Можно ли получить помощь от государства, если прописаны только родители мужа и дарственная часть дома
У нас с мужем 2 детей. Живем мы у моих родителей, а муж прописан у своих. Но 2 года назад родители мужа, сделали дарственную 1\2 часть дома. (194,3 квм) жилой площади и прописаны там только 4.У меня такой вопрос можем мы со 2 ребенком туда прописаться и встать на очередь как нуждающие в жилье чтоб получить хоть какуюто помощь от государства! Подскажите как быть!
P.S...муж прописан по Славскому району а я в Черняховске.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201009/02/30x30/42155.jpg)
Здравствуйте Елена! Судя по вашему рассказу, у родителей вашего супруга дом в собственности, а даже если принять во внимание, что половину доли в праве они подарили, то у них осталась вторая половина, общая площадь которой составляет около 100 кв.м.. даже если туда зарегистрируетесь вы с двумя детьми, то по норме приходящейся на вас семерых площади, вы не попадаете в категорию нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, жилье не муниципальное, а в своей собственности граждан могут проживать сколь угодно человек.
с уважением! А.Ю.
СпроситьДобрый день,у меня такая проблема . Нам с мужем по 30 лет , у нас имеются 2 детей одному 5лет другому 2,4.Живем мы у моих родителей в 3 комнатной квартире 55кв м.
Но прописаны только 4( мать ,отец-инвалид 1группы,я и мой сын). Квартира родителей приватизирована только на мать. Муж прописан у своих родителей.У них дом на 2 семьи финский общая площадь 194,3кв.м. В ней прописаны муж,2родителей и дочь. Но два года назад ,моему мужу они оставили дарственную. Вот у нас проблема мы хотели взять ипотеку ,муж у меня ходит в море,я в декрете. Но нам отказали условно в субсидии . Почему отказали не пойму у меня ведь не чего нет .
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202112/23/30x30/819ebb56a9d2f3058cf35ea139da39e5.jpg)
У вас нет, а у мужа есть. Наверняка жил. отдел объяснил вам. что вы не являетесь нуждающимися в улучшении жил. условий.
СпроситьВ семье есть ребенок-инвалид (3 года). Живем в Казани. Может ли наша семья получить какое-то жилье или льготу на жилье? Собственного жилья нет. Живем с родителями мужа. Здесь 50 кв.м., прописано 4 человека, живет 6 человек. Муж с ребенком прописаны в другой квартире его матери (там 38 кв.м.) Мне прописаться с ними нет возможности, прописана у своих родителей в районе РТ.
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202402/01/30x30/8b61180c9aacbcbba5fb1dea3750c274.jpg)
Так, частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом обеспечение жильем семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Вместе с этим граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или утраты оснований, которые давали им право на получение жилых помещений до введения в действие ЖК РФ.
Таким образом, семьи, имеющие детей-инвалидов, и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилой площадью вправе реализовать в различных формах, имеющих неодинаковое правовое регулирование.
Так, статьей 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что средства на реализацию полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
2. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в размере:
б) 18 кв. метров - для следующих категорий граждан:
инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
ветеранов боевых действий;
членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий;
инвалидов;
семей, имеющих детей-инвалидов.
Кроме того, факт предоставления субсидии на улучшение жилищных условий только льготной категории граждан подтверждается Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 г. N 614, согласно которым субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития РФ на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта РФ по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития РФ.
СпроситьХотим встать на очередь по программе молодая семья, для этого нужна справка что нуждаемся в жилье. Муж прописан в другом районе нашей области дом 100 кв.м. жилье муниципальное. В доме еще прописана его сестра (прописано двое, Отца нет мать выписалась). Я с двумя детьми прописана у своих родителей в приватизированной квартире 36 кв.м,еще прописан мой брат (всего прописано 6 человек). Помогите разобраться: каковы шансы встать на учет как нуждающие в жилье и далее как молодая семья получить субсидию на жилье?
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/В.png)
Из жилищной сферы. Я проживаю с мужем в квартире его родителей. Я не прописана, но хочу прописаться, чтобы встать в очередь на улучшение жилищных условий. Дело в том, что жилая площадь квартиры 41,3 кв.м. В квартире прописаны родители мужа, его брат, бабушка и он. Можно ил меня прописать, если не хватает жилой площади. Сама я прописана у своих родителей. Очень надеюсь, что вы мне сможете помочь.
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202309/14/30x30/74784fa0de4c8c4048d027015003e6c0.jpg)
В соответствии с тремя прилагаемыми актами, Вас обязаны (!) зарегистрировать по месту Вашего фактического проживания. Без каких-либо ограничений!
В противном случае Вы являетесь административным правонарушителем.
I. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 1995 г. N 713
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ
И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО
УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРЕЧНЯ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ
ЗА РЕГИСТРАЦИЮ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.96 N 512,
от 14.02.97 N 172)
В соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила регистрации и снятия граждан
Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания
и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень
должностных лиц, ответственных за регистрацию.
