Полагаю, что мало кто решился бы выставлять счет за горячую воду не имея температуры горячей воды в точке отбора.
ЖКХ. Правила игры. Кто их должен выполнять?
А кто не должен?...
(Сказка для потребителей тепла и теплоносителя).
В апреле 2014 года, в последних числах, в нашем доме ресурсоснабжающая организация включила общедомовой прибор учета тепла и теплоносителя. При этом она не оформила Акт ввода прибора учета в эксплуатацию, забыла передать прибор в эксплуатацию управляющей компании, да и сама эксплуатацией прибора учета заниматься не собиралась… (Ну не прочитала закон об энергосбережении, не изучила Правила № 354 и т.д., торопилась включить счетчик ресурсоснабжающая организация…).
Меньше всего ее беспокоил тот факт, что в первый же месяц работы прибора учета у жителей дома общедомовые расходы горячей воды выросли по сравнению с нормативом в 27 раз… А в среднем в 2014 году они выросли в 12 раз. Не так уж много, но все равно обидно. Да и до чего дойдут аппетиты ресурсоснабжающей организации еще не известно.
Очень заинтересовал меня, потребителя тепла и теплоносителя, этот факт. И стал я изучать работу прибора учета… Как ни странно, но мне при этом пришлось так же изучить работу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области и работу Правительства Иркутской области. Без этого разобраться в работе прибора учета никак нельзя. У этих организаций есть свои приемы борьбы с теми, кто мешает творить произвол ресурсоснабжающей организации. Главные из этих приемов: если претензия относится к одному правилу работы по коммерческому учету тепла и теплоносителя, надо отвечать про другое, но похожее правило… Второй прием: замалчивание, если я задаю им пять вопросов, они отвечают на один-два… (Строго говоря, они не ответили по существу ни на одну мою претензию. При этом сами про себя они считают, что ответили на все. Это прямо так и заявил Заместитель Председателя Правительства Иркутской области, но об этом позже) Третий прием: отговорка типа «это не входит в нашу компетенцию…». И как бы закон ни обязывал Службу государственного жилищного надзора привлекать экспертов в таких случаях, нашей Службе больше нравиться быть некомпетентной…
Ну а теперь все по порядку…
В Службу государственного надзора ЖКХ Иркутской области я написал около десятка писем. В первом письме я описал как отдельные месячные показания прибора учета, приведенные в моем Личном кабинете в 2014 году, не соответствуют реальному процессу в системе теплоснабжения: то месячный расход теплоносителя равен нулю, то месячный расход тепловой энергии равен нулю, а то и оба показателя равны нулю. При этом начисления по статье «общедомовые нужды по горячей воде» в те же периоды отнюдь не равны нулю. Нормальный здравомыслящий человек сказал бы: этого не может быть, а Служба государственного надзора обратилась в ресурсоснабжающую организацию, получила все необходимые данные и произвела бухгалтерские расчеты за 11 месяцев 2015 года… То, что эти данные не согласуются с данными прибора учета, Службу госнадзора не интересовало. Она разбирается в бухгалтерии, вот бухгалтерию и будем проверять. То есть Служба государственного надзора не отличает ошибку измерения (о которой говорил я) от ошибки расчета (которую она может выявить, компетенции хватает, но к которой нет претензий). Правда в данном случае Службе надзора не повезло: ошибка оказалась не только в измерении, но и в расчете. Потребитель в принципе не может такую ошибку обнаружить, для этого нужно иметь данные по всем 60-ти квартирам дома, нужно иметь лицензированную компьютерную программу и т.д. У Службы надзора все это было, не было только совпадения результатов расчета: результаты расчета начислений по статье «общедомовые расходы горячей воды» за одиннадцать месяцев 2015 года для моей квартиры оказались на 16,8 руб. меньше, чем у ресурсоснабжающей организации. Мне даже обещали выставить претензию ресурсоснабжающей организации и компенсировать этот перерасход. Но не случилось… Ресурсоснабжающая организация пересчитала свои данные и нашла, что Служба надзора ошиблась на 18 коп. Так и замяли это дело… Вот тебе и государственный надзор…
Другой пример.
