Как оформить усыновление ребенка гражданином России, если я гражданка Украины и отец потерял родительские права?
₽ VIP

• г. Москва

У меня к вам такой вопрос: Я гражданка Украины и сын мой тоже, а муж гражданин России, мы в данный момент проживаем в Москве, муж мой хочет усыновить моего ребенка. Отец моего ребенка лешен родительских прав по решению суда. Куда мне подавать документы и какие, подскажите пожалуйста Очень надеюсь на вашу помощь! Спасибо заранее.

Читать ответы (4)
Ответы на вопрос (4):

Уважаемая Инна! Поскольку Вы и Ваш сын граждане Украины, то Вам этот вопрос необходимо решать на территории Украины с органами опеки и попечительства по месту прописки на Украине. Обычно сотрудники органов опеки и попечительства всегда предоставляют очень полную информацию по перечню документов, а также самой возможности усыновления.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Здравствуйте,Инна! Основными нормативными актами по вопросам усыновления в Украине являются Семейный кодекс Украины и Постановление КМУ "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по усыновлению и осуществления надзора за соблюдением прав усыновленных детей" №905 от 08.10.2008 года.

Ваш муж должен обратиться в укранский суд с заявлением об усыновлении, в соответствии со ст. 223 СК Украины "лицо, которое желает усыновить ребенка, подает в суд заявление о усыновлении. Представление такого заявления через представителя не допускается. "

Спросить

Добрый день, Инна!

Если с даты лишения отца ребенка прошло 6 месяцев и более, то можно действовать. Но, поскольку Вы и Ваш ребенок являетесь гражданкой Украины, то и приступать к выполнению каких-либо мер необходимо там.

Удачи!

Спросить

По поводу того, что можно усыновлением заниматься и на территории России, Вас не обманули!

Учитывая, то обстоятельство, что законодательство России и Украины в принципе схожее, конечно, за некоторым исключением, то и порядок усыновления имеет схожие черты.

Сделать вывод о том, где лучше заниматься усыновлением, мне очень сложно, поскольку, я не достаточно хорошо разбираюсь в Украинском законодательстве!

Но вот, что я нашел по Вашему вопросу, и надеюсь, что Вам это может пригодиться.

Итак, рассмотрим некоторые положения Семейного кодекса РФ:

Статья 125. Порядок усыновления ребенка

1. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

2. Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

3. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка (статья 137 настоящего Кодекса) возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Статья 165. Усыновление (удочерение)

1. При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

2. В случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке.

Статья 166. Установление содержания норм иностранного семейного права

1. При применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

В целях установления содержания норм иностранного семейного права суд, органы записи актов гражданского состояния и иные органы могут обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции Российской Федерации и в другие компетентные органы Российской Федерации либо привлечь экспертов.

Заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду или органам записи актов гражданского состояния и иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права.

2. Если содержание норм иностранного семейного права, несмотря на предпринятые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи меры, не установлено, применяется законодательство Российской Федерации.

Статья 167. Ограничение применения норм иностранного семейного права

Нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется законодательство Российской Федерации.

Таким образом, дела об усыновлении детей – иностранных граждан на территории РФ рассматриваются судами общей юрисдикции по месту жительства усыновителя – гражданина РФ. Для усыновления ребенка в этом случае, помимо стандартного пакета документов предоставляются:

1) согласие законного представителя ребенка (скорее всего нотариальное);

2) согласие компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок;

3) согласие самого ребенка, если такое согласие требуется в соответствии с законодательством той страны, гражданином которой является ребенок (как я понимаю в соответствии с законодательством Украины – достижение ребенком 10 летнего возраста).

4) если отец лишен родительских прав – решение суда.

При этом указанные документы должны быть установленного образца, с переводом на русский язык, и, полагаю, с апостилем, т.е. заверенные надлежащим образом и ратифицированные на территории РФ.

