Несоответствие условий проживания в служебном помещении - как отказаться корректно и получить компенсацию
Я военнослужащий. Выдали служебное помещение (комната в общежитии) 4 этаж, а условия проживания там не соответствуют (протекает потолок, нет горячей воды сан. комнате и тд) Как правильно отказаться, чтобы платили за поднаем?
Меня зовут Юрий я военнослужащий мне предлагают служебное жилье комнату в общежитии удобств в комноате нет только на этаже да и сама комната в убогом состоянии семья 3 челавекп как правильно отказаться от такого служебного жилья чтоб не лишили паднаема жилья.
Указать на отсутствие возможности проживания, ввиду отсутствия ремонта какого-либо,.
СпроситьЗдравствуйте, Вам необходимо комиссионно, с участием должностных лиц в/ч зафиксировать факт невозможности проживания в общежитии путем составления соответствующего акта, в дальнейшем, данный документ и фотоматериалы Вам пригодятся в суде.
Рекомендую ознакомиться с ниже приведенными судебными актами.
Решение № 2 А-57/2019 2 А-57/2019~М-30/2019 М-30/2019 от 12 апреля 2019 г. по делу № 2 А-46/2019~М-17/2019
224-й гарнизонный военный суд (г. Санкт-Петербург) (Город Санкт-Петербург) - Гражданские и административные
Дело №2 а-57/2019 КОПИЯ
Решение
принято в окончательной форме 12 апреля 2019 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 апреля 2019 года г. Санкт-Петербург
224 гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Чупрыны В.И.,
при секретаре судебного заседания Цымбалюке Д.В., с участием административного истца Храповицкого И.В. и представителя административных ответчиков Литовченко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2 а-57/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-Морская Академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (далее - ВУНЦ) лейтенанта Храповицкого Ильи Владимировича об оспаривании приказа начальника ВУНЦ, связанного с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Храповицкий И.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным приказ начальника ВУНЦ от ДД.ММ.ГГГГ №... с изменениями, внесенными приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №... , в части прекращения ему выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения с 1 ноября 2018 года и обязать тоже должностное лицо отменить названный приказ;
- обязать начальника ВУНЦ издать приказ о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 ноября по 31 декабря 2018 года и выплатить ее за указанный период.
В судебном заседании административный истец названные требования поддержал. В их обоснование он указал, что проходит военную службу по контракту в ВУНЦ. В январе 2017 года решением ЗРУЖО он был признан нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы с составом семьи 1 человек, однако жильем обеспечен не был, в связи с чем ВУНЦ выплачивал ему денежную компенсацию за поднаем жилого помещения. В декабре того же года в его учетные данные были внесены изменения, в состав семьи включена супруга. Сообщением ЗРУЖО от 4 июня 2018 года ему были выделены для заселения и проживания две комнаты в общежитии общей площадью 46,2 кв.м по адресу: , от вселения в которые он отказался, ссылаясь на недостатки в благоустройстве и необходимость значительного ремонта этого жилого помещения. На основании указанного выше сообщения о предоставлении служебного жилого помещения и отказа от него, ВУНЦ с 1 ноября 2018 года прекратило выплачивать ему денежную компенсацию за наем жилого помещения.
Административный ответчик начальник ВУНЦ, извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, ходатайств об отложении дела не представил.
Суд в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков начальника и ВУНЦ Литовченко М.В. требования административного истца не признал и просил суд в их удовлетворении отказать. Дал объяснения о том, что оспариваемое решение начальника ВУНЦ является законным, поскольку служебное жилое помещение, расположенное по адресу: , в установленном порядке не признавалось непригодным для проживания. В ноябре 2018 года в указанное жилое помещение вселился другой военнослужащий, в связи с чем Храповицкому И. В. была прекращена выплата за наем жилого помещения. Подтвердил, что сведений из ЗРУЖО о необоснованном отказе Храповицким И. В. от служебного жилого помещения в ВУНЦ не поступало.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца и представителя ВУНЦ, военный суд приходит к следующим выводам.