2. Министерству внутренних дел Российской Федерации по
согласованию с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти в 3-месячный срок издать инструкцию о
применении Правил регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных настоящим
Постановлением.
3. Министерству внутренних дел Российской Федерации и
Министерству юстиции Российской Федерации в 3-месячный срок
представить в установленном порядке предложения о приведении
законодательных актов Российской Федерации в соответствие с
Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации".
4. Федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации привести свои
решения в соответствие с Законом Российской Федерации "О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и
настоящим Постановлением.
5. Внести изменения в следующие решения Правительства
Российской Федерации:
в абзаце третьем пункта 8 Постановления Правительства
Российской Федерации от 3 марта 1992 г. N 135 "О мерах по оказанию
помощи беженцам и вынужденным переселенцам" слово: "прописку"
заменить словом: "регистрацию", слова: "(кроме г. г. Москвы и
Санкт - Петербурга и Московской области)" исключить;
в пункте 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от
7 декабря 1992 г. N 2278-р слова: "МБ России и МВД России
обеспечить с 1 января 1993 г. до особого распоряжения действие
специального режима въезда и пропуска в административный район
Забайкальска Читинской области" исключить.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Приложение
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 1995 г. N 713
ПРАВИЛА
РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ
ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.96 N 512,
от 14.02.97 N 172)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации",
жилищным, гражданским и другим законодательством Российской
Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан
Российской Федерации (далее именуются - граждане) с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный
учет).
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения
необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод,
а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами,
государством и обществом.
2. Органами регистрационного учета в городах, поселках,
сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в
населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых
административно - территориальных образованиях, в которых имеются
органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных
населенных пунктах - органы местного самоуправления.
3. Местом пребывания является место, где гражданин временно
проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг,
больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое
помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или
преимущественно проживает в качестве собственника, по договору
найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных
основаниях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение,
специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом
маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых,
дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное
жилое помещение.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 172)
4. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и
по месту жительства являются должностные лица, занимающие
постоянно или временно должности, связанные с выполнением
организационно - распорядительных или административно -
хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил
пользования жилыми помещениями и помещениями социального
назначения.
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по
месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать
настоящие Правила.
Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами
настоящих Правил возлагается на органы внутренних дел.
5. Документами, удостоверяющими личность гражданина (далее
именуются - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для
осуществления регистрационного учета, являются:
паспорт;
свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 16-летнего
возраста;
заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей
граждан, которые временно находятся на территории Российской
Федерации;
удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров,
прапорщиков, мичманов);
военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин,
проходящих военную службу по призыву или по контракту;
справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц,
освободившихся из мест лишения свободы;
иные выдаваемые органами внутренних дел документы,
удостоверяющие личность гражданина.
6. Формы заявлений, свидетельств и иных документов,
удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по
месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются
Министерством внутренних дел Российской Федерации. Формы
статистического учета, порядок обращения документов между органами
регистрационного учета и органами статистического учета
устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации
по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации
по статистике.
7. Регистрация граждан по месту пребывания и по месту
жительства в пограничной зоне, закрытых военных городках, закрытых
административно - территориальных образованиях, зонах
экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных
пунктах, где в случае опасности распространения массовых
инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей
введены особые условия и режимы проживания населения и
хозяйственной деятельности, на территориях, где введено
чрезвычайное или военное положение, а также в иных случаях,
предусмотренных федеральным законом, осуществляется с учетом
ограничений, устанавливаемых федеральным законом.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.04.96 N 512)
8. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой
ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
II. Регистрация граждан по месту пребывания
9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых
помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше
10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая
выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам,
ответственным за регистрацию, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту
пребывания;
документ, являющийся основанием для временного проживания
гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма),
социального найма, аренды (субаренды) жилого помещения или
заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 172)
В случае отсутствия жилищно - эксплуатационных организаций при
заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности
гражданам или юридическим лицам, указанные документы
представляются этим гражданам или представителю юридического лица,
на которого возложены обязанности по контролю за использованием
жилых помещений.
10. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых
помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется на
срок до 6 месяцев.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.96 N 512, от
14.02.97 N 172)
В исключительных случаях, связанных с серьезным заболеванием
зарегистрированных по месту пребывания граждан или их
родственников, а также при возникновении иных обстоятельств, не
позволяющих гражданину покинуть место пребывания, срок пребывания
может быть продлен органом регистрационного учета на необходимое
для этого время в порядке, установленном пунктом 9 настоящих
Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 172)
11. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также
граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания
принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в
3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы,
указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного
учета.
12. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня
поступления документов регистрируют в установленном порядке
граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их
местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по
месту пребывания.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, гражданину отказывается в регистрации по месту
пребывания в жилом помещении, не являющемся его местом жительства,
если:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 172)
а) не получено письменного согласия:
нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних
членов его семьи, в том числе бывших членов семьи, которые
продолжают проживать в занимаемом им жилом помещении, - при
условии проживания в доме государственного или муниципального
жилищного фонда;
собственника жилого помещения на вселение к нанимателю или
арендатору жилого помещения других лиц, за исключением вселения
несовершеннолетних детей к родителям, а также супруга и
нетрудоспособных родителей, - при условии, что наниматель или
арендатор занимает изолированное жилое помещение;
правления жилищно - строительного или жилищного кооператива на
сдачу внаем членом кооператива занимаемого им жилого помещения -
при условии, что этот член кооператива не является собственником
данного жилого помещения;
опекуна или попечителя на вселение указанного гражданина в
жилое помещение, занимаемое лицом, над которым установлена опека
или попечительство.
Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания
родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от
согласия лиц, указанных в настоящем подпункте;
б) гражданин самоуправно занял жилое помещение либо самовольно
построил здание или пристройку, сдаваемые другим гражданам для
заселения;
в) на сдаваемое на условиях найма (поднайма), социального
найма, аренды (субаренды) жилое помещение, принадлежащее
гражданину или юридическому лицу на праве собственности, наложен
арест в связи с расследованием уголовного дела или по иным
основаниям, предусмотренным законодательством Российской
Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 172)
г) в органы регистрационного учета представлены заведомо
подложные документы.
13. В случае отказа гражданам в регистрации по месту
пребывания органы регистрационного учета обязаны в 3-дневный срок
со дня получения документов письменно уведомить их о причинах
отказа.
Отказ органов регистрационного учета в регистрации граждан по
месту пребывания может быть обжалован ими вышестоящему
должностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган
регистрационного учета или в суд.
14. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице,
санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на
туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется
по их прибытии администрацией этих учреждений на основании
документов, удостоверяющих личность.
15. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без
их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
III. Регистрация граждан по месту жительства
16. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее
7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к
должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
военный билет (временное удостоверение взамен военного билета)
или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную
службу, - для лиц, обязанных состоять на воинском учете;
заявление установленной формы о регистрации по месту
жительства;
документ, являющийся основанием для заселения в жилое
помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство
жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым
помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое
помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).
В случае отсутствия жилищно - эксплуатационных организаций при
заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности
гражданам или юридическим лицам, указанные документы
представляются этим гражданам или представителю юридического лица,
на которого возложены обязанности по контролю за использованием
жилых помещений.
17. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также
граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания
принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в
3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы,
указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными
листками прибытия и формами статистического учета в органы
регистрационного учета.
18. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня
поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и
производят в их паспортах отметку о регистрации по месту
жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным
документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о
регистрации по месту жительства.
19. В соответствии с установленным порядком регистрация
граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляется
органами регистрационного учета после их постановки на воинский
учет.
20. За регистрацию граждан по месту жительства взимается
государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных
Законом Российской Федерации "О государственной пошлине".
21. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданину
отказывается в регистрации по месту жительства, если:
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.96 N 512, от
14.02.97 N 172)
а) дом (жилое помещение) грозит обвалом;
б) размер жилой площади, приходящейся на одного проживающего,
окажется менее нормы жилой площади, установленной жилищным
федеральным законом, - при заключении договора найма (поднайма),
социального найма, аренды (субаренды);
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.96 N 512, от
от 14.02.97 N 172)
в) в судебном порядке признано невозможным совместное
проживание лишенного родительских прав гражданина с детьми, не
достигшими 18-летнего возраста;
г) ордер на вселение в жилое помещение, а также сделка,
связанная с установлением или изменением права владения,
пользования и (или) распоряжения жилым помещением (договоры найма
(поднайма), социального найма, аренды (субаренды), купли -
продажи, дарения, мены и т.п.), либо иной документ, удостоверяющий
право собственности на жилое помещение, в установленном порядке
признаны недействительными.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 172)
В регистрации граждан по месту жительства отказывается в
случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, и по другим
основаниям, предусмотренным федеральным законом.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.96 N 512, от
14.02.97 N 172)
22. В случае отказа гражданам в регистрации по месту
жительства органы регистрационного учета обязаны в 3-дневный срок
со дня получения документов письменно уведомить их о причинах
отказа.
Отказ органов регистрационного учета в регистрации граждан по
месту жительства может быть обжалован ими вышестоящему
должностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган
регистрационного учета или в суд.
IV. Регистрация некоторых категорий граждан по месту
пребывания и по месту жительства
23. Регистрация военнослужащих осуществляется:
по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением
солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу
по призыву);
по месту пребывания - при наличии отпускного билета или
командировочного удостоверения.
Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а
также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их
семей до получения жилых помещений регистрируются органами
регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в
установленном порядке.
24. Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства,
регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном
настоящими Правилами.
25. Граждане, проживающие на территории монастырей, храмов и
других культовых зданий, регистрируются в порядке, установленном
настоящими Правилами, на основании заявления установленной формы и
документов, удостоверяющих личность.
26. Граждане, связанные по условиям и характеру работы с
постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и
речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных
экспедиций, линейных строительно - монтажных, передвижных
механизированных колонн и другие), регистрируются по месту
дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и
учреждений.
27. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в
Федеральную миграционную службу России или ее территориальные
органы с ходатайством о признании их беженцами или вынужденными
переселенцами, производится на основании выдаваемого указанными
органами направления на временное поселение.
Регистрация беженцев и вынужденных переселенцев по месту
жительства осуществляется на основании документов, удостоверяющих
личность, а также удостоверений о признании их беженцами или
вынужденными переселенцами, выдаваемых в установленном порядке
Федеральной миграционной службой России или ее территориальными
органами.
28. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних
граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с
родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании
документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или
документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о
рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в
домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей
(усыновителей, опекунов).
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства
о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту
жительства.
29. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних
граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на
основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с
ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников,
а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.
Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства
о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту
пребывания.
V. Снятие граждан с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства
30. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по
месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом
жительства, по истечении сроков пребывания, установленных в пункте
10 настоящих Правил, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха,
пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных
подобных учреждениях - по их выбытии.
Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан,
которым отказано Федеральной миграционной службой России либо ее
территориальными органами в признании беженцами или вынужденными
переселенцами, осуществляется на основании уведомления этими
органами органов регистрационного учета.
31. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту
жительства производится органами регистрационного учета в случае:
а) изменения места жительства - на основании заявления
гражданина о регистрации по новому месту жительства. При этом
орган регистрационного учета, осуществляющий регистрацию граждан
по новому месту жительства, обязан в 3-дневный срок со дня
регистрации направить соответствующее уведомление в орган
регистрационного учета по последнему месту жительства гражданина
для снятия его с регистрационного учета;
б) призыва на военную службу - на основании сообщения военного
комиссариата;
в) осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в
законную силу приговора суда;
г) признания безвестно отсутствующим - на основании
вступившего в законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании
свидетельства о смерти, оформленного в установленном
законодательством порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания
утратившим право пользования жилым помещением - на основании
вступившего в законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений
или документов, послуживших основанием для регистрации, а также
неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о
регистрации - на основании вступившего в законную силу решения
суда.
32. При снятии граждан с регистрационного учета по месту
жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами "в", "г",
"д", "е" и "ж" пункта 31 настоящих Правил, соответствующие
документы могут быть представлены заинтересованными физическими и
юридическими лицами.
33. Органы регистрационного учета на основании полученных
документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного
учета по месту жительства. В паспортах граждан, снятых с
регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также
граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими
либо выбывших на новое место жительства без снятия с
регистрационного учета), производятся отметки о снятии с
регистрационного учета по месту жительства. Отметки о снятии с
регистрационного учета по месту жительства граждан,
зарегистрированных по иным документам, удостоверяющим личность,
производятся в свидетельстве о регистрации граждан по месту
жительства.
34. Снятие с регистрационного учета граждан, обязанных
состоять на воинском учете, осуществляется в соответствии с
установленным порядком после их снятия с воинского учета.
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 1995 г. N 713
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ
Должностные лица:
жилищно - эксплуатационных организаций государственного и
муниципального жилищных фондов;
жилищно - строительных и жилищных кооперативов;
гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха,
пансионатов, больниц, домов - интернатов для инвалидов, ветеранов,
одиноких и престарелых, гостиниц - приютов и других учреждений
социального назначения;
акционерных обществ и других коммерческих организаций;
других государственных и муниципальных организаций и
учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения
либо на праве оперативного управления.
II. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 1998 г. N 4-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПУНКТОВ 10, 12 И 21 ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА
ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 17 ИЮЛЯ 1995 Г. N 713
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего Г.А. Гаджиева, судей Л.М. Жарковой,
А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Н.В. Селезнева, О.И. Тиунова,
Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
с участием представителя губернатора Нижегородской области как
стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд Российской
Федерации, - кандидата юридических наук Т.А. Гришиной;
представителя Правительства Российской Федерации как стороны,
издавшей оспариваемый акт, - доктора юридических наук
А.Ю. Якимова,
руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции
Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи
3, подпунктом "а" пункта 1 части второй статьи 22, статьями 84, 85
и 86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия
граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
17 июля 1995 г. N 713 (с изменениями, внесенными Постановлениями
Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 512 и от
14 февраля 1997 г. N 172).