Стандартный пакет документов для усыновления на территории РФ, предоставляемый усыновителем:

1. Заявление об усыновлении (удочерении)

2. Согласие ребенка, если ему больше 10 лет

3. Копия свидетельства о браке (нотариально заверенная)

4. Характеристика с места работы усыновителя

5. Справка с места работы усыновителя (размер заработной платы)

6. Акт обследования жилищно-бытовых условий усыновителя

7. Краткая автобиография усыновителя

8. Справка о состоянии здоровья (по установленной форме)

9. Справка из ЖКО (метраж, количество прописанных)

10. Справка о судимостях

Медицинское обследование:

1. Терапевт

2. Инфекционист

3. Дерматовенеролог

4. Фтизиатр

5. Невропатолог

6. Онколог

7. Психиатр

8. Нарколог

И это только примерный перечень!!!!!!

Теперь что касается гражданства ребенка:

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ

"О гражданстве Российской Федерации"

Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)

1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.

3. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.

4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации.

Я думаю здесь Вам должно быть все понятно!

Что касается усыновления на территории Украины, то я рекомендую к прочтению вот эту статью, которая я нашел в интернете за «подписью» Фурса Светлана – доцент кафедры международного права Института международных отношений Киевского национального университета им. Т. Шевченко

Надеюсь она Вам тоже будет полезна!

Правовые аспекты усыновления детей на Украине

Процесс усыновления должен отвечать действующему законодательству

Светлана Фурса

Специально для «Юридической практики»

Впервые рассмотрение дел об усыновлении детей, проживающих на территории Украины, было отнесено к компетенции суда Законом Украины № 11/96 от 30 января 1996 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье Украины». Это положение было закреплено в Законе Украины № 329/96-ВР от 12 июля 1996 года «О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Украины в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье Украины» (изменения относительно порядка усыновления детей)», в котором определено, что такие дела рассматриваются в порядке особого производства (глава 35-А ГПК Украины). Аналогичные положения предусмотрены и в главе 18 Семейного кодекса Украины (далее — СК Украины), который вступает в силу с 1 января 2003 года.

Распространение компетенции суда на решение вопросов об усыновлении детей возлагает на судей значительную ответственность, так как будущее усыновляемых детей во многом будет зависеть от их позиции. В первую очередь это связано с моральными аспектами, которые обусловлены наличием двух сторон «соглашения» о создании новых семейных отношений. Одна сторона — это государство, которое с помощью специальной процедуры стремится обеспечить для ребенка, оказавшегося под его патронатом, наиболее благоприятные условия для жизни и развития. Другая сторона — семья или отдельный ее член, усыновляющие ребенка. Судья при рассмотрении дел об усыновлении прежде всего обязан пресекать какую бы то ни было попытку усыновителей в случае их недобросовестности воспользоваться усыновлением ребенка с целью получения для себя материальной или другой выгоды. Согласно части 2 статьи 207 СК Украины, усыновление должно преследовать наивысшие интересы ребенка, хотя понятие «наивысшие интересы» в Кодексе не раскрывается. По-моему, не следует вводить в закон категории, дать определение которым довольно проблематично. Достаточной является ссылка на реализацию права каждого субъекта жить в семье, согласно части 3 статьи 4 СК Украины.

Кроме моральных аспектов, процесс усыновления должен отвечать действующим положениям брачно-семейного законодательства и вписываться в единую правовую сферу с тем, чтобы были обеспечены права всех лиц, так или иначе причастных к усыновлению. Этого, на мой взгляд, достичь в полной мере пока не удалось. Если в статьях 2 и 3 СК Украины установлены основные критерии создания семьи, то подобные критерии должны быть определены и в отношении приоритетности прав на усыновление ребенка. Следует согласиться с авторами Семейного кодекса относительно определения общего преимущества при усыновлении ребенка для граждан Украины. Однако, по моему мнению, перечень приоритетных прав на усыновление ребенка, определенный в статье 213 СК Украины, целесообразно изменить. Первоочередное право на усыновление ребенка должно предоставляться мужу матери или жене отца ребенка.