Судебная защита нарушенных прав действиями должностных лиц осуществляется в пределах трехмесячного срока, предусмотренного статьей 219 КАС РФ, пропуск которого без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказа начальника ВУНЦ от ДД.ММ.ГГГГ №... , связанного с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения, – 24 января 2019 года.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом срока, предусмотренного статьей 219 КАС РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Храповицкий И.В. проходит военную службу по контракту в ВУНЦ с ноября 2016 года в должности младший научный сотрудник и относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы подлежат обеспечению служебными жилыми помещениями (пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Согласно уведомлению ЗРУЖО от 31 января 2017 года №ЗРУЖО-04-07/78/240-17 Храповицкий И.В. с 24 января 2017 года включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в г. Санкт-Петербурге с составом семьи 1 человек.
На этом основании ВУНЦ выплачивал административному истцу денежную компенсацию за наем жилого помещения.
Решением ЗРУЖО от 11 января 2018 года №04-17/7 в учетное дело Храповицкого И. В. были внесены изменения, он приобрел право быть обеспеченным служебным жилым помещением с составом семьи 2 человека (он и его супруга).
Сообщением от 4 июня 2018 года №ЗРУЖО-78/81062-18 Храповицкому И. В. были выделены для заселения и проживания две комнаты в общежитии, общей площадью 46.2 кв.м., расположенные по адресу: .
Из корешка №2 названного выше сообщения видно, что от заселения в указанное жилое помещение административный истец отказался 28 июня 2018 года, ссылаясь на нарушения пункта 9.2 СП 2.1.2.2645-10 санитарно-эпидемиологических требований.
Как следует из объяснений административного истца, причиной отказа в заселении в распределенное ему жилое помещение явилось отсутствие на кухне электрической плиты, в самом жилом помещении требовался ремонт.
Вступившим в законную силу решением 224 гарнизонного военного суда от 19 февраля 2019 года действия Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ЗРУЖО) по распределению Храповицкому И. В. служебного жилого помещения по адресу: , были признаны законными. Согласно описательно-мотивировочной части решения судом было установлено, что в июне 2018 года на кухне указанного выше жилого помещения отсутствовала электрическая плита, так как штатные электроплиты общежития в период эксплуатации с 1992 года вышли из строя.
В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Приказом начальника ВУНЦ от ДД.ММ.ГГГГ №... с изменениями, внесенными приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №... , Храповицкому И.В. с ноября 2018 года прекращены выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения. Согласно приложению №11 к названному приказу основанием к прекращению административному истцу выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения послужило информационное сообщение ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ №... о прекращении названной компенсационной выплаты в связи с заключением договора найма на указанное выше жилое помещение с другим военнослужащим ВУНЦ.
Форма и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище установлены статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года №1455 (далее - приказ №1455) Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) определен уполномоченным органом Минобороны России по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280 (пункт 1). Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через ЗРУЖО (пункт 2).
В соответствии с пунктом 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280, (далее – Инструкция) при поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, структурное подразделение уполномоченного органа принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему, включенному в список на предоставление служебного жилого помещения, о чем структурным подразделением уполномоченного органа в трехдневный срок направляется военнослужащему сообщение о предлагаемом жилом помещении по рекомендуемому образцу.
При согласии с предоставленным служебным жилым помещением военнослужащий в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в структурное подразделение уполномоченного органа согласие с предоставлением жилого помещения, а при несогласии военнослужащего с предоставляемым жилым помещением он направляет отказ от предоставления служебного жилого помещения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделенных из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров. Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
В силу пунктов 1, 2, 4, 8 и 10 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года №303, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее – денежная компенсация) выплачивается военнослужащим и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы и включенным в целях жилищного обеспечения структурным подразделением уполномоченного органа либо специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) согласно принадлежности территорий в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, за счет и в пределах средств, предусматриваемых Минобороны России федеральным законом о федеральном бюджете на выплату денежной компенсации, в размерах, установленных договором найма (поднайма) жилья, но не выше размера, определенных в порядке, установленном пунктами 2 и 2 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».
Выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации) (далее – финансово-экономические органы), на основании приказа командира воинской части (начальника организации). В приказе указывается сумма ежемесячной денежной компенсации и период, на который устанавливается денежная компенсация.
Для осуществления выплаты денежной компенсации военнослужащим приказ командира воинской части (начальника организации) направляется в финансово-экономический орган с приложением документов, послуживших основанием для ее назначения. Одновременно копия приказа направляется командиром воинской части (начальником организации) в уполномоченный жилищный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения военнослужащих.
Уполномоченный жилищный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа направляет в финансово-экономический орган для информирования командиров воинских частей (начальников организаций) сведения о предоставлении военнослужащим, которым выплачивается денежная компенсация, жилых помещений либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе по государственным жилищным сертификатам. Сведения направляются в течение пяти рабочих дней после наступления указанных обстоятельств.
Выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине:
- предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте;
- предоставления военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно по месту прохождения военной службы;
- предоставления военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе по государственным жилищным сертификатам;
- утрата военнослужащими или членами семей погибших (умерших) военнослужащих оснований, дающих им право на предоставление специализированных жилых помещений по месту прохождения военной службы.
Выплата денежной компенсации прекращается в случаях выявления в представленных военнослужащими документах, послуживших основанием для издания командиром воинской части (начальником организации) приказа о выплате денежной компенсации, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для издания приказа о выплате денежной компенсации. Приказ о прекращении выплаты денежной компенсации должен быть издан командиром воинской части (начальником организации) не позднее пяти рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для издания приказа.
Изложенные положения законодательства, закрепляющие порядок обеспечения военнослужащих и членов их семей денежной компенсацией за наем (поднаем) жилых помещений, разграничивают ответственность по организации данного вопроса между структурными подразделениями жилищного уполномоченного органа, командованием воинской части и финансово-экономическими органами.
При этом к компетенции командования отнесено издание приказов о выплате денежной компенсации и прекращении ее выплаты, к компетенции финансово-экономических органов – фактическая выплата такой компенсации, а к компетенции структурных подразделений уполномоченного жилищного органа – решение вопроса о включении военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также информирование финансово-экономических органов и командиров воинских частей относительно наступления условий, при которых может быть решен вопрос о прекращении выплаты денежной компенсации.
Как установлено судом и подтверждается представленными сторонами доказательствами, уполномоченный жилищный орган – ЗРУЖО, информационного сообщения в ВУНЦ относительно наступления условий, при которых может быть решен вопрос о прекращении выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в отношении Храповицкого И.В. не направлял. В установленном порядке таких решений в отношении административного истца не принимал.
При этом, как следует из оспариваемого приказа начальника ВУНЦ, последний, прекращая с 1 ноября 2018 года выплату денежной компенсации за наем жилых помещений, счел причины отказа Храповицкого И. В. в заселении в предоставленное ЗРУЖО 4 июня 2017 года ему служебное жилое помещение в общежитии, необоснованным.
Между тем, такой вывод начальника ВУНЦ является ошибочным и противоречит материалам административного дела.
Согласно объяснению самого административного истца, единственной причиной отказа в заселении в распределенное ему служебное жилое помещение явилось отсутствие элементарного благоустройства этого жилья.
Данное объяснение административного истца не только не опровергнуто административными соответчиками, но и подтверждается материалами административного дела.
Так, согласно решению 224 гарнизонного военного суда от 19 февраля 2019 года в общежитии на кухне жилого помещения отсутствовала электрическая плита.
Со всей очевидностью это недостаток указывал на несоответствие предоставленного Храповицкому И.В. жилья требованиям к жилым помещениям, в частности, по техническим и санитарным нормам.
Между тем, часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно пункту 4 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений » (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №42, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилому фонду, при их предоставлении гражданам должны быть пригодными для постоянного проживания (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Каких-либо изъятий в отношении требований к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предоставляемых военнослужащим, приведенные Правила не содержат.