Поводом к рассмотрению дела явился запрос губернатора
Нижегородской области как главы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации о проверке конституционности указанных
положений. По мнению заявителя, эти положения, как нарушающие
конституционные права граждан, не подлежат применению.
Заслушав сообщение судьи - докладчика В.Г. Ярославцева,
объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в
заседание: от Генеральной прокуратуры Российской Федерации -
И.А. Буданова, от Верховного Суда Российской Федерации -
В.П. Кнышева, от Министерства внутренних дел Российской
Федерации - А.П. Абраменко, от Министерства юстиции Российской
Федерации - Л.И. Котиевой, от Совета Федерации - Ю.А. Тимакова,
исследовав представленные документы и иные материалы,
Конституционный Суд Российской Федерации
установил:
1. Губернатор Нижегородской области полагает, что положения
пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
жительства в пределах Российской Федерации, устанавливая
ограничения срока регистрации по месту пребывания (пункт 10) и
возможность отказа гражданину в регистрации по месту пребывания и
по месту жительства (пункты 12 и 21), по существу, придают
регистрации разрешительный характер, т.е. сохраняют институт
прописки.
По мнению заявителя, оспариваемые им правовые нормы
ограничивают закрепленное статьей 27 (часть 1) Конституции
Российской Федерации право граждан свободно передвигаться,
выбирать место пребывания и жительства и вступают в противоречие
со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации,
предусматривающей возможность ограничения прав и свобод человека и
гражданина только федеральным законом, поскольку они выходят за
пределы ограничений, установленных Законом Российской Федерации от
25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации".
2. Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской
Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской
Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место
пребывания и жительства.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную
сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях
обеспечения необходимых условий для реализации гражданами
Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими
обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Эти цели подтверждены и Конституционным Судом Российской Федерации
в Постановлении от 4 апреля 1996 года по делу о проверке
конституционности ряда нормативных актов города Москвы и
Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и
города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан,
прибывающих на постоянное жительство в названные регионы.
Из этого следует, что уведомление гражданином Российской
Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания
и жительства в соответствии с установленным законом порядком
является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам
по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для
гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй
статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации", не может служить
основанием ограничения или условием реализации прав и свобод
граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами и законодательными актами субъектов
Российской Федерации. Согласно названному Закону органы
регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт
свободного волеизъявления гражданина при выборе им места
пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не
может носить разрешительного характера и не должен приводить к
ограничению конституционного права гражданина выбирать место
пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не
противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь
предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в
пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и
отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или
жительства.
3. Право гражданина Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в
соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской
Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное
право ограничивается на территориях с определенным режимом: в
пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно -
территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на
территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а
также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в
случаях опасности распространения инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые
условия и режимы проживания населения и хозяйственной
деятельности.
Перечисленные основания для ограничений права выбирать место
пребывания и жительства сформулированы в названном Законе
исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для
введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который
по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной
регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в
федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка
регистрации является нарушением требований Конституции Российской
Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять
этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах
Правительства Российской Федерации, означает недопустимую
легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.
4. Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части
первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации",
производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному
за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа,
удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося
основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера,
договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое
помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной
копии.
Указанные документы являются подтверждением добросовестного
использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения
им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом
помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3)
Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление
прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и
свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять
определенные документы, подтверждающие субъективное право
гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве
места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая
защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации
достаточно представления любого из указанных в ней документов,
который подтверждает добросовестное использование гражданином
своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи,
представление гражданином соответствующих документов порождает у
органа регистрационного учета не право, а обязанность
зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал
местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о
представлении каких-либо иных документов могло бы фактически
привести к парализации соответствующих прав граждан.
5. Согласно статье 115 (часть 1) Конституции Российской
Федерации Правительство Российской Федерации на основании и во
исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов,
нормативных указов Президента Российской Федерации, обеспечивая их
исполнение, издает постановления и распоряжения (статья 4
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской
Федерации").
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации" возложил на
Правительство Российской Федерации обязанность утвердить Правила
регистрации и снятия граждан Российской Федерации с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации (часть четвертая статьи 3). Исходя
из буквального толкования данной нормы, законодатель уполномочил
Правительство Российской Федерации разработать только порядок
регистрации и снятия граждан с регистрационного учета, не
предоставив ему права на установление оснований отказа в
регистрации. Такие основания отсутствуют и в самом Законе. В нем
исчерпывающе сформулированы лишь условия, при которых допускаются
ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации
(статья 8).
Следовательно, Правительство Российской Федерации при
утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
жительства в пределах Российской Федерации вышло за пределы
полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации
и федеральными законами, чем нарушило статью 115 Конституции
Российской Федерации.