Преимущественное право на усыновление

При усыновлении ребенка мачехой или отчимом, которые находятся в браке с одним из законных родителей усыновляемого, на мой взгляд, необходимо учитывать, что ребенок уже живет вместе с одним из вышеупомянутых лиц, они общаются, эти лица могут принимать участие в их воспитании (статья 260 СК Украины) и предоставлении материальной помощи. Они также обязаны содержать ребенка (статья 268 СК Украины). Положение отчима или мачехи при усыновлении несравнимо с положением постороннего лица, которое не живет с ребенком. Усыновление ребенка мачехой или отчимом при их браке с одним из его родителей имеет преимущества над усыновлением другими родственниками, поскольку при этом сохраняется, в определенной мере, родительская забота. Поэтому следует обеспечить не только преимущественное право усыновления такими лицами падчериц и пасынков, но и предусмотреть упрощенную процедуру реализации этого права.

Аналогичное утверждение относится и к другой привилегированной категории лиц, которыми являются родственники ребенка. Принцип кровного родства имеет существенное значение при усыновлении, согласно части 4 статьи 3 и части 1 статьи 5 СК Украины. Преимущества семьи, в которой воспитывается ребенок, закреплены в пункте 1 части 1 статьи 213 СК Украины, однако в этом положении должен учитываться срок воспитания и дано определение самого понятия «воспитание». Преимущественные права на усыновление такими лицами, как и предыдущей группой лиц, связано с их алиментными обязательствами, согласно главе 22 СК Украины. Однако понятие «воспитание», часто употребляемое в Семейном кодексе и в частности в статье 269 СК Украины, является несколько некорректным в тех случаях, когда воспитание ребенка осуществляется без его содержания. Например, детские садики и детские дома семейного типа обязаны именно содержать детей. Поэтому содержание ребенка необходимо поставить во главу угла, что было закреплено в статье 95 Кодекса о браке и семье Украины, где шла речь как о воспитании ребенка, так и о его содержании путем оказания ему систематической материальной помощи. Требование о содержании ребенка порождает алиментные обязанности вышеперечисленных лиц, поэтому соответствующее положение должно быть закреплено в статье 269 и в пункте 1 части 1 статьи 213 СК Украины.

Общий перечень прав на преимущественное усыновление предлагается изложить следующим образом. Такое право предоставляется лицу, являющемуся мужем матери, женой отца усыновляемого; усыновляющему несколько детей, являющихся братьями и сестрами; являющемуся родственником ребенка; в семье которого воспитывается (и содержится не менее полугода — предложено автором) ребенок. Действие части 2 статьи 213 СК Украины предлагается распространить на пункты 2 и 3 предложенного перечня. То есть преимущества при усыновлении предоставляются тому из усыновителей, кто находится в браке (имеет собственную семью).

Новшеством Семейного кодекса является разрешение вопроса о реализации прав деда и бабы, а также родных братьев и сестер на сохранение правовой связи между ними и усыновляемым ребенком. В то же время нельзя согласиться с предусмотренным в статье 232 СК Украины порядком подачи заявлений в суд без регламентации понятия «правовая связь». Если этот вопрос рассматривать более широко, то, на мой взгляд, преимущественное право на усыновление должно находить отражение в определенном порядке его реализации. Автор считает, что необходимо выяснять, каково отношение заинтересованных лиц к усыновлению. Если эти лица не желают усыновлять ребенка, то их преимущественное право утрачивается. Суд же в этом случае в интересах ребенка должен решать вопрос о сохранении правовых связей между ним и его родственниками, а также регламентировать и конкретизировать, какие права остаются у родственников: право видеться с ним, воспитывать его, право наследования (что очень сомнительно), взаимного содержания и др.

