2017 года, в удовлетворении административного иска Конычева И.Н. отказано.
Определением председателя Калужского областного суда от 14 августа 2017 года Конычеву И.Н. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе Конычева И.Н., поступившую в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, ставится вопрос об отмене решения Обнинского городского суда Калужской области от 13 февраля 2017 года и определения судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 3 мая 2017 года.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2017 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Представители Военного комиссариата Калужской области, отдела военного комиссариата Калужской области по городу Обнинску, призывной комиссии городского округа "Город Обнинск", извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения допущены судебными инстанциями при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Конычев И.Н., ... года рождения, после прибытия из города Саранска в город Обнинск 12 апреля 2005 года встал на воинский учет в военном комиссариате города Обнинска, ему выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Решением призывной комиссии от 21 апреля 2005 года истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу как обучающемуся по очной форме обучения в высшем учебном заведении до 1 февраля 2010 года.
Приказом генерального директора Государственного научного центра Российской Федерации - Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского (далее - ГНЦ РФ - ФЭИ) от 16 августа 2010 года N 740 административный истец с 1 августа 2010 года зачислен в очную аспирантуру на 3 года, приказом от 25 июля 2013 года отчислен.
2 сентября 2013 года Конычев И.Н. принят на работу в ГНЦ РФ - ФЭИ на должность инженера. Письмом заместителя начальника отдела гражданской обороны и мобилизационной подготовки ГНЦ РФ - ФЭИ от 16 сентября 2013 года N 224/06-05/1840 начальнику отдела военного комиссариата Калужской области по городу Обнинску направлена информация о принятых, уволенных и снятых с учета по возрасту работников за период с 1 по 15 сентября 2013 года, в том числе данные призывника Конычева И.Н. с указанием года рождения, должности, семейного положения, адреса места жительства и номера телефона.
По достижении 27-летнего возраста Конычев И.Н. обратился в отдел военного комиссариата Калужской области по городу Обнинску с заявлением от 12 ноября 2015 года о выдаче военного билета. При этом он прошел медицинское освидетельствование.
Решением призывной комиссии городского округа "Город Обнинск" от 22 ноября 2016 года заявитель признан ограниченно годным для прохождения военной службы, зачислен в запас по достижении предельного возраста как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с выдачей справки взамен военного билета, что оформлено протоколом заседания призывной комиссии.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд исходил из того, что сведения об окончании обучения в институте, о поступлении в очную аспирантуру и об устройстве на работу истец в военный комиссариат не предоставлял, фактически проживая в городе Обнинске, до 2015 года сохранял регистрацию по месту жительства в городе Саранске, отсрочку от прохождения военной службы в связи с обучением в аспирантуре не получал, следовательно, оспариваемое решение военкомата является законным.
Признавая приведенные выводы суда первой инстанции правильными и оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции кроме того указал, что принятие призывной комиссией решения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований не поставлено законодателем в зависимость от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат для прохождения военной службы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами судебных инстанций согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республик" неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Как усматривается из обжалуемых судебных постановлений, административный ответчик в судебных заседаниях не отрицал, что с 1 февраля 2010 года (дата окончания отсрочки) по 23 мая 2014 года (дата достижения Конычевым И.Н. возраста 27 лет) в отношении административного истца призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата ему не направлялись.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Конычев И.Н. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам. Доказательств обратного административным ответчиком вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого решения призывной комиссии от 22 ноября 2016 года, являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов Конычева И.Н., считает необходимым отменить решение Обнинского городского суда Калужской области от 13 февраля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 3 мая 2017 года и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по настоящему делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления Конычева И.Н.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Обнинского городского суда Калужской области от 13 февраля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 3 мая 2017 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление Конычева Игоря Николаевича удовлетворить.
Решение призывной комиссии городского округа "Город Обнинск" от 22 ноября 2016 года N 25 о признании Конычева Игоря Николаевича не прошедшим военную службу, не имея законных оснований, выдаче ему справки взамен военного билета признать незаконным и отменить.
Обязать отдел военного комиссариата Калужской области по городу Обнинску выдать Конычеву Игорю Николаевичу, ... года рождения, военный билет.
Председательствующий
Хаменков В.Б.
Судьи
Корчашкина Т.Е.
Горчакова Е.В
СпроситьХочу получить военный билет по достижению 27 лет. Повестки не приходили, в военкомат приходил каждый год, говорили ожидайте повестку. Что меня сейчас ждёт в военкомате? Справка уклониста?
У Вас почти верное представление о действительности. ВБ не дадут, надо доказывать в суде.
СпроситьСын стоял на учете в военкомате г.Москва, там прошел комиссию-к службе в армии ограниченно годен, военный билет не выдали, так как учеба закончилась и он переехал по месту проживания, пошел в военкомат за военным билетом, сделали запрос на его дело 18 июля 2021 года, но информации по делу нет. Какие сроки пересылки военного дела на запрос от местного военкомата? Военкомат г.Москва по телефону сведения не дает. Пришел запрос или нет, мы живем за 400 км.Что делать в этой ситуации 7
В 2004 году я окончил государственный ВУЗ, а в 2005 году в этот же ВУЗ поступил в аспирантуру на очную форму, где получил справку для военкомата. В военкомате мне вручили повестку на медицинскую и на призывную комиссию, сказав что отсрочка от армии мне не предоставляется и что я год от них скрывался, хотя в период с 2004 по 2005 год я повесток не получал и ни где не расписывался. Скажите мне, пожалуйста, может ли воекомат призвать меня в армию и законно ли это? Спасибо.
Уважаемый Кирилл!
Призвать Вас военкомат не имеет права, согласно ст. 24 п.2 "б" ЗВОВС. По закону, единственным связующим звеном между Вами и воекоматом является повестка. То, что Вы не получали повесток - не Ваша вина, а вина военкомата. В Ваших действиях нет состава административного правонарушения и преступления. Ваша вина должна быть доказана органами прокуратуры.
С уважением, Дмитриев Кирилл Валерьевич.
Спросить