Добрый день, Владимир.
Публичный сервитут призван обеспечить интересы неопределенного круга лиц, в том числе местного населения. Его отличительной чертой является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого такой сервитут установлен. Публичный сервитут фактически должен соответствовать тем целям, для которых он установлен, исходя из перечня, указанного в п. 3 ст. 23 ЗК РФ, при отсутствии иной возможности обеспечения публичных интересов. При этом границы сервитута должны быть оптимальными, обоснованными и максимально необременительными для соответствующего земельного участка. Именно поэтому принятию решения о введении публичного земельного сервитута должны предшествовать общественные слушания, которые обеспечивают соблюдение необходимого баланса публичного и частного интереса при использовании земельного участка.
Таким образом, установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах, в том числе местного населения. Установление данного сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующим согласия собственника или судебного решения. Однако это не лишает собственника земельного участка (землевладельца, землепользователя) права оспаривать решение об установлении публичного сервитута в судебном порядке[u][/u] (смотрите п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.04.2012 N Ф 02-1088/12 по делу N А 10-4412/2011, Западно-Сибирского округа от 04.06.2013 N Ф 04-2533/13 по делу N А 67-6980/2012).
На основании вышеизложенного, Владимир вы в праве обжаловать действия администрации в судебном порядке и представить доказательства того, что дорогу можно проложить в обход вашего участка или затронув только его часть.
Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута, определены положениями ст. 39.40 ЗК РФ. В частности, с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции; иное лицо, уполномоченное в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута.
Содержание такого ходатайства регламентировано ст. 39.41 ЗК РФ. В срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обеспечивает надлежащее извещение правообладателей земельных участков о возможном установлении публичного сервитута (п. 3 ст. 39.42 ЗК РФ).
Согласно п. 1, 3, 4, 7-9 ст. 39.43 ЗК РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение:
1) двадцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подп. 3 ст. 39.37 ЗК РФ;
2) сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подп. 1, 2, 4 и 5 ст. 39.37 ЗК РФ, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подп. 1 п. 3 ст. 39.42 ЗК РФ.
Орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, вправе по согласованию с правообладателями земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, и лицом, подавшим ходатайство об установлении публичного сервитута, утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем предусмотренный ходатайством.
Решение об установлении публичного сервитута должно содержать информацию, предусмотренную п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ.
На основании п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан:
1) разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) обеспечить опубликование указанного решения (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки и (или) земли, в отношении которых установлен публичный сервитут, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, в отношении которых принято указанное решение;
3) направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о правах на которые поступили в соответствии с п. 1, 8 ст. 39.42 ЗК РФ, с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным соответственно в выписке из ЕГРН и в заявлениях об учете прав (обременений прав) на земельные участки. Если указанные правообладатели сообщили адрес для связи в виде электронной почты, им также отправляется копия решения об установлении публичного сервитута в электронной форме;
4) направить копию решения об установлении публичного сервитута в орган регистрации прав;
5) направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута, сведения о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.
В силу п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.
Решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с п. 8 ст. 39.47 ЗК РФ правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 9 ст. 39.43 ЗК РФ).
Содержание соглашения об осуществлении публичного сервитута регламентировано п. 1 ст. 39.47 ЗК РФ.
Соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут (п. 2 ст. 39.47 ЗК РФ).
Подписанный обладателем публичного сервитута проект соглашения об осуществлении публичного сервитута в двух экземплярах направляется им правообладателю земельного участка.
Одновременно с проектом соглашения об осуществлении публичного сервитута правообладателю земельного участка направляются (п. 7 ст. 39.47 ЗК РФ):
1) сведения об утвержденных границах публичного сервитута или выписка из сведений об утвержденных границах публичного сервитута применительно к земельному участку правообладателя, с которым заключается соглашение;
2) отчет об оценке, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности в целях определения размера платы за публичный сервитут.
Правообладатель земельного участка вправе подписать соглашение об осуществлении публичного сервитута и направить его обладателю публичного сервитута или направить обладателю публичного сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо в течение четырнадцати дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях. Обладатель публичного сервитута, получивший предложение о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута на иных условиях, обязан в течение десяти дней направить правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, подписанный на предложенных условиях, или уведомление об отклонении такого предложения.
В соответствии с п. 11-13 ст. 39.47 ЗК РФ если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, указанного в п. 5 ст. 39.47 ЗК РФ, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения.
Правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. В этом случае соглашение об осуществлении публичного сервитута считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную сил
Спросить
Пожаловаться