Пунктом 6 действующего «Примерного положения об общежитиях », утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года № 328, определено, что заселение общежитий производится после создания в них необходимых жилищно-бытовых условий для проживания. На администрацию общежития пунктом 15 данного Положения возложена обязанность обеспечить создание необходимых жилищно-бытовых условий для проживающих в общежитии.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №23 от 23 марта 2011 года утверждены СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений», независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Правила и нормативы СП 2.1.2.2844-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием строительством, реконструкцией и эксплуатацией общежитий.
Согласно пункту 4.4.3 СП 2.1.2.2844-11 на кухни должны быть оборудованы газовыми или электрическими плитами.
Из совокупности приведенных норм жилищного законодательства следует, что по договору найма специализированного жилого помещения наймодателем должно быть передано нанимателю для проживания жилое помещение, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В случаях, когда таким жилым помещением является квартира, проживающие в ней граждане должны иметь возможность для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Между тем, из материалов дела следует, что в предоставленное административному истцу жилое помещение в общежитии он не мог быть заселен по причине отсутствия элементарной благоустроенности, то есть по уважительным причинам. При этом Храповицкий И.В. на корешке №2 к уведомлению ЗРУЖО, обоснованно, следуя непосредственным указаниям ЗРУЖО, сообщил о существенных недостатках предоставленного ему жилого помещения, препятствующих вселению в него, о чем поставил в известность данный жилищный орган, направив туда указанные документы.
При этом, как указывалось выше, ЗРУЖО информационного сообщения в ВУНЦ относительно наступления условий, при которых может быть решен вопрос о прекращении выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в отношении Храповицкого И.В. не направлял, рекомендаций по прекращении названной выплаты не давал.
Поэтому предоставление административному истцу служебного жилого помещения с нарушением пункта 4.4.3 СП 2.1.2.2844-11, не может свидетельствовать об обеспечении военнослужащего надлежащим жильем специализированного жилого фонда, а отказ административного истца от заселения в такое жилье обусловлен объективными причинами, а не личными мотивами Храповицкого И.В.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у начальника ВУНЦ отсутствовали правовые основания для прекращения выплаты Храповицкому И.В. денежной компенсации за наем жилого помещения.
В связи с этим суд признает приказ начальника ВУНЦ от ДД.ММ.ГГГГ №... с изменениями, внесенными приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №... , в части прекращения ФИО 3 выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, поскольку он не соответствует приведенным выше нормативным правовым актам и нарушает право административного истца на получение названной компенсационной выплаты.
В целях устранения допущенных нарушений прав административного истца суд считает необходимым обязать начальника ВУНЦ отменить приказ того же должностного лица ДД.ММ.ГГГГ №... с изменениями, внесенными приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №... , в части прекращения Храповицкому И.В. выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения с 1 ноября 2018 года, и выплатить в установленном порядке Храповицкому И.В. положенную денежную компенсацию за наем жилого помещения с 1 ноября по 31 декабря 2018 года в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ суд взыскивает с ВУНЦ в пользу административного истца понесенные им в связи с рассмотрением данного дела судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Храповицкого Ильи Владимировича удовлетворить.
Признать приказ начальника Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-Морская Академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» от ДД.ММ.ГГГГ №... с изменениями, внесенными приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №... , в части прекращения ФИО 3 выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Обязать начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-Морская Академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» отменить приказ того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №... с изменениями, внесенными приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №... , в части прекращения ФИО 3 выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения с 1 ноября 2018 года, и выплатить в установленном порядке Храповицкому И.В. положенную денежную компенсацию за наем жилого помещения с 1 ноября по 31 декабря 2018 года в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
Взыскать с Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-Морская Академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» в пользу Храповицкого Ильи Владимировича судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через 224 гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу:
КОПИЯ ВЕРНА.