6. В соответствии с пунктом 10 Правил регистрация граждан по
месту пребывания осуществляется на срок не более шести месяцев, и
лишь в исключительных случаях этот срок может быть продлен органом
регистрационного учета. Тем самым срок временного пребывания
поставлен в зависимость не от волеизъявления гражданина, а от
усмотрения органов регистрационного учета (органов внутренних дел
или местной администрации). Его введение не может быть оправдано и
ссылкой на статью 680 ГК Российской Федерации, поскольку,
закрепляя шестимесячный срок временного проживания, она определяет
правовой статус только временных жильцов по договору найма, и,
кроме того, в ГК Российской Федерации наряду с этим предусмотрены
и более длительные сроки для таких договоров.
Установление срока, по истечении которого гражданин обязан
покинуть место пребывания, является вмешательством органов
исполнительной власти и других органов регистрационного учета в
гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на
основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право
граждан на свободу выбора места пребывания и жительства.
Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания
должен определяться самим гражданином. Его установление
государством недопустимо, поскольку означает ограничение свободы
волеизъявления при выборе места пребывания. При этом, по смыслу
Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации", определение гражданином места
своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано
с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места
пребывания.
7. Пункты 12 и 21 Правил, предусматривающие основания отказа в
регистрации по месту пребывания и по месту жительства, как следует
из их содержания, по существу, предполагают проверку подлинности
представляемых гражданином документов, их надлежащего оформления,
обоснованности выдачи ордера, соответствия заключенного договора
нормативным актам, и т.д. Однако Закон Российской Федерации "О
праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не
возлагает такую проверку на органы, производящие регистрацию, и
она не должна ими осуществляться. Иное означало бы неправомерное
вторжение органов исполнительной власти и других органов
регистрационного учета в сферу гражданских, жилищных, семейных и
иных правоотношений. При этом регистрация неправомерно
использовалась бы для установления системы контроля за законностью
реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ
в регистрации служил бы средством предупреждения и выступал в
качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией
прав, что Законом не установлено и не соответствует
конституционному смыслу института регистрации.
Механизм использования такого правового средства, как
регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее
уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному
ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных,
семейных и иных правоотношений.
Мотивируя конституционность положений пунктов 12 и 21 Правил,
Правительство Российской Федерации ссылается на то, что в их
основу положены нормы отраслевого законодательства. Однако нормы
Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса
РСФСР, Семейного кодекса Российской Федерации, иных федеральных
законов, которые регламентируют правовой режим жилого помещения,
права и обязанности участников правоотношений, возникающих по
поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не
содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по
месту жительства.
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй
статьи 72, статьями 74, 75, 87 и 100 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
постановил:
1. Признать пункты 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия
граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
17 июля 1995 г. N 713, не соответствующими Конституции Российской
Федерации, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3).
2. Согласно части второй статьи 87 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" признание пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и
снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по
месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской
Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации
является основанием отмены в установленном порядке положений
других нормативных актов, основанных на них либо воспроизводящих
их или содержащих такие же положения. Положения этих нормативных
актов не могут применяться судами, другими органами и должностными
лицами до приведения их в соответствие с настоящим Постановлением.
3. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" настоящее Постановление окончательно, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и
действует непосредственно.
4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление
подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации" и "Российской газете".
Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
III. Административный кодекс РФ.
Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без
удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации
1. Проживание или пребывание гражданина Российской Федерации,
обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без
удостоверения личности гражданина (паспорта) или по
недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту)
либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства
влечет
предупреждение или наложение административного штрафа в размере до
одного минимального размера оплаты труда.
2. Допущение лицом, ответственным за соблюдение правил
регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации
без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по
недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту)
либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства,
а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в
принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без
удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации
по месту пребывания или по месту жительства влечет
предупреждение или наложение административного штрафа в размере от
одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
СпроситьМожем ли мы с мужем встать на очередь на получение жил площади? Собственного жилья нет, живем у родителей, прописка с мужем у нас разная, где прописан муж площадь квартиры 30 кв.м, где прописана я площадь квартиры 67 кв.м.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201511/17/30x30/127546.jpg)
Обратитесь в жилищный отдел при администрации, в случае признания нуждающимися в улучшении жилищных условий будет поставлены на очередность удачи вам.
СпроситьМы молодая семья (мужу 28 лет, жене 24 года), поженились полтора года назад. Сейчас ждём ребёнка. В данный момент живём на съёмной квартире. Муж прописан у родителей в квартире (50 кв.м.-прописаны двое (его мать и он)). Жена прописана у своих родителей (42 кв.м.-прописаны 4 человека). В собственности жил. площади нет ни у мужа ни у жены. Подскажите пожалуйста, проходим ли мы по критериям, как нуждающиеся? И можем ли мы рассчитывать на какую-нибудь помощь от государства. Спасибо.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201303/04/30x30/43600.jpg)
Жене нужно прописаться к мужу, после чего встать на очередь на улучшение жилищных условий, а затем подать заявку на участие в программе.