Более того, при наличии родственников, которые выполняют свои обязанности по содержанию несовершеннолетнего ребенка, вопрос о его усыновлении может оказаться не только спорным, но и должен решаться в пользу определения статуса этих родственников как опекунов или попечителей без изменения правового статуса ребенка, согласно части 2 статьи 214 СК Украины. Поэтому, на мой взгляд, не только подписи родителей на заявлениях о согласии на усыновление ребенка, согласно части 5 статьи 217 СК Украины, должны быть засвидетельствованы нотариусом, но и подписи других родственников, которые имеют преимущественное право. Это положение должно быть аналогично норме статьи 220 СК Украины.

Новшества Семейного кодекса требуют конкретизации

Некоторые новшества Семейного кодекса требуют конкретизации. Так, в статье 218 СК Украины содержится положение о том, что согласие ребенка на его усыновление дается в форме, соответствующей его возрасту. Однако в Кодексе отсутствует норма, устанавливающая такое соответствие, что может привести к невозможности применения этого положения на практике. Невозможно в данном случае применять и положения Гражданского, Гражданского процессуального кодексов, поскольку возраст ребенка обуславливает его дееспособность, что в свою очередь влияет на волеизъявление ребенка. Поэтому отсутствие в Семейном кодексе положения, содержащегося в статье 104 КоБС Украины относительно установления возраста ребенка (10 лет), при котором возникает необходимость получения его согласия на усыновление, может негативно повлиять на судебную практику рассмотрения дел этой категории. Причем согласие ребенка, достигшего определенного законом возраста, может и должно быть получено также и при усыновлении его братьев и сестер. Необходимо признать возможность ребенка возражать против усыновления его младших братьев или сестер. В то же время без четкого определения статуса такого ребенка в законе он не может считаться субъектом нотариальных правоотношений, а потому не сможет засвидетельствовать свое волеизъявление. В связи с этим без конкретизации вышеупомянутого положения закона однозначное и единообразное выполнение его обязательных условий станет невозможным.

Скорее всего, возраст лица, при котором получение согласия на усыновление становится обязательным, будет установлен в соответствии со статьей 6 СК Украины и составит 14 лет, что соответствует нормам ГК УССР. Правовые последствия усыновления должны быть разъяснены ребенку, согласно части 2 статьи 218 СК Украины, но такие разъяснения трудны для восприятия ребенком младше 14 лет. Однако, например, статья 7-3 Уголовно-процессуального кодекса Украины предусматривает возможность предоставления материалов дела для ознакомления лицам в возрасте от 11 до 14 лет, что наталкивает на мысль о возможности и необходимости снижения возрастного ценза ребенка, дающего согласие на усыновление. Таким образом, предлагается установить в законе возраст, по достижении которого согласие ребенка на усыновление является обязательным, в 11 лет. Подобным же образом должен решаться вопрос о даче ребенком согласия на проживание в семье патронатного воспитателя (статья 253 СК Украины). Кроме того, с учетом возрастного ценза в 11 лет должны решаться и вопросы управления имуществом несовершеннолетнего усыновленного ребенка, когда родители обязаны узнать мнение последнего по этому поводу (статья 177 СК Украины).

Таким образом, изменение норм материального права должно способствовать усовершенствованию процедуры судебного рассмотрения дел об усыновлении. Поэтому целесообразно проанализировать отдельные стадии гражданского процесса рассмотрения и разрешения таких дел. На первой стадии возбуждения дела следует обратить внимание на исключительные условия подведомственности дел этой категории и особенности применения процессуальных средств. Далее следуют стадия подготовки дела и стадия судебного разбирательства. Существенные особенности может иметь и порядок отмены усыновления или признания его недействительным. Учитывая специфику этой категории дел, суд может решать вопрос об усыновлении детей на основании соответствующих выводов органов, которым предоставлено право подготовки материалов к судебному разбирательству. Этот вопрос регламентирован в Порядке передачи детей, являющихся гражданами Украины, на усыновление гражданам Украины и иностранным гражданам и осуществления контроля за условиями их проживания в семьях усыновителей, утвержденном приказом Кабинета Министров Украины № 775 от 20 июля 1996 года (далее — Порядок).