Решение № 2 А-89/2019 2 А-89/2019~М-90/2019 М-90/2019 от 7 июня 2019 г. по делу № 2 А-89/2019
Реутовский гарнизонный военный суд (Московская область) - Гражданские и административные
Административное дело № 2 а-89/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июня 2019 г. г. Реутов
Реутовский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего по делу – судьи Кошкорёва А.В., при секретаре Калайчеве С.А., с участием административного истца, представителя начальника № военного представительства Министерства обороны РФ майора Моисеева А.Н., представителя филиала № Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области» (далее филиал № «УФО МО РФ») Пигановой Л. В. в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего № военного представительства капитана Хоперского М.Б. об оспаривании действий Врио начальника № военного представительства, связанных с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения
установил:
Хоперский обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что он проходит военную службу в № военном представительстве (далее военное представительство), дислоцированном в г. Реутов Московской области. При этом с июня 2016 года он включен в списки на предоставление служебного жилого помещения и, в связи с необеспечением таким жильем, осуществляет наем жилья.
В январе 2019 г. начальником военного представительства был издан приказ о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения, которая производилась ему по март 2019 г. На основании приказа Врио начальника военного представительства от 22 марта 2019 г. № выплата указанной денежной компенсации с 1 марта 2019 г. была прекращена.
Полагая свои права нарушенными, Хоперский с учетом последующих уточнений своих требований просил суд:
-признать незаконным приказ Врио начальника военного представительства от 22 марта 2019 г №, в части прекращения выплаты ему компенсации за наем жилья с 1 марта 2019 г.;
-обязать начальника военного представительства отменить приказ Врио начальника военного представительства от 22 марта 2019 г №, в части прекращения выплаты ему компенсации за наем жилья с 1 марта 2019 г.;
-взыскать с военного представительства в его пользу судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
В суде Хоперский требования своего административного иска поддержал и пояснил, что выплата ему денежной компенсации за наем жилья прекращена на основании оспариваемого приказа Врио начальника военного представительства. При этом основанием для издания данного приказа явился его отказ от предложенной комнаты в общежитии по адресу: . Отметил, что он отказался от предложенной комнаты в общежитии, поскольку он должен быть обеспечен служебным жилым помещением в виде отдельной квартиры. Кроме этого, при осмотре вышеуказанной комнаты, было выявлено отсутствие в здании общежития кухни и сушилки. Данные недостатки, по его мнению, свидетельствуют о непригодности комнаты для проживания. В этой связи полагал, что оспариваемый приказ является незаконным.
Представители начальника военного представительства и начальника филиала № «УФО МО РФ» требования административного истца не признали и просили суд отказать в их удовлетворении. В обоснование чего пояснили, что из поступивших сведений из 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечение Министерства обороны РФ» (далее 1 отдел ЗРУЖО), стало известно о том, что Хоперскому в 2018 году предлагалась для заселения комната в общежитии. Однако он отказался от заселения в нее без уважительных причин. В связи с этим полагали, что наличие возможности обеспечения военнослужащего комнатой в общежитии, исключает необходимость выплаты такому военнослужащему компенсации за наем жилья.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 3 ст. 15 Закона военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих-граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих-граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В п. 2 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № (далее Положение), установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация.
Следовательно, денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему в случае невозможности обеспечения его и членов его семьи служебным жилым помещением, жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
Помимо этого, в силу п. 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах РФ выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 г. № (далее Инструкция), выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте.
В суде установлено, что Хоперский с 29 марта 2016 г. по настоящее время проходит военную службу по контракту в военном представительстве, расположенном в г. Реутов Московской области.
Согласно уведомлению 1 отдела ЗРУЖО от 15 июня 2016 г. №/К Хоперский с составом семьи один человек включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту его службы. При этом согласно объяснениям Хоперского состав его семьи в настоящее время не изменился.
Из договора найма жилого помещения от 25 ноября 2018 г. и объяснений Хоперского в суде следует, что он осуществляет наем жилого помещения по адресу: .