СпроситьЯ и муж - молодая семья, плюс я еще работаю в бюджете. От района выделяется 70 процентов (при наличии 30 %) на строительство или приобретение жилья. Для этого мы должны быть признаны как нуждающиеся в жилье. Я прописана в доме своих родителей, муж у своих. Нам нужно прописаться в одном месте. Но если муж пропишется в дом моих родителей площадь на одного получается 13 кв.м. (а нужно менее 12 кв. м.). В доме его родителей прописаны свекровь, брат мужа и муж. Можно ли прописать туда несовершеннолетнего малыша (1 год) - сын прописанного там брата мужа и меня? (при этом выписать его из дома где он прописан с мамой) не будет ли это специальным ухудшением жилищных условий?
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/М.png)
Вселение=регистрация по месту жительства (прописка) несовершеннолетнего ребенка к родителям ( к отцу) может быть произведена без согласия проживающих в этом жилом помещении лиц, а значит, не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.
СпроситьУ меня с мужем такая ситуация, живём у него дома прописки у нас разные, двое детей (дочь вместе со мной прописана у моих родителей, а муж с сыном у его родителей, все в одном городе Симферополь.) Общего жилья не имеем, хотим встать на очередь квартиры, так как на очередь земли отказали. У мужа родителей квартира 54 кв прописано там 6 человек, у моих родителей 42 кв прописано 4 человека, могут ли нас поставить на очередь?
![](https://u.9111s.ru/uploads/202311/30/30x30/1e21e804e3f175eb8855b60339b1fbfb.jpg)
Здравствуйте, вы можете быть признаны нуждающимися в установленном законом порядке в соответствии со статьей 51 жк РФ, если на каждого члена вашей семьи приходится менее учетной нормы жилплощади. Обращайтесь в администрацию по месту регистрации.
Удачи вам и всего наилучшего.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201707/22/30x30/329033.jpg)
Здравствуйте, в том случае если имеются законные основания, то конечно же вы можете быть признаны нуждающимися в согласно требованиям ст. 51 ЖК РФ,
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.04.2018)Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Вам следует обратиться в администрацию с соответствующим заявлением и документами.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202307/10/30x30/2367117d5291459823bbad1bffd8b9fa.png)
Ответ отключен модератором
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202312/18/30x30/f7444cc03e6d2527b8efff138ff066af.jpg)
Поскольку Вы одна семья, то чтобы встать на учет на жилье надо быть зарегистрированными по одному адресу. Определяйтесь, регистрируйтесь и обращайтесь в местную администрацию с заявлением о принятии на учет. Ст.51,52 ЖК РФ.Ваша семья должна быт ь малоимущей и предоставить соответствующие справки. Чтобы Вас поставили на учет будут проверять нуждаемость. Это чтобы на одного члена семьи приходилось жилья менее учетной нормы по Вашему муниципальному образованию.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/К.png)
Могут поставить.
Если оформите документы с помощью нанятого юриста.
Ст. 51 ЖК РФ предусматривает подобное.
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201803/16/30x30/408761.jpg)
Да могут, если вы всей семьей будете признаны малоимущими и у вас будет нехватка квадратных метров на человека. Для этого надо определится в одном месте жительства и и меть одну регистрацию всей семьей, В каждом регионе своя учетная норма жилья на человека, определена местным законодательством.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202403/03/30x30/309c73e1766e7a80cba912a1bf0b7da5.jpg)
Здравствуйте! Ваш вопрос регламентируется ст. 49 и 51 Жилищного кодекса РФ. Будет учтено, что у вас на каждого члена семьи фактически приходится 9.6 кв.м. то есть выше учетной нормы для постановки на учет на улучшение жилищных условий по городу Симферополю. Согласно закону города Симферополя «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» данная норма равна 8 кв.м., то есть если бы у вас на 1 члена семьи приходилось менее 8 кв.м. жилой площади - вы были бы поставлены в очередь.14 кв.м. - это норма при предоставлении жилой площади - ответ юриста Сальниклова - не точен. Ссылка на закон Подробнее ➤
СпроситьЯ прописана со своей семьей (я-31 год, муж-36 лет, дочь-9 лет, сын - 5 лет) у моих родителей.
Общая площадь квартиры-66,5 кв.м,прописано - 9 чел.
У мужа родители приватизировали квартиру и наши дети имеют 1/2 часть квартиры (общ площадь-60 квм, т.е 30 кв.м моим детям).
Администрация отказывает нам в программе, как нуждающие, т.к берут в расчет площадь и где мы все прописаны и приватизируемую площадь детей.
Так ли это? и куда обратится?