Так, Порядком предусмотрено, что ведение дел по усыновлению детей осуществляется отделами образования районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, городских или районных в городах исполнительных комитетов. Вопросы учета иностранных граждан, которые намерены усыновить ребенка, решаются исключительно Центром по усыновлению детей при Министерстве образования и науки Украины, которое, согласно части 3 статьи 214 СК Украины, является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере образования. Анализируя пункты 23 и 25 Порядка, статью 103 КоБС УССР, а также статью 212 СК Украины, можно сделать вывод о необходимости закрепления в статье 215 СК Украины и в Порядке специальных требований относительно содержания заявлений граждан Украины и иностранных граждан, находящихся в браке с гражданами Украины, об усыновлении ребенка. По мнению автора, в заявлении должны содержаться следующие сведения: биографические данные лица, желающего стать усыновителем; о составе его семьи; о наличии собственных детей; лишалось ли оно родительских прав, и если да, то возобновлены ли они; об усыновленных ранее детях; о наличии преимущественного права на усыновление ребенка.

К заявлению об усыновлении приобщаются документы: справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате или удостоверенная копия декларации о доходах; копия свидетельства о браке, если заявитель находится в браке; медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителя, выданное государственным лечебно-профилактическим учреждением, форма и содержание которого должны отвечать требованиям, указанным в Приложении № 2 к Порядку (заключение действительно на протяжении одного года со дня его выдачи), а также паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. На мой взгляд, указанное в Приложении № 2 к Порядку медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителя не отвечает условиям защиты тайны усыновления, предусмотренной статьями 226–231 СК Украины.

За разглашение тайны усыновления — к ответу

Одним из важнейших условий защиты прав и интересов как ребенка, так и усыновителей является соблюдение тайны усыновления. Закон предусматривает ряд мер по сохранению тайны усыновления, в том числе уголовную ответственность, согласно статье 168 Уголовного кодекса Украины. Сохранение тайны усыновления должно быть обеспечено и в процессе подготовки необходимых для усыновления документов. Для того чтобы не требовать от всех лиц, так или иначе в этом задействованных, подписку о неразглашении тайны усыновления, необходимо, чтобы круг этих лиц был незначительным и при этом были учтены все требования закона.

В медицинском заключении должны быть указаны: фамилия, имя, отчество лица, желающего усыновить ребенка, его адрес и данные медицинского обследования, а именно: выводы дерматовенеролога, психиатра, фтизиатра, терапевта, данные лабораторного исследования на реакцию Вассермана, ВИЧ-инфецированность. Заключение подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения. Бланк заключения предоставляется лицу для прохождения медицинского обследования у врачей, указанных в перечне. С такой практикой нельзя согласиться, поскольку уже само название документа содержит указание на то, что гражданин намеревается стать усыновителем. Мне представляется, что руководитель лечебно-профилактического учреждения должен давать заключение о состоянии здоровья усыновителя только на основании записей о прохождении им обследования в медицинской карточке. Тогда круг ознакомленных лиц будет сведен к минимуму. Кроме того, следует предупреждать руководителя лечебно-профилактического учреждения о необходимости соблюдения тайны усыновления и ответственности за ее разглашение.