Приказом начальника военного представительства от 16 января 2019 г. № Хоперскому установлена к выплате компенсация за наем жилого помещения на период с 1 января по 25 ноября 2019 г. по вышеуказанному договору найма жилого помещения. Из объяснений представителя военного представительства указанный приказ ранее был согласован с филиалом № «УФО МО РФ» и на его основании административному истцу до 1 марта 2019 г. осуществлялась выплата компенсации. При этом данный приказ в настоящее не отменен.
Приказом Врио начальника представительства от 22 марта 2019 года № административному истцу с 1 марта 2019 г. прекращена выплата компенсации за наем жилья. Основанием для издания этого приказа явились сообщения 1 отдела ЗРУЖО от 23.01.2019 № и филиала № «УФО МО РФ» от 18.02.2019 №.
Из сообщения 1 отдела ЗРУЖО от 23.01.2019 № следует, что Хоперскому в 2018 году дважды предлагалась (25.08.2018 и 25.10.2018) для заселения общежитие по адресу: .
Из рапорта Хоперского от 19 марта 2019 г. и его объяснений в суде следует, что он не получал уведомления 1 отдела ЗРУЖО от 28.08.2018 и 25.10.2018 о предложении ему общежития по адресу: , общей площадью 17,02 кв. м. Однако он получил уведомление 1 отдела ЗРУЖО от 30.08.2018 № о предложении ему общежития по вышеуказанному адресу 24 сентября 2018 г. Одновременно в этом же рапорте указал, что он отказался от предложенного общежития, поскольку ему должно быть предоставлено служебное жилое помещение в виде отдельной квартиры. Отметил, что в предложенном общежитии отсутствовала кухня, санитарный узел не соответствовал нормам действующего законодательства, а также в комнате присутствовали следы проживания людей. Данные обстоятельства, по его мнению, свидетельствовали о непригодности предложенного жилого помещения для проживания.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктами 7, 47 и 49 вышеназванного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
По результатам работы комиссия принимает решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о признании жилого помещения непригодным для проживания, с составлением акта обследования помещения по установленной форме.
Однако, материалы дела не содержат и суду не представлено сведений о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: , установленном порядке было признано непригодным для проживания. При этом представленные суду фотоснимки, не позволяют идентифицировать помещение, в котором они были сделаны, а также не свидетельствуют о непригодности жилого помещения для проживания.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у воинских должностных лиц с августа 2018 года имелась возможность обеспечить административного истца комнатой в общежитии. Однако Хоперский отказался от предложенного ему жилого помещения по личным мотивам. В этой связи, с учетом п. 8 Положения, после предложения административному истцу для заселения жилого помещения им были утрачены основания для выплаты компенсации за наем жилья.
При этом, с учетом вышеуказанных норм действующего законодательства, мнение административного истца о том, что он должен быть обеспечен только служебным жилым помещением в виде отдельной квартиры, является несостоятельным.
Вместе с тем, суд учитывает иные установленные по делу обстоятельства.
Так, из сообщения 1 отдела ЗРУЖО от 6 июня 2019 г. №/ю, следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: , от которого отказался административный истец, 23 января 2019 г. предложено другому военнослужащему, с которым 28 февраля 2019 г. заключен договор найма специализированного жилого помещения.
Одновременно, как следует из материалов дела и объяснений административного истца, иных жилых помещений, кроме жилого помещения, расположенного по адресу: , до момента издания оспариваемого приказа Врио начальника военного представительства ему не предлагалось.
При таких обстоятельствах следует прийти к выводу о том, что после распределения служебного жилого помещения, от которого отказался Хоперский, другому военнослужащему и заселения в него, препятствий для выплаты административному истцу денежной компенсации не имелось.
Таким образом приказ Врио начальника военного представительства от 22 марта 2019 г. №, в части прекращения выплаты Хоперскому компенсации за наем жилья с 1 марта 2019 г., на момент его издания являлся незаконным и нарушающим права административного истца. В связи с чем с целью восстановления нарушенных прав Хоперского на начальника военного представительства следует возложить обязанность отменить приказ Врио начальника военного представительства от 22 марта 2019 г. №, в части касающейся Хоперского.