Полагаю, что мало кто решился бы выставлять счет за горячую воду не имея температуры горячей воды в точке отбора. А наша ресурсоснабжающая организация ухитрилась поставить прибор учета тепла без термометра в точке отбора горячей воды для горячего водоснабжения. Без этого параметра нельзя рассчитать тепловую энергию горячей воды. Но ресурсоснабжающую организация это не смущает, не нужны ей измерения, достаточно посмотреть в потолок. В 2015 году мне удалось получить от ресурсоснабжающей организации копии распечаток суточных показаний нашего прибора учета, а копии они сделали с тех экземпляров, которые они использовали для расчетов начислений жителям дома. И на этих документах остались рукописные записи пересчетов расходов теплоносителя: завод-изготовитель выводит их в тоннах, а для расчетов теплопотребления их надо пересчитать в куб. метры. И этот пересчет однозначно указывает – температура горячей воды в точке отбора расчетчик принимает равной 65 градусов. Не исключено, что списание тепловой энергии на горячую воду производится по другой температуре, скорее всего более высокой. Главное, что ресурсоснабжающая организация нисколько не стесняется вести расчеты по придуманным ею параметрам. Эти 65 градусов используются в расчетах даже тогда, когда температура теплоносителя на входе в дом ниже 65-ти градусов, хотя даже ученики в школе знают, что, если нет нагревателя, то не может температура воды повыситься… Но и законы природы для ресурсоснабжающей организации – не указ.
Я могу еще долго перечислять грехи ресурсоснабжающей организации. Но важнее другое: я, чувствуя полную безнадежность дальнейшего общения со Службой государственного жилищного надзора, пошел дальше и обратился к Главному государственному жилищному инспектору РФ. И тут произошло самое интересное. Привожу полный текст этого письма, хотя на полное перечисление противозаконных действий ресурсоснабжающей организации сил уже не хватает.
В Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Главному государственному жилищному инспектору РФ
Чибису Андрею Владимировичу
Уважаемый Андрей Владимирович,
Я, Соболев Юрий Алексеевич, проживаю в многоквартирном доме в г. Ангарске Иркутской области по адресу: квартал 179, дом 6, кв. 41, являюсь собственником помещения в котором проживаю.
В апреле 2014 года в нашем доме установлен общедомовой прибор учета тепла и теплоносителя Взлет ТСРВ 026 М и по итогам работы этого счетчика в первый же месяц (май) плата за горячую воду на общедомовые нужды выросла у нас в 27,4 раза по сравнению с нормативом. В среднем по году эта плата выросла в 12 раз. В связи с этим, я стал анализировать работу прибора и при этом обнаружил много нарушений технической документации завода-изготовителя, Рабочего проекта и положений законодательства об энергосбережении.
В поисках справедливости я обратился в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области. В общей сложности я написал восемь писем и получил восемь ответов… Ни разу в письмах Службы государственного надзора не было сказано, что мои претензии не справедливы или безосновательны. На большинство моих претензий не было вообще никакого ответа. А когда ответ давался, то получалось не лучше…
Так например, в ответ на мою претензию по слишком большим начислениям по статье «горячая вода на общедомовые нужды» Служба надзора провела свой расчет начислений за одиннадцать месяцев 2015 года. Получилось на 16,81 рублей меньше, чем в расчетах энергоснабжающей организации ПАО «Иркутскэнерго». Это расхождение возникло из-за неправильного округления в расчетах ПАО «Иркутскэнерго». Мне даже обещали выставить претензию РСО и компенсировать переплату, но не получилось, т.к. энергетики нашли ошибку округления в расчетах Службы надзора, стоимостью в 18 копеек. Я пытался объяснить Службе, что дело не в округлении и не в 16-ти рублях, а в исходных данных. Нельзя пользоваться исходными данными, предоставленными энергетиками. А я долго добивался от РСО предоставления мне первичных данных и в мае 2016 года они, наконец, были мне предоставлены. Из них я увидел, что показания прибора учета в течение трех месяцев 2015 года не совпадают с исходными данными предоставленными Службе для расчетов и теми данными, по которым выставлены счета потребителям. Служба ничего не ответила на эти мои претензии… Получается, что Служба государственного надзора может решать только (и только) бухгалтерские задачи… Я предложил им переименоваться в Службу бухгалтерского надзора, тогда бы я не стал их беспокоить своими претензиями.