Уголовный кодекс предусматривает ответственность за разглашение тайны усыновления на момент, когда лицо получило статус усыновителя, а до решения вопроса об усыновлении такое лицо имеет лишь намерение усыновить ребенка, поэтому действие Уголовного кодекса не распространяется на разглашение сведений о намерении лица стать усыновителем. В связи с этим возникает необходимость распространения действия статьи 168 Уголовного кодекса Украины на стадию сбора документов и приведения ее в соответствие с частью 1 статьи 228 СК Украины. Другой правовой аспект этого вопроса заключается в несоответствии пункта 5 статьи 212 СК Украины другим нормам этого Кодекса, поскольку предполагается, что препятствием для усыновления является пребывание лица на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере. Согласно данной норме, должны быть предоставлены соответствующие справки из этих учреждений. В то же время пункт 6 статьи 212 СК Украины предусматривает предоставление сведений о незлоупотреблении спиртными напитками или наркотическими средствами, что доказать в бесспорном порядке невозможно.

Понятно, что состояние здоровья усыновителя имеет существенное значение при решении вопроса об усыновлении. В статью 212 СК Украины следует внести дополнение об основаниях для отказа в усыновлении тяжелобольным лицам. При этом дожен быть указан перечень болезней, наличие которых препятствует усыновлению. Одной лишь ссылки в пункте 8 статьи 212 СК Украины на перечень болезней, утвержденный Министерством здравоохранения, недостаточно, поскольку этот вопрос должен регламентироваться Кодексом. Заключение медицинских работников о наличии у усыновителя одной из болезней, указанных в перечне, может послужить основанием для отказа в принятии заявления об усыновлении ребенка в судопроизводство в связи с его неподведомственностью. Но в этом случае необходимо защитить право лица, которое намеревается усыновить ребенка, то есть разъяснить ему возможность проведения повторного прохождения медицинского обследования в другом лечебно-профилактическом учреждении, если лицо считает себя здоровым и не утратило намерения стать усыновителем. С другой стороны, подписывая заключение о состоянии здоровья, руководитель медицинского учреждения берет на себя ответственность за предоставление права на усыновление. Поэтому противопоказания к усыновлению, указанные в заключении о состоянии здоровья гражданина, должны иметь юридическое значение.

После обследования жилищно-бытовых условий заявителя и на основании предоставленных документов отдел образования готовит заключение относительно возможности заявителя стать усыновителем. Это заключение является основанием для постановки лица на учет как кандидата в усыновители. На этом этапе, на мой взгляд, необходимо привлечение психолога для участия в процессе отбора конкретного ребенка для лица, желающего стать усыновителем. Путем проведения тестирования как усыновителя, так и усыновляемого должны быть установлены черты их характеров, и на основании этого психолог обязан подготовить определенные рекомендации. Данное предложение направлено на разрешение вопроса о психологической совместимости ребенка с будущими родителями, чем можно предотвратить нанесение психологических травм ребенку. Заявитель, кроме того, должен быть ознакомлен с данными о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, который может быть усыновлен. И лишь после этого может произойти знакомство кандидата в усыновители с ребенком. После общения с ребенком, если кандидат будет намерен его усыновить, он должен обратиться с заявлением в отдел образования по месту проживания ребенка с просьбой о подготовке заключения о целесообразности его усыновления.

Таким образом, судебное рассмотрение дел об усыновлении может состояться только при условии, если усыновитель перед этим дважды обращался в отдел образования с заявлениями о признании заявителя кандидатом в усыновители и о целесообразности усыновления и его соответствии интересам ребенка. При этом по обоим этим заявлениям должны быть вынесены положительные решения, засвидетельствованные в соответствующих заключениях. Такой порядок обращений граждан, имеющих намерение усыновить ребенка, в отдел образования следует признать общим, поскольку в нем учтены определенные особенности брачно-семейных отношений, родственных связей и процессуального порядка рассмотрения этих дел судом. С целью глубокого анализа и в связи с необходимостью внесения изменений в действующее законодательство, регулирующее процессуальные особенности отдельных стадий гражданского процесса рассмотрения дел об усыновлении детей, целесообразно более подробно остановиться на характеристике каждой стадии этого процесса, определить их признаки и значение для вынесения законного и обоснованного решения. Но об этом — в следующих номерах.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7