Согласно объяснениям сторон и материалам делам сообщение 1 отдела ЗРУЖО от 14 марта 2019 г. №/ТС о предложении административному истцу для заселения иного жилого помещения по адресу: , поступило в адрес военного представительства 10 апреля 2019 г., а 16 апреля 2019 г. административный истец отказался от этого жилья, после его осмотра.
Однако с учетом положений абз. 3 п. 2 Положения и п. 8 Инструкции, вышеуказанные обстоятельства не могут влиять на выводы суда о незаконности оспариваемого приказа.
Более того из сообщения 1 отдела ЗРУЖО от 6 июня 2019 г. №/ю, следует, что жилое помещение по адресу: , предложенное административному истцу с 30 мая 2019 г. распределено иному военнослужащему.
В соответствии с ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ.
Согласно квитанции Банка ВТБ (ПАО) дополнительного офиса «Реутовский» филиала № от 22 мая 2019 г., Хоперским оплачена государственная пошлина в размере 300 руб., в связи с его обращением в суд с административным исковым заявлением.
Таким образом, суд считает необходимым взыскать с военного представительства в пользу Хоперского судебные расходы, связанные с оплатой им государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 175-180, 227, 297, 298 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Хоперского М.Б. – удовлетворить.
Признать приказ Врио начальника № военного представительства Министерства обороны РФ от 22 марта 2019 г. №, в части касающейся прекращения выплаты Хоперскому М.Б. компенсации за наем жилья с 1 марта 2019 г. – незаконным.
Обязать начальника № военного представительства Министерства обороны РФ отменить приказ Врио начальника № военного представительства Министерства обороны РФ от 22 марта 2019 г. №, в части касающейся прекращения выплаты Хоперскому М.Б. компенсации за наем жилья с 1 марта 2019 г.
Взыскать с № военного представительства Министерства обороны РФ в пользу Хоперского М.Б. понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Административному ответчику необходимо сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Реутовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.В. Кошкорёв
СпроситьПроживаю в комнате 19.5 м 2 общежития 22 года. Комната приватизирована, на 2 этаже, как провести в комнату коммуникацию. Дом признан жилым, квартплата не соответствует условиям проживания.
Я военнослужащий, женат. МО предлагает комнату в общежитии без горячей воды. Могу ли я отказаться от нее и компенсировать ее выплатами за поднаем жилого помещения?
Я продаю комнату в общежитии, в документах написано комната (жилое помещение) кв 4 комната 14, на этаже таких комнат целых 33 шт которые относятся к квартире 4, их них 13 муниципальных, нашелся клиент с ипотекой сбербанка, как правильно уведомить соседей о первоочередном праве на покупку моей комнаты?
Добрый день. На сегодняшний день Ваша сделка должна быть нотариально удостоверена, поэтому необходимо обратиться к нотариусу.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ
При продаже доли в праве общей собственности лицу, не являющемуся сособственником, к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, подтверждающие, что продавец доли известил в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, на которых продает ее. К заявлению о государственной регистрации прав могут прилагаться документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае государственная регистрация перехода права на долю в общей собственности проводится независимо от срока, прошедшего с даты извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.
Поэтому можно уведомлять письмом заказным с уведомлением в письменной форме. НО Вам не стоит думать о том, как это делать. Нотариус все расскажет, какая форма уведомления его устроити у Вас не будет вариантов. Нотариусы работают на своих условиях, иак как несут имущественную ответственность по удостоверяемым сделкам.
СпроситьВ соответствии со ст. 250 ГК РФ вы обязаны предложить всем 33 человекам выкупить ваше жилое помещение и устанавливаете цену и срок. По истечение указанного срока, смело оформляйте договор купли-продажи. Уведомления отправьте по известному месту регистрации или жительства. Нотариально не оформляется данное уведромление.