А на то, что ошибка в расчетах во много раз больше, мне стало особенно ясно из Платежного документа выставленного ресурсоснабжающей организацией за январь 2016 года: по итогам 2015 года и 8-ми месяцам 2014 года, по статье «отопление» указана цифра – 3137,39 руб, вместо обычных у нас в это время 1176,71 руб. Именно, со знаком минус. То есть я, вместе со всем нашим 60-ти квартирным домом, в течение 2015 года прокредитовал ПАО «Иркутскэнерго» на общую сумму около 130 тыс. руб. Правильнее сказать – должны были прокредитовать, если бы все платили не оглядываясь на произвол ресурсоснабжающей организации. Я, видя этот произвол, и учитывая, что больше всего произвола в счетах по статье «расход горячей воды на общедомовые нужды», отказался платить именно по этой статье. По статье «расход горячей воды на индивидуальное потребление» я, по крайней мере, могу оценить расход горячей воды по своему счетчику, а по статье «расход горячей воды на общедомовые нужды» я не могу оценить обоснованность счетов даже самым приблизительным образом – нет никаких данных. Тем не менее, постепенно стало ясно, что ошибка (точнее, одна из ошибок) кроется в расчете теплосодержания в горячей воде. Не имея термометра в точке отбора горячей воды ресурсоснабжающая организация назначает ей температуру 65 градусов, даже в тех случаях, когда температура теплоносителя на входе в дом около 50 градусов и это не считая работы элеваторного узла. Об элеваторном узле нужно заметить еще и то обстоятельство, что в рабочем проекте «Узел учета тепловой энергии и теплоносителя» в принципиальной схеме «Узла» он не показан, так же как не показан отвод для горячего водоснабжения. Вероятно все это не было показано в задании на проектирование, вероятно поэтому в проекте ничего не говорится о коммерческом учете горячей воды. Хотя в исходных данных для проектирования указаны и расход воды на горячее водоснабжение и тепловая нагрузка на горячее водоснабжение.
Подводя итоги переписки с нашей Службой надзора (дальнейшая переписка потеряла смысл), в письме на имя руководителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Воронова Дениса Александровича я собрал все главные, на мой взгляд, претензии, сопроводил их перечнем законодательных актов и технических документов, которые при этом нарушаются, перечислил к каким последствиям это приводит. Копию этого письма я и направляю Вам в приложении к настоящему письму. Ответа от Воронова Д.А. я уже не ожидаю.
Прошу Вас дать оценку действиям Службы государственного жилищного надзора Иркутской области и энергоснабжающей организации ПАО «Иркутскэнерго». Поскольку ПАО «Иркутскэнерго» установило в нашем городе более шестисот общедомовых счетчиков тепла и теплоносителя и вряд ли при этом оно работало более тщательно, на мой взгляд, должно быть проверено, какие нарушения допущены при монтаже счетчиков и при их эксплуатации во всех МКД, где счетчики устанавливала эта организация. По крайней мере известно, что ни один из установленных этой организацией счетчиков не сдан в эксплуатацию управляющей организации (этот вопрос рассматривался в Администрации АГО в сентябре с.г.).
Полагаю, что по совокупности всех перечисленных мною незаконных и противозаконных действий ПАО «Иркутскэнерго» в части коммерческого учета тепла и теплоносителя, счета за горячую воду, расходуемую на общедомовые нужды, с момента включения прибора учета должны быть аннулированы и выставлены новые счета - по нормативу, как это положено при неработающем общедомовом счетчике. С аналогичным предложением я уже обращался к иркутской Службе надзора и в ответ получил очень конкретный ответ – не вижу оснований. Какие еще нужны основания, я так и не узнал… Проделать это нужно до июня 2016 года, т.к. с июля эти начисления производятся по нормативу, по Постановлению № 603.
Прошу Вашей помощи!
Что было дальше? Департамент жилищно-коммунального хозяйства МИНСТРОЯ РОССИИ направил мое обращение в Правительство Иркутской области, а в сопроводительном письме записал: Заявитель в обращении указывает на наличие нарушения и (или) не соблюдение его прав и законных интересов на территории Иркутской области. На основании вышеизложенного, в соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» прошу обеспечить внимательное, всестороннее, объективное рассмотрение обращения, в том числе дать поручение уполномоченным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации провести необходимые проверки по фактам, изложенным в обращении, дать соответствующие разъяснения, о результатах и принятых мерах прошу проинформировать заявителя и в копии Минстрой России. (выделено мною).