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Л.png)
Александра, отказ вполне правомерен. к тому же под молодёжные программы, Ваша семья уже не подходит по возрасту.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Л.png)
Наоборот. если хоть один из супругов достиг возраста 35 лет, то семья в подпрограмме. участия принимать не может. это первое, и второе. у детей имеется собственное жильё.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Л.png)
2. Кто может участвовать в программе?
Участником может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим критериям (п.6 - 8 Правил):
а) "возраст": возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
б) "нуждаемость": семья признана нуждающейся в жилом помещении.
в) "достаточность доходов": наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
2.1. Критерий "возраст". Необходимо разъяснить про предельный возраст (не более 35 лет любому из супругов). Существует "общий список" молодых семей, куда вошли все, изъявившие желание участвовать в программе и пока не получившие субсидию. Планируется, что эти семьи рано или поздно получат субсидию, по мере поступления средств. Но также существует (условно назовем его) "короткий список" молодых семей - это семьи, которые должны скоро (как говорит законодатель "в планируемом году") получить субсидию. Например, "короткий список" составляется в 2012 году, а субсидию семьи из "короткого списка" должны получить в 2013 году. Так вот, даже если молодую семью включили в "общий список" до исполнения хотя бы одному супругу 35 (36) лет, но на дату принятия решения о включении семьи в "короткий список" хотя бы одному из супругов исполнится 35 (36) лет, то молодую семью исключат из программы и субсидию не дадут. См. также ответ на вопрос № 11
2.2. Критерий "нуждаемость". Под нуждающимися понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Другими словами, даже если молодая семья еще не получила статус нуждающейся в жилье, она уже может претендовать на участие в программе молодая семья (в этом случае, содействие в получении семьей статуса нуждающейся в жилье осуществляет, как правило, тот же департамент, который ответственен за оформление в программе молодая семья).
Наиболее распространенным основанием признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении является нехватка квадратных метров, когда на каждого члена семьи приходится менее минимального размера учетной нормы жилья.
Учетная норма жилья в каждом муниципальном образовании (городе, поселке и т.п.) разная. Как самостоятельно в интернете узнать учетную норму жилья в своем городе (поселке) см. ответ на вопрос № 12.
При расчете "нехватки" метров следует иметь ввиду, что:
- учитывается общая площадь жилья, а не жилая;
- учитывается не только площадь жилья, которая находится в собственности у членов молодой семьи, но и то жилье, на котором члены молодой семьи вправе проживать (право проживания на определенной площади определяется по прописке);
- будет проведена проверка, не ухудшали ли члены молодой семьи в течение последних 5 лет свою обеспеченность жильем. Если ухудшали, то претендовать на признание нуждающимися молодая семья может только по истечении 5 лет с момента ухудшения своих жилищных условий. Это следует из статьи 53 Жилищного кодекса РФ
Пример определения "нуждаемости":
Молодая семья (муж, жена и ребенок) проживает в городе Ульяновске вместе с бабушкой и дедушкой ребенка в жилье с общей площадью 59 кв.м. Другого жилья, где члены молодой семьи вправе проживать, нет.
Учетная норма жилья в Ульяновске составляет 12 кв.м. на человека.
Таким образом, на 59 кв.м. проживают 5 человек, то есть на каждого человека приходится 59 : 5 = 11,8 кв.м., что менее учетной нормы 12 кв.м., следовательно, молодая семья является нуждающейся в жилом помещении.
СпроситьВ программе "жилье для молодежи 2011-2015 гг" предусматривает возраст хотя бы одного из супругов не старше 35 лет.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Л.png)
У меня 2 ребенка. По первому ребенку я как мать-одиночка. По второму нет, так как сейчас нахожусь в браке. Проживаю и прописана у своих родителей. Муж прописан у своих. В доме, где я и мои дети прописаны собственником жилья является мой отец. Общая площадь дома-89 кв метров. Прописано всего 7 человек. В доме проживает брат, который болен гепатитом С.имею ли я право встать на очередь на предоставление жиль?. Мне 28 лет.
![](https://u.9111s.ru/uploads/200112/29/30x30/40692.jpg)
Неизвестно, зависит от местного законодательства. Но если признают нуждающимися в улучшении жилищных условий и малоимущими - на очередь поставят.
СпроситьМы стоим в очереди на жилье как молодая семья по программе жилье молодой семье на 2011-15 гг.
Я прописана у своих родителей. Так же там прописаны мои родители и мой брат.
Но живу я с мужем в квартие его родителей где также прописаны его родители, муж и наш полугодовалый сын.
Площадь квартир примерно по 48 кв м каждая.
Вопрос: если мы с мужем купим комнату в общежитие и переедем туда в троем с сыном. Площадь комнаты 16 кв м.
Слетим ли мы с очереди? Если не слетим то могут ли нас сдвинуть в очереди назад?
Мы живем в башкирии г.уфа.
Заранее спасибо.
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Г.png)
Норма обеспечения жильем 12 квадратов. Если выйдите за пределы, то снимут с очереди
Спросить