СпроситьУ покупателей ипотека сбербанка и банк требует нотариального оформления уведомлений для подстраховки, а если за наличный расчет то нотариус не требуется, спасибо.
СпроситьДобрый день. Уведомления не требуют нотариального заверения, но сам договор купли-продажи подлежит нотариальному удостоверению.
СпроситьИмеют ли право семье военнослужащего (2 чел.) выделить комнату в общежитии 17.9 м 2? В комнате нет даже кровати не говоря уже о холодной и горячей воде. На одном этаже 20 комнат один туалет и кухня, я отказался. Сей час не хотят мне платить мои расходы на поднаём ссылаясь на, то что я отказался от этой комнаты. Правомерно ли решение жилкомисcии?
Сей час не хотят мне платить мои расходы на поднаём ссылаясь на, то что я отказался от этой комнаты. Правомерно ли решение жилкомисcии?
---решение совершенно законно и правомерно. ничего и нигде не обжалуете. Вы не имели права отказываться от предоставленного жилья.
СпроситьВ настоящий момент проживаем в общежитии комната общей площадью 16,8 кв. м., в комнате нас проживает трое я, муж и сын У нас на этаже (соседняя с нашей комната) была прачечная,
в настоящее время она не эксплуатируется, эту комнату руководство общежития и Управляющей компании переводит в жилое помещение. Как мы можем получить эту комнату. Общежитие не приватизировано.
Елена.Для расширения(улучшения)жилищных условий Вашей семье необходимо встать на учет в администрации Вашего района(жилищный отдел)как нуждающимся в улучшении жилищных условий. Все вопросы должны решаться в Вашей админитсрации.
СпроситьНам на состав семьи из 3 человек предоставили две комнаты в служебной общежитии общей площадью 30.84 кв.м.Как выяснилось этаж находится в аварийном состоянии, потолок протекает, капает вода, и еще в одной из комнат прописан человек, проживает, хранит вещи (т.е комната закрыта. Можем ли мы отказаться от нее, и не снимут ли нас с учета на жилье? Предоставят ли другое жилье взамен? И как долго придется ждать? Это жилье прождали 1 год. Семье из 3 человек положен блок (т.е две комнаты). Как быть в такой ситуации, подскажите, пожалуйста?!
Да, имеете право отказаться в связи с непригодностью проживания в предоставленном помещении. Зафиксируйте все в акте осмотра, приложите фото. Снять с учета не имеют права.
СпроситьПодскажите, плиз, как быть в такой ситуации: продаю комнату в 3-х комнатной квартире на 3-х хозяев, где вторая комната не приватизирована, а третья комната - служебное жильё, т.е. принадлежит гос-ву.
ПЕРВЫЙ вопрос: у кого надо брать отказ на покупку моей комнаты по второй комнате (приватизирована), (там живут совершеннолетние мать с сыном) у гос-ва или у нанимателя комнаты?
ВТОРОЙ вопрос: в служебной комнате прописана мать с 3-х летней дочкой, надо ли оформлять опеку на эту девочку, или не надо (ведь комната служебная, да и условия проживания её я не изменяю)?
СПАСИБО за ответ!
Добрый день!
1.Отказ от покупки Вашей комнаты надо брать у собственника второй комнаты и у города (или предприятия), являющегося собственником третьей комнаты.
2. Опекунский совет для этого проходить не требуется.
С уважением,
СпроситьКупила комнату в семейном общежитие. В комнате проведена вода, канализация. Все узаконено. Бывший хозяин вывел из моей комнаты трубы для воды в коридор до продажи комнаты, от меня это при покупке комнаты скрыл, чтобы завести воду в соседнюю комнату, которая принадлежит ему. Имеет ли он на это право?
Указанная реконструкция наверняка не была узаконена. А именно - вывод труб в коридор. если так - можете спокойно перекрыть воду.
СпроситьКак законно провести воду в комнате в общежитии. Куда обращаться и какие документы нужны. Общежитие коридорного типа. Комната 18 кв.м расположена на 4 этаже, напротив комнаты умывальник и туалет.