Правительство Иркутской области это рассмотрение поручило Заместителю Председателя Правительства Иркутской области Кондрашову Виктору Ивановичу. И он рассмотрел, но не мои претензии, а то, что ответила на них Служба государственного надзора ЖКХ Иркутской области. К этому свелась вся его внимательность, всесторонность и объективность… А всего то и надо было только спросить Службу госнадзора, почему ни про одну мою претензию Служба госнадзора не записала: без основательно, не подтверждается проверкой и т.д. Про то, что согласно законодательству при недостатке компетенции Служба госнадзора должна обращаться к экспертам, не вспомнил и Заместитель Председателя Правительства. Зато, оправдывая действия Службы госнадзора, он ясно показывает как надо использовать прием «если претензия относится к одному предмету, то будем оправдываться про другой, но похожий предмет»: в своей претензии я говорю о том, что прибор учета не сдан в эксплуатацию к маю 2014 года и работает до января 2017 года без наблюдения, а Заместитель Председателя Правительства мне великодушно сообщает: «…Службой выдано предписание РСП ОАО «ДОСТ» в срок до 15 февраля 2017 года ввести общедомовой прибор учета потребления тепловой энергии и теплоносителя в эксплуатацию после произведенного ремонта.» Этот ответ мне говорит прежде всего о том, что эксплуатация прибора учета входит в компетенцию Службы госнадзора, а с другой стороны, говорит мне о том, что интересоваться эксплуатацией прибора учета она не желает и все мои указания на неправильность показаний прибора учета ее не интересуют, а ресурсоснабжающая организация сумеет заменить их своими придумками. И конечно напрасно ожидать от Заместителя Председателя Правительства, что он будет считаться с тем, что моя претензия в данном случае относится к периоду с мая 2014 года по декабрь 2016 года. Даже самая лучшая эксплуатация в 2017 году не исправит работу счетчика в 2014-2016 г.г.
И только одно мне стало ясно из этих объяснений: главным покровителем произвола ресурсоснабжающей организации в Иркутской области является Правительство Иркутской области и, конкретно, Заместитель Председателя Правительства Иркутской области Кондрашов Виктор Иванович, он сам в этом расписался… Может быть так и должно быть, Правительство имеет право законодательной инициативы, но ни одного законодательного, распорядительного или какого-то другого акта нашего Правительства на эту тему я пока не знаю.
Следует отметить и положительный момент в деятельности ресурсоснабжающей организации. В письме в адрес Главного инспектора ЖКХ я уже отметил отрицательную величину начислений по статье «отопление»-3137,39 руб. в январе 2016 года. Это означает, что ресурсоснабжающая организация признает, что она в течение 2015 года и 8-ми месяцев 2014 года выставила счетов за тепловую энергию на эту сумму больше, чем израсходовала на подогрев воды. В связи с этим на следующий год была снижена плата по статье «отопление» на 178 руб./мес. Это повторилось со счетом в январе 2017 года. И снова плата по статье «отопление» снизилась на 68 руб./мес. (эти последние суммы относятся только к моей трехкомнатной квартире, а с учетом того факта, что моя квартира по площади составляет долю в 0,0243, переплата по дому в целом составила в 2015 году 129110 руб., а в 2016 году 77407 руб. ). Эти суммы будут возвращены потребителям. Однако нет никакой уверенности в том, что ресурсоснабжающая организация при этом возвращает все, что она незаконно присвоила. Измерения должны производиться по всем правилам и обязывать потребителя кредитовать ресурсоснабжающую организацию никто не имеет права.
И конечно интересно, что думают по этому поводу юристы? Можно ли как-то помочь потребителям тепла и теплоносителя?
К чему вы все это здесь выложили? На данном сайте предоставляются юридические консультации. Если у вас есть вопрос, сформулируйте его.
СпроситьАнгарск - онлайн услуги юристов
Незаконные требования ресурсоснабжающей организации за установку общедомового прибора учета тепловой энергии и
Организация холодного водоснабжения отказывается принимать оплату по показаниям прибора - кто прав?
Теплоснабжающая организация ТЭС в Якутии выдает акты ввода в эксплуатацию приборов учета на срок метрологической поверки
Не установили пломбу на ПРИБОРЕ УЧЕТА - нарушение правил и Конституции в доступе к газовому оборудованию.
Можно ли рассчитывать на положительный исход в суде
