Добрый вечер, Евгений.
1)Согласно указу Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи этим лицам, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел в центры социальной реабилитации.
2)На органы внутренних дел возлагается: выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством; их задержание; доставление в центры социальной реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направление их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Федеральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление этих лиц в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий.
3)Правительство Российской Федерации своим постановлением «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» (1995 г.) поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании для лиц без определенного места жительства домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, социальных центров и др. Решения об организации соответствующих учреждений отнесено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для этих лиц, отнесены за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
4)В 1996 году Правительство РФ приняло очередное постановление, касающееся бомжей, «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий», регулирующее деятельность учреждений социальной помощи этим лицам. В ряде регионов России администрациями и органами социальной защиты населения сформированы и реализуются программы социальной поддержки и помощи бездомным.
5)Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам без определенного места жительства:
1) дома ночного пребывания;
2) специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых;
3) центры социальной адаптации;
4) социальные гостиницы и приюты.
-В июне 1992 г. в Москве был открыт первый в России дом ночного пребывания на 25 мест. Затем подобные учреждения были организованы в других городах России: в Кемерово, Петропавловске-Камчатском, Липецке, Махачкале и др.
6)В социальных учреждениях бомжам предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. Нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.
7)В ряде регионов получило развитие обслуживание бездомных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы. Эта категория граждан направляется в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, которые являются медико-социальными учреждениями. Социальная работа с лицами из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инвалидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом.
8)Центры социальной адаптации предназначены для трудоспособных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество.
9)Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массовые работа и предупредительно-профилактические мероприятия. Такие центры имеют общежития, где бомжам предоставляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей.
10)Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах оказывается медицинская помощь. В период проживания клиенты получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.
11)Анализ деятельности функционирующих домов ночного пребывания, специальных интернатов, адаптационных центров, социальных приютов и гостиниц показывает, что из-за дефицита бюджетного финансирования они не в состоянии решать все проблемы лиц без определенного места жительства и занятий.
12)Следует отметить заслуги благотворительных организаций:«Ночлежка», «Врачи без границ», «Армия спасения» и др. Так, в Москве Международная неправительственная ассоциация «Врачи без границ» (Бельгия) оказывает социальную и первичную медицинскую помощь бомжам возле московских вокзалов, где функционируют передвижные автобусы-амбулатории. Врачи проводят медицинский осмотр, диагностику и лечение заболеваний, не требующих госпитализации, а также выдают лекарства и производят перевязку. Ассоциация помогает бомжам в восстановлении документов, проводит консультации по социальным, правовым, бытовым и медицинским вопросам, оказывает и другие виды помощи.
13)Несмотря на усилия отдельных министерств и ведомств, а также ряда общественных организаций, проблема лиц без определенного места жительства остается одной из самых острых, в рамках которой не решен целый комплекс не только социальных, но и организационно-технологических вопросов:
· не определен статус таких лиц;
· отсутствует государственная система учета;
· недостаточно развита сеть социальных учреждений для помощи указанной категории населения;
· практически отсутствует система подготовки кадров (социальных работников, социальных психологов, социальных педагогов, медицинских психологов и т.п.) для работы с бомжами.
14)Для организации социальной поддержки и помощи бомжам в России следует решить следующие задачи:
· организовать научные исследования проблем бездомности в России;
· повысить эффективность профилактической работы по предупреждению бродяжничества;
· усовершенствовать правовую базу;
· предоставить бомжам возможность комплексной социально-психологической и медицинской реабилитации с целью интеграции их в общество;
· создать материально-техническую и финансовую базы для широкой сети социальных учреждений для бездомных;
· подготовить кадры специалистов различного профиля для работы с лицам без определенного места жительства;
· объединить усилия всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных и благотворительных организаций в оказании помощи бомжам.
15)Таким образом, для решения проблем лиц без определенного места жительства необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечь к организации помощи бомжам общественные и благотворительные организации.
16)я вам повторяю, только через суд, все эти органы просто так не работают...
ст.49-51 Жилищного кодекса РФ